Педагогическое разрешение конфликтов

Самое важное по теме: "педагогическое разрешение конфликтов" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Педагогический конфликт и пути его разрешения

Задачи исследования:

  • Анализ литературы по изучаемой проблеме.
  • Определение сущности педагогического коллектива, его характеристика.
  • Выявление основных причин конфликтов в педагогическом коллективе.
  • Выявление эффективных способов разрешения конфликтных ситуаций.

Тема педагогических конфликтов в наши дни, когда вопрос качества образования является значимым не только для школы, но и для общества в целом, является особенно актуальной. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, оказалась в сложном положении, и жизнь педагогического коллектива зачастую просто пронизана конфликтными ситуациями.

Жизнь педагогического коллектива, как правило, женского по составу многолика и разнообразна.

Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. И только нравственно здоровый педагогический коллектив способен достойно реализовать обозначенную функцию.

Конфликт, по Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирову – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений, как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив.

Выделю существенные причины конфликтов.

Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества. Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлено функциональными причинами: недобросовестностью, недисциплинированностью. Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для возникновения конфликта. Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику, при простоте и скромности общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению, при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности в руководстве, умении четко организовать трудовую деятельность подчиненных.

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

– учитывать интересы друг друга;
– умение воспринимать критику своих коллег;
– вежливое, тактичное отношение друг к другу, уважение к коллегам;
– дисциплинированность в работе.

[/stextbox]

Для снижения конфликтности с подчиненными, руководителю необходимо:

– объективно оценивать труд своих подчиненных;
– проявлять заботу о подчиненных;
– не злоупотреблять своей властью;
– эффективно использовать метод убеждения;
– совершенствовать стиль своей организации.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

На основе изучения психолого-педагогической литературы, передового опыта работы вузов, анализа различных видов деятельности были определены пути повышения эффективности в подготовке учителей к разрешению конфликтных ситуаций:

  1. Интеллектуалистический: дать понятие о конфликте; раскрыть физиологическую природу конфликта; психологические основы конфликта; типологию конфликтов, конфликтных личностей, их характеристики; прогнозирование и профилактика конфликтов; возникновение, развитие и протекание конфликта, условий выхода, разрешение конфликта; искусство переговоров; урегулирование конфликтов с участием третьей стороны (медитация).
  2. Поведенческий: научить психологическому анализу ситуаций и конфликтов, поиску вариантов разрешения, путей предупреждения или погашения конфликта, обучения навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Он предполагает обсуждение теоретических проблем, дискуссии, диспуты, деловые и личностно-ориентированные игры, имитационные тренинги, исследовательские задания, научно-практические конференции.
  3. Самопознание и самовоспитание личности (самопознание – получение знания о себе, самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью).

Для профилактики конфликтов целесообразно использование такие формы работы как:

  • педагогические советы;
  • методические объединения;
  • индивидуальная работа.

Можно отметить, что без благоприятного климата в педагогическом коллективе невозможно целесообразное обучение наших детей.

Разрешение педагогических конфликтов

Конфликты в педагогическом коллективе по своей сути являются межличностными. Они связаны с нарушением взаимных связей в процессе общей педагогической деятельности.

К ним относятся: а) деловые конфликты; б) конфликты личной несовместимости; в) этические конфликты.

[2]

Причины конфликтов; финансово-организационные; материально-технические; ценностно-ориентационные; управленческо — личностные; социально — демографические; социально — психологические и др.

Наиболее часто межличностные конфликты в педагогическом коллективе возникают вследствие противоречий между отдельными преподавателями или противоречий между одним преподавателем и всем коллективом.
Предупреждать и регулировать конфликты молено, если выполнять следующие условия:

1. Повышать ответственность преподавателя за деятельность педагогического коллектива. От преподавателя требуется согласование своих взглядов и действий с мнением и действиями коллег, четкой ориентации на разумные коллективные требования, устранения индивидуалистических, эгоистических проявлений во взаимоотношениях с коллегами.

2. Развивать этическую культуру преподавателя. Преподавателю необходимо постоянно думать о своем нравственном авторитете среди коллег, не допускать грубости, нетактичности, проявлять повышенное уважение к заслуженным преподавателям, ветеранам, опытным методистам, оказывать всестороннюю помощь молодым преподавателям и аспирантам.

