Пол и интеллект

Самое важное по теме: "пол и интеллект" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Биология — Пол и интеллект

08 февраля 2011

Пол и интеллект — гипотеза о прямой связи интеллектуальных способностей и особенностей мышления человека с биологическим полом. За время своего существования гипотеза не получила достоверных подтверждений, но является весьма распространенной — как в узких кругах специалистов, так и в обществе в целом. Данная гипотеза нередко используется в качестве довода для оправдания и/или обоснования дискриминации по половому признаку — сексизма.

Общие сведения

В подтверждение мнения, что мужчины умнее и талантливее женщин, обычно приводят тот факт, что среди мужчин намного больше выдающихся ученых, изобретателей, художников и проч. Якобы врожденная разница в умственных способностях зачастую служит обоснованием сексизма и сохранения патриархальных устоев. Результаты научных исследований, подтверждающих или опровергающих наличие разницы в интеллекте и задатках у мужчин и женщин, довольно противоречивы. Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются гены, наследственность, размеры и строение мозга, социальное и культурное окружение, воспитание и образование.

Биология — Пол и интеллект — Общее интеллектуальное развитие

08 февраля 2011

Оглавление:
1. Пол и интеллект
2. История
3. Общее интеллектуальное развитие

Для оценки умственных способностей человека используются стандартизированные тесты на интеллект. Одним из основных тестов является тест, определяющий коэффициент интеллектуальности. Существуют и другие тесты, оценивающие способности человека. Изучение разницы в интеллектуальных способностях мужчин и женщин основывается на анализе тестирований в школах, университетах и в армии США и Западной Европы. В России тестирования интеллекта появились недавно, поэтому данные о таких различиях отсутствуют.

В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности. Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведенных в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше. Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление и память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчеркивают, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин.

В других исследованиях разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек и у мальчиков оказалась статистически незначимой. Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение. Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90-115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50-60 и 130—140 очков. Изучив более 2000 статей и книг, опубликованных после 1966 года, авторы книги «Психология половых различий» пришли к выводу, что большинство утверждений о различиях между полами необоснованны. В большинстве IQ-тестирований разница в результатах у мужчин и женщин либо отсутствует, либо является статистически незначимой. Единственное эмпирически подтвержденное различие существует в задачах на пространственное вращение, с которыми мужчины в среднем справляются лучше.

Биология — Пол и интеллект — История

08 февраля 2011

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины XIX века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин и Поль Брока. Первые работы по изучению умственных способностей мужчин и женщин основывались, в основном, на случайных, несистематизированных наблюдениях. У Дарвина в «Происхождении человека» встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

Пол и интеллект

Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия

[3]

ИНТЕЛЛЕКТ — (INTELLIGENCE) Интеллект, определяемый как врожденное свойство, измеряется при проверке умственных способностей индивида, направленной на выявление коэффициента интеллектуальности IQ (intelligence quotient), то есть отношения интеллекта данного… … Социологический словарь

МАШИННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — способность средств вычислительной техники моделировать и реализовывать различные виды естественной интеллектуальной деятельности человека или его поведение. Результаты достигаются на базе совокупности таких характеристик компьютера, как объём… … Большая политехническая энциклопедия

Гилфорд, Джо Пол — Джой Пол ГИлфорд Joy Paul Guilford Дата рождения: 7 марта 1897(1897 03 07) Место рождения: Маркетт, Небраска Дата смерти … Википедия

Гилфорд Джой Пол — Гилфорд (Guilford) Джой Пол (р. 7.3.1897, шт. Небраска, США), американский психолог. С 1940 профессор психологии Южно Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор… … Большая советская энциклопедия

Джо Пол Гилфорд — (англ. J. P. Guilford; 1897 1988) американский психолог, профессор многих американских университетов. Широко известен как создатель модели структуры интеллекта. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания… … Википедия

Гилфорд (Guilford), Джой Пол — (1897 1976) американский психолог. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретической модели структуры интеллекта ( куб Г. ), согласно которой интеллект может быть представлен… … Педагогический терминологический словарь

ГИЛФОРД Джой Пол — (7.3. 1897, Маркетт, шт. Небраска, США, 11.12.1976, Нью Йорк), амер. психолог. Проф. Южно Калифорнийского ун та (с 1940). Один из лидеров психометрич. направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретич. модели «структуры… … Российская педагогическая энциклопедия

Коэффициент интеллекта — Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию… … Википедия

Боги смерти (Тетрадь смерти) — Некоторые из богов смерти Боги смерти (яп. 死神) это вымышленные сверхъестественные существа, описанные в манге, аниме и фильмах « … Википедия

Равны ли по интеллекту мужчины и женщины?

Уже почти 2 тысячи лет в умах людей доминирует мнение, что мужчины по своим умственным способностям значительно превосходят женщин. Однако так было не всегда. В той же Древней Греции на женский интеллект смотрели иначе. Вошедшие в историю знаменитые гетеры покоряли мужчин не только красотой, но и умом. Назовём такие имена как Таис Афинская, Таргелия, Герпилис. А Клеонила? Она прославила своё имя тем, что писала работы по философии. В то давнее время это никого не удивляло. Вспомним также богинь из древнегреческой мифологии. Все они обладали не только красотой, но и могучим интеллектом.

Однако всё течет и меняется. Античные народы канули в вечность, а им на смену пришли дикие племена, в которых главенствующее положение занимали представители сильного пола. Слабые же создания находились на вторых ролях и не имели права голоса. Вот с тех времён и начало утверждаться мнение об умственном превосходстве мужчин. Но базировалось оно в первую очередь на силе, а не на истинном положении вещей.

Рис. Равны ли по интеллекту мужчины и женщины?

