Профилактика утомления на уроках

Самое важное по теме: "профилактика утомления на уроках" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Профилактика утомления на уроках

Профилактика переутомления у школьников

Короткий световой день, когда отмечается недостаток ультрафиолета, а также алиментарный дефицит (дисбаланс с преобладанием углеводно-жирового компонента, нехватка витаминов) усугубляют негативные влияния на работоспособность обучающихся.

Временное снижение работоспособности, характеризующиеся как утомление, не представляет опасности для детского организма, и по сути является защитной функцией, сигнализирующей о необходимости отдыха, после которого нормальное функционирование организма и способность работать восстанавливаются.
Однако, если нагрузка чрезмерная, а отдых недостаточный, у ребенка может развиться переутомление — патологическое состояние, вызванное истощением внутренних ресурсов и приводящее к глубоким и стойким изменениям в организме. Переутомление проявляется в изменении поведения, снижении успеваемости, расстройстве сна, потере аппетита, головных болях, вегетативных расстройствах, снижении сопротивляемости организма ребенка.

Выявление признаков утомления и своевременно принятые меры по их предотвращению переутомления способствуют продуктивному обучению с минимизацией негативных воздействий на состояние здоровья школьников.

В выходные основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в будни, но при этом максимум времени отводится пребыванию на воздухе. В субботу и воскресенье необходимо дать ребенку выспаться. Дети 7–10 лет должны спать не менее 10–10,5 часа в сутки, подростки – не менее 8–9, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление – причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно сказаться на состоянии здоровья школьника.
Насколько тщательно родители продумают режим дня и постараются соблюдать его, настолько это положительно отразится на состоянии здоровья и всех сторонах жизни ребенка, включая успеваемость в школе.

Здоровьесберегающие технологии и профилактика утомляемости на уроках технологии

Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает обоснованную тревогу. 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Более 60% детей имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата. Во многом причиной этого является: гиподинамия, перегрузки, переутомление, то есть низкая двигательная активность, так как более 85% времени своего бодрствования учащиеся проводят за учебным столом. Очевидно, что физкультурные минутки на уроках во всех возрастных группах просто необходимы, они снимают мышечное напряжение и помогают успешно усваивать программный материал.

На уроке необходимо изменить подход к традиционной позе учащегося и ввести режим меняющихся поз.

Работая в школе, учитель должен не только бережно сохранять многолетние традиции обучения и воспитания школьников, но и создавать новые технологии, которые будут передаваться следующим поколениям педагогов. Уроки технологии играют особую роль в профилактике здоровья школьников. Само их содержание, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращению стрессов. Но, вместе с тем, если не соблюдаются требования школьной гигиены и правил техники безопасности, здоровью детей может быть нанесен определенный вред.

Изучив литературу и опыт Л.Н. Курлыкиной (учитель средней школы № 11, посёлка Новотерский, Ставропольского края), доктора медицинских наук В.Ф.Базарного и В.П. Щербининой (учитель МОУ СОШ № 24 г. Гродно), я разработала комплекс упражнений, которые использую на уроках:

1

. Гимнастика для глаз (выполняется без напряжения, медленно, каждое упражнение повторяется по 5-7 раз).

— вертикальные движения глазами вверх (считаем до трёх), вниз (считаем до трёх)
— горизонтальные движения влево и право;
— круговые движения глазами по часовой стрелке, а затем против часовой;
— направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

2. Укрепление вестибулярного аппарата (упражнения выполняются сидя, медленно, по 5-7 повторений).

наклоняем голову вниз, касаясь подбородком груди и назад до касания затылка со спиной;
наклоны головы влево и вправо до касания с плечом;
— повороты головы влево и вправо до упора;
— вращение головы по часовой стрелке и против часовой.

Есть также комплексы упражнений для снятия мышечного напряжения и профилактики нарушения осанки.

Могу отметить, что в классах, где ведется эта работа, снизилась утомляемость детей, сократились пропуски уроков по состоянию здоровья.