Когда преподаватель решает конфликтную ситуацию, ему необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом природу самого конфликта, собственные интересы и интересы людей, вовлеченных в конфликт, уровень их воспитанности и степень эмоциональной напряженности.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта:

1. Стиль конкуренции предполагает стремление стать центром внимания и навязать свою волю. Это активная, почти агрессивная попытка прекратить конфликт, игнорируя интересы других людей. Он дает положительный эффект в том случае, если преподаватель действует быстро, опираясь на свой авторитет и определенные полномочия.

2. Стиль уклонения используется тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна или нет желания расходовать свою энергию в бесполезном споре. Такой стиль может стать конструктивным, если преподаватель отложит решение конфликта на более поздний срок.
3. Стиль приспособления предусматривает совместные действия с другим человеком, который обладает большой властью или для которого исход дела более важен, чем для учителя. Здесь можно слегка отступить, несколько смягчить ситуацию, чтобы потом снова к ней вернуться.

Читайте так же:  Как выйти из любовного треугольника любовнице

4. Стиль сотрудничества – стремление вместе с оппонентом решить конфликтную ситуацию. Этот стиль требует больших усилий и более продолжительной работы но сравнению с другими подходами, но обеспечивает удовлетворение интересов обеих сторон в самых трудных конфликтных ситуациях.

5. Стиль компромисса проявляется в стремлении не обострять отношения в конфликте за счет взаимных уступок. Оппоненты, частично удовлетворяя свои интересы, устраняют проблему. Иногда компромисс является последней возможностью прийти к какому-то решению.

Конфликты, которые возникают между студентом и преподавателем, решаются по-разному:

■ оказанием помощи студенту в решении его нужд и интересов;

■ снижением педагогической требовательности (вместо угроз и оскорблений применять веру в рассудительность студента и давать ему время на обдумывание поведения);

■ соглашением с аргументами и чувствами студента (взять под контроль свои эмоции и дать возможность ему высказаться до конца и разрядить свое неудовольствие);

■ демонстрацией студенту своей культуры, сдержанности, интеллигентности в общении с ним.

Преподаватель часто оказывается в ситуации, когда необходимо предупредить или решить конфликт между студентами, коллегами и другими людьми. В том или другом случае преподаватель выступает в роли посредника, который может принимать точку зрения каждой из конфликтных сторон. Главное при этом — сохранить спокойное, сбалансированное настроение, не поддаться влиянию негативных эмоций участников конфликта, возбудить у
них желание примириться. Примирение — цель, к которой участники конфликта должны прийти обязательно.

Вопросы для самопроверки

1. Каким должен быть современный преподаватель?

2. Какие индивидуальные свойства (задатки) обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности?

3. Какой характер должен быть у преподавателя?

4. Какие элементы составляют структуру педагогического мастерства?

5. Что такое коммуникативность преподавателя?

6. Как должен себя вести преподаватель в конфликте?

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. — М: ЮНИТИ, 1999.

2. Педагогічна майстерність: Підручник / І.А.Зязюн, Л.В.Крамущенко, І.Ф.Кривонос та ін. / За ред. Т.А.Зязюна. — 1997.

3. Радул В.В. Соціальна зрілість молодого вчителя. — К.: Вища шк., 1997.

4. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. — М.: Педагогическое общество России. 1999.
ГЛАВА 5

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9112 —

| 7227 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Педагогическое разрешение конфликта.

Тема педагогических конфликтов в наши дни, когда вопрос качества образования является значимым не только для школы, но и для общества в целом, является особенно актуальной. Российская образовательная система, в силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий, оказалась в сложном положении, и жизнь педагогического коллектива зачастую просто пронизана конфликтными ситуациями.

Жизнь педагогического коллектива, как правило, женского по составу многолика и разнообразна.

Научить детей позитивному решению конфликтных ситуаций – важнейшая функция школьной образовательной среды. И только нравственно здоровый педагогический коллектив способен достойно реализовать обозначенную функцию.

Конфликт

, по Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирову – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.

Опыт показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в координации их действий и отношений, как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и педагогический коллектив.

Выделю существенные причины конфликтов.

