Причины конфликта между

Самое важное по теме: "причины конфликта между" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Конфликт — типы и причины конфликтов

Существуют различные толкования понятия конфликт. В социальной психологии конфликт обычно определяется как столкновение противоположных целей, мотивов, интересов. В коллективе конфликт отражает столкновение групповых норм, ролевых позиций, ценностей членов группы.

Типы конфликтов

В социальной психологии существуют различные типологии конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Ниже приведена классификация по характеру участников:

Внутриличностный конфликт — не вполне соответствует общепринятому определению конфликта. В то же время, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Одна из наиболее распространенных его форм – ролевой конфликт. Последний возникает когда к человеку предъявляются противоречивые требования относительно результатов его деятельности. Внутриличностный конфликт может возникнуть у сотрудника организации в результате несоответствия производственных требований его личным потребностям или ценностным ориентирам. Исследования показывают, что такого рода конфликт обычно связан и с низкой степенью удовлетворенности сотрудника работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом [1] .

Межличностный конфликт — наиболее распространенный тип конфликта, который может возникать между сослуживцами, соседями, членами семьи и т.д. В организациях он может проявляться как противостояние между руководителями различных подразделений, противостояние между подчинённым и руководителем, либо противостояние двух рядовых членов коллектива. Явление часто имеет объективные причины (распределение ресурсов, борьба за власть и пр.). В то же время, такие конфликты могут возникать и на субъективной почве, когда люди с различными чертами характера и системами ценностей не в состоянии уживаться друг с другом.

Во всех случаях межличностных конфликтов имеют место два взаимосвязанных аспекта:

  • содержательный (предмет разногласия);
  • психологический (личностные особенности оппонентов, особенности их взаимоотношений).

Конфликт между личностью и группой — довольно распостранённое явление, в коллективах он может возникать в различных вариантах: противостояние коллектива руководителю, противостояние коллектива рядовому члену. Такого рода конфликты возникают когда ожидание группы находится в противоречии с ожиданиями отдельной личности. Конфликт между личностью и группой может возникнуть когда отдельная личность занимает позицию, отличную от позиции группы.

Аналогичное противостояние может происходить на почве должностных обязанностей руководителя, который вынужден предпринимать непопулярные среди подчинённых административные меры. В этом случае группа, в качестве ответного действия, может снизить уровень дисциплины и производительность труда.

Межгрупповой конфликт — конфликт между малыми социальными группами. Такие конфликты могут возникать как между группами в пределах одного коллектива (общности) или между группами разных общностей. Примеры конфликтов между малыми социальными группами весьма разнообразны: стычки между болельщиками разных футбольных клубов, противостояние между линейными руководителями и административным персоналом на предприятии и др.

Объектом межгрупповых конфликтов могут выступать:

  • нехватка ресурсов (экономических, информационных и пр.);
  • неудовлетворённость одной из сторон конфликта социальным статусом;
  • различия социокультурных ценностей (религиозных, нравственных, этнических и т.д.).

Межгосударственный конфликт — борьба между двумя государствами или их коалициями в основе которого лежит столкновение национально-государственных интересов противоборствующих сторон. Противостояние может также возникнуть между государством и группой государств. В современной конфликтологии нет общепринятой типологии межгосударственных конфликтов, их классификация может брать за основу: число участников, их стратегические цели, масштабы столкновения, применяемые средства, характер конфликта.

В некоторых источниках можно встретить также выделение конфликта типа «группа-общество». В данной статье постараемся рассмотреть причины наиболее распространённых в повседневной жизни типов конфликтов — межличностного, межгруппового, а также противостояния между личностью и группой.

Возможна также классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия по А. И. Шипилову, представленная следующей схемой:

Причины конфликтов

По мнению известного российского социолога, основателя Ленинградской социологической школы В.А. Ядова, «во всех конфликтах речь идет о двух вещах или даже об одной: о ресурсах и о контроле над ними. Власть с этой точки зрения – это вариант контроля над ресурсами, а собственность и есть сам ресурс» [2] . Учёный считает, что все ресурсы можно разделить на две группы: материальные и духовные, а последние, в свою очередь, дифференцировать на составляющие. Сходные мысли высказываются и другими специалистами. Говоря более отвлечённо: универсальный источник конфликта заключается в несовместимости ожиданий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения [4] .

