Период младенчества кризис 1 года

Самое важное по теме: "период младенчества кризис 1 года" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Новорожденность. Младенчество. Кризис 1 года.

Для мамочек малышей. Полезная информация о том, как должен развиваться ваш малыш.

НОВОРОЖДЕННОСТЬ. МЛАДЕНЧЕСТВО. КРИЗИС 1 ГОДА.

Новорожденность и период младенчества — один из важных, но не всегда серьезно оцениваемых периодов в жизни ребенка.
Рождаясь — первое, что делает ребёнок — это физический отделяется от матери.

Он попадает в совершенно иные условия – холод, яркая освещенность, воздушная среда, которая требует другого типа дыхания и необходимость смены типа питания.

Чтобы приспособиться к этим новым, чужим для него условиям, ребенку будут помогать безусловные рефлексы.

Условные будут формироваться позднее. А, если точнее, то к концу первого месяца жизни появляются первые условные рефлексы.
Один из безусловных рефлексов — ребёнок начинает реагировать на позы кормления. Как только он оказывается в нужном положении на коленях у матери, у него возникает сосательные движения.

Следующим важным событием в психической жизни ребенка является возникновение СЛУХОВОГО и ЗРИТЕЛЬНОГО сосредоточения.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе, а позже на 3-4 неделе появляется слуховое сосредоточение. Одно отличие — в 2-3 недели ребёнок может реагировать на звук хлопнувшей двери или на другие бытовые звуки, а в 3-4 недели ребенок уже может реагировать на голос человека. Причем в это время он не только слышит звук, но и поворачивает голову в сторону его источника.

На 3-5 неделе появляется зрительное сосредоточение. Проявляется оно следующим образом: ребенок замирает и задерживает взгляд, но ненадолго. В основном внимание привлекают яркие предметы.
В основном в этот период ребенок большую часть времени проводит во сне или дремоте, а в период бодрствования он, благодаря слуховому и зрительному сосредоточению, ребенок может на чем-то сконцентрироваться.

Все состояние ребенка в данный момент, то есть социальную ситуацию развития младенца, характеризуется, в основном беспомощностью.
Иногда этот период в психологии называют периодом «донашивания» или 4 триместром беременности.

Главная задача родителей в этом периоде — обеспечить плавный переход к новым условиям жизни.

Следующий значимый момент — это комплекс оживления.
Происходит это примерно в возрасте один месяц. Это время, когда ребёнок приобретает способность реагировать на голос, ухаживающий за ним матери, видит её лицо и устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи. Ребёнок, увидев маму или другого близкого человека, значимого для него, который за ним ухаживает, останавливает взгляд на его лице. Он вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, начинает улыбаться.

В это время и появляется самая первая социальная потребность – потребность в общении. Исходя из этой потребности — необходимо поддерживать потребность в общении, то есть не выполнять за ребёнка всё, не бежать впереди его потребности, а именно идти за ребенком.
На этом заканчивается этап новорождённости и начинается этап младенчества.

МЛАДЕНЧЕСТВО
В младенчестве ребёнок быстро и интенсивно растёт. Рост ребенка увеличивается в полтора раза, а вес почти в два.
Именно в этот период активно начинает развиваться познавательная способность.

На этом этапе зрительное сосредоточение становится уже более длительным, и к 3 месяцам достигает 7-8 секунд.

В младенческом возрасте ребёнок воспринимает форму предметов, может выделять контур этих предметов и другие элементы. Так в этом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих объектах, их привлекают контрасты, то есть яркие предметы и движения наблюдаемых предметах. Здесь присутствует реакция на новизну: потому что хорошо знакомые предметы в этом периоде не привлекают надолго внимание ребенка и, кроме того, совершенно новые предметы могут вызвать испуг.

Уже в 3-4 месяца ребёнок может воспринимать объекты и различать их по форме, сложности и цвету. То есть если вы начнете кормить его только из бутылочки одного цвета, он её будет безошибочно выбирать среди других предметов. Это различение цвета на уровне рефлекса, то есть на уровне условно рефлекторных связей. А вот активный интерес к цвету появится немного позднее, с 6 месяцев.

Две основные потребности, которые определяют успешность развития ребенка в данном периоде — потребность в общении и познавательное развитие.

