Поведение самореализация личности

Самое важное по теме: "поведение самореализация личности" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Быть собой. Самореализация — путь к успеху

Самореализация — основа успеха в жизни

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как знаменитые и успешные люди добились своего нынешнего положения? А Вы хотите изменить собственную жизнь? Сделать ее лучше и интереснее, добиться настоящего успеха?

Каковы бы ни были конкретные причины успеха того или иного человека, главное, что характеризует всех успешных людей — это высокий уровень их личностной самореализации.

Под самореализацией гуманитарная психология, основоположником которой считается известный американский психолог и философ А. Маслоу ***, понимает состояние осуществления внутренней природы человека. Самореализация означает все более полное становление собой, выражение своей внутренней сущности на внешнем уровне жизни. Это то, что делает человека незаурядной личностью.

Самореализация — это раскрытие собственных возможностей — и это тот путь, который ведет человека к более счастливой и успешной жизни.

Самореализация — высшая потребность человека

Психология и нейрофизиология исходят в общем и целом из того, что современный человек реализует в среднем всего лишь 5- 10% своего потенциала. Если Вы представите, что пианист при игре пользуется только левым мизинцем, то получите наглядное представление о том, что это значит. Может ли такая игра принести удовольствие самому пианисту, не говоря уже об успехе у зрителей?

А. Маслоу является автором иерархической модели потребностей человека — так называемой «пирамиды потребностей«. Чем «выше» уровень потребностей, тем больше счастья способно доставить человеку их осуществление. Наибольший уровень счастья и удовлетворения приносят «высшие» потребности, которые напрямую связаны с самореализацией человека, с саморазвитием.

Однако, пока более «низшие» потребности не удовлетворены, человеку трудно обратить свой взор к потребностям более высокого порядка и ощутить ту радость, которую они в состоянии дать. Повседневные заботы о еде и одежде, работе и жилище часто полностью поглощают человека. В такой жизни мало радости и мало смысла. С точки зрения А. Маслоу, это своего рода подготовка к жизни, нежели действительная жизнь. Не случайно многие люди современного общества испытывают фрустрации, депрессию, связанные со смутным или явным осознанием рутинности и бессмысленности своего существования, своей нереализованности. По оценкам медиков, прозвучавших на Международной Конференции ВОЗ, проходившей в Москве 28 апреля 2011 г., около 30% населения западного мира страдают депрессией, а через 20 лет эта цифра составит уже 50%.


Последние три уровня: «познание», «эстетические потребности» и «самореализация» вместе называют «потребностью в самовыражении» или духовными потребностями.

А. Маслоу исходит из того, что человеческая жизнь приобретает тем больше смысла и удовлетворения, чем больше делается для реализации так называемых «крайних» или «главных ценностей», т. е. любви, свободы, правды, справедливости и красоты.

Но важна и обратная связь: чем выше уровень самореализации человека (уровень раскрытия собственных способностей), тем легче человек достигает своих целей с точки зрения удовлетворения потребностей более низшего порядка. Самореализация означает рост личной эффективности человека в любой области жизни.

В итоге самореализовавшийся человек удерживает в равновесии идеализм и материализм, «высшее» и «низшее». Материальная сторона жизни приносит ему такое же удовлетворение, как и духовная.

Самореализация — зрелость личности

Самореализация означает максимально полное раскрытие не только индивидуальных, но и универсальных качеств, присущих всякому развитому человеческому существу.

Самореализация — это формирование определенных качеств личности, наиболее полно отражающих внутреннюю природу человека, которая совершенна.

Внутренняя природа человека — это сознание, которое, являясь самой сущностной характеристикой человека, определяет весь стиль его мышления и поведения. Поэтому самореализация напрямую связана с раскрытием полного потенциала сознания человека. Можно сказать, что самореализация — это показатель определенной внутренней зрелости сознания человека. Все более полное использование потенциала сознания человека делает его все более совершенной личностью.

[3]

А. Маслоу исследовал людей, которые стали незаурядными личностями (деятелей искусства, предпринимателей и политиков). В результате он установил признаки, которые характеризуют самореализовавшихся людей.

