Признаки одаренности ребенка

Самое важное по теме: "признаки одаренности ребенка" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • 1) Быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
  • 2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему».
  • 3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
  • 4) Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  • 1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.) сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  • 2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
  • 3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
  • 4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  • 5) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие. Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т.п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.

Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  • 2. Степень сформированности.
  • 3. Форма проявлений.
  • 4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
  • 5. Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации .

К основным видам деятельности относятся:

  • — практическая (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).
  • — теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • -художественно-эстетическая, (хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • — коммуникативная (включает лидерскую и аттрактивную одаренность).
  • — духовно-ценностная одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел.

Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивалась потерей таланта.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • — актуальную одаренность;
  • — потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Читайте так же:  Хочу чтоб меня полюбил

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • — явной одаренности;
  • — скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»); в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка.

Cкрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно.

Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить

  • — общую одаренность;
  • — специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека,

По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать

  • — раннюю одаренность;
  • — позднюю одаренность,

Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет, освоение чтения, письма и счета; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех выше перечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением.

15 признаков одаренности вашего ребенка

В начале статьи стоит упомянуть одну важную вещь: умственные способности, как известно, довольно сложно измерить. В детстве Томас Эдисон принес домой своей матери записку от учителя, в которой говорилось, что ее сын был недалеким. Эдисон был много кем, но вот глупым он точно не был. Более того, он был поистине одаренным ребенком.

Один из учителей Альберта Эйнштейна однажды заявил, что тот был “замкнутым тугодумом, постоянно погруженным в свои глупые мечты.” Вероятнее всего, Эйнштейн тогда думал о физике. Возможно тогда и развивались его умственные способности, благодаря которым он, пожалуй, стал величайшим физиком в истории. Вы определенно уже уловили в чем суть. (Что, черт возьми, не так с учителями того времени?)

Читайте так же:  Как понять что у мужчины импотенция

Национальная ассоциация одаренных детей определяет одаренность как “способности значительно превышающие среднестатистическую норму для определенного возраста (ребенка)”. Ребенок может быть одаренным в одной или нескольких из следующих сфер:

  • Художественная
  • Креативная
  • Интеллектуальная (IQ)
  • Лидерская
  • Академическая: языки, математика или наука

“Одаренные дети уже знают около 60% детсадовской программы в самый первый день занятий.” — Национальная ассоциация одаренных детей.

8 типов интеллекта

Скорее всего существует гораздо больше типов интеллекта, чем представлено ниже. Говард Гарднер, профессор из Гарвардского Университета, выдвинул теорию множественного интеллекта, включающего в себя 8 аспектов:

  1. Телесно-кинестетический: физические способности; подвижность; координация движений.
  2. Внутриличностный: внутренние способности; самоосознанность или анализ собственных убеждений, эмоций, целей и мотивации.
  3. Межличностный: взаимодействие с окружающими и понимание их — вербальное и невербальное общение; восприимчивость к чужому настроению и темпераменту.
  4. Логико-математический: понимание абстрактных и сложных идей; дедуктивное мышление; определение паттернов; работа с числами.
  5. Музыкально-ритмический: умение различать высоту звука, ритм и тональность; движение в такт музыки; создание, узнавание, отображение и воспроизведение музыки.
  6. Натуралистический: связь с окружающей средой; выращивание натуральных продуктов (фруктов и овощей); природные навыки выживания; знание животных, растений и т.д.
  7. Вербально-лингвистический: понимание и использование языка; вербальные и письменные навыки; изменение ритма, громкости и тона; память на лица и мелкие детали.
  8. Визуально-пространственный: восприятие картинок и изображений; пространственное ориентирование; визуализация объектов.

Различие между “одаренным” и “способным”

Необходимо понимать, что одаренные дети являются не просто умными. Это послужит для вас первым шагом в понимании того, какая именно помощь нужна ребенку, чтобы стать успешным. Кристофер Тайбби, специалист в области образования одаренных детей, рассказывает о четырех принципиальных различиях между одаренными и способными детьми:

Умные дети упорно трудятся, а вот одаренным детям быстро становится скучно

Умные дети — мечта любого учителя. Они никогда не опаздывают, хорошо себя ведут и упорно трудятся. Как результат – они получают хорошие оценки. Более того, умный, но не одаренный ребенок с бо̀льшей вероятностью преуспеет в традиционной школьной обстановке, поскольку в основном их мотивируют хорошие оценки и признание. В этом и заключается большая проблема для одаренных детей: ни оценки, ни признание учителей обычно не мотивируют их.

Одаренные дети зачастую уже знают правильные ответы без особых усилий. В традиционной обстановке в классе это может стать причиной проблем. Без внутренних стимулов и внешней стимуляции одаренные дети чаще всего погрузятся в свой богатый внутренний мир.

