Понятие личность в науке

Самое важное по теме: "понятие личность в науке" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Понятие личности в социологии и других социальных науках

Содержание

Ø Понятие личности в социологии и других социальных науках. Ø Диспозиционная теория личности В.А. Ядова. Ø Список литературы.
.

Понятие личности в социологии и других социальных науках.

Личность —одно из центральных понятий в социологии, играющее важную роль в формировании социального знания и объясняющее, почему человеческий мир так отличается от остального природного мира и почему он остается человеческим только на основе сохранения богатства индивидуальных различий между людьми.

На развитие социологических представлений о личности значительно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия оперирует понятием «человек», включающим его биологическую, ментальную и культурную природу. В философии «личность» в соответствии со сложившимися традициями рассматривается как: 1) произведение; 2) творец; 3)деятель.

Психология обращает внимание на темперамент, характер людей, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. В психологии «личность» — это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, так как качества людей (врожденные и приобретенные) индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

Философский и психологический подходы с их специфической терминологией используются в социологии на уровне специальных теорий.

Социологи рассматривают, прежде всего, социальные качества, формирующиеся у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими). Для социолога личность — это то, что делает людей похожими друг на друга (они отмечают в людях социально-типическое).[1]

Личность – это своеобразный итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Личность представляет собой результат становления индивида путем преодоление трудностей и накопления жизненного опыта. Данный термин употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Личность представляет собой относительно поздний продукт развития общества. Общество и социальная среда могут влиять на личность в двух направлениях – подавляя ее, либо, напротив, развивая. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек ценится как личность.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

[2]

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

5. Персоналистический подход, в котором личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнение о нем окружающих, а главным механизмом ее формирования выступает «я – восприятие».

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.[2]

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

На формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8592 —

| 7070 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие личности в психологии

психологические науки

  • Остонов Джасур Шапирджанович , преподаватель
  • Бухарский государственный университет
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА
  • ЛИЧНОСТЬ
  • ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

Похожие материалы

Рассмотрение поставленных вопросов нам необходимо начать с анализа понятия «человек», с выяснения различия между понятиями «человек» и «личность». Хотя данные понятия и являются одно-порядковыми, они, тем не менее, не тождественны.

И в этой сфере существует одно интересное мнение, заключающееся в том, что «личность — есть общественно развитый человек». Как мы увидим далее, вышесказанное является кратчайшим изложением практически всей философии о личности, так как почти все философы и психологи сходятся во мнении, что человек как личность — продукт общества.

Главное качество в человеке — это его разумность. Можно сказать, что призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.

Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Говоря о личности, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Читайте так же:  Развитие логики и мышления у ребенка

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность» куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности — это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX и в начале нынешнего века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности).

Сущностная характеристика раскрывается, прежде всего, через раскрытие самосознания, воли, характера, нравственной зрелости, черт мировоззрения, ее реальных прав и обязанностей, социальной активности, ее способности быть свободной и действовать свободно.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Или, другими словами — представитель рода человеческого.

Человек, с одной стороны, — часть природы, с другой — существо социальное, социальный индивид, член конкретного общества. Человек как биологическое существо разделяет судьбу своих «меньших братьев», то есть животных: рождается, болеет, испытывает потребность в пище, продолжает жизнь в потомстве, умирает…

Однако это не означает, что биологическое в человеке — это только то, что генетически сближает и роднит человека с животным предком, но и то биологически новое, чем мы отличаемся от животного. Можно указать следующие наследственные особенности человеческого организма, которые оказывают влияние на его общественную жизнь: прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку лучше охватывать взглядом окружающую обстановку; следствие прямо хождения — свободные руки с подвижными пальцами; центральное бинокулярное зрение для улучшенной ориентировки в пространстве; большой утонченный мозг и сложная нервная система; сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи.

Индивидом считается всякий человек в онтогенезе, то есть от рождения до смерти. Он приобретает индивидуальность в результате каких-либо биолого-социальных преобразований и становится личностью лишь по достижению определенных вершин в своем интеллектуальном и социальном развитии, не раньше. Под становлением личности здесь подразумевается приобретение определенных свойств (качеств), которые характеризуют индивида как личность. Западными же учеными была выдвинута следующая версия, которая заключается в том, что при рождении каждый человек проходит так называемый «кризис рождения», который имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Как уже было сказано ранее, индивид — представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность. Здесь необходимо отметить, что личность и индивидуальность никак не могут быть тождественны, даже притом, что они неразрывно связаны друг с другом (яркая индивидуальность — у яркой личности). Это также замечает Ананьев Б. Г. и пытается их сравнить: «…Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности».

По этому поводу, по проблеме личности и индивидуальности, существует множество мнений, так как индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность, — как и личность (богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков; при этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания). Таким образом, если индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью. Личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования.

Личность — понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, — это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Читайте так же:  Самоопределение и самореализация

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т. д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель — наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации.

Личность — это совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра — «Я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения своих интересов с общественными. Она же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного долга, достоинства, ответственности, совести. Таким образом «Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший духовносмысловой ее центр. Процесс соотнесения образа «Я» с реальными жизненными обстоятельствами, служит базой для самовоспитания, развития собственной личности. Человек как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий неустанной душевной деятельности.