Самореализация и Техника Трансцендентальной Медитации

Техника Трансцендентальной Медитации Махариши является простым и эффективным способом развития полного умственного потенциала человека и роста уровня его самореализации. Как подтвердили многочисленные тесты, проводимые с медитирующими, уже после 2-х месяцев медитации у исследуемых отмечается прогресс по таким показателям, как интеграция и стабильность личности, эмоциональная зрелость, целеустремленность, высокая самооценка, умение поддерживать хорошие отношения, гибкость в достижении целей, адаптивность к сложным условиям и другим признакам, характерным для личности с высоким уровнем самореализации.

Во время медитации растворяются глубокие, накопленные за всю жизнь стрессы и напряжения, являющиеся причиной всех стереотипных реакций и моделей поведения, присущих психике того или иного человека. Это снимает блоки и ограничения, обычно давлеющие над человеком всю его жизнь, и позволяет раскрыть все богатство внутреннего мира человека.

Медитация повышают самоуважение и позволяют интегрировать отдельные подавленные части личности. Она избавляет от необходимости постоянно подавлять свои качества, которые считаются отрицательными. Вместо этого она предоставляет медитирующему возможность прислушаться к своему внутреннему «Я». Вот как выразила это одна из медитирующих женщин:

«Раньше я училась быть такой, какой меня хотели бы видеть другие. Ценой этому была потеря контакта с самой собой. С медитацией ощущение моей личности вновь ожило. Медленно, но верно я стала ощущать различные черты моей внутренней действительности. Я все свободнее и свободнее стала руководствоваться в своих мыслях и действиях собственным опытом. Я стала доверять своим собственным впечатлениям и ощущать себя все увереннее. Медитация предоставила мне шанс восстановить нарушенные контакты с самой собой. Я согласна быть такой, какая я есть, без помощи постоянных приказов и предписаний типа: «Скажи же и ты что-нибудь», «Будь внимательнее» и т. п. И вдруг все пошло гораздо легче и естественнее».

Медитация устраняет саму причину всех стереотипов мышления и «заколдованных кругов» и высвобождает силы, способные изменить образ поведения, ведущий к застою и саморазрушению.

Самореализация — это естественное, автоматическое следствие развития сознания, происходящего в результате занятий медитацией. Раскрытие собственных возможностей- это естественный процесс, который начинается тогда, когда нет существенного психического противодействия в сознании самого человека.

Самореализация — цель жизни

Самореализация, самораскрытие означает, по А. Маслоу, процесс, ведущий к тому, чтобы стать человечнее. Самореализация ведет к достижению более высокой степени совершенства, к тому, чтобы все в большей степени становиться человеком.

Проблемы этики деловых отношений, предпринимательства имеют столь же давнею историю, как и само предпринимательство и служила объектом изучения, еще Аристотель приравнивал прибыль к ростовщичеству. Ныне во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведениях, обеспечивающих подготовку кадров для рынка.

Читайте так же:  Как стать хорошим мальчиком

Деловое общение — это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Практика показывает, что без умения устанавливать деловые связи, сотрудничать с партнерами, управлять людьми, ситуацией и самим собой добиться коммерческого успеха чрезвычайно трудно. Между тем у большинства наших предпринимателей, на мой взгляд не достаточно высокий уровень культуры общения, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет максимально реализовать свою инициативу.

В России, в последнее время проблемы этики деловых отношений также вышли на передний план, поскольку стало очевидным, что в цивилизованный рынок нашему отечеству не войти без серьезной этической основы, прежде всего в предпринимательстве.

Деловое поведение работников: творческая самореализация личности в деловом поведении

Прежде чем ответить на поставленный вопрос наверно стоит отвлечься на само определение, что значит личность. Понятие личности относится к числу наиболее сложных, в русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.

На данный момент выделяют четыре теории личности:

1. Биологизаторская — по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.

2. Социологизаторская — личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.

3. Психоаналитическая теория Фрейда — личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.

Фрейд очертил следующую структуру личности:

а) “Ид” (“оно”) — бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.

б) “Эго” (“Я”) — это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.