Остановлюсь на моих занятиях. Цель их – вернуть многообразный, цветной, движущийся мир в классные комнаты. Вместо традиционной сидячей позы ввести на урок режим меняющихся поз, поиск необходимой информации не только в книге, но и на большом расстоянии, например на плакатах и др.

Вот некоторые примеры работы по предупреждению близорукости и нарушения осанки у детей.

Упражнения с сигнальными метками. Это могут быть картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты, например в четырех углах потолка.

Картинки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы они составили единый зрительно-игровой сюжет, например сюжет из известной сказки. С целью повышения эффективности этих упражнений по активизации чувств координации и равновесия их следует выполнять только в положении стоя. Учитель периодически дает соответствующие команды и под счет «раз-два-три-четыре» дети быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных точках, сочетая при этом движения головой, глазами и туловищем. Продолжительность выполнения упражнения 1,5-2 мин.

Выполнение упражнений по схеме зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультурных минуток: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмерке (рис. 1).

На моих уроках дети, занимающиеся в режиме динамической позы, они отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью. Дети более спокойны и уравновешенны. Следовательно, использование динамических поз в учебном процессе повышает уровень физического и психического развития детей, их здоровья, а также является одним из условий для построения занятий в режиме диалога и коллективного сотрудничества.

Читайте так же:  Коэффициент множественной линейной регрессии

Профилактика утомления обучающихся на уроке

Здоровье — это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста, но в начальной школе (прежде всего, в 1-2 классах) она приобретает первостепенное значение. У детей этого возраста несформированы контроль и саморегуляция своего состояния, что приводит к быстрому нарастанию утомления, в результате чего дети выключаются из контекста урока. Это приводит к низкому качеству обучения на уроке в целом.

Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:

  • трудности учебного материала
  • эмоционального состояния учащихся
  • насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления

:

  • снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
  • ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
  • ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка — он становится явно хуже;
  • ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
  • Что я делаю на уроке, чтобы отдалить момент наступления утомления.

    1. Учет зоны работоспособности учащихся

    Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Это обязательно учитываю при составлении расписания, при планировании урока.

    При организации урока учитываю динамику работоспособности учащихся:

    • 3-5 минут — врабатывание;
    • 5-10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
    • 2-3 минуты — период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
    • 5-10 минут — период средней работоспособности;
    • оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

    2. Соблюдение гигиенических условий в классе.

    Большое внимание обращаю на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

    3. Деятельностный характер урока.

    Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной.

    Поддерживать интерес детей на протяжении всего урока мне помогают различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая «приносит» трудные задания, гномик — задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры — диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование).

    Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников.

    Стараюсь включать в урок методы, способствующих активизации творческого самовыражения учащихся.

    Для этого я использую методы свободного выбора (Наример, на доске записаны слова (Какое задание вы можете предложить?); либо детям предлагаю выполнить на выбор то или иное задание.);

    • активные методы (ученики в роли учителя, работа в парах, группах; ролевая игра, ученик как исследователь и др.);
    • методы проблемное обучение.

    4. Психофизический комфорт ребенка на уроке.

    Психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.

    Для снятия эмоциального напряжения использую игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др.

    Для диагностики эмоционального состояния на всех этапах учебного занятия использую метод «цветописи Лутошкина», основанным на зависимости между эмоциональным состоянием человека и его предпочтениями в выборе определенной гаммы цветового спектра. Я предлагаю обучающимся предлагается оценить цветом свое настроение. ( «Цветок настроений» детям предлагаю выбрать листок с «цветка настроения» цвета своего настроения, либо на листочке отметить цветным кружком свое настроение).

    Красный, оранжевый, желтый цвета отражают приятное состояние восторга, радости, тепла. Зеленый — спокойствие, уравновешенность, синий — неудовлетворенность, грусть, фиолетовый — напряженность, тревожность, черный — упадок, уныние, белый — равнодушие (трудно сказать).

