Познавательные процессы память внимание мышление

Самое важное по теме: "познавательные процессы память внимание мышление" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Краткая характеристика познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Ощущениеявл-ся чувственным отображением объективной реальности. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на рецепторы и нервные центры коры головного мозга. Ощущение — построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные.

Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Эффективность внимания может быть определена уровнем внимания (интенсивность, концентрация), объемом (широта, распределение внимания), скоростью переключения и устойчивостью. Для диагностики внимания существует ряд методик: для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Д. Кеттела, В. Вундта; для определения концентрации и устойчивости — корректурный тест Б. Бурдона; для определения скорости переключения внимания — метод таблиц Шульте. Эксперименты с рассеченным полушарием мозга покрывает, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела, при этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.

Память — когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов. (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Мышление — Является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека (в своих низших формах оно имеется у животных) также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

Отличительная особенность следующего вида мышления -наглядно образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Наконец, последний из обозначенных нами видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс превнесения какого–либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека.

Внимание, восприятие, память и мышление

Функция внимания является при СДВГ закономерно нарушенной. Это выражается прежде всего в трудностях сосредоточения и удержания внимания, что объясняется как повышенной отвлекаемостью (в том числе на незначительные стимулы), так и истощаемостью вследствие церебральной астении и отсутствием достаточной мотивации.

Так, Э. Голдберг указывает, что данные проблемы наиболее ярко проявляются при субъективно «неинтересных» занятиях, но отсутствует при интересных, когда ребенка увлекает задача и он получает от ее выполнения удовольствие (в особенности когда за успешным решением следует немедленное вознаграждение). Автор утверждает, что в некоторых случаях дефицит внимания может парадоксально сосуществовать со способностью к планированию [1] .

Это требует создания положительной мотивации, обязательной постановки цели, которую ребенок должен достичь, поощрения и анализа успешности ее достижения со стороны взрослых.

Тенденция к ухудшению внимания актуализируется в непривычных условиях, когда ребенок вынужден действовать самостоятельно. Страдает переключаемость внимания, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, некачественно и фрагментарно. Важно отметить, что при указании на ошибки дети с СДВГ стараются их исправить [2] .

По мнению О. И. Политика, выраженные нарушения в сфере познавательных процессов у детей с СДВГ связаны с расстройствами слухового гнозиса [3] . Эти нарушения проявляются в неспособности правильно оценить звуковые комплексы из серии последовательных звуков, невозможностью их воспроизведения и недостатками зрительного восприятия, на которое влияют сиюминутные импульсы.

Читайте так же:  Как стать хорошим управляющим

Память может соответствовать нормативным показателям в соответствии с возрастом. Однако, вследствие неустойчивости внимания, как указывает Л. А. Ясюкова, наблюдаются пробелы в усвоенном материале [4] .

Возможны нарушения кратковременной памяти, выражающиеся в недостаточном объеме запоминания, повышенной тормозимости следов памяти, замедленном запоминании. При этом положительная мотивация и соответствующая возможностям ребенка организация материала дает компенсаторный эффект, что свидетельствует о сохранности корковой функции памяти.

Интеллектуальная деятельность ребенка с СДВГ циклична: произвольная продуктивная работа не превышает 5—15 минут, после чего теряется контроль над дальнейшей умственной активностью, когда в течение 3—7 минут мозг накапливает энергию для следующего рабочего цикла [5] .

В периоде восстановления ребенок перестает понимать, осмысливать и перерабатывать информацию, поэтому может не помнить, что он в это время делал, и не замечать таких перерывов. Умственная утомляемость в большей степени свойственна девочкам, для мальчиков характерны более мягкие ее проявления, которые обычно становятся наиболее заметными к младшему школьному возрасту. У девочек также более существенно снижен уровень словесно-логического мышления [6] .

Значительное влияние на мышление оказывают нарушения речи (задержка ее развития, моторная артикуляционная, недостаточность, нарушение речевого дыхания и др.), в особенности ее регулирующей функции, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Ребенок не замечает своих ошибок, забывает поставленную задачу, легко переключается па побочные, несущественные раздражители.

