Предмет и задачи патопсихологии

Самое важное по теме: "предмет и задачи патопсихологии" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Патопсихология

Психология до сих пор остается предметом, который не вызывает доверия у многих людей. Если брать нашу страну, то до сих пор мало кто верит в эффективность помощи психолога, которую можно получить как на сайте psymedcare.ru, так и в кабинете у специалиста. Однако отдельной отраслью психологии выступает патопсихология – точная наука со своими задачами и методиками.

Люди чаще не доверяют психологическим знаниям, поскольку специалистам приходится работать с невидимой составляющей личности – душой. Как можно воздействовать на то, что невозможно пощупать, потрогать, вытащить, вылечить. Проблема еще больше усиливается тем, что человек привычным образом ждет, что ему ничего не придется делать, в то время как специалисты будут залечивать его душу. Это приводит к отсутствию результата, что ставит под сомнение эффективной психологической практики вообще.

Однако отдельная отрасль – патопсихология – изучает такие области человеческого организма, на которые можно воздействовать непосредственно. Речь идет о здоровье организма, который уже влияет на состояние психическое. Другими словами, патопсихология – это отрасль клинической психологии, которая изучает особые изменения в состоянии здоровья организма, которые уже в свою очередь влияют на психическое здоровье.

Главной задачей ученых становится изучение особенностей тела, при котором отмечаются те или иные психологические состояния. Характерным становится то, что изучаются не только патологические состояния, но и здоровье тела во время обычного стресса.

Данные исследования проводятся путем использования оборудования, которое выдает точные результаты. Проверяется большое количество людей, что позволяет сделать точные выводы и далее использовать их в практической деятельности.

Что такое патопсихология?

Патопсихология – это отрасль клинической психологии, которая изучает физиологические процессы в организме, влияющие или возникающие под действием особого психологического состояния. Обычно отклонения в психическом развитии или состоянии можно легко распознать не только по странному поведению больных, но и по их физическому состоянию здоровья. Есть психические заболевания, которые также затрагивают здоровье организма.

Предметом патопсихологии является психопатология. Задачей становится психодиагностика, которая должна выдать точные результаты при изучении функциональности организма в том или ином психологическом состоянии. В частности исследования патопсихологии используются в олигофренопсихологии и дефектологии.

Настроение, мировосприятие и обустроенность жизни во многом зависят от психического здоровья. Многие проблемы идут из головы, а точнее, от состояния психики. Низкая самооценка, неправильное восприятие мира, обидчивость, агрессивность, злопамятность и прочие проявления являются отклонениями психики от нормы. Человек плохо живет лишь потому, что лишен психического здоровья. Как индивид должен заботиться о здоровье своего организма, так же важна гармония в душе.

Результатами психического здоровья являются удовлетворенность собственной жизнью, ощущение гармонии и полноценности, а также способность налаживать межличностные отношения и достигать поставленных целей. Речь не идет об успешных и богатых людях. Здесь говорится о способности иметь все, что человек пожелает.

Под рассматриваемым понятием – здоровая психика – подразумеваются следующие 5 критериев:

Невозможно сказать, каким человек должен быть, чтобы он считался психически здоровым. Каждый родом из детства, где воспитанием ребенка занимаются воспитатели, учителя и родители. А они в свою очередь могут быть сами нездоровыми людьми, хоть и живут в обществе и не состоят на учете у психиатров. Нездоровье психики проявляется в жизни, которая полна несчастий, горя и разочарования. Противоположностью этому являются проявления здорового мировоззрения и эгоизма, правильность системы ценностей, адекватная самооценка, умения восстанавливаться после неудач и брать ответственность на себя, понимая, что все события в жизни являются результатом принятых решений и совершенных действий.

Патопсихологическая диагностика

Важной становится в патопсихологии диагностика, которая как раз-таки и выдает нужные данные для использования в практической деятельности и понимания, как нужно лечить заболевание. Здесь проводятся эксперименты, основанные на двух этапах:

  1. Моделирование психического состояния. Для этого вычленяются паттерны поведения и мыслительные шаблоны у психически больных людей, чтобы охарактеризовать их заболевание.
  2. Создаются реальные или искусственные условия, в которых должны эти паттерны или шаблоны проявить себя.