    5. Включение в урок физминуток.

    Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

    Длительная неподвижность вызывает функциональные расстройства, ухудшение памяти, падение мышечной силы, уменьшение содержания кальция в костной ткани, при этом также резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, увеличивается время решения задач, раздражительность и вспыльчивость. Разрядка же снимает чрезмерное умственное напряжение, вызывает временное расслабление, способствует приливу сил и энергии, создает положительный настрой.

    Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

    В начале урока я включаю следующие упражнения для профилактики утомления.

    1. Растирание ушных раковин и пальцев рук — активизирует все системы организма.
    2. Качания головой — улучшает мыслительную деятельность. Уронить голову вперед, медленно качать из стороны в сторону.
    3. Ленивый восьмерки — активизирует структуры, обеспечивающие запоминание. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
    Читайте так же:  Причины нервного срыва

    Во время урока:

  • Лобно-затылочная коррекция — улучшает мозговое кровообращение. Сидя с закрытыми глазами, правая рука кладется на лоб, левая — на затылок. 1 минута.
  • Медвежьи покачивания — расслабляют позвоночник, мозг, мышцы шеи и глаз. Качаться из стороны в стороны, подключить руки.
  • Поза скручивания — улучшает кровоснабжение в позвоночнике, снимает спазм сосудов, питающих позвоночник. Сесть на стул боком, повернуться, чтобы грудь оказалась против спинки стула.
  • Гимнастика для глаз — снимает напряжение с глаз. Тренаж со зрительными метками.
  • Медуза — сидя на стуле, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.

    Цель — снятие мышечного напряжения.

    Звучит спокойная музыка.

    Сядьте удобно, руки положите на колени. Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь далеко-далеко от шума улицы и стрессов городской жизни. Может быть, на лесной поляне или на берегу моря: Послушайте звуки природы: пение птиц, журчание ручья, шум листьев. Посмотрите, что находится вокруг вас: зеленая трава, желтый песок, синее небо с белыми облаками. Вы чувствуете, как теплые лучи солнца нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласково обдувает лоб. Ваше тело расслаблено, мышцы мягкие, теплые. Напряжение дня постепенно уходит, вам легко, спокойно, комфортно. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. На счет «3» вы вернетесь в нашу комнату и откроете глаза. Раз, два, три! Откройте глаза! Приступаем к сеансу дыхательной гимнастики.

    Если на лицо явная усталость детей, то использую следующие упражнения:

    1. Быстро и сильно потрите ладони друг об друга, приложите их к щекам и сделайте несколько глубоких вдохов. Повторите 5-6 раз.
    2. Возьмитесь левой рукой за правый локоть и медленно тянитесь вправо до приятного ощущения растяжения в мышцах. Поменяйте положение рук. Затем растяните ноги. Сначала подтягивайте ступню к ягодице, а затем сгибайте ногу в колене и пяткой к паху. Подтяните живот: медленно отклонитесь назад, слегка откинув голову и расслабив мышцы рук. Помашите руками, будто собираетесь взлететь. Упражнения повторите 3-5 раз.
    3. Энергично встряхните руки, сядьте поудобнее и постарайтесь расслабиться. Кистями обеих рук похлопывайте макушку, затылок, плечи, а затем и все те участки тела, которые сможете достать.
    4. Возьмите себя большими и указательными пальцами за мочки ушей и подвигайте их круговыми движениями — вперед-назад. Благодаря этой эффективной технике уже через несколько минут вы почувствуете прилив бодрости.

    Либо включаю в урок игры предназначенные для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

    Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

    [2]

    1. «Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

    2. «Уши». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

    Валеологи считают, что крайне важно учителю владеть методиками исследования развития утомления учащихся. Я используется методику оценки функционального состояния центральной нервной системы учащихся по коэффициенту моторной частоты руки «Тепинг-тест». Тест позволяет выявить учащихся, у которых утомление развивается быстрее и раньше, чем у других. Эти дети могут составлять группу риска по развитию переутомления, сопровождающегося невротическими расстройствами. Поэтому они требуют к себе внимательного отношения и индивидуального подхода при нормировании учебной нагрузки.