Существуют различные типологии причин возникновения конфликтов. Одна из возможных классификаций:

1. Объективные причины конфликтов

Распределение ресурсов. Тип распределяемых ресурсов не имеет принципиального значения, люди всегда стремятся получать больше, а не меньше. Они глубоко переживают собственные проблемы, при этом проблемы других групп или членов коллектива осознают довольно поверхностно. Таким образом формируются искаженные представления о справедливости, в результате чего почти неизбежно возникают различного рода конфликты.

Взаимозависимость задач. Вероятность возникновения конфликта существует везде, где выполнение задач одного человека или группы зависят от действий другого человека или группы. Некоторые типы организационных структур увеличивают вероятность возникновения конфликта. Так, в частности, она возрастает при матричной структуре управления, при которой умышленно нарушается принцип единоначалия.

Различия в целях. Вероятность возникновения конфликта в организации увеличивается вместе с её ростом и структурной дифференциацией. В результате глубокого разделения труда подразделения начинают сами формулировать свои цели и основное внимание уделять их достижению, нежели достижению целей организации. Такая ситуация обычно возникает в организациях, члены которых плохо ориентированы в стратегии её развития, не видят своего места в отдаленной перспективе функционирования организации.

Различия в способах достижения целей. Члены организации (как рядовые, так и руководящий состав) могут иметь отличные друг от друга взгляды на способы достижения общих целей. При этом каждый считает, что его методы самые лучшие, а это часто является основанием для возникновения конфликта.

Неудовлетворительные коммуникации. Нарушенная передача информации может быть как причиной, так и следствием конфликта. Кроме того, она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным сотрудникам или группам понимать ситуацию или точки зрения других. Плохо подготовленный руководитель может спровоцировать конфликт своей неспособностью точно определить функции сотрудников подразделений, неоднозначными требованиями к показателям качества труда, предъявлением взаимоисключающих требований к работе.

2. Социально-психологические причины конфликтов

Неблагоприятный социально-психологический климат. Конфликты с большей вероятностью возникают в коллективах в которых отсутствует ценностно-ориентационное единство, наблюдается низкая сплочённость группы.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива. Сложность связана с вхождением новичка в уже сформировавшийся коллектив и, прежде всего, в первичную, контактную группу. Социально-психологическая адаптация новичков — достаточно длительный и сложный процесс. Трудности адаптации могут быть обусловлены: индивидуальными особенностями поведения новичка; уровнем сплоченности коллектива и т.д.

Аномия социальных норм. Рассогласованность принятых социальных норм приводит к возникновению двойных стандартов: руководство требует от сотрудников стиля поведения, которого само не придерживается; кому-то из сотрудников всё прощается, с кого-то спрашивается и т.д.

Читайте так же:  Стать лучшим рабочим

Конфликт поколений связан с различиями в системах ценностей, манере поведения и жизненном опыте у представителей разных возрастных групп.

Территориальность — понятие из экологической психологии. Территориальность подразумевает занятие личностью или группой некоторого пространства (рабочего, жилого и т.д.) и установление своего контроля над ним и находящимися в нем объектами.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре организации. Такой лидер, преследуя корыстные цели, способен организовать группу, которая ориентируется исключительно на его указания. При этом распоряжения формального руководства принимаются только с одобрения «теневого» лидера.

Респондентная агрессия — возмущение направленное не на источник страдания, а на окружающих, близких людей, коллег; более свойственна слабым типам личности. Опасность такого рода агрессии дополнительно обусловлена тем, что её жертвами часто являются беззащитные люди.

3. Личностные причины конфликтов

Согласно личностно-ориентированному подходу, причинами конфликтов являются:

1. Особенности протекания когнитивных процессов — обработка информации, принятие решений и пр. В результате таких особенностей у людей возникают несовместимые оценки относительно существующей ситуации. Последнее обстоятельство приводит к выработке сторонами противоречивых стратегий, применяемых ими при решении конкретных задач.

2. Особенностях личности вообще (конфликтные личности). Принято выделять следующие черты характера, характерные для «конфликтной личности»:

  • стремление к доминированию;
  • излишняя принципиальность;
  • излишняя прямолинейность в высказываниях;
  • склонность к недостаточно аргументированной критике;
  • склонность к раздражительности и депрессиям;
  • консерватизм убеждений, нежелание отказываться от устаревших традиций;
  • бесцеремонное вмешательство в личную жизнь;
  • несправедливая оценка чужих действий других;
  • неуместная инициатива и др.