в) “Суперэго” — осознание человеком норм и правил общества.

Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность — это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.

4. Идоническая теория Г. Юнга — личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли. Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.

Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах, чтож попробуем сделать выводы:

Личность — это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта, которая формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.

Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):

1. Биологическая наследственность — она создает изначальное отличие личности от других членов общества, создает дополнительные возможности или ограничения для развития тех или иных качеств личности.

2. Физическое окружение — означает, что особенности в поведении людей во многом определяются особенностями климата, географического пространства природных ресурсов, организации пространства.

3. Культура общества — т.е. каждое общество дате всем своим представителям особые культурные образцы, язык, ценности, которые другие общества предложить не могут.

4. Групповой опыт — в результате взаимодействия и общения с другими людьми человек осваивает множество социальных ролей, а также формирует собственный “Я — образ”, который появляется в результате оценок окружающих.

5. Индивидуальный опыт — это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.

Целый ряд проведенных в Росси и за рубежом исследований показал, что для результативности бизнеса первостепенное значение имеет безупречное с точки зрения этики и культуры проведение деловых контактов и деловых взаимоотношений. От умения, способности вести дела — деликатно, строго соблюдая общепринятые нормы правила, от характера поведения, состояния коллектива зависит результат хозяйственных взаимоотношений с партнерами, а следовательно и финансовое благосостояние компании. Как показала практика самореализация личности в деловом поведении, например для менеджера, может выражаться в умении наиболее рационально вести любые деловые переговоры, добиваться намеченного с соблюдением всех установленных этических порядков и в тоже время производя на партнеров максимально благоприятное впечатление, формируя тем самым имидж свой собственный и компании, представителем которой он является.

Кроме того, творческая самореализация личности в деловом поведении на предприятии, может помочь диагностика личности, ее интеллекта, а также межличностных отношении в коллективе. Для этого широко используются популярные психодиагностические методики, прошедшие массовую апробацию и доказавшие свою практическую ценность. В любой рабочей группе важно уметь оценить склонности и интересы партнеров по общению, их личностные особенности, наконец, степень их соответствия той социальной роли, на которую они претендуют.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Естественно, что наиболее высокие требования предъявляются к психической организации, личностным качествам и интеллекту человека, являющегося руководителем. Современный руководитель обязан обладать элементарной социально — психологической культурой и уметь диагностировать не только личностные характеристики, но и коллективные, например такие, как нарастание уровня конфликтности, изменение и формирование общественного мнения, и многие другие. Именно психодиагностика позволит проанализировать и найти конструктивный подход к разрешению таких проблем, как психологический климат в коллективе, динамика настроения, конфронтация лидеров. Включенность современного человека в сложные социальные зависимости диктует насущная потребность для каждого члена рабочей группы в психодиагностике своего состояния, своих возможностей и перспектив своей деятельности.

Читайте так же:  Сигнализация режим паника

Но при этом нельзя забывать, любой личности для творческой реализации необходима поддержка, или хотя бы отсутствие помех, а это в сою очередь позволяет перейти ко второй теме реферата.

Индивидуальные особенности самореализации личности

Поскольку самореализация является функцией, прежде всего, индивидуальности человека, существуют выраженные индивидуальные различия самореализации. А в связи с тем, что самореализация личности является сложным системным образованием, индивидуальные различия самореализации проявляются буквально во всех его подсистемах. Кроме того, самореализация личности имеет не только качественные, но и количественные измерения, и индивидуальные вариации касаются и количественного аспекта самореализации.

Для количественного измерения уровней самореализации используются критерии самореализации. В современной научной литературе мнения различных авторов о критериях самореализации сходятся [2; 12; 20; 21 и др.]. Согласно общепринятой точки зрения, к критериям самореализации относятся:

  1. Удовлетворенность (субъективный критерий):
    1. Удовлетворенность личности собой, своими достижениями, жизнедеятельностью в целом (но удовлетворенность, не достигающая максимального уровня, т.к. некоторая неудовлетворенность способствует дальнейшей самореализации);
    2. Удовлетворенность социума личностью и результатами ее деятельности в обществе.
  2. Продуктивность (объективный критерий):
    1. Продуктивность (полезность) самореализации для самой личности;
    2. Полезность для общества продуктов самореализации личности.