При этом используется специальное оборудование, которое должно фиксировать психические процессы в организме человека. Следует отметить, что изучение проходит не только психически больных людей, но и здоровых. Ведь все люди подвергаются различным психологическим расстройствам, в частности стрессу или депрессии. Чтобы помочь людям медикаментозно победить болезнь, нужно понимать, что меняется в организме и как на него можно повлиять.

Психофизиология изучает влияние состояния здоровья организма на психическую деятельность, как и наоборот. Если брать патопсихологию, то она ориентирована исключительно на изучение патологических процессов, которые возникают в результате или предварительно развитию болезни.

Исследования проводятся постоянно. Изучаются различные направления в психологии. Патопсихология ставит своей задачей изучение патологических состояний как организма, так и психики. Эти исследования направляются на разработку специальных методик или вакцин, лекарств, которые уже помогут в восстановлении здоровья частично или полностью.

Патопсихология – это отрасль медицинской науки, которая используется преимущественно патопсихологами, психотерапевтами и психиатрами, поскольку именно они непосредственно связаны с медицинской отраслью и имеют право назначать лекарствам своим пациентам.

Следует отличать патопсихологию от психопатологии:

  1. Патопсихология является психической отраслью в медицинской области.
  2. Психопатология является медицинской сферой.

Отличаются они задачами и методиками исследований. Патопсихология отталкивается от нормального состояния организма и психики. Сначала изучаются нормальные процессы и явления, а затем уже сопоставляются с патологическими состояниями.

Патопсихолог является тем специалистом, который досконально знает все направления в своей области. Он может работать как с больными людьми, так и со здоровыми. К примеру, он может консультировать подростков при девиантном поведении, которое уже невозможно корректировать с помощью психолога. Также он может рассматривать такое распространенное явление, как хроническая усталость.

Читайте так же:  Как объяснить ревность

Патопсихолог скорее не лечит, а исследует, чтобы в дальнейшем направить к нужному специалисту. Он сначала определяет норму для человека, его организма и психики. Затем начинает исследования и наблюдения с целью выявления отклонений в человеческом здоровье или психической деятельности. Собирает все данные, анализирует, сопоставляет. В случае необходимости обращения за дополнительной помощью патопсихолог направляет пациента к психотерапевту или психиатру.

Патопсихология начала получать свою популярность лишь в прошлом веке, когда стала очевидной взаимосвязь психики и тела. Патопсихолог исследует процессы и состояния пациента с целью определения отклонения от нормы. Все это позволяет определиться, к кому нужно обратиться или каким образом лечиться, чтобы устранить аномалию. Исследования могут происходить как на здоровых психически людях, так и на больных. Ведь отклонения случаются у каждого.

I. Предмет, задачи и методы патопсихологии

Этот вопрос и последующие вопросы этой лекции будут входить в государственный экзамен, поэтому отнеситесь к ним внимательно.

Патопсихология – отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики, изучает закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности.

Предмет патопсихологии – это разработка вопросов аномального психического развития, исследование дефектов отдельных психических функций, а также деструктивных психических состояний.

[3]

1. Диагностическая – решение вопросов дифференциального диагноза (выделение нормы и патологии), решение вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической) и вопроса о степени и форме аномалии.

2. Коррекционная – проведение психотерапевтической работы со взрослыми и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии.

Две вышеперечисленные задачи реализуются в практики психоконсультирования.

3. Исследовательская – получение новых научных фактов и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом.

[1]

4. Профилактическая – проведение превентивных мероприятий, создающих щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, пропаганда и популяризация патопсихологических знаний и здорового образа жизни.

Патопсихология использует весь арсенал психологических методов.

Принципы построения патопсихологического эксперимента:

1) Моделирование обычной психической деятельности (вычленение отдельных действий, фиксация способов выполнения задания, ошибок, продолжительности и темпа действий).

2) Учет отношения больного к ситуации исследования (структура мотивации, потребности, эмоциональные и волевые особенности, критичность, самоконтроль).

