Понятия человек индивид личность индивидуальность субъект

Самое важное по теме: "понятия человек индивид личность индивидуальность субъект" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Понятия человек индивид личность индивидуальность субъект

Учись учиться
  • Главная
  • Реферат
  • Психология
  • Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-

СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Сибстрин)

Факультет вечернего и заочного обучения

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект»

кандидат исторических наук, доцент Л.И. Скрябина

Человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека — его самосознание.

Индивид — конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид — наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

Личность — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли. Роль — это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Индивидуальность — это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность — форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер ? основные параметры индивидуальности.

Субъект — активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта ? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

[3]

Выше были приведены научные определения понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Эти понятия можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Эти понятия являются близкими, но не совпадают, их нельзя отождествлять. В своей работе я попытался рассмотреть каждое понятие отдельно и более подробно.

[2]

. Рассмотреть отдельно каждое понятие;

. Найти соотношение между понятиями.

Человек — это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек — носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Вершина развития сознания человека — его самосознание.

Оттолкнемся от этого определения. Действительно, строение тела младенца, появившегося на свет, имеет возможность прямохождения, структура мозга — потенциальный развитый интеллект, строение рук — перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного и утверждается его принадлежность к человеческому роду. Как уже было выше сказано, человек — это живое биологическое существо, и как все живое, имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с внешним миром, подчиняется биологическим и физиологическим законам.

Человек — носитель сознания, а значит он осознает, так как осознанность — результат включения сознания на происходящее. В свою очередь осознанность как способ жизни — способность, умение и привычка сопровождать сознанием свои актуальные состояния, свои действия, свою деятельность, течение своей жизни.

И наконец самопознание. Самопознание — это изучение человеком собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что, ребенок, родившийся на свет, является человеком, так как имеет все внешние признаки Homo sapiens. Он маленький, беззащитный, но имеет огромный потенциал развития. В нем заложено природой стремление совершенствования и самопознания, которые развиваются по мере его взросления.

Индивид — конкретный человек со всеми особенностями, данными ему природой (пол, возраст, рост, вес, нервная система и пр.). Он проявляет себя в свойствах, преобразованных в ходе индивидуального развития. Индивид — наименьшая единица в системе вида Homo sapiens.

личностный индивид психологический

Личность — сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль. Позиция личности проявляется через систему её общественных отношений. Человек постоянно выступает в какой-либо роли. Роль — это социальная функция личности. Каждый человек формируется как личность только в обществе и проявляется в общении с другими людьми. Вне общества нет личности. Она характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Переводя на простой язык, можно сказать, что личность — это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. Личность тот, кто не равен своим природным влечениями, кто может не быть их рабом, быть выше их. Нормальные дети, пройдя кризис трех лет, уже могут подчинять свои непосредственные побуждения социальным нормам: тому, что надо.

Личность тот, кто способен к сознательному руководству собственным поведением. У послушных детей встречается «стихийная нравственность»: человек, тем более ребенок, может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Так его воспитали, таковы его привычки. Но это действовал не он, а его привычки руководили им.

Личность тот, у кого есть свое Я. Большое число людей живет механически, следуя влечениям своего тела и бездумно, по шаблонам реагируя на внешние требования. Если тело с хорошими влечениями, внешние требования разумные и социальные привычки адекватные, перед нами будет вполне приличный социализированный человек. Но — не личность. У него нет своего Я.

Личностью называют того, кто не просто сильный, а внутренне сильный. Не просто человек много знающий, а человек умный. Не просто интересный в общении, а человек с богатым внутренним миром. Не просто одаренный от природы, а «self made» — человек, сделавший себя сам. Не просто удачливый, а умеющий быть успешным.

Читайте так же:  Ваша жизненная позиция

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Во все времена привлекали внимание люди, которые выделялись из массы за счет своих внутренних качеств. Личность — это всегда человек, который выделяется, хотя не всякий, кто выделяется — личность. При том, что личностные особенности есть у каждого из нас, «личностью» называют не каждого. О человеке говорят с уважением: «Это — личность!» тогда, когда он выделяется среди других людей своими внутренними особенностями, делающими его достойным.

