При возникновении конфликта интересов государственный служащий

Самое важное по теме: "при возникновении конфликта интересов государственный служащий" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Содержание

Конфликт интересов на государственной службе. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Как следует из ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. При этом может возникнуть противоречие между личными интересами государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

[2]

Личная заинтересованность — это возможность получить доход (неосновательное обогащение) в денежной либо натуральной форме, в виде материальной выгоды непосредственно для госслужащего, членов его семьи, иных субъектов. К последним можно отнести друзей, знакомых, иных родственников служащего.

Аналогичные понятия содержатся и в ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе». Этим законом на служащего возложена обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

О возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения служащий обязан в письменной форме уведомить непосредственного руководителя, а также представителя нанимателя.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов осуществляются путем отвода или самоотвода служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также может состоять в изменении должностного или служебного положения вплоть до отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под указанные определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным.

Тем не менее можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным. Среди них:

— выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и (или) лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

— выполнение иной оплачиваемой работы;

— владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

— получение подарков и услуг;

— имущественные обязательства и судебные разбирательства;

— взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

— явное нарушение установленных запретов.

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

advocatus54.ru

N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе- Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

9) конфликт интересов на государственной службе

Конфликт, в соответствии с теорией конфликтологии, должен улаживаться путем согласования сторонами своих интересов. Переговоры касаются проблемы, лежащей в основе противоречия интересов. Можно выделить пять основных групп причин, которые в той или иной мере присутствуют в любом конфликте: информация, структура, ценности, отношения, поведение.Законом закреплена необходимость предотвращения случаев возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, для недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.Предотвращение возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью руководителя.

Статья 19. урегулирование конфликта интересов на гражданской службе

В Законе при определении понятия «конфликт интересов» учитываются как уже существующие условия, влияющие на исполнение служебных обязанностей, так и перспектива развития ситуации.Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

[3]

Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». (часть 1 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2. Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
3. Для целей настоящего Федерального закона используется понятие «личная заинтересованность», установленное частью 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». (часть 3 в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 285-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.1.

Читайте так же:  Помочь джинни стать лучшим игроком в квиддич

При возникновении конфликта интересов государственный служащий обязан

При возникновении конфликта интересов муниципальный служащий обязан

Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с Законом о системе госслужбы система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе (ст.

Порядок урегулирования конфликта интересов

Статьей 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 15 февраля 2016 г.) «О противодействии коррупции» определен общий порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, согласно ч. 1 которой государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Кроме того, в соответствии с ч. 2 данной статьи Закона № 273-ФЗ, государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Применительно к муниципальной службе порядок урегулирования конфликта интересов конкретизирован нормами ч. 2.1,2.2 и 2.3 ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ), в соответствии с которыми:

  • 1) предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 2.1);
  • 2) в случае, если владение лицом, замещающим должность муниципальной службы, ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, указанное лицо обязано передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ч. 2.2). Конкретно эти вопросы регулируются нормами главы 53 ГК РФ (ст. 1012-1026);
  • 3) непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, которое влечет увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 2.3).

Обязанность предотвратить возникновение у муниципального служащего личной заинтересованности лежит прежде всего на представителе нанимателя (работодателе), который уже при заключении с муниципальным служащим трудового договора должен учитывать все обстоятельства, которые могут способствовать возникновению конфликта интересов.

Организационный механизм урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе определен ч. 4 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ (введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ), в соответствии с которой для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. Правовой основой регулирования вопросов, связанных с формированием и деятельностью этих комиссий, являются нормы Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 22 декабря 2015 г.) [1] . Применительно к системе гражданской службы эти вопросы подробно рассмотрены в параграфе 10.3.3 главы 10.

Муниципальная практика свидетельствует, что Положения об ука- занных комиссиях в муниципальных образованиях утверждаются, как правило, либо нормативным правовым актом представительного органа, либо правовыми актами органов местного самоуправления в со- ответствии с уставом муниципального образования. В муниципальном образовании «город Ульяновск» Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Ульяновской Городской Думы и урегулированию конфликта интересов утверждено решением Думы от 30 марта 2011 г. № 23 [2] , а Положение о комиссии по соблюдению указанных требований муниципальными служащими администрации города — распоряжением администрации города от 16 августа 2013 г. № 225-Р [3] .

