Профилактика подростковой наркомании

Самое важное по теме: "профилактика подростковой наркомании" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Информационный портал о наркотиках, наркомании, зависимости

Кайф улетел, но обещал вернуться! Не жди, позвони нам пока не началась ломка.
8(495)509-33-05, Клиника Наркоздрав

Профилактика подростковой наркомании

Практически повсеместное распространение наркотиков требует немедленных и эффективных мер, направленных на предотвращение наркотизации молодежи и подростков. Как известно, именно подростковая наркомания в настоящее время выходит на первое место среди всех возрастных категорий наркозависимых.

Профилактика наркомании в школе

Среди всех групп населения именно подростки являются наиболее восприимчивой возрастной группой, подверженной наркотизации. Наркомания подростков чаще всего начинается в школьных учреждениях, поэтому профилактическим методам следует уделять повышенное внимание. Ввиду того, что для детей и подростков школа на длительный период времени становится фактически вторым домом, коллектив педагогов и психологов может отлично справляться с задачами профилактики наркомании.

Задачи, решаемые школьными учителями:

  • Лекции и семинары, разъясняющие подросткам, каково влияние наркотиков на человека, к каким последствиям приводит и чем грозит зависимость.
  • Проведение тематических мероприятий, позволяющих подросткам самостоятельно осмыслить вред наркомании.
  • Различные диагностические мероприятия, направленные на выявление интереса к употреблению. Для этого проводится тестирование на наркозависимость.
  • Различные опросы, выявляющие группы риска, с которыми в дальнейшем следует проводить тщательную психологическую работу.
  • Работа с теми, у кого уже было употребление наркотиков с целью выработки дальнейшего негативного отношения к наркотическим прапаратам.

При проведении лекций необходимо учитывать интересы аудитории, уметь полностью завладеть ее вниманием, это обеспечит максимальное восприятие информации и позволит не допустить зависимость от наркотиков. По данным специалистов, в нашей стране однократный прием наркотиков был у 55% мальчиков и 28% девочек. Из этого количества подростков практически все мальчики – 49% и меньшая часть девочек – 18% продолжают употребление наркотиков.

Основные профилактические задачи

Проблема наркозависимости охватывает в первую очередь молодежь и подростков, поэтому основные профилактические меры направлены именно на эту возрастную группу. Успешная профилактика наркомании в образовательной среде во многом зависит от того, насколько точно рассчитаны все мероприятия для определенной целевой аудитории, умения донести информацию даже на тех, кто уже имел опыт употребления. Для достижения максимальной эффективности профилактических методов необходимо соблюдение следующих требований:

  • согласованность и последовательность профилактических мер;
  • комплексный подход к решению проблемы для получения максимальных результатов;
  • активное взаимодействие учеников с учителями, психологами и родителями;
  • привлечение наркологов и социальных работников для проведения информационных лекций.

Наибольшего результата, который позволит не допустить наркозависимость и подростков, можно добиться привлечением специалистов, обладающих достаточным опытом подобной профилактической работы. Возможно также обучение родителей, школьных психологов и педагогов навыкам информирования подростков. Совместные действия позволят предотвратить первые наркотики у детей, определить основные проблемы, а также принять необходимые меры по своевременному лечению.

В основном профилактика наркозависимости направлена на выработку негативного отношения к наркотикам, выявление случаев употребления и возврат подростка к нормальной, здоровой жизни. Наркомания в подростковом возрасте опасна тем, что точка невозврата наступает очень быстро, сопровождаясь деградацией личности и необратимыми патологическими процессами в организме.

Важная роль семьи

Нельзя не учитывать значимость правильных установок в семье для формирования здоровой личности. С ребенком необходимо проводить регулярные беседы дома о вреде наркотиков, причем подходить к этим беседам ответственно, не ограничиваясь банальными формулировками. Заложенные в родительской семье жизненные приоритеты и отношение к наркотикам способны предостеречь подростка от страшнейшей зависимости.

Здоровая семья является безусловным примером для ребенка. Ровные, спокойные отношения, без скандалов, конфликтов, рукоприкладства и пагубных привычек с доверительными отношениями между всеми членами семьи – это лучшее, что могут дать родители своим детям. Отсутствие злоупотребления спиртными напитками и наркотиками, широкий круг интересов, активный досуг и любовь являются наиболее действенной профилактикой, роль которой сложно переоценить.