Поскольку самореализация личности представляет собой «процесс ее преобразования из субъективно-психологической во внешне-объективную форму бытия» [18] и результаты самореализации воплощаются в изменениях внешнего мира, продуктивность отражает то, насколько полезными являются эти изменения. Польза самореализации для общества заключается в том, что самореализация способствует формированию социально одобряемых образцов личностной успешности, которые могут служить примером для подражания следующих поколений, служит стабилизации общества, повышению его «социального капитала». Благодаря самореализации происходят личностный рост и развитие личности, она формирует психологически здоровую, хорошо адаптированную личность, и в этом ее польза для личности [21]. В свою очередь, удовлетворенность отражает чувство истинности своей жизни, то, что человек нашел свой путь и движется в правильном направлении.

Успешная самореализация личности влечет за собой развитие личности и личностный рост человека. Она является источником изменений психологических свойств человека, затрагивающих его взаимоотношения с внешним и внутренним миром. С.Л. Братченко и М.Р.Миронова [5] различают следующие критерии личностного роста:

  1. Интраперсональные (связанные с отношением человека к самому себе): принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, самопонимание, ответственная свобода, целостность личности, динамичность как гибкость и открытость изменениям.
  2. Интерперсональные (связанные с взаимоотношениями субъекта с внешним миром): принятие других, понимание других, социализированность личности как стремление к конструктивным социальным взаимоотношениям и открытость, естественность и гибкость в социальных контактах, творческая адаптивность как готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и творчески справляться с ними.

[2]

В зависимости от того, насколько успешной является самореализация личности, какого уровня личностного роста достиг человек, различают следующие виды самореализации личности по критерию развития функции самореализации личности [4]:

Существует несколько классификаций видов самореализации личности, построенных и по другим критериям. Одним из оснований для классификации является содержательный аспект самореализации: виды самореализации соответствуют сферам жизнедеятельности, в которых осуществляется самореализация личности субъекта. Наиболее обобщенная классификация различает внешнюю и внутреннюю самореализацию: «Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах» [13].

К основным сферам самореализации относятся профессиональная деятельность и семья, к дополнительным – социальное взаимодействие, общественная активность, самообразование, увлечения и др. [19; 21]. По мнению С.Кудинова, сферы жизнедеятельности человека можно разделить на три группы, в любой из которых может осуществляться самореализация личности [13]:

  1. Предметно-деятельностная – характеризуется самореализацией в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.
  2. Социально-коммуникативная – самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.
  3. Субъектно-личностная – самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

Следующий критерий для классификации видов самореализации личности – критерий истинности/навязанности. «Истинная самореализация – выборы личности относительно траектории своей самореализации. Навязанная – воспринимаемая личностью как своя, но навязанная средствами массовой коммуникации, рекламой. Примером такой самореализации может служить престижное потребление, подражание определенным социальным группам» [21].

И.В.Солодовникова выделяет различные уровни самореализации, критериями для оценки которых выступают и качественные, и количественные характеристики самореализации [21]:

  1. Отсутствие самореализации – личность этого типа убеждена, что результат не может быть достигнут целенаправленно и предсказуемо. Такой человек пассивен, реализует в поведении стратегию «ухода» от принятия решений. Например, религиозное растворение личности в любви к Богу.
  2. Нормативная самореализация характеризуется преобладанием внешних по отношению к личности стратегий, соответствует ожиданиям социального окружения. Человек удовлетворен своей деятельностью и ее результатом, но источником поведения выступают внешние, «отчужденные» требования. Например, желание выйти замуж к определенному возрасту, так как позже будет поздно, причем выбор брачного партнера может быть не очень удачным.
  3. Выбор собственной траектории самореализации. При этом выборе преобладают внутренние устремления, сопровождаемые уверенностью в том, что осуществляемые социальные практики эффективны. Источником поведения при этом выступает осознание своих потребностей и чувств, маркирующие усвоенные (или порожденные личностью) нормы и ценности.

