Параметрами креативности являются

Самое важное по теме: "параметрами креативности являются" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Параметрами креативности являются

Концепция креативности как универсальной творческой способности приобрела популярность после работ Дж. Гилфорда. Основанием этой концепции явилась его кубообразная модель структуры интеллекта: «материал ´ операции ´ результаты» (SOI — Structure of the Intellect).

Дж. Гилфорд указал на принципиальное различие между двумя типами мысленных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение. В принципе, конкретных решений может быть и несколько (множество корней уравнения), но это множество всегда ограничено. Не может быть еще одного решения, которое могло бы быть элементом этого множества. Соответственно Дж. Гилфорд отождествил способность к конвергентному мышлению с тестовым интеллектом, т. е. интеллектом, измеряемым высокоскоростными тестами IQ.

Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях» (Дж. Гилфорд). Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Дж. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности: 1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 2) семантическая гибкость — способность выделять функцию объекта и предложить его новое использование; 3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования; 4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. Общий интеллект не включается в структуру креативности. Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого числа идей; 3) гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей; 4) оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Параметрами креативности являются

В дополнение к стандартным параметрам креативности (беглость, гибкость, . показывают на сколько уникальными (редкими) являются ответы каждого из . процедуры обработки результатов дивергентных тестов креативности.

5 май 2018 . Ученые признают, что творческие способности не являются синонимами . Согласно такому подходу, диагностика основных параметров дивергентного . Доказывается невалидность тестов креативности, поскольку само . При этом, если человек не дает креативного ответа в свободной .

Тесты — Психологическая пригодность к профессии – это свойство . Особенность их в том, что от испытуемого нужно получить правильный ответ . . Creatio – создание, сотворение), является аналогом понятия «творческие способности». . интеллектуальных параметров, характеризующих креативность:.

28 фев 2016 . Работа по теме: все ответы на тесты по диф. псих. . По мнению этого автора, креативность есть преобразовывать знания, создавая нечто новое: В.Н. Дружинин. . Критерием научной теории в психологии не являются . Параметром когнитивного стиля познавательной деятельности по .

19 дек 2018 . Как работает наш мозг, когда мы проявляем креативность; . основой любого творческого (креативного) процесса является способность создавать . семантическими ассоциациями и в ответ на RAT-тесты без ассоциаций. . по своему усмотрению оценивали ответы по трем параметрам:.

В дополнение к стандартным параметрам креативности (беглость, . показывают на сколько уникальными (редкими) являются ответы каждого из . К расчету характеристических показателей дивергентных тестов креативности.

Позже Дж.Гилфорд упоминает шесть параметров креативности: 1) . Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа. 2. . Тест РМК является наиболее адаптированным к нашим условиям тестом креативности .

Гилфорд отмечает 6 параметров креативности. . Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов — на . 1 человек из 100 дал такой ответ), то оригинальность оценивается как максимальная — в 4 балла, . Особенностью данной методики являются следующие принципы:.

Экспериментальное изучение креативности является сравнительно . в исследовании креативности как типа мышления является тест отда- . Оригинальность оценивается по минимальной частоте данного ответа в однородной группе. Тем . Кроме этого, выделенные параметры (беглость, гибкость и т.д.) .

На тех же позициях стоял Л. Термен, создавший первые тесты общей . Тест – это стандартизованная процедура обследования по заданному набору параметров. А сущностью креативности является выход за рамки заданного и . Ответы на один и тот же стимульный материал будут существенно .

Тесты креативности. Креативность(творческое мышление) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Креативность входит в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как

Методологической базой, на кото��ой строятся эти диагностические приемы, является концепция креативности — универсальной творческой

Тесты на Аттестацию. Программы, КТП, Лекции. Планирование Работы.

Всё о тесте креативности Торренса: зачем нужен, как правильно

Тест. Педагог-психолог. №. Вопрос. Правильный ответ. 1.

Первые тесты креативности были созданы Дж. Гилфордом и его сотрудниками в

Тест Гилфорда Данный тест направлен на изучение креативности , творческого мышления. Исследуемые факторы: 1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

№7. Выбрать правильный ответ. Параметрами креативности являются: способность к обнаружению и постановке проблемы способность к генерированию большого числа идей способность к анализу и синтезу все ответы верны.

Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как

Креативность

Найдено 12 определений термина Креативность

Креативность

способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативность

способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Креативность

уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности военнослужащего.

КРЕАТИВНОСТЬ

от англ. creativity) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

КРЕАТИВНОСТЬ

от лат. creative — создание; англ. creativity — создание, творение, творчество) — способность к творчеству, созидательная способность. (Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. — М., 2005. )

Креативность

способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, целенаправленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.( Фромм.)

Читайте так же:  Мужчина козерог как понять что он влюблен

Креативность

личностное качество лидера, представляющее собой способность к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также оказывать поддержку в творческой самореализации другим людьми.

Креативность

от англ. creative — творческий, созидательный) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства.

КРЕАТИВНОСТЬ

1) универсальная творческая способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации; 2) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [24, c. 66; 80, c. 247; 82, c. 359; 89, c. 161].

Креативность

лат. – творить) – качество личности, выражающее степень творчества человека в сфере быта, общения, профессиональной и общественной деятельности. Проявляется оно посредством мышления, чувств и отношений, в разнообразной деятельности. Креативность есть показатель творческой одаренности человека, восприимчивости его к новым идеям. Впервые данное понятие и термин в отечественной педагогике стал употребляться с конца ХХ в., куда пришел из психологии. Сегодня многие педагоги, особенно в сфере художественного образования детей, ставят целью воспитать у них креативность.

Креативность

от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Кр. способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Аспекты Кр: 1) креативный процесс; 2) креативный продукт; 3) креативная личность; 4) креативная среда (сфера, структура, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Важно не заглушать Кр. критикой, оценкой, осуждением. Основные условия, необходимые для стимуляции Кр., — психологическая безопасность, принятие, эмпатическое понимание и свобода от оценок, а также климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, открытости, игры и спонтанности.

КРЕАТИВНОСТЬ

от англ, creative — творческий, созидательный) — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности; способность сделать, осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства. Обладающий креативностью человек обычно отличается высоким интеллектуальным уровнем в повседневной жизни и может рационально решать возникающие проблемы, но часто предпочитает действовать на основании интуиции и высоко ценит иррациональность в себе и других. Необходимой предпосылкой успешности креативных действий является работоспособность индивида. Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности; впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности. В настоящее время креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности.

Найдено схем по теме Креативность — 0

Найдено научныех статей по теме Креативность — 0

Найдено книг по теме Креативность — 0

Найдено презентаций по теме Креативность — 0

Найдено рефератов по теме Креативность — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Основные подходы к диагностике творческих способностей

Дж. Гилфорд выделял следующие параметры креативности:

Способность к обнаружению и постановке проблем.

Способность к генерированию большого числа идей.

Гибкость — способность к генерированию разнообразных идей.

Оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно.

Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Способность решать проблемы, т.е. к анализу и синтезу.

[2]

Существеннейшим отличием нового подхода к диагностике креативности было изучение последней как самостоятельного фактора, не сводимого к общей умственной одаренности. После работ Дж. Гилфорда различение интеллекта как общей способности к применению знаний и креативности как общей способности к их преобразованию стало общепринятым, а тестологическое изучение креативности выделилось в самостоятельную область психодиагностики.

Поль Торренс на основе теории дивергентного мышления Дж. Гилфорда, в рамках которой было провозглашено существование наряду с интеллектуальными творческих способностей и описано их психологическое содержание, профессор Торренс создал тест, который считается лучшим страндартизованным инструментом для измерения творческого (креативного) мышления в мировой психологической практике.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торранса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая — изобразительное творческое мышление, третья — словесно-звуковое творческое мышление. Тест позволяет оценить: вербальную креативность; образную креативность; отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам. Тест предназначен для диагностики креативности, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой Е. П. Торранс — получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Тест творческого мышления Е. П. Торранса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В послед­нее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленке, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева).