Профилактика подростковой наркомании
рабочая программа по теме

Вложение Размер
narkomaniya_-_kopiya.docx 24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом №2 г. Салаира

«Профилактика подростковой наркомании»

Директор МОУ Детский до №2

Бызова Е.П. воспитатель детского дома №2 г. Салаира

Данная программа предназначена для детей подросткового возраста 12-16 лет, направлена на первичную профилактику употребления наркотических веществ. Составлена с учетом возрастных особенностей. Была разработана на основе программы «Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании» С. Б. Белогурова, В. Ю. Климовича, М.; Центр «Планетариум», 2003.- 96с. В данное наглядно-методическое пособие включен разнообразный наглядный материал в виде набора слайдов и схем.

Пояснительная записка 4

Учебно -тематический план 7

Список литературы 8

Употребление наркотических веществ, в том числе алкоголя и активное табакокурение –серьезнейшая молодежная проблема последнего десятилетия. Затянувшийся социально-экономический кризис обострил и видоизменил проблему наркотической, алкогольной и никотиновой зависимостей. Появились следующие тенденции:

  1. Снижение возраста подростков, употребляющих алкоголь, наркотики, табак.
  2. Увеличение доступности алкогольных и табачных изделий.
  3. Расширение спектра потребляемых психоактивных веществ.
  4. Изменение социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотики, алкоголь, табачные изделия.

В связи с этим существует острая необходимость проведения противоалкогольной и противонаркотической работы. Эта работа включает в себя:

— Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем;

— формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках и об алкоголе, и умения принимать правильные решения;

— игровые программы воспитания трезвости;

— целевую работу с « группой риска» и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к алкоголю, никотину, проч..

— групповые и индивидуальные занятия, проводимые педагогами и направленные на развитие навыков социальной адаптации, уверенности в себе, формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни, отказ от вредных привычек и т.д.;

— контроль проведения досуга воспитанников (без подавления их инициативы) с направлением его в социально-приемлимое русло.

Обучение навыкам безопасного обращения с психоактивными веществами вообще и профилактика наркомании в частности — определяются рядом особенностей при проведении психологических занятий:

Читайте так же:  Как побороть ревность и недоверие к мужчине

1. Необходимостью проведения профилактических занятий на протяжении всего критического переломного возраста(12-16 лет) во время которого подростки особенно подвержены желанию экспериментировать с наркотиками.

2. Недостаточной до сих пор осведомленностью представителей старшего поколения в обсуждении вопросов и тем, что соответствующие методы обучения и идеи часто выглядят противоречащими общепринятым представлениям.

3. Тем, что формальное изучение неблагоприятных последствий употребления наркотиков не дает в подростковой среде позитивного профилактического эффекта.

4. Важностью для профилактики направленных на развитие гармоничной личности мероприятий, без которых другие превентивные меры будут малоэффективны.

5. Важностью личного примера значимых для подростков людей (старшие товарищи, педагоги, воспитатели, учителя) в отношении употребления психоактивных средств, и не только их требования и рекомендации, но и поступки.

6. Сложностью точной оценки результатов профилактической работы.

Цели и задачи курса

1. Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.

2. Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи :

1. Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

• умение безопасно и эффективно общаться,

• умение понимать и выражать свои чувства,

• умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.

2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

• уверенности в себе,

[3]

• умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

• умения преодолевать кризисные ситуации.

3. Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах организации профилактической работы.

Программа состоит из 12 занятий по 1 часу, встречи проводятся 1 раз в неделю или 1 раз в две недели ( в зависимости от занятости воспитанников в трудовой или досуговой деятельности), количество участников группы 4- 8 человек.

[1]

Форма проведения: беседы, игры и упражнения с использованием наглядных средств обучения, дискуссии, анкетирование, работа в подгруппах.

По окончанию полного курса занятий в рамках данной программы у воспитанников должно быть сформировано отрицательное отношение к употреблению психоактивным веществам, в частности, наркотических веществ, выработаны защитные личные качества — уверенность в себе, открытость, честность, а также должны быть выработаны навыки умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, умения преодолевать кризисные ситуации.

Информационный портал о наркотиках, наркомании, зависимости

Наркотик – это плохо? Не веришь родителям?
Позвони нам – мы объясним: 8(495)509-33-05, Клиника Наркоздрав

Профилактика подростковой наркозависимости

На сегодняшний день подростковая наркомания вызывает особые опасения и страхи, поскольку распространение наркотиков стало практически повсеместным. Интернет, помимо неограниченного доступа к информации и общению без границ, является популярной площадкой для реализации наркотических средств. Самыми активными пользователями подобной услуги являются подростки и молодые люди, они, таким образом покупают синтетические наркотики, пользуясь тем, что отследить покупку практически нереально.

