Правила педагогического общения

Самое важное по теме: "правила педагогического общения" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Основные правила педагогического общения

• Проявлять педагогический такт.
• Уметь: по внешним признакам определять состояние ребенка; поддерживать мимикой, позой высказывание собеседника; выслушивать с вниманием и уважением; не прерывать собеседника; владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность); управлять голосом (интонация, дикция); управлять мимикой, жестами; уменьшать монологическую речевую деятельность в диалоге.
• Уметь: управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания); установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций; «свечение» (В.Л.Леви) – излучение тепла, любви, доброжелательности.

Раздел статьи: Педагогика. Педагогическая деятельность

План развития педагогического процесса является воплощением доработанного проекта организации процесса. План всегда привязан к конкретной педагогической системе.

В педагогической практике применяются различные планы (планы практического занятия, лекции, внеучебной деятельности студентов и др.). Они действуют только в течение определенного срока.

План — это итоговый документ, в котором точно определено кому, когда и что нужно делать.

Основной этап или этап осуществления педагогического процесса включает в себя важные взаимосвязанные элементы:

1. Педагогическое взаимодействие:

— постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности,

— взаимодействие педагогов и обучаемых,

— использование намеченных методов, форм педагогического процесса и средств,

— создание благоприятных условий,

— осуществление разработанных мер стимулирования деятельности обучаемых,

— обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

2. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, который играет стимулирующую роль. Его направленность, объем, цель должны быть подчинены общей цели и направленности процесса; учитываются другие обстоятельства реализации педагогического контроля; следует предотвратить его (педагогический контроль) превращение из стимула в тормоз.

3. Обратная связь — основа качественного управления педагогическим процессом, принятия оперативных управленческих решений.

Развитию и укреплению обратной связи педагог обязан придавать приоритетное значение. С помощью обратной связи удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. Обратная оперативная связь в ходе педагогического процесса способствует введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.

Заключительный этап или анализ достигнутых результатов. Зачем нужен анализ хода и результатов педагогического процесса после его завершения? Ответ: чтобы в будущем не повторить ошибок, учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя — обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Взыскательный анализ и самоанализ — верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины допущенных ошибок, неполного соответствия хода и результатов педагогического процесса первоначальному замыслу (проекту, плану). Больше всего появляется ошибок тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает «впотьмах», «на ощупь», надеясь достичь положительного эффекта. Отсюда следует, что обобщение итогов позволяет составить общее представление педагога о динамике этапов педагогического процесса ( В.Г. Кудрявцев, 1991; Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000; А.А. Реан, Н.В. Бордовская, 2004; А.Я. Осин, Т.Д. Осина, М.Г. Шегеда, 2005).

Таким образом, в ЛМУ организован педагогический процесс, который по своей структуре соответствует современным требованиям образовательного учреждения. Он рассматривается в качестве многокомпонентной педагогической системы и педагогического трудового процесса. Основу его составляет модель педагогического сотрудничества и сотворчества, обеспечивающая оптимальные межличностные отношения субъектов обучения, воспитания и развития. Целостный педагогический процесс направлен на достижение главной цели — формирование саморазвивающейся личности будущего специалиста. Несмотря на частные дидактические особенности преподаваемых дисциплин, педагогический процесс строится по одним и тем же этапам его развертывания, протекания и завершения.

Данные методы служат основной базой для выполнения упражнений в технике ручного ткачества:

• Метод аналогии дает положительный результат на начальном этапе обучения таписсерии, когда происходит накопление знаний, формирование умений и навыков. Этот метод основан на копировании традиционных приемов ткачества и оформления декоративных изделий ; • Метод эклектики используется при выполнении работ по «мотивам» традиционного ткачества с учетом современного подхода в технологии ковроткачества и особенностей композиционного решения декоративных изделий.

• Метод синтеза представляет наибольший интерес при решении комплекса педагогических задач, главной из которых является формирование творческого воображения. Метод синтеза обеспечивает не только накопление практических умений и навыков, но и анализирует ранее полученную информацию. Таписсерия рассматривается с двух позиций как конечный результат творчества или как художественное произведение, недосказанное, построенное на импульсах и движениях, побуждающих к тому или иному решению. Это — принципиально разные подходы, которые нельзя разделить, но вместе с тем дающие различные нетрадиционные по решению произведения. Современная таписсерия не осталась в рамках традиционной, а нашла свое развитие в современной живописи, дизайне, скульптуре. Применение различного сырья и материалов, не свойственных традиционному гобелену, дает таписсерии рельеф и круглую текстильную скульптуру. Это направление получило название текстильной пластики, которая актуальна и сейчас. В каждом произведении, необходимо находить единство индивидуального решения и темы. Активное проявление авторской фантазии, интуиции, чуткости и подвижности восприятия формирует творческое воображение будущего художника.