Нарушение одним из членов коллектива трудового сотрудничества. Большинство конфликтов связано с нарушением норм делового взаимодействия, т.е. обусловлено функциональными причинами: недобросовестностью, недисциплинированностью. Если нормы сотрудничества четко зафиксированы, то меньше условий для возникновения конфликта. Возможность возникновения конфликтов снижается, когда руководитель умеет правильно воспринимать критику, при простоте и скромности общения руководителя с подчиненными, умении убеждать людей, советоваться с подчиненными, прислушиваться к их мнению, при обоснованности требований, предъявляемых руководителем подчиненным, ясности и последовательности в руководстве, умении четко организовать трудовую деятельность подчиненных.

Для предупреждения внутригруппового межличностного конфликта среди учителей необходимо:

– учитывать интересы друг друга;
– умение воспринимать критику своих коллег;
– вежливое, тактичное отношение друг к другу, уважение к коллегам;
– дисциплинированность в работе.

Для снижения конфликтности с подчиненными, руководителю необходимо:

– объективно оценивать труд своих подчиненных;
– проявлять заботу о подчиненных;
– не злоупотреблять своей властью;
– эффективно использовать метод убеждения;
– совершенствовать стиль своей организации.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);

Читайте так же:  Основные приемы активного слушания

оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; отношения оппонента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем – нет и др.);

собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем – нет и др.);

собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.);

причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, общественности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);

вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте и т.д). Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта.

На основе изучения психолого-педагогической литературы, передового опыта работы вузов, анализа различных видов деятельности были определены пути повышения эффективности в подготовке учителей к разрешению конфликтных ситуаций:

Интеллектуалистический: дать понятие о конфликте; раскрыть физиологическую природу конфликта; психологические основы конфликта; типологию конфликтов, конфликтных личностей, их характеристики; прогнозирование и профилактика конфликтов; возникновение, развитие и протекание конфликта, условий выхода, разрешение конфликта; искусство переговоров; урегулирование конфликтов с участием третьей стороны (медитация).

Поведенческий: научить психологическому анализу ситуаций и конфликтов, поиску вариантов разрешения, путей предупреждения или погашения конфликта, обучения навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения. Он предполагает обсуждение теоретических проблем, дискуссии, диспуты, деловые и личностно-ориентированные игры, имитационные тренинги, исследовательские задания, научно-практические конференции.

Самопознание и самовоспитание личности (самопознание – получение знания о себе, самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью).

Для профилактики конфликтов целесообразно использование такие формы работы как:

Можно отметить, что без благоприятного климата в педагогическом коллективе невозможно целесообразное обучение наших детей.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 726 | Нарушение авторских прав

Способы разрешения педагогических конфликтов

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (984,6 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Семинар для педагогов проводился в рамках программы “Обучение здоровью”, реализуемой в школе. Для работы семинара заранее была проведена психодиагностика педагогического коллектива, которая позволила выявить типичные способы реагирования сотрудников на конфликтные ситуации.

Цель: способствовать формированию сотрудничества в педагогическом коллективе, как наиболее выигрышного способа поведения в конфликтных ситуациях.

План семинара:

  1. Понятие “Конфликт”
  2. Упражнение “Водоворот”
  3. Конфликтогены, их виды. Классификация педагогических конфликтов.
  4. Типология стилей поведения в управлении конфликтами.
  5. Подведение итогов.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, листы бумаги с заданиями (Приложение 1), раздаточные материалы по количеству участников (Приложение 2), маркеры разных цветов, магниты.

ХОД РАБОТЫ

I. Организационная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня работа нашего педагогического семинара будет посвящена сохранению здоровья. Здоровья физического и психического. Современный человек испытывает дискомфорт от состояния психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях [3]. В психологии, физиологии и медицине такое состояние называют стрессом. В большинстве случаев причиной стресса может стать конфликт. Вот именно о конфликте сегодня пойдет речь.

II. Рабочая часть

Что же такое “конфликт”? (Слайд 2)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

“Конфликт”- от лат. “conflictus” — столкновение равных по силе, но противоположно направленных целей, мотивов, идей, характеров, настроений, действий, вызывающее отрицательно окрашенные эмоциональные переживания [1].

Для нашей дальнейшей работы мы разделимся на 5 групп. Группам педагогов раздаются листы с заданием и маркеры.