Также О. И. Политика указывает на то, что среди детей с СДВГ встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержки психического развития не являются редкостью [7] .

Психические познавательные процессы: память, внимание, мышление

В данной статье мы обсудим такие важные для каждого водителя психические познавательные процессы, как память, мышление и внимание. И так, начнем…

Память является процессом, позволяющим запоминать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт человека.

В зависимости от времени хранения память бывает:

  • Кратковременной (до 20 с), когда информация хранится короткий промежуток времени, сохраняя самые существенные элементы образа. К примеру, состояние дорожного покрытия на конкретный момент, пешеход на дороге и т.п.
  • Долговременной (неограниченной), когда информация хранится неограниченный промежуток времени. При данном виде памяти информация не утрачивается, и способна воспроизводиться неограниченное количество раз. К примеру, запоминание правил дорожного движения и т.д.

Человек склонен лучше всего запоминать знания, навыки и умения, приобрести которые он заинтересован и которые необходимы для его профессиональной деятельности. Поэтому существует понятие профессиональной памяти.

Память, по характеру запоминаемого материала, может быть следующих видов:

  • Словесно-логической;
  • Эмоциональной;
  • Наглядно-образной;
  • Двигательной.

Словесно-логической памятью является память на знания, излагаемые в форме речи, логических схем, математической символики. Если у человека хорошо развит данный вид памяти, то он хорошо запоминает слова, логические конструкции и идеи.

Наглядно-образной памятью является память на представления, и у разных людей уровень ее развития различен для разных модальностей, в связи с чем существует слуховая, зрительная, вкусовая, обонятельная и другие виды памяти.

Внимание – важнейшая функция, обеспечивающая переработку и прием информации. Каждое мгновение водитель окружен многими предметами и явлениями, но он должен воспринимать лишь те, что могут оказать влияние на безопасность движения.

Внимание является процессом избирательного сосредоточения сознания на определенном объекте, обеспечивающим его особое ясное отражение.

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания представляет собой взаимодействие нервных процессов (торможение и возбуждение), которые протекают в коре головного мозга на основе закона индукции нервных процессов, который гласит, что всякий очаг возбуждения, возникающий в коре головного мозга, тормозит окружающие участки. Данные очаги возбуждения различны по силе и величине.

Внимание характеризуют следующие свойства: объем, избирательность, интенсивность или концентрация, устойчивость, распределение и переключение.

Избирательность внимания является сосредоточением на особо важных предметах, к примеру, на пешеходах, дороге и т.п.

Объем внимания характеризует количество объектов или их элементов, способных восприниматься одновременно с одинаковой степенью ясности и отчетливости. Взрослый человек имеет объем внимания в 4-6 объектов, не связанных между собой.

Распределение внимания – это человеческая возможность иметь в сознании в одно и то же время несколько разнородных объектов или выполнение сложной деятельности из одновременных операций. Например, когда водитель переключает передачи, просматривает обстановку в зеркале заднего вида и т.д. Наилучшим распределением внимания считается, если один из видов деятельности выполняется автоматически, или когда существует логическая взаимосвязь между выполняемыми действиями.

Концентрацию и интенсивность внимания характеризует относительно большая затрата нервной энергии при выполнении данного вида деятельности, благодаря чему участвующие в данном виде деятельности психические процессы протекают с большей четкостью, ясностью и быстротой.

Устойчивостью внимания является длительность его сосредоточения на объекте, и зависит она от ряда обстоятельств, таких как особенности деятельности, ее ритм и темп, отношение к ней человека, силы нервной системы и воспитанность внимания.

Сосредоточенностью (концентрацией) называют удержание внимания на одном объекте или деятельности при полной поглощенности мыслями, явлением. Она способствует углубленному изучению познаваемых объектов. Показатель интенсивности – «помехоустойчивость», то есть невозможность отвлечения внимания от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Переключением внимания является намеренное перенесение с одного объекта на другой. Переключение отличается от отвлечения тем, что происходит осознанно, то есть внимание переключается на другие объекты или действия в зависимости от необходимости отдохнуть или требований деятельности.

В зависимости от формы активности и осознанности внимание может быть произвольным и непроизвольным.