Основной задачей комиссии, созданной в администрации города Ульяновска, является содействие администрации города Ульяновска, в том числе ее отраслевым (функциональным) и территориальным органам управления, наделенным правами юридического лица, в обеспечении соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов; в осуществлении мер по предупреждению коррупции.

Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

  • а) представление в комиссию главой администрации города Ульяновска материалов проверки, свидетельствующих о представлении муниципальным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
  • 0 несоблюдении муниципальным служащим требований к служебному поведению и (шли) требований об урегулировании конфликта интересов;
  • б) поступившие в администрацию города Ульяновска либо в структурное подразделение, наделенное правами юридического лица, в установленном порядке:
    • обращение гражданина, замещавшего в администрации города Ульяновска должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный распоряжением администрации города Ульяновска, о даче согласия на замещение должности в коммерческой ши некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора,
    • заявление муниципального служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Читайте так же:  Алмаз зарипов гипноз

Заседание комиссии проводится в присутствии муниципального служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. В случае неявки муниципального служащего или его представителя на заседание комиссии при отсутствии письменной просьбы муниципального служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки муниципального служащего или его представителя без уважительных причин комиссия может принять решение о рассмотрении указанного вопроса в отсутствие муниципального служащего.

На заседании комиссии заслушиваются пояснения муниципального служащего (с его согласия) и лиц, присутствующих на заседании комиссии, рассматриваются материалы по существу предъявляемых муниципальному служащему претензий, а также представленные в комиссию дополнительные материалы. По итогам рассмотрения вопросов (информации), отнесенных к компетенции комиссии, она принимает соответствующее решение, основания и мотивы принятия которого отражаются в протоколе заседания комиссии.

В случае установления комиссией признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) муниципального служащего информация об этом представляется Главе администрации (руководителю структурного подразделения, наделенного правами юридического лица) для решения вопроса о применении к муниципальному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае установления комиссией факта совершения муниципальным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные органы в срок три рабочих дня, а при необходимости — немедленно.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, важным элементом механизма урегулирования этих конфликтов на муниципальной службе является регламентирование правовыми актами процедуры уведомления муниципальными служащими представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. В муниципальном образовании «город Ульяновск» в этих целях распоряжением администрации города от 26 июля 2012 г. № 299-Р утвержден Порядок уведомления муниципальными служащими представителя нанимателя (работодателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу [4] , в соответствии с которым муниципальные служащие уведомляют об этом представителя нанимателя (работодателя) в срок не менее чем за 7 дней до начала выполнения указанной работы. В случае усмотрения в предполагаемой иной оплачиваемой работе гражданского служащего вероятности конфликта интересов, он направляет упомянутое уведомление на рассмотрение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Практика большинства стран мира свидетельствует, что конфликты интересов в сфере государственной и муниципальной службы решаются не только на основе норм права, но прежде всего — на основе профессиональной этики. В настоящее время этот аспект получает все большее развитие и в сфере муниципальной службы в России. Правила профессиональной этики муниципальных служащих закрепляет, в частности, Кодекс профессиональной этики сотрудников администрации города Ульяновска, утвержденный распоряжением администрации города Ульяновска от 16 августа 2013 г. № 226-Р [5] .

Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, 2006-2019 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Адрес: 170034, г. Тверь, ул. Дарвина, д. 17

Тел.: +7 (4822) 34-22-11, факс: +7 (4822) 35-61-85

Новые требования к урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе (Пластинина Е.А.)

Дата размещения статьи: 26.10.2015

Необходимость искоренения коррупции в очередной раз была подчеркнута Президентом РФ в новом Плане противодействия коррупции . Работа коснется всех основных направлений деятельности государственных и муниципальных учреждений.
———————————
Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Антикоррупционное законодательство

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

Основным «индикатором» коррупционных проявлений в сфере государственного и муниципального управления является ситуация конфликта интересов, описанная в ст. 10 Закона N 273-ФЗ, когда личная заинтересованность служащего — возможность получения дополнительной материальной выгоды при исполнении должностных обязанностей — может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

К сведению. В соответствии со ст. 1 Закона N 273-ФЗ коррупция выражается в таких деяниях, как злоупотребление служебным положением, полномочиями, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Особое звучание норма о конфликте интересов приобрела с добавлением в Закон N 273-ФЗ ст. 13.1, касающейся увольнения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности в связи с утратой доверия .
———————————
Введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Заключение трудовых договоров

Комиссия по урегулированию конфликта интересов

Прокуратура разъясняет законодательство о конфликте интересов на государственной (муниципальной) службе

Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского (муниципального) служащего (далее — служащий) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В чем выражается личная заинтересованность

Конфликт интересов всегда возникает на почве прямой или косвенной личной заинтересованности. Личная заинтересованность означает возможность в сложившейся ситуации получить доходы, выгоды, преимущества:

1) самим служащим.