Таким образом, самореализация личности имеет выраженные индивидуальные особенности, проявляющиеся как в отдельных ее структурных компонентах, так и в количественном измерении. Существуют самые разные виды и уровни самореализации. Высший уровень самореализации соответствует критериям удовлетворенности и продуктивности (полезности) самореализации как для личности, так и для общества.

Понятие самореализации личности в современной психологии

На современном этапе развития психологической науки можно констатировать многообразие подходов к проблеме самореализации личности, до сих пор не существует общепринятой концепции самореализации, не разработано единого определения данного понятия.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые приводится в английском Словаре по философии и психологии в 1902 г.: «Самореализация – осуществление возможностей развития Я. Такое определение соответствует доктрине, согласно которой высшим конечным результатом развития является самореализация или самоосуществление» [цит. по: 12, с.8].

В настоящее время так же понятие «самореализация» чаще всего трактуется как «реализация собственного потенциала» [13], однако до сих пор «представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным» [13]. В современных научных работах самореализация рассматривается, преимущественно, в следующих формах [20]:

[1]

  1. Как цель – в исследованиях самоактуализации личности;
  2. Как состояние – в связи с вопросом удовлетворенности самореализацией;
  3. Как результат – как определенный уровень личностного развития по критерию «успех-неуспех»;
  4. Как итог – в исследованиях, направленных на осмысление временных отрезков жизненного пути, либо при оценке прожитой жизни в целом;
  5. Как средство – в некоторых философских работах.
Читайте так же:  Снова стать желанной

Выделяют также различные уровни (аспекты) рассмотрения самореализации личности [4]:

  • Философский уровень, на котором изучается суть и условия самореализации человека в связи с развитием человечества в целом;
  • Социальный уровень, на котором решаются вопросы о путях и способах самореализации личности в обществе;
  • Психологический уровень, на котором самореализация рассматривается в трех аспектах: как потребность, как деятельность и как объективный и субъективный результат этой деятельности;
  • Педагогический уровень, который обосновывает определение функции самореализации личности как универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.

При этом наиболее разработанной проблема самореализации личности является в философском аспекте [4], и поэтому нередко в психологии исследователи самореализации опирались на философские подходы к данному явлению [20], что не способствовало подлинно научному эмпирическому изучению данного феномена.

Недостаточная разработанность темы самореализации личности в современной науке, по-видимому, обусловлена так же сложностью и многогранностью самого феномена самореализации. Кроме того, «самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования» [13]. К числу причин недостаточной разработанности данной темы относится также то, что проблема самореализации личности заинтересовала ученых относительно недавно.

Объектом пристального научного внимания тема самореализации стала лишь в последней трети ХХ века [1]. По-видимому, это связано, что проблема самореализации личности приобрела острую актуальность лишь с достижением современного уровня развития цивилизации: «Появление понятия самореализации связано с ускорением социального развития, ускорением социальных трансформаций во всех сферах жизнедеятельности общества. Это привело к изменениям в траекториях жизненного пути личности. Чтобы быть успешно интегрированной в жизнь социума, личность должна постоянно осуществлять выборы в образовательной сфере, профессиональной деятельности, межличностных отношениях, формах проведения досуга, поддержания здорового образа жизни и т.д.» [21].

Проблемой самореализации личности занимались такие известные зарубежные исследователи, как К.Юнг, Э.Эриксон, Э.Фромм, Ш.Бюлер, Р.Ассаджиоли, К.Гольдштейн, А.Маслоу, К.Роджерс, Дж.Олпорт, Р.Мэй, В.Франкл, Э.Шостром, К.Гроф, при этом буквально все перечисленные авторы трактовали данное понятие по-разному [1; 8; 19].

В отечественной психологии тему самореализации личности затрагивали такие классики советской науки, как Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, однако они рассматривали самореализацию не как самостоятельное явление, а как составную часть понятия «самоопределение», и такая тенденция была характерна для отечественной науки вплоть до 1990-х годов [8]. Значительные наработки в этой области осуществлены в работах А.А.Бодалева, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской [19]. Современные отечественные авторы рассматривают самореализацию личности как самостоятельное явление, но, так же, как и зарубежные исследователи, трактуют это понятие по-разному.

