Потребности детей в общении

Самое важное по теме: "потребности детей в общении" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Потребность детей в общении со взрослым

В начале второго года жизни у детей ярко выражена познавательная направленность на окружающее, которая внешне оформляется в ориентировочно-исследовательскую деятельность. Все интересует малыша, и любопытство его может быть удовлетворено непосредственно практическими, самостоятельными действиями. Но в этот период он еще не владеет достаточными умениями действовать с предметами, навыком ходьбы, речевым общением со взрослым. Он хочет что-то сказать — и не может выразить словом; хочет что-то взять — и не может дотянуться; хочет пройти к заинтересовавшему его предмету — и, сделав 1—2 шага, падает. Вместе с тем потребность в освоении окружающего, несмотря ни на что, является действенным фактором его активности.

СТАНОВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ МЛАДЕНЦА В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМ

План:

  1. Предпосылки общения младенца с взрослыми
  2. Ситуативно-личностное общение младенца со взрослым
  3. Влияние ситуативно-личностного общения на психическое развитие младенца
  4. Особенности ситуативно-делового общения во втором полугодии жизни
  5. Изменения в отношении к взрослому во втором полугодии жизни
  6. Подготовительный этап речевого развития младенца
  7. Кризис первого года жизни

1.Одни авторы считают потребность в общении младенца со взрослыми целиком врожденной, другие полагают она складывается прижизненно, в ходе общения с другими людьми.

Наблюдая за ребенком первых 2-3 недель жизни, мы не обнаружим никаких признаков общения. Его беспорядочный взор никого не ищет, его крики ни к кому не обращаются, он не радуется появлению матери и не огорчается ее уходу. Это свидетельство того, что потребность в общении не врожденна и приобретается только прижизненно.

Взаимодействие новорожденного и взрослого имеет форму физического ухода. Общение еще отсутствует. Лишь постепенно у ребенка складывается образ взрослого как единого источника всех желанных воздействий. Другим основанием потребности в общении выступает потребность во впечатлениях. Взрослый оказывается наиболее привлекательным и информативным объектом, притягивающим внимание младенца.

Но решающее значение для возникновения потребности в общении с малышом и устанавливает с ним практическое сигнальные связи, обращаясь к нему как к полноправному партнеру по общению и наделяя его действия определенным человеческим смыслом (чем внимательнее мать наблюдает за своим ребенком, чем она скорее и точнее реагирует на его сигналы, тем быстрее складывается между ними сигнальная связь и тем она прочнее). Но эта связь односторонняя: мать прилагает все усилия, а малыш не реагирует, его крики никому не адресованы и становятся сигналами лишь потому, что их ловит и читает мать.

В результате материнской активности в конце 3-й недели у младенца появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей. Это стремление к другому является уже не физиологическим, а специфически человече6ским свойством младенца.

В период от 4-х до 6-ти недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. В ответ на обращение матери он улыбается, внимательно смотрит на нее. Оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки. Картина радостного поведения младенца была названа в 20-е годы Н.М. Щеловановым КОМПЛЕКСОМ ОЖИВЛЕНИЯ.

В результате исследований М.И. Лисиной и С.Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления имеет АКТИВНУЮ ФУНЦИЮ, которая направлена на взаимодействие со взрослым, и эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, а активно действующим. Следовательно со 2-го месяца жизни младенец овладевает способностью к общению со взрослым, и это общение является ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ ЖИЗНИ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Развитие общения ребенка со взрослыми

Возраст Период Форма общения Дополнительная потребность, удовлетворяемая в общении
До 1 года Младенческий возраст Ситуативно-личностное общение Потребность в доброжелательном внимании
1—3 года Ранний возраст Ситуативно-деловое общение .Потребность в сотрудничестве
3—5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно-познавательное общение Потребность в уважении взросло­го; познавательная потребность
4—6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно-личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

3. Внеситуативно-познавательное общение.С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» — начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуа­ции, в которой раньше были сосредоточены все его интере­сы. Теперь его интересует гораздо большее: как устроен от­крывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений? И главным источником информа­ции, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в се­редине или конце дошкольного возраста.Взрослый для ребен­ка — высший авторитет, чьи указания, требования, замеча­ния принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготов­ке к школе, и если она не сложилась к 6—7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению.

Отметим, что позже, в младшем школьном возрасте, со­хранится и упрочится авторитет взрослого, появится дис­танция в отношениях ребенка и учителя в условиях форма­лизованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности

В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тен­денция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. Тем не менее оно является весьма значимой для него сферой отношений, под­крепляясь, помимо потребности в любви и заботе со сто­роны взрослых, нуждой в их мнении и оценках по поводу социальных и нравственных проблем, событий, поступков и т.д.

