Особенности общения с пациентом

Самое важное по теме: "особенности общения с пациентом" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Особенности общения с пациентом

Современный специалист со средним образованием в медицине должен обладать широким спектром умений. В настоящее время, одним из важнейших практических навыков, используемых в сестринском деле, является общение с пациентом. В здравоохранении всё четче прослеживается тенденция к персонифицированному лечению. В связи с этим, умение создать положительный эмоциональный фон в отделении так же важно, как умение медсестры непосредственно выполнять манипуляции.

На современном этапе развития медицинской науки и практики значительно возросла роль медсестры. По оценкам, медсестры составляют большинство медицинского персонала (до 70%) и обеспечивают до 80% объема прямой помощи пациентам. Именно на сестрах лежит основная ответственность за осуществление большого числа практических мер, включая уход за пациентами. В то время как врачи специализируются на технологической стороне лечения, медицинские сёстры непосредственно его осуществляют.

Медсестре необходимо умение устанавливать контакт с пациентами, создавать особый эмоциональный климат, необходимый для лучшего лечения и восстановления пациентов. В дополнение к специальным процедурам, больница предоставляет пациентам психологическую поддержку, устанавливает и поддерживает долгосрочные отношения с ними. [2]

Движение за развитие сестринского дела имеет полное право на существование, наряду с врачебным. Развитие сестринского дела как самостоятельной медицинской профессии породило формирование отдельного направления — этики сестринской. Принятие международных и национальных документов по этике сестринского дела имеет первостепенное значение.

В 2015 году состоялось важное событие для Российского сестринского дела – I Международный саммит медицинских сестер. В Москве собрались представители России, Израиля, Казахстана, Беларуси и Украины для обсуждения актуальных проблем. В России, несмотря на достаточное количество кадров, соотношение числа врачей и специалистов со средним медицинским образованием составляет 1:2,4, что гораздо ниже аналогичного показателя большинства стран мира. За развитие, в том числе и сестринского дела, на государственном уровне занимается Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Государственная программа «Развитие здравоохранения» определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение. Реализация мероприятий Госпрограммы предусмотрена в два этапа: первый этап — с 2013 по 2015 год, второй этап — с 2016 по 2020 год. Непосредственным результатом реализации государственной программы будет являться достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала до 1:3 в 2020 году.

Данные мероприятия помогут в решении важных проблем сестринского дела в России: нехватки персонала, недооценки роли медсестры и низкого престижа профессии, необходимости реорганизации последипломного образования.

Уже по прошествии трех лет, становятся заметны изменения, связанные с увеличением престижа профессии медицинской сестры, осознанности населения в отношении важности деятельности медицинских сестёр.

Хотя медсестра сама не лечит пациента, а исполняет назначения врача, ее роль очень велика, потому что, находясь с пациентами, она замечает все изменения, которые происходят в его состоянии, может успокоить его и облегчить его страдания.

Работа сестры очень ответственна, помимо любви к работе и внимательности к пациенту, сестра должна обладать достаточными медицинскими знаниями.

Медсестра, основная обязанность которой заключается в том, чтобы заботиться о пациенте, обязана не только знать все правила ухода и умело выполнять медицинские процедуры (ставить банки, готовить ванны и т. д.), но также четко понимать механизм действия конкретного лекарства или конкретной процедуры на тело пациента.

Помимо знания своих обязанностей и полного понимания дела, сестра должна быть в состоянии своевременно заметить все изменения в здоровье пациента. Это важно, особенно когда состояние пациента ухудшается. Эти изменения могут быть своевременно учтены только в самом внимательном отношении ко всем, даже к самым незначительным проявлениям заболевания. Правильное и плодотворное лечение невозможно, если пропускаются признаки одышки, отеков, бледности или цианоза кожи, прекращение мочеотделения, начала обморока, падения пульса, образование язв под давлением и других признаков, которые могут быть совершенно незаметными даже для пациента. [5, с 931-933]

Сестра должна быть хорошо знакома с теми симптомами, которые обнаруживаются при осмотре. Она должна обратить на них внимание, уметь их заметить.

Изучить приёмы очень сложно, их нужно развивать, применять на практике. Постоянное внимание к наименьшим изменениям состояния пациента постепенно развивается путем наблюдения.

В условиях стационара, пациент становится частью жизни большого отделения. Из среднего медицинского персонала его окружают: старшая, палатная, процедурная, младшая медсестры. Все они, выполняя свои профессиональные обязанности, влияют на жизнь пациента.

Лечить больного необходимо совершенно иначе, чем здорового человека, потому что у пациента часто бывает другая психология, а нервная система нестабильна. Сестра ближе к пациенту, чем врач; она проводит большую часть своего времени в палате. Заботясь о пациенте и выполняя различные процедуры, сестра постоянно общается с пациентом.

Сестра должна иметь возможность разговаривать с пациентами, осуществлять, то есть изучать «правильный подход к пациенту».