• Метод ассоциации — немаловажный метод создания декоративных композиций. Ассоциативный метод находит свое выражение на завершающем этапе обучения, он основан на предшествующем творческом опыте, который вызывает в сознании сходные и близкие художественные образы. Для развития у студентов воображения в работе на основе данного метода необходимо использовать ряд дополнительных приемов, например, с помощью ключевых по смыслу прилагательных выразить свои ощущения, эмоции и реализовать их в законченных текстильных этюдах.

Правила педагогического общения

Читайте также:

  1. Б. Понятие договора и правила о заключении договоров
  2. Барьеры педагогического общения.
  3. Выбор речевой стратегии и принципов делового общения.
  4. Выход в новую сферу общения.
  5. Движущая сила педагогического процесса -противоречия
  6. Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с трудовым законодательством.
  7. Для исключения поражения человека молнией необходимо соблюдать правила безопасности.
  8. Етичні норми і правила ділового спілкування
  9. За партнером, якому надається перевага при вступі в шлюб, розрізняють шлюби, що здійснюються за правилами
  10. Задачи психолого-педагогического сопровождения развития ребенка со сложным дефектом
  11. Закони, принципи, правила та аксіоми БЖД
  12. Золотые» правила администратора
Читайте так же:  Чай успокаивающий нервы

1. Формирование чувства«Мы».

Оно достигается устранением ряда психологических барье­ров, которые могут возникать в процессе совместной работы.

Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и учащихся. Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между учителем и учениками:

1) Барьер предвзятости и беспричинной негативной уста­новки.

Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинае­те отрицательно относиться к тому или иному человеку в результа­те первого впечатления или не понятно по каким причинам. Следу­ет установить возможные мотивы появления у вас такого отноше­ния к человеку и преодолевать их.

2) Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об уча­щемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

3) Барьер «боязни» контакта с учащимися.

Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися.

4) Терминологический. Общаясь с учениками, учитель должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений.

5) Барьер отношений — возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передавае­мую им информацию.

Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зави­сит продуктивность воспитательного процесса.

Для преодоления психологических барьеров нужно:

— Постараться как бы «остановиться — оглянуться» и тща­тельно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барь­ер в общении;

— в процессе общения стремиться уходить от тех стереоти­пов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Чем выше авторитет учителя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

2. Обязательное установление личностного контактах детьми.

Людей всегда волнует их личность — отношение к ней, пони­мание, уважение и т. п. Учащийся, особенно подросток, хочет, что­бы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в про­цессе общения с учащимися весьма важно устанавливать личност­ный контакт.

Вспомним, что все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал).

Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосно­вение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуаль­ный контакт.

3. Демонстрация собственной расположенности, которая проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, автори­тарно и т. д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.).

4. Постоянное проявление интереса к своим ученикам.

В общении с учащимися всегда должен присутствовать не­поддельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса вы­ражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами.

5. Оказание и просьба помощи. Во всякой деятельности учеников нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчеркива­ние индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи.

3. Педагогическое требование.

Посредством своих педагогических воздействий мы форми­руем у учащихся ценностное отношение или добиваемся проявле­ния желаемого поведения. Для этого мы предъявляем разнообраз­ные требования к учащимся.

Предъявление требования сочетается с уважением: если учи­тель не требователен, то это характеризует его беспечность по от­ношению к воспитанникам.

Как предъявлять педагогическое требование?

/. Требование должно быть доведено до конца.

[2]

Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что учитель сам несерьезно относится к своему требованию.

2. Требование должно подкрепляться четкой инструк­тивной программой действий.

Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция -гарантия успеха.

3. Требование должно предъявляться в этичной форме.

Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологиче­ски легче выполнять требование, излагаемое как совет или предло­жение.

Как можно начать общение с учеником? С каких речевых формул?

(Сделай, пожалуйста; будь добр.)

4. Требование должно произноситься решительным, энер­гичным тоном, побуждающим к действию.

Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно.

Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями.

5. Целесообразность и разумность требования, его аргу­ментированность помогают ученику вникнуть в суть того, что от него хотят.

4. Педагогическое поощрение.

Важной частью педагогического общения является позитив­ное отношение педагога к личности учащегося и система приемов поощрения. Однако само поощрение может быть как эффектив­ным, так и неэффективным. Рассмотрим критерии и признаки эф­фективного общения:

411) Осуществляется постоянно.