Произвольным вниманием является сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности, целенаправленное и требующее волевых усилий, временами значительных. Волевое усилие – это напряжение, помогающее удержать внимание, не отвлекаться и не ошибаться в действиях. Основа любой деятельности, как и управление автомобилем – это произвольное внимание.

Читайте так же:  Агрессия при депрессии

Непроизвольным вниманием называют сосредоточенность сознания на объекте из-за особенностей данного объекта как раздражителя, не связанного с заранее поставленными целями и не требующего значительных усилий воли.

Непроизвольное внимание вызывают такие особенности, как:

  • Интенсивность и сложность раздражителя;
  • Новизна и необычность объекта;
  • Динамичность воздействующих факторов.

У водителя во время движения имеет место произвольное внимание, а отвлечение внимания может произойти в основном по причине включения непроизвольного внимания, усталости, излишней эмоциональности, рекламы и монотонной деятельности. Причинами отвлечения внимания может стать регулировка зеркала после начала движения, застегивание ремня безопасности, настройка радио, прием пищи, чтение карты, разговор по телефону и т.д.

Сохранение внимания в случае наличия отвлекающих факторов обеспечивается волевыми усилиями, где воля выражается в способности человека сознательно регулировать и активизировать свое поведение.

Мышление является процессом отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление является высшим познавательным процессом, позволяющим человеку отражать в своем сознании сущность и внешние особенности воспринимаемых предметов.

Мышление является обобщенным и опосредованным (не прямым и не непосредственным) отражением действительности, дающим нам возможность познавать то, что мы непосредственно не наблюдаем, предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Мышление существует в трех формах: понятия, умозаключения и суждения.

Понятие отражает общие и наиболее существенные свойства явлений и предметов и является элементом мысли.

Мыслить понятиями – то есть мыслить словами, поскольку формирование понятия происходит через язык на основе представлений и восприятий. В суждении выражается итог мысли. К примеру, смотря на дорогу, у водителя возникает суждение: «Поскольку впереди мост, обгон тут запрещен». Суждение – это простейшая форма мыслительного процесса. Умозаключение является более сложным процессом, при котором из одного и нескольких суждений рождается новое. К примеру: «Сейчас дорога круто повернет, а на повороте следует снизить скорость, — следовательно, мне нужно снизить скорость».

Умозаключениеоснова прогнозирования, а именно, способности опытного водителя предвидеть изменение дорожной обстановки, чтобы с помощью соответствующих целенаправленных действий предотвратить опасную ситуацию.

Способность водителя прогнозировать говорит о его высоком уровне мастерства.

По характеру выполняемой деятельности мышление может быть трех видов:

  • Условно-действенным, при котором осуществляется практическая деятельность (управление автомобилем);
  • Образным, где предметы непосредственно не воспринимаются, а представляются в памяти, к примеру, воображаемое управление автомобилем по какому-либо маршруту и т.п.
  • Отвлеченным (абстрактным), при котором происходит изучение общих понятий и закономерностей явлений, к примеру, освоение законов динамики и т.п.

Деятельность водителя подразумевает особый тип мышления – оперативный, совершаемый в ходе практической деятельности и направляемый на решение практических задач. Оперативное мышление характеризуется тесной связью, переходящей в единство, между восприятием и осмысливанием быстро изменяющейся обстановки на дороге; непосредственное включение мышления в практическую деятельность; жестко лимитированное время, определяющее немедленное исполнение принятых решений; повышенный эмоциональный фон работы, требующий высокого нервного напряжения.

Мысля оперативно в жестко ограниченном времени водитель должен мысленно воссоздать и представить элементы, образующие дорожную ситуацию (пешеходы, автомобили, дорога), привести образы этих элементов в движение и на основе их перемещения увидеть план своих целесообразных действий. Также водитель должен учесть влияние своих действий на дорожно-транспортную обстановку, учитывая безопасность всех участников движения. У опытных водителей оперативное мышление протекает очень быстро, но может замедляться в связи с утомлением, болезненным состоянием или состоянием алкогольного опьянения.

При накоплении опыта оперативное мышление улучшается. Продуктивному процессу мышления способствует глубина знаний водителя. Однако мало иметь просто знания, ими нужно уметь управлять.

