Понятия личность индивид развитие

Самое важное по теме: "понятия личность индивид развитие" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Человек, индивид, индивидуальность, личность

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы:

  • организм — морфофизиологическая организация;
  • личность — социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека. Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.
Человек — биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек — существо биологическое.
Индивид — существо, принадлежащее к человеческому роду.
Личность — социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.
Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим — яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо). С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы — доминирующим было правовое содержание этого понятия.

[3]

В русском языке понятие «личность» долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:

  1. человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
  2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и «индивидуальность». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:

  • наследственно биологических свойств;
  • социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:

  • первый уровень — низший — составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
  • второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);
  • третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
  • четвертый — высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее индивидуальности — совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

Понятия личность индивид развитие

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

Читайте так же:  Без первой любви

Определение. Человек — это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения .

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества .

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Определение. Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей .

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальность — это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

Факторы, влияющие на формирование личности. Базовые понятия:человек, личность, индивид, индивидуальность, раз­витие, формирование, социализация

Базовые понятия:человек, личность, индивид, индивидуальность, раз­витие, формирование, социализация, воспитание, наследственность, среда, общение.

1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и прак­тики является проблема личности, ее развития, формирования и социали­зации. Данная проблема имеет различные аспекты, поэтому рассматривает­ся многими науками: философией, социологией, физиологией, анатомией, психологией и др.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективн формирования и социализации личности в процессе об; ченияг.и восттитаЩ>я.

2 _ 3033

Мдпяё/снега дзуркд/нага м ун’,в-йрс:тэта (мл А. А. Куляшова

Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным по­нятиям по теме. Такими понятиями являются человек, личность, индивид, индивидуальность.

Какой смысл вкладывается в каждое из них?

Человек — это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

А кого мы можем считать личностью, индивидом? Что такое индиви­дуальность?

Личностью принято считать человеческий индивид как продукт обще­ственного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающе­гося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характе­ристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность уна­следованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психи­ческих особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность вчертах характера и темперамента, вэмо­циональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребно­стях и способностях человека.

Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуаль­ность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.

Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, пе­дагогике понятия развитие, формирование и социализация личности.

Что же понимают под развитием?

Прежде всего следует отметить, что развитие это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В природе происходит постепенное и скачкообразное развитие, в обществе — эволюционное и революционное раз­витие. Развитие свойственно ичеловеку: выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В философской, психологической, педагогической литературе даются раз­ные дефиниции этому понятию. В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, пе­реход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.

В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, ког­да речь идет о каком-либо изменении — прогрессивном (усложнение структуры) или регрессивном (упрощение структуры). Например, развитие памяти, внимания, чувственной сферы и др.

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качествен­ные изменения личности от одной возрастной ступени к другой.

Таким образом, развитие — это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие.

Биологическое развитие связано с морфологическими (рост, вес, объем); биохимическими (состав крови, костей, мышц); физиологическими (пище­варение, кровообращение, половое развитие и созревание) изменениями.

Социальное развитие связано с психическими (совершенствование па­мяти, мышления, воли, характера); духовными (нравственное становление, изменение сознания); интеллектуальными (углубление и расширение зна­ний, интеллектуальный рост) изменениями.

Развитие человека (биологическое, социальное) — это сложный, дли­тельный, противоречивый процесс, детерминированный множеством фак­торов, лежащих как в окружающей человека социальной среде, так и в нем самом. Показателями развития личности являются качественные измене­ния в сознании, поведении, деятельности, отношении человека к миру. Ре­зультат развития — становление человека как биологического вида и со­циального существа.

Читайте так же:  Границы абсолютной тупости сердца

Обычно если происходит морфологическое, физиологическое, психи­ческое изменение, то употребляется термин развитие, если нравственное, духовное — термин формирование.