2) Сопровождается объяснением, что именно достойно по­ощрения.

3) Учитель поощряет достижения определенных результатов.

4) Ориентирует учащегося на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов.

5) Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь.

6) Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достиже­ний учащегося.

Если педагогическое поощрение соответствует данным тре­бованиям, то оно воздействует на мотивационную сферу личности учащегося. Опираясь на внутренние стимулы, учащийся с удоволь­ствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения.

Читайте так же:  История первой любви актеры

Такое поощрение способствует проявлению заинтересован­ности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 1126 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Правила педагогического общения

СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

1. Стадии общения.

2. Правила педагогического общения.

3. Педагогическое требование.

4. Педагогическое поощрение.

Стадии общения.

Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии:

1) моделирование предстоящего общения;

2) непосредственное общение;

3) анализ осуществленной технологии общения, моделирование новой для решения другой педагогической задачи.

Чтобы научиться педагогическому общению, нужно четко представлять себе структуру этого процесса, знать, какие умения обеспечивают его осуществление и каким образом можно совершенствовать воспитательное влияние на детей.

I стадия: моделирование общения – предшествует непосредственной встрече педагога с учащимися, связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и группы в целом.

Готовясь к общению, целесообразно ответить на следующие вопросы:

– Какую главную цель в предстоящей беседе вы ставите?

– Необходима ли эта беседа или можно обойтись другими косвенными средствами?

– Уверены ли вы, что результаты этой беседы будут полезны в воспитательном плане?

– Каковы возможные негативные последствия планируемой беседы?

– Какие приемы воспитательного воздействия вы будете использовать в разговоре?

– Какие возможные вопросы в ходе беседы вы будете задавать?

– С чего вы начнете беседу и как будете проводить ее (сидя, стоя)?

Продумайте возможности стратегии поведения учащегося в процессе индивидуальной беседы:

– Как он отреагирует на тему разговора, примет ли в ней участие?

– Согласится ли с вашим требованием или будет отстаивать свою позицию?

– Не замкнется ли в ходе беседы, а если это произойдет, то какова ваша дальнейшая линия поведения?

– Если учащийся пойдет на конфликт, что вы предпримете?

При каждой встрече с учащимися преподаватель должен суметь увидеть и проанализировать сложившуюся ситуацию, состояние учеников, а также свое собственное состояние, чтобы найти наиболее оптимальный вариант воздействия на воспитанников и изменить (если это необходимо) отношенческую позицию учащихся, настроив их на общение.

Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия, позволяет представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.

II стадия – непосредственное общение.

На этом этапе осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимная оценка собеседников и самих себя.

Нередко бывает, что спланированная система общения неожиданно как бы разбивается о непредвиденные условия самого межличностного процесса. Поэтому на данном этапе общения следует:

1) уточнить условия общения и в соответствии с этим оперативно конкретизировать избранные формы и методы;

2) почувствовать так называемый ситуативный эмоциональный микроклимат общения и соотнести его с прошлыми ощущениями от общения;

3) оперативно начать непосредственный процесс общения.

Педагогическое общение должно строиться на взаимном доверии педагога и учащихся. Для этого необходимо создание атмосферы дружеской расположенности:

· Не начинать разговор, если педагог или учащийся находятся в возбужденном, раздраженном состоянии;

· В ходе беседы проявлять заинтересованность, дружелюбие, уважительное отношение к собеседнику, не допускать иронии, снисходительности;

· Контролировать проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать);

· Очень внимательно, сосредоточенно выслушивать учащегося, никогда не перебивать его;

· Не спешить с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса;

· Чутко следить за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагировать на них, корректировать психологические ходы в общении.

Все знания, мысли, эмоциональные отношения педагога должны найти свое выражение в его речевой деятельности. Речь педагога должна быть четкая, понятная, образная.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Слово для педагога было и остается основным средством влияния на учащихся. «Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу», – писал В. А. Сухомлинский.

Поэтому педагог должен следить за собственной речью, не употреблять вульгаризмов, не повторять речевые ошибки учащихся.

Организуя педагогическое общение, педагог должен стремиться точно и адекватно ориентировать речь на конкретного собеседника. Прежде всего, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащегося, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим нужно выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи.

Завершить контакт необходимо так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Положительные стимулы должны укреплять потребность учащихся в единении со своими преподавателями. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

III стадия – анализ осуществленной технологии общения.