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написан вопрос определенным цветом — это и есть цвет вашей команды.

Вы пишете ответ на вопрос в верхней части листа, затем загибаете лист бумаги так, чтобы другая команда не видела ваш ответ.

По команде “Передаём”- отдаём лист команде по часовой стрелке от вас.

После того, как команда получит лист своего цвета — презентация ответов. (Слайд 3)

На выполнение одного задания время- 1-2 минуты.

Задания:

  1. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “ИЗБЕГАНИЕ”.
  2. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “ПРИСПОСОБЛЕНИЕ”.
  3. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “СОПЕРНИЧЕСТВО”.
  4. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “КОМПРОМИСС”.
  5. Напишите 3 слова-ассоциации (1 существительное, 1 прилагательное, 1 глагол) к понятию “СОТРУДНИЧЕСТВО”.

После того, как задания будут выполнены — от группы 1 участник подводит итоги, презентуя ответы коллег. Обращают внимание на совпадения и разногласия в мнениях.

Давайте заглянем в словарь синонимов (Слайд 4). В словаре мы нашли вот такие синонимы слова “конфликт”-

  • выяснение отношений
  • столкновение
  • грызня
  • инцидент
  • коллизия
  • раздор
  • раздрызг
  • разлад
  • размолвка
  • разногласие
  • рамсы
  • спор
  • ссора
  • стычка
  • сражение или война [5], [6]

Причиной конфликта являются конфликтогены. Это слова, действия или бездействия, способствующие возникновению и развитию конфликта. (Слайд 5)

Классифицируют конфликтогены следующим образом:

1. Стремление к превосходству;

2. Проявление агрессии;

3. Проявление эгоизма. (Слайд 6)

Педагогические конфликты рассматривают как:

  • мотивационные;
  • недостатки организации обучения в школе;
  • конфликты взаимодействий. [4] (Слайд 7)
Читайте так же:  Релаксация купола диафрагмы

Томас Кеннет (Thomas Kennet)

известный американский специалист в области психологии конфликта. Внес значительный вклад в современную конфликтологию тем, что выделил пять основных типов поведения людей в конфликтных ситуациях и разработал тестовую методику для определения склонности человека к какому-либо из этих типов (Приложение 3).

Конфликтами можно и нужно управлять! Рассматривают 5 стилей поведения в управлении конфликтами. Это избегание, приспособление, конкуренция, компромисс и сотрудничество.

Рассмотрим хрестоматийный пример классификации типологии стилей поведения. (Слайд 8). Характеризуют стили поведения в двух измерениях. По горизонтальной оси откладывают степень, в которой участник конфликта рассматривает чужие интересы как приоритетные. По вертикальной оси отмечаются степени удовлетворения личных интересов.

Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Типология поведения в конфликте не является раз и навсегда заданной. Каждый раз может быть использован весь арсенал стилей в зависимости от ситуации в необходимой последовательности. Кроме этого, некоторые стили могут применяться для вполне конкретных типов конфликтов.

Исследование, проводимое в педагогическом коллективе нашей школы, показало следующие результаты. (Слайд 9)

Результаты исследования стилей поведения педагогических работников в конфликте свидетельствуют о том, что большинство педагогов решают конфликты путем компромисса, либо стараются избегать конфликтных ситуаций. Почти третья часть педагогов конфликтные ситуации разрешают путем приспособления.

Возможно ли изменить компромиссное поведение на путь сотрудничества, как наиболее эффективный и продуктивный способ поведения? Безусловно, возможно.

Существует схема рассмотрения стилей поведения в конфликте: (Слайд 10)

Случаи, когда целесообразно применение стиля

Использование стиля в условиях предотвращения конфликта

Использование стиля при разрешении возникшего конфликта [2].

Участникам выдаются раздаточные материалы (Приложение 2),

в таблице представлены подробно все стили поведения в конфликте по предложенной схеме. (Слайд 11-36)

Ведущие рассматривают все типы поведения в конфликтах, озвучивая основные тезисы, акцентируя внимание педагогов на самых важных моментах.

III. Подведение итогов

Завершение работы осуществляется заполнением анкет обратной связи, где педагоги оценивают отношение к семинару. (Приложение 4)

Список литературы (Слайд 37)

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
  2. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред.профессора С.А.Лисицына, С.В. Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г.-172 с.
  3. Левитов Н. Д., О психических состояниях человека, М., 1964
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002.- 208 с.