С пациентами разного развития и разным культурным уровнем нужно говорить по-другому, то есть подход к каждому из них должен быть индивидуальным. Каково выражение этого конкретного подхода, особая способность лечить больного человека и нужно ли обращаться к больному человеку иначе, чем к здоровому человеку. Соединяя болезнь, неприятные и часто болезненные ощущения, пациент часто становится взволнованным, нетерпеливым, капризным. Конечно, пациента в этом состоянии следует лечить иначе, чем здорового человека. При длительном хроническом заболевании, не замечая улучшения в течение длительного времени, пациент часто впадает в депрессивное состояние, перестает верить в выздоровление. Он беспокоится о том, сможет ли снова работать, будет ли он жить. А поэтому и часто преувеличивает свои ощущения без особых причин.

Различные тяжелые переживания, тревоги, страхи, страдания, постоянные мысли о болезни меняют психику пациента. Конечно, и отношение к нему должно быть иным. Хорошо известно, насколько важно состояние нервной системы для начала заболевания, его курса и результата. Поэтому сестра должна, в первую очередь, оказать благотворное влияние на нервную систему пациента. Нельзя спорить с больным человеком, спорить, сердиться на него, выражать свой голос. Напротив, нужно относиться к нему любезно, уважительно и спокойно, даже если он взволнован и груб. Его следует успокаивать всеми возможными способами, и, если возможно, то создать иллюзию уступки, но в то же время твердо и настойчиво требовать, чтобы он выполнял все необходимые меры и подчинялся существующим правилам.

Читайте так же:  Разные жизненные ценности

Примечательным является тот факт, что алгоритм выполнения любой манипуляции всегда начинается с установления доверительных отношений с пациентом, объяснения сути проводимой процедуры. Это связано с приданием значения психотерапевтическому эффекту общения медицинской сестры и пациента. [4]

В основе межличностного взаимодействия лежит уважение к человеку, его здоровью и достоинству, что и составляет философию сестринского дела. Через общение, проявляются индивидуальные характеристики пациента и профессиональные характеристики медсестры. Взаимодействие с пациентом без учета его ментальной, социальной и духовной сфер механизируют процесс оказания помощи пациенту.

Существует два способа передачи информации: словесная (устная или письменная речь) и невербальная (поза, жест, мимика и т. д.). Выбор способа передачи информации зависит от содержания сообщений и индивидуальных качеств получателя сообщений. Часто для передачи сообщений используется несколько каналов, например, устная речь сопровождается демонстрацией выражения лица и жестов.

Вербальное общение включает в себя два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть четким и точным. Неправильно установленный вопрос может сделать сообщение может привести к ошибке при уходе или лечении.

Как правило, люди намного хуже способны сознательно управлять каналом невербальной коммуникации. Движения человека в процессе социального взаимодействия изучает наука кинесика. Исследователи доказали, что устной речью легче управлять, чем выражением лица и жестами, так как невербальная информация тесно связана с психическим состоянием человека.

Один из важных аспектов невербальной коммуникации – поведение медсестры.

[1]

Выражение лица медицинской сестры значительно влияет на эффективность связи с пациентом. В выражении лица медсестры пациенты ищут, как правило, невербальные сигналы, указывающие на серьёзность или прогноз болезни.

Так же одним из важных аспектов общения является внешний вид медицинской сестры. В разных странах, в зависимости от уровня экономического развития, культуры и религии, у общества есть определенные ожидания, устоявшиеся представления о медсестре.

Важна деятельность медицинской сестры и в конфликтной ситуации. Главная цель деятельности медсестры заключается не только в предотвращении конфликтов, но и в способности проанализировать конфликт и действовать в нём, для его скорейшего разрешения. Только полностью осознавая ситуацию, можно начать ее решать.

Известно, что словом можно нанести обиду человеку или изменить к худшему его эмоциональное состояние. Например, сообщение о смерти близкого человека, может привести к резкому раздражению коры головного мозга с последующим заболеванием.

Так называемые иатерогенные заболевания из-за непреднамеренно сказанного слова.

Иногда медицинские работники, в том числе и сестры, говорят много лишних вещей, которые наносят большой ущерб пациентам, особенно впечатлительным и ипохондрическим. Они должны не только проявлять осторожность в словах, но и следить за своей интонацией, выражением лица.

Но это слово имеет не только смысловую, но и терапевтическую ценность. Большую роль в положительном лечении играет утешение и участие. Важно поддерживать пациента, надеяться на выздоровление или улучшение, верить в данное лекарство или медицинское вмешательство. У медсестры должно быть много терпения и такта, чтобы поддерживать здоровую, спокойную обстановку в палате. [3]

Чтобы повысить эффективность разрешения и предотвращения конфликтов, можно использовать правила поведения, например:

  1. Оценить собственные действия и действия оппонента, избегая ложного восприятия и его действий;
  2. Беспристрастно посмотреть на ситуацию с точки зрения оппонента;
  3. Не выражать свои комментарии о действиях и высказываниях оппонента, чтобы не вызвать его агрессивную реакцию.