Это очень важно для формирования культуры общения, так как подводится содержательный и эмоциональный итог совершенного межличностного взаимодействия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы:

– Не повлияло ли на характер беседы ваше настроение, не связанное с содержанием беседы?

– Не проявили ли вы мимикой и позой недовольства разговором?

– Не отвлеклись ли во время беседы?

– Последовательно ли вели основную линию в разговоре?

– Не навязывали ли собеседнику свои аргументы при выработке решения?

– Основательны ли были замечания и возражения?

– Удалось ли быть тактичным на всем протяжении разговора, не иметь предубеждений против собеседника?

– Сумели ли добиться максимума полезности состоявшегося разговора?

Определите недостатки в осуществленном общении. Типизируйте их и работайте над их преодолением:

Читайте так же:  Опросник бека для оценки депрессии

– попытайтесь определить причины ошибок:

а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;

в) недостаточная саморегуляция в общении;

г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;

е) механическое копирование стиля общения коллег;

ж) психологические барьеры;

– постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;

– попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с учащимися;

– продумайте ситуацию будущего общения.

Анализ общения позволит вам разработать более плодотворную модель межличностного взаимодействия, тонко чувствовать партнера, находить точные психологические ходы во взаимодействии с ним.

Правила педагогического общения.

1. Формирование чувства «Мы».

Оно достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы.

Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и учащихся. Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между учителем и учениками:

1) Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или не понятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

2) Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об учащемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

3) Барьер «боязни» контакта с учащимися.

Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися.

4) Терминологический. Общаясь с учениками, учитель должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений.

5) Барьер отношений – возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.

Для преодоления психологических барьеров нужно:

– Постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;

– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Чем выше авторитет учителя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Понятие педагогического общения, его функции

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися (А.А. Леонтьев).

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Л.Д. Столяренко).

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально важные качества педагогического общения:

1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность к эмпатии и пониманию людей;

[1]

3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;

6. способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;

7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8. хорошие вербальные способности;

9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

Функции педагогического общения:

— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со­общаемому и собеседнику;

— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

— функция самоактуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

7.4 «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.

Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений. Эта область затруднений в общении обусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками. Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

Читайте так же:  Проявление сострадания милосердия

Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения (как учителя, так и учеников) чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем, что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя), ученика (студента) и их принятия друг другом. Как отмечает Е.А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненного общения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др.), негативно влияющих на общение.

Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение (и вызывающих затруднения в случае отсутствия или несоответствия этих особенностей общения) отмечаются: коммуникативность (общительность), контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность (реактивность), экстравертивность, интровертированность, локус контроля (экстер-интернальность), обвинительность реакции, особенности когнитивного стиля, недостаточность социальной перцепции и др.

Педагогическая деятельность как область затруднений. Затруднения в общении, связанные с самой педагогической деятельностью педагога и учебной деятельностью обучающегося, связаны с содержанием и характером этих деятельностей. В педагогической деятельности затруднения могут быть вызваны как самим предметным содержанием, то есть уровнем и характером владения педагогом теми знаниями, организация усвоения которых является основой его деятельности, так и профессионально-педагогическими умениями, дидактической компетентностью, то есть средствами и способами педагогического воздействия на обучающихся. Соответственно основные направления педагогических затруднений связаны с самим развитием, содержанием и формами образовательного процесса, а также с особенностями учителя (преподавателя) как субъекта деятельности обучения и воспитания и с процессом общения.

Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогического общения между преподавателем и обучаемыми (Л.Д. Столяренко):

1. педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;

2. студент не понимает своего преподавателя и поэтому не принимает его как наставника;

3. действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;

4. преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;

5. студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее – всего коллектива.

Правила педагогического общения

Название Правила педагогического общения
Дата 13.03.2016
Размер 87.27 Kb.
Тип Правила
Памятка для воспитателя
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
I. ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА «МЫ»

Оно достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы.
Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. Рассмотрим основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе педагогического общения.

— Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

— Барьер отрицательной установки, введённой в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о воспитаннике, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

— Барьер «боязни» контакта с воспитанником.

Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с воспитанниками.

Барьер ожидания непонимания.

Он проявляется в установке «А правильно ли меня поймут. », причём акцент делается всегда на то, что поймут неправильно. У воспитанника этот барьер зачастую проявляется в том, что они редко обращаются за разъяснением и помощью.

— Барьер неверных стереотипов.

Организации продуктивного общения нередко мешает неверный стереотип восприятия определённых жизненных явлений. Человеку кажется, что его действия, поступки вызовут обиду, неудовольствие, отказ. Данный барьер может проявляться как следствие отношений между руководителем и подчинённым, ребёнком и родителем, педагогом и учеником. Фразеологически это выражается так: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».