Профилактика наркомании в семье

Нельзя перекладывать всю профилактическую работу с подростками исключительно на плечи учителей, психологов и социальных работников. По мнению специалистов, именно родительское воздействие имеет самое действенное влияние на ребенка. Борьба с наркоманией должна начинаться с положительного примера родителей. Воспитание, полученное в родительской семье, очень важно для формирования жизненных ценностей и мировоззрения ребенка, его отношения к алкоголю и наркотикам. В зависимости от принятых норм поведения в каждой семье, от особенности общения и проведения свободного времени, можно условно поделить семьи на определенные типы:

  • Здоровая семья – это безусловный приоритет. В таких семьях доверительные беседы являются нормой, а проблемы выявляются значительно быстрее. Профилактические беседы проводятся без унижения достоинства ребенка, что создает основу для дальнейшего развития здоровых отношений.
  • Конфликтный тип – здесь постоянно происходят ссоры и скандалы, причем в большинстве случаев в присутствии ребенка. Выросший в подобной семье ребенок понимает, что помощь и поддержка родителей придут через очередной скандал и стараются этого избежать, путем ухода от доверительных разговоров. В будущем такая модель поведения в семье станет для ребенка нормой.
  • Дисфункциональный тип семьи характеризуется изменением перераспределения обязанностей. Это бывает в случае болезни одного из родителей или в неполной семе, когда ребенок вынужден брать на себя часть взрослых обязанностей. Подобная обстановка может послужить «спусковым механизмом» для начала употребления наркотиков, поскольку все функции воспитания возлагаются исключительно на школу.
  • Асоциальная семья, для нее характерна нездоровая обстановка с постоянными конфликтами и различными злоупотреблениями. Именно в подобных семьях чаще всего предоставленные сами себе дети начинают прием наркотиков.

Работа с проблемными подростками

Чтобы подростковая наркомания не переросла в эпидемию, необходимо грамотно работать с проблемными подростками. Обычное морализаторство и нравоучения не дадут положительного эффекта, скорее наоборот, вызовут раздражение и это в лучшем случае. Необходимо правильно рассказывать о том, какими бывают последствия наркотиков, не ограничиваясь простым – это плохо. Все и так знают, что наркотики плохо, следует информацию аргументировать.

При работе с трудными подростками главное суметь найти к ним подход, выстроить доверительные отношения, без перехода на панибратство. Педагоги, как правило, лучше всех осведомлены об интересах общения подростка и его друзьях, поскольку большую часть дня дети проводят в школе. Поэтому первые наркотики детей в основном не проходят для учителей незаметно. Чтобы не допустить развитие наркозависимости необходимо найти правильный подход к подросткам, подобрать нужную мотивацию и постараться заинтересовать их чем-то помимо запрещенных и разрушающих личность увлечений.

При наличии внутрисемейных проблем лучше всего обратиться к специалисту. Интерес к наркотикам можно минимизировать, представив известные факты злоупотребления, значимыми в подростковой среде людьми. Зависимость от наркотиков не передается по наследству, но злоупотребление родителями практически в 100% случаев приводит к тому, что употребление наркотиков начинается у детей.

Профилактическая работа в образовательной среде

Именно подростки являются самой восприимчивой и незащищенной категорией, поэтому профилактическим мерам среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание. Профилактика наркозависимости в образовательной среде является второй по значимости после семьи. Зачастую педагогам удается больше узнать об интересах детей, чем родителям, поэтому профилактика наркозависимости дает стабильно хорошие результаты. Главное, правильно выбрать подачу материала и суметь заинтересовать аудиторию. Тогда подростковая наркомания может несколько снизится, и мы будем гордиться здоровым и всесторонне развитым поколением молодежи.

Читайте так же:  Хорошие девочки стали плохими

В профилактической работе немаловажное значение имеет выявление групп риска и усиленная работа с такими подростками. Как правило, это дети из неблагополучных семей и/или с девиантным поведением. Очень важно найти грамотный подход к таким подросткам, провести тестирование на наркозависимость и принять меры по недопущению употребления. Борьба с наркотиками также ориентирована на недопущение вовлечения «здоровых» детей к пагубному пристрастию.

При работе с подростками, у которых уже были случаи употребления наркотиков, необходимо руководствоваться стремлением помочь, а не осуждением и изоляцией. Своевременно начатое лечение наркомании и последующая реабилитация позволят вернуть ребенка к здоровой и полноценной жизни, в которой не будет места рецидивам и срывам.