Умные дети знают ответы на вопросы, а одаренные дети задают вопросы

У умных детей хорошо получается обрабатывать и сохранять информацию. Эта способность в сочетании с упорным трудом приводит к выдающимся успехам в учебе. Одаренным же детям требуется гораздо меньше времени, чтобы запомнить материал. Как результат — им становится скучно сидеть на уроке, когда они могут запросто “сдать тест” и двигаться дальше.

Поскольку любопытство одаренных детей никогда не угасает, они будут копать глубже и захотят узнать абсолютно все, что только возможно. Они будут задавать сами себе вопросы, а также использовать Гугл или книги чтобы найти ответы. Полученные знания они запоминают без особых усилий, поэтому уже в начале урока ребенок будет знать гораздо больше, чем ему сможет рассказать учитель.

Умным детям нравятся уроки, а вот одаренным детям — нет (зачастую)

Как было сказано ранее, классная комната — это идеальная среда для достижения умным ребенком успеха. С одаренными детьми все по-другому: их несовместимость с традиционной классной обстановкой приводит к недостатку стимуляции.

Благодаря двум крайностям -чрезмерное любопытство и сильная скука — одаренные дети зачастую становятся самоучками и берут на себя ответственность за свое образование. В отличии от школы, самообразование позволяет удовлетворять потребность ребенка в эффективном обучении.

Способные дети умны, в то время как одаренные дети оригинальны

Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Грейам Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были (пожалуй) теми, кого мы сейчас называем “одаренными”. Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одаренные дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одаренные дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике. Нестандартное мышление и тяга к инновациям — причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одаренных детей.

[1]

15 признаков одаренности ребенка

Возможно вы задаетесь вопросом, как определить одаренного ребенка. Если да, то вот 15 отличительных признаков, на которые вам стоит обратить внимание:

  1. Они говорят, как профессора:

Одаренные дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические дети. Осваивать языковые навыки им также проще. У одаренных детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

  1. Они определяют паттерны:

Навык определения паттернов (например, паззлы или время, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребенок не является одаренным.

  1. Они много читают:

Как было сказано ранее, одаренные дети невероятно любопытны. Чтобы удовлетворить свое любопытство им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребенок что-то сильно заинтересует.

  1. Они невероятно талантливы в чем-либо:

Одаренность — еще одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одаренности ребенка.

  1. Им нравится общество взрослых и детей постарше:

Одаренным детям, в силу их высоко развитых умственных способностей, неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одаренным детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

  1. Они невероятно сфокусированы:

Тут стоит кое-что добавить: большинство одаренных детей обладает выдающейся способностью сосредотачиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одаренный ребенок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребенка плохо получается сосредотачиваться.

Читайте так же:  Диссоциативное конверсионное расстройство

Одаренный ребенок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребенок одаренный, то вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одаренные дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

  1. Они оригинальны:

Одаренные дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно, из одаренных детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребенок будет находиться в подходящей обстановке.

  1. Им не нужно указывать правильное направление:

В то время как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одаренные дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удается самим во всем разобраться.

  1. Они наполнены энергией:

Одаренные дети всегда находятся в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одаренные дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы их слова успевали за их мыслями.

  1. Им нужно проводить время наедине с самими собой:

Как и большинство детей, одаренным детям нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее, одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одаренным детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

  1. Им нравится природа:

Некоторые одаренные дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любопытство больше всего проявляются на природе.

  1. Им иногда не удается реализовать свой потенциал:

Да, вы все правильно прочитали. Умные и одаренные дети тратят почти всю свою ментальную энергию на те вещи, которые их интересуют. Нередко случается такое, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одаренные дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за плохой концентрации внимания, небрежности, фрустрации и, чаще всего, обычной скуки.

  1. Они считают, что учиться это весело:

Одаренным детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям, ребенок может даже разделить несколько интересов со своими сверстниками.

Заключение: почему важно определить одаренность ребенка

«Правильное определение, четкое объяснение и постоянная поддержка помогут одаренному ребенку адаптироваться» — Гейл Пост, доктор наук

Невзирая на все трудности определения умственных способностей, оно все-таки необходимо для развития ребенка. К примеру, определение того, что ребенок умственно отсталый может играть решительную роль в том, преуспеет он или же потерпит неудачу. Это также относится и к одаренным детям.

Одаренные дети, чьи способности не удалось раскрыть, часто становятся предметом для насмешек и издевательств. Не стоит позволять, чтобы такое произошло. Более того, у одаренного ребенка есть потенциал стать лидером в этом сложном мирововом обществе. В первую очередь, одаренного ребенка необходимо поместить в правильную среду и позволить ему добиться успеха, на его условиях.

Одарённость: особенности, признаки, виды

Одарённость — системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Видео (кликните для воспроизведения).