3) Качественный анализ особенностей протекания психической деятельности (не только учет результатов, но и тщательное рассмотрение всего процесса последовательности операций, характер ошибок, их причины, возможности самостоятельно или с помощью экспериментатора замечать и исправлять ошибки).

4) Комплексность экспериментального исследования (использовать 8 – 10 разнообразных проб и заданий, индивидуально подбирать комплексы методик).

5) Варьирование условий эксперимента.

6) Точная, объективная регистрация фактов, тщательное протоколирование хода исследования.

В патопсихологическом экспериментальном исследовании используется ряд известных, ставших классическими, методик, направленных на изучение внимания, мышления, памяти, сенсомоторной и эмоционально-волевой сферы:

— счет по Крепелину;

— выделение существенных признаков предметов;

— простые и сложные аналогии;

— сравнение пословиц, метафор, фраз;

— установление последовательности событий;

— заучивание 10 слов;

Эти методы мы с Вами рассматривать подробно не будем, так как с ними Вы познакомитесь в ходе изучения дисциплины «Психодиагностика».

Патопсихологическое исследование начинается с беседы, во время которой психолог составляет первое впечатление о пациенте, его внешнем виде, манере держаться, речи, образовательном и культурном уровне.

Это впечатление сопоставляется с жалобами пациента, с целью исследования, данными из истории болезни. Одновременно разрабатывается план экспериментального патопсихологического исследования, подбираются методы и тесты, проводится заключительная беседа с целью создания у пациента положительного отношения к исследованию.

На основании полученных данных составляется заключение, в котором описывают основные результаты своего исследования и обосновываются выводы о наличии психической патологии.

Изучение патопсихологических особенностей больных имеет два направления:

1) Изучение нарушений отдельных психических процессов и личности конкретного больного.

2) Изучение психологических особенностей больных одной и той же патологии с одинаковыми синдромами и симптомами заболевания.

Дата добавления: 2015-10-20 ; просмотров: 1148 | Нарушение авторских прав

ВВЕДЕНИЕ В патопсихологию

Патопсихология: предмет и задачи

Общее понятие о патопсихологии, ее задачи и значение

Психические аномалии могут повлиять на жизнь как известного человека, так и обычной, как богатой, так и бедной. Психологические проблемы приносят тяжелые страдания и, наоборот, могут быть источником вдохновения и энергии. Сферу науки, которая изучает психологические проблемы, называют патологической психологией. Исследователи патопсихологии собирают информацию, чтобы иметь возможность описать, предсказать и объяснить исследуемые явления. Эти знания используются для обнаружения и лечения патологического поведения.

Патопсихология (греч. Pathos — страдание, psyche — душа, logos — учение) — это раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности в случае психических или соматических заболеваний.

По Б.В. Зейгарник, патопсихология изучает структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой.

— Анализ закономерностей расстройства психики, в частности изменений личности психически больных;

— Психологическая диагностика нарушений психики больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной, военной экспертизы.

Анализ патологических изменений осуществляется на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Патопсихология — отрасль психологической науки, данные которой имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. Она исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности по сравнению с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучает закономерности аномальной отображающей деятельности мозга.

Исследования в области патопсихологии имеют теоретическое и прикладное значение для психологии и медицинской практики.

Читайте так же:  Как стать более привлекательной

— Патопсихологический материал дает возможность проследить строение различных форм психической деятельности (по словам И. П. Павлова, патологическое очень часто упрощает то, что закрыто от нас в норме)

— Использование патологического материала может оказаться полезным в решении вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики.

— В психологических лабораториях накоплены экспериментальные данные, характеризующие нарушения психических процессов при различных формах заболеваний, которые могут быть дополнительным материалом в установлении диагноза;

— В психологическом эксперименте может быть поставлена задача анализа структуры, установления степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения;

— Применение адекватных психологических исследований помогает определить характер действия новых лекарственных средств, которые внедряются в терапевтическую практику;

— Полученные в ходе патопсихологического исследования данные могут использоваться для анализа возможностей личности больного с точки зрения ее сохранившихся сторон и перспектив компенсации утраченных свойств — с целью выбора психотерапевтических мероприятий и проведения психической реабилитации.