Помимо этого, важное значение имеет ситуация, в которой возникают конфликты. В одних случаях ситуация может способствовать конфликту, в других – тормозить его, сдерживая инициативу противоборствующих сторон. Так, поводом для конфликта на работе могут служить: события, произошедшие в нерабочее время (например, в личной жизни сотрудника), повышенное нервное возбуждение в конце рабочего дня и т.д.

  1. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 200 с.
  2. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. № 1 / Под ред. Е.И. Степанова. — М.: ИСРАН, 1991. — 281 с.
  3. Конфликтология в схемах и комментариях / Анцупов А.Я., Баклановский С.В. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил.
  4. Конфликтология: учебно-практическое пособие / Цыбульская, М.В. – М. : Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 312 с.

Информация, размещённая на страницах сайта, не является пособием по самолечению.
В случае выявления заболеваний или подозрений на них следует обратиться к врачу.

10 основных конфликтов между мужчиной и женщиной

10 основных конфликтов между мужчиной и женщиной

Не всегда в отношениях мужчины и женщины бывает всё хорошо. В любых отношениях иногда могут происходить конфликты, ведь настроение, мысли и желания партнёров могут не совпадать. Причины конфликтов между мужчиной и женщиной могут быть разнообразны, но в основном их можно свести к 10 главным пунктам.

[2]

Если же объективно рассмотреть вопрос, то становится ясно, что партнёры ругаются по одному и тому же сценарию. В данной статье давайте рассмотрим наиболее распространённые причины, по которым партнёры ссорятся. Любой человек хотя бы однажды, но сталкивался с этими ситуациями.

В современном обществе многие люди сталкиваются с денежными проблемами. Раньше этот вопрос не стоял столь остро, поэтому реже выступал причиной ссор. Сегодня мужчина вполне может упрекнуть женщину в том, что она находится на его содержании. У женщины, кстати, тоже есть такое право. Человек, который зарабатывает, часто полагает, что его «половинка» слишком много тратит, нередко покупает ненужные вещи или просто сорит деньгами. При этом второй партнёр уверен в том, что он рационально расходует средства, и считает, что второй мог бы зарабатывать и больше. Отсюда и возникают конфликты и непонимание.

Если один партнёр не желает принимать позицию второго и относиться к ней с уважением, то это обязательно становится причиной конфликта. Один партнёр старается перетянуть второго на свою сторону, доводя отношения до разрыва в том случае, если это не получается. Выходит, что оба партнёра понимают позиции друг друга, только не готовы их принять или прийти к компромиссу. Удивительно, но пара может поссориться даже из-за противоположных политических взглядов.

Много ситуаций, провоцирующих конфликты, связаны с бытовыми вопросами. Такие конфликты могут возникать в каждой семье, при этом не имеют значения ни материальное благополучие, ни социальный статус, ни прочие моменты. Вариантов развития конфликтов множество, начиная с разбросанных носков по всему дому и незакрученных тюбиков зубной пасты.

В случае если человек решил поделиться со своим партнёром какой-либо проблемой, он, естественно, ожидает от второго поддержки и понимания. Когда вы рассказываете о проблеме с начальством, то ждёте, что вторая половинка обязательно поддержит вас и примет вашу сторону. Но когда партнёр проявляет открытое равнодушие или начинает критиковать, конечно же, человек огорчается. Постепенно такая ситуация приводит к конфликту и выяснению отношений.

Нередко между партнёрами встаёт выбор, например, где лучше провести отпуск, с чего начать ремонт квартиры и т. д. Если два партнёра не могут прийти к единогласному или компромиссному решению, то возникают ссоры и продолжительные выяснения отношений. В результате проблемы так и не решаются, а борьба между партнёрами только накаляется.

Каждый человек прекрасно понимает, что родителей не выбирают. Люди об этом нередко задумываются тогда, когда приходится выслушивать их нравоучения. Если такое случается не с родными родителями, а родителями партнёра, то бывает трудно убедить себя не срываться. Правда, чаще родителям «половинки» ничего не высказывается, но ссора с партнёром обретает крепкий фундамент, ведь сорваться на ком-то надо.