Этому способствуют разнообразные впечатления, то есть родители должны менять обстановку, которую видит ребенок.
Следующее новообразование в 5-6 месяцев, когда ребенок уже может схватить предмет. Это значит, что у него формируется зрительно- двигательная координация, то есть ребенок соотносит то, что видит и движение своих рук.

Хватание — это первые целенаправленные действия ребенка. Во втором полугодии движение рук интенсивно развивается, ребёнок не только хватает, но и размахивает захваченными предметами, стучит, бросает, подбирает, кусает, перекладывает из руки в руки. В итоге складываются цепи одинаковых, повторяющихся действий. Их можно назвать круговыми реакциями.

После 7 месяцев встречаются соотносящие действия: то есть ребёнок может вкладывать маленькие предметы в большие, открывать и закрывать крышки коробочек.
После 10 месяцев появляются первые действия, которые могут помогать использовать предметы.

В первую очередь ребёнок здесь подражает действиям взрослых, то есть катает машинку, бъёт по барабану, подносит ко рту чашку с соком. Эти действия пока ещё не становятся предметными, они просто связаны с отдельными объектами, с которыми действовал взрослый. Ребёнок пока ещё не переносит это в окружающую среду на все игрушки, поэтому он первоначально будет качать именно ту куклу, которую качала мама и не может такие действия выполнять с другими, похожими игрушками, например, с мишкой, но концу года ребёнок уже может освоить правила действий с похожими новыми предметами.

К концу первого года ребёнок включается в более сложные действия игры. Первым свидетельством того, что появляется память, является узнавание. Есть ребёнок получил новую куклу и какое-то время её рассматривал, то на следующий день он её может уже узнать. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывают взрослый. А 4 месячный ребёнок отличает знакомое лицо от незнакомого.

Если яркую игрушку спрятать под одним из двух одинаковых платков, лишь немногие восьмимесячные дети могут в состоянии вспомните за одну секунду где она лежит, а к одному году уже все дети находят игрушку через 1-13 секунд после того как её спрятали. Таким образом, после 8 месяцев появляется функция -восстановления в памяти того, что он видел.

Читайте так же:  Я смогла вернуть любимого

Ещё один важный этап — это эмоциональное развитие. В первые 3-4 месяца у ребёнка могут появляться такие эмоциональные состояния:
— удивления в ответ на неожиданность, например, на торможение движения, на снижение сердечного ритма.
— тревожность при физическом дискомфорте.
— расслабление при удовлетворении потребности.

После того, как ребёнок научился узнавать и радоваться маме, он доброжелательно может реагировать на любого человека. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым людям, в 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых людей может резко усиливается, особенно наедине с новым взрослым.

Примерно в это же время между 7-11 месяцами появляется страх расставания, грусть или острый испуг при исчезновении мамы, когда её долго нет или она просто на какое-то время вышла.

К концу первого года ребёнок стремится не только к простым эмоциональным контактам, но и к совместным действиям, то есть он пытается с маминой помощью получить какой-нибудь привлекающий предмет, дотянуться до шкафа, достать вазочку, кастрюлю, и облегчает общение жестами.

Самым важным условием благополучного развития в этом периоде является фактор привязанности — присутствие своего взрослого для ребёнка означает защиту и покой и только благодаря этому ребёнок способен нормально развиваться.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие.
В первом полугодии формируется речевой слух, сам ребёнок издаёт звуки, которые называют «гуление», во втором полугодии возникает «лепет», в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, которые чаще всего связаны с действиями ребёнка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу первого года ребёнок понимает 10-20 слов, которые произносят взрослые и сам произносит одно или несколько своих первых слов.

Переходный период между младенческом и ранним детством, называют кризисом 1 года.

Он связан со всплеском самостоятельности и появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка возникают когда взрослые не понимает его желание, слова, жесты, мимику, или понимают, но не выполняют то, что ему хочется. Поскольку ребёнок в это время уже ходит или активно ползает, то увеличивается круг достигаемых для него предметов.

Не все желания ребёнка могут быть выполнены потому, что они могут принести вред. Именно в этот период обязательно закрепить слова «нельзя». То есть познакомится с ним нужно раньше, но сейчас необходимо ввести в словарь.

