Психологический климат в коллективе педагогов

Самое важное по теме: "психологический климат в коллективе педагогов" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Психологический климат в коллективе педагогов

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева Е.А. Формирование социально-психологического климата в коллективе педагогов // Психология, социология и педагогика. 2018. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2018/01/8488 (дата обращения: 07.02.2019).

В научной литературе, по-разному трактуют термин «социально-психологический климат», но в основном подразумевают атмосферу взаимодействия внутри коллектива. Психологи и социологи не пришли к общему мнению, поэтому можно озвучить разные подходы к пояснению этого термина.

В.В Карпов [3], в своей работе, разделил понятия ученных на несколько подходов. Первый подход, автором которого является Е.С. Кузьмин, под этим понятием считает такое социально-психологическое состояние малой социальной группы, которое определяет содержание и характер направленности психологии членов коллектива.

[2]

Ко второму подходу отнес А.Н. Лутошкина и А.А. Русалинова, которые подмечают что, суть основной характеристики социально-психологического климата является эмоциональный и психологический настрой всей группы. Другими словами это общее настроение.

Сторонники третьего подхода, Б.Д. Парыгин, В.А. Покровский и В.М. Шепель, анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом. Объясняют это так, в процессе формирования складывается система межличностных отношений в коллективе, определяющих психологическое и социальное самочувствие члена группы в отдельности.

К четвертому подходу причислил Л.Н. Когана, А.Н. Щербань и В.В. Косолапова, определяющие климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морального единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

По мнению Ф. Д. Ульбашевой [4], в основном успешная работа организации зависит от того, как организован и слажен коллектив его сотрудников. Характер атмосферы и отношений в трудовом коллективе зависит от факторов формы организации и оплаты труда, производственно-бытовых условий, жизненного окружения работников и т. д. А качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием «социально-психологический климат коллектива».

Там же она обозначает, что социально-психологический климат как отражение характера тех взаимоотношений, которые объективно складываются между членами коллектива в повседневной жизни, а субъективно – в переживаемом чувстве удовлетворенности различными аспектами жизни коллектива. Субъективная сторона, социально-психологического климата, для трудового коллектива, рассматривается, как удовлетворенность трудом, которая подразделяется на ряд частных удовлетворенностей: заработная плата, благоприятные отношения с начальством и коллегами по работе, социально-гигиенические условия работы. В свою очередь, удовлетворенность от работы, положительно влияет на эффективность и производительность труд.

Необходимость формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе диктуется, прежде всего, необходимостью соответствовать возросшим требованиям к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом стремлений добиться чего-либо.

Значимым социально-психологический климат становится, когда он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем, как их состояния, так и их изменения под влиянием социального прогресса, пишет в своей книге Ю. О Антонова [1]. Такой климат выступает в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Там же отмечает, что благоприятный климат педагогического коллектива обеспечивает сплоченность коллектива и помогает работоспособности его членов, взаимной поддержке в достижении целей организации. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению эффективности деятельности. Особенностью педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления проектируются на профессиональную деятельность педагога и детского коллектива. И в связи с этим возникает необходимость в формировании благоприятного социально-психологического климата педагогического коллектива с целью нормализации межличностного взаимодействия.

Таким образом, можно выделить характеристики, которые называются различными авторами как обязательные признаки коллектива:

1) объединение людей в целях достижения определенной, коллективной цели;

2) наличие добровольного характера объединения, к тому же под добровольностью здесь понимается такая характеристика группы, когда она стала для индивидов, входящих в нее, системой построенных ими отношений на базе совместной деятельности.

3) единство (целостность), что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности, которой присуще организация и распределение функций, определенная структура руководства и управления.