Если два партнёра не могут найти гармонию в сексуальных отношениях, то разлады в семье обеспечены. Чаще всего сексуальное влечение у мужчин возникает ситуативно, часто оно не совпадает с готовностью женщины. Такая ситуация не устраивает обоих партнёров. Бывает и, наоборот: у женщины желание появилось, а у мужчины им и не пахнет. В таких случаях женщина начинает подозревать мужчину в измене.

Как говорится в известной пословице, хорошие намерения могут очень плохо закончиться. Следовательно, чтобы избежать конфликта, следует быть осторожным и заранее согласовывать свои действия, иначе реакция человека может быть весьма неожиданной. Приведём конкретный пример: вы решили почистить аквариум своего партнёра, пока его нет дома, только в ответ услышали одни упрёки. Оказывается, партнёр специально купил новый грот и растения для своих рыбок, поэтому хотел проделать этот процесс самостоятельно.

Нередко именно авторитет друзей играет большую роль. Друзья могут настолько влиять на человека, что он становится неуправляемым. К примеру, парень под уговорами своих друзей решил пойти в ночной клуб, при этом даже не предупредил свою девушку. Или девушка, прислушавшись к совету подруги, решила проверить телефон своего парня. И в первом, и во втором случае будет конфликт.

Читайте так же:  Депрессия после родов симптомы

Сегодня долгие разговоры уже не в моде, люди пытаются вникнуть во все детали, чтобы глубже изучить проблему. Но минус в том, что они это делают это поодиночке. В результате этого у партнёров формируются взаимные обиды, которые они, молча, вынашивают в себе, не разговаривая с партнёром неделями. Со временем, естественно, партнёры начинают отдаляться друг от друга. Внутри себя же каждый из партнёров начинает домысливать произошедшее, всё больше накручивая себя и добавляя новые неприятные детали. Такая ситуация приводит к неприязни и непониманию, так как люди живут с придуманным образом человека, а не реальным. Вот и получается, что недопонимание приводит к конфликтам. Важно научиться слышать своего партнёра, а не только себя, тогда и конфликтов в жизни будет намного меньше.

А какие основные причины конфликтов в вашей семье, в ваших отношениях? И каким образом вы пытаетесь или решаете эти конфликты. Оставляйте свои комментарии.

Причины конфликта между

Какие причины конфликта между правительством и * лучшими представителями общества» называет автор воспоминаний? Укажите не менее двух причин.

«В начале третьего часа один за другим прогремели два удара, похожие на пушечные выстрелы: бомба Рысакова разбила карету государя, бомба Гриневицкого сокрушила императора: смертельно раненные, и царь и метальщик через несколько часов были бездыханны.

Что бы ни говорили и что бы ни думали о 1 марта, его значение было громадное. Оно прервало 26-летнее царствование императора, который открыл для России новую эру, поставив её на путь общечеловеческого развития; после векового застоя он дал ей громадный толчок вперёд реформами: крестьянской, земской и судебной. И первая, и величайшая из этих реформ, крестьянская, в экономическом отношении не удовлетворяла требованиям лучших представителей общества. Труды Янсона, кн. Васильчикова и других исследователей показали полное расстройство экономического быта крестьян: малоземелье, развитие сельского пролетариата и . несоответствие крестьянских платежей с доходностью их земель.

Другие преобразования, под усилившимся влиянием противников реформ и реакции, проявившейся в самом императоре, были урезаны и искажены разными дополнениями, изъятиями, разъяснениями. Мало-помалу общественные силы и правительственная власть пошли врозь, общественные элементы потеряли всякое влияние на течение государственной жизни, на ход управления.

Поучительный характер 1 марта заключается именно в том, что это был финал двадцатилетней борьбы между правительством и обществом».

Правильный ответ должен содержать следующие причины:

1) экономически невыгодный для крестьян характер реформы 1861 г.;

2) урезка и искажение других преобразований под влиянием противников реформ

Причины конфликта между Россией и Западом

В нынешней ситуации напряженных отношений между Россией и Западным миром многие аналитики и эксперты пытаются найти причину такого разлада. По мнению заместителя председателя Редакционного совета «Вестника Кавказа», политолога Сергя Михеева, после распада Советского Союза Запад имел уникальный исторический шанс создать систему принципиально новых отношений и с Россией, и с бывшими государствами Советского Союза, создать более гармоничную модель лидерства. И в первую очередь, такой исторический шанс был у американцев, которые его упустили.