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительные силы. Некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками-ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребёнка связанно с определенным стилем воспитания в семье: или это излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность требования взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, о при папе ни в коем случае.

Установления новых отношений с ребенком, предоставление некоторой самостоятельности, то есть больше свободы и действий в допустимых пределах, терпение и выдержка взрослых, смягчает кризис этого года.
Главным приобретением переходного периода является детская речь, которая называется автономной.

Она отличается от взрослой речи по звуковой форме, фонетическому строению и по смыслу семантической стороны. Детские слова по своему звучанию иногда напоминает взрослые, иногда резко отличаются от них, встречаются и не похожие на соответствующие слова взрослых, например, «ика – шкаф, «калалигирича – карандаш», встречаются слова — обрывки слов взрослых, «как – каша», «по – упала», слова — искажения слов взрослых, сохраняющих, тем не менее фонетический и ритмический рисунок: «тити – часы», «неня — не надо», звукоподражательные слова – «собака – ав-ав», «Муму – корова».
Так происходит, поскольку у ребенка ещё не сложились наши взрослые понятия, ребёнок не может обобщать предметы. У него своя логика и его слова становятся многозначными.

Итак, годовалый ребёнок вступил в новый период раннего детства: — он может ходить или хотя бы пытается ходить,
— выполнять различные действия с предметами.
— его действие восприятия можно организовать с помощью речи.
— он понимает обращенные к нему слова взрослых.
— он начинает говорить хотя его речь ситуативна, многозначна и
непонятна большинству окружающих.

Главная потребность данного периода — это потребность в общении.
Центральное новообразование данного периода – это речь.

[2]

Кризис новорожденности. Младенческий возраст. Кризис 1-го года жизни.

Период новорожденности (до1-2 мес)Кризис новорожденности обусловлен:- тем, что ребёнок физически уже отделён от матери, а биологически ещё нет.- изменением сферы существования, родовая травма.- переходным характером развития и физиологических состояний – 80% во сне. Психич. ф-ции ещё не развились, не дифференцировались.У новорожденного формируется ведущий вид деят-тинепосредственно-эмоциональное общение.

Формируется психическая связь, которая заменят физическую. У ребёнка формируется потребность в общении. Коммуникативная потребность – стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью и самопознанию и самооценке. Общение формируется на протяжении первых месяцев жизни. У реб0ка появл-ся активность, предметом которой становится взрослый. Критерии наличия потребности в общении: (Лисина)

Развитие движений: проходит большой путь:- грубая моторика (перемещение в пространстве, участвуюи крупные мышцы)- тонкая мелкая моторика (движения пальцев)1) грубая моторика 3-4 мес – держать голову

5 мес – переворачиваться со спины на живот и обратно 6-7 мес – ползание 8 – сидеть 8-9 – стоять конец 1 года – неуверенная ходьба 2) мелкая моторика — 3-4 мес – навык хватания — к 5 мес – навык дотягивания и схватывания, реб-к может активно взаимодействовать со средой, зрительно-направляемое доставание предмета. — в 5 мес – манипулировать 2мя предметами сразу, начало мышления ( соотношение предметов) — 7-8 мес – перекладывает из руки в руку, вертит, разбирает, собирает к концу 1 года – формируется пинцетный зажим большим и указательным пальцем. Движение и восприятие определяется аффективно-потребностной сферой.

1. развитие моторики (ребенок начинает ходить, но еще плохо; его движения не очень скоординированы). Это расширяет диапазон его возможностей. 2. в речи ещё не сформированы связи между общепринятой звукоформой слова и его обобщенным значением 3. гипобулические реакции» (несформированность произвольной регуляции движений) Основное новообразование — автономная речь, исчезает на более поздних этапах развития

Кризис 1 года

Читайте также:

  1. Адиабатическое течение газа с трением. Кризис течения.
  2. Антикризисного управляющего
  3. Антикризисное управление конфликтами в организации.
  4. Антикризисное управление риском
  5. Антикризисное управление.
  6. Антикризисное управление.
  7. Антикризисное управление.
  8. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой.
  9. Антициклическая и антикризисная политика государства
  10. Банкротство и антикризисное управление на предприятии
  11. Безмолвная империя» Николая I. Кризис крепостничества.
  12. БОСНИЙСКИЙ КРИЗИС
Читайте так же:  Как подключить беспроводную проекцию

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация, в ее изменении – суть кризиса 1 года.

Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством. Содержание кризиса одного года включает в себя три основных момента: появление аффективно-волевых реакций, становление ходьбы, появление автономной речи.

Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективно-волевых реакций. С началом ползания и ходьбы (прямохождения) расширяется доступное ребенку пространство. Появляются первые «нельзя!» взрослого, которые регулируют его поведение. Аффективные вспышки обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов, жестов, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. В этот период необходимо предоставление большей свободы действий в некоторых пределах, установление новых отношений с ребенком. Терпение и выдержка взрослых помогают снять острые эмоциональные реакции. Кризис связан с отделением ребенком себя от взрослых, но не противопоставлением им. Ребенок может говорить: «Я сам!» в смысле «Я могу!», отстаивая тем самым свои возможности. Это ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка.

К 9 месяцам (начало кризиса 1 года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Новообразованием кризиса одного года является появление автономной речи (Л.С.Выготский), которая носит переходный характер. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла потребность общения по поводу предметов. Особенности автономной речи: ситуативна, эмоционально окрашена, понятна только близким; состоит из обрывков слов; имеет другую звуковую систему, используемые ребенком слова многозначны. Ребенок на стадии автономной речи понимает слова, используемые взрослыми, но при этом и сам активно участвует в создании употребляемых им слов.

До сих пор организм ребенка регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием; наблюдается нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование), нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувство голода), эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Однако на самом деле это не регресс, а скрытая, латентная перестройка связей в структуре психики ребенка, приводящая к появлению гораздо большего круга возможностей развития, что и будет осуществляться в следующем (стабильном) периоде развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Специфика социальной ситуации в младенчестве.

2. Ведущая деятельность периода.

3. Основные новообразования младенчества.

4. Умственное развитие младенца.

5. Кризис 1 года.

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия . / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996.

5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002.

7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995

9. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.

Тема 4. Психическое развитие в раннем детстве

| следующая лекция ==>
Умственное развитие младенца | Ведущая деятельность в раннем детстве

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 212 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Период младенчества кризис 1 года

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

— благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

Видео (кликните для воспроизведения).

— к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Читайте так же:  Шизофрения передаются детям

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет . К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба — одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Характеристика психического развития ребенка в младенческом возрасте. Структура младенческого возраста. Фазы (микропериоды) младенчества. Кризис 1 года.

ССР –Эмоциональное единство Р-В («МЫ»)

ВВД –Непосредственно — эмоциональное общение

Новообразования —Потребность в общении. «Истинное» подражание. Ходьба

Речь – автономная

Восприятие – предметное

[1]

Внимание – преднамеренные действия( хватание, доставание предмета)

Мышление – дифференциация ощущений и эмоциональных состояний

Память– различие близких и посторонних людей

Общение – ситуативно-личностное

Разв. Личности — Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия.

Стремление как специфическая особенность поведения.

В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы. Ярко проявляется закономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой.

Читайте так же:  Вылечил депрессию антидепрессантами

Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протяжении всего периода младенчества. Разрешение указанного противоречия приводит к разрушению социальной ситуации развития, которая его породила.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность — и есть общение.

Ведущий тип деятельности ребенка в младенческом возрасте – эмоционально-непосредственное общение, предметом которого для ребенка является взрослый человек. Первая потребность, которая формируется у ребенка,- это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком.

На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрос­лого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития, которая состоит в том, что психические про­цессы и качества складываются у ребенка под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения.

Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отноше­ние ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначе говоря, отноше­ние ребенка к действительности оказывается с самого начала социаль­ным, общественным отношением.

Младенец очень рано вводится в ситуацию общения со взрослыми. В общении всегда проявляется направленность одного человека на другого, происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного предполагает ответное действие другого и внут­ренне на него рассчитано.

Исследование поведения детей с первых недель жизни показало, что в первое время после рождения потреб­ность в общении с окружающими людьми у младенца отсутствует. Позднее она возникает не сама по себе, а под воздействием определенных условий. Таких условий два:

Первое условие — объективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих. Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности. По­добная заинтересованность ребенка во взрослом вовсе не является потребностью в общении..