В старшем школьном возрасте конфликты со взрослыми прекращаются или теряют свою остроту, эмоциональные контакты с родителями, если они были прерваны, обычно восстанавливаются, а интерес к общению со взрослыми возрастает. Дополнительным стимулом в этом общении ста­новится необходимость в опыте старшего поколения при определении своего будущего жизненного пути, а также интерес к взрослым как носителям тех или иных качеств, выступающих эталонами в соответствующих областях.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3—4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с дру­гим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ро­левую игру, способствует развитию произвольного поведе­ния, умения учитывать чужую точку зрения.

Читайте так же:  Ревность к бывшей девушке

В младшем школьном возрасте впервые может появиться особая форма общения, связанная с отношениями в коллек­тиве. Включение в коллективную учебную деятельность (груп­повую работу, взаимную оценку результатов и т.д.), допол­ненное общими внеучебными интересами, при благоприят­ных условиях может привести к идентификации со своим школьным классом. В дальнейшем идентификация* (чувство своей общности с данной группой) может проявиться в отношениях с членами своего производственного коллек­тива, в группах по интересам и т.д.

* Идентификация — отождествление себя с определенным лицом или группой.

Для подростков общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. У них появляются близкие дру­зья, с которыми они способны на глубокое интимно-личностное, исповедальное общение. Способность к близ­кой дружбе развивается в старшем школьном возрасте и на протяжении юности в целом. Как подчеркивает Э. Эриксон, способность к глубоким доверительным от­ношениям с другими людьми должна стать одним из важ­нейших завоеваний юности. В молодости и зрелые перио­ды жизни глубокие дружеские отношения с близкими людьми — одна из самых значимых сторон жизни чело­века.

Обычно в юности, а иногда и в подростковом возрас­те, появляется первая любовь, которая формирует еще одну особую сферу общения. Юношеская любовь, как и дружба, предполагает большую душевную близость, не­сет в себе потребность в понимании. Она во многом оп­ределяет отношения, которые складываются у человека в этой сфере в молодости и зрелости. Любовь является весьма желательным, в идеале — необходимым компо­нентом более широкой сферы: сферы семейных отноше­ний. Подавляющее большинство людей создает семью в молодости. Общение в сфере семейных отношений мо­жет считаться ведущей деятельностью данного возраста. Помимо отношений между супругами, оно включает так­же общение молодых родителей с детьми. В зрелые пери­оды жизни семейные отношения также являются одной из важнейших ее сторон.

В заключение следует подчеркнуть, что общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важ­ное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональ­ное общение с матерью), подростковом возрасте (интим­но-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ве­дущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жиз­ни. В остальных возрастных периодах различные виды об­щения также играют важнейшую роль, как составляя са­мостоятельные стороны жизни человека, так и выступая в качестве неотъемлемых компонентов других видов дея­тельности, в том числе ведущих (например, в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста, в игровой деятельности дошкольников и т.д.).

Глава 2.

Развитие психики в филогенезе и психика человека

Для чего в книге по возрастной психологии нужна глава о филогенезе психического? Ответ на этот вопрос авторы хотели бы начать отрывком из известной книги К. Лоренца «Кольцо царя Соломона»:

«Вы считаете, что я очеловечиваю животное? Вероятно, вам неизвестно одно обстоятельство: те элементы нашего поведения, которые мы привыкли называть человеческими слабостями, в действительности почти всегда являются свой­ствами предчеловеческими, иными словами — общими для нас и для высших животных. Поверьте мне, я не приписы­ваю по ошибке человеческие свойства животным: как раз наоборот, я демонстрирую то огромное наследство, кото­рое мы получили от животных и которое живет в нас по сей день». К словам К. Лоренца необходимо добавить, что это наследство мы получили не только от высших, но и от всех животных, начиная с самых низших ступеней филогенети­ческой лестницы. Разнообразные ощущения, которые от­крывают нам все богатство красок окружающего мира, по­явились и оформились еще на уровне элементарной сенсор­ной психики. Способность к целостному восприятию пред­метов и ситуаций, различных явлений возникла на уровне перцептивной психики. На том же уровне появились слож­ные программы инстинктивного поведения, играющие оп­ределенную роль и в жизни человека.

