Пример декларативной нормы права

Полная информация в статье на тему: "Пример декларативной нормы права" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Дефинитивные нормы права

Дефинитивные нормы права — нормы права, которые содержат определения юридических понятий.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Дефинитивные нормы права — это правовые нормы, которые содержат определения юридических понятий.

[1]

Пример

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (п. 1 ст. 5 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации)

В Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) определен порядок применения дефинитивных норм (п. 1 ст. 11 НК РФ):

«Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.»

То есть, если НК РФ определяет значение термина, то для налогообложения используется это значение. Если значение термина в НК РФ не определено, то применяется то значение, которое определено в соответствующей этому термину отрасли права.

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Виды правовых норм

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. З ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

декларативная норма права это

Декларативные нормы

Автор Mar задал вопрос в разделе Право социального обеспечения

подскажите пример к декларативные нормы права и получил лучший ответ

Ответ от Ѓмная Сова[активный]
Например: равенство всех пере законом. Никто не может быть признан виновным, иначе как по решению суа. Россия является светским гос-вом. Равенство всех ветвей власти. Русский язык является госу-ным языком России.

какая классификация конституционно-правовых норм существует
конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

Существуют различные классификации норм права.

1) государство стремится к глобальному
подробнее.

Декларативные нормы права

Декларативные нормы права — нормы права, которые содержат правовые принципы, цели и задачи.

Разъяснение

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.

Декларативные нормы права — это правовые нормы, которые содержат правовые принципы, цели и задачи.

Пример

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. (ст. 2 Конституции Российской Федерации).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. (п. 2 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации)

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. (ч. 1 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации)

Пример из судебной практики

Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (ред. от 14.02.2010) устанавливал норму (п. 2 ст. 46):

«Оператор связи обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.»

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2010 по делу N А22-2693/2009 отметил:

«Пункт 2 статьи 46 Закона о связи направлен на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи. Данная норма по своей сути декларативна и без ее детализации в других нормативных правовых актах не реализуется, поскольку текст Закона не дает представления, что следует понимать под созданием условий для беспрепятственного доступа и каковы критерии, по которым можно определить достаточность созданных условий (наличие специальных съездов, близость к остановкам общественного транспорта, ширина проходов и т.д.).»

Читайте так же:  Продажа безалкогольного пива несовершеннолетним

Среди декларативных норм выделяют:

Нормы-принципы — нормы права, которые содержат руководящие начала, принципы, которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования.

Дополнительно

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Виды норм права и их классификация

Норма права – это общеобязательное правило поведения, внешне выраженное в законах, иных признаваемых и защищаемых государством формах и выступающее в качестве критерия: или правомерно-дозволенного, или предписанного (обязанного), или запрещенного поведения субъектов права.

Классификация норм права осуществляется по следующим основаниям:

I. По способу воздействия на поведение людей:

1) регулятивные нормы (правила поведения) – определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, условия их возникновения и действия:

а) управомочивающие нормы предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий, возможности поведения, гарантированные обязанностями других (п.1.2. ст.37 УК, п.1 ст.38 УК).

б) обязывающая норма возлагает на субъекта права обязанность совершать действия определенного характера. Например, ст.31. Семейного кодекса РФ, п.2 ст.67 ГК РФ.

в) запрещающая норма устанавливает запрет на совершение определенных действий, которые признаны законом как правонарушения (ст.575 ГК РФ Запрещение дарения, Правила дорожного движения Российской Федерации: приложение № 1 п.3 «Запрещающие знаки»).

2) охранительные нормы – являются как бы продолжением запрещающих норм. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение неправомерных поступков, а охранительные – фиксируют меры принуждения и пресечения за нарушение запретов. Они также могут содержать условия и порядок освобождения от наказаний, например, большинство норм УК РФ (ст.44 УК РФ, ст.79-83 УК РФ, ст.279 УК РФ).

3) Обеспечительные (нормы-гарантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования (ст.12 ГК РФ описывает способы защиты гражданских прав).

4) Учредительные нормы (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя. Это конституционные нормы (2 глава Конституции РФ), нормы, закрепленные в кодексах (ст.1 ГК РФ, ст.3 УК РФ).