Например, служащий обучается в образовательной организации, в отношении которой осуществляет контрольно-надзорные функции. Имеет место личная заинтересованность, поскольку служащий в силу должностного положения может получить преимущества при обучении, в частности завышенные оценки своих знаний;

2) лицами, состоящими со служащим в близком родстве или свойстве (близкими родственниками). К ним относятся его родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей.

Например, служащий включен в состав конкурсной комиссии на замещение вакантной должности. Один из претендентов на эту должность — его сын. Возникает личная заинтересованность, так как сын может получить преимущество перед другими кандидатами.

Тот факт, что служащий расторг брак, не является безусловным основанием для вывода об отсутствии личной заинтересованности.

Например, бывшая супруга служащего была трудоустроена в возглавляемый им отдел. Суд выявил конфликт интересов, поскольку установил, что бывшие супруги продолжают проживать вместе и совместно воспитывают детей;

3) организациями или гражданами, с которыми служащий и (или) его близкие родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Например, мать супруги служащего была единственным участником общества. С данным ООО служащий от имени местной администрации подписал контракт и в дальнейшем принял работы по нему. В силу личной заинтересованности служащего организация получила доходы, выгоды и преимущества, также ей не были выставлены штрафы за просрочку работ.

К случаям возникновения личной заинтересованности можно отнести ситуации, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например друзья служащего, его родственников.

Какие меры нужно принять для предотвращения или урегулирования конфликта интересов

Обязанность государственных гражданских и муниципальных служащих принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов предусмотрена п.1 ч.3 ст.10 Закона № 273-ФЗ.

Меры, которые должен принять служащий

Перечень таких мер не является исчерпывающим. В частности, служащий обязан:

1) сообщить представителю нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (ч.2 ст.11 Закона N 273-ФЗ, п.12 ч.1 ст.15 Закона № 79-ФЗ, п.11 ч.1 ст.12 Закона № 25-ФЗ). Для этого необходимо направить представителю нанимателя соответствующее уведомление.

2) при необходимости осуществить самоотвод (ч.5 ст.11 Закона № 273-ФЗ). Случаи самоотвода и его порядок устанавливаются законодательством РФ. Однако в настоящее время такой документ на федеральном уровне не принят.

Представляется, что самоотвод может быть заявлен, например, если служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности госоргана, при этом один из кандидатов — его родственник;

3) отказаться от выгоды, ставшей причиной возникновения конфликта интересов (ч.4. ст.11 Закона N 273-ФЗ, ч. 3.1 ст. 19 Закона № 79-ФЗ, ч.2.1 ст.14.1 Закона N 25-ФЗ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Например, служащий получает бесплатные услуги, скидки от организаций, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. Служащему следует отказаться от таких выгод вне зависимости от их размера;

4) передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (ч.7 ст.11 Закона № 273-ФЗ, ч. 2 ст. 17 Закона № 79-ФЗ, ч. 2.2 ст.14.1 Закона № 25-ФЗ).

Передача осуществляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

Меры, которые обязан принять представитель нанимателя

[1]

Представитель нанимателя обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к такому конфликту.

Представитель нанимателя, в частности, обязан:

1) изменить должностное или служебное положение служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей (ч.4 ст.11Закона № 273-ФЗ, ч.3.1 ст.19 Закона № 79-ФЗ, ч.2.1 ст.14.1 Закона № 25-ФЗ).

Такое изменение может состоять как в исключении соответствующих функций из должностных (служебных) обязанностей служащего, так и в отстранении его от замещаемой должности.

Отстранение производится в установленном законодательством порядке. При этом служащему сохраняется денежное содержание;

2) направить представление о возникновении у служащего конфликта интересов или о возможности его возникновения в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Данный вывод следует из абз. 3 пп. «а», абз. 5 пп. «б», пп. «в» п.16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821.

Непринятие представителем нанимателя мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

Каким образом образуется комиссия по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов

Данная комиссия образуется в государственном органе (ч.5 ст.19 Закона № 79-ФЗ), а также может быть создана в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования (ч.4 ст. 14.1 Закона № 25-ФЗ).