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

  1. Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.
  2. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.

Педагогическое разрешение конфликтов

Способы разрешения конфликта, особенно если он не зашел далеко, известны и доступны каждому — это нежность, юмор и шутка. В более сложных ситуациях учителя прибегают к компромиссу, делая уступки, друг другу, или сами проводят анализ, стремясь разобраться в себе и своих поступках, и только в исключительных случаях используют принуждение и временное расставание. Педагог не имеет права пойти на создание конфликта, если он не владеет технологией разрешения конфликта.

Конфликт создается в тот момент или доводится до такого уровня, когда возникает обоюдная потребность в его разрешении. Большинство конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, характеризуется несовпадением, а иногда и прямой противоположностью их позиций в отношении учебы и правил поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя — основные причины острых межличностных столкновений. Однако своевременный пересмотр ими своих позиций может устранить конфликтную ситуацию и не позволить ей перерасти в открытый межличностный конфликт.

Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.

Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность педагога быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к ученикам [16, c.79].

Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры.

Конструктивные возможности переговоров и посредничества крайне высоки. Одним из существенных плюсов данного метода является то, что его применение возможно как при вертикальных конфликтах («вертикальные переговоры»: преподаватель — группа учащихся; учащиеся — администрация школы), так и при горизонтальных («горизонтальные переговоры»: группа учащихся — группа учащихся). В случае особой остроты конфликтной ситуации или невозможности провести переговоры своими силами как дополнение к методу переговоров используется технология посредничества.

В процедуре посредничества задействуется независимая нейтральная третья сторона, посредник, который содействует в переговорах между сторонами в неформальной обстановке и помогает им найти приемлемое соглашение и достигнуть его. Основными принципами посредничества являются:

* нейтральность (эмоционально посредник не присоединяется к какой-то стороне);

* беспричастность (не заинтересованность в выигрыше одной из сторон).

Посредник не берет ответственность за решения, к которым придут стороны, его функция — организация процесса переговоров [16, c.146-149].

Читайте так же:  Первые признаки психического расстройства

Однако есть и дисфункциональные последствия переговорного процесса. Метод переговоров эффективен в рамках определенного коридора, выходя за который переговорный процесс теряет свою эффективность как метод разрешения конфликта и становится способом поддержания конфликтной ситуации.

У переговоров есть своя сфера позитивного действия, но они не всегда являются оптимальным способом разрешения конфликта. Затягивание переговоров, выигрыш времени для концентрации ресурсов, маскировка переговорами деструктивных действий, дезинформация оппонента на переговорах — это негативные моменты переговорного процесса [16, c.154-157].

Таким образом, можно сделать вывод: эффективная стратегия переговоров — это, прежде всего, стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов и умение их сочетать таким образом, который не будет впоследствии вызывать желание нарушить достигнутое соглашение. В реальной жизни преподавателям зачастую просто не хватает культуры переговорного процесса, навыков ведения переговоров, желания вступить в коммуникацию с оппонентом.

Рассматривая основные методы разрешения конфликтных ситуаций, можно сказать, что они делятся на две группы:

1. негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой;

2. позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта — разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества [2, c.61].

Различие негативных и позитивных методов условно, они нередко дополняют друг друга.

Выбор методов разрешения конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. Преподаватель может избрать тактику ухода от конфликта, сглаживания его, компромиссного решения, принуждения или неприятия чужой позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего решения.

Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций.

Основным звеном при разрешении педагогической ситуации считается проведение ее психологического анализа. В этом случае учитель может раскрыть причины ситуации, не допустить ее перехода в длительный конфликт, т.е. в какой-то мере научиться владеть ситуацией, используя ее познавательные и воспитательные функции.

Однако не следует считать, что психологический анализ разрешит все проблемы во взаимоотношениях. Его проведение лишь снизит число ошибок, которые допускают учителя, немедленно применяя меры воздействия на ученика в ходе возникшей ситуации. Такой анализ является лишь основой для выработки самостоятельных решений.