«Именно мы, Москва, решили для Запада главную его геополитическую проблему 20 века – Советского Союза не стало. В Москве ожидали, что этот исторический шаг будет соответствующим образом оценен Западом, и Запад выстроит какую-то принципиально иную систему отношений в этом мире. Но этого не случилось», — полагает Михеев.

Он сравнивает западные страны с мелким лавочником: «Запад просто стал хватать все, что плохо лежит, распространять свою экспансию и влияние на максимальное количество стран, а России отвел роль побежденного, роль страны, которая не имеет больше права на то, чтобы защищать и вообще даже иметь свои интересы. И эта ситуация и породила новую напряженность в отношениях между Россией и Западом».

По мнению Михеева, Россия такую ситуацию терпела как минимум лет 15. «Но совершенно очевидно было для тех, кто всерьез занимается политикой, что вечно такая ситуация продолжаться не могла. То есть для России рано или поздно встала бы дилемма – или мы боремся за свои интересы, или мы постепенно просто исчезаем с карты мира. Я думаю, напряжение, которое сейчас возникло, было совершенно неизбежным», — уверен политолог.

Говоря об образе российского президента в представлении западных политиков, Сергей Михеев отмечает, что «многие считают на Западе Путина агрессивным политиком. Чаще всего это или лукавство или абсолютно непрофессиональный взгляд на ситуацию в России. Путин и практически все его окружение – это те самые люди, которые пришли в новой команде управленцев после распада Советского Союза. И Путин, и все, кто был рядом с ним, были, в общем-то, западниками, по крайней мере, в момент 1990х. Очень долго российская элита ждала понимания. Здесь было огромное количество надежд у всех, начиная от обывателей и кончая большими политиками, на Запад, на то, что Запад предложит какую-то новую модель отношений. Кредит доверия Западу в 1990х годах был огромен».

Однако, по словам политолога, Запад не смог оправдать тот кредит доверия, который существовал в России. «В результате даже российская элита ближе к концу 1990х стала понимать простую вещь, что Запад уважает только сильных, что только сильный может отстаивать свои собственные интересы, и по-другому никак. Это понимание было болезненным. Многие от него болезненно отказывались, многие даже не хотели таких напряженных и конфликтных отношений с Западом. Но просто другого выхода нет. Было совершенно очевидно, что надо отстаивать свои собственные интересы. Если их не хотят учитывать, то надо их отстаивать. И это, к сожалению, предопределило рост напряженности в отношениях с Западом», — делает вывод Сергей Михеев.

Причины конфликтов

Читайте также:

  1. III. Субъективизм в толкованиях Ветхого Завета и его причины.
  2. IV. Причины и экономические последствия Великих географических открытий
  3. V. Развитие капитализма в Германии XVIII в. — причины экономической отсталости
  4. А. Работа переписчиков на Руси. Причины и примеры порчи текста в древнеславянских рукописях библейских книг.
  5. Английская буржуазная революция: причины, участники, этапы, значение
  6. Биомеханика — наука, которая изучает механическое движение в животных организмах, его причины и проявления.
  7. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ ЛЕТОМ-ОСЕНЬЮ 1941 г. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЙ КРАСНОЙ АРМИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ
  8. Бюджетный дефицит, причины его возникновения
  9. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
  10. Великая французская буржуазная революция: причины, участники, этапы, значения
  11. Венерические заболевания, причины, профилактика
  12. Вероятные причины изменения плевральной жидкости

Определение основных структурных элементов конфликта.

Методические рекомендации

Тема 2.3 Управление конфликтами

Читайте так же:  Как полюбить себя и начать уважать

Конфликт в организации, его структура. Виды конфликтов. Причины и последствия конфликтов.

Управление конфликтами. Стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость

Для начала рассмотрения темы необходимо рассмотреть понятие конфликта в организации и его структуру. Далее изучить виды конфликтов, причины и последствия конфликтов и стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях: сотрудничество, компромисс, принуждение, избегание, уступчивость.

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.

Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

[3]

Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

Приводимая в табл. 1 классификация является самой общей, и в ней мы выделяем виды конфликтов по различным признакам. В других темах практикума дается классификация конкретных видов конфликтов по типам.

Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:

1. Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

2. Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

3. Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

4. Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

Таблица 1 Классификация конфликтов

Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

• неудовлетворенность условиями деятельности;

Видео (кликните для воспроизведения).