Нерешенный или не полностью решенный конфликт, ухудшит профессиональное взаимодействие и психологический климат в медицинском учреждении. Подорвёт доверие пациентов персоналу, ухудшат их эмоциональный дух. Поэтому медперсонал любого профиля должен быть в состоянии правильно проанализировать конфликтные ситуации и владеть приемами их успешного разрешения.

Медсестра может самостоятельно контролировать, вести медицинскую историю. Кроме того, создание профессиональных сестринских организаций, которые занимаются сестринским обслуживанием в системе здравоохранения, повышают престиж профессии, привлекают членов организации к сестринскому образованию, защищают законные права медсестер. Медсестры, обладающие новейшими знаниями, могут более эффективно и грамотно выполнять свою работу, что не только влияет на благосостояние пациентов, но и приводит к увеличению удовлетворения от работы.

Хотя в большинстве учреждений медсестрам присваивается роль исполнителя, реформы сестринского дела приведут к повышению профессионального и социального статуса сестёр, а также изменит престиж профессии и совершенствование медицинской помощи в лучшую сторону.

Для установления лучшего взаимодействия медсестры и пациента, медсестра должна обладать высокой культурой общения, обращать внимание на особенности возраста, болезни пациента.

Говорить необходимо четко, неторопливо, с максимальным проявлением дружелюбия, проверяя, правильно ли собеседник понимает смысл сказанного. Медицинские сестры должны попытаться провести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных характеристик, вкусов и желаний пациента. [1]

В ходе разговора должно возникнуть взаимопонимание пациента и медицинского работника. Искусство общения, знание психологических характеристик и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых связана с постоянными контактами с людьми. Способность строить отношения с пациентами, находить подход к ним, размещать их для себя особенно необходима медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизни и профессионального успеха. Важны и естественные способности, и образование.

В разговоре с пациентом следует минимизировать использование медицинских терминов. О медицинских манипуляциях информировать в рамках компетенции медицинского работника. Не следует ожидать, что пациент сразу запомнит необходимые маршруты, нужных врачей. При этом пациент не должен чувствовать вины за неточную реализацию инструкций или рекомендаций. Если это возможно, медицинская сестра даёт четкие и конкретные рекомендации, возможно в письменном виде.

Пациенты, находящиеся в стационаре, переживают разные эмоции в ответ на изменение собственного самочувствия и работу кадров отделения. Задача медсестры — помочь пациенту справиться с трудностями, оказать психологическую поддержку как пациентам, так и родственникам.

Особенности общения врача с пациентами

Навык вести продуктивный диалог при ограниченном времени приёма необходим всем медработникам (Чебыкина, 2017).

Процесс общения разделяют на 5 этапов:

Вступление в контакт
Совместный анализ проблемы
Совместный поиск решения
Решение
Выход из контакты

[3]

Этап 1.Вступление в контакт.

Читайте так же:  Паллиативная помощь новое

*Задача медработника – создать атмосферу взаимного доверия.

1.Называть посетителя по имени и отчеству. 2.Установить и поддерживать контакт глаз в процессе общения, улыбаться, если это уместно. 3.Можно завести малый разговор, сделать комплимент. Достаточно пары фраз. 4.Важно наладить контакт. Это первый шаг к доверительным отношениям.

Алгоритм 1 этапа

*Приветливо посмотреть на пациента, поприветствовать, предложить сесть, уточнить личные данные, запомнить имя и отчество, вступить в разговор.

Этап 2. Совместный анализ проблемы.

Алгоритм действий на 2 этапе.
Задать 1-2 открытых вопроса, внимательно выслушать ответы, задать 3-4 уточняющих вопроса.

Этап 3. Совместный поиск решения.

*Важно выслушать варианты пациента и ответить на возражения.

На 3 этапе могут возникать конфликты в процессе работы с возражениями.

•Доктор перестал слышать пациента: игнорирует его мнение, имитирует слушание или слушает избирательно.

•Врач не учитывает интересы больного. Работа с возражениями будет отнимать время приема.

Рекомендации по общению с конфликтными пациентами

Исход конфликтной ситуации зависит от умения специалиста занимать профессиональную позицию, выстраивать границы делового взаимодействия.
Используйте прием «соглашение в малом»: «Да, согласен. Я не проявил внимания и не спросил вас о состоянии стула. Но и вы тоже не сказали мне о том, что у вас есть такие проблемы». Если человек слышит признание своей правоты, его намерения конфликтовать снижается.
Иногда может помочь прямой вопрос: «Что с вашей точки зрения, я должен сделать в этой ситуации?» . Приглашение занять партнёрскую позицию.
Объясняйте, почему вы назначаете определенный вариант лечения. Пациенты хорошо воспринимают доводы со ссылкой на авторитетный источник.
Алгоритм действий на 3 этапе.