Таким образом, человек, появляясь на свет существом почти исклю­чительно биологическим, в процессе развития превращается в существо социальное, в личность как субъект отношений и общественной деятель­ности. При этом развитие не сводится к простому накоплению коли­чественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего уровня организации к высшему. Характерная особенность этого процесса — диалектический переход количественных изменений в качест­венные преобразования физических, психических и духовных характерис­тик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют три концепции (биологическая, социологическая, биосоциальная) соотношения биологического и социаль­ного в развитии человека и формировании его как личности.

Представители биологической концепции, считая личность сугубо природ­ным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Их взгляды сводятся к следующему:

—человек — сугубо природное существо;

—духовные свойства личности имеют биологическую основу;

—развитие и поведение определяется врожденными потребностями, влечениями и инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек вынужден приспосабливаться;

—воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естест­венного развития.

Представители социологической концепции считают:

— человек рождается как существо биологическое, однако в процессе
Жизнедеятельности постепенно социализируется под влиянием среды,
прежде всего тех социальных групп, с которыми он общается, которые со­
ставляют его ближайшее окружение;

среда является определяющим фактором формирования личности;

—воспитание призвано корректировать характер влияния среды;

—чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляют­ся у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разру­шения, половые и т. п.

Представители биосоциальной концепции считают:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

—человек — существо и биологическое и социальное;

—психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу;

—направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организован­ных воздействий социальной среды.

Отечественная педагогическая наука

рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интен­сивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств. Так, смелость, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание, может доходить до безрассудства. Важно видеть степень выраженности качества. Послушание, например, может быть пока­зателем пассивного исполнения требований, безразличия; чрезмерная веж­ливость — граничить с подхалимством, а непоседливость — свидетельство­вать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

На основе различных концепций развития личности формируются пе­дагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и фор­мы воспитания и обучения.

В последнее время в педагогике, кроме понятий развитие, формирование личности, широкое распространение получило понятие социализация лично­сти. Под социализацией понимают взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление (адаптация) к ней.

Социализацию

определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному об­ществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных свя­зей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаи­модействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализа­ция осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения со­циализации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность

Термин «человек» наделяет любого представителя людского рода всей совокупностью характеристик, свойственных людям вообще. При этом у отдельно взятого конкретного человека некоторые из этих характеристик могут и отсутствовать. Этот термин не несет информации о том, имеется ли в виду бескорыстный или жадный, смелый или трусливый, общительный или замкнутый, вспыльчивый или выдержанный человек. Произнося слово «человек», мы лишь выделяем себя из многочисленных групп других живых существ.

С понятием «личность» дело обстоит сложнее. В христианстве, например, личность понимается как особая сущность, как синоним нематериальной души. В далекие времена слово «личность» связывалось с маской («личиной»), позволявшей актеру играть ту или иную роль на сцене. В научной психологии понятие «личность» появилось в начале XX в. Г. Олпорт насчитал около 50 определений личности, сформулированных представителями различных психологических школ и научных течений.

Отсутствие единого мнения по обсуждаемому вопросу характерно и для современной психологии, хотя в отечественной психологии понятие личности наряду с такими понятиями, как «общение», «деятельность», «отражение», относится к базовым. Это обусловлено прежде всего сложностью понятия «личность».

В тех случаях, когда имеется необходимость подчеркнуть неповторимость личности, своеобразие индивида, используют термин «индивидуальность».

Индивидуально-типические различия между людьми — это различия в эмоциональной, волевой, интеллектуальной, мотивационной сферах, в свойствах нервной системы и темперамента и т.д. Разнообразное сочетание таких различий теоретически может привести, очевидно, к бесчисленному появлению неповторимых личностей, индивидуальностей. Проблема индивидуальности человека широко обсуждалась и по-прежнему обсуждается в отечественных психологической, социологической и философской литературах.

Однако, как и по другим вопросам, единства взглядов на сущность этого понятия до сих пор нет. Некоторые ученые (Г.М. Гак, 1967; И.С. Кон, 1967; В.П. Тугаринов, 1965) понимают под индивидуальностью единичность, неповторимость, уникальность человека при его сравнении с другими людьми. И.И. Резвицкий же (1973) утверждает, что сведение ее только к неповторимости, уникальности значительно обедняет научный анализ феномена.