Время шло своим ходом, и в Европе вначале наступили Средние века, а за ними пришёл черёд и Новейших времён. Все стороны жизни кардинально изменились, кроме одной. Мужчины вовсе не собирались сдавать свои позиции и признавать равенство женщин. То есть настоящие джентльмены остались в этом вопросе на уровне своих далёких предков, которые когда-то грязные, немытые и небритые пришли в Европу из азиатских степей.

И вот теперь мы пытаемся получить ответ на ту загадку, которая 2 тысячи лет назад таковой вовсе и не являлась – равны ли по интеллекту мужчины и женщины? В наши дни об этом рассуждают с серьёзным видом известнейшие люди, а совсем недавно американские специалисты провели довольно примечательное исследование.

Читайте так же:  Может ли женщина полюбить женщину

Они посадили в аудитории 100 юношей и 100 девушек. Им было предложено выбрать статьи по психологии, педагогике и политике. При этом предлагались материалы, подписанные тремя авторами: Джон Грэхэм, Джоан Грэхэм и Дж. Грэхэм. Как видно, 2 варианта явно указывали на пол автора.

Большая часть присутствующих выбрала работы Джона. Свой выбор эти люди объяснили тем, что мужчина-автор пишет более понятно и содержательно, а его компетентность уже изначально вызывает доверие. Таковы стереотипы современного мышления.

В головах людей они пустили глубокие корни. Более того, многие представительницы слабого пола готовы признать интеллектуальное превосходство мужчин. На это указывают и исторические факты. Поройтесь в памяти и попробуйте назвать величайших мыслителей женского пола за последние 300 лет. На ум придут только Блаватская, Мария Кюри и Бехтерева. А сколько мыслителей среди мужчин? Тысячи. Это даёт повод всей мужской братии свысока поглядывать на женщин. Хотя объективности ради надо заметить, что большая часть сильной половины человечества также далека от Аристотеля и Ньютона, как корова от симфонии Баха.

Уже несколько десятилетий возмущённые феминистки утверждают, что мужское интеллектуальное превосходство является фикцией. Оно основано на том, что слабый пол был силой оттеснён на периферию умственных достижений. Женщинам необходимо дать полную свободу, и тогда они легко догонят сильный пол, а потом также легко и перегонят его.

Однако крайности никогда не отражают истинного положения вещей. Любое утверждение о превосходстве всегда наводит на мысль о комплексе неполноценности, который всего лишь является оборотной стороной комплекса превосходства. О своих преимуществах в первую очередь трубят те, кто не очень-то в них и уверен. Самый беспроигрышный вариант в данной ситуации – объединиться в группу по какому-то общему признаку. Это может быть вероисповедание, национальность, раса или пол.

Отсюда и проистекают рассуждения о Сократе и Шекспире. Они были мужчинами, а в женской среде такие фигуры отсутствуют. Стало быть, мужчины значительно умнее, чем женщины. Когда других аргументов нет, то приходится козырять только этим.

Здесь следует заметить, что умные люди никогда не ссылаются на чей-то интеллект, потому что им достаточно своего. Однако нет такого человека, который не согласится с утверждением, что у каждого пола существуют определённые интеллектуальные особенности. Но эти особенности ни в коем случае нельзя рассматривать как количественные. Они качественные, и это доказано многими психологическими экспериментами. В основе же всего лежит биология.

Природа предусмотрительно позаботилась о том, чтобы все биологические виды боролись за выживание любыми возможными способами. Представители полов для этого были снабжены различными средствами. Сделано это было для того, чтобы совмещение отличных друг от друга усилий давало максимально эффективный результат.

В те времена, когда люди жили в пещерах, мужчины выступали в качестве боевого авангарда. Женщины же являлись надёжным тылом, обеспечивающим стабильность мужских побед и достижений. Сильному полу вовсе не требовалось вызывать к себе сочувствие или симпатию. А вот слабый пол был слабым и уязвимым. Поэтому он освоил целый комплекс коммуникативных навыков. Это умение воодушевлять, в чём-то убеждать и привлекать. Отсюда и более явно выраженные эмоциональные чувства.

Разные роли, определённые природой, кардинально повлияли на развитие мышления у противоположных полов. К примеру, сильная половина человечества хорошо показала себя в тестах на проверку абстрактного и пространственного мышления. Давно установлено, что мальчики в целом лучше успевают по математике, чем девочки. Зато слабый пол начинает раньше говорить и строить предложения из отдельных слов. Что же касается школы, то среди девочек плохие ученицы попадаются очень редко, чего нельзя сказать о мальчиках. А отличницы гораздо привычнее, чем отличники. Такой дефект речи как заикание гораздо чаще встречается у сильного пола.

[2]

Всё это напрямую связано с эволюцией. А она постаралась, чтобы мужской умственный диапазон оказался несколько шире, чем женский. Иными словами, среди мужчин чаще встречаются как гении, так и дураки. То есть женщины находятся в более узком интеллектуальном пространстве, что отнюдь не умаляет их достоинств.

Данная концепция также утверждает, что представители сильного пола с годами гораздо быстрее теряют свой умственный потенциал, чем слабая половина человечества. Дело здесь в том, что после 50 лет в мужском мозге процессы одряхления и разрушения идут быстрее, чем в женском, в 3 раза. Особенно это характерно для абстрактного мышления, интеллекта и эмоциональных побуждений.

Но специалисты обнаружили, что мыслительная деятельность с возрастом снижается медленнее у тех мужчин, которым повезло жениться на умных женщинах. Такая жена выступает в роли своеобразного стимулятора. Благодаря ей, улучшается питание мужского мозга кровью, а, следовательно, он получает и больше кислорода.

Впрочем, не стоит зацикливаться на интеллектуальных различиях. Гораздо разумнее научиться использовать по максимуму возможности своего ума, данного природой. А мужской он или женский – это лишь его особенность, но никак не достоинство. Тот, кто делает упор на превосходство одного пола над другим, да ещё и гордится этим, не обладает большим умом. У по-настоящему умных мужчин и женщин всегда найдётся гораздо больше других оснований для собственной гордости.