*Назвать варианты решения проблемы пациента, внимательно выслушать ответные предложения, разъяснить свою точку зрения, найти общее решение.

Уточнить: «У Вас есть еще вопросы?» Если пропустить этот этап, врач столкнется с тем, что пациент забыл, не пришел, пришел не туда или не вовремя, не выполняет назначения.

Алгоритм действий на 4 этапе.
Проговорить решение, получить согласие, выдать направления и рецепты, талоны на прием.

Этап 5. Выход из контакта.

*Вежливо попрощаться, при необходимости напомнить о сроке следующего посещения. * *Простое «Жду Вас через 3 дня» будет вежливым прощанием и одновременно напомнит о сроке следующего посещения.

Если пациент заходит на приме без очереди, попросите его покинуть кабинет. Выйдите к очереди и проговорите порядок приема.
Если пациент проявляет неуважение, пытается руководить лечением, остановите его. Скажите, что сможете продолжить лечение, только если пациент будет вести себя уважительно.
Не вступайте в словесные перепалки. Не оправдывайтесь, не пытайтесь смягчить ситуацию. Задайте деловые границы для вашего взаимодействия. Четко обозначьте требования, соблюдать которые необходимо в вашем кабинете.
Литература

1.Вохмянина Т.В. Как вести себя с конфликтными пациентами // Заместитель главного врача . №1.2017. С.98-105.

2.Чебыкина Т. Обучение медперсонала общению с пациентами // Здравоохранение . №5.2017. С. 66-70.

Правила эффективного общения с пациентом

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Создать приятную атмосферу общения

2. Добиться доверительного отношения с пациентом

3. Говорить на языке пациента

4. Уметь слушать

5. Обратить внимание на свой внешний вид и расстояние до собеседника

6. Точно формулировать вопросы

«Не думайте, что за больным может ухаживать всякий. Это дело трудное, требующее навыка, умения, знаний». (Ф. Найтингейл.)

[2]

Обучение в сестринском деле или сестринская педагогика включают в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников.

Задачами обучения являются: профилактическая работа с населением, пропаганда здорового образа жизни и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни. Медсестра должна суметь вызвать у пациента желание обучаться, т.е. мотив, например, сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния пациента, необходимость осуществлять самоуход. У каждого обучаемого мотивация индивидуальная, она зависит от содержания, приемов, форм и разнообразия методов обучения.

Средства обучения: вербальные, технические, учебно-наглядные пособия и специальное оборудование обеспечивают качественное усвоение знаний и формирование навыков у пациента.

Функции медицинской сестры как преподавателя

Терапевтическое обучение становится частью ежедневной жизни пациента, его психологического окружения, затрагивает семью, родственников. Задачами качественного обучения являются подготовка пациента к самоуходу, повышение качества его жизни, улучшение состояния здоровья или адаптация к измененному состоянию. Сегодня пациент является непосредственным участником лечебного процесса. Современные подходы к лечению, работа «школ» сестринского обучения больных дают возможность пациентам, страдающим различными заболеваниями, жить долго и вести активный образ жизни. С больными проводят занятия по обучению техники выполнения инъекций, расчета дозировки лекарств, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.

Обучение может проводиться двумя способами: формальным и неформальным. При обучении учитывается пол, возраст, профессия, образование пациента, наличие у него навыков самоконтроля, нарушений зрения и слуха. Обучение является важной функцией сестринского дела, помогающей пациентам адаптироваться к своему состоянию, сохранить максимально возможный комфортный уровень жизни. Процесс обучения пациента и его семьи зависит от профессионализма медсестры, ее опыта, знаний, умений и навыков. Она должна обучать пациента и членов его семьи конкретным навыкам самоухода и взаимоухода, уходу за ребенком, приему лекарств, подготовке к исследованиям, рациональному питанию, адекватной физической нагрузке. Для этого ей необходимы знания познавательной, эмоциональной и психомоторной сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать. Информацию пациенту следует давать, соблюдая принципы обучения: доступно, поэтапно, от простого к сложному для овладения знаниями, умениями и навыками самоухода.

Медсестра должна иметь организаторские способности, быть коммуникабельной и конструктивной, а также всегда помнить о медицинской этике, деонтологии и сестринской философии, отличаться культурой общения и высоким творческим потенциалом.

Особенности общения врача и пациента

Общение врача и пациента осуществляется в большинстве случаев на межгрупповом уровне общения, в рамках реализации общественных отношений, т.е. в тех ситуациях, когда незнакомые друг другу люди общаются как представители определенных групп. В таких ситуациях люди, как правило, выполняют определенные социальные роли.