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Причины распространения алкоголизма и наркомании среди подростков

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени. У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход. Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

[2]

Мероприятия по профилактике наркомании

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму. Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби. Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Важность профилактики вредных привычек

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи. Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных. Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш. Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Читайте так же:  Ребенок бреда и джоли

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов. Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников. Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

Реализация программы профилактики подростковой наркомании

Цель: профилактика потребления наркотиков несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни в условиях образовательного учреждения, а так же укрепление института семьи.

  • — формирование у детей и подростков антинаркотических установок;
  • — формирование положительных установок во взаимоотношениях подростка и взрослого, укрепление института семьи и пропаганда традиционных семейных ценностей;
  • — обеспечение социально-психологической помощи подросткам группы «риска» и членам их семей;
  • — вовлечение подростков в профилактические мероприятия и акции;
  • — формирование у подростков навыков, позволяющих снизить риск приобщения к наркотикам;
  • — просвещение участников образовательного процесса за здоровый образ жизни.

Основные принципы программы:

  • — принцип открытости и информированности;
  • — принцип добровольности и сотрудничества;
  • — принцип системности и преемственности.

Работа строилась по трем основным направлениям:

  • — просветительская деятельность;
  • — диагностико-аналитическая деятельность;
  • — профилактическая деятельность.

Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: круглого стола, информационного стенда для родителей и учащихся, разработки буклетов (приложение 6) и тренингов, семинаров, конференций по проблемам маний.

Для популяризации здорового образа жизни и жизнеутверждающих ценностей для подростков и их родителей запланированы акции по профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков: «Мы выбираем здоровое будущее», «Я выбираю жизнь», «Планета детства», «Право на жизнь», «Мы за безопасную жизнь», «Остановись, подумай»; а так же конкурсы плакатов, рисунков и стенгазет; проведение круглых столов и тренингов (таблица 2.4).

Таблица 2.4. План мероприятий по просветительской деятельности

Информационные стенды для учащихся и родителей

Пропаганда здорового образа жизни (приложение 5)

«Мы выбираем здоровое будущее»

Пропаганда здорового образа жизни

«Я выбираю жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Встреча с наркологом

Пропаганда здорового образа жизни

Буклеты для подростков и родителей

Просвещение подростков и их родителей (приложение 6)

Пропаганда здорового образа жизни

Беседа, конкурс листовок

«Мы за безопасную жизнь»

Пропаганда здорового образа жизни

Акция (распространение листовок)

Просвещение подростков и их родителей по профилактике «маний»

Тренинг, конкурс стихов и плакатов

Профилактика направлена на проведение бесед, лекториев по проблемам семьи и нарко-алкогольной зависимости, тренингов (приложение 4) консультаций специалистов, дней открытых дверей, конкурсов плакатов, выполнение психологических упражнений — все эти мероприятия направлены на формирование у подростков позитивных социальных и антинаркоалкогольных установок.

Консультирование и беседы — основные формы работы с детьми и родителями. Они носят диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.

Индивидуальное консультирование предполагает оказание помощи желающим отказаться от вредных привычек, помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с педагогом, сверстниками и родителями.

В процессе консультирования решаются проблемы, которые человек не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда он не понимает проблемы, не видит ее причин, путей решения, не верит в свои возможности и силы, либо находится в состоянии стресса.

Диагностическая работа направлена на выявление количества учащихся группы «риска» и нуждающихся в помощи, на осведомленность детей об опасности использования наркотических веществ, особенностей воздействия алкогольных и наркотических средств на организм и, что предпринять в случае, если их заставили распространять наркотики (таблица 2.5). Данные, полученные в результате анализа анкет-опросников, используются для планирования образовательного процесса и коррекции девиантного поведения.

Таблица 2.5. План мероприятий по диагностико-аналитической деятельности

Скриниговый тест на диагностику алкогольной и / или наркотической зависимости (Приложение 1)

Понять и осознать прогрессирования симптомов зависимости от наркотиков

Тест на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ (Приложение 2)

Выявить предрасположенность подростка к употребления ПАВ

Тест Фагерстрема на определение никотиновой зависимости (Приложение 3).

Выявить зависимость подростков от никотина.

  • — педагог-психолог;
  • — социальный педагог;
  • — родители;
  • — учащиеся;
  • — классные руководители;
  • — библиотекарь;
  • — инспектор по делам несовершеннолетних;
  • — врач-нарколог.