• нарушение служебной этики;

• нарушение трудового законодательства;

• различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Таблица 2. Типы конфликтных ситуаций

Основные этапы конфликта:

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта, прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

Психологии выделяют пять основных стилей поведения в конфликте: избегание, уступки, противоборство, компромисс и сотрудничество.

Избегание – это стремление людей уйти от вопроса и обстоятельств, вызывающих конфликт. В целом это положительный стиль.

Уступки — это сохранение хороших отношений путем одностороннего сглаживания противоречий.

Противоборство– это стремление участников добиться победы над противником.

Компромисс – это урегулирование противоречий через взаимные уступки. В этом случае участники проявляют добрую волю и делают шаги навстречу друг другу. Результатом становится какая-то договоренность, которая, в конечном счете, устраивает участников именно своим встречным движением.

Сотрудничество —это совместный поиск преодоления противоречий. Лозунг такого стиля поведения – «ты не против меня, а мы вместе против конфликта». Часто результатом сотрудничества становится консенсус.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию конфликт. Назовите, что лежит в его основе.

2. Охарактеризуйте типы конфликта.

3. Назовите и поясните основные причины конфликтов.

4. Опишите виды конфликтных ситуаций

5. Охарактеризуйте типы конфликтных личностей

6. Перечислите и охарактеризуйте стратегии поведения менеджера в конфликтных ситуациях.

Литература

[5, с.223-236, с.241-275]; [7, с. 231-242]; [8, с.106-111];[9, с. 423-431]; [15, с. 240-251].

Дата добавления: 2014-12-07 ; Просмотров: 3614 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Причины конфликтов. Можно выделить несколько основных причин конфликтов между участниками взаимодействия

Читайте также:

  1. I. ПОНЯТИЕ О КОНЪЮНКТИВИТАХ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
  2. Абсентеизм (причины и способы преодоления).
  3. Адгезивный средний отит. Причины, клинические формы, лечение.
  4. Билет 20. Принцип причинности. Диалектика причины и следствия. Проблема причинности в медицине.
  5. Биологические причины формирования зависимости
  6. Большевистская стратегия: причины победы
  7. В. Основные причины этической регламентации профессионального поведения СР.
  8. Великая Отечественная война 1941 – 1945гг. Причины неудач. Перевод экономики. Сопротивление в тылу
  9. Виды конфликтов
  10. Власть и общество накануне перестройки. Причины экономического кризиса
  11. Внешние причины (факторы), способствующие внедрению ИС
  12. Вопрос 5: Причины образования объединенных больничных касс

Можно выделить несколько основных причин конфликтов между участниками взаимодействия.

1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях, будь то завод или учебное заведение, ресурсы всегда ог­раничены. Время, деньги, помещения, оборудование и др. – все это ресурсы, необходимые для выполнения работы, и, конечно, самый ценный ресурс любой организации – работающие в ней люди. Необходимость что-то распределять практически неизбежно ве­дет к конфликтам. Совершенно естественно, что люди всегда хотят получить не меньше, а больше, и собственные желания всегда кажут­ся более обоснованными.

Читайте так же:  Развитие отношений в семье

2. Взаимозависимость. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, преподаватель может объяс­нить низкое качество выполнения студентами лабораторной работы не­радивостью лаборанта, не обеспечившего исправность оборудования. Лаборант может в свою очередь предъявить претензии преподавателю, так как оборудование было испорчено студентами.

Приводит к конф­ликтам и совместное решение задач специалистами разной квалифика­ции. В этом случае высококвалифицированные исполнители могут быть недовольны тем, что их более слабые коллеги тормозят выполнение работы, а последние недовольны тем, что от них требуют невозмож­ного. Подобные конфликты называют конфликтами разных потенциалов.

3. Различия в ценностях. Участники деятельности наделяют ее оп­ределенным ценностным смыслом. Осознание человеком ценностного аспекта своей работы позволяет ему ответить на вопросы: «Зачем?», «Ради чего?», «Что главное?». Нередко возникающие противоречия касаются именно ценностей деятельности.

Приверженность классическим научно-педагогическим традициям, как и постоянное стремление к изменениям, поиску нового, являются необходимыми условиями эффективности педагогической деятельности. Преподаватели, тяготеющие к разным полюсам, могут быть прекрасны­ми профессионалами, могут работать вместе и иметь хорошие отноше­ния.