Наибольший вклад в изучение самореализации внесли представители гуманистического направления в психологии, и, прежде всего, Абрахам Маслоу в разработанной им концепции самоактуализации.

Самоактуализация – это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [16]. Самоактуализация – это и потребность, и процесс, и высший уровень развития [14].

Маслоу начал исследование феномена самоактуализации с изучения жизни, ценностей и отношений заинтересовавших его людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими, тех, кто достиг более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем большинство других людей. Он считал, что таких людей ничтожное меньшинство – около 1% населения [14]. Он предпринял обширное исследование самоактуализирующихся людей, в результате которого были выделены 15 основных присущих им особенностей [22]:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней;
  2. Принятие (себя, других, природы);
  3. Спонтанность, простота, естественность;
  4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);
  5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении;
  6. Автономия, независимость от культуры и среды;
  7. Постоянная свежесть оценки;
  8. Мистичность и опыт высших состояний;
  9. Чувства сопричастности, единения с другими;
  10. Более глубокие межличностные отношения;
  11. Демократическая структура характера;
  12. Различение средств и целей, добра и зла;
  13. Философское, невраждебное чувство юмора;
  14. Самоактуализирующееся творчество;
  15. Сопротивление аккультурации.

Маслоу отмечал, что все самоактуализирующиеся люди имеют общую особенность деятельности: они «все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радости». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску того, что я назвал «бытийными» (сокращенно «Б») ценностями, т. е. поиску предельных ценностей, которые являются подлинными и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро древних, совершенство, простота, всесторонность и несколько других» [16].

Кроме того, самоактуализирующиеся люди имеют выраженные особенности общения: для них характерна «более выраженная социальность (готовность к искреннему и продуктивному взаимодействию с другими людьми) и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью» [14].

Он также отмечал яркие особенности любви и креативности самоактуализирующихся людей [14].

Коренное различие между самоактуализирующимися и не самоактуализирующимися людьми Маслоу видел в их мотивации. С его точки зрения, у первых выражена потребность в самоактуализации (метапотребность), однако проявляется она только при условии удовлетворения потребностей более низкого уровня (дефицитарных потребностей – физиологических, потребности в безопасности, уважении и т.д.). Маслоу считал, что метамотивация присуща человеку от природы, но в зависимости от социальных влияний (нищета, эксплуатация, предрассудки) ее актуализация может и не произойти. Автор писал: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями» [цит. по: 22].

Читайте так же:  Встретил свою первую любовь

По мнению Маслоу, заглушение и подавление собственных способностей и одаренностей приводит к развитию у людей особого рода нарушений душевного здоровья – метапатологии [16]. Метапатология может причинять человеку внутренний дискомфорт, об истинных причинах которого он может и не догадываться.

Следует отметить, что ни у кого из своих респондентов Маслоу не обнаружил полного набора из перечисленных выше 15-ти качеств, и извлек из этого вывод, что понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не столько людей, сколько идеальный предел, к которому они приближаются. «Создается впечатление, – пишет Маслоу, – как будто у человечества есть единственная конечная цель, отдаленная цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют ее по-разному: самоактуализация, самореализация, интеграция, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, продуктивность, – но все они согласны в том, что все это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он может стать» [14].

Таким образом, понятие самоактуализации в высшей степени схоже с понятием самореализации. Близкими к понятию самореализации являются также понятия «самоосуществление», «личностный рост» и «развитие личности» [4; 5; 9]. Эти понятия «описывают очень близкие явления: полную реализацию подлинных возможностей; стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих возможностей и способностей; внутреннюю активную тенденцию развития себя, что-то вроде истинного самовыражения; стремление человека стать тем, чем он может стать» [4].

Таким образом, понятие самореализации в современной науке находится на стадии разработки: общепринятого определения данного термина в литературе нет. Кроме того, существует несколько терминов, близких по сущности к термину «самореализация», и четких границ между этими терминами так же нет. В современной отечественной литературе большинство авторов [9; 11; 20; 24 и др.] придерживаются определения самореализации личности, предложенного Л.А.Коростылевой, согласно которому «самореализация – это осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [12, с.8-9].