Правильное мышление водителя определяют его специальные знания и опыт, обеспечивающие своевременное извлечение из недр памяти данных, необходимых для того, чтобы принять решение и выполнить действия в конкретной дорожной ситуации.

ЛЕКЦИЯ 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. ВНИМАНИЕ. ПАМЯТЬ.

1. Определение и классификация познавательных процессов.

2. Определение внимания.

3. Физиологические основы внимания.

4. Классификация теорий внимания по Н.Н. Ланге.

5. Функции и свойства внимания.

6. Виды внимания.

7. Методы изучения внимания.

8. Определение памяти.

9. Особенности памяти как процесса.

10. Теории памяти.

11. Физиологическая основа памяти.

13. Процессы памяти (мнемические действия).

14. Индивидуальные и возрастные особенности памяти.

15. Мнемотехника (мнемоника).

Определение и классификация познавательных процессов.

Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения.

Изучение познавательных процессов позволит ответить на вопросы, как люди получают информацию, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Познавательные (когнитивные) процессы —это психические явления, в совокупности своей непосредственно обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование.

Традиционно выделяют процессы чувственногопознания (ощущение, восприятие) и процессы логического познания (мышление и воображение). В учебнике А.Г. Маклакова представленная следующая классификация познавательных процессов:

1. специфические или собственно познавательные процессы – дают знание субъекта о мире и о себе, полученное либо чувственно либо рационально:

Ощущение – это выделение свойств предметов, чувственность,

Восприятие – это восприятие предмета в целом

Мышление – это отражение отношений между предметами, существенных для познания свойств

2. неспецифические, т.е. универсальные, сквозные, психические процессы походят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Благодаря им субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени:

Память позволяет удерживать прошлый опыт

Внимание помогает извлекать настоящий (актуальный) опыт

Воображение прогнозирует будущий опыт.

Любая деятельность человека обеспечена познавательными процессами. Познавательный процесс формируется за счет познавательных действий – это некий целостный акт, в который входят все познавательные процессы, один из которых будет доминировать, например, при заучивании стихотворения – память (одного одновременного процесса нет, каждый за что-то отвечает).

Читайте так же:  Признаки утомления время

Внимание

Изучением внимания занимались: А.А. Ухтомский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др.

Внимание –это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности, а под сосредоточением – углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. То, к чему привлечено внимание становится для нас «фигурой», а все остальное – «фоном».

Внимание называют регулятором деятельности, т.к. в большей или меньшей степени присутствует в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия (обуславливает избирательность и отбор информации, поступающей через органы чувств), памяти, мышления, воображения.

Внимание не имеет собственного содержания, а проявляется внутри других познавательных процессов и характеризует динамику их протекания. Внимание не обнаруживается «в чистом виде», это всегда «внимание к чему-то. Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание обуславливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающий через органы чувств. Процесс внимания сопровождается повышением сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

| следующая лекция ==>
Самосознание и Я – концепция. | Физиологические основы внимания.

Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 350 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Тема 7. Понятие и виды памяти. Мышление. Внимание

Память — это сложный психический процесс воссоздания прошлого опыта человека посредством его запо­минания, хранения и повторения.

Запоминание предмета или явления происходит бла­годаря ассоциации, т.е. человек, для того чтобы что-то запомнить, связывает запоминаемое с уже извес­тным, образуя ассоциацию. Выделяют два вида ассоциаций: сложные и простые.

Ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству — это простые ассоциации.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные между собой во времени и пространстве. Дан­ная ассоциация возникает тогда, когда при упоминании од­ного явления вспоминается другое, следующее за ним.

Ассоциации по контрасту объединяют два противо­положных явления.

Ассоциации по сходству объединяют два явления, ко­торые имеют схожие свойства. При воспроизведении од­ного явления вспоминается другое.

Основу знаний человека составляют сложные ассоциа­ции — смысловые. В них объединяются два явления, кото­рые в действительности неизменно связаны между собой: часть и целое и т.д.

Выделяют четыре вида памяти в зависимости от со­держания запоминаемого: двигательная, словесная, эмоциональная, образная.