5) Декларативные нормы (нормы-объявления) – содержат положения программного характера, определяют цели и задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления, например: ст.7 Конституции РФ, ст.2 УК РФ.

6) Дефинитивные нормы – формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (ст.14, 15 УК РФ, ст.48, 107, 153, 195, 330, 420, ГК РФ).

[2]

7) Коллизионные – устраняют возникающие противоречия между правовыми предписаниями (п.5 ст.3 ГК РФ, ст.7 ГК РФ, ст.15 Конституции РФ).

8) Оперативные – устанавливают дату вступления нормативного акта в силу, прекращения его действий (ст.168 СК РФ).

II. По предмету правового регулирования различают нормы отраслей права.

Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Материальные нормы определяют содержание прав и обязанностей субъектов права. Процессуальные нормы – регулируют порядок, процедуру исполнений материальных норм.

III. По методу правового регулирования нормы различают: императивные, диспозитивные, рекомендательные, поощрительные.

Императивные (авторитарные) – повелительные, строго обязательные предписания. Действуют независимо от усмотрения субъектов права (большинство норм УК РФ).

Диспозитивные – действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Эта норма права дает сторонам регулируемого отношения возможность в отдельных случаях самим определять права и обязанности. Если стороны их не определили, то действует норма (ст.223, 334, 382, 384 ГК РФ, ст.37, 38, 39 УК РФ).

Рекомендательные нормы адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. Например, главы 4 и 6 ГК РФ содержат рекомендательные нормы в отношении акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Поощрительные нормы – для поощрений добросовестного и продуктивного труда.

IV. По действию в пространстве: различают нормы общего действия, которые распространяют свое действие на всей территории, (например, УК РФ действует на всей территории РФ) и нормы местного действия (Устав Оренбургской области).

V. По кругу лиц: общие, действуют в отношении всех граждан (УК РФ), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц (нормы о ветеранах труда), нормы, касающиеся конкретного субъекта права, например, Президента РФ.

VI. По действию во времени нормы права подразделяются на: нормы постоянного действия и нормы временного действия (на время чрезвычайного положения).

VII. Абстрактные и казуистические. Например: ст.401 ГК РФ.

п.1. абстрактная норма формулирует обобщающее абстрактное положение.

п.3. казуистическая норма прямо указывает тот единственный конкретный случай, при доказанности которого лицо не несет ответственности и указываются случаи, которые к категории непреодолимой силы не относятся.

Вопрос 43. Виды правовых норм

1. Общая классификация правовых норм,

2. Виды правовых норм, классифицируемых
по их месту и роли в правовой системе.

3. Виды норм, классифицируемых по предмету, методу правового регулирования и субъектам правотворчества.

4. Виды норм, классифицируемых по сфере и времени действия, кругу лиц и степени определенности.

Нормы права в зависимости от их функций делятся на следующие виды:

по месту и роли в правовой системе:

учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные;

Читайте так же:  Как вернуть госпошлину за исковое заявление

по предмету правового регулирования:

— нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы гражданско-процессуального права, нормы уголовного права, нормы уголовно-процессуального права, нормы административно-го права, нормы семейного права, нормы иных отраслей права;

по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные;

по субъектам, издавшим нормы права:

нормы, исходящие от государства; нормы, исходящие от граждане-
кого общества;

по сфере действия:

общего действия, ограниченного действия, локальные нормы;

по времени действия:

по кругу лиц нормы, регулирующие статус, поведение различных ка-тегорий граждан военнослужащих, авиадиспетчеров, медицинских работников, иных категорий;

по степени определенности элементов правовой нормы:

абсолютно определенные, относительно определенные, альтерна
тивные.

2. Наиболее распространенной является классификация правовых норм по их роли и месту в правовой системе(учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные).

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:

• закрепляют основы общественно-политического строя;

• закрепляют права и свободы граждан;

• закрепляют основы политической системы;

• закрепляют основы правовой системы.

Примером указанных норм являются конституционные нормы («Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» ст. 1 Конституции РФ).

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

•управомочивающие предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

Видео (кликните для воспроизведения).

•обязывающие вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

•запрещающие устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действии.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (то есть гарантируют их исполнение).

Декларативные нормы играют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»).

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

3. По предмету правового регулированиявыделяются нормы отдельных отраслей права — материальных и процессуальных.