Самореализация

Определение «самореализация» включает в себя целую последовательность процессов, среди которых, прежде всего, осознание личностью своего потенциала, возможностей в той или иной сфере жизни, свои будущие цели и планы, а также дальнейшее их воплощение в жизнь посредством активной деятельности. Вкратце, реализацией индивидом самого себя называют его воплощение в жизнь своих внутренних потенциалов в любой жизненной сфере или нескольких из них.

Стремление к реализации себя и своего индивидуального потенциала – это естественная психологическая потребность каждого человека, которая заложена в нем с самого рождения. В иерархической пирамиде потребностей Маслоу реализация занимает самую высшую ступень. Найти себе в обществе, использовать по максимум заложенные природой возможности и таланты – все эти вещи буквально жизненно необходимы для каждого из нас. Реализация себя является залогом ощущения удовлетворенности жизнью и окружением.

Самореализация личности

Способность к воплощению в жизнь своих внутренних резервов заложена природой в любом человеке изначально. В сущности, самореализация личности играет вообще основополагающую роль в определении ее жизни, поскольку именно она способствуют выявлению и полноценному раскрытию даже самых не очевидных возможностей и талантов человека, что, как правило, приводит к наиболее стабильной и успешной жизни в социуме.

Вместе с тем, одновременно в раннем детском возрасте проявляются и множественные проблемы самореализации, сопровождающие человека оставшуюся жизнь. Их также необходимо выявлять и решать, а для этого требуется постоянная целенаправленная работа. В социальной среде скрывается самый большой враг реализации индивидуальности человека – это стереотипы. Стереотипное мышление широко распространено в обществе и часто может быть навязано любому человеку еще в раннем детском возрасте.

Личность человека всегда является одновременно как субъект, так и объект для социальной структуры. Так что в ходе адаптации индивида в социуме и его определенных группах, весьма важную роль играет его целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Как правило, именно целеустремленная личность, которая направляет свою деятельность на благо реализации своих возможностей и потенциала, достигает наибольшего успеха. В то же время индивид, который всегда идет по течению происходящих с ним обстоятельств, редко когда добивается личной цели.

Технически процесс реализации личности представляет собой такую направленность деятельности индивида, которая позволит максимально задействовать объективные условия окружающей среды и социума, а также его субъективные возможности, потенциал и таланты, с целью воплощения в реальность каких-либо личностных стратегических планов. Когда речь идет о самореализации, подразумевается только долгосрочная перспектива, а не однократное достижение на текущий период времени.

Творческая самореализация

Творческий процесс – это занятие, которое считается неотъемлемым для любого индивида, поскольку оно является эволюционно образовавшимся механизмом проявления субъективных возможностей человека. При этом овладение личностью сутью творчества в полной мере – это базовый критерий, определяющий также и ее духовное развитие.

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением реализовать свой потенциал и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность. При этом, тем не менее, происходит сравнение не только со внешними мотивами, но также и внутренними представлениями о этой деятельности самого индивида. То есть такой тип деятельности должен соответствовать интересам этого человека, именно тогда она превратится в «самодеятельность», то есть реализация индивида в определенной сфере превращается в самореализацию. Личная мотивация является неотъемлемым фактором. Именно исходя из этого, мы можем утверждать факт того, что творческий процесс сам по себе изначально является процессом самореализации, каков он есть в своем «чистом» виде.

Профессиональная самореализация

Еще один актуальный тип реализации любого человека в прогрессивном обществе – это профессиональная самореализация. В данном случае ключевыми механизмами являются также процессы самоактуализации, которые являются чем-то вроде пускового механизма, определяющего дальнейшую направленность деятельности индивида. Как уже говорилось, именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей каждого индивида. Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для развития самореализации.

Читайте так же:  Память великой отечественной

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии занимает в жизни едва ли не главенствующее положение. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит рост, карьерный подъем. Она также оказывает значимое влияние на социальный статус индивида. Умение выбрать профессию, возможность реализовать в ней свои приобретенные навыки и таланты, достичь определенного успеха – вот одна из главных жизненных целей для многих людей.