— Барьер возраста выражает извечную проблему «отцов и детей».
Иногда продуктивному педагогическому общению мешают индивидуальные особенности человека. Здесь выделяют такие барьеры как:

— Барьер темперамента, который обусловлен относительной психологической несовместимостью людей. Например, холерики плохо уживаются с меланхоликами, флегматики с холериками.

[3]

— Барьер несовместимости характеров, возникающий как следствие поведения людей, отличающихся друг от друга акцентуациями характера, основу которых составляют психологические типы личности.

— Барьер отрицательных эмоций, который может возникнуть во время общения и характеризующийся страхом, страданием, гневом, чувством вины, стыда, отвращением и пр.

— Барьер противоборствующих желаний — вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека — нередко обусловлены его болезненным состоянием, поэтому общение в этом случае должно быть как можно более корректным и терпимым.
Ещё одной группой барьеров являются барьеры техники и навыков общения.

Возникает из-за нечёткости формулирования мыслей во время общения, малоэмоциональной речи, невыразительной или, наоборот, чрезмерной жестикуляции.

Это препятствие на пути адекватной передачи или получения информации. Возникает фонетическое непонимание из-за быстрого темпа речи, присутствия в ней большого количества слов-паразитов. Также коммуникацию разрушает стилистический барьер, который выражается в несоответствии стиля речи одного из собеседников ситуации общения, или терминологический. (Общаясь с детьми и подростками, педагог должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений.)

Читайте так же:  Как заинтересовать мужчину овна

Это возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию и на его действия.

Следует учитывать, что дети и подростки не воспринимают информацию, исходящую от тех взрослых, которым они не доверяют.

В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.
Для преодоления барьеров в общении необходимо:

  • постараться как бы «остановиться — оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;
  • в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.).

Чем выше авторитет педагога, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

II. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО КОНТАКТА С ДЕТЬМИ

Людей всегда волнует их личность — отношение к ней, понимание, уважение и т.п. Воспитанник, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе педагогического общения весьма важно устанавливать личностный контакт. Вспомним, что все люди делятся на 3категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал,аудиал).

Одному ребёнку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт.
III. ДЕМОНСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ РАСПОЛОЖЕННОСТИ

Она проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринуждённо или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т.д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т.д.).

Психологические приёмы достижения расположенности детей и подростков

1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным ребенком не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а, постоянно располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.

2. Приём «зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку.

3. Приём «золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент — комплимент на фоне антикомплимента себе.

4. Приём «терпеливый слушатель» — при общении с воспитанниками педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Приём «личная жизнь». При общении с воспитанниками интересуйтесь их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

IV. ПОСТОЯННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ВОСПИТАННИКАМ

В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.

V. ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ

Во всякой деятельности воспитанников нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчёркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи.

  1. Переступая порог детского дома и своей групповой комнаты, оставь плохое настроение за дверью!
  1. Настоящий воспитатель – это человек высокой общей культуры. Народная мудрость гласит: « Слова убеждают, а пример вдохновляет…» Вот почему важно, чтобы взрослый был всегда справедлив, чтобы его слова, дела и поступки стали примером для подражания.
  1. Сердечность, чуткость, справедливость, доброта, вежливость – обязательные профессиональные качества педагога.
  1. Один из основных приемов общения – тонкое понимание своих воспитанников.
  1. Воспитатель должен заботиться не только о содержании требований, но и о форме и тоне их предъявлений, так как не стоит забывать, что дети очень чувствительны.
  1. Помните! Грубое слово, брошенное взрослым, необдуманный поступок, несправедливо наносят ребенку глубокую рану.
  1. Завоевать любовь детей, – значит, жить их жизнью!
  1. Помните об ответственности за жизнь детей и принимайте решение без спешки.
  1. Оптимальность педагогического общения зависит от стиля, который выбрал воспитатель.
  1. Педагог должен дать ребенку образец того общения, которым ребенок еще не владеет, и, опираясь, на достигнутый уровень, как бы вести его за собой.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не забывайте, что ключом к успешному воспитанию является высокая культура педагогического общения!
Памятка воспитателю

Источники


  1. Немов, Р. С. Общая психология. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 2. Внимание и память / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 262 c.

  2. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.

  3. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
  4. Столяренко, Л. Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. — М.: Феникс, 2013. — 320 c.
  5. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.
Правила педагогического общения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here