Подытожим. Из выше сказанного ясно, что Личность — это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак.

В личности выделяется прежде всего ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик, т.е. создает человека природа, а формирует его общество. В зависимости от проявления личностных качеств человека можно судить о его положительных и отрицательных нравственных и духовных качествах.

А самое главное, это то, что Личностью — не рождаются, личностью становятся! Или — не становятся.

Индивидуальность — это личность в её своеобразии, которое выделяет человека среди других людей благодаря оригинальности и неповторимости личности. Индивидуальность описывается индивидуальной историей жизни, опытом, всей суммой личных особенностей, значимостью продуктов деятельности. Индивидуальность — форма существования личности. Мотивация, темперамент, способности и характер ? основные параметры индивидуальности.

Индивидуальность, так же как и личность, не проявляется в человеке, буквально, с рождения. Только что родившийся ребенок является индивидуумом, не имеющим человеческой индивидуальности, поскольку не способен на самостоятельную индивидуальную деятельности. Только с возрастом приобретается социальная личность и способность самостоятельно избирать жизненный путь и развиваться индивидуальными методами. Сущность индивидуальности заключается в самостоятельности каждого индивида и его способности быть самим собой в сфере социальной системы. Важнейшей ролью врожденных задатков и особенностей развития каждого индивида является опосредованность социальными факторами. В процессе динамического воздействия множества качеств формируются собственные личностные характеристики всех сфер жизнедеятельности. Само по себе развитие индивидуальности является необходимостью для движения прогресса в истории человечества. Совершенствование и индивидуализация личности связаны с преобразование общества, взаимопомощью в обществе и условиями сотрудничества. Под индивидуальностью понимают своеобразность каждого человека, своеобразие проявляется в совокупности особенностей личности, которые присущи только данному человеку.

Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии личности и других направлениях психологии. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Итак, выходит, что индивидуальность — это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого. И она, бесспорно, не вырастает на основе биологических предпосылок или на пустом месте.

Субъект — активно действующий и познающий индивид. Он характеризуется совокупностью деятельностей и их продуктивностью. Активность субъекта ? способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Субъект может проявить инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Субъект в состоянии дать отчет себе в своих действиях, способен к самопознанию, самосознанию и самоответственности. Он может соотносить свое прошлое, настоящее и будущее. Субъект изменяется в процессе жизнедеятельности в присущем именно ему направлении. Между субъектами существуют значительные индивидуальные различия.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект» неразрывно связаны между собой. Все они относятся, так или иначе, к человеку. Единственно, что их отличает друг от друга, так это то что каждое понятие отдельно, характеризует человека на определенном жизненном пути или каких то жизненных ситуациях. Так, например, понятие человек. Ребенок рождается, и он уже является человеком, так как имеет все его внешние признаки. Так же он является индивидуумом. В дальнейшем, при взрослении, человек становится личностью. Индивидуальность — это, можно сказать, описание личностных качеств человека или личности. Субъект — это активно действующий и познающий индивид.

1.Психология и педагогика / Под ред. А.А. Радугина. ? М.: Изд-во ЦЕНТР, 1997. ? 256 с.

2.Психология и педагогика: учебное пособие/ Под ред. Э.В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 384 с.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понятия человек индивид личность индивидуальность субъект

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Читайте так же:  Грусть перевод на английский

Определение. Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

[1]

Определение. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», их соотношение

Общее понятие о личности

1. Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», их соотношение.

2. Понятие личности в зарубежной и отечественной психологии. Структура личности (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

3. Направленность личности. Общее строение мотивационной сферы человека.

4. «Я-концепция» личности, её структура. Самооценка и уровень притязаний, их общая характеристика.

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», их соотношение

Человек — биологическое существо относящееся к роду homo sapiens, обладающее сознанием и способностью к деятельности.