[2]

По мнению исследователя, определение индивидуальности через выделение ее отдельных признаков (неповторимость, единичность и др.) — необходимое, но недостаточное условие, поскольку они не дают возможности раскрыть ее внутреннюю структуру, выяснить общие механизмы ее функционирования и развития, определить место в общественной структуре. Единичное, согласно И. И. Резвицкому, есть лишь предпосылка индивидуальности, в то время как общее — ее содержательная основа, сущность.

Читайте так же:  Как стать чсв девушкой

Индивидуальность — это такая форма бытия, в которой в специфическом виде выражается общая природа человека. Поэтому сущность человеческой индивидуальности следует искать не за пределами человеческого общества, а в нем самом. Конечно, индивидуальные, неповторимые особенности человека нельзя отрывать от общих и особенных его черт, но такая постановка вопроса, сформулированная И.И. Резвицким, скорее уводит обсуждение проблемы об индивидуальности личности в сторону индивидуальности бытия, жизни.

Индивидуальность личности выражается в бытии, хотя и не есть его форма. В то же время нельзя отрицать, что она формируется не только под влиянием генетически предопределенных свойств, но и социального бытия человека. В этом отношении попытки свести индивидуальность человека только к биологическому, как это в свое время сделали Л.С. Выготский (1926) или П. П. Блонский (1964), писавшие, что «индивидуальность есть своеобразная комбинация отдельных признаков, полученных по наследственности», или только к социальному. Н. К. Михайловский (1911), который полагал, что индивидуальность — это совокупность черт, присущих человеку как социальному феномену , представляются методологически ошибочными. Индивидуальность характеризует прежде всего особенности человека как личности, а особенности его бытия — это и следствие индивидуальности человека, и ее причина. С. Л. Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» уделил индивидуальности всего несколько строк, однако отметил важный способ ее формирования — индивидуальный жизненный путь.

Конкретно онтогенетическое развитие каждого человека, совершающееся по мере того, как он проходит свой индивидуальный жизненный путь, и является формированием его индивидуальности.

С. Л. Рубинштейн писал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Возникает вопрос: что это за свойства, какие из них характеризуют индивидуальность, а какие — нет. К. А. Абульханова-Славская (1991), например, считает, что проявлениями индивидуальности являются самовыражение и самолюбие. Но разве, например, последнее присуще только одному субъекту? Д. Н. Узнадзе, например, выделил типы самовыражения, но отнюдь не неповторимые индивидуальные его особенности. Создается впечатление, что К. А. Абульханова-Славская, по сути, ведет речь не об индивидуальности, а о личности.

Большое место индивидуальности человека уделял в своих работах Б.Г. Ананьев (1969). Он видел в ней целостность, внутреннюю замкнутость свойств человека, их взаимосвязанность. Индивидуальность, по Б.Г. Ананьеву, не сводится к отдельным свойствам персоны или к их совокупности, а относится к человеку в целом. Соответственно и понятие индивидуальности фиксирует не просто факт единичности человека, а целостное единство многообразных признаков конкретного субъекта: свойств индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных и др. отношений) и субъекта деятельности (совокупность видов деятельности и меры их продуктивности).

В каждой из этих подструктур существуют индивидуальные различия, которые отражают неповторимость, уникальность человека, однако они не могут рассматриваться в качестве критериев индивидуальности как целостного феномена. Индивидуальность человека — сложное многоуровневое и много структурное образование, все элементы и свойства которого образуют единое целое.

Б. Г. Ананьев считал, что при изучении индивидуальности нужно учитывать два принципа — субординационный и иерархический. Первый состоит в том, что сложные и общие социальные свойства личности подчиняют себе элементарные и частные психологические и психофизиологические свойства. Второй принцип допустим паритетные взаимодействия между разноуровневыми показателями — т. е. относительную автономию каждого из них. Это значит, что индивидуальные особенности низших уровней (биохимического, физиологического, психологического) могут проявляться сами по себе, без коррелирующего давления более высокого уровня. Однако при этом остается открытым вопрос, в каких же случаях индивидуальность реализуется по субординационному, а в каких — по паритетному принципу.