Для тестирования креативности используется и тест RAT С.Медника он видит процесс дивергентного мышления следующим образом. Есть проблема, и мыслительный поиск следует в разных направлениях семантического пространства, отталкиваясь от ее содержания. Дивергентное мышление — боковое периферические мышление, мышление «около проблемы». По мнению С. Медника, чем из более отдаленных взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Поэтому суть творчества состоит не в особенностях мыслительной операции, а в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза. Такое мышление меньше ограничено заданными фактами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным результатам. Адаптированные модификации этого теста созданы Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой.

Богоявленская Д.Б. выделив «единицу анализа творчества», разработала экспериментальный диагностический метод — «Креативное поле» (1969), позволяющий определять творческие способности и исследовать механизм «спонтанных» открытий. Метод представлен рядом конкретных методик и их возрастных модификаций. Реализуя двухуровневую модель эксперимента, он позволяет проследить развитие деятельности за пределами решения исходной задачи и, как результат этого развития («самодвижения деятельности» и «познавательной самодеятельности»), фиксировать выход в область «непредзаданного», что и определяет творческий статус данного феномена. Валидность метода была экспериментально доказана на выборке, включающей более 7000 испытуемых разного возраста (от 5 лет) и профессий.

Читайте так же:  Организация паллиативной медицинской помощи населению

Шкала “Фантазия”, разработанная Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения, принципиально отличается от многих других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения, творческого, «ТРИЗовского» мышления. (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук).

В нашем исследовании для диагностики творческих способностей нами были использованы тесты П.Торренса, (ТТСТ) фигурная форма А и методы диагностики воображения.

Почти все теории творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое самочувствие испытуемых, психологический климат в группе и т. д. Иногда влияние этих факторов сказывается даже сильнее, чем влияние интеллектуальных компонентов творчества. Кроме того, показатели творческих способностей чувствительны к ситуациям развивающего обучения. Другим важным фактором, влияющим на надежность теста, является мотивация испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических затрат. Необходимо поддерживать интерес детей в течение всего времени диагностики.

Материалы по педагогике:

Критерии, уровни восприятия
Живопись (живо писать) – вид изобразительного искусства – создание картин, наиболее полно и убедительно (живо) отражающих действительность. Основными средствами выразительности в живописи являются: колорит – цветовая, живописная согласованность; рисунок – изображение форм окружающего нас мира, их х .

Сущность профессионального становления личности
Процессы профессионального становления являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью. Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, психологии, так и в педагогике, однако его семантическ .

Разработка диагностического комплекса по выявлению несформированных компонентов навыка чтения
Исходя из анализа литературы по теме исследования были выделены следующие компоненты необходимые для формирования полноценного навыка чтения у детей, а именно достаточный уровень развития: 1. Внимания (объем, устойчивость, поле зрения, концентрация, переключаемость, произвольность). 2. Восприятия ( .

Креативность и ее связь с интеллектом.

В мире нет Вечных Двигателей,
зато полно Вечных Тормозов. (с)

Как говорилось в самом начале статьи, раз интеллект есть, то возможно и его измерение. Сейчас мы подойдем к вопросу с другой стороны: раз интеллект есть, то он должен каким-либо образом влиять и на другие способности человека.

Видео (кликните для воспроизведения).

Концепция креативности как универсальной творческой способности была введена в науку Дж.Гилфордом. Им же было указано на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергентным мышлением, направленным на поиск единственно правильного решения среди предложенных вариантов, и дивергентным мышлением, направленным на генерацию как можно более широкого спектра возможных решений. Таким образом, креативность как дивергентное мышление рассматривалось им в оппозиции к интеллекту как конвергентному мышлению.

Обычно это преподносится следующим образом: «В исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории психологии способностей ИП РАН, выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые. Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию (творчество антиадаптивно!), — то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые интеллектуальные задачи.» [22].

Вы только вдумайтесь: «важным фактором» креативности является скорость генерации бреда, а то, что при этом выход полезной информации близок к нулю, никого из таких вот исследователей не волнует.

Разумеется, эти параметры не являются независимыми, что и доказывается далее. Лично я считаю, что имеет смысл говорить о креативной составляющей интеллекта, а не об отдельном параметре, и уже тем более некорректно их противопоставление.