Основной целью психологического анализа ситуации является создание достаточной информационной основы для принятия психологически обоснованного решения возникшей ситуации. Торопливая реакция учителя, как правило, вызывает импульсивный ответ ученика, приводит к обмену «словесными ударами», и ситуация становится конфликтной.

Другой, не менее значимой целью такого анализа является переключение внимания с возмущения поступком ученика на его личность и ее проявление в деятельности, поступках и отношениях.

Анализ помогает учителю избежать субъективизма в оценке поведения учеников. При разборе поступка, оценке поведения часто виноватым оказывается ученик, кто менее симпатичен учителю, а поэтому учителя удивительно хорошо помнят даже мелкие нарушения дисциплины этими учениками. Такая позиция учителя приводит к тому, что он подменяет объективное изучение личностных качеств ученика перечнем тех проступков, в которых он был замечен раньше: у хорошего ученика вспоминаются хорошие поступки и мало придается значения плохим, а «трудный» ученик остается виновным.

Психологический анализ дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» ученика и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию.

Грамотно проведенный психологический анализ поможет учителю найти не только варианты разрешения, но и возможные пути предупреждения или погашения конфликта [12, c.103-107].

[1]

Существуют также и игровые методы разрешения конфликтов

1. Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.

2. Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если он эмоционален, склонен к интуитивному мышлению, то этот метод будет полезен. Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов.

3. Метод логического анализа подходит для тех, кто рационален, кто опирается на мышление. Чтобы понять партнера по взаимодействию.

Хотя навыки по разрешению конфликтов вовсе не гарантируют полного их разрешения во всех случаях, они могут предоставить новые возможности для расширения знаний о себе самом и других [12, c.160].

Педагогический конфликт. Технология разрешения педагогического конфликта

Образовательная среда – это огромный пласт для изучения, исследований и экспериментов. Самые интересные психологические разработки в этой сфере связаны с ее участниками: учителями, учащимися, родителями и администрацией. Например, запрет на применение телесных наказаний в школе. Главным аргументом против них стали исследования, показавшие неэффективность такого воспитательного процесса. Предполагается, что телесные наказания приводят к разным неблагоприятным последствиям: повышенной агрессивности, девиантному поведению, страху школы, низкой самооценке, суициду и к острому конфликту с учителем.

Всегда интересно наблюдать за эмоциями человека и анализировать его поведение в той или иной ситуации. Человеческое мировоззрение так устроено, что вникает оно больше в сложные процессы, а легкие оставляет без внимания. Если учесть, что возникновение конфликта – это сложнейший процесс в жизни, значит ее изучение человечеству сверх интересно.

Конфликты в педагогической деятельности

Объединяя участников образовательной среды и конфликт, получаем понятие «педагогический конфликт». Возникновение ситуации противостояний, несовпадения взглядов, связанных с элементами образовательной деятельности. В зависимости от объектов, вступивших в конфликт, можно выделить четыре главных блока рассмотрения темы: конфликт «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-администрация», «учитель-учитель».

Читайте так же:  Салон комильфо химки

Конфликт несет разрушительную силу. Если он произошел между учителем и учеником, то приведет к снижению успеваемости и значительно ухудшит результаты воспитательного процесса. Противоречие «учитель-родитель» способно навредить третьему лицу – учащемуся. Острая ситуация в структуре «Учитель –учитель-администрация» не редко приводит к профессиональному выгоранию педагога.

Особенности педагогических конфликтов

  • Разные социальные статусы сторон. Соответственно, процесс поиска продуктивной формы выхода из конфликта значительно затрудняется.
  • Разный взгляд на ситуацию. Зачастую учителю не всегда удается понять оппонента, а тому, в свою очередь, не удается справиться с эмоциями.
  • Наличие сторонних наблюдателей. Школа – это общественное место. И любая ситуация становится наглядным примером для учеников. Учитель всегда должен об этом помнить, вступая в конфликт. Педагог при любых условиях должен вести воспитательный процесс.
  • Школа — это модель общества! Учитель в этой модели главный показатель норм поведения в обществе.
  • Невозможность допускать ошибки. Любая оплошность педагога в решении конфликта неизбежно может вызвать новые проблемы и столкновения.