Понятие о психической патологии

Что такое психическая патология определить очень нелегко. Большинство известных определений сходятся на том, что это отклонение от общепринятых норм, сопровождающиеся постоянными душевными страданиями, психической дисфункцией и опасностью, которую человек несет сам себе и окружающим.

Признаки психической патологии:

— Отклонение от нормы (то есть, человек сильно отличается от других людей, склонна к крайностям, необычная, даже странная; суждения о том, что следует называть патологией, зависят от различных обстоятельств, а также от того, что считается нормой, — писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе);

— Постоянные душевные страдания (т.е. неприятные переживания; бывает, что люди, чье поведение можно считать патологическим, продолжают сохранять позитивный настрой)

— Психическая дисфункция, мешает человеку должным образом выполнять свои повседневные обязанности (патологическое поведение может привести к психической дисфункции, то есть до нервного расстройства, мешает человеку в его повседневной жизни: что-то так сбивает ее с толку, так волнует, что она не может в достаточной степени заботиться о себе, поддерживать нормальные социальные связи эффективно работать)

— Опасность, которую несет в себе человек (крайним случаем психической дисфункции является поведение, становится опасной для самого человека и для других, однако многие люди, которые страдают от постоянной тревоги, депрессии и даже странно себя ведут, не несут непосредственной опасности ни для себя , ни для других).

Обществу трудно отличить патологию, нуждается в лечении, от необычных особенностей индивидуального поведения — в этом случае никто не имеет права вмешиваться в жизнь человека.

Время от времени мы видим людей слышим о людях, которые, по обычной точке зрения, ведут себя очень странно, например, узнаем о том, что некоторые живет сам с дюжиной кошек и практически ни с кем не разговаривает. Поведение таких людей отклоняется от нормы, она может приносить человеку неприятности, может способствовать психической дисфункции, но многие специалисты считают ее скорее эксцентричным, чем патологической.

Действия, направленные на то, чтобы изменить патологическую поведение на более нормальную, — терапия. Это специальный, систематический процесс.

Объект и предмет патопсихологии

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В НОЗОЛОГИЧЕСКУЮ ПАТОПСИХОЛОГИЮ

План:

v Объект и предмет патопсихологии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

v Цель и задачи патопсихологии.

v Основные этапы патопсихологического исследования

v Понятие нормы и патологии в патопсихологии

Литература:

[2]

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. – Ростов н/Д: Феникс, 1996.

2. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. – СПб.: Питер, 2002.

4. Клиническая психология/ Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

5. Клиническая психология/ Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

6. Комер Рональд. Основы патопсихологии. — СПб.: Питер, 2003.

7. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. – М.: МЕДпресс, 1999.

8. Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

9. Патопсихология: Хрестоматия / Составитель Н.Л. Белопольская. 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Когито-Центр, 2000.

Объект и предмет патопсихологии

Патопсихология

(от греч. pathos — страдание, болезнь) — ветвь клинической психологии, изучающая особенности психической деятельности при душевных расстройствах.

Патопсихология относится к числу интенсивно и плодотворно развивающихся областей психологии, она сформировалась на стыке двух наук – психологии и психиатрии. Её данные имеют большое теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее рассматривают как пограничную область научных знаний.

При всей близости объектов исследования психиатрия и па­топсихология отличны по своему предмету. Первая изучает ре­зультат распада психики, вторая — процесс распада.

Психиатрия

, как и всякая отрасль медицины, направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни.

Патопсихология

как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

И еще одно отличие: патопсихология использует психологические методы и оперирует понятиями современной психологии. На этом основании ее следует отличать также от психопатологии.

Психопатология

является частью психиатрии и изучает симптомы психических заболеваний клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии — клинико-описательный.

Читайте так же:  Календарь бросившего курить по часам

Предмет и задачи современной патопсихологии.

Предметом патопсихологии является не просто психика, а психика, нарушенная тем или иным психическим расстройством. Определение Б. В. Зейгарник: «патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга.