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Шаблон-анализатор «Проверка техники чтения во 2 классе» (автоматический анализ техники чтения класса)
Декретный отпуск учителя: права и обязанности учителя

Хотите получать информацию о наиболее интересных материалах нашего сайта?
Подпишитесь на рассылку E-mail
Установите приложение на Android

2007-2019 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

сервис вебинаров

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Признаки одаренности

Выделяются два аспекта поведения одаренного ребенка: инст­рументальный и мотивационный.

Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:

1) Наличие специфических стратегий деятельности. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

-быстрое освоение деятельности и высокая успешность её вы­полнения;

[2]

-использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

Читайте так же:  Лечить можно депрессию

-выдвижение новых целей деятельности за счет более глубо­кого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

2) Сформированность качественно своеобразного индивиду­ального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

3) Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высо­кая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответст­вующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный мо­мент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие законо­мерности).

4) Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют,
что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отлича­ются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они
нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях,
сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализи­рованной образовательной среды.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1) Повышенная избирательная чувствительность к определен­ным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, ху­дожественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как пра­вило, переживанием чувства удовольствия.

Повышенная познавательная потребность, которая проявля­ется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

2)Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности име­ет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопреде­ленной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

4) Высокая требовательность к результатам собственного тру­да, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка со­всем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одарен­ности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.

Виды одаренности

Среди критериев выделения видов одаренности можно на­звать следующие:

1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;

2) степень сформированности одаренности;

3) форма проявлений;

4) широта проявлений в различных видах деятельности;

5) особенности возрастного развития.

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоре­тическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, комму­никативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рам­ках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, по­становки целей и смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды ода­ренности:

— в практической деятельности, в частности, можно выделить
одаренность в ремеслах, спортивную и организационную;

— в познавательной деятельности — интеллектуальную одарен­ность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитар­ных наук, интеллектуальных игр и др.);

художественно-эстетической деятельности — хореогра­фическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музы­кальную одаренность;

коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность;

— в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая
проявляется в создании новых духовных ценностей и служении
людям.

Классификация видов одаренности по критерию «вид дея­тельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наи­более важной в плане понимания качественного своеобразия при­роды одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы. В рамках этой классификации могут быть поставлены и реше­ны следующие два вопроса:

— Как соотносятся одаренность и отдельные способности?

[3]

— Существует ли «творческая одаренность» как особый вид
одаренности?

Понятие «одаренность» и «творческая одаренность» выступают как синонимы. «Творческая одаренность» рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда. Условно говоря, «творческая одаренность» — это харак­теристика не просто высшего уровня выполнения любой деятель­ности, но и се преобразования и развития.

По критерию «степень сформированности одаренности»

Актуальная одаренность — это психологическая характеристи­ка ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной облас­ти по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют та­лантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребе­нок, достижения которого отвечают требованию объективной но­визны и социальной значимости.

Потенциальная одаренность — это психологическая характери­стика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточ­ности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом не­благоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсут­ствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь оче­видны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскиро­ванной форме, она не замечается окружающими. В результате воз­растает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарен­ности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспектив­ных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «не­перспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Читайте так же:  Конфликт армении и азербайджана

Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кро­ются в специфике культурной среды, в которой формируется ребе­нок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии и т. п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей при­роде психические явления.

В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до опреде­ленного времени в успешности деятельности, понимание личност­ных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его неза­урядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию боль­ших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной дея­тельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т. д.

По критерию «широта проявления в различных видах дея­тельности»можно выделить общую и специальную одаренности.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейший аспект общей одаренности — умственная активность и се саморегуляция.

Общая одаренность определяет соответственно уровень пони­мания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных ви­дах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

По критерию «особенности возрастного развития»можно дифференцировать раннюю и позднюю одаренности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые полу­чили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально — «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или млад­шего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, по­эзии, музыке, рисовании, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне вы­соком опережающем темпе психического развития.

Вопрос 20. Роль педагога в обучении одарённых детей

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие специфике образовательного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных необ­ходима их корректировка либо создание авторских программ.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для та­ких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеями и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной рабо­те, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и са­мообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны раз­рабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одарен­ного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализо­ваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь из­менение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочета­нии со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным кур­сам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдель­ным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентиро­ваны на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами ра­боты со всеми учащимися и в то же время отличаться оп­ределенным своеобразием.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблем­ные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов и т. п.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разде­лены на урочные и внеурочные.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различ­ные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы уча­щихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных гимнази­стов и на выявление скрытых одаренности и способностей, являет­ся система внеклассной воспитательной работы в ОУ. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспи­тывающая, а организующим началом системы является игра.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 4676 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.

  2. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.

  3. Егоров, Т. Г. Психология. Учебное пособие для военных учебных заведений / Т.Г. Егоров. — М.: Военное издательство Военного министерства Союза ССР, 2009. — 206 c.
  4. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
  5. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2007. — 738 c.
Признаки одаренности ребенка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here