Дж. Гилфорд выделил шесть основных параметра креативности:

  1. способность к обнаружению и постановке проблем;
  2. способность к генерированию большого числа идей;
  3. гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
  4. оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно (но не надо путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
  5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  6. способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу (решать проблемы можно также интуитивно, выше отмечалось, что интуицию я также отношу к интеллекту).

[3]

Креативность более, чем интеллект, определяется факторами среды. В первую очередь на эту способность влияет, конечно же, общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями (общение же с низкоинтеллектуальными людьми, не обладающими такими талантами, приводит к противоположному результату).

Интересно, что к развитию креативности могут приводить и неблагоприятные общие факторы — к примеру, разлад семейных отношений. Необходимость общаться с родителями, не ладящими между собой, требует недюжинных проявлений интеллекта, в том числе и в области креативности. Разумеется, этот фактор нельзя использовать как рецепт — если подходить к воспитанию более разумно, то результаты получатся лучше. Однако это объясняет, почему в неблагополучных семьях бывают на удивление развитые дети. При этом не стоит забывать, что в таких случаях очень важен генотип ребенка.

Любопытно, что инерция человеческого мышления приводит к казусам, которые бывают зафиксированы и в научных и т.д. источниках. Как говорится: дурак опаснее всего остатками ума. К примеру, выдвигался тезис, что развитию креативности способствует «подражание творческому идеалу» [23]. Весьма абсурдное заявление — каким образом креативности, творчеству, может способствовать подражание? Это верно лишь на самом раннем этапе развития, когда ребенок еще не имеет интеллектуальной базы для развития собственного творчества. Скажем, если ему нравится петь, то он будет петь песни, которые ему нравятся. Но называть в этом случае объект подражания «творческим идеалом» необоснованно, поскольку само понятие идеала требует гораздо большего уровня абстрагированности, и речь может идти лишь об обучении через подражание. Дополнительно можно отметить, что, к примеру, художественно одаренный ребенок отнюдь не имеет «творческого идеала» в виде любимого живописца и может его приобрести только впоследствии, в более сознательном возрасте.

Есть тенденции делить креативность на малую и большую [24], относя к первой проявление нестандартности и оригинальности в обыденных ситуациях, а ко второй существенное влияние на культуру и общество в целом (Бах, Эйнштейн). Также предлагается различать креативность личности и креативность мышления, причем параметры креативности личности не могут быть сведены к креативности мышления.

Читайте так же:  Нервно психическое развитие детей до 1 года

Здесь та же ситуация, что и с «практическим интеллектом»: обратите внимание, что «большой» названа креативность, важная для общества, а «малой» — для индивидуума. Точно также показана попытка отделить креативность мышления, т.е. оригинальность, нестандартность, независимость такового, от «креативности личности» человека как части социума.

Еще раз повторю свой тезис: любые проявления интеллекта по отношению к социуму являются лишь проявлениями, а отнюдь не составляющими интеллекта непосредственно. По удачности применения интеллекта в социуме нельзя судить о самом интеллекте, поскольку современное общество построено на принципах, не только не связанных с интеллектом, но и практически противоположных 1 . Таким образом, обладающий высоким интеллектом, но при этом не интересующийся социумом (образ «чудаковатого профессора») всегда проигрывает в плане «умения жить» тупому торгашу и т.д. А если еще учесть общепринятую систему наследования нажитого состояния и стремление получше устроить своих родственников, то интеллект в современном мироустройстве оказывается, вероятно, даже не в первом десятке необходимых параметров 2 .

Кстати, могу предложить блиц-тест на креативность (точнее, на стандартность мышления). Быстро, не думая, назовите: плод, домашнюю птицу, великого русского поэта. А теперь подведите курсор к тексту между звездочками, чтобы прочитать ответ, который дает подавляющее большинство людей: *XXXXXX*. Соответственно, различия в ответах показывают на нестандартность мышления 3 .

В целом для решения мыслительной задачи важны как креативность, так и другие составляющие интеллекта. При этом они играют разную роль на различных этапах: количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью, а правильность решения — с уровнем общего интеллекта [25].

IQ определяет границы креативности. Верхний уровень определяется вообще с очень четкой корреляцией, так как развитость интеллекта позволяет предположить большее количество гипотез в разных областях (к примеру, знание ТРИЗ 4 а повысит показатель креативности весьма значительно); соответственно, низкий же IQ, неизбежно, помимо всего прочего, приводящий к отсутствию эрудиции, соотносится и с низкими креативными способностями.

