Произвольное внимание является

Самое важное по теме: "произвольное внимание является" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Произвольное внимание

Произвольное внимание. Оно определяется задачей сознательно выполняемой деятельности. Именно сознательно поставленная человеком- задача определяет, какие предметы или явления, какие их стороны, особенности, качества выделяются при выполнении деятельности, т. е. на что обращается в этом случае внимание.

Когда мы читаем письмо и поглощены смыслом того, что сообщается в нем, особенности отдельных букв не замечаются нами. Внимание привлекается к ним только в случае какого-либо особенного своеобразия их, затрудняющего чтение. Тогда мы обращаем внимание на отдельные буквы невольно, так как они резко отличаются от обычных. Но если учитель просматривает тетради учащихся, в особенности тогда, когда ученики еще только учатся письму и он должен проверить, насколько они правильно пишут буквы, его внимание направлено на то, как именно написаны буквы. И делается это не в силу какого-либо резко выраженного своеобразия их, т. е. их собственных особенностей, а под влиянием задачи, которая стоит перед учителем — проверить правильность написания букв. Именно такое внимание, направляемое задачей деятельности, и характеризуется как произвольное.

Основой произвольного внимания являются связи, которые образовались в прошлом опыте человека между той или иной задачей, или, точнее, ее словесной формулировкой (поскольку всякая задача формулируется словесно), и действиями, соответствующими определенной направленности внимания. Каждый раз как эта задача ставится затем, вновь актуализируются и связи, необходимые для выполнения действий, требующихся задачей. А это значит, что внимание подчиняется задаче деятельности.

Произвольное внимание может направляться и удерживаться как беспрепятственно, когда ничто постороннее не мешает выполняемой деятельности, так и тогда, когда такие препятствия имеются. Ими могут быть как внешние раздражители (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), так и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что может мешать работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.

Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.

Важную роль в качестве условия внимания играет значение задачи, место, которое она занимает в жизни и деятельности человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, желание обязательно осуществить ее. Чем важнее задача, чем яснее понято ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Перевод текста с иностранного языка на русский сам по себе может не вызывать интереса, но овладение этим языком отвечает интересам учащегося, и, сознавая это, он внимательно выполняет задачу, которая стоит перед ним, т. е. переводит текст. Изготовление какой-либо детали модели самолета само по себе может быть неинтересно подростку, но оно включено в интересное для него дело — моделирование самолетов, и он внимательно выполняет эту часть работы.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека — все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в «критические» моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания. Токарь заранее знает, что высокий уровень внимания потребуется от него тогда, когда резец будет подходить к такому-то месту обрабатываемой на станке детали. Этот сигнал, намеченный заранее, и напоминает ему о необходимости усилить внимание в определенный момент.

Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обусловливает успех действий. Внимательное рассматривание картины может быть достигнуто тем, что мы ставим перед собой вопросы, относящиеся к ее содержанию, к ее отдельным деталям, композиции, цветовому оформлению и т. п. Ученик внимательно переписывает слова из книги в тетрадь, если ставит перед собой вопрос: «А сейчас что надо переписать?», или, если решая «столбики» примеров, где требуется производить различные арифметические действия, задает вопрос: «А что сейчас надо делать (какое арифметическое действие выполнить) ?»

Экспериментальные данные показывают, что учащиеся делают меньше орфографических ошибок на грамматические правила, когда выполняют упражнение, в котором имеются пропуски в словах (соответствующие определенным орфограммам), нежели в тех случаях, когда те же слова пишутся ими в диктанте (исследование Петровой). Это объясняется тем, что пропуск букв побуждает их ставить вопрос: «Что здесь надо писать?», в то время как во время диктанта такой вопрос может и не возникать перед ними. Хорошо известно, что, решая столбики из примеров на разные арифметические действия, учащиеся иногда выполняют несколько раз подряд одно и то же действие вопреки тому, что указывается знаками действий, имеющимися в примерах. Источником этого является опять-таки то, что они не ставят перед собой каждый раз вопроса: «А здесь что надо делать?»

Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано такое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т. п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие. Осознание всего этого осуществляется в форме словесного отчета о том, что сделано или что выполняется в данный момент. Следовательно, внимательное выполнение деятельности требует участия второй сигнальной системы, словесного обозначения того, что делается или сделано, и словесного выражения требований, которым должна удовлетворять выполняемая деятельность и ее результаты.