Безусловно, развитие человеческой психики, возмож­ное лишь в социальной среде, среди людей, по своему ха­рактеру сильно отличается от филогенеза психического. Однако особенности ее становления на различных возрас­тных этапах мы можем понять гораздо лучше, уяснив ос­новные закономерности филогенеза.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Консультация для родителей на тему: «Формирование потребности в общении»
материал по теме

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ. Что это такое?

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Болезнь, возникающая при дефиците общения, называют ГОСПИТАЛИЗМОМ. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. Лишенный общения ребенок впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие.

Вложение Размер
«Формирование потребности в общении» 35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» с приоритетным осуществлением физического развития»

Консультация для родителей на тему:

провела педагог-психолог: Бармак С.Ю.

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ. Что это такое?

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Болезнь, возникающая при дефиците общения, называют ГОСПИТАЛИЗМОМ. Общение приносит ребенку массу положительных, радостных переживаний. Лишенный общения ребенок впадает в тоску, личность его травмируется. И не только личность. Замедляется и искажается все психическое развитие.

Речевое общение с взрослыми в основном происходит через вопросы, которые ребенок задает много. В семьях, где взрослые по каждому поводу выражают недовольство, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми.

  1. Ласковое обращение — породит доброту;
  2. Требования соблюдения порядка — дисциплинировать;
  3. Систематическое проведение гимнастических упражнений-выносливость, волю;
  4. Посильный домашний труд-сознание необходимости повседневной работы;
  5. Доведение любого дела до конца — настойчивость и упорство;
  6. Уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями, помощь взрослым — чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей.

Для детей важно ощущение успеха, оно помогает поверить в себя и побуждает стремиться к большему. Необходимо помнить, что изнеживание расслабляет, а суровость подавляет и ожесточает. Требования, которые ребенок выполнить не может, вызывает в нем чувство беспомощности, бессилия и ожесточенности по отношению к родителям. Однако нельзя слишком управлять поведением ребенка, постоянно поправляя, поучая его, т.к. при этом ребенок не научится принимать решения сам. Однако плохо отражается на воспитании непостоянство родителей в воспитательных мероприятиях, это вызывает у ребенка выраженный протест. Если маленькие дети легко и быстро забывают и прощают обиды, то детям старшего дошкольного возраста может нанести вред, не стоит этим злоупотреблять.

Читайте так же:  Как очистить подсознание

Первое, что должны будут сделать родители – пересмотреть домашний быт и уклад жизни, свои привычки, стиль взаимоотношений в семье. Ребенку необходим доброжелательный психологический климат. Ссоры, перебранки в присутствии детей вызывают у ребенка снижение защитных сил организма, невротические состояния. Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются ребенком в различных ситуациях на улице и в транспорте, в магазине и других общественных местах. Важно показать ребенку взрослый мир, его доброту, милосердие, гуманное отношение людей друг к другу, научить понимать хорошие и плохие поступки и самому активно вступать в контакты с окружающими людьми.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ

Общение со сверстниками становится так же необходимо, как и с взрослыми

, а порой, особенно во время игр, еще более желательно. Общаясь с детьми, ребенок научится не только считаться с другими, но и постоять за себя.

Консультация: «Развитие потребности в общении в первые годы жизни».

Людмила Буховец
Консультация: «Развитие потребности в общении в первые годы жизни».

Ясельный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребёнком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

У вас растёт настоящий маленький исследователь, и хотя до возраста

«почемучки» ещё есть время, ребёнок всё равно делает попытки изучить и понять этот мир. В 1,5ч года активно развивается зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Развивается понимание речи. Многие дети к этому возрасту радуют родителей самыми разными словами. Если в начале первого года этих слов можно насчитать около 10, то потом количество стремительно возрастает. 1,5 годам ребёнок пытается составлять предложения из двух, чаще облегчённых слов.

Это период накопления слов, ребёнок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое – либо слово, это не значит, что он его забыл.

Нет, оно уже отложилось в его памяти. Ваша задача: как можно больше заниматься малышом, разговаривать, сопровождать комментариями свои и его действия, по несколько раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение.

Ребёнок – это же ваш храм: что вы в него вложите, то в нём и останется.

Вы закладываете основы развития, знаний.

К сведению: Вас огорчает, что ваш ребёнок ещё только говорит отдельные слова и не строит фразы. Хотите убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и если он принесёт её вам. Скажите положить пирамидку, и он её положит.

В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребёнка первых фраз.

Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребёнок научится самостоятельно строить фразы.

Когда вы разговариваете с ребёнком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляций (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребёнка. И не насмехайтесь

над ним, не передразнивайте.