С интеллектом более менее разобрались. А как обстоят дела с интуицией? У кого интуиция развита больше, у мужчин или у женщин? Как Вы считаете?

Интеллект и его развитие

Интеллект — способность разбираться в происходящем, использовать имеющиеся средства и эффективно решать жизненные задачи.

Иногда в интеллект включают и интуицию (способность находить решение без осознанных рассуждений), иногда — только осознаваемые процессы. Интеллект вместе со знаниями и личностными составляющими (верованиями, позициями) — ум.

Как правило, говоря об интеллекте, имеют в виду умственный интеллект. «Он умный?», «Как у него с головой?» и «Как у него с интеллектом?» — один и тот же вопрос. Однако сводить интеллектуальный потенциал к умственному интеллекту неправильно: существуют разные виды интеллекта, или — для разных ситуаций требуется своя разновидность интеллекта. В первую очередь, это житейский интеллект, умственный интеллект, эмоциональный интеллект. Иногда выделяют кроме этого вербальный, музыкальный, пространственный и телесно-кинестетический интеллект. См.→

Тесты уровня интеллекта замеряют интеллект лишь частично, поскольку хорошо соображающий человек может не знать некоторых вещей, совершенно естественных для авторов подобных тестов. С другой стороны, тренировка в прохождении тестов на уровень интеллекта действительно помогает получить лучший балл — но едва ли существенно улучшает интеллект. См.→

Связаны ли интеллект и креативность? Связаны, но связь между ними не очевидная и не линейная. Повышение уровня интеллекта повышает креативность, но только до определенного предела… См.→

От чего зависит уровень и развитие интеллекта? Во многом это врожденная характеристика, дети рождаются как интеллектуально одаренные, так и дауны; с другой стороны, интеллектуальное развитие сильно зависит от условий его развития в семье и того, каков интеллектуальный уровень его окружения. Многие дети (да и взрослые) в тех или иных ситуациях выключают свой интеллект, живут бездумно. Выученная тупость, как и бездумное существование — интересный феномен, с которым приходится сталкиваться весьма нередко. С детства развивайте у детей мелкую моторику, больше ему рассказывайте, пробуждая у ребенка интерес к вопросам «Почему это происходит? От чего это зависит?», заставляйте ребенка думать, не разрешайте ему разыгрывать Дурика, отдайте его в хорошую школу — и с интеллектом у вашего ребенка будет в порядке.

Как развивать и поддерживать свой интеллект?

Интеллект может засыпать, а может поддерживаться в бодром состоянии. Гимнастика для лица — простой и эффективный способ повышения интеллектуальной бодрости, рекомендуется перед важными встречами, экзаменами и публичными выступлениями. Восхищение — элемент естественной гимнастики для лица. Посмотрите статью Как развивать скорость мышления, там много дельных подсказок.

Пол и интеллект

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пол и интеллект» в других словарях:

Интеллект — (от лат. intellectus понимание, познание) это разум[источник не указан 55 дней], рассудок, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять… … Википедия

Читайте так же:  Потребности детей в общении

ИНТЕЛЛЕКТ — (INTELLIGENCE) Интеллект, определяемый как врожденное свойство, измеряется при проверке умственных способностей индивида, направленной на выявление коэффициента интеллектуальности IQ (intelligence quotient), то есть отношения интеллекта данного… … Социологический словарь

МАШИННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ — способность средств вычислительной техники моделировать и реализовывать различные виды естественной интеллектуальной деятельности человека или его поведение. Результаты достигаются на базе совокупности таких характеристик компьютера, как объём… … Большая политехническая энциклопедия

Гилфорд, Джо Пол — Джой Пол ГИлфорд Joy Paul Guilford Дата рождения: 7 марта 1897(1897 03 07) Место рождения: Маркетт, Небраска Дата смерти … Википедия

Гилфорд Джой Пол — Гилфорд (Guilford) Джой Пол (р. 7.3.1897, шт. Небраска, США), американский психолог. С 1940 профессор психологии Южно Калифорнийского университета. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор… … Большая советская энциклопедия

Джо Пол Гилфорд — (англ. J. P. Guilford; 1897 1988) американский психолог, профессор многих американских университетов. Широко известен как создатель модели структуры интеллекта. Гилфорд занимался исследованиями интеллекта в части памяти, мышления, внимания… … Википедия

Гилфорд (Guilford), Джой Пол — (1897 1976) американский психолог. Один из лидеров психометрического направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретической модели структуры интеллекта ( куб Г. ), согласно которой интеллект может быть представлен… … Педагогический терминологический словарь

ГИЛФОРД Джой Пол — (7.3. 1897, Маркетт, шт. Небраска, США, 11.12.1976, Нью Йорк), амер. психолог. Проф. Южно Калифорнийского ун та (с 1940). Один из лидеров психометрич. направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретич. модели «структуры… … Российская педагогическая энциклопедия

Коэффициент интеллекта — Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию… … Википедия

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Боги смерти (Тетрадь смерти) — Некоторые из богов смерти Боги смерти (яп. 死神) это вымышленные сверхъестественные существа, описанные в манге, аниме и фильмах « … Википедия

Какой тип интеллекта развит у вас?

Возможно, что скоро тесты на интеллект придется существенно усовершенствовать, так как они не выявляют все то разнообразие видов интеллекта, которыми наделены люди.

Доктор Ховард Гарднер (Dr. Howard Gardener) разработал теорию множественного интеллекта, объясняя, что у человека могут быть разные интеллектуальные способности, включая языки, музыку, пространственный ориентир, мышечное чувство и т.д.

Вот девять типов интеллекта, описанных доктором Гарднером:

1. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект отражает способность читать, писать, рассказывать истории и изучать языки, грамматику и синтаксис. Чтобы улучшить эти способности нужно изучать новые языки, улучшая словарный запас и письмо.