Методическим подходом к выявлению этой сложной взаимосвязи различных элементов и свойств в структуре индивидуальности школа Б. Г. Ананьева избрала метод корреляционного и факторного анализа. Была осуществлена корреляция множества показателей самых разных уровней (физиологических, психофизиологических, психологических), которые интерпретировались в границах рассматриваемой целостности, т. е. предполагаемой обязательности связей между ними. Однако слабой стороной такого подхода (когда устанавливаются корреляции всего со всем) выступает вовсе не обязательная очевидность и причинность выявляемых связей.

Индивидуальность как характеристика целостности человека рядом ученых подвергается сомнению. Так, Р. Уильяме (1960), выступая против идеи стандартного человека и абстрактного понимания нормы в медицине, в то же время усомнился, что индивидуальное своеобразие есть только свойство организма как целого. Он считал, что медицина должна признать индивидуальность на биохимическом и физиологическом уровнях, не ограничиваясь ее признанием на психологическом и социальном уровнях.

B.C. Мерлин тоже исходил из целостного понимания индивидуальности, только слово «целостность» поменял на «интегральность». Поэтому у него речь идет об интегральном исследовании индивидуальности и интегральной индивидуальности. В основе его понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся систем.

«Интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» (1986).

В. С. Мерлин полагал, что одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Например, потребность в достижениях социально типична в ситуации соревнования. Однако если судить о потребности в достижениях по уровню притязаний, то она индивидуально своеобразна, так как связана с индивидуальными особенностями психодинамики человека (надо понимать, у разных людей эти связи качественно разные). Каждое отдельное свойство человека индивидуально также в количественном отношении, в степени его выражения. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств: биохимических, соматических, нейродинамических, свойств личности (однако здесь B.C. Мерлин вступает в противоречие с данным им определением интегральной индивидуальности, согласно которому она не есть совокупность особых свойств, отличная от другой совокупности).

Читайте так же:  Дыхательная гимнастика при панических атаках

В чем совершенно прав B.C. Мерлин, говоря об интегральном исследовании индивидуальности (а в переложении на простой язык -конкретного человека), так это в подчеркивании необходимости изучать связи и взаимообусловленность свойств различных уровней: от биохимического до социального. К сожалению, интегральный подход (не на словах, а на деле) все еще не получил надлежащего распространения в исследованиях психологов. И связано это с тем, что психофизиология, в том числе и дифференциальная психофизиология, находятся не в почете у психологов (создается впечатление, что многие из них ее даже боятся). Впрочем, это и понятно. Строить абстрактные модели личности легче, чем осуществлять исследование с использованием инструментальных методов исследования (тем более, что часто они вообще отсутствуют). Кроме того, интегральный подход к человеку требует не только масштабного мышления, но и широких знаний, выходящих за рамки психологии.

Пренебрежительное отношение к психофизиологии и дифференциальной психофизиологии сложилось у многих отечественных психологов в годы советской власти, когда они твердо усвоили: человек (личность) — это социальное существо, которое надо изучать, абстрагируясь от его биологических особенностей. Не случайно усилиями одного из поборников теории социальной чистоты личности была расформирована дифференциально-психофизиологическая лаборатория Б. М. Теплова, а лаборатория, основанная Б.Г. Ананьевым, прекратила свое существование после смерти ее основателя.

  1. неизвестен состав этих уровней;
  2. часто мы не в состоянии заранее знать, какие свойства относятся к одному и тому же, а какие — к разным иерархическим уровням»

Поэтому интегральное исследование индивидуальности как методологический подход возможно и при ограниченном уровне наших знаний, а вот говорить о реальном выявлении интегральной индивидуальности данного человека не представляется возможным. Пока мы находимся на пути к интегральному рассмотрению индивидуальности человека.