Вашему ребёнку уже два года, а он ещё плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразы, которых у него совсем немного. Между тем, дочка подруги в два года уже разговаривает с мамой вполне взрослым языком (в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вы напрасно волнуетесь. Не все дети, начинают говорить одновременно. Пройдёт немного времени, и ваш малыш всё наверстает.

Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.

В возрасте после двух лет ребёнок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова как эхо, охотно идёт на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, даже с неодушевлёнными предметами.

Ваша задача: больше говорить с ребёнком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребёнка.

Всякий человек развивается в общении; чем больше общения, тем больше и развитие.

Если ваш ребёнок посещает детский сад – хорошо; общения ему хватает, есть с кем развивать свои разговорные способности.

А если ваш ребёнок домашний… Тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребёнок добьётся в языке.

К сведению: К 2,5 годам ваш ребёнок должен знать до 300 слов. Если учитывать, что это запас слов среднестатической домохозяйки, что для ребёнка это совсем неплохо.

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Дети

2-3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что – то рассматривая, взрослый должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате. Если ребёнка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно находиться около взрослого, он начнёт повторять за ним понравившиеся слова или небольшие фразы, пытаясь в чём – то разобраться, утвердиться. Взрослые должны много и целесообразно говорить с ребёнком в течении всего дня. Ребёнку надо часто и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях: о шалостях и проказах котёнка, щенка, о забавном попугае, об умной собаке, хитрой вороне и т. д.

Развивая речь ребёнка, нужно заботиться не столько о том, чтобы слова,

[2]

чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием.

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Как удовлетворить потребность ребёнка в общении

Эмоциональное благополучие ребёнка в семье в немалой степени определяется тем, насколько созданные условия в ней, позволяют ему удовлетворить свои потребности, в числе которых — потребность в общении.

Эта потребность развивается, изменяются с возрастом и формы общения, с помощью которых она удовлетворяется. Как показали специальные исследования, на протяжении первых семи лет жизни последовательно возникают, сменяют друг друга ситуативная (эмоциональная, деловая) и внеситуативная (познавательная и личностная) формы общения ребёнка и взрослых (М.И. Лисина).

  • Миша (2 г. 8 мес.) «строит поезд» из «вагончиков» — вкладышей, которые соединяются следующим образом: выпуклая фигура на прямоугольнике накрывается «окошком» такой же формы. Первых три «вагончика» мальчик с лёгкостью соединил, но потом возникает заминка: Миша не заметил отличия между «окошками» форм круга и многоугольника. Он многократно пытается наложить «окошко» формы многоугольника на круг. Безуспешность попыток приводит малыша в отчаяние. На помощь приходит мама. Она показывает сыну, как правильно подобрать к фигуре «окошко», указывает на отличия форм круга и многоугольника. Миша вновь «строит поезд» (мама помогает ему только в самых затруднительных ситуациях), рассаживает по «вагончикам» «друзей» — маленькие игрушки, и те «отправляются в путешествие».
Читайте так же:  Педагогическое разрешение конфликтов

При внеситуативно-познавательном общении ребёнок обсуждает со взрослым преимущественно предметы и явления мира вещей. Здесь сообщение новостей, просьбы почитать, рассказать, детские фантазии и, конечно, вопросы о непонятном. Вот некоторые из таковых:

  • А что в середине земли, внутри?
  • На улице сильный гром с молнией. Серёжа, свидетель этого явления, обращается к маме: «Это гром? Только гром я не видел. А гром виден?»
  • А как самолёт летает? Без лётчика он может летать?

Вопросы задают не только мальчики, но и девочки. Они тоже вступают в познавательное общение.

Прислушаемся к разговору маленькой горожанки Леночки с дедушкой, знакомившим внучку с сельской природой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дедушка, откуда запах,

Будто здесь разлили мёд?

— А пчела на мягких лапах

Этот запах к нам несёт.

— В цветах гречихи

Любят пчёлы погостить,

И садятся есть и пить.

Этот способ очень старый:

Лишь гречиха зацветёт —

Пчёлы из её нектара

Набирают сладкий мёд…

При внеситуативно-познавательном общении ребёнок обсуждает со взрослым предметы и явления мира. Основным мотивом такого типа общения есть стремление ребёнка к общению со взрослым ради получения новой информации. Вот, к примеру, вопросы детей:

  • Кровь как течёт? Там что внутри — моторчик?
  • Я не понимаю, как коты хвостами шевелят? Попой, что ли?
  • А что, если у нас дома будет обезьянка жить, она потом человеком станет?
  • Когда червяк вырастет, он в змею превратится?