Двигательная память — воспроизведение человеком движений. Такая память лежит в основе выработанных дви­гательных навыков.

Словесная память — запоминание, хранение, а впос­ледствии повторение услышанного или же прочитанного материала в словесной форме.

Эмоциональная память хранит чувства, пережитые человеком.

Образная память позволяет запоминать, а впослед­ствии воспроизводить обстановку, лица, запахи, картины природы и др.

По продолжительности сохранения материала выделя­ют кратковременную и долговременную память.

Кратковременная память используется, когда мате­риал запоминается человеком на непродолжительный от­резок времени с целью его вспомнить, а дальнейшее его сохранение считается лишним. Например, перед экзаменом или уроком учащиеся выучивают материал, а после его вос­произведения моментально забывают.

Долговременная память используется тогда, когда но­вый материал нужно запомнить на продолжительное время. Как правило, такой материал является для человека значи­мым. Кратковременная память может трансформироваться в долговременную. Это происходит тогда, когда человек пользуется одним и тем же материалом постоянно. Напри­мер, незначимый для человека номер телефона запомнится в памяти на долгое время, если им постоянно пользоваться.

Основные процессы памяти — запоминание, со­хранение и последующее воспроизведение инфор­мации.

Запоминание — процесс, направленный на хранение полученной информации, этот процесс служит предпосыл­кой сохранения.

Сохранение — процесс усвоения, переработки получен­ной информации, а также овладение ею.

Воспроизведение — процесс последующего воссозда­ния полученного материала.

В зависимости от наличия или отсутствия цели у субъек­та запоминание может быть непроизвольным и произволь­ным.

Непроизвольное запоминание — процесс запоминания, который происходит непосредственно. Человек не ставит перед собой цель запомнить материал. Запоминание про­исходит само по себе. Продуктивно запоминаются собы­тия личной жизни, которые произвели на человека сильное впечатление. Особенно непроизвольно запоминается то, что имеет непрерывную связь с целью деятельности.

Произвольное запоминание характеризуется сознатель­ной целью — усвоить, запомнить полученную информацию. Человек прибегает к специальным приемам, обеспечиваю­щим запоминание: заучивает материал, прикладывает воле­вые усилия. Сохранение полученного материала зависит от того, понял, осмыслил ли его субъект. Осмысленная инфор­мация, а также значимая для субъекта информация не забы­ваются.

Мышление — это процесс мыслительной деятельности человека, благодаря которому происходит углубление четких знаний человека о предмете и явлении и обоб­щенное отражение их в действительности.

Выделяют следующие операции мышления:

— анализ — это деление целого объекта на части;

— синтез — это соединение частей объекта, его эле­ментов, свойств и т.д.;

— сравнение — это нахождение тождества или разли­чия при сопоставлении предметов, явлений, их свойств;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— систематизация — это классификация предметов или явлений по малозначительным признакам;

— конкретизация — это познание и воссоздание целос­тного объекта в совокупности его существенных признаков;

— абстрагирование — это выделение отдельных суще­ственных свойств, признаков предмета от несуще­ственных;

— обобщение — это сравнение предметов и нахожде­ние в них сходных элементов.

— понятие — это знание группы предметов, явлений, которые объединены по существенным признакам;

— суждение — это отражение связи между предмета­ми и явлениями или между их признаками и свойства­ми;

— умозаключение — это определенные выводы, кото­рые делает человек при наличии у него конкретных данных.

— наглядно-действенное осуществляется путем реаль­ного действия с предметами;

— наглядно-образное характеризуется тем, что для ре­шения поставленной задачи человек оперирует не самими предметами, а их образами;

— абстрактно-логическое осуществляется на основе логических рассуждений.

Внимание — это сосредоточение сознания человека на определенном объекте, который имеет для него значе­ние в данный момент.

— непроизвольное характеризуется отсутствием стой­кого интереса для выполнения какой-либо деятель­ности;

Читайте так же:  Медитация вернуть любимого

— произвольное характеризуется наличием стойкого интереса к выполнению какой-либо деятельности, а также и к процессу его выполнения;

— послепроизвольное — это вид внимания, при кото­ром происходит сосредоточение на определенном объекте, имеющем значение для личности.