Социальная роль человека определяется его социальным статусом. Социальный статус – это позиция человека в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе [13]. Статус как положение личности в обществе наделяет человека соответствующими правами и обязанностями, которые выступают в качестве регуляторов общественных отношений.

Читайте так же:  Психологический климат в трудовом коллективе

Социальная роль – это стереотипное поведение, обусловленное социальным статусом человека, определяющим функции данного индивида в данном обществе, и связанными с этим статусом ожиданиями других людей по отношению к человеку, занимающему данное положение в обществе.

Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, как человек в действительности выполняет свою роль. Ролевое поведение определяется не только ролевыми ожиданиями, но и личностными особенностями человека, занимающего данный социальный статус. Поэтому два разных человека, занимая одно и то же положение в обществе, т.е. имея одинаковый статус, всегда по-разному исполняют связанную с этим статусом роль.

На пути реализации ролевого поведения человека нередко возникают те или иные препятствия. Наиболее сложными из этих препятствий считаются различные ролевые конфликты, которые, в зависимости от сущности конфликта, классифицируют на следующие виды [7; 13]:

  1. Конфликт между личностью и ролью, при котором субъективное «Я» вступает в противоречие с предписаниями социальной роли. В этом случае требования роли являются неприемлемыми для личности либо расходятся с возможностями человека. Если роль выше возможностей личности, то возникают явления переутомления и неуверенности в себе. Если роль ниже возможностей личности, то роль, как правило, воспринимается личностью как недостойная, унизительная.
  2. Межролевой конфликт, при котором личность выполняет две или несколько ролей, требования к одной из которых противоречат требованиям к другой или нескольким другим ролям.
  3. Внутриролевой конфликт, при котором присутствует противоречие ожиданий различных групп или личностей по отношению к одной и той же роли.

Длительное выполнение человеком одной и той же профессиональной роли, сопровождающееся высокой степенью интернализации (присвоения) данной роли, может привести к такому явлению, как «профессиональная деформация» личности. «Профессиональная деформация» проявляется в том, что профессиональные стереотипы действий, отношений становятся настолько характерными для человека, что он не может и в других социальных ролях выйти за рамки сложившихся стереотипов, перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям [7].

Перечисленные закономерности распространяются и на социальный статус и роль врача.

В связи с гуманистической направленностью медицины как сферы профессиональной деятельности, социальный статус врача наделяет его определенными этическими обязанностями по отношению к пациенту. В настоящее время в медицине сосуществуют следующие этические модели:

Таким образом, этические модели профессиональной деятельности врача должны являться регуляторами общения врача и пациента. При этом этика врачебной деятельности не только теоретически обусловлена гуманистическими принципами, но и практически влияет на эффективность лечения: «Межличностное взаимодействие врача с пациентом направлено на решение главной задачи врачебной деятельности – выздоровление больного. Успешное решение этой задачи оказывается возможно при условии правильной организации отношений врача с больным. … Проблема общения врача с пациентом представлена в немногочисленных исследованиях под разным углом зрения (И.Харди, Е.И.Климов, Л.Н.Собчик и др.), но все авторы единодушны в одном: общение врача с пациентом есть необходимая составляющая, определяющая успешность медицинской практики» [2].

Однако, к сожалению, особенности профессиональной деятельности врача, как правило, порождают ускоренное развитие профессиональной деформации и, как следствие, особенности общения врачей с пациентами начинают противоречить этическим принципам медицины: «Р. Конечный и М. Боухал (1974) … пишут: «Профессиональной де­формацией являются и поведение, и выражения медицинских работников, при которых под влиянием привычки проявляется черствость по отношению к боль­ным в такой степени, что у немедиков создается впечатление бездушия и цинизма. Например, если врач или медсестра не считают нужным отделить хотя бы шир­мой умирающего больного в 20-коечной палате. Или врачи, совершая обход, при больном дискутируют о неблагоприятном исходе его болезни. … Профессиональная деформация … проявляется у вра­чей в используемом ими жаргоне. Они могут, например, во время общения друг с другом сказать, что в палате лежат четыре желудка, три желчных пузыря и одна почка. … Дегуманизацию отношений медицинских работников к пациентам, а отсюда – грубость и безответственность к своему делу, отмечают многие отечественные и зарубежные авторы. … Эта профессиональная деформация называется по-разному, как «потеря больного» или как «ветеринаризация» меди­цины» [6, с.362].

Подобного рода нарушения врачебной этики могут приводить в результате общения врача и пациента к так называемым ятропатогениям, или ятрогениям – психогенным заболеваниям пациентов, обусловленным неосторожными высказываниями или поведением медицинских работников в результате неправильно проводимого медицинского просвещения, про­филактических обследований и выявления симптомов различных заболеваний.