По методу правового регулированияправовые нормы могут быть:

императивными применяются при отношениях власти и подчинения, носят строгий, обязательный характер;

диспозитивными применяются при регулировании отношений равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения;

рекомендательными указывают на желательный вариант поведения. По субъектам правотворчествавыделяются:

нормы, исходящие от государства (то есть изданные государственными органами к ним относится подавляющее большинство правовых норм);

И нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

4.

По сфере действияправовые нормы могут быть:

нормами общего действия действуют на территории всей страны в отношении всех граждан (например, нормы Конституции);

нормами ограниченного действия действуют в отношении, как правило, всех граждан, проживающих на какой-либо ограниченной территории (обычно подобными нормами бывают нормы законов, иных актов субъектов федерации);

локальными нормами распространяют свое действие только на членов
отдельных государственных либо негосударственных структур (напри
мер, на работников конкретного министерства, ведомства, предприя
тия, организации).

По времени действиявыделяются:

постоянные нормы действуют неограниченный период до тех пор, .пока нормативно-правовой акт не будет отменен либо изменен;

временные нормы действуют в течение определенного, специально указанного промежутка времени (например, в течение летнего сезона и т. д.).

По кругу лицразличаются нормы, регулирующие статус и поведение отдельных категорий граждан (например, нормы воинских уставов регламентируют поведение военнослужащих; некоторые нормативно-правовые акты касаются исключительно пенсионеров и т. д.).

По степени определенности элементов правовой нормывыделяются:

абсолютно определенные точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы (например, нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность);

относительно определенные устанавливают возможные варианты пове-деция (например, санкции статей Особенной части Уголовного кодекi са РФ, устанавливающие верхний и нижний предел уголовного наказания);

альтернативные закрепляют несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств, (например, установление нормами Уголовного кодекса РФ различных видов наказания лишение свободы или исправительные работы, или штраф).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10529 —

| 7318 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Декларативные и дефинитивные нормы: роль и место в системе правового регулирования.

Системоопределяющие специализированные нормы, по сути, определяют, формируют систему права, объединяют множество норм в единое целостное образование, в единую систему, связывают ее элементы, определяют их место в этой системе. Эту группу специализированных норм составляют учредительные (декларативные) нормы или нормы-объявления, нормы-принципы, определительно-установочные нормы (нормы-цели и нормы-

задачи), дефинитивные нормы.

Учредительные нормы, их еще в литературе называют нормы-начала, представляют собой предписания, закрепляющие основные устои правовой действительности, определяют основы существующего общественного строя, общие моральные, политические, идеологические основы законодательства и т.д. Таким образом, декларативные нормы закрепляют «общие» «основные» начала права. Соответственно, декларация – это торжественное провозглашение органов государственной власти, констатирующее какой-либо общезначимый факт или объявляющее цели и назначение нормативно-правового акта.

Читайте так же:  Разрешается ли уволенным пенсионерам вставать на учет в бирже труда

Как правило, нормы-начала содержатся в преамбулах нормативно-правовых актов. Основная масса таких норм сосредоточена в конституции как основном законе государства. Ярким примером может служить преамбула Конституции РФ, в которой в лаконичной форме (преамбула состоит всего из одного предложения) провозглашаются основополагающие правоположения, половина из которых находит свое развитие в виде правовых принципов в соответствующих статьях Конституции РФ. Речь идет о таких основополагающих правоположениях, как «утверждая права и свободы человека» – находит свое развитие в ст. 2; «сохраняя исторически сложившееся государственное единство» – ч. 3 ст. 5; «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов» – ст. 5; «возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы» –ст. 4 и 3; «сознавая себя частью мирового сообщества» – ч. 4 ст. 15.

Следует отметить, что существующее в юридической науке мнение о том, что учредительные нормы могут содержаться только в преамбулах нормативно-правовых актов, не совсем точно отражает природу и назначение этих предписаний. Как представляется, декларативные нормы могут находить свое закрепление и непосредственно в статьях этих актов. В качестве примера можно сослаться на ст. 1 Конституции РФ, провозглашающую Россию как

демократическое, федеративное, правовое государство.