4) коллектив это особая форма взаимоотношений между его членами, которая гарантирует принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах

Саблина Ирина Владимировна,учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 города Жирновска», г. Жирновск[email protected]

Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах

Аннотация. Психологический климат в классе –это один из показателей профессиональной компетенции учителя. Если средние и старшие классы уже менее подвержены влиянию конкретного педагога, то учитель начальных классов имеет очень большой авторитет среди учеников, а потому полностью несет на себе ответственность за психологический климат младших школьников. Чем больше учитель будет ориентирован на создание благоприятной для учебы и развития атмосферы, тем с большей вероятностью он может ожидать сплоченного, дружного коллектива, хорошей успеваемости в классе, уважения и любви детей к себе.Ключевые слова: психологический климат, формирование благоприятного психологического климата, гармоничное развитие личности ребенка, индивидуальный подход к каждому ученику.

Ссылки на источники1.Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса.–URL: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm.2.Макаренко А.С. О воспитании в семье. –М., 1955.3.Зюзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. –М.: Просвещение,1995.

Читайте так же:  Добра и жестокость

4.Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. –Минск: Знание, 1969. 5.Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. –Л.: ЛГУ, 1985.6.Майстер Д. Делай то, что проповедуешь.–М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

Sablina Irina,primary School Teacher, Local Educational Authority “General Education School #1”, [email protected]’s role in psychological environment formation in primary schoolAbstract.Psychological environment in the class is one of the characteristics, which shows the professional teacher’s competence.Primary school teacher have the authority among pupils, so he is responsible for their psychological environment. The more teacher is oriented on favorable environment creation, the more pupils are solidary, friendly and successful.Keywords: formation of the favorable psychological environment, individual approach to each student, harmonious development of the child’s personality, psychological environment.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

Психологический климат коллектива педагогов
материал на тему

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность детей.

Вложение Размер
klimat_v_kollektive_2.docx 19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность детей.

К числу условий, зависящих от самого педагога, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.

Психологическая установка создаётся тем, что педагог мысленно представляет себе группу и объект работы.

Эмоциональный настрой — это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного процесса.

Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем воспитателям и педагогам. Для эмоционального настроя необходимо «окунуться» в материал НОД, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать, представить их в сознании как бы наглядно. Если педагог не успеет перед занятием вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.

Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от педагога. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актёра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр «священнодействует» с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, «вход постороннему за кулисы запрещён». К педагогу же, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением.

Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог — и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своей группы. Бережное отношение к самочувствию педагога возможно в условиях творческой атмосферы в детском саду, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе.

В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства. Возможности руководителей в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.

Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив — коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы.

Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики. Поэтому, видимо, главная функция руководителей должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.

Для решения поставленных задач по исследованию психологического климата в коллективе мною использовалась следующая совокупность методов исследования:

а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;

б) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.

2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик.

Экспериментальной базой исследования явился МКДОУ Яменский детский сад. В исследовании приняли участие

Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений.

Психологический климат в педагогическом коллективе в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.

Специфика психологического климата в педагогическом коллективе обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в образовании.

Динамика состояния психологического климата в исследуемом коллективе в ходе экспериментальной работы отслеживалась мной с помощью специально разработанной анкеты.

Для диагностики психологического климата в коллективе МКОУ и решения исследовательских задач я использовала методы наблюдения, опроса и методику «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе». Она позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива.

Это опросник состоит из 13 вопросов, в которых предлагалось всем сотрудникам педколлектива по шкале от — 3 до +3 оценить климат в своем коллективе

Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Читайте так же:  Как вернуть мужчину скорпиона

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

Социально-психологический климат в педагогическом коллективе

Настроение и общественное мнение, эмоциональный тонус и уровень взаимоотношений в коллективе определяются сложившимся в нем социально-психологическим климатом. Понятия «психологический климат», «социально-психологический климат» или «микроклимат» — эти понятия скорее метафорические, чем строго научные. По аналогии с климатом географическим благоприятный социально-психологический климат означает, что человеку в коллективе с таким климатом более уютно, тепло, комфортно, здесь он может проявить себя, «расцвести» в личностном и профессиональном отношении.