Читайте так же:  Женщины стали богаче мужчин

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием. Ребенку, начинающему читать, легче удерживать внимание на том, что им прочитывается, если он ведет пальцем по строчке. Лучше можно проследить на карте течение реки, двигая по ней острием карандаша. При выполнении практических действий возможность отвлечения от того, что является объектом отражения, значительно ослабляется. Отсюда Еытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету.

Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено,— это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче, которая стоит перед нами.

Рассматривая внимательно картину, человек выполняет ряд действий, направленных на то, чтобы возможно лучше воспринять ее: подходит к ней ближе, отходит от нее, всматривается, прищуривает глаза, переводит взор с одной ее части на другую, фиксирует взгляд на чем-либо его заинтересовавшем, как бы «ощупывает глазами» картину, сравнивает ее с тем, что известно из прошлого опыта, осмысливает ее содержание, обдумывает замысел автора, оценивает ее достоинства, отмечает недостатки. Все, что он делает в этом случае, подчинено задаче, которая стоит перед ним, и направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение того, что требуется для осуществления этой задачи. Именно это и характерно для организации деятельности в состоянии внимания.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное, как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась. Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, определенная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.

Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — не могут быть строго отграничены друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности внимание в силу отсутствия интереса к ней требует сначала волевых усилий, а затем возникает интерес к тому, что делается, и человек продолжает быть внимательным к работе уже без всяких усилий. Начало чтения книги может не вызывать интереса у школьника, и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию книги возрастает, и внимание уже не требует усилий.

[2]

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется произвольно.

В школьной практике оба случая перехода одного вида внимания в другой наблюдаются часто. Нельзя долго удерживать внимание на том, что никак не привлекает непроизвольного внимания, а все время требует волевых усилий. Учитель должен добиваться непосредственного интереса к работе, которая первоначально нуждалась в произвольном внимании. Нельзя также, чтобы учащиеся переставали быть внимательными, если непосредственный интерес к тому, чем они заняты, прекращается. Учащиеся должны быть внимательны и тогда, когда работа сама по себе непосредственно их уже не интересует.

Что такое внимание. Виды внимания.

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

[3]

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
б) неожиданность;
в) новизна и необычность;
г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

Читайте так же:  Целеполагание в проектировании

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:
Великая сила внимания

Поделиться «Что такое внимание. Виды внимания.»

Произвольное внимание является

произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется … Словарь Л.С. Выготского

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Произвольное внимание — психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… … Криминалистическая энциклопедия

внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия

Внимание — Внимание избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… … Википедия

ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) … Психомоторика: cловарь-справочник

Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о … Психологический словарь

Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… … Словарь-справочник по социальной работе

Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

• его опосредованность и осознанность;

• возникновение в ходе эволюции развития общества;

• формирование в течение жизни;

• прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;

• зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.

— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.

— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Читайте так же:  Как вернуть девушку пропасть

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

— Умение группировать воспринимаемые объекты.

— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Логически последовательные и понятные указания взрослого.

— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).

— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .

Произвольное внимание является

Легенда об Астре

Притча о Любви

Внимание, как важное понятие

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей… — Вудро Вильсон.

Внимание — это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней.

[1]

Внимание — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.

Внимание — психический процесс, основная задача которого — оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной.

Внимание — это направленность и сосредоточенность познавательной активности человека на каких-либо предметах, явлениях, связях действительности.

Внимание — это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами.

Функциями внимания являются:

В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют следующие виды внимания: 1) непроизвольное; 2) произвольное; 3) послепроизвольное (или вторично непроизвольное).

Непроизвольное внимание (пассивное).

Это такой вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека, как правило, быстро переходящие в произвольное.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Плюсы непроизвольного внимания:

— даёт возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры;

— облегчает включение в привычную деятельность.

Минусы непроизвольного внимания:

— отвлекает от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом (необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться).

Причины возникновения непроизвольного внимания:

— относительная сила раздражителя;

— контрастность предметов или явлений;

— внутреннее состояние человека.

Произвольное внимание.