Методическое обеспечение проекта работы по профилактике наркомании среди подростков

Реализация программы осуществлялась через систему запланированных мероприятий в учреждении. В рамках реализации данной программы наиболее целесообразными формами являлись:

  • — лекции: лекция является наиболее экономичным способом передачи информации. На лекции материал излагался концентрированно, в логически выдержанной форме.
  • — практические занятия (выпуск листовок, рисунков, плакатов (приложение 6)), которые позволяли учащимся раскрыть свой внутренний потенциал;
  • — игры способствовали снятию психологического напряжения и социальной адаптации в условиях современного общества.

Так, например, на занятии по профилактике ПАВ использовалась такая игра, как «Спорные утверждения». Для проведения которой необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения». Эти листы прикрепляются по четырём сторонам комнаты.

Ведущий зачитывал спорные утверждения, после чего участники расходились и вставали около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен был обосновать: «почему я считаю именно так».

Выслушав мнения каждого из участников, ведущий в виде краткой лекции излагал своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники выбирали листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

  • — Наркомания — это преступление.
  • — Лёгкие наркотики безвредны.
  • — Наркотики повышают творческий потенциал.
  • — Наркомания — это болезнь.
  • — Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
  • — Наркомания излечима.
  • — Многие подростки начинают употребление наркотиков «за компанию».
  • — Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них.
  • — Наркоман может умереть от СПИДа.
  • — Зависимость от наркотиков формируется только после их многократного употребления.
  • — По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет.
  • — Наркоман может умереть от передозировки.
  • — Продажа наркотиков не преследуется законом.
  • — Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.
  • — Наркоманы — это не люди.
Читайте так же:  Как понять мужчин психология

Так же проводилась игра «Отказ». Участники делились на подгруппы. Разыгрывались различные ситуации, в которых они должны были найти как можно больше аргументов для решительного отказа. Ведущий предлагал использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

  • — Одноклассник просит тебя дать ему телефон, чтобы позвонить.
  • — Одноклассник просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.
  • — Одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
  • — Одноклассник предлагает попробовать наркотик «за компанию».
  • — Одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
  • — Одноклассник просит достать для него наркотик.

Кроме того, проводились беседы на заданную тему, диспуты, решение психологических задач и психотренинги, применялся метод мозгового штурма. Например: сейчас я на доске нарисую человека.

Давайте сразу определимся, кто это у нас будет — девушка или юноша?

Как мы назовем нашего подростка (желательно называть именем, которого нет в классе)?

Сколько будет лет нашему подростку?

Ребята, а сейчас давайте попробуем составить собирательный образ нашего подростка, наделив его положительными и отрицательными качествами характера.

(Ребята называют положительные и отрицательные качества собирательного образ подростка).

Скажите, пожалуйста, зачем подростки начинают употреблять наркотики?

Зачем им это надо?

Таким образом, при реализации программы использовались следующие методы и приемы:

  • 1. Методы проблемного обучения:
    • — создание проблемных ситуаций — постановка проблемного вопроса;
    • — самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы учащимися, которая включала поиск и отбор аргументов, фактов и доказательств;
  • 2. Психолого-социологические:
    • — ролевая игра;
    • — создание и решение различных ситуаций.
  • 3. Методы практико-ориентированной деятельности:
    • — упражнения и тренинги.
  • 4. Словесные методы: лекции и беседы.
  • 5. Широко применяется метод наблюдения.

Наркомания среди подростков

В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью.

Особенности подростковой наркомании

Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным. Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь. По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек!

В субкультуре современной молодежи нарастает формирование своеобразного «наркоманического» сознания, которое рассматривает наркотический «кайф» как неотъемлемый атрибут самосовершенствования и жизненного успеха. Материальное благополучие определяется теперь не только маркой автомобиля и посещением дорогих развлекательных заведений, а еще и возможностью приобрести очередную дозу самого «престижного» наркотика.

Модной философской концепцией среди молодежи становится описание и анализ духовного опыта, который подросток приобрел, употребляя наркотики. Поэтому среди подростков сейчас так оправдывается наркотизм. Подрастающее поколение увлекается чтением книг Гроффа, Кастанеды, Лири, воспевающих необычный, «волшебный» мир, увиденный во время наркотического опьянения такими веществами, как ЛСД, мескалин, псилобицин.