Декларативные (учредительные) нормы выполняют в механизме правового регулирования особую функцию. Особое функциональное назначение рассматриваемых норм выражается в том, что они непосредственно не регулируют поведение субъектов, а интегрируют общезначимые, моральные, политические, идеологические ценности в правовую материю, придают этим ценностям правовую форму. При этом необходимо иметь в виду, что декларативные нормы провозглашают не непосредственные, а конечные цели правового регулирования.

Значимую роль в определении и формировании системы права играют дефинитивные нормы.

Дать дефиницию – значит провести логическую операцию: 1) раскрывающую содержание (смысл) предметов и явлений посредством описания их существенных и отличительных признаков; 2) эксплицирующую (объясняющую, истолковывающую) значение термина. Определить термин – значит установить границы его применения. Таким образом, дефиниция в праве представляет собой «признанные, установленные нормативно-правовым актом границы класса предметов, явлений, процессов», имеющих юридическое значение, и призвана раскрывать содержание понятия.

Дефиниция в праве выступает в качестве разновидности определения, имеющего юридическое значение. Она формулируется субъектами правотворчества и находит свое формальное выражение в источниках права. В отличие от других правовых предписаний дефиниции обладают повышенной информативностью, так как в достаточно сжатой, концентрированной и в то же время обобщающей форме характеризуют то или иное правовое понятие, определяют его родовые, видовые, функциональные и иные признаки.

Как представляется, правовая дефиниция, будучи помещенной в правовую материю, т.е. выраженной в тексте нормативно-правового акта, получив в нем строго определенную форму языкового выражения, приобретает характер правовой нормы. И законодатель, и правоприменитель идут по пути признания всех правоположений (в том числе и дефинитивных предписаний), содержащихся в тексте нормативно-правового акта, именно нормами права.

В частности, п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ устанавливает, что одним из оснований для отмены или изменения решения суда в порядке кассации может быть «нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права». Подобное положение закрепляется и в ст. 387 ГПК РФ, устанавливающей, что «основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права». И если правовые дефиниции, как, впрочем, и другие специализированные нормативные предписания, не признавать нормами права, то можно прийти к парадоксальному выводу о том, что в случае их неправильного применения вышестоящая судебная инстанция не

сможет отменить или изменить решение.

Роль и значение дефиниций в праве трудно переоценить. Еще в середине XVIII в. М.В. Ломоносов в «Проекте Регламента Академии наук» писал: «Паче же всего должно юристу, яко знающему довольно философию, всякому юридическому термину изобретать и составлять точные дефиниции, полные, без излишеств, ибо употребление слов неограниченных и сомнительных и двузнаменательных производит в суде великие беспорядки и отдаляет от правды к заблуждению и ябедам». В современной системе правового регулирования дефинитивные нормы, дающие определения правовых понятий, связывают в единое целое все нормы, содержащие термин, определяющий эти понятия.

Как правило, дефинитивные нормы непосредственного регулирующего воздействия на поведение субъектов не оказывают. Они нацелены на разграничение, различение и идентификацию правовых понятий. Занимая относительно небольшое место в тексте нормативно-правового акта, эти нормы оказывают существенное воздействие на его реализацию и, следовательно, эффективность действия. В этой связи следует отметить особенности выполняемых нормами-дефинициями функций. И в первую очередь тех функций, которые направлены на обеспечение ясности и точности положений нормативно-правовых актов.

Во-первых, дефинитивные нормы, и в этом основное их назначение,

разъясняют содержание и значение терминов, используемых в тексте нормативно-правового акта.

Во-вторых, они выполняют функцию уточнения значения используемых в акте терминов. Такая необходимость возникает в связи с тем, что иногда в законодательных текстах употребляются слова и выражения, повседневный, обыденный смысл которых может не отвечать выражению воли субъекта правотворчества.

В-третьих, нормы-дефиниции могут придавать терминам новое значение, расширяющее или, наоборот, сужающее его смысл, акцентирующее внимание на определенных специфических признаках определяемого правового предмета, явления или процесса, исходя из особенностей регулирования определенной сферы общественных отношений.

Кроме этого, дефинитивные нормы выполняют также ряд функций, обеспечивающих надлежащую и эффективную реализацию иных норм права.