    Результаты анкетирования детей по школе, в классе.

    Если сравнить результаты анкетирования детей в в классе с результатами анкетирования детей в целом по школе, видно, что процент детей, которые устают ниже.

    Профилактика переутомления школьников

    Организм ребенка младшего школьного возраста отличается незавершенностью развития важных для школьного обучения органов и функциональных систем (центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата). В связи с этим правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению общеучебными умениями и навыками для школьника, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья. В нашей школе создаются все условия для удовлетворения естественной потребности школьников в движении. Эта потребность реализуется посредством ежедневной двигательной активности учащихся: уроки физкультуры, динамические паузы, физкультминутки на уроках, подвижные игры на свежем воздухе, подвижные игры на всех переменах. Правильно составленное расписание учебного дня школьника предупреждает появление переутомления.

    Читайте так же:  Мужчина говорит люблю психология

    ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕУТОМЛЕНИЯ.

    Переутомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки.

    • поведенческом — снижение производительности деятельности, уменьшение скорости и точности работы;
    • физиологическом — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;
    • психологическом — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

    Внешние признаки утомления при умственной деятельности

    Признаки Усталость незначительная Усталость значительная Усталость острая
    Внимание Редкие отвлечения

    Внимание рассеянное, частые

    Внимание рассеянное, реакции на новые раздражители (новые словесные указания) отсутствуют Движения Потягивание ног и выпрямление туловища. Движения точные

    Частая смена позы, повороты головы в разные стороны,

    поддерживание головы руками. Движения неуверенные, медленные

    Стремление положить голову на стол, выпрямиться, откинувшись на спинку стула. Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка). Интерес Живой интерес Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Причинами усталости у школьников могут быть: недосыпание, чувство голода, неполное восстановление сил после перенесенной болезни, первые симптомы болезни и т.д. Различают субъективные критерии выяснения усталости (в чувство утомления, которое определяется путем опроса учащихся в течение учебного процесса) и объективные (эффективность учебного процесса, состояние функциональных систем организма школьников (опорно-двигательно й, кровеносной, дыхательной, сенсорной, высшей нервной деятельности и т.д.), которые определяют с помощью специальных методов исследования).

    Для предотвращения снижения работоспособности учащихся на уроке используют такие способы профилактики утомления:

    • оптимизация условий проведения урока путем обеспечения благоприятного микроклимата, освещенности, рациональных рабочих поз, чередование деятельности и отдыха;
    • преимущественное использование первой сигнальной системы, а также метода переключения анализаторов, особенно в начале изучения новой темы;
    • проведение динамических пауз (в начальных классах — на каждом уроке, в старших — на четвертом и пятом уроках);
    • соответствие учебных и наглядных средств и методов ;
    • учет возрастных возможностей учащихся при определении степени сложности определенных элементов учебной нагрузки;
    • сокращение продолжительности урока в первом классе до 35 мин;
    • формирование положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе
    • Пальчиковая гимнастика.
    • Упражнения для глаз.
    • Оздоровительные упражнения, упражнения на релаксацию.
    • Физминутки во время выполнения домашних заданий.
    • Точечный массаж;
    • Физминутки на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.

    Профилактика утомления на уроках

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

    SOME WAYS OF CHILDREN’S FATIGUABILITY’S OVERCOMING

    [3]

    T.A. Erachtina, Ph.D., lecturer

    State pedagogical university, Kurgan

    Key words: fatiguability, working capacity, physical exercises, relaxation.

    One of the most important causes of young schoolchildren’s studying performance’s decreasing is psychological and physiological fatigue, rising during the educational process. The author of this article had analyzed the fatiguability and suggested some ways to overcome it. Among different means against fatigue rising the author recommends physical exercises over day-curricula, the psychological relaxation after each lesson, the outdoor promenades and moving games. Beside that, it was noted in the conclusions, that the efficiency of these means is in dependence on psychological, physiological and age specifics of young schoolchildren.