Как природное существо является индивидом. Индивид – биологическое существо, обладающее той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, одним словом индивидуальными или врождёнными свойствами. То есть то, что даётся человеку от рождения.

Обычно мы говорим о животном или о новорожденном как об индивидах, об их индивидуальных особенностях (возбудимый, спокойный, агрессивный). Но мы не можем сказать «личность животного» или «личность новорождённого». Потому что этот термин употребляется нами только по отношению к человеку, и притом, начиная с некоторого этапа его развития: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность(русск. личина; личина соответствует термину persona – исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра) — Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.

Психология под личностью понимает совокупность социально значимых особенностей конкретного человека, но рас­сматривают человека не только как единичного представителя рода человеческого, но и как члена какой-то социальной группы.

В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;

г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;

д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

В философии характеристикой личности человека является его субъективность, индивидуальность.

Субъект – сознательно действующее лицо, осознающее себя как существо, изменяющее мир.

Это «я» данного индивида. Субъект может существовать и реализоваться и в деятельности и в бытии конкретного индивида. Согласно А. В. Петровскому, быть личностью значит быть субъектом деятельности, общения, самосознания. Субъект, вступая в новую систему отношений, обретает новые системные качества, которые образуют характеристику личности.

Индивидуальность (от лат. indiduum – неделимое, особь) — понятие, обозначающее уникальный набор психологических качеств, свойственных отдельному человеку), что означает уникальность и непо­вторимость человека во всем богатстве его личностных качеств.

Становле­ние личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией.

Воспитание – одна из сторон социализации личности, приобретение им человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического опыта, подготовка к жизни и труду.

Читайте так же:  Психология первой любви

Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект

Индивидами мы рождаемся.

Индивид – это один чел-к, представитель биологического вида homosapiens. Каждый чел-к индивид, по отношению к животному используется слово «особь». Чел-к продукт филогенеза и онтогенеза.

Индивидуальность – набор качеств, на основании которых один чел-к отличается от другого, качества может быть индивидуальными и типичными, которые свойственны всем людям. Индивидуальные качества — цвет волос, глаз, типичные – две руки, 5 пальцев, на голове волосы.

Личность – высший уровень развития человеческой индивидуальности. Личность произошла от русского слова «маска» — «Я» — коллега, мать, студент, жена, дочь – это все различные роли.

Выделяют несколько критериев кого считать личностью:

1. Подход Шелдона – он определил личность с позиции вида, т.е. личность любой представитель homosapiens.

2. Автор Личи – личность тот кто имеет высокий соц. статус – это вид чел-ка.

3. Субъективнй критерий Рубинштейна – Это человек с собственной жизненной позицией, чел-к который добивается всего сам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Гуманисты – чел-к который делает добро.

У индивидуальности можно выделть:

— низший уровень – относят врожденные – рост, цвет волос, вес;

— высший уровень – это психические особенности, которые чел-к сам развивает в себе по собственной воле (способности, характер).

Личность – это конкретный чел-к взятый в системе его устойчивых социально-обусловленных характеристик, кот-ые проявляются во взаимоотношениях, деят-ти и определяют его нравственные поступки. Имеют существенное значение для него и окружающих.

Признак личности: принадлежность только к чел-ку, чтобы стать личностью нужно родиться чел-ом.

Свойства личности:

1. присуща социальная значимость;

Личность – целостное, относительно устойчивое индивидуальное своеобразная и типичная организация созн-я, определяющая активный и целенаправленный характер поведения чел-ка, имеющую нравственную значимость для общества.

Ребенок становится личность в процессе социализации. При рождении он уже чел-к и индивид, но не личность.

Индивидуальность – сочетание всех свойств. Чел-к индивидом рождается, личностью становится.

Личность – не только продукт и объект общественных отношений, но и активный субъект деят-ти, общения, сознания, самосознания. Рубинштейн ввел в психологию понятие «субъект». Внешние условия (природные и социальные) – ч/з внутренний субъект – ч/з внешние и этим самого себя изменяет.