Обратим внимание на эти вопросы (их задали нам старшие дошкольники). Конечно же, подобное слышите и вы от своих детей. Что же в них особенного, спросите? В них уже не любопытство, и не только любознательность, а и стремление утвердиться в истине. У детей, их задающих, ведь есть знания, но они нестабильные, ещё «развивающиеся», «гипотетические». У такого рода знаний есть прекрасное достоинство — они «пропитаны» интересом к познанию. В этом их главная отличительная особенность. Как реагировать на подобные вопросы? Как общаться с такими детьми? Конечно же, не оставить без внимания, поддержать своим взаимодействием их «аппетит» к приобретению новых знаний. Но следует ли всё, пока неведомое такому ребёнку, нам самим, взрослым, раскрывать? Можно, но надо ли?

Хорошо, если взрослые создадут возможность ребёнку самому поискать ответ на возникшие вопросы, будут стимулировать к этому — поиску нового, волнующего его путём экспериментирования, знакомства с книгами, другими источниками информации. Кстати, в поисках таковых могут помочь и родители.

Думается, движение «Папа, мама, я — исследовательская семья», организуемое в ряде дошкольных учреждений, может помочь в этом. Первые «ласточки» здесь уже есть. И, между прочим, «первый блин» получился «не комом». Дети вместе с родителями (и прародителями тоже!) успешно реализовывают поисковые проекты, исследуют «как делают конфеты», «для чего нужна бумага», «Баба-Яга — какая она?», «откуда стол пришёл», «как появляется мёд», «почему в хлебе дырочки»… При необходимости они могут получить консультацию педагогов. В конце такой совместной деятельности — совместный фестиваль — детей, родителей, педагогов. Награду (преимущественно «Детские энциклопедии») получает семья. И её взрослые члены радуются, как правило, при этом не меньше, чем дети.

Разнообразны пути удовлетворения значимых для ребёнка потребностей. Особо значимый из них — включение в общение, в том числе внеситуативно-личностное, при котором предметом обсуждения является человек, его внутренний мир.

Что маленькой девочкой

Что в куклы играла

И в садик ходила,

С друзьями лепила.

На ножке одной дольше всех ты скакала.

Но с кем же ты дома

Саша (2,6 мес.), знающий уже о том, «Как Ослик счастье искал», подходит к бабушке.

— Бабушка, а у тебя счастье есть?

— Вот моё счастье! (берёт внука за руки, кружит; оба улыбаются, смеются.)

Оказавшись вновь на полу, малыш идёт к дедушке (тот читает газету). Пытается отодвинуть газету в сторону, трогает его за свитер, заглядывает в лицо.

— А у тебя, дедушка, есть счастье?

Малыш уходит к своим игрушкам. Счастье у взрослых бывает разное…

Не только попытки расспросить взрослого о нём самом совершают дети в ходе ситуативно-личностного общения. В процессе него ребёнок нередко сообщает и о своих чувствах, симпатии, расположении, порой — делится интимной информацией.

  • «Знаешь, мамочка, мне так Саша нравится! У него глаза смешные, он смелый». Потом на мамино ушко, шёпотом, девочка добавляет: «Он мне приснился сегодня».

В ходе внеситуативно-личностного общения ребёнок делится и своими переживаниями по поводу близких ему людей, строит планы, высказывает соображения относительно своей дальнейшей личной жизни, оказания помощи любимым им людям…

  • Муж заболел, грипп. Чтобы уменьшить риск всеобщего «лазарета», решила повести детей в яблоневый сад (обычно мы ходим туда всей семьёй, он недалеко). Стали собираться. Папа наш оставался лежать в постели. Лена подошла ко мне: «А папа?».

— Он болеет, у него высокая температура. Ему надо полечиться, полежать ещё.

Через минуту дочь опять подходит, уже со слезами на глазах.

— Ты что, доча, плачешь?

— Нет, но папе скучно без нас будет.

Объяснила, что ему пока нельзя на улицу — там прохладно, ветрено, это опасно ему.

Лена. Ну, тогда мы ненадолго, чтобы он не скучал.

Возвращаясь с прогулки, по инициативе дочки нарвали папе букетик полевых цветов — подарили.

  • Перед сном в кроватке Стася (2 г. 10 мес.) просит маму перекрестить её и добавляет: «Когда я буду мамой, я тоже буду так делать. И тоже буду любить».
  • Таня (3 г. 8 мес.), обращаясь к бабушке:

— Бабушка, ты умрёшь?