Содержательная характеристика психологического климата в коллективе связана с отношениями между людьми, с их настроением, самочувствием, удовлетворенностью в процессе совместной деятельности и общения, следовательно, для характеристики психологического климата важны эмоциональные оценки. Педагогический коллектив с положительным социально-психологическим климатом отличается благоприятной морально-психологической атмосферой, дружелюбием, чувством долга и ответственности, взаимной требовательностью, бодростью, защищенностью его членов. Неслучайно поэтому А.С.Макаренко придавал большое значение мажорному тону (стилю) взаимоотношений в коллективе.

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Исходя из такого понимания социально-психологического климата, можно назвать его основные функции. Консолидирующая функция социально-психологического климата в педагогическом коллективе заключается в сплочении его членов, в объединении коллективных усилий на решение учебно-воспитательных задач. Стимулирующая функция состоит в создании «эмоциональных потенциалов» коллектива (А.Н.Лутошкин), его жизненной энергии, которая затем реализуется в педагогической деятельности. Стабилизирующая функция обеспечивает устойчивость внутриколлективных отношений, создает необходимые предпосылки для успешного вхождения в коллектив новых педагогов. Регулирующая функция проявляется в утверждении норм взаимоотношений, прогрессивно-этической оценке поведения членов коллектива.

В психологии предприняты попытки выделения основных показателей положительного социально-психологического климата (Е.С.Кузьмин, А.Г.Ковалев и др.). В одном случае в качестве таких показателей рассматриваются особенности межличностных, нравственных, эмоциональных, правовых взаимоотношений, в другом — выделяются наиболее общие характеристики эффективности коллективной деятельности. К таким характеристикам относятся:

удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

признание авторитета руководителей, совмещающих признаки формальных и неформальных лидеров;

мажорное, жизнеутверждающее настроение в коллективе;

высокая степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

сплоченность и организованность членов коллектива;

практическое отсутствие текучести кадров.

Данные признаки положительного социально-психологического климата вполне применимы к оценке педагогического коллектива.

Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми. В педагогическом коллективе, где сотрудничество, взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный или начинающий учитель испытывают радость от совместного труда, желание находиться в таком окружении. Там же, где царят равнодушие, формализм или давление, член коллектива ощущает эмоциональную подавленность, отчужденность, а может быть, испытывает и стрессовые состояния, что ведет к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив.

Выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый учитель испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Педагоги особенно восприимчивы к оценке со стороны авторитетных людей, в числе которых могут быть руководители, родители. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей влияния социально-психологического климата коллектива на личность является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. Это означает, что отношения в педагогическом коллективе должны быть взаимоуважительными и принципиальными, требовательными и доброжелательными.

Механизм влияния социально-психологического климата на личность состоит в подражании — непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других людей. В условиях педагогической деятельности одни учителя способны отражать и переживать эмоциональное состояние своих коллег, другие — склонны к анализу психических состояний и сопоставлению со своими убеждениями, желаниями, и в зависимости от степени соответствия они принимают или не принимают их. Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов существенно ускоряют процесс позитивного подражания.

Наряду с мотивированным подражанием влияние социально-психологического климата коллектива на личность может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоционально-психологическую волну своих коллег. При этом педагог не только понимает и чувствует состояние другого, но и сам способен испытать подобное состояние, найти оптимальное решение в создавшейся ситуации.

Другая сторона взаимного воздействия состоит во влиянии личности на климат коллектива. Оно определяется социально-психологическими свойствами личности, особенностями ее психологических процессов, эмоционально-волевыми качествами. Педагоги, обладающие чувством долга, принципиальностью, ответственным отношением к делу, дисциплинированностью, общительностью, добротой, тактичностью и др., оказывают сильное влияние на формирование позитивного климата в коллективе. И наоборот, эгоистичные, бестактные, непоследовательные в поведении члены коллектива отрицательно влияют на утверждение положительного климата.