2. Логико-математический интеллект

У вашего друга программиста, скорее всего, развит логико-математический интеллект. Эти люди чувствуют себя как рыба в воде, имея дело с цифрами, логикой, рассуждениями и абстракциями. Чтобы улучшить логические способности, решайте логические задачки, занимайтесь вязанием и изучайте компьютерное программирование. Также можете смотреть фильмы или видео, останавливая просмотр в какой-то момент, чтобы попробовать предсказать, что будет дальше.

3. Музыкальный интеллект

Те, у кого сильный музыкальный интеллект, восприимчивы к звукам, тональностям, ритмам, музыкальным клавишам и структуре песен. Чтобы развить музыкальные способности, слушайте разные виды музыки, пойте вместе с радио или чаще оставайтесь в тишине, чтобы услышать звуки вокруг вас.

4. Пространственный интеллект

Люди с развитым пространственным интеллектом легко воображают, понимают и представляют визуально-пространственный мир. У них может быть хорошо развитое чувство направления, координация рук и глаз и визуальная память. Некоторые, например, могут легко представить как впишется мебель в комнату, не делая никаких измерений или купить шарфик, который будет хорошо подходить блузке, которая находится дома.

Чтобы усилить пространственный интеллект, сядьте на заднее сидение в машине и указывайте направление пути, разгадывайте мозаики и лабиринты, стройте конструкторы Лего или лепите из пластилина.

5. Телесно-кинестетический интеллект

У людей с телесно-кинестетическим интеллектом хорошо развита моторика. К ним относятся люди таких профессий как спортсмены, строители, актеры, хирурги и другие. Йога является одним из прекрасных способов улучшить эту способность. Займитесь каким-нибудь ремеслом, катайтесь на велосипеде, танцуйте и практикуйте разные виды спорта.

6. Межличностный интеллект

Человек с межличностным интеллектом умеет хорошо организовывать людей, понимает настроение и мотивацию других людей. Он или она могут эффективно общаться и руководить. Чтобы улучшить межличностные способности, практикуйте активное слушание, то есть повторяйте то, что вы думаете сказал другой человек и изучайте различные типы личности.

7. Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект — это способность осознавать свои эмоции, цели и мотивы. Эта способность часто используется писателями, философами, психологами и теологами. Чтобы улучшить внутриличностный интеллект, ведите дневник, медитируйте и проходите тесты личности.

8. Натуралистический интеллект

Люди с натуралистическим интеллектом восприимчивы к природе и могут легко узнавать и классифицировать различные виды растений и животных. Чтобы обрести натуралистический интеллект, старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе. Сажайте растения, помогайте животным, прогуливайтесь по паркам и читайте о животных.

9. Экзистенциальный интеллект

Духовный или экзистенциальный интеллект охватывает все функции мозга. Люди с такими способностями исследуют вопросы жизни и смерти и то, что лежит за пределами субъективной точки зрения. Молитвы и медитация увеличивают связи между всеми зонами мозга и уменьшают кровоток к теменной доле мозга, которая дает субъективное ощущение времени и пространства. Вы можете развить эти способности, разговаривая с другими и исследуя разные вопросы.

Пол и интеллект

Пол и интеллект — гипотеза о прямой связи интеллектуальных способностей и особенностей мышления человека с биологическим полом. За время своего существования нашла достоверные подтверждения лишь в верхних и нижних диапазонах (в частности, преобладание мужчин среди людей с высоким IQ), в то время, как в среднем уровни интеллекта равны. Тем не менее, является весьма распространённой — как в узких кругах специалистов, так и в обществе в целом. Данная гипотеза иногда используется в качестве довода для оправдания и/или обоснования дискриминации по половому признаку — сексизма [ источник не указан 73 дня ] .

Содержание

Среди факторов, влияющих на развитие интеллекта, называются гены, наследственность, строение мозга, социальное и культурное окружение, воспитание и уровень образования.

Мужской мозг в среднем весит на 100—150 граммов больше, чем женский. Однако мнение о том, что именно от массы мозга или его объёма зависят умственные способности человека, до сих пор спорно (в частности, в женском мозге меньший гиппокамп предположительно используется более эффективно, за счет увеличения связей между нейронами). [1] На больших выборках обнаруживается положительная корреляция между массой мозга и умственными способностями, а также между массой определённых отделов мозга и различными показателями когнитивных способностей. [2] [3] Половые различия в строении мозга варьируются также между расами и этническими группами: в то время как у мужчин-японцев полушария короче, но шире, чем у женщин, у европейцев наблюдается противоположное различие [4] .

В доказательство «интеллектуальности мужчин» обычно приводят тот факт, что среди мужчин намного больше выдающихся учёных, изобретателей, художников, шахматистов и проч. Нижняя височная доля у мужчин больше, чем у женщин, при этом у выдающихся учёных (физиков и математиков) она крупнее, чем у обычного человека. У женщин лучше развиты лобная и височная кора, которые отвечают за речь. Высказывались также гипотезы о способности женщин к выполнению нескольких задач одновременно за счёт большего объёма мозолистого тела. Однако современные исследования не подтверждают гипотезу об увеличенном объёме этого органа у женщин, хотя и свидетельствуют о его морфологических различиях между мужчинами и женщинами. [5] [6] [7]

Множество исследований показывает, что половые гормоны оказывают влияние на когнитивную деятельность и структуру мозга. Тем не менее, они не являются решающим фактором в пространственном ориентировании и вербальных навыках, их влияние целиком компенсируется личностными характеристиками человека [9] [10] .