— Сейчас нет. Поживу ещё, а потом и умру.

— Тогда я что-нибудь придумаю, чтобы ты не умирала.

В основе такого, внеситуативно-личностного общения, лежит потребность ребёнка во взаимопонимании и сопереживании. Удовлетворение её чрезвычайно значимо для эмоционального благополучия дошкольника. Заметим также: этот вид общения в наибольшей степени подготавливает ребёнка к позиции школьника, к взаимодействию с учителем. Более всего ребёнка удовлетворяет то содержание общения, потребность в котором у него особенно остра.

Читайте так же:  Пикаперы по очереди

Важно «уловить», почувствовать и своевременно понять: что движет сыном, дочерью, каков мотив обращения ребёнка? Понять и ответить, используя адекватную форму общения, адекватное содержание.

Учтём при этом и то, что, хотя наши дети выросли, они уже давно вышли из младенческого возраста, но по-прежнему нуждаются в ласке, внимании, доброжелательном отношении, защищённости, как раньше. А значит им необходимы, как и прежде, непосредственное, эмоционально-личностное общение, также — наши тёплые прикосновения, поглаживания, ободряющий взгляд, улыбка…

[3]

Взрослый, способный почувствовать и вовремя удовлетворить развивающиеся и изменяющиеся не только с возрастом, но и в течение дня мотивы общения дошкольника, пользуется у него особым авторитетом, признательностью, любовью. Присутствие, наличие такого человека в личностной микросреде ребёнка дошкольного возраста позитивно сказывается на эмоциональном благополучии в семье, его психическом, личностном развитии. Хорошо, когда в числе таких людей не только родители, но и бабушка, дедушка, братик, сестрёнка, другие родственники. Важно, чтобы и в этом возрасте у ребёнка продолжала оставаться привязанность.

Замечено: для детей переходного к школе и младшего школьного возраста (7—8 лет) с надёжным типом привязанности характерна более высокая приспособляемость к стрессовым ситуациям, конструктивное реагирование на тревожащий фактор, они меньше тревожатся по поводу внешнего оценивания, у них легче протекает адаптация к школе.

Становление потребности в общении СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Процесс становления общения ребенка со сверстниками
проходит ряд этапов, связанных со спецификой содержания
потребности, которая побуждает детей к взаимодействию.
Первоначально контакты ребенка с другими детьми побуж-
даются потребностями во впечатлениях, активном функцио-
нировании и общении со взрослым. Собственно потребность в
общении со сверстниками складывается на их основе и фор-
мируется постепенно.

М.И. Лисина выдвинула четыре критерия для выявления
наличия у ребенка потребности в общении.

Первым является интерес и внимание ребенка к другому
человеку. В этом критерии обнаруживается направленность
его на познание другого, который становится объектом осо-
бой активности ребенка.

Вторым критерием выступает его эмоциональное отно-
шение к другому человеку, свидетельствующие о неравно-
душном, пристрастном отношении к нему-.

Третий критерий включает инициативные действия,
направленные на привлечение к себе внимания партнера.
Они имеют своей целью проявить себя, вовлечь партнера

в совместные действия и в то же время увидеть свои возмож-
ности через реакцию другого человека.

Четвертым критерием служит чувствительность ребен-
ка к отношению другого, в которой обнаруживается готов-
ность принять инициативу другого и ответить на нее.
Этот критерий выявляет также способность ребенка воспри-
нять оценку и отношение к себе партнера по общению, согла-
совать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними.

Выделенные критерии являются общими для общения ребенка
как со взрослыми, так и со сверстниками, поскольку это две стороны единого процесса обп^ния, имеющие социальную природу.

О наличии у ребенка потребности в общении можно
утверждать только в том случае, когда в его поведении при
сутствуют действия, соотносимые со всеми четырьмя кри-
териями коммуникативной потребности.

Потребность в общении с ровесниками складывается на
протяжении раннего возраста постепенно.

Вначале, на втором году жизни, дети проявляют только
интерес и внимание друг к другу, окрашенные положитель-
ными эмоциями, а контакты между ними эпизодичны и
кратковременны. Их поведение по отношению к сверстникам
отвечает лишь первому и второму критериям потребности в
общении. Инициативные обращения к ровесникам встреча-
ются редко, так же редко дети отзываются и на их инициати-
ву. В их взаимодействии нет синхронности. Слабые попытки
привлечь к себе внимание другого часто остаются без ответа
или просто не замечаются.