    Некоторые способы профилактики утомляемости у младших школьников

    Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Ерахтина
    Курганский государственный педагогический университет, Курган

    Ключевые слова: утомление, работоспособность, физические упражнения, релаксация.

    Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых — ухудшение здоровья учащих. Она проявляется в увеличении числа детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, повышении среди них количества простудных, росте всевозможных нарушений опорно-двигательного аппарата, снижении иммунитета, ухудшении общей физической подготовленности, развитии нервно-психических отклонений. Естественно, что такое состояние дел приводит к снижению общего уровня образованности личности.

    Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, прогулки на свежем воздухе и т.п. Контролировать и регулировать процесс умственной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности. Особо сенситивен к утомлению младший школьный возраст [5].

    Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем [4].

    Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях : 1) поведенческом — снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

    2) физиологическом — затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;

    3) психологическом — снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

    Утомление сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности. На этом основании выделяются разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое и пр.

    При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний [5].

    Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения. Многие исследователи отмечают именно такую тенденцию в динамике работоспособности организма и рассматри вают способы преодоления данного негативного явления в ходе учебной деятельности [2].

    Читайте так же:  Охотники за галлюцинациями

    С помощью бланкового теста скорости (корректурной пробы) определяли наличие утомления. Данная методика, исследующая степень концентрации и устойчивости внимания, предложена в 1895 г. Б. Бурдоном. Наиболее известной является модификация корректурной пробы — кольца Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Именно такой вариант был использован в эксперименте, так как он более удобен для обследования детей младшего возраста [4].

    Важными показателями утомления являются характеристика качества выполнения задания и количество допущенных ошибок за каждые 30-60 с интервала работы. Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к моторной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Следовательно, регистрируя снижение таких показателей, как внимание, моторная деятельность, работоспособность, устойчивость деятельности, можно предположить наступление утомления [4, 3].

    Результаты выполнения корректурной пробы можно представить количественно.

    Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

    где S — число строк, проработанных испытуемым;

    n — количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

    Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид :

    где S — количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной таблицы,

    t — время выполнения.

    Показатель переключаемости (с) выражается формулой:

    где So — количество ошибочно обработанных строк;

    S — общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

    В эксперименте принимали участие ученики 1-3-х классов (7-10 лет) средней общеобразовательной школы № 32 г. Кургана. Численность экспериментальной группы составила 225 человек. Результатом следует считать выявленные тенденции.

    Максимально возможное проявление показателя «концентрация внимания» у детей 7 лет (1-й класс) в ходе первого урока в среднем составляет 88%, наиболее высокий темп выполнения задания демонстрируют 62 %; переключаемость — 83% первоклассников. На втором уроке эти показатели уменьшаются соответственно: К — 75%, А — 58%, С — 76%. Третий урок подтверждает закономерность снижения изучаемых величин: К — 69%, А — 46 %, С — 63%. У детей 8-9 лет (2-й класс) на первом уроке показатель концентрации внимания равен 98%, темп выполнения задания — 87%, переключаемость — 88%. Все данные выше, чем у первоклассников на этом же уроке, что свидетельствует еще и о том, что ученики 2-го класса быстрее и эффективнее включаются в работу, более работоспособны к моменту начала занятий, чем дети 7-летнего возраста. Ко второму уроку, однако, наблюдается тождествен ная закономерность проявления признаков утомления. Подобная ситуация отмечена и у учеников 10-11 лет.

    Следовательно, утомляемость начинает появляться и набирает темп от урока к уроку. На четвертом уроке показатели, изучаемые нами, достигают своего максимума, следовательно, ученик работает на пределе физических и психических возможностей, привлекая резервы своего еще несовершенного растущего организма.