Общий климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей. Педагог — руководитель учительского коллектива с сильной волей способен повести за собой остальных. И если интеллект, эмоциональность, воля членов коллектива воплощены в педагогическую деятельность, успех ее обеспечен.

И педагогика, и психология первоначао существовали в лоне философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология.

Читайте так же:  Вернуть первую жену

Роль педагога в создании благоприятного социально-психологического климата в ученическом коллективе

педагогические науки

  • Жакина Мария Хакимжановна , директор
  • Школа-гимназия № 95, Караганда, Казахстан
  • Эльрих Ирина Владимировна , магистр, старший преподаватель
  • Академия «Болашак», Караганда, Казахстан
  • УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ
  • МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК
  • ПЕДАГОГ
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Похожие материалы

Вопрос социальных взаимоотношений актуален для человека абсолютно любого возраста, в 5 лет, или в 55 — на протяжении всей своей жизни мы находимся в контакте с окружающими людьми. Каждый человек — это часть социума, и та польза или вред, которые он привносит с собой в общество, зависит от личного уровня социального развития человека.

Навыки общения с другими людьми формируются на протяжении всей жизни. Пик активного развития личности, формирования качеств и наиболее ярких черт характера приходится на школьные годы, и особенно значимым в становлении личности является младший школьный возраст. Для гармоничного и естественного развития личности ребенка должны быть сознаны определенные условия, совокупность которых можно назвать «психологическим климатом».

Во все времена педагоги фиксировали особый феномен, который, несмотря на то, что он не осязаем, оказывает существенное влияние на эмоциональное самочувствие класса, на его работоспособность, на формирование характера. Л. Н. Толстой, на наш взгляд, дал очень точное имя этому феномену — он назвал его «дух» школы [1].

В науке одним из первых, кто осветил вопрос об особых условиях, которые способствуют формированию ярких характеров, цельных личностей, воспитанных людей, был А. С. Макаренко. Как педагог, обладавший удивительной способностью чутко улавливать малейшие изменения и нюансы общего настроя в детском коллективе, он ввел такие понятия, как «стиль» и «тон» коллектива, которые сегодня нам знакомы как «климат» и «атмосфера» [2].

В современной практике образования важное значение придается гуманизации в отношениях как между взрослыми и учащимися, так и между самими учащимися. Формирование социально-психологического климата приобретает важнейшее значение. Социально-психологический климат во многом определяет продуктивность учебной деятельности, также сложившийся климат может актуализировать качества, свойства личности (лучшие или худшие).

М.О. Есембаева отмечает, что от благополучия психологического климата класса в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной и учебной деятельности ребенка [3].

Изменения современной социокультурной ситуации в Казахстане выдвинули на первый план необходимость переосмысления вопросов содержания и организации процесса воспитания подрастающего поколения. Сегодня все больше осознается необходимость в специалистах нового типа, способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности, интеллигентности, профессиональной компетентности, а также в подготовленных к контакту с родителями. Данные характеристики и определяют перспективную линию развития и воспитания самостоятельной личности в системе среднего образования. В этом контексте очевидный интерес представляет организация формирования доброжелательного микроклимата в классах начального звена. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности.

Психологический климат в классе — это один из показателей профессиональной компетенции учителя. Если средние и старшие классы уже менее подвержены влиянию конкретного педагога, то учитель начальных классов имеет очень большой авторитет среди учеников, а потому полностью несет на себе ответственность за психологический климат младших школьников. Чем больше учитель будет ориентирован на создание благоприятной для учебы и развития атмосферы, тем с большей вероятностью он может ожидать сплоченного, дружного коллектива, хорошей успеваемости в классе, уважения и любви детей к себе.