К сожалению, ятрогении распространены достаточно широко и не являются редкими случаями в медицинской практике. «Карл Краус афористически выразил это так: «Наиболее распростра­ненным заболеванием является диагноз». В качестве примера им приводится слу­чай 56-летней женщины, которая в течение 13 лет лежала в постели, боясь смерти, пока не было установлено, что первоначальный диагноз миокардита был необосно­ванным. … А. Р. Лурия (1944) приводит случай с одной больной, которая находилась в состоянии психической и функциональной компенсации. Молодой врач на курорте обнаружил у нее повышенное кровяное давление (больше 200 мм ртутного столба) и сказал ей: «Как вы можете жить с таким давлением? Будьте осторожны, иначе у вас могут лопнуть сосуды мозга». После этого больная впала в депрессивное состояние и на долгое время оказалась прикована к постели» [6, с.365].

На пути реализации эффективного общения врача и пациента, связанного соответственно с эффективностью достижения цели такого общения – выздоровления пациента, – часто возникают различные препятствия. Наиболее распространенными при этом являются препятствия лингвистического характера [14], связанные со специфическим языком, используемым в профессиональной деятельности врача. Непонимание пациентами профессиональной лексики врача приводит к нарушениям коммуникативной стороны общения между врачом и пациентом, т.е. пациент не понимает либо искаженно понимает информацию, передаваемую врачом. Недостаточно ясные для больного высказывания врачей могут так же приводить к ятрогениям. Так, например, «больной впал в тяжелое депрессивное состояние после того, как врач сказал ему, что необходимо сделать томографическое исследование. На вопрос, что это такое, врач ответил: «Это такой рентгенологический разрез легких». Дома боль­ной сказал, что ему будут резать легкие рентгеном» [6, с.365].

Для устранения препятствий, возникающих на пути эффективного общения врача и пациента, целесообразно придерживаться разработанных в современной литературе практических рекомендаций по оптимизации общения врача и пациента (см. приложение).

Читайте так же:  Таблица кризисов ребенка до года

Основные особенности общения врача и пациента определяются взаимоотношениями врача и пациента, которые могут быть различными. О.М.Лесняк выделяет 5 основных моделей построения взаимоотношений врача и пациента [9]:

Модель Роль врача Описание модели
Активно-пассивная Выполняет свою работу без участия пациента. Основана на представлении, что врач лучше знает, что надо больному. Больной не может участвовать в принятии решений.
Покровительственная Объясняет пациенту, что необходимо сделать, чтобы помочь ему. Выполняет роль наставника. Больному сообщается лишь та информация, которая, по мнению врача, необходима
Информативная Роль компетентного технического эксперта. Врач доносит до больного всю информацию, а больной сам выбирает.
Интерпретивная Консультирует больного и помогает ему принять решение. Выполняет роль советника. Предполагается, что больной нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Решение будет принимать он сам.
Совещательная (договорная) Вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения больного и помогать ему принять правильное решение.

В современной медицинской практике в нашей стране наиболее часто используются активно-пассивная и покровительственная модели взаимоотношений врача и пациента. Однако эти модели противоречат принципам биоэтики и должны применяться лишь в случае необходимости неотложных вмешательств (срочная операция или бессознательное состояние больного).

По мнению Лесняка, оптимальной является совещательная модель взаимоотношений врача и пациента: «она основана на том, что обычный взрослый человек в состоянии синтезировать информацию и выделить для себя приоритеты, а обычный врач обладает достаточными коммуникационными навыками для того, чтобы помочь пациенту в этом. Предполагается также, что врач в состоянии видеть разницу между предпочтениями самого пациента и теми рекомендациями, который должен дать профессионал. Именно эта модель способствует пониманию больным таких важных для него факторов, как профилактика, здоровый образ жизни, правильное лечение. Совещательная модель изменяет роль больного в самом процессе диагностики и лечения. Из пассивного объекта вмешательств он становится активным соавтором, но также и лицом, несущим определенную ответственность за свое здоровье. В этой связи модель получила свое развитие и в отношении информированного согласия больного на проведение ему диагностической или лечебной манипуляции» [9].

В.А.Ташлыков предлагает альтернативную классификацию форм взаимоотношений врача и пациента, различая два основных типа – руководство и сотрудничество [15]. По мнению Ташлыкова, выбор модели взаимоотношений врача и больного должен определяться индивидуальными особенностями пациента: «первая из них более эффективна для больных с относительно социально незрелой личностью, нуждающихся в руководстве, в авторитетных советах, при слабой мотивации к лечению и пассивной установке. Чаще это бывает на первом этапе лечения. Больные с противоположными особенностями обычно требуют взаимоотношений сотрудничества. При инфаркте миокарда, например, сначала рекомендуют использовать директивный стиль, а позже – сотрудничество» [15, с.19-20]. Учет индивидуальных особенностей пациента наряду с соответствием этическим нормам и принципам медицины представляется наиболее целесообразным основанием выбора модели построения взаимоотношений врача и пациента.