Системоопределяющие нормы права являются наиболее общими в системе специализированных норм. Без их связывающего, формирующего воздействия система права вряд ли смогла бы существовать. В структуре права они занимают определяющее место и поэтому по общему правилу должны закрепляться в общей части нормативно-правовых актов (если речь идет о системе законодательства) или в общей части отрасли права (если речь идет о системе права).

Читайте так же:  Причины повышения пенсионного возраста в россии

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 227 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Основные виды правовых норм

В юридической науке в зависимости от отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

[3]

Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права (Ст. ст. 17; 29; 31; 33 … КЗоТа РФ).

Например : п.3 ст.261 ГК РФ: «Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц».

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определенные активные действия. К ним можно было отнести ч. 4 ст. 100 КоБС РСФСР, в которой закреплялось, что «согласие родителей на усыновление должно быть выражено в письменной форме».

Например : п.1 ст. 227 ГК РФ: «Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу». В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Такая норма содержится, например, в ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ, запрещающей сверхурочные работы. Пункт 3 ст. 302 ГК РФ запрещает «истребовать от добросовестного предъявителя» деньги, а также ценные бумаги ….

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определенных положительных действий. Такой, например, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителей отозвать данное ими согласие на усыновление, если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером может быть ст. 301 ГК РФ, в которой говорится, что «собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

А.С. Пиголкин считает неправильным деление норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. «Учитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, необходимо сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи — норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма может быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязывания». В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм заключается в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Они направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

Например : ст. 306 ГК РФ: «В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом».

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Они не могут быть самостоятельной основой для возникновения правоотношений. Поэтому носят дополнительный характер.

Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура. Сборник статей. Вопросы общей теории советского права, 1960 г.

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определенные состояния общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закреплявшие принадлежность всей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР).

Дефинитивные нормы закрепляют определенные юридические понятия. Примером может служить норма ст. 14 УК РФ, в которой дается определение понятия преступления.

Декларативные (целеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы той или иной правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, например, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса. Пункт 2 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Кроме того, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

Например: ч.2 п.2 ст. 7 ГК РФ определяет, что «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора».

К числу коллизионных можно было отнести и норму ст. 4 Основ уголовного законодательства, устанавливающую, что «все лица, совершившие преступление на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступления».

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

Например: ст.3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ определила, что «С 1-го января 1995 г. на территории РФ не применяются: раздел 1 «Общие положения», раздел 2 «Право собственности» и т.д.».

Читайте так же:  Штрафы владельцам газовых плит

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права могут быть подразделены на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относится, например, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 2 ст. 88 КЗоТ).

Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Они рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме:

«Должно быть то, если иное не установлено законом или договором». Диспозитивной является, например, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счет текущий ремонт нанятого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По сфере или объему регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы регулируют общественные отношения определенного рода, а специальные соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений.

Так, если норма, требующая для усыновления согласие родителей ребенка, не лишенных родительских прав, является общей, то норма, устанавливающая, что при отсутствии родителей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие на усыновление опекуна (попечителя), выраженное в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной. Рассмотрим другой пример. В параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки.

А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объему действия могут быть разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям служащих.

Нормы по объему их действия еще могут быть разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. Например: п.1. ст. 17 Конституции РФ «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. ». Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, если лица находятся на определенной территории. Например: п.1. ст. 98 Конституции РФ определяется, что «Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. ».

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, т.е. представляют собой исключения из правил. Если ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ закрепляет общее правило, не допускающее сверхурочные работы, то исключительной по отношению к ней является норма ст. 55 КЗоТ, допускающая сверхурочные работы «в исключительных случаях». К числу исключительных следует отнести норму, допускающую усыновление в виде исключения без согласия родителей.

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

В юридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми понимаются содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации, наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации колхозам по организации сельскохозяйственного производства и оплате труда колхозникам.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников.

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всех возможных разграничений правовых норм, которые могут быть подразделены и по другим основаниям. Например, по времени действия они бывают: общие устанавливаются на неопределенный срок действия; временные устанавливаются на определенный срок (военное или чрезвычайное положение).

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.

  2. Пучинский, В. К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе: моногр. / В.К. Пучинский. — М.: Юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2015. — 192 c.

  3. Селиванов, Н.А. Справочник следователя; М.: Российское право, 2012. — 320 c.
Пример декларативной нормы права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here