— объем — измеряется количеством объектов, кото­рые человек способен охватить вниманием в опре­деленный период времени;

— распределение — это способность человека охва­тить и удержать в центре внимания разнородные объекты одновременно;

— концентрация — сосредоточение внимания на опре­деленном объекте;

— устойчивость — акцентирование внимания на одном объекте продолжительное время;

— переключение — осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

— рассеянность — неспособность человека акценти­ровать свое внимание на каком-либо объекте или действии длительное время.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9201 —

| 7354 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ощущение, восприятие, представление, внимание, память, воображение, мышление, речь.

· Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы. Информация об окружающей нас среде попадает в кору головного мозга через органы чувств.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологич. основа ощущений – деятельность анализаторов (рецептор + нервный путь + центральные корковые отделы анализаторов).

· Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

· Представление – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внеш. мира, к-рые ранее воздействовали на органы чувств. Физиологич. основа представлений – «следы» в коре больших полушарий голов.мозга, к-рые остаются после реальных возбуждений ЦНС при восприятии.

· Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Не имеет специального нервного центра. Сложная психическая функция. Характеризует общий склад личности, социальную направленность человека.

· Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что чел. отражал, делал, переживал. Лежит в основе любого психического явления. Обеспечивает единство и целостность личности. Обеспечивает нормальное функционир-е личности и общества. Единой гипотезы и феномене памяти нет. Есть много теорий: химическая, физическая, биохимическая, группа психологических и др.

· Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предм. и явлений объектив.мира.

— Всегда имеет опосредованный характер.

— Опирается на имеющиеся у чел. знания об общих з-нах прир. и общ-ва.

— Исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.

— Это отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Находится в непрерывном единстве с речью.

— Органически связано с практической деятельностью.

· Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи – язык – средство общения.

· Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы. Информация об окружающей нас среде попадает в кору головного мозга через органы чувств.

С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др.) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль и др.).

Физиологич. основа ощущений – деятельность анализаторов (рецептор + нервный путь + центральные корковые отделы анализаторов).

— Адаптация (повышение/понижение чувствительности анализаторов в рез. непрерывного и длительного воздействия раздражителей)

— Контраст (слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность)

— Пороги ощущений (нижний = минимальное раздражение для возникновения ощущения, верхний = максимальное раздражение, сверх которого раздражение не ощущается, разностный = разница в интенсивности двух однородных раздражений, который можно ощутить)

— Сенсибилизация (повышение чувствительности анализаторов)

— Последовательные образы (продолжение ощущения, когда действие раздражения уже прекратилось)

— Экстерорецептивные – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные

— Интерорецептивные – боль, равновесие, ускорение

· Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

— В зависимости от цели: преднамеренные (в их основе – сознательно поставленная цель) / непреднамеренные (специально посталенной задачи нет, процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека).

— В зависимости от степени организованности: организованное=наблюдение / неорганизованное.

— В зависимости от форм отражения: пространства / времени / движения

Св-ва восприятий: избират-ть, предметность, апперцепция (завис-ть от прежнего опыта), осмысленность, константность, целостность.

Физические характеристики восприятий:

— форма, объемность, величина – осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

[2]

— глубина, удаленность – монокулярное и бинокулярное зрение.

— линейная и воздуш. перспектива. Восприятия: правильные/искаж. (переоценка вертик. линий, неправ. восприятие величины предмета).

— восприятие времени – в его основе лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Восприятие последовательности явлений, длительности явлений, темпа, ритма, движения.

— восприятие движений – отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве: характер движения, форма движения, амплитуда, скорость, продолжительность, ускорение, направление.

· Представление – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внеш. мира, к-рые ранее воздействовали на органы чувств. Физиологич. основа представлений – «следы» в коре больших полушарий голов.мозга, к-рые остаются после реальных возбуждений ЦНС при восприятии.

— сигнальная – отражение не только образа предмета, но и содержащейся многообразной инф-ции о нем

Читайте так же:  Джим на счастье лапу

— регулирующая – отбор нужной инф-ции с учетом реальных условий предстоящей деятельности

— настроечная – ориентация деятельности организма человека на определенные параметры отражения воздействия окр.мира.