Патопсихолог пользуется такими понятиями, как психика, деятельность, общение, личность, познание и т. п. Решение практических задач, которые стоят перед патопсихологией, немыслимо без хорошей ориентировки в клинических особенностях заболевания, а данные патопсихологического исследования обязательно должны соотноситься с психическим статусом больного, с динамикой течения заболевания.

Практические задачи патопсихологии (Б.В. Зейгарник):

— Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного для помощи врачу в постановке диагноза заболевания. Чаще всего — отграничение шизофрении от органических повреждений мозга или психопатии и т.д.

— Проведение экспериментально-психологического обследования с целью психиатрической экспертизы (военной, судебной, трудовой). Сложность такого исследования — больной заинтересован в исходе дела — в постановке диагноза или в признании психически полноценным, и первоначальная установка диктует больному тактику поведения на протяжении всего эксперимента, ведя к диссимуляции или аггравации болезненных нарушений.

— Исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии, оценка эффективности

— Рекомендации по реабилитационному роду деятельности, типу социального окружения на основании обследования динамики изменения психической деятельности выздоравливающего

— Участие психолога в системе психотерапевтических мероприятий.

История развития патопсихологии.

У истоков отечественной патопсихологии стоял В. М. Бехтерев, который, следуя естественнонаучным идеям И. М. Сеченова, дал четкие представления о предмете и задачах патопсихологии («патологической психологии» в первоначальном варианте). Представителями его школы были сформулированы основные принципы патопсихологического исследования, разработаны многие экспериментально-психологические методики исследования душевнобольных, широко используемые и по сей день, накоплен богатый материал о расстройствах психических процессов.

Также большой вклад в развитие методологии и практики патопсихологии внесли исследования А. Ф. Лазурского, введшего в психологию метод естественного эксперимента, который первоначально использовался в педагогической психологии, а затем стал применяться и в клинической психологии. Существенное влияние на становление патопсихологии оказали и работы Г. И. Россолимо, который предпринял прогрессивную на тот момент попытку введения в патопсихологию метода тестов как наиболее объективного метода исследования психики в нормальном и патологическом состоянии.

Несмотря на большое значение вышеперечисленных работ для развития патопсихологии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики, в качестве ее фундаментальных теоретических основ выступают исследования выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского и его последователей (в первую очередь, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии). Идеи Л. С. Выготского о природе и генезисе психики, сформулированные в 20-30-е гг. XX в. в рамках культурно-исторической теории развития высших психических функций, стали основополагающими для развития базовых отраслей отечественной психологии, таких, как общая психология, психология развития и возрастная (детская) психология, педагогическая психология.

Таким образом, культурно-историческая концепция формирования высших психических функций и деятельностный подход стали теоретической базой патопсихологии, определив методологию и технологию проведения патопсихологических исследований.

Истоки патопсихологии.

Становление клинической психологии как одной из основных прикладных отраслей психологической науки неразрывно связано с развитием как самой психологии, так и медицины, физиологии, биологии, антропологии; ее история начинается с античных времен, когда психологические знания зарождались в недрах философии и естествознания.

Так, Алкемон Кротонский (VI в. до н. э.) выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозге. Вслед за ним мозг как орган психики рассматривал и Гиппократ. Среди большого наследия осталось разработанное им учение о темпераменте с классификацией человеческих типов на соматической основе (гуморальная концепция).

Развитие представлений о психике в Средние века резко замедлилось.

Позднее английский философ Бэкон отказался от изучения общих вопросов, связанных с природой возникновения души, и сконцентрировал свои научные усилия на эмпирическом описании ее процессов. Отказ от изучения души как особого предмета и переход к исследованию душевных процессов готовили предпосылки для становления новых взглядов на сознание и отмирание науки о душе.