Физиологическим механизмом произвольного внимания является очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Вследствие этого вытекает очевидность роли слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность без управления своим вниманием.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Очень полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, с помощью переключения на более лёгкие или интересные виды деятельности, так же можно вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряжённого внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует своё внимание, понимает содержание, необходимое для себя, и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Произвольное внимание разделяют на: 1) собственно произвольное внимание (для достижения заранее поставленной цели); 2) волевое внимание (для того, чтобы отвлечься от раздражающих факторов и сконцентрироваться на нужной деятельности); 3) ожидательное внимание (бдительность, осторожность).

Читайте так же:  Постановка задач гипотеза

Послепроизвольное внимание.

Это такой вид внимания, при котором в наличии есть сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Оно связано с образованием новой установки, относящейся в большей мере к актуальной деятельности, нежели к предшествующему опыту человека.

Этапы развития внимания.

1. Первые две недели жизни — наблюдается проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребёнка.

2. Конец первого года жизни — отмечается возникновение ориентировочно — исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

3. Начало второго года жизни — появляются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.

4. Второй — третий год жизни — развитие произвольного внимания.

5. Четыре с половиной — пять лет — возникает направление внимания на сложные инструкции взрослого.

6. Пять — шесть лет — развитие элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.

7. Школьный возраст — формирование и совершенствование произвольного внимания.

Внимание обладает пятью основными свойствами:

— устойчивость (способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком — либо объекте);

— сосредоточенность (способность сконцентрировать своё внимание на одном объекте при отвлечении от других);

— переключаемость (перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной);

— распределение (способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности);

— объём (размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания).

Нарушение каждого из перечисленных свойств внимания, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка:

а) маленький объём внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме;

б) недостаточная концентрация и устойчивость внимания — трудности в продолжительном сохранении внимания, без его ослабления и отвлечений на раздражители;

в) недостаточная избирательность внимания – неспособность сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи;

г) плохо развитая переключаемость внимания – трудности в переключении внимания с выполнения одного вида деятельности на другой;

д) плохо развитая способность распределения внимания — неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел;

е) недостаточная произвольность внимания – затруднение в способности сосредоточивать внимание по требованию.

Чтобы устранить вышеперечисленные нарушения основных свойств внимания, необходимо уделять как можно больше времени вашему ребёнку и заниматься с ним. Специально разработанные методики помогут вам устранить нежелательные нарушения внимания и скоррегировать дальнейшее развитие ребёнка.

Произвольное внимание

Произвольное внимание. Оно определяется задачей сознательно выполняемой деятельности. Именно сознательно поставленная человеком- задача определяет, какие предметы или явления, какие их стороны, особенности, качества выделяются при выполнении деятельности, т. е. на что обращается в этом случае внимание.

Когда мы читаем письмо и поглощены смыслом того, что сообщается в нем, особенности отдельных букв не замечаются нами. Внимание привлекается к ним только в случае какого-либо особенного своеобразия их, затрудняющего чтение. Тогда мы обращаем внимание на отдельные буквы невольно, так как они резко отличаются от обычных. Но если учитель просматривает тетради учащихся, в особенности тогда, когда ученики еще только учатся письму и он должен проверить, насколько они правильно пишут буквы, его внимание направлено на то, как именно написаны буквы. И делается это не в силу какого-либо резко выраженного своеобразия их, т. е. их собственных особенностей, а под влиянием задачи, которая стоит перед учителем — проверить правильность написания букв. Именно такое внимание, направляемое задачей деятельности, и характеризуется как произвольное.

Основой произвольного внимания являются связи, которые образовались в прошлом опыте человека между той или иной задачей, или, точнее, ее словесной формулировкой (поскольку всякая задача формулируется словесно), и действиями, соответствующими определенной направленности внимания. Каждый раз как эта задача ставится затем, вновь актуализируются и связи, необходимые для выполнения действий, требующихся задачей. А это значит, что внимание подчиняется задаче деятельности.