По мере того, как происходит реализация индивида в данной сфере, у него формируются определенные качества и навыки, а также меняется взгляд на ситуацию вокруг него. В частности, можно определить аспекты, которые отмечаются по ходу профессиональной самореализации.

Исходя из их уровня актуальности для индивида, можно также говорить о его уровне реализации:

• Индивид осознает принадлежность своей персоне к социальной группе определенной профессиональной занятости.
• Также происходят понимание и оценка собственного соответствия критериям выбранной профессиональной деятельности. Индивид осознает свое место в работе, ее иерархическую структуру, возможности развития.
• Понимание и оценка признания в сфере профессии со стороны окружающих. Их личная оценка его уровня профессионализма.
• Развивается самооценка в данной сфере. Человек учиться принимать и адекватно оценивать свою позицию, возможности в работе, желания в рамках продвижения и реальный потенциал в этом направлении, свои плюсы и минусы.
• Видение места работы в своей дальнейшей жизни.

Социальная самореализация

В отличие от других областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях индивида. Она заключается в достижении им того уровня социального статуса и удовлетворенностью жизни в социуме, который для него кажется идеальным.
Реализация индивида в этой сфере жизни во многом связана с социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальных деятельностей, например, педагогическую, политическую, гуманитарную.

Реализация самого себя в жизни в целом, во многом опирается также на способность индивида к эмпатии, то есть чувственности. Речь идет не только об отношении к окружающим, хотя и оно нередко играет свою роль. Наибольших результатов в жизненной самореализации достигают люди, которым, например, присуща ответственность за принятые ими решения и поступки.
Направление деятельности любого человека в рамках реализации себя в социуме обусловлено позицией его внутреннего «Я для других». То есть мотивация поступков и жизненная позиция индивида связаны с тем, как бы он хотел выглядеть в глазах окружающих его людей.

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых данный процесс в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общностью будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру, линии поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения. Также отдельным влиянием, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Цели самореализации

Поскольку данная деятельность направлена на достижение определенных внешних позиций, цели самореализации заключаются, по большей части, не в познавании себя и внутренней аналитике, а на проявлении своей индивидуальности, имеющихся возможностей и потенциала среди людей. Когда мы говорим о том, что человек состоялся в жизни, мы подразумеваем полное задействование всех его внутренних ресурсов, направленное на реализацию задуманных им планов. Первичная проблема самореализации заключается в том, что между внутренними энергетическими запасами, желаемыми достижениями и реальными успехами может наблюдаться полное несоответствие. Таким образом, истинный потенциал человека, то есть его таланты и внутренние резервы, могут быть не раскрыты полностью в связи с определенными внешними обстоятельствами, что приводит к неудовлетворенности.

Проблемы самореализации

Несмотря на большое внимание к данному вопросу со стороны специалистов, проблемы самореализации все еще плохо изучены. По большому счету это связано с тем, что сами процессы реализации субъекта достаточно емкие и сложные, так что даже не существует какой-либо единой теории ее определения в психологии.

В подростковом возрасте многие из нас мечтают видеть себя в будущем в определенной роли, например, успешного бизнесмена, актера. Но жизнь, в частности сам социум и даже близкие нам люди, вносит свои коррективы, ведь общество не нуждается в сотнях и тысячах однотипных по своему профессиональному и социальному призванию людях. Наблюдается несоответствие между желанием и реальными возможностями, что уже может привести к неудовлетворенности, а сам подросток встает перед нелегким выбором.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы решить подобную проблему самореализации, стоит разучиться жить подростковыми мечтами, не замахиваться в столь юном возрасте на далекое будущее. К тому же, столкнувшись с трудностями следует не отказываться от своих целей, а искать пути их достижения.

Источники


  1. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.

  2. Перри, Дэнаан Воины сердца. Руководство по разрешению конфликта / Дэнаан Перри. — М.: ПЕРО, 2014. — 190 c.

  3. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  4. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2007. — 738 c.
  5. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.
Поведение самореализация личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here