Разработанная З. Фрейдом психологическая теория личности, весьма популярна в странах Запада. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить.

Структура личности по Фрейду имеет три состояния.

«Оно» — собственно бессознательное, включающие глубинные влечения, мотивы и потребности.

«Сверх Я» — представлено на сознательном и бессознательном уровне.

Эти, выделенные Фрейдом понятия, как сознательное и бессознательное помогают воздействовать на поведение личности. При умелом использовании знаний о бессознательном можно выявить, а в последствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 2001.
  2. Андреева Е.Г. От инструмента к личности // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. №3-4. С. 139-148.
  3. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
  4. Землянская Е.В. Судебно-психологическая экспертиза личности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №2. С. 79-87.
  5. Кон И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  6. Костригин А.А. Личность психолога-консультанта: теоретико-эмпирическая модель ключевых компетенций // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 1-2. С. 445-451.
  7. Костригин А.А. Психологические термины в философских словарях России XIX – начала XX в. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 2181-2185.
  8. Кроник А.А. Проективные методы в исследовании личности // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. №3. С. 7-12.
  9. Урусова Е.А. Субъектность и субъект. Развитие субъектности в онтогенезе // НЕОФИТ. Выпуск 8: Сборник материалов научно-практической конференции студентов и магистрантов НГПУ. – Н.Новгород, 2011. – С. 39-41.
  10. Фрейд З. «Я» и «Оно». СПб: Азбука, 2015.
  11. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост . –– М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.
  12. Юров И.А. Личность в спортивной психологии // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №3. С. 231-241.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Лекция № 4 личность

Цель:рассмотреть элементы структуры личности и их свойства.

— определить целое в структуре личности;

— рассмотреть его элементы;

— охарактеризовать особенности личностных черт каждой подструктуры и их свойства;

— рассмотреть путь их формирования;

— сформировать понятие о личности как динамическом образовании.

1. Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт предприятие и т.п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Читайте так же:  Толерантность к нагрузке

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В.Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности (схема № 1).

В целом можно отметить, что в психологической структуре личностивыделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности. К ней относиться система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность – ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности;

профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;

психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п.

Способности.Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности.Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема № 2).

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ — Я», на основании которого формируется самооценка. Самопознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течении жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремиться сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.

Понятие личности в правовой науке

юр психология.doc

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанности. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

Обязанности различны по своей природе. Одни из них вытекают из принадлежности лица к государству государства, другие – не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого. Обязанности может порождать членство лица в местном сообществе или в различного рода объединениях (политических, экономических, по интересам и т.д.). Широкий круг обязанностей формируется в связи с обладанием лицом определенным статусом – рабочего, служащего, учащегося, свидетеля, собственника имущества и т.п.

Обязанности фиксируются в различных формах, в том числе не правовых. Так, обязанности членов различных общественных объединений определяются в их уставах; многие обязанности закрепляются правилами внутреннего распорядка (в вузах, учреждениях и т.п.)

Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица.

Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно- правовых отношений обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.

Основные обязанности человека и гражданина носят:

— не зависят от конкретного правового статуса лица;

— закрепляются на высшем, конституционном уровне .

К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие – только на гражданина Российской Федерации.

Таким образом, основные обязанности – это конституционно– закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан .

Читайте так же:  Бальзак утраченные иллюзии

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В данной работе было рассмотрено понятие личности в психологии и правовой науке.

В заключении можно сказать, что личностью — социальной единицей, субъектом, носителем социально — человеческой деятельности — ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.


Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.

Поэтому — то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.

  1. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М.: Право и Закон, 1997. — 320 с.
  2. Романов В.В.Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998. —488 с
  3. Общая теория государства и права: академический курс в 2-х томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Том 1. Теория государства. М.:2007
  4. Юридическая психология: Учебник для вузов 6- е изд.- СПб.: Питер, 2009. – 608 с

Понятие личности в правовой науке

юр психология.doc

Первичными являются биологические потребности — состояние объективной нужды организма в чем-либо, что находится за его пределами и составляет необходимое условие его нормального функционирования. На восполнение нужды направлены инстинкты, в которых заданы и свойства предметов, соответствующих определенным потребностям, и основные поведенческие акты, необходимые для удовлетворения этих потребностей.

В психологии наблюдается многообразие всевозможных классификаций потребностей. В самом общем виде все потребности можно разделить на биологические, материальные, социальные и духовные.

Потребность в установлении связей. Для того чтобы преодолеть чувство одиночества, человеку необходимо устанавливать связи с другими людьми, основанные на любви, уважении и возможности сохранения собственной индивидуальности;

Потребность в преодолении. В человеке заложена потребность активного преодоления барьеров на пути к личностному росту. Данная потребность реализуется в созидании и творчестве.

Потребность в «корнях». Человек нуждается в прочных привязанностях, в создании прочных оснований своего бытия, в чувстве стабильности и основательности отношений с миром.

Потребность в идентичности. В данном случае подразумевается потребность в осознании собственной уникальности.