Второе условии е- поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговари­вает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по кото­рому можно судить, что ребенок включился в общение.

Первоначально ребенка втягивает в общение мама, позднее у не­го возникает потребность контакта и отрабатываются средства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством об­щения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активные двигательные реакции). Младенец, в свою очередь, нуждается в избирательном наборе средств общения, пред­лагаемом взрослым: не все средства, существующие в человеческой культуре, с первых недель и месяцев жизни имеют для него эмоцио­нальную значимость.

Наблюдения показали, что попытки организовать общение с младенцем трех меся­цев на основе чисто словесных воздействий взрослого бесплодны — ребенок «берет» лишь экспрессивную сторону речи Годовалых детей длинные монологи раздражают, причем примерно так же, как поглаживание по голове; в этом возрасте общение детей с окружающими людьми строится на основе совместной предметной деятельности, и чрезмерное опережение достигнутого детьми уровня оказывается столь же неэффек­тивным для их развития, как и отставание от него. (По материалам М. И. Лисиной>

Взрослый не только удовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами. Он определенным образом оце­нивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой, хмурит брови и грозит пальцем, если малыш поступает не так, как следует. Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учит­ся правильно себя вести.

Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в про­тиворечие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.

Формирование предпосылок усвоения речи. Потребность общения создает основу для возникновения подражания звукам человеческой печи. Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, если взрослый с ним заговаривает. Очень рано малыш начинает реагировать на эмоциональный тон речи.

К концу младенчества на основе организуемых взрослыми движений и действий ребенка у него складываются первоначальные представления об окружающем мире возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в этом мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, которое происходит в раннем детстве.

Самые главные приобретения — ходьба и первые слова. К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба). Мир открывается перед ним в новом ракурсе.

Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия. В конце первого года происходит раздробление эмоциональной общности с родным взрослым и перестройка социальной ситуации развития. Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым. По мнению Л.И. Божович, к числу важнейших новообразований младенчества относится появление так называемых мотивирующих представлений. Это всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности. Возникновение мотивирующих потребностей превращает ребенка в субъект действия.

КРИЗИС 1 ГОДА — Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, затем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами другого человека. Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания.

Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Выготский считал появление особых аффективных состояний — гипобилических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется Я желающий.

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотношения сна — бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость). Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло. Забота о максимальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возможно, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасному предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.

Читайте так же:  Типы межличностных конфликтов

Младенческий возраст. Кризис первого года жизни.

Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года. Развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Ведущий тип деятельности — непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость ребенка от взрослого носит всеобъемлющий характер.

Новообразования возраста: — к году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); — осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Развитие сенсорики:

совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятиядетей — константность, правильность, предметность (соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. ), системность. Появление этих свойств связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они научаются видеть предмет под разным углом зрения.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти.Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7–9 недель. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8–9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Вербальная память начинает развиваться с 3–4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

Речь. До года речь ребенка — пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Кризис одного года .Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия.

Раннее детство. Развитие познавательной сферы, самосознания и самооценки в раннем возрасте. Кризис трех лет.

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Развитие познавательной сферы ребенка.В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь.

Развитие восприятияопределяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений) и действиями соотнесения. Так ребенок учиться делить предметы на классы.

Продолжается развитие мышления,которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Развитие памяти.К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Развитие речи.Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет.

[3]

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении.

Кризис 3 лет. Кризис относится к числу острых. Протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция «Я сам». Ребенок познает различие между «должен» и «хочу». Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. 7 симптомов: 1) Негативизм.( негативной реакции на требование или просьбу взрослого) 2) Упрямство(чтобы с его мнением считались). 3) Строптивость(направлена против принятых норм поведения в семье). 4) Своеволие(выражается в стремлении ребенка делать все самому). 5) Протест-бунт(выражается в частых ссорах детей с родителями). 6) Симптом обесценивания. 7) Деспотизм(начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8289 —

| 7245 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Кардер, Дэйв Семейные секреты, которые мешают жить / Дэйв Кардер и др. — М.: Триада, 2016. — 464 c.

  2. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.

  3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.
  4. Молодой семье. Энциклопедия семейной жизни. — М.: Гриф, 2010. — 672 c.
  5. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 631 c.
Период младенчества кризис 1 года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here