В конце второго года жизни на фоне усиливающегося ин-
тереса к сверстникам растут инициативность и чувствитель-
ность к обращениям ровесника. Эти два параметра потребно-
сти в общении бурно нарастают на третьем году жизни.
В этом возрасте уже все четыре параметра коммуникативной
потребности оказываются сформированными и о детских
контактах можно говорить как о полноценном общении.

Содержание и специфика общения ДЕТЕЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

Отличительной особенностью контактов детей в начале второ
го года жизни является двойственное отношение к сверстникам.

С одной стороны, малыши адресуются к сверстнику так
же, как и ко взрослому: смотрят в глаза друг другу, улыбают-
ся, смеются, лепечут, показывают свои игрушки. Эти дейст-
вия ребенок переносит на ровесника из сферы общения со
взрослым, они являются обпщми для обеих коммуникатив-
ных сфер. Характерной особенностью этих действий является
то, что они выражают отношение ребенка к другому человеку
как к субъекту, как к потенциальному партнеру по взаимо-
действию, предполагающее ответную реакцию, обмен актив-
ностью. Однако специфического содержания, характерного
именно для отношения детей к ровеснику, в таких действиях
нет. Первые коммуникативные контакты свидетельствуют
лишь о том, что субъектностъ сверстника воспринимается
ребенком.

С другой стороны, в поведении самых маленьких детей
наблюдается совершенно особый вид действий, который
редко встречается в общении их со взрослыми. Эти дейст-
вия побуждаются потребностью ребенка во впечатлениях
и активном функционировании. Они выражаются в том,
что малыши на втором году жизни часто обращаются друг
с другом как с интересным предметом, игрушкой. Если ря-
дом с годовалым ребенком посадить сверстника и положить
куклу, можно увидеть, что малыш ведет себя по отношению
к ним практически одинаково. Например, потрогает паль-
чиком глаз у куклы и попытается проделать то же самое
с ровесником; похлопает куклу по голове и повторит то же
самое с ребенком; поднимет и опустит ногу куклы — и сра-
зу же попробует произвести это действие с «живой игруш-
кой». Экспериментируя подобным образом с одушевленны-
ми и неодушевленными объектами, ребенок исследует,
сравнивает их свойства.

Одновременно малыш сравнивает сверстника с самим собой:
потрогает свою ногу, затем — ногу сверстника, рассмотрит и
потеребит свои пальчики, затем проделает то же с пальчиками
соседа. Подобными способами малыш изучает собственные фи-
зические свойства и свойства сверстника, обнаруживает сход-
ство между ними.

Такое поведение характерно для детей в возрасте от
1 года до 1,5 лет и свидетельствует о том, что в их контак-
тах на первый план выдвигается знакомство со сверстни-
ком как с интересным объектом. Объектные качества другого ребенка заслоняют его субъектные свойства.
Этим и объясняется особая бесцеремонность в обращениях
детей с ровесниками: они дергают друг друга за уши, за
нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают
другого, если тот метает пройти и пр. Иногда можно на-
блюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет,
наступает на ноги сидящего рядом, не обращая внимания
на его протесты. В данном случае ровесник является просто
помехой на пути к цели. Как правило, в общении со взрос-
лым такие действия встречаются крайне редко, а в контак-
тах с ровесниками — постоянно, заслоняя собой субъект-
ную составляющую общения.

Читайте так же:  Подход в интерпретации обработки данных

Так, на протяжении первого полугодия второго года
жизни в контактах детей переплетаются субъектное и
объектное отношение к сверстнику, затрудняющее полно-
ценное общение. Контакты детей неустойчивы еще и по-
тому, что они пока еще мало чувствительны к инициативе
сверстника, к его переживаниям, эмоциональным состоя-
ниям.

После полутора лет происходит заметный перелом в от-
ношениях детей. Идут на убыль действия с ровесниками как
с неодушевленными предметами, нарастает доля инициатив-
ных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой
сверстника. Обостряется чувствительность малышей к отно-
шению других детей: их обращение друг с другом становится
более деликатным, внимательным. Все больший интерес на-
чинают у них вызывать не объектные, а субъектные качества
ровесников — способность отвечать на инициативу, выра-
жать согласие и одобрение, умение сопрягать свои действия
с поведением другого. Сверстник становится все более при-
влекательным как партнер по общению, а не как объект ма-
нипулирования. Взаимодействие детей приобретает характер
субъектно-ориентированного общения.

К концу второго года жизни и на третьем году между де-
тьми разворачивается особый вид общения — эмоциональ-
но-практическая игра, у которой есть ряд отличительных
признаков.