Потребность в системе взглядов и преданности. Каждому необходима определенная система ориентации в окружающем мире, собственный рациональный взгляд на природу, собственное понимание смысла жизни.

Физиологические потребности (голод, жажда и т. д.);

— потребность в безопасности: в долговременном выживании и стабильности;

— потребность в любви и принадлежности (в отношениях, семье, дружбе);

— потребности самоуважения (компетентность, значимость, общественное признание);

Еще одним аспектом мотивационной сферы, о чем раньше упоминалось, является понятие мотива.

Мотив определяется как предмет потребности. Уже из определения видно, что мотив связан с потребностью.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Осознанные мотивы — это цели, к которым человек стремится. Неосознаваемые мотивы — это реальные движущие силы поведения человека. Нередко случается так, подлинных причин своего поведения человек не знает. Как правило, в случае неосознаваемых мотивов человек для объяснения причин своего поведения прибегает к мотивировке. Мотивировка — это рациональное объяснение человеком причин своих поступков. С помощью мотивировки индивид может оправдывать свое поведение, маскировать действительные мотивы своего поведения.

Воля как черта личности

Развитие личности неразрывно связано с формированием таких качеств как автономия, способность к саморегуляции, самостоятельность, ответственность, инициативность. Все эти качества принято относить к волевым. Таким образом, важной характеристикой личности является особенности ее волевой сферы.

Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

[1]

Воля выполняет ряд важных функций.

Функция стабилизации заключается в том, что благодаря воле человек способен по собственной инициативе выполнять действия в заранее заданной последовательности и с необходимой интенсивностью, которая удерживается на постоянном уровне.

Активизирующая функция проявляется в целенаправленной организации своей психической деятельности.

Регулирующая функция воли состоит в том, что человек в процессе достижения цели корректирует свое поведения в зависимости от внешних условий, в которых это поведение осуществляется.

Тормозящая функция воли проявляется в ситуациях, когда индивид сдерживает внешние проявления нежелательного поведения или эмоциональных реакций.

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать сильные препятствия, возникающие на пути к достижению цели. О силе воли можно судить по сложности препятствия, которое преодолевает человек. Чем сложнее препятствие, тем сильнее воля, которая помогает его преодолеть.

Среди различных проявлений силы воли выделяются такие личностные качества как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, владеть собой, воздерживаться от необдуманных поступков.

Еще одной характеристикой воли является целеустремленность. Это сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Сходное с целеустремленностью свойство настойчивости. Это свойство характеризует стремление человека к достижению поставленной цели даже в самых сложных условиях.

Важной характеристикой воли является инициативность.

Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. С инициативностью связана самостоятельность.

Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться различным факторам, препятствующим достижению поставленной цели.

Еще одно волевое качество — решительность. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Решительность обычно проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств для достижения цели.

Читайте так же:  Синдром повышенной нервной возбудимости

2.Личность в правовой науке

В юридической науке представление о личности обычно вводится в связи с характеристикой прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, и личность понимается как индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. 4 .

Личность рассматривается как принадлежность человека. Поэтому в нормативно-правовых актах понятия «человек» и «личность» используются как синонимы.

2.1 Права, свобода и обязанности личности

В философско-правовом плане отношение к правам и свободам человека и гражданина тесно связано с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским. Если естественно-правовые теории рассматривают права человека как естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, то позитивистское направление подходит к ним как к категории, установленной государством. В первом случае закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы, во втором – создает их.

К естественным правам человека относятся:

1. Право на жизнь

2. Право на свободу и личную неприкосновенность

3. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

4. Право места жительства.

5. Право на определение и указание своей национальной принадлежности, на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.

6. Право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства.

7. Право частной собственности.

8. Право на труд.

9. Право на благоприятную окружающую среду

В правовой теории и практике вторую категорию прав человека и гражданина (позитивистские или договорные права) прямо подразделять на следующие виды прав:

1. Гражданские (личные) права.

2. Политические права.

3. Экологические права.

4. Социальные права.

5. Культурные права.

6. Экономические права .

Под гражданскими (личными) правами понимаются, как свобода человека принимать решения независимо от воли государства.

Свобода мысли – это естественное прирожденное право человека, связанное с определением им своего отношения к предметам, явлениям, событиям окружающего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего

. Субъективное отношение человека к внешнему миру, его убеждения – это неотъемлемая часть его образа жизни, своеобразия и неповторимости данной личности. Свобода мысли и слова – это личное равно каждого человека. Оно никем не может быть отнято или «ликвидировано».

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установленным вступившим в законную силу приговором суда.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем .

Экологические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена и распределения и потребления товаров и услуг.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию .

Социальные права – оформленные и закрепленные в программах социальных движений XIX в., реализовались позже других – в течение XX в. .Они затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связанны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь предлагает бесплатность последней в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Культурные права – это свобода доступна к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.

[3]

К числу таких прав и свобод относится право на образование.

Реализация данного права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культурного обмена с зарубежными государствами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.

Источники


  1. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.

  2. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 631 c.

  3. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. — М.: Прайм-Еврознак, 2011. — 705 c.
  4. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.
  5. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.
Понятие личность в науке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here