    В качестве мер, восстанавливающих работоспособность младшего школьника, нами использовались занятия физической культурой, которые состояли из уроков физкультуры или физических упражнений, проводимых в течение 15 мин в начале четвертого урока.

    Физические нагрузки мы чередовали с элементами релаксации (системы расслабляющих упражнений) в ходе четвертого урока для сравнения эффективности воздействия того и другого способов снятия умственного и психического утомления.

    В результате организации подобной деятельности показатели концентрации внимания, темпа выполнения задания и переключаемости восстанавли вались, что свидетельствовало об эффективном воздействии на организм школьников физических нагрузок и релаксации.

    Однако представляются интересными некоторые выявленные тенденции. Так, например, занятия физическими упражнениями в течение 15 мин дают наибольший эффект ученикам 7-8 лет. Концентрация их внимания восстановилась практически полностью: К = 87,3%, темп выполнения задания А = 61,9%, переключаемость С = 82,5%. Урок физической культуры продолжительностью 40 мин позволил восстановить уровень работоспособности, но в несколько меньших показателях исследуемых величин: К=85,4%, А = 60,2%, С= 79,4%. Выполнение расслабляющих упражнений оказало минимальный эффект на восстановление изучаемых функций. Скорее всего, для детей 7-8 лет предлагаемые в ходе урока физические нагрузки достаточно высоки. Данной возрастной группе сложнее организовать себя и включиться в максимально возможный темп работы на уроке после 40-минутной двигательной активности.

    Использование элементов релаксации — недостаточно эффективный способ восстановления, очевидно, потому, что некоторые дети не могут сразу освоить расслабляющие упражнения. Только после нескольких серьезно и регулярно проводимых в школе занятий удается ощутить некоторый эффект.

    У учеников 3-го класса (10-11 лет) наблюдается противоположная картина распределения эксперимен тальных данных. Больший эффект в восстановлении работоспособности мы наблюдали при проведении урока физической культуры. В данном случае концентрация внимания, темп выполнения и переключаемость восстановились практически полностью (К= 97,2%, А= 86,1%, С = 90,2%).

    Выполнение физических упражнений или элементов релаксации оказалось фактором, недостаточно способствующим восстановлению работоспо собности после достигнутого уровня утомления.

    У учеников 2-го класса (9-10 лет) сложнее всего оказалось установить способ восстановления, который был бы максимально позитивным от своего применения. По данным первого среза это оказались физические упражнения, второго — уроки физической культуры. Расслабляющие упражнения всякий раз выступали в качестве недостаточно эффективного средства, что позволило выявить определенную закономерность, оставив приоритет за физическими нагрузками.

    Ежедневное использование физических упражнений, элементов релаксации в течение рабочей недели (на четвертом уроке) позволило поддержать работоспособность младших школьников в конце учебного дня, недели и четверти. Результаты обучения не снижались к концу дня и недели, хотя подобная закономерность наблюдалась до момента введения подобных занятий. Педагоги и родители констатируют улучшение успеваемости, повышение деятельностной активности, мотивации обучения.

    Читайте так же:  Нахожусь в депрессии

    Полученные нами результаты позволяют сделать вывод о том, что физические упражнения, уроки физической культуры и расслабляющие упражнения (релаксация) способствуют восстановлению работоспособности младших школьников. Однако эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей младших школьников.

    5. Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьника. (Симптоматика, физиологическая природа и пути устранения). — М.: Медицина, 1964.

    При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

    Профилактика утомления на уроках

    Залогом нормального функционального состояния учащихся в процессе учебной деятельности, возможности поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предотвращать преждевременное утомление правильная ор рганизация урока, уровень его гигиенической направленности. Задача школы не только дать ребенку необходимое образование, но и сохранить в процессе обучения ее здоровьея.