Конфликты в педагогическом коллективе

Сложным вариантов конфликтной ситуации является несовпадение взглядов между представителями педагогического коллектива. Чаще здесь конфликт складывается из двух составляющих: конфликтной ситуации и инцидента. Педагоги, как принято считать, люди высококультурные, организованные и дисциплинированные. Поэтому наличие противоположных мнений еще не ведет к острой ситуации. Для развития конфликта необходимо наличие накопившихся противоречий (конфликтная ситуация) и, внезапно возникшая, точка кипения (инцидент).

При определенном стечении обстоятельств, являющихся поводом для конфликта, и возникает конфликт в педагогическом коллективе.

Пример педагогического конфликта

Опытный Учитель 1 обладает своим видением преподавания литературы, которое абсолютно не совпадает с мнением молодого специалиста Учителя 2. Однажды, Учитель 1 позволил себе строго покритиковать открытый урок Учителя 2 в присутствии учеников.

Возможно, ситуация закончилась бы обычной обидой молодого специалиста, если бы не случилось продолжения. Один из учеников рассказал родителям о некомпетентности недавнего студента-педагога. Бдительные родители добрались до администрации школы с жалобой на непрофессионализм молодого педагога.

Очевидный конфликт. При чем, это пример многогранного конфликта. Участниками его являются все субъекты образования: ученик, 2 учителя, администрация, родители. Сторонними наблюдателями является целый класс.

Структура данного конфликта: наличие давнего несовпадения взглядов учителей + конфликтная ситуация с открытым уроком + инцидент с родителями.

Последствия неразрешенного конфликта: падение рейтинга учителя, снижение его самооценки, эмоциональное и профессиональное выгорание, увольнение.

Эффективный способ решения конфликта. Грамотный руководитель, разобравшись и проанализировав ситуацию, предлагает обоим педагогам разработать и провести совместный открытый урок в том же классе, с присутствием желающих родителей. Совместная деятельность поможет: во-первых, скрепить союз учителей; во-вторых, произведет обмен опытом (это может поменять категоричную позицию зрелого педагога). Есть важное условие! Во время проведения урока, Учитель 1 должен завуалированно дать понять всем присутствующим, что горд и рад взаимодействию с таким талантливым молодым педагогом как Учитель 2.

Задача урока: повысить авторитет Учителя 2 в глазах учеников.

Таким образом, и конфликт будет исчерпан, и извинения принесены за доставленные переживания молодому педагогу. Эта ситуация станет хорошим опытом и закалит будущего мастера педагогического искусства.

Алгоритм разрешения педагогического конфликта

  • Определить суть конфликта: его причины, участников, последствия.
  • Создать команду по разбору ситуации и разрешению конфликта: в нее могут входить только одни непосредственные оппоненты, либо еще и свидетели, коллеги, классный коллектив. Главное, чтобы соотношение сил было равное.
  • Определить роль ведущего в разборе конфликта.
  • Определить время и место. Важно, не приступать к разрешению ситуации в самый разгар противостояния. Необходимо, чтобы все успокоились и настроились на конструктивную беседу.
  • Установить правила: не перебивать, не оскорблять, не врать.
  • Выслушать позицию обеих сторон. В ходе разговора ответить на вопросы. Что произошло? Почему это произошло? Какие чувства вызвал конфликт у оппонентов? Как быть дальше?
  • Собрать предложения по урегулированию ситуации. Провести, например, «мозговой штурм». Выбрать из общего списка, предложение удовлетворяющее обе стороны.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это общий алгоритм урегулирования конфликтной ситуации. Но, в зависимости от многих критериев конфликта, этот алгоритм можно провести в форме ролевой игры, деловой встречи, неформальной беседы. А в рамках психологии, возможно включить в методику сказкотерапии или драмотерапии. Фантазия педагога не знает границ. Поэтому даже скучный алгоритм можно превратить в интересный процесс. Главное, чтобы участники ситуации приобрели бесценный опыт и применяли его в жизни.

Важно осознавать, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой большую общественную ценность.

[3]

Источники


  1. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.

  2. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 892 c.

  3. Любовь знаменитых женщин (комплект из 3 книг). — Москва: Наука, 2014. — 960 c.
  4. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины (комплект из 2 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 544 c.
  5. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. — М.: Прайм-Еврознак, 2011. — 705 c.
Педагогическое разрешение конфликтов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here