Читайте так же:  Люшера интерпретация результатов

Пространственное ориентирование

Исследователи из Загребского университета, сравнив результаты мужчин в тестах на пространственное ориентирование весной (когда количество тестостерона в организме снижается) и осенью (когда количество тестостерона повышено), выяснили, что участники, когда уровень тестостерона в их организме снижен, справляются с тестами лучше, чем в период, когда количество этого гормона повышено. Учёные пришли к выводу, что для наиболее успешного выполнения заданий на пространственное ориентирование, в организме должен присутствовать строго определённый уровень тестостерона [11] . Другое исследование также показало, что суточные колебания тестостерона у мужчин и женщин не влияют на пространственную ориентацию [12] .

Ряд исследований также показывает, что эстрогены оказывают отрицательное влияние на пространственное ориентирование как у мужчин, так и у женщин [13] [14] . Сравнение пространственных способностей в течение менструального цикла показало, что в период менструации, когда количество эстрогенов минимально, женщины показывают значительно лучшие результаты в пространственном ориентировании, чем во время лютеиновой фазы [15] [16] [17] [18] .

Ряд исследований показывает, что эстрадиол, в зависимости от его уровня в женском организме, может как положительно, так и отрицательно влиять на рабочую память и способность к обучению [19] [20] . Очень высокий уровень эстрогенов может негативно сказываться на выполнении выученных ранее действий и отрицательно влиять на память [20] .

Общественные стереотипы

Угроза подтверждения стереотипа

Воздействие стереотипов на способности человека подтверждает множество исследований. Так, учёные из Дартмутского колледжа и Северо-Западного университета провели исследование с использованием фМРТ, в котором рассмотрели влияние стереотипов на математические способности у женщин. Участниц разделили на экспериментальную и контрольную группы. Обе группы сначала выполнили 50 арифметических задач. После этого, в экспериментальной группе, в качестве стереотипного воздействия использовалось задание на выявление «отношения к математике» (англ. math attitudes ). Участницам также пояснили, что «исследование показало гендерные различия в математических способностях и выполнении задач». В контрольной группе это задание заменили на тест на «политические взгляды» (англ. political attitudes ), в котором проверялось как «личные взгляды влияют на выполнение когнитивных задач». После этого обе группы выполнили ещё 50 арифметических задач.

Результаты исследования показали, что участницы из контрольной группы стали активнее использовать нижнюю левую часть префронтальной коры (поле Бродмана 47), нижнюю левую часть теменной доли коры (40) и обе стороны угловой извилины (39), зоны, ответственные за выполнение математических задач. Участницы из контрольной группы улучшили свои результаты по сравнению с первой серией задач. У участниц из экспериментальной группы вместо этого была отмечена повышенная активность вентральной части передней поясной коры (ППК), участка, ответственного за эмоциональные реакции. Учёные также отметили, ссылаясь на ряд исследований, что вентральная часть ППК крайне чувствительна к социальным воздействиям, в частности, к неприятию и что она также играет центральную роль в осмыслении негативной информации. У участниц из экспериментальной группы результаты ухудшились [22] .

Влияние стереотипов на детей

В то время как исследования влияния стереотипов на взрослых не могут дать однозначных ответов на причины различий в тех или иных интеллектуальных способностях [24] , влияние общественных представлений на детей раннего возраста гораздо легче поддаётся изучению.

Сет Стивенс-Давидовиц, анализируя частоту различных запросов в Гугле, приходит к выводу, что родители имеют предубеждения в отношении своих детей в зависимости от их половых признаков. Так, вопрос по поводу одарённости ребёнка задаётся в два с половиной раза чаще в отношении мальчиков, чем в отношении девочек. Стивенс-Давидовиц утверждает, что реальных предпосылок, кроме общественных стереотипов, для этого нет, так как девочки развивают вербальные навыки раньше мальчиков и в США они на 9 % чаще попадают в образовательные программы для одарённых детей. Запросы, связанные с низкой интеллектуальностью ребёнка также совершаются чаще в случае с мальчиками, но с меньшей разницей в частоте. Автор также замечает, что вместо интеллекта, родители чаще интересуются внешностью своих дочерей — запрос «Страдает ли моя дочь лишним весом?» совершается приблизительно в два раза чаще, чем аналогичный про сына. Стивенс-Давидовиц утверждает, что это не может быть связано с реальной проблемой ожирения у детей, так как мальчики страдают им чаще. Также родители в полтора раза чаще спрашивают «Красива ли моя дочь?» и в три раза чаще «Некрасива ли моя дочь?», чем делают аналогичные запросы по отношению к внешности своих сыновей [28] .

Гендерные роли

Учёные из Университета Гриффита [en] провели исследование, в котором сопоставили когнитивные навыки и гендерные черты характеров участников [комм. 8] . Как показало исследование, преобладание у человека «мужских» черт характера (склонность к доминированию, уверенность в себе и т. д.) существенно повышает способности к пространственному ориентированию. Тем не менее, это не является решающим фактором — несмотря на то, что женщины с «мужскими» чертами характерами показали лучшие результаты в пространственном ориентировании, чем мужчины с «женскими» чертами характера, они всё равно уступали мужчинам с «мужскими» чертами характера. Исследование также показало, что традиционно «женские» черты характера (уступчивость, эмпатия и т. д.) играют решающую роль в развитии вербальных навыков — участники, у которых было отмечено преобладание «женских» черт, не показали статистически значимых половых различий в этой сфере когнитивной деятельности. Учёные также подчёркивают, что черты характера и когнитивные способности могут быть взаимосвязаны и успехи в традиционно «мужских» или «женских» сферах могут формировать соответствующие черты характера [10] .

Учёные из Гейдельбергского университета и Университета Гумбольдта провели исследование, в котором попросили участников представить себя сначала стереотипным мужчиной, а потом стереотипной женщиной. После этого участникам предложили тест на пространственное ориентирование с трёхмерными кубическими фигурами. Женщины, представлявшие себя стереотипными мужчинами, справлялись с тестом так же хорошо, как и мужчины в аналогичной ситуации. У мужчин, представлявших себя стереотипными женщинами, результаты были немного ниже. Самый худший результат, значительно более низкий, чем у других групп, наблюдался у участниц, которые представляли себя стереотипными женщинами. Принимая это во внимание, исследователи пришли к выводу, что решающую роль в успешном выполнении задач на пространственное ориентирование играют гендерные представления [9] .