Во-первых, она включает особую категорию действий,
характерных только для детских контактов. Эта игра выте-
кает из стремления ребенка продемонстрировать себя ровес-
нику самым непосредственным образом: дети прыгают друг

перед другом, падают, кричат, визжат, дразнятся, внима-
тельно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое
взаимодействие представляет собой «цепную реакцию»:
действие одного вызывает подражание другого, которое,
в свою очередь создает череду новых подражательных дей-
ствий.

Во-вторых, совместная игра разворачивается и бесконф-
ликтно протекает, когда дети общаются непосредственно, без
каких-либо предметов.

Вот характерный пример такого взаимодействия.

В большом манеже находятся Дима (2 года) и Катя
(1 год 9 мес.). Дима с интересом наблюдает за Катей, ко-
торая ковыряет пальчиком клеенку. Мальчик подполза-
ет к Кате и тоже начинает ковырять клеенку, с улыбкой
заглядывая ей в лицо. Катя не замечает интереса к ней
Димы, увлеченно хлопает ладошкой по клеенке и что-то
лепечет. Тот смеется и тоже начинает хлопать но клеен-
ке. Катя, наконец, замечает его, улыбается ему и быстро
бьет перед ним ногами по полу. Дима, смеясь, повторяет
ее действие. Оба синхронно бьют ногами по полу, внима-
тельно глядя друг другу в лицо. Дима начинает щелкать
языком перед Катей, девочка, смеясь, тоже щелкает язы-
ком. Игра продолжается 10 мин.

Из этого примера видно, как подражание действиям свер-
стника становится средством привлечения к себе его внима-
ния и основой для совместной игры.

Помимо весьма специфического содержания подобные
контакты имеют еще одну отличительную особенность — они
почти всегда сопровождаются яркими положительными эмо-
циями. Дети с восторгом повторяют один перед другим одно-
типные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.

Ире и Роме по 2,5 года. Они играют рядом каждый
своей игрушкой. Наконец, Ира откладывает свою иг-
рушку в сторону, закрывает лицо руками и, полуобер-
нувшись к Роме, напряженно ждет. Тот, смеясь, загля-
дывает ей в лицо. Ира открывает лицо и с улыбкой на-
чинает раскачиваться перед мальчиком. Он оживленно,
с веселой улыбкой повторяет ее действия. Некоторое
время дети раскачиваются, внимательно наблюдая друг
за другом. Неожиданно Рома хлопает в ладоши и с вы-
жидательной улыбкой смотрит в глаза Ире. Девочка с удовольствием повторяет его движения, оба, смеясь,
хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает, весело пада-
ет перед мальчиком, вопросительно смотрит на него,
взглядом приглашая к продолжению игры. Рома с вос-
торгом подражает ей. Дети по очереди падают и встают,
громко смеются. Эмоциональный накал игры возраста-
ет. Ира радостно визжит, глядя Роме в глаза. Тот тоже
визжит. Вдруг оба одновременно замолкают, останав-
ливаются, замерев, смотрят друг на друга, затем одно-
временно визжат и падают на пол. Такая игра повторя-
ется несколько раз.

Анализ подобных игр с точки зрения критериев наличия
потребности в общении показывает, что поведение детей
удовлетворяет всем четырем критериям. Малыши проявля-
ют друг к другу выраженный интерес, окрашенный положи-
тельными эмоциями, инициативу во взаимодействии, адек-
ватно отвечают на инициативу ровесника, подхватывают и
развивают ее. Такое общение можно охарактеризовать как
эмоционально практическое взаимодействие. Оно позволяет
ребенку свободно и во всей полноте выразить свою самобыт-
ность, пережить состояние общности и сходства с другим,
равным ему существом.

Эмоционально-практическое взаимодействие детей рож-
дается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на боль-
шую привлекательность для малышей такого взаимодейст-
вия, потребность в общении с ровесниками в этом возрасте
выражена слабее потребности в общении со взрослыми и
в действиях с предметами. Важную роль в дальнейшем раз-
витии общения детей со сверстниками, в обогащении его со-
держания играют окружающие взрослые.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-12-08 ; просмотров: 2098 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2018. — 176 c.

  2. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.

  3. Марти, Лэйни Преимущества интровертов / Лэйни Марти. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 368 c.
  4. А. Пятина Я верю в любовь / А. Пятина. — М.: Эксмо, 2012. — 992 c.
  5. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 304 c.
Потребности детей в общении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here