Благоприятный психологический климат позволяет ребенку, особенно младшему школьнику, лучше усваивать учебный материал, полноценно развиваться в атмосфере, где каждый ребенок чувствует поддержку учителя и других детей — именно тогда личность ребенка может развиваться наиболее естественным и правильным путем. Нездоровый психологический климат, напротив, тормозит развитие личности, так как в первую очередь ребенок стремиться почувствовать себя в безопасности, и вынужден «оборачиваться ежиком», выпуская иголки агрессии и отчужденности от коллектива и учебного процесса.

Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищенность, интерес, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то ребенок чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к преподавателю и другим ученикам, может быть пессимистичным и ленивым.

Создание благоприятного психологического климата в классе смело можно назвать одним из самых важных компонентов педагогической работы, потому что психологически здоровые, эрудированные, творческие, уверенные в себе люди представляют особую ценность для нашего общества.

Умение создавать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат в классе — это одна из профессиональных компетенций педагога, благодаря которой тот, как субъект профессиональной деятельности, может рационально использовать личностные ресурсы, оптимизировать внутренние и внешние энергетические затраты, увидеть потенциальные возможности учеников и помочь им раскрыться, создавать действенные модели для саморазвития.

Если учебная деятельность и личные взаимоотношения учеников организованы правильно, то любые вопросы воспитания решаются легко. По мнению В.В. Бойко, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя начальных классов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:

  • личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
  • профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость);
  • ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат [4,85].

Как считает Н.П. Аникеева, наиболее эффективными способами формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться учителем начальных классов, являются следующие:

Таким образом, психологический климат классного коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни учащихся, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень творческой и личностной самореализации. Классный руководитель — это руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие при помощи стилей руководства классным коллективом. Самым лучшим вариантом в практике классного руководителя является разумное сочетание всех стилей.

Читайте так же:  Как понять мужчину водолея

Список литературы

  1. Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность // Тезисы докладов ХХI Толстовских чтений. — Тула, 1993. — 375с.
  2. Макаренко А.С.: Наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике. — Н. Новгород: НГПИ, 2006. — 453с.
  3. Есембаева М.О. Влияние морально-психологического климата ученического коллектива на успешность учебной деятельности. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. Труды международной научно-практической конференции. – Алматы: Изд-во АГТУ, 2006. – С. 65-68.
  4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. – М.: Мысль, 1998. – 290с.
  5. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1999. – 94с.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 3002 раза

Библиографическое описание:

Холодкова О. Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4139/ (дата обращения: 22.08.2019).

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы (большое количество времени педагог проводит с классом в системе «педагог-класс», высокая авторитетность педагога для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям) наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата [1].

Особенностями работы по формированию учителем благоприятного психологического климата в классах начальной школы являются следующие:

— психологический климат — это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, поэтому для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

— включение в жизнедеятельность класса различных видов искусств;

— формирование общих традиций в классе, участие в общешкольных традиционных делах;

— создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции учителя по отношению к детям и классу;

— привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива; поощрение к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций: не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

— создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно — положительных отношений между учителями и учащимися;

— развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

— развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение [2].

Важность психологического климата для развития личности ребенка говорит о необходимости специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями [3].

Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников имеет личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированное образование рассматривает механизм личностного существования человека — рефлексия, смыслотворчество, избирательность, ответственность, автономность и др. — самоцель образования, достижению которой, в конечном счете, подчинены его содержание и процессуальные компоненты.

Личностный подход невозможен без гуманизации и гуманитаризации образования. Гуманизация образования предусматривает распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Гуманизация воспитания и обучения предусматривает реализацию в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которых лежит уважение к людям, забота о них; постановки в центре педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Под гуманитаризацией образования мы подразумеваем установление гармоничного равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности [4].