Произвольное внимание может направляться и удерживаться как беспрепятственно, когда ничто постороннее не мешает выполняемой деятельности, так и тогда, когда такие препятствия имеются. Ими могут быть как внешние раздражители (посторонние звуки, отвлекающие нас зрительные раздражители), так и некоторые состояния организма (болезнь, усталость и др.), равно как и посторонние мысли, образы, чувства. Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимы специальные действия, направленные на то, чтобы удерживать внимание на том, что требуется задачей деятельности. Иногда возникает необходимость уничтожить или хотя бы ослабить действие посторонних внешних раздражителей: убрать отвлекающие предметы, уменьшить силу доносящихся звуков и т. д. Нередко заранее устраняется все, что может мешать работе, заблаговременно приводится в порядок рабочее место, готовится все, что нужно для работы, создаются необходимые условия освещения, принимаются меры к тишине, к сохранению удобной позы во время работы и т. д. Большую роль играет создание привычных условий работы. Наличие их, отсутствие чего-либо нового, к чему человек еще не привык, значительно облегчает ему возможность удерживать внимание на выполняемой деятельности и является одной из существенных предпосылок, содействующих вниманию.

Не всегда, однако, наличие благоприятных внешних условий обеспечивает внимание.

Важную роль в качестве условия внимания играет значение задачи, место, которое она занимает в жизни и деятельности человека, понимание того, что влечет за собой ее выполнение и невыполнение, желание обязательно осуществить ее. Чем важнее задача, чем яснее понято ее значение, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание ко всему, что нужно для успешного выполнения данной задачи.

Велика роль интереса и особенно значение устойчивых интересов личности. Вместе с тем связь с интересами при произвольном внимании оказывается косвенной. Это значит, что ближайший результат деятельности, равно как и сама деятельность, могут быть неинтересны, но то, к чему они приведут в дальнейшем, может, наоборот, представлять большой интерес, и это окажет значительное положительное влияние на выполнение деятельности, побудит быть внимательным.

Перевод текста с иностранного языка на русский сам по себе может не вызывать интереса, но овладение этим языком отвечает интересам учащегося, и, сознавая это, он внимательно выполняет задачу, которая стоит перед ним, т. е. переводит текст. Изготовление какой-либо детали модели самолета само по себе может быть неинтересно подростку, но оно включено в интересное для него дело — моделирование самолетов, и он внимательно выполняет эту часть работы.

Таким образом, сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека — все это способствует произвольному вниманию. Однако для того чтобы все это вызвало внимание, нужны некоторые специальные действия, обеспечивающие его.

Существенную роль играет во многих случаях напоминание самому себе, что надо быть внимательным, в особенности если оно делается в «критические» моменты деятельности, требующие усиленного внимания. Такое напоминание может быть заранее организовано тем, что человек предусматривает, что должно служить сигналом для максимального напряжения внимания. Токарь заранее знает, что высокий уровень внимания потребуется от него тогда, когда резец будет подходить к такому-то месту обрабатываемой на станке детали. Этот сигнал, намеченный заранее, и напоминает ему о необходимости усилить внимание в определенный момент.

Читайте так же:  Вылечил депрессию антидепрессантами

Значительную поддержку оказывает постановка вопросов, ответ на которые требует внимательного восприятия того, что обусловливает успех действий. Внимательное рассматривание картины может быть достигнуто тем, что мы ставим перед собой вопросы, относящиеся к ее содержанию, к ее отдельным деталям, композиции, цветовому оформлению и т. п. Ученик внимательно переписывает слова из книги в тетрадь, если ставит перед собой вопрос: «А сейчас что надо переписать?», или, если решая «столбики» примеров, где требуется производить различные арифметические действия, задает вопрос: «А что сейчас надо делать (какое арифметическое действие выполнить) ?»

Экспериментальные данные показывают, что учащиеся делают меньше орфографических ошибок на грамматические правила, когда выполняют упражнение, в котором имеются пропуски в словах (соответствующие определенным орфограммам), нежели в тех случаях, когда те же слова пишутся ими в диктанте (исследование Петровой). Это объясняется тем, что пропуск букв побуждает их ставить вопрос: «Что здесь надо писать?», в то время как во время диктанта такой вопрос может и не возникать перед ними. Хорошо известно, что, решая столбики из примеров на разные арифметические действия, учащиеся иногда выполняют несколько раз подряд одно и то же действие вопреки тому, что указывается знаками действий, имеющимися в примерах. Источником этого является опять-таки то, что они не ставят перед собой каждый раз вопроса: «А здесь что надо делать?»