    В распорядке дня учащегося утомительны статические нагрузки преобладают над динамическими, которые естественны для младших школьников, поскольку развитие двигательных центров, особенно активен в 3-6 лет, у них продовжует ться. Выполнение домашнего задания тоже требует длительного вынужденного сохранения статической рабочей позы. Следствием этого является длительное и значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и нервов в системе, что приводит к нарушению их функцииій.

    Объективной реакцией на деятельность является утомление

    . Усталость (утомление) — закономерный процесс временного снижения работоспособности, возникает вследствие длительной, интенсивной работы

    Ученые используют также термин»усталость»Утомление и усталость являются объективными явлениями, а усталость — субъективным

    . Утомленность — субъективное психическое явление, которое сопровождается ощущением слабости и нежеланием работать

    Довольно часто усталость развивается вследствие отсутствия привычки к систематическому труду. Чтобы преодолеть усталость необходимо отдыхать, иначе развивается переутомление

    Переутомление — нарушение нормального физиологического функционирования организма, что может свидетельствовать о определенное заболевание

    Это промежуточный между здоровьем и болезнью состояние организма, требующее немедленного педагогического и медицинского вмешательства

    Биологическое значение усталости заключается в том, что она приводит к возникновению торможения в нервных клетках, обеспечивая таким образом защиту всего организма, прежде всего центральной нервной системы, в от перенапряжения и разрушения. Проблему усталости решают в три этапа: выявляют ее причины и механизмы развития; диагностируют усталость и оценивают работоспособность разрабатывают методы профилактики втоми.

    По различным видам мышечной деятельности основными причинами развития утомления является совокупность нарушений в основных функциональных системах организма:

    а) нервно-мышечном аппарате в связи с изменением обмена веществ и снижением проводимости синапсов;

    б). ЦНС вследствие снижения возбудимости нервных центров через сильную и продолжительное действие рецепторных импульсов;

    г) эндокринной системе в связи с избыточным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечников в эмоционального напряжения или наоборот, вследствие ослабления функций этой системы при длительной вы иснажливий работе;

    г) системах кровообращения и дыхания за счет ослабления сократительной способности сердечной мышцы и дыхательных мышц, замедляет кислородное снабжение организма и окисление продуктов обмена

    Значение каждой причины усталости изменяется в зависимости от характера, интенсивности и продолжительности трудовой деятельности. Например, усталость быстро развивается при монотонной, статической и сенсорно обедненной деятельностиі.

    Среди факторов учебной среды всего на работоспособность учащихся уплывает микроклимат помещения, особенно температура, влажность и скорость движения воздуха, уровень шума, характер освещения. Ро азвитие утомления зависит от состояния здоровья учащихся, психологических показателей — уровня тревожности, волевых качеств, внимания тощо.

    Проявления (признаки) усталости бывают:

    1) ощущение слабосилля (человек чувствует ухудшение работоспособности даже если производительность труда не снижается, оно выражается как переживание особой, обременительной напряжения и неуверенности; человеку кажется, что она не может продолжать работу должным образом)

    2) расстройство внимания, что является одной из наиболее чувствительных к усталости психологических характеристик;

    3) расстройства моторной сферы (замедление или беспорядочная торопливость движений, расстройство их ритма, ослабление точности и координации движений);

    4) ухудшение памяти и мышления (особенно при усталости в процессе умственной деятельности);

    5) ослабление воли (уменьшение решительности, выдержки, самоконтроля);

    6) сонливость (проявление охранительного торможения)

    В учебном процессе важнейшими являются внешние признаки усталости (табл. 21)

    . Таблица 21

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Внешние признаки утомления при умственной деятельности

    Источники


    1. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

    2. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.

    3. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.
    4. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.
    5. Осьминина, Наталия Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Мысли, творящие молодость женщины. Мысли, творящие красоту и молодость женщины до 100 лет и дальше. Десять секретов Любви (комплект из 4 книг) / Наталия Осьминина , Георгий Сытин , Адам.Дж. Джексон. — М.: ИГ «Весь», София, 2015. — 564 c.
    Профилактика утомления на уроках
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here