Даже старшеклассники из престижных учебных заведений, которые попадают туда в результате строгого конкурсного отбора, феноменально осведомлены в вопросах наркологии. Они свободно характеризуют те или иные наркотические вещества, обсуждают спорные вопросы наркологии и отлично ориентируются в медицине. У многих школьников дома есть руководство по наркологии, а также имеется личный опыт употребления наркотических веществ. И это — подростки не из обычной средней школы, а будущая интеллектуальная элита страны…

Статистика наркомании среди подростков выделяет первую мировую вспышку этой проблемы в 20-х годах прошлого века. Тогда в России наблюдалось массовое употребление кокаина беспризорниками. В 90-е годы, к сожалению, тоже было достаточно беспризорных детей, но в наркотизацию были вовлечены и дети из вполне благополучных семей.

Наркотики сегодня продаются довольно открыто, и даже распространяются через интернет. А медицинские препараты, содержащие наркотические вещества, в аптеках можно купить без рецепта.

Причины наркомании у подростков

Почему сегодня так распространена наркомания среди подростков? В первую очередь, потому что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен. Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом. Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Такое проявление «взрослости», как наркомания, становится губительным для юного человека.

Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о наркотическом «кайфе». Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.

Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных проблем, например, отсутствия радости жизни. Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зелье как спасительное средство. Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жизни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а порой даже невозможно.

Читайте так же:  Шизофрения что видят

Специалисты утверждают, что наркомания у детей и подростков имеет самую опасную причину – удовольствие. Впервые попробовав коварный препарат, подросток испытывает необычайно приятные ощущения, которые стремится получить еще и еще. В результате повторных приемов наркотического вещества появляется зависимость, причем, не только физическая , «ломка» в отсутствие дозы, но и психическая – зависимость от удовольствия, приносимого наркотиком.

Часто причиной развития наркомании у подростка является его дружба с ровесниками, имеющими опыт «наркоманской» жизни. Подростку, имеющему трудности в общении с родными, кажется, что друзья-наркоманы их отлично понимают, и вместе с наркотиками могут заменить ему семью и школу.

Специфика подростковой наркомании в том, что причиной ее развития может быть и совершенно противоположная ситуация. Подросток общается с очень благополучной компанией друзей, но стремиться быть в ней лидером. Для этого он начинает демонстрировать сверстникам свои различные способности, среди которых оказываются курение, употребление спиртного и наркотиков как признаки «взрослости».

Признаки наркомании у подростков

Первые «звоночки» проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ребенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокойства. Курение в таком юном возрасте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости. Поэтому родители не должны медлить, а сразу же обращаться к психологу, пока семью не постигла настоящая беда.

Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема. О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков. Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется настроение, он стремиться к уединению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

  • суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;
  • медленная и невнятная речь;
  • нарушение координации движений;
  • очень бледная кожа;
  • плохая память и депрессивное состояние.

Все эти изменения в состоянии и поведении подростка должны насторожить его родителей.

Последствия подростковой наркомании страшны, поэтому заметив названные признаки у своего ребенка, не следует паниковать и устраивать истерики. Важно разобраться в ситуации и действовать незамедлительно. Возможно, подросток еще не превратился в наркомана, а употребил наркотик один раз, и не имеет желания это повторять. Родители должны быть помощниками для детей в сложных ситуациях, и при наличии проблемы помочь ребенку ее решить. Чтобы искоренить проблему сразу же, не дав ей пустить корни, следует обращаться за помощью к психологам, докторам, в реабилитационные центры.

Профилактика наркомании среди подростков

Курение, алкоголизм, наркомания в современном мире слишком помолодели. Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребенок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Но нужно стараться избежать этой проблемы.

Что же следует делать, чтобы подросток не скатился на дно, превратившись в ненужного обществу наркомана, и не променял жизненные радости на иллюзию наркотического «волшебства»?

Прежде всего, профилактика наркомании у подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни. Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребенка и формирует у него определенную модель поведения.

Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей – противопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.

Большое значение в профилактике подростковой наркомании имеет влияние педагогов и средств массовой информации. Но простые лекции вряд ли впечатлят современную молодежь. Гораздо действеннее будет показ документального фильма, наглядно демонстрирующего все ужасы жизни наркоманов в ракурсе масштабной трагедии всей страны. Молодые люди должна понять, что наркомания среди подростков – это путь к вымиранию человечества. И такую проблему лучше не допускать, чем затем пытаться от нее избавиться.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.

Источники


  1. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.

  2. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.

  3. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.
  4. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.
  5. Робинсон, Джонатан Любовь без конфликтов / Джонатан Робинсон. — М.: Центрполиграф, 2013. — 224 c.
Профилактика подростковой наркомании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here