Очень важно сочетать постановку таких вопросов с осознанием того, что уже сделано (написано такое-то слово, решен такой-то арифметический пример, проведена такая-то линия и т. п.). Большую помощь оказывает осознание того, что сейчас делается, а также припоминание требований, которым должно удовлетворять данное действие. Осознание всего этого осуществляется в форме словесного отчета о том, что сделано или что выполняется в данный момент. Следовательно, внимательное выполнение деятельности требует участия второй сигнальной системы, словесного обозначения того, что делается или сделано, и словесного выражения требований, которым должна удовлетворять выполняемая деятельность и ее результаты.

Важную роль (в тех случаях, когда выполняется интеллектуальная деятельность) играет сочетание ее с внешним, практическим действием. Ребенку, начинающему читать, легче удерживать внимание на том, что им прочитывается, если он ведет пальцем по строчке. Лучше можно проследить на карте течение реки, двигая по ней острием карандаша. При выполнении практических действий возможность отвлечения от того, что является объектом отражения, значительно ослабляется. Отсюда Еытекает важное положение: для удерживания внимания на чем-либо желательно, чтобы то, на чем оно должно удерживаться, было сделано объектом практических действий, которые служили бы опорой интеллектуальной деятельности, требующей внимания к данному предмету.

Все сказанное об условиях произвольного внимания обнаруживает его зависимость от организации деятельности. Добиться произвольного внимания к тому, на что оно должно быть направлено,— это значит организовать деятельность так, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение объектов действий, соответствующее задаче, которая стоит перед нами.

Рассматривая внимательно картину, человек выполняет ряд действий, направленных на то, чтобы возможно лучше воспринять ее: подходит к ней ближе, отходит от нее, всматривается, прищуривает глаза, переводит взор с одной ее части на другую, фиксирует взгляд на чем-либо его заинтересовавшем, как бы «ощупывает глазами» картину, сравнивает ее с тем, что известно из прошлого опыта, осмысливает ее содержание, обдумывает замысел автора, оценивает ее достоинства, отмечает недостатки. Все, что он делает в этом случае, подчинено задаче, которая стоит перед ним, и направлено на то, чтобы обеспечить наилучшее в данных условиях отражение того, что требуется для осуществления этой задачи. Именно это и характерно для организации деятельности в состоянии внимания.

Нередко такая организация деятельности требует от нас значительных усилий. Иногда же она осуществляется легко, как нечто привычное, как только мы оказываемся в условиях, в которых она уже не раз достигалась. Существенной для всех случаев произвольного внимания остается, однако, определенная организация деятельности. Именно она и характеризует собой произвольное внимание.

Оба вида внимания — непроизвольное и произвольное — не могут быть строго отграничены друг от друга. Произвольное внимание нередко переходит в непроизвольное. Так бывает тогда, когда при выполнении какой-либо деятельности внимание в силу отсутствия интереса к ней требует сначала волевых усилий, а затем возникает интерес к тому, что делается, и человек продолжает быть внимательным к работе уже без всяких усилий. Начало чтения книги может не вызывать интереса у школьника, и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию книги возрастает, и внимание уже не требует усилий.

Бывают и обратные переходы: непроизвольное внимание ослабляется или вовсе прекращается, между тем как выполнение деятельности требует, чтобы человек продолжал быть внимательным. В этих случаях удерживание внимания на том, что раньше привлекало его само по себе, осуществляется произвольно.

В школьной практике оба случая перехода одного вида внимания в другой наблюдаются часто. Нельзя долго удерживать внимание на том, что никак не привлекает непроизвольного внимания, а все время требует волевых усилий. Учитель должен добиваться непосредственного интереса к работе, которая первоначально нуждалась в произвольном внимании. Нельзя также, чтобы учащиеся переставали быть внимательными, если непосредственный интерес к тому, чем они заняты, прекращается. Учащиеся должны быть внимательны и тогда, когда работа сама по себе непосредственно их уже не интересует.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Священник Лоргус Андрей Влюбленность, любовь, зависимость. Как построить семейное счастье? / Священник Лоргус Андрей. — М.: Никея, 2016. — 720 c.

  2. Зорин, П. Г. Гипнотизм и психология общения / П.Г. Зорин, Я.П. Зорин. — М.: Адити, 2018. — 288 c.

  3. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.
  4. Буровский, А.М. Девочки. Инструкция по применению / А.М. Буровский. — М.: АСТ, 2012. — 506 c.
  5. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.
Произвольное внимание является
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here