Комиссия осуществляет свою деятельность на основании положения, которое утверждается актом госоргана либо нормативными правовыми актами субъекта РФ и муниципальным правовым актом (ч. 6 ст.19 Закона № 79-ФЗ, ч. 4 ст.14.1 Закона № 25-ФЗ, п.п. 7 и 8 Указа Президента РФ от 01.07.2010 № 821).

4. Кого обязан уведомить гражданский служащий о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия. В научной литературе конфликт интересов в сфере предпринимательской деятельности определяется как «противоречие между интересами, которые защищены правом и должны быть удовлетворены действиями другого уполномоченного принципалом лица (поверенного, агента, директора, доверительного управляющего) и личными интересами этого уполномоченного».

Термин «конфликт интересов» в контексте деятельности государственных и муниципальных служащих стал применяться несколько позже, в основном в связи с вопросами коррупционного поведения. Распространение данного института на сферу публичного управления вызвано необходимостью предотвращения влияния на публичного служащего каких-либо частных интересов, могущих повлиять на надлежащее выполнение им своих должностных обязанностей.

В Российской Федерации в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, утв. Президентом РФ в 2001 г., было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, в целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

Принятый во исполнение данной Концепции Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010, далее — Закон о гражданской службе) определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.

Способы, формы и методы урегулирования конфликта в каждом конкретном случае зависят от характера и степени его обострения, вида государственной службы, полномочий, функций и направлений деятельности органа государственной власти, служебного положения и должностных обязанностей государственного служащего. Также в условиях конфликтной ситуации необходимо проведение обязательной последующей оценки эффективности урегулирования конфликта интересов в целях исключения ситуации, которая может спровоцировать его повторение.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» установил прямую обязанность государственных служащих представлять непосредственному руководителю уведомление в письменном виде о возможности возникновения или возникновении конфликта интересов, как только служащему станет известно об этом. Отрицательным моментом при таких обстоятельствах является то, что в условиях отсутствия законодательно закрепленного перечня типовых конфликтных ситуаций первоначальная субъективная оценка потенциально конфликтных действий и решений возложена непосредственно на государственного служащего — субъекта конфликта интересов. В этом случае существует большая вероятность невозможности объективного оценивания государственным служащим конфликтной ситуации, а также полноценного и своевременного исполнения им обязанностей по уведомлению руководителя о конфликте интересов.

Согласно статья 11. Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе- Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

государственный служба административный правонарушение

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе

1. Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

2. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

3. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона дополнена частью 5.1

5.1. Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

См. обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе РФ и порядка их урегулирования (информация Минтруда России от 19 октября 2012 г.)

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Типовая памятка государственного гражданского служащего при возникновении конфликта интересов

государственного гражданского служащего

при возникновении конфликта интересов

1. Что такое конфликт интересов?

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего (далее – государственный служащий) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

2. Что понимается под личной заинтересованностью?

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или иных лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего.

3. Что запрещено государственному служащему?

Перечень ограничений, обязанностей и запретов для государственных гражданских служащих, связанных с гражданской службой, которые могут привести к возникновению конфликта интересов установлен ст. ст. 17, 18 Федерального закона -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона -ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 8-1 Закона Томской области -ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области».

4. Типичные ситуации конфликта интересов.*

· выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

· выполнение иной оплачиваемой работы;

· владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

· получение подарков и услуг;

· имущественные обязательства и судебные разбирательства;

· взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;

· явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

5. Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Применение мер по предотвращению конфликта интересов должно осуществляться, в том числе и по инициативе государственного служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.**

6. Меры ответственности, которые могут быть применены к государственному гражданскому служащему в случае непринятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.

* В каждом государственном органе с учетом специфики его деятельности должны быть определены наиболее типичные ситуации конфликта интересов.

** Рекомендации по правилам поведения государственного служащего в конкретной ситуации даны в Методических рекомендациях по поведению государственных гражданских служащих, проходящих службу в исполнительных органах государственной власти Томской области, при возникновении ситуаций коррупционной направленности и конфликта интересов (размещены на сайте Департамента государственной гражданской службы Администрации Томской области в разделе «Методические материалы»).

Источники


  1. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.

  2. Елена Туник Психодиагностика супружеских отношений / Елена Туник. — М.: Питер, 2014. — 187 c.

  3. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.
  4. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
  5. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.
При возникновении конфликта интересов государственный служащий
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here