Личность не только целенаправленна, но и самоорганизованная система. Личность может проявляться там, где чел-к сталкивается с проблемами, конфликтами.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность».

Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях хар-ра и темперамента, индивидуальность мы доказываем, убеждаем.

Личность характеризуется 5 потенциалами:

1. гносеологический (познавательный);

2. аксеологический (ценностный) – приобретение ценностных ориентаций, нравственных, политических, мировоззрение;

3. творческий потенциал;

4. коммуникативный (общение и его формы, контакты с другими людьми);

5. художественный потенциал (развивается в творчестве).

Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время Ч. определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека — это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, что душа равна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля, игра жизненных сил, интуиция, переживание страха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом.

Индивид — особь, отличная от других, (особенная в своём роде) живой организм;

В психологии и социологии:

Индивид — отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивид — отдельный человек как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств.

ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

В психологии понятие *личность* используется в двух основных значениях:

1. Любой человек, обладающий сознанием.

2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Сущность личности характеризуется, во-первых, тем, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, во-вторых — субъектом познания, общения и деятельности. Анализ разных подходов к оценке личности показывает, что субъективность — важнейшее свойство психики. Оно характеризует активность, самостоятельность субъекта, преобразующую) функцию психики по отношению к внешнему миру и самому себе. Разные формы активности могут быть использованы для построения теоретической модели личности как системы. Личность можно представить как систему в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление.

Индивидуальность — человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. И. проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов (см. восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений И.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие ее главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это те психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми). В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности.

Читайте так же:  Гипнотерапия метод макулова

Направленность — это сложное психическое свойство, представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности, определяющих характер ее деятельности. Ее содержание формируется на основе взаимосвязанных внутренних побуждений и жизненных целей человека и показывает, к чему он стремится в жизни, какие цели ставит перед собой и что его к этому побуждает.

Как сложное психическое свойство личности, направленность имеет свою внутреннюю структуру, включающую потребности, мотивы и цели.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Индивид, личность, субъект, индивидуальность

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению отечественного психолога Р.С. Немова, личность –это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид»,«индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее.

Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и прочие) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

Индивид – это единый представитель биологического вида «гомо сапиенс» («человек разумный»). Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.

В понятии «личности» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9112 —

| 7227 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект

Читайте также:

  1. Административно-правовой статус хозяйствующих субъектов
  2. Банкротство субъектов естественных монополий
  3. Банкротство субъектов естественных монополий
  4. Важнейшим условием существования гражданского общества является личность, обладающая правом на самореализацию.
  5. Виды кризисов и соотношение объективного и субъективного в них.
  6. Виды толкования норм права по субъектам.
  7. Вопрос 29. Философия субъективного идеализма
  8. Вопрос 3. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.
  9. Вопрос 4. Порядок создания субъектов предпринимательского права.
  10. Вопрос 4. Субъекты политической системы
  11. Вопрос № 3. Конституционные основы системы государственной власти субъектов России.
  12. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
Читайте так же:  Люди с пограничным расстройством личности

Лекция 10.

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Рисунок 8 – Соотношение понятий

Человек – отдельный представитель человеческого рода, вида Homo sapiens (человек – это родовое понятие).

Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями (рост, пропорции тела, цвет волос и глаз, темперамент).

Есть множество определений личности. В их числе:

Личность – 1. Это человек как носитель [Ожегов] устойчивых качеств и свойств, приобретённых в процессе жизни в обществе [Леонтьев], определяющих его поступки и поведение. Сильная, волевая, активная или пассивная личность.

2. Устойчивое множество характеристик, которые определяют общность и различие в поведении людей.

3. Конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием [Головин].

4. Системное качество индивида, определяемое включённостью в общественные отношения и формируемое в совместной деятельности и общении [Головин].

Критерии сформировавшейся личности [Гол.]:

· способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого; способность к сознательному руководству собственным поведением (воля);

· наличие иерархии мотивов.