В это же время французским философом и математиком Декартом разрабатывается понятие о рефлексе. По его схеме, взаимодействие организма с окружающими телами опосредуется нервной машиной, по сути — автоматом, состоящим из мозга как центра и «нервных трубок», расходящихся от него. Душа соединена со всем телом, и, особенно — с небольшой шишковидной железой, находящейся в середине мозга. Эта железа улавливает малейшие движения живых духов и даже может под воздействием впечатлений направлять их к мышцам. Таким образом действия внешних предметов на окончания нервов признавались приоритетными в качестве причины двигательных актов. Впервые источником возникновения психического становится стимул, вынесенный за пределы организма.

Спиноза наметил движение познания от абстрактного к конкретному. Он же выделил три основных аффекта — желание, удовольствие и неудовольствие. Аффекты различаются в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из этих первичных аффектов образуется все многообразие страстей человека. Психология Спинозы — новый после Декарта, важный шаг в становлении сознания как объекта психологического изучения.

Конец XVIII — начало XIX вв. ознаменовались развитием психологических представлений о разложимости психических процессов на некие изначальные психические «способности», врачи того времени начали искать мозговой субстрат этих «способностей».

К числу наиболее известных относятся попытки крупнейшего австрийского анатома начала XIX в. Галля локализовать моральные и интеллектуальные качества человека в различных частях головного мозга. В своих работах он попытался представить его кору в виде совокупности «органов» многочисленных психических способностей (смелости, честолюбия, инстинкта продолжения рода и т. п.) и предположил, что развитие отдельных участков коры, борозд и мозга в целом якобы влияет на форму черепа и поэтому исследование его поверхности позволяет диагностировать индивидуальные особенности личности.

Читайте так же:  Психические алкогольные расстройства

В 1879 г. в Лейпциге Вундтом была организована первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория. Вундт стал основоположником психологии как формальной академической дисциплины. Он основал свою научную школу, где обучались и работали известные в дальнейшем ученые — Крепелин, Мюнстерберг, Кюльпе, Киршман, Мейсман, Марбе, Липпс, Крюгер (Германия), Титченер (Англия), Скрипчур, Энджелл, Г. С. Холл, Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия), — многие из которых считаются основателями клинической психологии.

В России экспериментальную психологию разрабатывали врачи-психиатры. В 80-х — 90-х гг. XIX в. ими были организованы экспериментально-психологические лаборатории при психиатрических клиниках. Бехтерев открыл вторую в Европе экспериментально-психологическую лабораторию в Казани в 1885 г., а затем ряд лабораторий в Санкт-Петербурге для исследования нервнобольных.

Существенный вклад в исследования по проблеме локализации функций был внесен Павловым, разработавшим учение о динамической локализации функций, об образовании в коре головного мозга «динамических стереотипов», о мозговой изменчивости в пространственной приуроченности возбудительных и тормозных процессов. В его работах формулируются и обосновываются представления о первой и второй сигнальных системах, выдвигается и разрабатывается понятие об анализаторах, их ядерной и периферических частях. Не меньшее значение имеют и исследования морфологии мозга и его рефлекторного функционирования, проведенные в начале века организатором и первым директором двух крупнейших научных учреждений — Психоневрологического института и Института по изучению мозга — Бехтеревым.

Первые нейропсихологические исследования в нашей стране начали проводиться в 20-х гг. Выготским. На основании изучения различных форм психической деятельности он сформулировал основные положения о развитии высших психических функций и смысловом системном строении сознания. Опираясь на разработанные теоретические положения, Выготский проанализировал изменения, возникающие в высших психических функциях при локальных поражениях мозга, особенности этих системных нарушений у ребенка и взрослого. В результате этих исследований им были найдены и описаны принципы динамической локализации функций, отличающие работу мозга человека от работы мозга животных. Существенное влияние на понимание отношений между психическими функциями и мозгом оказали экспериментальные и теоретические работы Бернштейна (с 20-х гг.) по биомеханике и физиологии организации движений, содержащие одну из первых четких формулировок принципа обратной связи.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Патопсихология как раздел клинической психологии. Определение, предмет, задачи.

Достаточно хорошо разработанным разделом клинической психологии в настоящее время является также патопсихология, возникшая на стыке психологии, психопатологии и психиатрии. Патопсихология изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Ее следует отличать от психопатологии как раздела психиатрии, изучающей симптомы и синдромы психических болезней клиническим методом. Психопатология не только описывает клинические проявления нарушений психики, но и изучает их механизмы, в том числе и психологические.