Интересный факт: исследователи Воллах и Коган, сняв временный лимит на выполнение тестовых заданий на креативность и убрав из атмосферы эксперимента атмосферу соревновательности, «опровергли» теорию нижнего порога — уровень креативности по их выводам оказался не связанным с уровнем интеллекта. Это может служить очередным примером замаскированного гуманистического влияния на психологию по тематике статьи. Согласно таким вот, с позволения сказать, ученым, скорость решения задач не является показателем. Видимо, для последователей теории независимости креативности от интеллекта решение задачи за 10 минут в условиях артиллерийского обстрела обозначает ту же креативность, как и за два месяца лежа на диване имени Обломова в домашних условиях.

Гораздо более соответствует реальности теория «интеллектуального порога» Е.Торранса: если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 креативность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Таким образом, получаем картину, которая очевидна любому разумному существу и которая приводит в исступление гуманистов: люди с низким интеллектом не представляют особой ценности и вполне взаимозаменяемы, поскольку куда более стандартны, чем интеллектуалы. При этом креативность, как и интеллект (повторюсь, что лично я считаю креативность лишь одной из составляющих интеллекта) зависит от генетического фактора. В экспериментах по искусственному развитию креативности у детей 3-5 лет [11] было показано, что существует связь между исходным уровнем креативности и возможными вариантами ее развития. Так, для низкокреативных детей искусственно вызываемый рост креативности влечет за собой их невротизацию; через некоторое время креативность снова снижается до некоторого уровня, индивидуального для каждого ребенка. Таким образом, доказано, что креативность однозначно ограничена сверху уровнем интеллекта.

Очевидный, но, тем не менее, редко публикуемый для широких масс (о причинах несложно догадаться) вывод был сделан В.Н.Дружининым, сформулировавшим понятие «интеллектуального диапазона» [26]. Его смысл состоит в том, что индивидуальные достижения, в том числе и творческие, определяются прежде всего уровнем общего интеллекта. Высокий интеллект является необходимым условием для творческих достижений, но достигнет ли человек своего творческого предела, зависит от его мотивации и компетентности.

Существует закономерность, известная в психологии как закон оптимума мотивации (закон Йеркса-Додсона). Было установлено, что эффективность умственной деятельности весьма низка при невысокой заинтересованности в результате, но она постепенно повышается по мере роста заинтересованности. Однако, достигнув наивысшей точки, она затем начинает снижаться и резко падает в условиях крайне высокой заинтересованности, граничащей с ажиотажем. В зависимости от обстановки тестирования испытуемый может демонстрировать низкую мотивацию и просто не прилагать достаточно усилий либо перевозбудиться (если речь идет, например, о перспективе отчисления из учебного заведения), что сведет на нет все его усилия.

Я лично считаю, что в общий показатель должно входить отношение к эмоциональным воздействиям, а именно устойчивость по отношению к таковым, так как всеразличные переживания по поводу и без повода (что происходит еще чаще) весьма снижают использование интеллекта в момент переживания. Если человек теряет голову — не все ли равно, сколько там было мозгов?

Иногда, помимо креативности, из интеллектуальных способностей отдельно выделяют обучаемость как некоторую общую способность к обучению, независимую от интеллекта и креативности [22]. Известно, что зависимость между креативностью и академической успеваемостью очень мала, а личностные качества «идеального отличника» и «творческого человека», по данным эмпирических исследований, практически полярны. Корреляции между уровнем общего интеллекта и академической успешностью имеют большой разброс и зависят от методики диагностики интеллекта, особенностей выборки и т.д.

Опять же, меня поражает, как стремятся выделить какой-либо фактор, относящийся к разуму, но при этом искусственно отделить его от интеллекта (вероятно, связано с подсознательным стремлением к уменьшению значимости интеллекта в оценке человека). Можно подумать, что авторы таких теорий никогда нигде не учились и не ощутили на собственном опыте, что учебный процесс как таковой построен в подавляющем большинстве учебных заведений на зубрежке материала, а отнюдь не на развитии самостоятельности мышления. Отсюда и имеем парадокс, когда, к примеру, призер международных олимпиад, принятый на соответствующий факультет вуза без экзаменов, вылетает за неуспеваемость с первого же курса. Причем обычно из-за какого-нибудь предмета, не имеющего отношения к его специализации, вплоть до физкультуры.