Среди источников целей воспитания, как правило, не упоминается личность учителя. Ему традиционно отводится роль исполнителя «проектов» и «технологий». Но педагогическая деятельность — как раз одна из немногих уникальных реальностей, в которых личность не только опосредствует, а именно определяет цель и содержание процесса. Личностная ориентация воспитания предполагает целостность личности воспитания, недопустимость ее отчуждения от его труда, утверждение его уникальности при решении педагогических задач. Педагогический процесс — это еще и самореализация учителя с известной самостоятельностью полагающего свои цели, содержание, средства. Учительство — это, прежде всего, призвание и талант. Как сказал. А. В. Луначарский: «. преподавание есть одно из величайших искусств, которым преподаватель — педагог — внешкольник — формирует самый благородный материал — людские души».

Главное, что должно характеризовать работу педагога — профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение является базой по созданию психологического климата в коллективе, а также характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

Читайте так же:  Памяти 3 лет

Ребенок живет на уроке особой духовной жизнью, и эта жизнь не приемлет насилия, принуждения, порождающих рабскую психологию. Нормальный ребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке, на реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке — далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знают физиологи и психологи. Плохо знают это лишь консервативные учителя. Личностный подход предполагает от учителя создавания в классе атмосферуыхорошего настроения.

Создание психологического климата требует от учителя избрания приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы ею выполнения. Нужно развивать в детях творческую активность, любознательность (не путать с любопытством), инициативность, самостоятельность. Нужно побуждать желание знать, веру в свои способности и память, волю и ум. Совершенно необходимо использовать похвалу как средство поощрения. Доброе слово, что дождь в засуху. Оно пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников, оно укрепляет их волю. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради и дневники. Похвала окрыляет учеников, вселяет в него новые силы, но не следует «перехвалить», так как эффект от «перехваливания» может получиться обратным. Но все же ошибки и промахи увидеть легче, чем заметить едва наметившуюся удачу. Особенно, если ее не ждешь. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных направлений при создании благоприятного психологического климата [5].

При личностно-ориентированном подходе учитель использует педагогические приемы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка, проектирует характер учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся, использует разнообразные формы общения, особенно диалога и полилога. Учителю необходимо постоянно развивать свои способности к перцептивному общению. Мы понимаем перцептивное общение как адекватное восприятие человека, умение проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, умение понять мотивы его поведения.

Проводя учебные занятия, педагоги должны следовать принципу самоактуализации, принципу индивидуальности, принципу субъективности, принципу выбора, принципу творчества и успеха, принципу веры, доверия и поддержки.

Сознание благоприятного психологического климата должно утвердиться во всех образовательных процессах. Особую роль в данном направлении играет знание учителем психологии. Учитель не сможет построить свою работу в русле создания психологического климата, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т. д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их психологические личности. Ведь личность — это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром, а уровень ее развития характеризуется способностью к поддержанию и защите суверенного пространства этой индивидуальности. Внутренний мир личности есть своеобразное отражение того жизненного пространства, в котором происходит се становление. Это относится даже к пространству в физическом смысле слова.

Постановка целей личностного развития учащихся обладает важной спецификой в том смысле, что в традиционной педагогике личностное развитие ученика выступало не как цель, а как средство достижения каких-то других целей — усвоения, дисциплинирования, приобщения. Личность играла лишь роль механизма. В образовании важен был результат, действие, которое эта личность должна была произвести, а не новообразования в ней самой. При личностно-ориентированном воспитании должна присутствовать педагогическая поддержка, которая выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям [6, С. 41].

[3]

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

[1]

Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно-адаптационную и деятельностно-творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой.

Таким образом, личностно-ориентированный подход по своей сущности в наибольшей степени способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

Особенности работы по созданию благоприятного психологического климата

Учёт особенностей школьников

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учитель должен учитывать индивидуальные особенности школьников

Источники


  1. Рюриков, Юрий Яд и мед семьи. Семья и любовь на сломе времен / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2016. — 466 c.

  2. Буровский, А.М. Девочки. Инструкция по применению / А.М. Буровский. — М.: АСТ, 2012. — 506 c.

  3. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
  4. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2013. — 852 c.
  5. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.
Психологический климат в коллективе педагогов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here