[1]

Но это не единственная трудность, связанная с практической реализацией учения об индивидуальности. Имеются и теоретические трудности. В. С. Мерлин в качестве системообразующего механизма интегральной индивидуальности рассматривает индивидуальный стиль деятельности, формирование которого зависит от разноуровневых особенностей человека и потому рассматривается как выразитель интегральной индивидуальности. Но ведь один и тот же стиль деятельности присущ многим людям, т.е. оказывается типической, а не индивидуальной характеристикой человека. Если же неповторимость, уникальность не является главным признаком интегральной индивидуальности, тогда чем это понятие отличается от «конституции человека» («общей конституция», по В.М. Русалову)?

Различные трактовки понятия личность в психологии. Индивид, личность, индивидуальность

Проблема определения человека как предмета изучения занимает фундаментальное место при организации знаний в психологических науках. Существует 4 термина, обозначающих человека:

эти понятия часто пересекаются, являясь размытыми.

Базовая психологическая категория. В англоязычной литературе Subject – испытуемый. В отечественной это понятие объяснял Рубинштейн (1989) — субъект есть внутреннее условие деятельности, т.е. самое важное свойство его – активность, которая дает возможность самому определять собственное поведение. Второе свойство выделял А.Н. Леонтьев: субъект действует через внешнее и этим сам себя изменяет, т.е. у него есть способность к саморазвитию. Эта способность должна иметь внутренние источники, поэтому отмечают 3 свойство субъекта – его неоднородность. В каждом из нас «живет» несколько качественно разных субъектов, вступающих в диалог или конфликтующих друг с другом (открытие психоанализа – мотивационный конфликт). Неоднородность определяется не только разнородностью его взаимодействия с миром, но и качественными различиями «миров», в которые субъект активно включен.

Условия развития и существования человека разделяют на 3 основных:

А – часть природы, представитель биологического рода Homo Sapiens.

Б – человека, член общества, обладающий психическими свойствами, приемами общения. Социальные правил, которые он присваивает, зависят от места и времени социального существования

В – субъект самостоятельного решения собственных проблем на основе общечеловеческих норм.

Уильям Джемс понимал под природным субъектом «Физическое Я» — относится ко всем предметам, которые субъект отождествляет со своим материальным существованием (МОЁ). Под субъектом социальным «Социальное Я» — субъект взаимодействия и общения. Набор типовых способов взаимодействия. Под субъектом культурным — «Духовное Я» источник внутренне активности, свобода воли.

Субъекты природный и социальный подчиняются определенным механизмам, а субъект культурный – выходит за рамки даже психологической науки.

Зигмунд Фрейд: Природный субъект – ОНО – совокупность неразрешенных проблем детства. Телесные предпосылки личностных проблем. Социальный субъект –Я. Культурный – Сверх Я. Совокупность «непонимаемых» моральных принципов. В трудных для терапии случаях место культуры занимают защитные механизмы.

Эрик Берн (теория о транзактном анализе). Человек – субъект общения. Природный субъект – «ребенок», социальный – «взрослый», культурный – «родитель».

В отечественной психологии для обсуждения роли природы, общества и культуры в развитии личности говорят о:

Читайте так же:  Бросаю курить через сколько

1. органических предпосылках развития личности (задатки, св-ва темперамента);

2. социальной среде, как о необходимом условии становления и развития личности (1-е рождение личности);

3. культурных нормах – универсальные принципы решения личностных проблем, средства преобразования природы, способы защиты этой природы, когда она уже преобразована.

Природа и культура имеют функциональные различия. Социальный индивид – место встречи природы с культурой. Снизу – природные страсти, сверху – культурные запреты. В норме природа и культура различны.

1. природа и культура необходимые условия существования человека.

2. природный и культурный опыт человечества принимаются социальным индивидом. Спонтанность естественных процессов обнаруживается как факт несвободы, непроизвольности поведения. «невинный обладатель» природных и «ответственный создатель» культурных.