Читайте так же:  Как безболезненно совершить суицид

Способность к обучению — это такой же субпараметр интеллекта, как и креативность, не более того. В математической модели, приведенной в статье, креативности соответствует проявление интеллекта типа 2 (хотя, может быть, стоит приписать к креативности и проявления интеллекта типа 1).

Следует сделать замечание, что в восточных культурах существует подход к креативности без использования интеллекта — знаменитые притчи про обучение дзену при помощи палок и т.д. Состояние сатори (приблизительное значение — озарения) действительно может быть достигнуто такими методиками. Однако, польза такой безинтеллектуальной креативности для практических целей весьма сомнительна. Прожить жизнь просветленным, в мире с самим собой и т.д. это поможет, а вот сделать научное открытие — вряд ли. Здесь сатори вполне заменит интуиция, базирующаяся на солидном багаже знаний и умении устанавливать логические взаимосвязи между фактами.

  1. Прохристианские «общечеловеческие ценности» и гуманизм, растущий оттуда же.
  2. Кажущееся противоречие снимается, если понять, что лишь отдельные экземпляры людей могут быть названы разумными существами.
  3. Впрочем, не пугайтесь: тест не настолько серьезен, чтобы делать по нему выводы. Он показывает не стандартность мышления, а лишь знание стандартных установок: скажем, ответивший, что Пушкин — это великий русский поэт, вовсе не обязательно согласен с этим мнением.
  4. Теория решения изобретательских задач.

Тесты креативности

В психодиагностике методы изучения способностей составляют отдельную группу и известны под названием «тесты креативности».

Методологической базой, на которой строятся эти диагностические приемы, является концепция креативности — универсальной творческой способности, предложенная Дж. Гилфордом. Согласно его представлениям, творческие способности являются самостоятельным фактором, независимым от уровня интеллекта.

Дж. Гилфорд выделил несколько параметров креативности (творческой способности):

  • — способность к обнаружению и постановке проблем;
  • — способность к генерированию большого числа идей;
  • — способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);
  • — способность отвечать нестандартно, устанавливать необычные ассоциации (оригинальность);
  • — способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
  • — способность решать проблемы.

На основе этих теоретических предпосылок были разработаны тесты для исследования способностей. Всего в методике 14 субтестов (4 — на невербальную креативность, 10 — на вербальную). Среди них есть такие задания:

  • — перечислить как можно больше способов использования каждого предмета (например, банки);
  • — нарисовать заданные объекты, используя следующий набор фигур: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

В дальнейшем разработку методов исследования креативности продолжил Е.П. Торренс. Его методика предназначена для людей разного возраста — от дошкольников до взрослых. В состав методики Торренса входят 12 субтестов, сгруппированных в три блока: вербальный, изобразительный, звуковой. Они диагностируют соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление. Эти тесты Торренс разрабатывал в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей. Его методика включает несколько этапов.

На первом этапе испытуемому предлагаются задачи на поиск слова из бессмысленной последовательности букв. Он должен найти единственное верное решение и сформулировать правило, ведущее к решению поставленной задачи.

На следующем этапе испытуемому предлагаются сюжетные картинки. Он должен перечислить все возможные обстоятельства, которые привели к изображенной на картинке ситуации, и дать прогноз ее дальнейшего развития.

Далее испытуемому предлагаются различные предметы и его просят перечислить все возможные способы их применения.

При изучении творческих способностей и воображения детей и подростков с нарушениями развития методики Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса в классическом варианте, как правило, не используются, однако широко используется модификация методики Е.П. Торренса «Дорисуй фигуру». При изучении детей дошкольного возраста используются также такие задания, как «Разрезные картинки», «Нарисуй целое» (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева). При изучении школьников с интеллектуальными нарушениями могут использоваться задания на составление рассказа с опорой на предложенные слова, рисование иллюстраций к этому рассказу (О.В. Боровик).