Таким образом, особенности общения врача и пациента являются значимым фактором эффективности лечения. Недостатки общения врача и пациента могут свести на нет результативность медикаментозного лечения и даже ухудшить состояние больного, и, напротив, эффективное общение врача и пациента существенно повышает вероятность выздоровления. Следовательно, социальные способности следует наряду со знаниями и умениями отнести к профессионально значимым качествам врача.

Особенности общения с пациентом при выполнении сестринских манипуляций (стр. 1 из 6)

Манипуляция — выполнение желаемых действий или достижение лечебного эффекта при воздействии рук на какую-либо часть тела человека. Как физиотерапевты, так и остеопаты используют различные манипуляции для восстановления нормальной работоспособности тугоподвижных суставов.

При этом необходимо руководствоваться этическими принципами взаимодействия медицинского работника и пациента.

Ведущая роль в утверждении этических принципов поведения и учете индивидуальных психологических особенностей пациента принадлежит врачу. При проведении лечебных, диагностических мероприятий на профессиональном уровне от медицинской сестры требуется высокая профессиональная дисциплина, четкое выполнение всех распоряжений врача. Это одна из основных обязанностей медицинского персонала. При общении с пациентом и выполнении сестринских манипуляций медсестра обязана

 соблюдать этические принципы поведения,

 создавать общий доброжелательный настрой,

 проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам,

 создавать обстановку доверия между медицинским персоналом и пациентом,

 способствовать повышению авторитета медицинского врача и ЛПУ.

Правила поведения, совместимые с психологическими и биологическими законами, морально приемлемые для самих медиков и для всех других людей, оформились в науку о профессиональном медицинском долге. Эта наука медицинская деонтология. Деонтология — это практическая реализация основных принципов этики. Общечеловеческие морально-нравственные законы (этика) и правила поведения (деонтология) в медицине определяют друг друга. У разных профессиональных групп свои этические кодексы поведения. Этический кодекс сестринского дела — это уважение к образу жизни, достоинству и правам пациента. Четкие действия и профессиональное выполнение манипуляций оказывают на пациента большое психологическое воздействие. Подготовка пациента к различным медицинским манипуляциям зависит от

 от характера самого предстоящего исследования.

Психологические особенности работы медсестры при проведении сестринских манипуляций:

1) Любые сестринские вмешательства имеют отношение к сохранению целостности организма пациента, поэтому сопровождаются переживаниями и отношениями к происходящему вокруг (медицинскому персоналу, окружающей действительности, к самому себе в новой ситуации).

Эмоции, сопровождающие пациента:

— Страх. Сопровождается выраженными признаками соматической реакции: повышение АД, учащенный пульс, дрожание, тик, холодный пот, расширенные зрачки, повышенный мышечный тонус, бледность, тенденция к опорожнению мочевого пузыря и кишечника.

Страх может мешать пациенту подготовиться к болезненным процедурам. В итоге пациент всеми способами будет избегать этих вмешательств. Страх осложняет ход обследования, выполнения манипуляции: повышается АД, тахикардия; все это может привести к ошибочному диагнозу, повышенный тонус делает невозможной релаксацию живота, что вызывает трудности при исследовании рефлексов, при введении желудочного зонда, катетера. Пациент пытается защититься от вмешательства руками, что мешает медицинскому работнику, выполнит запланированное.

— Тревога – это психическое состояние, аналогичное страху, но при нем человек не знает, чего он конкретно боится. Это беспредметный страх, страх перед неопределенной и неизвестной опасностью. Тревога также сопровождается вегетативными симптомами.

Читайте так же:  Депрессия как выйти советы врачей

— При длительном обследовании усиливается напряженность пациента. Оно обостряется неудобным положением тела, физической нагрузкой. Возникает неприятное чувство беспомощности, зависимости от медперсонала. О предстоящих манипуляциях следует заранее предупреждать пациента.

Люди обычно боятся неизвестного. Пациент в любом возрасте, при любых обстоятельствах боится почти всего, что с ним делают. Не бывает бесстрашных пациентов – это те пациенты, которые умеют управлять своим страхом и не показывают свои внутренние особенности реагирования. Пациенту надо объяснить, что с ним собираются делать. После доступного и понятного разговора с врачом, медсестрой, пациент может поговорить с другим пациентом, который уже успешно перенес подобную манипуляцию. Может появиться страх от полузнаний, от одностороннего опыта. В этом случае необходимо доступное информирование пациента. Страхи и беспокойство могут вызывать боль особенно в случаях, когда человек уже ждет ее (проецирует).

Медицинской сестре необходимо сообщить лечащему врачу, что пациент испытывает страх или тревогу. Который должен подготовить пациента к предстоящей процедуре или дать соответствующие указания медицинской сестре.