Отношения внутри коллектива

Исследователи из Университета Монаша, опираясь на простейшие экологические модели поведения популяций применительно к научному сообществу, пришли к выводу, что часто значительно более низкая скорость продвижения женщин по научной карьерной лестнице в сравнении с мужчинами объясняется меньшей эффективностью интеллектуальной деятельности первых, из-за которых женщины, по мнению исследовательниц, проигрывают в «конкурентной борьбе» мужчинам [29] . (Следует отметить, что ряд других исследований, как, например, проведённое исследователями из Йельского университета и опубликованного в сентябре 2012 года в рецензируемом научном журнале PNAS, говорит о наличии в научной среде предубеждения в отношении женщин-сотрудников [30] [31] ).

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины XIX века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин и Поль Брока. Первые работы по изучению умственных способностей мужчин и женщин основывались, в основном, на случайных, несистематизированных наблюдениях. У Дарвина в «Происхождении человека» (The Descent of Man, 1871) встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

Коэффициент интеллекта

Результаты научных исследований, подтверждающих или опровергающих наличие разницы в интеллекте и задатках у мужчин и женщин, довольно противоречивы. Для оценки умственных способностей человека используются стандартизированные тесты на интеллект. Самыми распространёнными являются тесты, определяющие коэффициент интеллекта или IQ-тесты. Однако существуют и другие тесты, оценивающие способности человека. Изучение разницы в интеллектуальных способностях мужчин и женщин основывается на анализе тестирований в школах, университетах и в армии США и Западной Европы. В России тестирования интеллекта появились недавно, поэтому данные о таких различиях отсутствуют.

В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности [32] . Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведённых в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше. Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление, память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление, а мужчины в тестах на пространственную ориентацию и математические способности. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчёркнули, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин [33] .

Читайте так же:  Бросай курить результат

В исследовании, проведённом среди 11-летних детей в 1932 году в Шотландии, разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100,64) и у мальчиков (100,48) оказалась статистически незначимой. Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение (14,1 для девочек и 14,9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90—115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50—60 и 130—140 очков [34] . Другое исследование, проведённое в 2015 году Китае на 12-летних подростках по методике WISC-R, показало, что мальчики показывают более высокие результаты на несколько пунктов IQ. В исследовании отмечается, что результаты в плане половых различий близки к американским показателям, полученным по той же методике. Разброс результатов у мальчиков оказался существенно выше, чем у девочек [35] .

Фактор общего интеллекта

Исследование 1292 пар родных братьев и сестёр, участвовавших в Национальном Лонгитюдном Опросе Юношества 1979 года [en] (США), выявило незначительное сренестатистическое преимущество мужчин по величине фактора общего интеллекта при существенном преобладании мужчин в нижнем и верхнем диапазонах [36] . Оценка интеллектуального развития по Тесту Рейвена в пяти развитых странах [комм. 9] показала, что женщины с начала 21 века стали достигать тех же результатов в показателе фактора общего интеллекта, что и мужчины [37] . Джеймс Флинн считает достижение женщинами равенства с мужчинами в показателе интеллектуальности по Рейвену одним из показателей развития общества [38] .

Пол и интеллект

Пол и интеллект — гипотеза о прямой связи интеллектуальных способностей и особенностей мышления человека с биологическим полом. За время своего существования нашла достоверные подтверждения лишь в верхних и нижних диапазонах (в частности, преобладание мужчин среди людей с высоким IQ), в то время, как в среднем уровни интеллекта равны. Тем не менее, является весьма распространённой — как в узких кругах специалистов, так и в обществе в целом. Данная гипотеза иногда используется в качестве довода для оправдания и/или обоснования дискриминации по половому признаку — сексизма [1] .

Различия в строении мозга

Множество исследований показывает, что на размер и строение мозга существенно влияют питание [2] (включая рацион в детском и подростковом возрасте) [3] , наличие лишнего веса [4] , возраст, образование, наличие сердечно-сосудистых заболеваний и личные навыки [5] . Наблюдается связь между размером определённых участков мозга и способностями в той или иной сфере [6] [7] . Исследования показывают, что развитие тех или иных навыков даже во взрослом возрасте приводит к изменениям в строении мозга [8] .

Мозг взрослого мужчины в среднем на 11–12% тяжелее и на 10% больше по объёму, чем у женщины [9] [10] . Половые различия в строении мозга варьируются также между расами и этническими группами: в то время как у мужчин-японцев полушария короче, но шире, чем у женщин, у европейцев наблюдается противоположное различие [11] . Статистической разницы между соотношением размеров тела и мозга у мужчин и женщин не обнаружено [12] .

Несмотря на то что в среднем в строении мозга у мужчин и женщин наблюдаются различия, у каждого отдельного человека в мозгу присутствуют как «женские», так и «мужские» черты [13] . Более того, при сравнении, скорректированном на одинаковый размер, почти все среднестатистические различия в строении мужского и женского мозга перестают проявляться [14] [15] [16] .

Множество исследований также отмечает влияние половых гормонов на работу мозга [17] [18] [19] , его развитие и здоровье [20] [21] . Исследование, проведённое среди переживших голод в Нидерландах, показало, что недостаток питания во время внутриутробного развития влияет на объём мозга в последующей жизни только у плодов мужского пола — в то время как у взрослых мужчин, чьи матери не получали полноценного питания во время беременности, объём мозга был меньше, чем у контрольной группы, у женщин такого различия не наблюдалось [2] . Другое исследование, с участием подростков из Чили, также показало, что недостаточное питание в первый год жизни сильнее сказывалось на объёме мозга у мальчиков, чем у девочек [3] .