Патопсихология, согласно Зейгарник, изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии как раздела психиатрии. Трудности такого разграничения неизбежны, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом — нарушениями психической деятельности.

В патопсихологии под патопсихопатологическим синдромом понимают патогенетически обусловленную общность симптомов (отдельных признаков болезненных психических расстройств), внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных.

В системе иерархии мозговых процессов различают следующие уровни: патобиологический (нарушения морфологической структуры тканей мозга, биохимических процессов в них), физиологический (нарушено течение физиологических процессов), пато- и нейропсихологический (нарушено протекание психических процессов и связанных с ними свойств психики), психопатологический (клинические симптомы и синдромы психических нарушений).

Патопсихолог направляет свое исследование на изучение и анализ определенных компонентов, звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемых в клинике симптомов.

Из ряда психопатологических регистр-синдромов наибольшее значение в клинике имеют следующие (Кудрявцев Иосиф Абакарович, 1982; Блейхер В.М., 1986 и др.):

шизофренический симптомокомплекс — складывается из таких личностно-мотивационных расстройств, как изменение структуры и иерархии мотивов, нарушение целенаправленности мышления (резонерство, разноплановость и др.), эмоционально-волевых расстройств (уплощение и диссоциация эмоций, парабулии и др.), изменение самооценки и самосознания (аутизм, отчужденность и др.);

психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс — складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменений структуры и иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт (в клинике — акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции);

органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс — складывается из симптомов снижения интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти, внимания, операциональной стороны мышления, неустойчивости эмоций, снижения критических способностей (в клинике ему соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга — церебральный атеросклероз, последствия черепно-мозговых травм, токсикомании и др. болезни, а также «эндогенно-органические» расстройства типа истинной эпилепсии, первичных атрофических процессов в головном мозге);

олигофренический симптомокомплекс — складывается из неспособности к обучению, формированию понятий, абстрагированию, дефицита общих сведений и знаний, примитивности и конкретности мышления, повышенной внушаемости и эмоциональных расстройств.

Особое место в клинической (медицинской) психологии занимает специальная психология (от лат. special — особый), изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врожденными или приобретенными дефектами формирования нервной системы. К отдельным ответвлениям специальной психологии обычно относят психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология) и умственно отсталых (олигофренопсихология).

Психологические знания для медицинских работников имеют важное практическое значение, т.к. позволяют им оптимально строить взаимоотношения с больными на основе деонтологических принципов и принципов медицинской этики. Медицинская деонтология (греч. deon — долг) является наукой о профессиональном поведении, моральном, эстетическом и интеллектуальном облике врача. Тесно связана с деонтологией, ее целями, задачами и медицинская этика (греч. ethos — привычка, обычай) как учение о морали, одно из направлений воспитания. Особое место среди этических проблем медицины занимают вопросы применения в медицине ее новейших достижений—трансплантации органов, клонирования, генной инженерии и других.

Читайте так же:  Как женщине весы завоевать мужчину водолея

Патопсихология – ее предмет, задачи и место в структуре клинической психологии.

Патопсихология — раздел медицинской психологии – науки, возникшей на стыке медицины и психологии. Медицинская психология относится к междисциплинарной, пограничной области исследований. Она исходит из психологических теорий и разработанных на их основе психологических методов. Основными проблемами, сходными с медицинскими, являются соотношение биологического и социального в деятельности человека, связь между психикой и деятельностью мозга, психосоматические и соматопсихические корреляции, проблемы нормы и патологии, соотношения между сознанием и неосознаваемыми формами психической деятельности.

Б.В.Зейгарник: патопсихология исследует структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в их сопоставлении с нормой, при этом она дает классификацию психопатологических явлений в понятиях современной психологии. Патопсихология использует клинические критерии, так как без постоянного соотнесения с ними она бы утратила свое практическое значение. Данные патопсихологического исследования должны соотносится с психическим статусом больного, со стадией течения заболевания, с его динамикой. О.П.Росин: патопсихология изучает закономерности и стереотип развития психической болезни, предмет исследования: то, что предшествует психопатологическим образованиям в патогенезе болезни.