2) Диагностические и лечебные манипуляции, требующие проникновения в организм человека с помощью медицинских инструментов и других технических средств: эндоскопические (гастродуоденоскопия, ректороманоскопия, бронхоскопия, цистоскопия и др.), инъекции (вк, вв, пк, вм, ва) и прочие – несут на себе долю риска: можно повредить слизистую оболочку исследуемого органа, совершить перфорацию, причинить пациенту боль, нанести психологическую травму. Т.е. необходимо выработать такое умение как интуиция, для которой необходимы точные знания анатомии, физиологии, высокий профессионализм.

3) Установить психологический контакт с пациентом, успокоить пациента, выровнять настроение, вселить уверенность в благоприятном исходе. Для этого необходимы конкретные технологии, применяемые при установлении контакта (практика).

4) Длительные и многократные повторяющиеся манипуляции (инъекции) могут невротизировать пациента, обостряют чувствительность к ним, формируют негативные отношения. Необходимо успокоить пациента, снять чувство страха, вселить уверенность в необходимости и безопасности назначенной процедуры, отвлечь внимание, найти добрые слова.

5) При выполнении интимных манипуляций медицинской сестре необходимо учитывать чувство стыда, неловкости, дискомфорта у пациента. Поэтому создавать условия интимности, уединения пациента, щадить самолюбие, учитывать легкую ранимость психики, не показывать пациенту брезгливости, отвращения при выполнении манипуляций, соблюдение профессионального такта, деликатного поведения. При уходе за пациентом чистота принципиально необходима. Это чистота помещения, чистота самого пациента, психологическая чистота (гигиена). В определенных условиях пациенты испытывают стыдливость в случаях, когда не могут участвовать в поддержании чистоты за своим телом. Бестактность медсестры может усилить их напряженность и страдание. Необходимо при уходе за пациентом показывать уважение к чувствам пациента.

6) Необходимо формировать у пациента положительное отношение к профилактике, установку на сотрудничество с медицинскими работниками. Санитарное просвещение искореняет предрассудки и искаженные представления людей о тех или иных процедурах. При этом важно следить, чтобы оно не приводило к ятрогении, не стало источником страха. Необходимо избегать выражений, которые могут встревожить пациента (двусмысленные, непонятные).

7) В ходе манипуляций медсестре не избежать физического контакта с пациентов. Поэтому необходимо помнить – телесный контакт всегда эмоционален (передача внутреннего состояния, эмоций). Необходимо учитывать зоны общения. Для того, чтобы выполнять манипуляции в интимной зоне необходимо добиваться доверия к себе.

8) При проведении болезненных манипуляций медицинской сестре следует сообщить об этом пациенту непосредственно перед манипуляцией, а не накануне, и выразить сожаление, что в данном случае нельзя поступить иначе. Боль не должна быть для пациента неожиданностью. Если его не предупредить, то пациент будет бояться манипуляций, не вызывающих болевые ощущения.

9) Интенсивность боли необходимо объективно оценивать по расширению зрачков, побледнению лица, холодному поту, тахикардии, повышению АД. Новая боль вызывает большее беспокойство.

10) Древний человеческий инстинкт – при опасности найти опору. Поэтому при сильной боли пациент цепляется за предметы или за другого человека. Метод ослабления боли – отвлечение внимания.

Часто внимание и рассеивание страхов легче утолить боль, чем болеутоляющими средствами.

11) Формы выражения боли зависят от культурно – социального развития человека (плач, стон, крик, стиснутые боли и т.п.). У низкоразвитых народов чувствительность к боли ниже, чем у представителей более культурных наций.

Этапы проведения инвазивных (проникающих) манипуляций:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

I этап: Подготовка пациента к манипуляции. Очень важна психологическая подготовка пациента к проведению манипуляции. Задача медсестры – помочь пациенту принять правильное решение, убедить его, что это поможет поставить окончательный диагноз заболевания, в безвредности, безопасности для здоровья, объяснить пациенту, как ему следует вести себя во время манипуляции, что она прошла быстрее и легче, предупредить о возможных неприятных ощущениях и подсказать, как вести себя при этом, развеять чувство страха, опасения, тревоги. Хорошо проведенная психологическая подготовка к манипуляции обеспечивает сознательное, активное участие в ней пациента, облегчает работу врача и предотвращает возможную стрессовую ситуацию. Объяснение необходимости вмешательства и его характера должна соответствовать образовательному уровню пациента.

II этап: Проведение манипуляции. При проведении манипуляции следует напутствовать пациента добрыми словами, ободрить, напомнить о необходимости спокойного поведения во время манипуляции. При выполнении манипуляции от медицинского персонала требуется четкость, согласованность действий, высокая организованность, предельный самоконтроль, особый такт, деликатность в профессиональном общении.

Источники


  1. Спок, Бенджамин Ребенок и уход за ним / Бенджамин Спок. — М.: Машиностроение, 2008. — 496 c.

  2. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.

  3. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2017. — 176 c.
  4. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.
  5. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
Особенности общения с пациентом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here