Влияние гормонов

Множество исследований показывает, что половые гормоны оказывают влияние на когнитивную деятельность и структуру мозга. Тем не менее они не являются решающим фактором в пространственном ориентировании и вербальных навыках, их влияние целиком компенсируется личностными характеристиками человека [22] [23] .

Пространственное ориентирование

Исследователи из Загребского университета, сравнив результаты мужчин в тестах на пространственное ориентирование весной (когда количество тестостерона в организме снижается) и осенью (когда количество тестостерона повышено), выяснили, что участники, когда уровень тестостерона в их организме снижен, справляются с тестами лучше, чем в период, когда количество этого гормона повышено. Учёные пришли к выводу, что для наиболее успешного выполнения заданий на пространственное ориентирование, в организме должен присутствовать строго определённый уровень тестостерона [24] . Другое исследование также показало, что суточные колебания тестостерона у мужчин и женщин не влияют на пространственную ориентацию [25] .

Ряд исследований также показывает, что эстрогены оказывают отрицательное влияние на пространственное ориентирование как у мужчин, так и у женщин [26] [27] . Сравнение пространственных способностей в течение менструального цикла показало, что в период менструации, когда количество эстрогенов минимально, женщины показывают значительно лучшие результаты в пространственном ориентировании, чем во время лютеиновой фазы [28] [29] [30] [31] .

Ряд исследований показывает, что эстрадиол, в зависимости от его уровня в женском организме, может как положительно, так и отрицательно влиять на рабочую память и способность к обучению [32] [33] . Очень высокий уровень эстрогенов может негативно сказываться на выполнении выученных ранее действий и отрицательно влиять на память [33] .

Общественные стереотипы

Угроза подтверждения стереотипа

Воздействие стереотипов на способности человека подтверждает множество исследований. Так, учёные из Дартмутского колледжа и Северо-Западного университета провели исследование с использованием фМРТ, в котором рассмотрели влияние стереотипов на математические способности у женщин. Участниц разделили на экспериментальную и контрольную группы. Обе группы сначала выполнили 50 арифметических задач. После этого, в экспериментальной группе, в качестве стереотипного воздействия использовалось задание на выявление «отношения к математике» (англ. math attitudes ). Участницам также пояснили, что «исследование показало гендерные различия в математических способностях и выполнении задач». В контрольной группе это задание заменили на тест на «политические взгляды» (англ. political attitudes ), в котором проверялось как «личные взгляды влияют на выполнение когнитивных задач». После этого обе группы выполнили ещё 50 арифметических задач.

Результаты исследования показали, что участницы из контрольной группы стали активнее использовать нижнюю левую часть префронтальной коры (поле Бродмана 47), нижнюю левую часть теменной доли коры (40) и обе стороны угловой извилины (39), зоны, ответственные за выполнение математических задач. Участницы из контрольной группы улучшили свои результаты по сравнению с первой серией задач. У участниц из экспериментальной группы вместо этого была отмечена повышенная активность вентральной части передней поясной коры (ППК), участка, ответственного за эмоциональные реакции. Учёные также отметили, ссылаясь на ряд исследований, что вентральная часть ППК крайне чувствительна к социальным воздействиям, в частности, к неприятию и что она также играет центральную роль в осмыслении негативной информации. У участниц из экспериментальной группы результаты ухудшились [35] .

Влияние стереотипов на детей

В то время как исследования влияния стереотипов на взрослых не могут дать однозначных ответов на причины различий в тех или иных интеллектуальных способностях [37] , влияние общественных представлений на детей раннего возраста гораздо легче поддаётся изучению.

Читайте так же:  Лечение глубокой депрессии

Сет Стивенс-Давидовиц, анализируя частоту различных запросов в Гугле, приходит к выводу, что родители имеют предубеждения в отношении своих детей в зависимости от их половых признаков. Так, вопрос по поводу одарённости ребёнка задаётся в два с половиной раза чаще в отношении мальчиков, чем в отношении девочек. Стивенс-Давидовиц утверждает, что реальных предпосылок, кроме общественных стереотипов, для этого нет, так как девочки развивают вербальные навыки раньше мальчиков и в США они на 9 % чаще попадают в образовательные программы для одарённых детей. Запросы, связанные с низкой интеллектуальностью ребёнка также совершаются чаще в случае с мальчиками, но с меньшей разницей в частоте. Автор также замечает, что вместо интеллекта, родители чаще интересуются внешностью своих дочерей — запрос «Страдает ли моя дочь лишним весом?» совершается приблизительно в два раза чаще, чем аналогичный про сына. Стивенс-Давидовиц утверждает, что это не может быть связано с реальной проблемой ожирения у детей, так как мальчики страдают им чаще. Также родители в полтора раза чаще спрашивают «Красива ли моя дочь?» и в три раза чаще «Некрасива ли моя дочь?», чем делают аналогичные запросы по отношению к внешности своих сыновей [41] .

Гендерные роли

Учёные из Университета Гриффита провели исследование, в котором сопоставили когнитивные навыки и гендерные черты характеров участников [комм. 8] . Как показало исследование, преобладание у человека «мужских» черт характера (склонность к доминированию, уверенность в себе и т. д.) существенно повышает способности к пространственному ориентированию. Тем не менее, это не является решающим фактором — несмотря на то, что женщины с «мужскими» чертами характерами показали лучшие результаты в пространственном ориентировании, чем мужчины с «женскими» чертами характера, они всё равно уступали мужчинам с «мужскими» чертами характера. Исследование также показало, что традиционно «женские» черты характера (уступчивость, эмпатия и т. д.) играют решающую роль в развитии вербальных навыков — участники, у которых было отмечено преобладание «женских» черт, не показали статистически значимых половых различий в этой сфере когнитивной деятельности. Учёные также подчёркивают, что черты характера и когнитивные способности могут быть взаимосвязаны и успехи в традиционно «мужских» или «женских» сферах могут формировать соответствующие черты характера [23] .