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 2512 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Теории креативности

Создатель наиболее известной батареи тестов диагностики креативности Е.П. Торренс, проанализировав различные подходы, выделил следующие типы определений творчества:

1. Определения, опирающиеся на новизну как на критерий творчества (Л.Л.Терстоун, М.Стайн). Е.П. Торренс указывает, что продуцирование чего-то нового фактически входит во все определения. Однако к самой новизне разные авторы подходят по-разному. Так, по Л.Л. Терстоуну, не важно, признает ли идею новой общество, важно, чтобы она была новой для самого творца. М. Стайн, напротив, считает, что новизна должна определяться в терминах культуры, т.е. признаваться современниками.

2. Определения, в которых творчество противопоставляется конформности. К ним относятся определения Крачфилда Р.С. и Уилсона Р.К., которые, противопоставляя творчество конформности, подчеркивают привнесение оригинальности, нового взгляда на проблему. Е.К. Старквезер считал, что творческий человек свободен как от конформизма, так и от нонконформизма.

3. Определения, включающие процесс (Т.Рибо, Г.Уоллес, А.Ф.Осборн, К.Патрик, Э.де Боно и другие). Так Т. Рибо подчеркивал важность способности мыслить по аналогии для творческого мышления. Е.К. Спирмен рассматривал творческое мышление как процесс видения или создания взаимосвязей, как на осознанном, так и на неосознаваемом уровне. Г. Уоллес выделил четыре шага творческого процесса: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр. Этот подход затем развивали А.Ф. Осборн, К. Патрик, Э. де Боно и др.

4. Подход с позиции умственных способностей (Дж. Гилфорд). Дж. Гилфорд определил творчество в терминах умственных способностей, обеспечивающих творческое достижение. По Дж. Гилфорду, творческое мышление включает в себя дивергентную продукцию, т.е. порождение новой, оригинальной необычной информации на основе данной информации. Однако творческое мышление не сводится к дивергентному; оно так же включает чувствительность к проблемам и способность к переопределению.

5. Подход, основанный на определении уровней творчества (А.Тейлор). А Тейлор ввел представления о следующих уровнях творчества:

а) экспрессивное творчество – такое как спонтанное рисование у детей;

б) продуктивное творчество – научные и художественные продукты, которые являются ограниченной и контролируемой свободной игрой;

Читайте так же:  На самом деле гипноз

в) инвентивное (изобретательское) творчество, когда изобретательность проявляется в материалах, методах и техниках;

г) инновационное творчество – улучшение через модификацию;

д) порождающее творчество – выдвижение совершенно нового принципа или допущения, вокруг которого могут возникнуть новые движения и школы.

В отечественной психологической науке проблема творческой одаренности (креативности) рассматривается в связи с проблемой способностей. Б.М. Теплов рассматривал способности как индивидуальные особенности, обуславливающие успешность выполнения какой-либо деятельности. Исследование личностных особенностей было осуществлено Н.С. Лейтесом, выделившим в качестве базовых факторов интеллектуальной одаренности активность и саморегуляцию. Я.А. Пономарев рассматривал творчество в широком смысле как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию.

К синтетическому подходу в отечественной психологии могут быть отнесены работы Д.Б. Богоявленской, для которой основным показателем творческости (креативности) является интеллектуальная активность.

Подход к одаренности как интегральному явлению был осуществлен А.М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития.

Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной психологии в свете современных представлений творчество (креативность) выступает как сложное, интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные (а в некоторых концепциях и социальные) аспекты.

Общим для всех определений творчества является создание нового, уникального.

Особый интерес представляет инвестиционная теория креативности (Р. Стернберг, Т. Любарт). Согласно этой теории, инициирование оригинальной программы и воплощение ее в жизнь зависят от когнитивных, личностных и мотивационных ресурсов человека, а также от условий среды (Таблица).