Конфликт возникнет только в том случае, если различия будут препятствовать взаимодействию (например, совместная методическая разработка), или, если они начнут посягать на ценности друг друга «из принципа». Этот вариант чаще встречается при разном статусе участников взаимодействия. Люди более высокого статуса, имеющие определенные властные полномочия, порой трактуют их слишком широ­ко, считают, что должность дает им право навязывать другим собс­твенные ценности.

4. Различия в целях. Группы внутри организации и отдельные лю­ди, как известно, могут преследовать собственные цели, не совпа­дающие с целями других участников взаимодействия.

Вероятность конфликта целей возрастает при необходимости ор­ганизационных изменений, в частности, в связи с изменением пот­ребностей общества. Например, сейчас многие учебные заведения вы­нуждены пересматривать цели в соответствии с новой системой обра­зования. Во времена перемен увеличивается вероятность возникновения ценностных конфликтов.

5. Различия в способах достижения целей. Участники совместной деятельности, в том числе педагогической, могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей. Даже если и ад­министрация, и профессорско-преподавательский состав, и студенты хотят повысить эффективность обучения, каждый может иметь собс­твенное, отличное от других, мнение о том, как это сделать. Мно­гие проблемы можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

6. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в учебных заве­дениях очень часто связаны с неудовлетворительным коммуникациями. «Почему мне не сообщили вовремя?», «Я не знал об изменениях в расписании» и т.п. – претензии, часто обоснованные и, тем не менее, провоцирующие конфликт, явление, к сожалению, обычное. Неполная или неточная передача информации, отсутствие необходимой информа­ции могут быть не только причиной, но и дисфункциональным следс­твием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.

7. Различия в психологических особенностях. Это еще одна причи­на возникновения конфликтов. Как уже говорилось, не следует счи­тать ее главной, но игнорировать роль психологических особеннос­тей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологичес­кие различия участников совместной деятельности столь велики, что существенно осложняют совместную деятельность.

Анализ конфликтных ситуаций, связанных с психологическим особенностями людей, особенно ярко высвечивает специфику педаго­гических конфликтов, конфликтов между обучающим и обучаемым.

«Инструмент» педагога – его собственная личность, и этот «инстру­мент» всегда должен быть настроен на учащегося.Преподаватель обязан быть требовательным и терпимым, принципиальным и гибким, объективным и доброжелательным. Ответственность за негативные последствия конф­ликтов лежит на педагоге. Безусловное уважение к личности учащегося, адекватный уровень самоуважения, самоанализ и самоконтроль – необходимые предпосылки формирования навыков эффективного конфликтного поведения педагога.

Потенциально конфликтогенные медицинские ситуации (три типа таких ситуаций):

конфликты деятельности, возникающие в связи с выполнением профессиональных обязанностей в современных сложных социально-экономических условиях;

конфликты поведения (поступков), возникающие из-за наруше­ния правил поведения в ситуации терапевтического взаимодействия;

конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-лич­ностных отношений врача и пациента (врача – врача и т.п.) в сфере их общения в процессе профессиональной деятельности.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 233 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конфликты: причины возникновения, виды

Конфликтэто столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обусловливающими их факторами:

1) Информационные факторы: неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению; подозрения в умышленном сокрытии информации или ее обнародовании; сомнения в надежности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства, доктрин, правил порядка действий и т.д.

2) Структурные факторы: вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчетности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы безопасности, поощрения и наказания, географическое положение (добровольная или вынужденная изоляция, либо открытость, интенсивность контактов), распределение ресурсов, товаров, услуг, доходов.

3) Ценностные факторы (принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем): общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения (предпочтения, стремления, предрассудки, опасения), идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды.

4) Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. При этом важно учитывать основу отношений (добровольные или принудительные), их сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые), баланс силы, значимость для себя и других, взаимоожидания, длительность отношений, совместимость сторон в отношении ценностей, поведения, личных и профессиональных целей и личной сочетаемости, вклад сторон в отношения (надежды, деньги, время, эмоции, энергия, репутация), различия в образовательном уровне, жизненном и профессиональном опыте.

5) Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, страдает самооценка, возникает угроза безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной), если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Такая группировка причин конфликтов способствует их пониманию и упрощает анализ, но следует помнить, что реальная жизнь богаче любой схемы и можно выделить множество иных причин возникновения противоречий, а также выявить тесное переплетение различных факторов в том или ином конфликте.