— По видам анализатора (деление условно): зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и др.

— По степени обобщенности: единичные / общие.

— По степ. проявления волевых усилий: непроизвольные / произв..

— По продолжительности: оперативные, кратковременные, долговременные.

· Внимание – избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Не имеет специального нервного центра. Сложная психическая функция. Характеризует общий склад личности, социальную направленность человека.

Возможности внимания: 7+/- 2 объекта, полная устойчивость 15-20сек., в теч.1сек. можно 3-4 раза переключить внимание.

— отбор значимых воздействий и игнорирование др. (побочных, незначимых),

— удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности,

— регуляция и контроль за данной деятельностью.

— концентрация (сосредоточиться на главной задаче),

— избирательность (сосредоточиться на важных предметах – таможня),

— распределение (иметь в сознании несколько разнород. объектов),

— объем (количество объектов в сознании, воспринимаемые одновременно с одинаковой четкостью), — интенсивность,

— устойчивость (спос-ть задерживаться на восприятии дан. объекта),

— отвлекаемость (отсутствие волевого усилия и интереса к объекту/деятельности),

— сосредоточенность (удержание внимания на одном объекте),

— переключаемость (быстро выключаться из одних и включаться в др. виды деятельности).

— Преднамеренное – возникает в рез. сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью.

— Сосредоточенное – внимание, направленное на к-л 1 объект / вид деятельности: динамическое / статическое.

— Непреднамеренное – выз-ся внеш. причинам, такими как интенсивность раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта.

· Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что чел. отражал, делал, переживал. Лежит в основе любого психического явления. Обеспечивает единство и целостность личности. Обеспечивает нормальное функционир-е личности и общества. Единой гипотезы и феномене памяти нет. Есть много теорий: химическая, физическая, биохимическая, группа психологических и др.

Процессы памяти: запоминание (всегда избирательно), сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

Функции памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

— По характеру психической активности: двигательная, наглядно-образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая), эмоциональная, словесно-логическая.

— По характеру целей деятельности: непроизвольная / произвольная.

— По продолжительности удержания материала: долговременная, кратковременная, оперативная, мгновенная.

— В зависимости от приемов запоминания: механическая / логическая.

Особенности памяти, свидетельствующие о ее продуктивности и эффективности: объем, быстрота, точность, длительность, готовность.

· Воображение это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта:

— вычленение образа предмета

— изменение величины объекта

[3]

— соединение частей объектов

— мысленное усиление/ослабление образов

— перенос на другие объекты

— создание новых образов на основе обощения.

Виды воображения: непроизвольное, произвольное (активное, с помощью волевых усилий), мечта (образ желаемого будущего), творческое (новые образы в процессе творческой деятельности), воссоздающее (на основе прочитанного/услышанного).

· Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предм. и явлений объектив.мира.

— Всегда имеет опосредованный характер.

— Опирается на имеющиеся у чел. знания об общих з-нах прир. и общ-ва.

— Исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.

— Это отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Находится в непрерывном единстве с речью.

— Органически связано с практической деятельностью.

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация.

— наглядно-действенное (включено в деятельность),

— наглядно-образное (на основе предыдущих образов),

— словесно-логическое (задача решается в словесной форме),

— абстрактно-логическое (на основе отвлеченных понятий, которые нельзя представить).

— понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета/явления (общие/единичные, абстрактные/теоретические/эмпирические),

— суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности (истинные/ложные, общие/частные/единичные),

— умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения (индуктивное, дедуктивное, по аналогии).

· Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи – язык – средство общения.

Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

[1]

Функции речи: выражения, воздействия, обозначения, сообщения.

Виды речи: устная (монолог, диалог (тематический диалог = беседа)), письменная, внутренняя (=проговаривание, предназначена для обслуживания мышления конкретного человка)

Культура речи включает в себя: нормативность, речевое мастерство, точность, уместность, чистота, ясность.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источники


  1. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.

  2. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.

  3. Дж. Кинг Мужчина и женщина. Путь к гармонии. — М.: Гриф, 1997. — 432 c.
  4. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.
  5. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
Познавательные процессы память внимание мышление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here