Ресурсы, необходимые для креативности

Когнитивные Личностные Мотивационные Окружающая среда
Отыскание проблемы Новаторский стиль мышления Большая сфокусированность на задаче, чем на цели Возможность стимулирующей деятельности
Определение проблемы Толерантность к неоднозначности Акцент на интеллектуальном любопытстве
Дивергентное мышление Настойчивость Принятие индивидуальных особенностей человека
Конвергентное мышление Готовность пойти на интеллектуальный риск Обеспечение систематического обучения, имеющего отношение к таланту человека
Инсайтные процессы Смелость взглядов Наличие времени для обдумывания идей
Оценка конкурирующих идей Поощрение оригинального применения знаний
Знания Обеспечение сложных, расширенных программ, развивающих толерантность к неоднозначности, настойчивость и готовность пойти на интеллектуальный риск. Акцент на мотиваторах, сфокусированных на задаче

Первый столбец таблицы отражает навыки, используемые в процессе когнитивной деятельности. Это умение видеть проблему, то есть пробел в имеющихся знаниях, потребность в новом продукте или несостоятельность существующих теорий и процедур. Когда проблема найдена, возникает необходимость дать ей определение – перевести из расплывчатого состояния в конкретную задачу. Чем больше усилий приложено к определению проблемы, тем оригинальнее оказывается конечный продукт.

В ходе мыслительной деятельности необходимо отбросить бесперспективные варианты и выбрать оптимальные. Поэтому креативность подразумевает чередование дивергентного и конвергентного мышления. Кроме того, креативные люди опираются на инсайтные процессы – неожиданное, но практичное объединение и переструктурирование элементов. Например, для людей с выдающимися заслугами характерно использование аналогий и метафор для идентификации уникальных связей. Важно также оценивать конкурирующие идеи для отбора самых перспективных из них. Креативные решения требуют широких знаний в определенной области. Процесс же их приобретения (познание) занимает, как правило, около 10 лет.

Во втором столбце таблицы внимание привлекает необходимость наличия у креативов волевых проявлений (настойчивости, социальной смелости (смелость взглядов, готовность к интеллектуальному риску)). Стернберг и Любарт объясняют это тем, что при попытке реализовывать креативные цели бывают периоды, когда решение задачи не дается. В подобных случаях дети и взрослые могут отказаться от поиска или выбрать первое попавшееся, но не самое лучшее решение. Креативность требует упорства и настойчивости для преодоления возникающих трудностей.

Смелость взглядов должна противостоять сомнениям в возникших идеях, особенно на фоне критики со стороны скептически настроенных людей. Для креативной деятельности нужны независимость суждений, отсутствие боязни «выделиться из толпы».

Важен мотивационный фактор. Креативность проявляется только тогда, когда человек испытывает подлинную страсть к тому, чем занимается, и нацелен на само дело, а не на возможные награды. Креативность страдает, если человека принуждают к обучению или он сильно сосредотачивается на наградах и теряет внутреннюю заинтересованность в своей деятельности.

Следует также обратить внимание на то, что в теории инвестирования придается значение и интеллекту (конвергентному мышлению). Особенно важны для творчества:

1) синтетическая способность – новое видение проблемы, преодоление границ обыденного сознания;

2) аналитическая способность – выявление идей, достойных дальнейшей разработки;

[1]

3) практические способности – умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).

Важно, чтобы у человека они находились в гармоничном сочетании, иначе превалирование аналитической способности делает человека блестящим критиком, но не творцом, а превалирование синтетической способности приводит к выдвижению массы новых идей, не обоснованных идеями и бесполезных. Практическая способность без двух предыдущих может привести к проталкиванию ярко представленных, но недоброкачественных идей.

Последняя версия теории Стернберга настаивает на необходимости исследования трех относительно независимых видов способностей: аналитических (понимаемых как академический интеллект), практических (практический интеллект) и творческих (креативность). Учет этих способностей, личностных особенностей, мотивации и среды дает корреляцию с успешностью деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-04-10 ; просмотров: 2563 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Данилова, Н.Н. Психофизиология: моногр. / Н.Н. Данилова. — М.: Аспект пресс, 2009. — 373 c.

  2. Маркова, Надежда Как стать лучшей мамой на свете. Мамочка, пожалуйста. Источник любви. Теория и практика «семейных расстановок» / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 784 c.

  3. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.
  4. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.
  5. Молодой семье. Энциклопедия семейной жизни. — М.: Гриф, 2010. — 672 c.
Параметрами креативности являются
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here