В зависимости от субъектов конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на несколько видов:

Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, на противоречивые требования.

Читайте так же:  Как понять что нравишься женатому мужчине признаки

Межличностные конфликты в сфере производства могут возникать из-за притязаний на ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, использование оборудования, вакантную должность, из-за несходства характеров.

Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе стилями поведения и нормами труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты — это конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрация и профсоюзы), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.

Межличностные конфликты можно классифицировать, в зависимости от характера отношений между субъектами, на следующие виды: взаимно положительные; взаимно отрицательные; односторонне положительно-отрицательные; взаимно противоречивые; обезличенные или взаимно безразличные.

Взаимно положительные отношения при разрешении возникших между субъектами противоречий направлены на поиск и достижение взаимно приемлемого результата, согласованное его принятие.

Взаимно отрицательные отношения предполагают определенность и однозначность позиций, негативных по своему содержанию. Все признаки межличностного конфликта явно выражены, эмоциональный фон деструктивен, партнеры враждебны друг другу.

Односторонне положительно-отрицательные отношения возникают, когда один из субъектов занял негативную позицию по отношению к другому, в то же время другая сторона настроена положительно, дружелюбно, пытается наладить контакт. Такая ситуация достаточно стабильна, хотя негативно настроенный партнер в процессе взаимоотношений может нанести такие оскорбления и выдвинуть такого рода обвинения, которые приведут к тому, что другая сторона откажется от положительной позиции и займет также отрицательную. В таком случае возникает открытый межличностный конфликт.

Односторонне противоречиво-положительные отношения возникают при условии, если один субъект относится однозначно положительно, а другой колеблется между положительными и отрицательными оценками первого, т.е. испытывает внутриличностный конфликт, который является предпосылкой к межличностному. Здесь решающим будет поведение наиболее активного субъекта в поисках либо сближения, либо разрыва.

[1]

Односторонне противоречиво-отрицательные отношения характеризуются тем, что один субъект однозначно отрицательно относится к другому, другой же колеблется от симпатии к антипатии, что в конечном счете может быть воспринято как свидетельство слабости, и межличностный конфликт в будущем наиболее вероятен.

Взаимно противоречивые отношения характерны неустойчивостью, неэффективностью совместной деятельности. Оба субъекта испытывают внутриличностный конфликт, и в этом случае контакты сведены до минимума и осуществляются в сугубо официальных нормах и формах.Обезличенные или взаимобезразличные отношения устанавливаются при восприятии субъектами друг друга не как личностей, а как субъектов, выполняющих определенные функции (продавец — покупатель, водитель — пассажир).

Межличностный конфликт может иметь открытую и закрытую формы проявления.

Открытый конфликт содержит прямые, непосредственные действия субъектов друг против друга.

Закрытый конфликт осуществляется не путем прямых столкновений и противоборства, а завуалированными методами.

Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность — потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, ее прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте.

В производственной области межличностные конфликты возникают при неудовлетворении потребностей в самореализации, при отсутствии условий для проявления инициативы, профессионального роста, при неадекватной оценке трудовой деятельности, неудовлетворенности существующим стилем руководителя и т.д.

По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные. Первые чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Вторые же связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызвать глубокую и длительную напряженность отношений.

По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные.

Объективно обусловленным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Плохие условия труда, нечеткое разделение функций и ответственности легко создают напряженную обстановку, когда независимо от настроения, характеров людей, сложившихся в коллективе отношений и призывов к взаимопониманию и сдержанности вероятность возникновения конфликтов довольно велика. Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно, только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.

Субъективно обусловленным считается возникновение конфликта, связанного с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым.

Классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие.

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70—80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы связан по рукам и ногам. Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов, разрешение которых выводит организацию и личность на новый, более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества, взаимопонимания.

Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Чопра, Маллика Все, о чем ребенок хочет спросить… и спрашивает. Мысли многодетной мамы вслух, или полуночные записки на подгузниках. Самое главное, чему стоит научить ребенка / Маллика Чопра , Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 624 c.

  2. Муратов, С.А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. — М.: Юрайт, 2018. — 279 c.

  3. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
  4. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.
  5. Петрушин, С. В. Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2014. — 144 c.
Причины конфликта между
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here