Психопатология так же, как патопсихология, является наукой, изучающей расстройства психики, но пользуются они разными методами (психологическими и клиническими, соответственно). Однако, изучая одни и тез же проявления психической патологии, например разорванность мышления, патопсихологи исследуют их психологическую структуру, а психопатологи дают клиническое описание этих признаков, прослеживают особенности их возникновения и связь с другими наблюдаемыми в клинике расстройствами мышления.

Основатель патопсихологии Б.В.Зейгарник (ученица К.Левина). Ею разработаны теоретические основы патопсихологии, описаны расстройства психических процессов, сформулированы принципы работы патопсихолога. Последователи: Поляков, С.Я.Рубинштейн, Соколова, Тхостов, Братусь.

Патопсихология явл-ся психологической дисциплиной, это определяет ее предмет и отграничивает его от предмета психиатрии. Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Практические задачи, стоящие перед патопсихологическим исследованием: анализ структуры дефекта, установление степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения. Особенно большое значение приобретают данные экспериментальной патопсихологии при решении вопросов психиатрической экспертизы (трудовой, судебной, военной). В последнее время на первый план выступает направленность на психокоррекцию. Делается попытках обоснования психологических рекомендаций для психокоррекции. Особое место занимает использование патопсихологического эксперимента в психиатрической клинике детского возраста. Встает специфический для детской психиатрической клиники вопрос о прогнозе обучаемости и связанный с ним вопрос об отборе детей в специальные школы.

В качестве важнейшей характеристики современной патопсихологии выступает ее направленность на восстановление измененной психической деятельности, направленность на возвращение больному чку его социального статуса, профилактика возможности подобной утраты у взрослых и детей.

Входит в раздел ψ-ких наук, ψ-ие м-ды (наблюдение, эксперимент, беседа, диагностика). Клин. понятия + ψ-ие понятия. Патоψ классифицирует ψопатологические явл-ия в понятиях психологии. Явл-ия нарушения исследуют ψ-ую стр-ру этого нарушения (неск. закономер. распада психики, стр-ру, сопоставл. С нормой). Внимание на стр-ре симптомообразования – то, сто предшествует ψопатологическому явл-ию, образованию. (Стереотипы развития болезни). Объект – расстройства ψ.

Наука медицинская, раздел общей психиатрии; использует м-ды клинико описательные (беседа, наблюдение). Оперирует клин. понятиями («этиология», «симптом», «синдром»). Описывает психические заболевания (признаки заболевания – явл-ия, клин. описания признаков болезни, он их описывает в течении болезни). Объект – расстройства ψ. (!) Понятийный аппарат особенно близок.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В патопсихологии получили развитие представления о патопсихологических синдромах нарушений познавательной, мотивационно-волевой, личностной сферы при психических заболеваниях. Центральное место занимает поиск общего звена нарушений ВПФ, лежащего в основе развития отдельных симптомов при реализации таких функций (# синдромообразующий радикал при шизофрении – нарушение мотивации, следствие – характерные для этого заболевания изменения мышления, восприятия, памяти). Патопсихологический синдром играет существенную роль в качестве звена в нозологической и функциональной диагностике.

Патопсихология явл-ся психологической наукой, поэтому ее проблематику, перспективы и достижения нельзя рассматривать в отрыве от развития и состояния общей психологии. Хотя патопсихология получила большое применение в психиатрической клинике, в настоящее время ее методические приемы используются не только в психиатрии. Учет сдвигов в психическом состоянии больного, изменения его работоспособности, личностных особенностей становятся необходимыми в терапевтических, хирургических клиниках и других областях медицины.

Источники


  1. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! (комплект из 2 книг) / Татьяна Тасуева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 480 c.

  2. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.

  3. Дитрих, фон Гильдебранд Метафизика любви / Дитрих фон Гильдебранд. — М.: Алетейя, Ступени, 2007. — 630 c.
  4. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.
  5. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.
Предмет и задачи патопсихологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here