Учёные из Гейдельбергского университета и Университета Гумбольдта провели исследование, в котором попросили участников представить себя сначала стереотипным мужчиной, а потом стереотипной женщиной. После этого участникам предложили тест на пространственное ориентирование с трёхмерными кубическими фигурами. Женщины, представлявшие себя стереотипными мужчинами, справлялись с тестом так же хорошо, как и мужчины в аналогичной ситуации. У мужчин, представлявших себя стереотипными женщинами, результаты были немного ниже. Самый худший результат, значительно более низкий, чем у других групп, наблюдался у участниц, которые представляли себя стереотипными женщинами. Принимая это во внимание, исследователи пришли к выводу, что решающую роль в успешном выполнении задач на пространственное ориентирование играют гендерные представления [22] .

Отношения внутри коллектива

Исследователи из Университета Монаша, опираясь на простейшие экологические модели поведения популяций применительно к научному сообществу, пришли к выводу, что часто значительно более низкая скорость продвижения женщин по научной карьерной лестнице в сравнении с мужчинами объясняется меньшей эффективностью интеллектуальной деятельности первых, из-за которых женщины, по мнению исследовательниц, проигрывают в «конкурентной борьбе» мужчинам [42] . (Следует отметить, что ряд других исследований, как, например, проведённое исследователями из Йельского университета и опубликованного в сентябре 2012 года в рецензируемом научном журнале PNAS, говорит о наличии в научной среде предубеждения в отношении женщин-сотрудников [43] [44] ).

[1]

Интеллект и различия в умственных способностях людей изучаются с середины XIX века. Среди первых исследователей, занимавшихся этими вопросами, были Фрэнсис Гальтон, Чарльз Дарвин и Поль Брока. Первые работы по изучению умственных способностей мужчин и женщин основывались, в основном, на случайных, несистематизированных наблюдениях. У Дарвина в «Происхождении человека» (The Descent of Man, 1871) встречаются такие сравнения: «Мужчина смелее, агрессивнее, энергичнее и изобретательнее женщины. В абсолютном измерении мозг мужчины больше, хотя соотношение величины мозга и массы тела в полной мере не выяснено. У женщины лицо круглее; Она созревает раньше, чем мужчина». С развитием психологии и статистических методов стали накапливаться систематизированные данные о связи интеллекта и пола, хотя до сих пор не существует согласия о том, что такое интеллект и насколько объективны способы его измерения.

Коэффициент интеллекта

Результаты научных исследований, подтверждающих или опровергающих наличие разницы в интеллекте и задатках у мужчин и женщин, довольно противоречивы. Для оценки умственных способностей человека используются стандартизированные тесты на интеллект. Самыми распространёнными являются тесты, определяющие коэффициент интеллекта или IQ-тесты. Однако существуют и другие тесты, оценивающие способности человека. Изучение разницы в интеллектуальных способностях мужчин и женщин основывается на анализе тестирований в школах, университетах и в армии США и Западной Европы. В России тестирования интеллекта появились недавно, поэтому данные о таких различиях отсутствуют.

В некоторых исследованиях мужчины демонстрируют более высокий коэффициент интеллектуальности [45] . Вторичный анализ результатов шести широкомасштабных тестирований, проведённых в США с 1960 по 1992 годы, показал, что в среднем по всем тестам у мужчин результаты выше. Тесты включали проверку различных способностей, в частности, способности чтения, словарный запас, математика, пространственная ориентация, ассоциативное мышление, память и проч. Женщины набирали больше очков в тестах на чтение, скорость восприятия и ассоциативное мышление, а мужчины в тестах на пространственную ориентацию и математические способности. В целом, средняя разница между мужчинами и женщинами была невелика. В заключении авторы подчёркнули, что данные анализа не позволяют судить о причинах существующих различий между результатами тестирования у мужчин и женщин [46] .

В исследовании, проведённом среди 11-летних детей в 1932 году в Шотландии, разница между коэффициентами интеллектуальности у девочек (100,64) и у мальчиков (100,48) оказалась статистически незначимой. Значимым было лишь среднее квадратическое отклонение (14,1 для девочек и 14,9 для мальчиков). Девочек было на 2 % больше в диапазоне 90—115 очков IQ-теста, в то время как мальчиков было больше в диапазонах 50—60 и 130—140 очков [47] . Другое исследование, проведённое в 2015 году Китае на 12-летних подростках по методике WISC-R, показало, что мальчики показывают более высокие результаты на несколько пунктов IQ. В исследовании отмечается, что результаты в плане половых различий близки к американским показателям, полученным по той же методике. Разброс результатов у мальчиков оказался существенно выше, чем у девочек [48] .

Фактор общего интеллекта

Исследование 1292 пар родных братьев и сестёр, участвовавших в Национальном Лонгитюдном Опросе Юношества 1979 года (США), выявило незначительное сренестатистическое преимущество мужчин по величине фактора общего интеллекта при существенном преобладании мужчин в нижнем и верхнем диапазонах [49] . Оценка интеллектуального развития по Тесту Рейвена в пяти развитых странах [комм. 9] показала, что женщины с начала 21 века стали достигать тех же результатов в показателе фактора общего интеллекта, что и мужчины [50] . Джеймс Флинн считает достижение женщинами равенства с мужчинами в показателе интеллектуальности по Рейвену одним из показателей развития общества [51] .

Источники


  1. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.

  2. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.

  3. Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. — М.: Панорама, 2014. — 238 c.
  4. Муратов, С.А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. — М.: Юрайт, 2018. — 279 c.
  5. Адизес Как преодолеть кризис менеджмента / Адизес, Ицхак. — М.: СПб: BestBusinessBoоks, 2017. — 286 c.
Пол и интеллект
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here