Личность характеризуется [Головин]:

· направленностью (устойчивой, сравнительно независимой от ситуации доминирующей системой мотивов), в которую входят: интересы, склонности, убеждения и идеалы. Есть, например, тест, который выявляет направленность на себя (эгоист), на людей (альтруист), на дело, на отношения;

· наличием смысла в действиях.

Для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе (Я-концепция, Я-образ), установка на самого себя. Складывается она в процессах общения и деятельности и проявляется в самооценке, чувстве самоуважения, уровне притязаний.

Апелляция к самооценке и самоуважению – важный способ воздействия на личность при воспитании.

Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими способностями, присущими только ей.

Субъект (лат.)– человек, познающий внешний мир и воздействующий на него, в том числе на окружающих [А.Р.Т.] с целью подчинения своим интересам [СИС]. Субъектом может быть не только человек, но и организация или группа людей. Активный субъект, субъекты рынка. Т. е. субъект активен, и это отличает его от объекта.

Объект(лат. objectum – предмет) явление, предмет внешнего мира, на который направлены деятельность и внимание субъекта. Строительный объект, объект внимания, манипуляции, рекламы. Объект по отношению к субъекту пассивен, не воздействует на него.

Личность формируется в процессе социализации.

Социализация – это процесс и результат усвоения индивидом социального опыта. Осуществляется в процессах воспитания, обучения, общения, игры. Начинается с первого контакта младенца с матерью.

Основные механизмы социализации:

1. Индентификация (самоотожествление я=ты).2. Подражание (воспроизведение поведения других людей).3. Убеждение.

4. Внушение (результат и такой процесс воздействия на психику человека, при котором информация усваивается без её осмысления и понимания, некритично).

Люди имеют различную внушаемость. Внушаемость – это характеристика человека, зависящая от ситуативных и личностных факторов. В общем-то нормальное свойство человеческой психики, но, будучи чрезмерной, может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное ей свойство – критичность.

К числу свойств личности, способствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (комплекс),покорность, (забитость[8], затурканность[9], затюканность[10]), робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления, медленный темп психической деятельности («тормозной»). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости: 1) психофизическое состояние субъекта – при покое и релаксации внушаемость возрастает, так же как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе; 2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности, малая степень его значимости для личности; 3) дефицит времени для принятия решения; 4) авторитетность источника информации.

В дальнейшем информация, усвоенная в процессе внушения, с большим трудом поддаётся коррекции. Она становится установкой, стереотипом. Человек не может объяснить, почему он что-то делает или имеет какое-либо мнение, но считает, что это правильно. Переубедить его трудно, потому что исходные знания основаны не на логике и не на понимании.

Внушаемость под влиянием группового давления, податливость – это конформность.Конформность – это характеристика личности, а само явление носит название конформизма. Противоположность конформности –нонконформность(явление называется нонконформизм). По-русски нонконформизм называется негативизмом. Негативизм – стремление непременно поступать наперекор позиции других людей, любой ценой и во всех случаях высказывать и отстаивать противоположную точку зрения. Почему человек себя так ведёт? Ведь это, по существу, бунт. Когда? Против чего?

«Золотой серединой» между конформностью и негативизмом является независимость – самостоятельность как способность вырабатывать собственное мнение, собственную позицию и придерживаться их, не поддаваясь психологическому давлению.

Психологическое давление – давление на психику – принуждение, насилие над чьей-либо волей, убеждениями вербальными и невербальными средствами (но не физическими). Используют: социальные ожидания, молчаливый или словесный укор, неодобрение, разрыв или угроза разрыва отношений, крик, грубость, резкость, придирки, разносы, унижения, оскорбления, угрозы, шантаж.

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 4806 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.

  2. Молодой семье. Энциклопедия семейной жизни. — М.: Гриф, 2010. — 672 c.

  3. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.
  4. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.
  5. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 336 c.
Понятия человек индивид личность индивидуальность субъект
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here