3. преемственность культурного и природного опыта зависит от своевременного воспроизведения их социальным индивидом. Природный опыт сохраняется и передается как совокупность натуральных свойств. культурный опыт сохраняется посредством личностных поступков. Так как природный опыт может развиваться внутри индивидов, то его воспроизведение дает возможность «гармонического» сочетания преимуществ разных особей. Культурные нормы воспроизводятся только целиком. Развивающаяся личность может сохранить культурный опыт.

4. бывает так, что сущность культурного и природного смешиваются, тогда возникает «натуральная личность» — акт принципиального выбора внешне подобен личностному, но его «опора» — естественная нужда. Беззащитна к культурной норме, «мнимая» личность.

Имеет определенный класс входящих в него объектов, и содержание, т.е. признаки данного класса.

В современной мировой психологии понятие личности имеет 3 трактовки, связанные с разным содержанием.

1. широкая – предлагает понимать личность в широком смысле = субъект по Рубинштейну. Включает всех 3 субъектов (А+Б+В). В большинстве существующих учебников понятие личность совпадает с понятием индивидуальность, т.е. совокупность всех психических свойств, которые отличают одного от другого. Индивидуальностью обладают и животные.

2. средняя – чтобы «отделиться» от животных используют другое объяснение по Леонтьеву: личность не включает природного субъекта. Индивид, который относится к органическим предпосылкам развития личности. Асмолов отмечает, что приходится разделять субъектов общества и культуры, но уже в самой личности как социально типическое индивидуальное.

Адлер понимает исходным для развития личности чувство общности. Реализации этого чувства мешают:

а) физические дефекты

б) авторитарное воспитание

в) излишняя эмоциональная опека

в сумме эти составляющие дают комплекс неполноценности.

Существует 2 пути разрешения личностной проблемы:

1.культурная – обращение к истокам комплекса (музыкант с дефектами слуха)

2. социальная – компенсация последствий комплекса, а не его истоков.

Там, где находится источник комплекса содержится материал для постановки жизненных целей. Цели достигаются через сотрудничество с другими. Совокупность способов достижения целей – индивидуальный жизненный стиль.

3. в узком смысле личность – субъект культуры.

Понятие «самость» у Юнга. Человек решал долго какую-то проблему, считая, что она только у него возникла, затем самостоятельно решил ее и почувствовал свою уникальность, после чего он понимает, что он не один; он – часть человеческого общества – подлинное Я.

Личность в узком смысле слова охватывает критические моменты жизни человека, требующие самостоятельно решения собственных проблем.

Индивид = природная особь + социальный индивид (представитель конкретного общества).

Индивид – присваивает опыт, существующий до него

Личность – преобразует присвоенный опыт. Она, с одной стороны, возникает при вхождении человека в общество (социальный индивид), с другой стороны – выходит за его пределы. Т.о. личность рождается дважды (Леонтьев): сначала культурный субъект совпадает с социальным – 1-е рождение личности; 2-е рождение – личность вне социального индивида, самостоятельная и ответственная, отделяющая культурные нормы от конкретного общественного опыта.

природный социальный Культурный
Широкая ЛИЧНОСТЬ (западные концепции: совокупность индивидуальных особенностей человека на любом уровне)
Средняя ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ
узкая ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ

Асмолов говорил: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают!».

Второе рождение личности происходит тогда, когда человеку (подростку) дается право самостоятельного выбора. Он должен опираться на собственные побуждения, осознавать их. 2-е рождение – есть осознание мотивов, которые человек может изменить, тем самым изменить структуру своей личности и родиться второй раз.

Характеристики развитой личности:

1. личность, по определению, является творческой – это необходимо для преобразования присвоенных стереотипов и поведения в неопределенной ситуации.

2. она множественная, но сохраняет при этом целостность. Личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога.

3. существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по моментальному срезу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. у развитой, многосторонней и незавершенной в развитии личности есть главное свойством- собранность.

Источники


  1. Юрчук, В. В. 500 способов обольстить, привязать и удержать богатого мужчину / В.В. Юрчук. — М.: Современное слово, 2012. — 352 c.

  2. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.

  3. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.
  4. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2012. — 352 c.
  5. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2013. — 455 c.
Понятия личность индивид развитие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here