Пубертатный подростковый кризис

Самое важное по теме: "пубертатный подростковый кризис" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Кризисы развития. Пубертатный кризис

Кризисы развития — это периоды психологического стресса, трудностей и дискомфорта, которыми сопровождаются переломные моменты жизни человека. Пубертатный (подростковый) кризис связан с перестройкой организма ребенка, и его проявления часто пугают и ставят в тупик взрослых — родителей, родственников, учителей.

В этот период, линии психического и физиологического развития подростков идут не параллельно, а временные границы значительно варьируются. Началом пубертатного кризиса принято считать возраст но он может проявляться и раньше

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация, сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у девочек «скачек роста» обычно начинается и завершается на два года раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети в этот период часто ощущают себя неуклюжими и неловкими.

В связи с быстрым развитием, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физического состояния и настроения. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным и нестабильным.

Подростку, испытывающему множество резких физических и физиологических изменений связанных с половым созреванием нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Главная особенность возраста — личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется формирующееся у него чувство взрослости.

Конечно, подростку еще далеко до физической, психологической и социальной зрелости, объективно он не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике и манере общения.

Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей.

К концу подросткового периода, примерно в ребенок делает еще один шаг в своем личностном развитии. У него формируется система внутренне согласованных представлений о себе — «Я — концепция».

Представления о собственной внешней привлекательности, уме, способностях в разных областях, силе характера, общительности, доброте и других качествах формируют реальное «Я» подростка.

Помимо реального «Я», «Я- концепция» включает в себя «Я»-идеальное, как «Я» в будущем. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное представление о себе может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

— номер телефона сотового оператора Челябинской области.

Пубертатный кризис и его проявление в личности подростков

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

Важнейший фактор развития личности подростка — его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя.

Взаимодействие детей со своими родителями на сегодняшний день устроено таким образом, что они остаются в очень тесных отношениях в течение множества лет. Этот факт требует от членов семьи постоянного приспособления к изменениям, происходящим с людьми, тесно связанными родственными отношениями. Подростковый период — один из ярких примеров таких изменений, которые требуют реакции всей семьи на внезапно возникшие новые требования ребенка.

Этот период жизни точнее всего описывается такими понятиями, как изменение, модификация, преобразование. Изменения, которые происходят с взрослеющим ребенком в период 12-18 лет можно наблюдать в четырех областях: тело, мышление, социальная жизнь и самосознание. В каждой из этих областей происходит развитие, ведущее к образованию качественно нового содержания, что в результате превращает ребенка во взрослого человека. Рассмотрим каждую их этих областей.

Подростковый кризис. Пубертатный кризис.

Подростковый возраст – период достаточно сложный и для взрослых, и для подростков. Эта сложность возникает из-за остроты кризисного периода данной возрастной ступени.

Этот этап проходят все без исключения, но вот начинается и заканчивается он у всех по-разному. У кого-то подростковые признаки прослеживаются в 10 лет, у кого-то в 13. Таким образом, в психологии принято выделять младший подростк. возраст (10-11 лет), средний (11-12 лет) и старший (13-14). Однако считается, что чем позже кризис начнется, тем острее его проявления.

Подростковый кризис — это переходный этап между детством и взрослой жизнью, поэтому стремление к самостоятельности в это время выражается особенно ярко. Всю жизнь ребенок был связан с родителями, зависел от них и слушался их. Теперь он старается эту связь оборвать, чтобы доказать свою взрослость. Нежелание рвать эту связь со стороны родителей может привести к конфликтам

Подростковый кризис имеет несколько фаз.

Сначала — негативная, когда происходит ломка имеющихся стереотипов и родители начинают замечать сложности в общении с ребенком. Далее — кульминационная точка кризиса, точка кипения и взрослых, и детей. В этот непростой период важно как можно лучше понять подростка. Показать, что вы его любите таким, какой он есть. Пытаться вместе выходить из различных ситуаций с учетом мнения подростка. Родителям стоит запастись терпением на несколько лет. В природе все закономерно, и подростк.период здесь не исключение. После того как фазы кризиса сменят одна другую, он подойдет к концу. И вскоре наступает посткритическая фаза-построение новых отношений.

Читайте так же:  Релаксация для сна

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физич. и умств.разв.подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной соц. зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы сост. в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого явл.появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отнош. к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отнош.их унижают и оскорбляют.

Пубертатный (подростковый) кризис связан с перестройкой организма ребенка, и его проявления часто пугают и ставят в тупик взрослых — родителей, родственников, учителей. Началом пубертатного кризиса принято считать возраст 11–13 лет, но он может проявляться и раньше (7–8 лет).

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Активизация, сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физич. и физиологич.развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у девочек «скачек роста» обычно начинается и завершается на два года раньше, чем у мальчиков. Помимо половых различий, здесь велики и различия индивидуальные: у одних детей быстрый рост начинается тогда, когда у других он уже заканчивается.

Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Дети в этот период часто ощущают себя неуклюжими и неловкими.В связи с быстрым развитием, для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, что вызывает быструю смену физич. состояния и настроения. В подростковом возрасте эмоц. фон становится неровным и нестабильным.

Подростку, испытывающему множество резких физич. и физиологич.изменений связ. с половым созреванием нелегко удерживать субъективное ощущение целостности и стабильности своего «Я», что в свою очередь порождает множество личностных проблем. Одна из них связана с появлением в подростковом возрасте полового влечения, часто изменяющего всю систему мотивов и переживаний.

Даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроений, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Главная особенность возраста — личная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведение взрослеющего ребенка

3. Изменение соц. ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоят. и ответств. взрослости. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм повед. и получения определ.статуса.
4. Смена ведущ. деят-сти: учебн. деят-сти вытесняет интимно-личностн.общение со сверстниками.
5.Поиск и выбор новой взросл. идентичности (проигрывание ролей), новой целостности, нового отнош. к себе и к миру.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Пубертатный подростковый кризис

[Встроенная картинка не переводится] Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.
В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. Появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ

Переходный возраст это момент, когда сходятся ребенок, которым человек был, и взрослый, которым он станет. И поскольку взрослый это личность незавершенная, постоянно находящаяся в процессе формирования и развития, то время «притирки» внутреннего ребенка и взрослого по сути не кончаются. Иногда переходный период психологически длится и после полового созревания, когда взрослые люди продолжают вести себя как подростки. Если же человек по ряду (не зависящих от него) обстоятельств был вынужден повзрослеть слишком рано, позже он рискует оказаться во власти того подростка, которого некогда ему пришлось в себе подавить.

Читайте так же:  Во сколько первая любовь

Можно сказать, что мы перестаем быть подростками, когда начинаем регулировать свои отношения с близкими, живем в гармонии с ними, без взаимных обид и напряжения. Это модель любых зрелых отношений: иметь возможность спокойно устанавливать такую дистанцию с другими людьми, которая необходима нам сейчас. Такой возможности у некоторых долго может не быть: это зависит от многих факторов, в том числе от нашего личного желания становиться взрослыми.

Подарите сыну или дочери лично своё время — теплого, доверительного и естественного общения ради того, чтобы в будущем они сумели по достоинству оценить то, что мы им дали, и грамотно этим воспользоваться, продолжить наше дело — или найти собственное, не менее важное и увлекательное.
Утратить контакт с родителями или потерять их физически эти события дети воспринимают почти одинаково.

Подросток, или тинейджер (от английского teenager), это молодой человек в возрасте от 13 до 19 лет, поскольку на -teen оканчиваются названия именно этих чисел. Российские психологи подростками считают тех, кому исполнилось 11(12)-15(16) лет. Стоит отметить, что в условиях современных больших городов, где дети очень рано вступают в контакт с высокими технологиями, переходный период может начаться и раньше, уже в 10 лет, и закончиться позже в студенческом возрасте.

Пубертатный процесс связан с физиологическими изменениями в организме, а они у разных детей (даже родных братьев/сестер) происходят в разное время, в частности, южных народов раньше, чем у северных. Разумеется, мы любим своих детей — просто порой проявляем свои чувства способом, им не понятным. Нам, взрослым, материальные блага, которых мы сами часто были лишены в детстве и которыми теперь так щедро одариваем своих чад, кажутся адекватным эквивалентом любви.

Характеристика понятия «кризис подросткового возраста»

Понятие «кризис» происходит от греческого слова krineo, буквально означающего «разделение дорог» [Малкина-Пых И. Г. 2004].

По Л.С. Выготскому внешние поведенческие особенности кризиса следующие: границы, отделяющие начало и конец кризисов от смежных возрастов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, его крайне трудно диагностировать; как правило, в середине кризисного периода наблюдается его кульминация, наличие этой кульминационной точки отличает критический период от других; отмечаются выраженные особенности поведения; возможны острые конфликты с окружающими; со стороны внутренней жизни — болезненные и мучительные конфликты и переживания. Таким образом, по Л.С. Выготскому, кризис представляется кульминацией микроизменений, накапливаемых на протяжении предшествующего стабильного периода [Л.С. Выготский, 1991].

Э. Эриксон утверждал, что кризис-это потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития [Э.Эриксон, 1996].

Понятие кризиса все более интегрируются в практику социальной и психологической работы, и употребляется в двух смыслах:

1. закономерные кризисы, являющиеся эволюционными этапами онтогенеза (к которым относятся возрастные кризисы);

2. вероятностные или ситуационные кризисы, появляются в результате непредвиденных обстоятельств, таких как уход из жизни родственника, потеря работы, развод, насилие и др.

[1]

Следовательно, в современной психологии используются понятия «возрастной кризис» и «критическое состояние», которые принято различать.

Исходя из темы моей курсовой работы, я буду рассматривать закономерные кризисы, то есть возрастные кризисы, а именно кризис в подростковом возрасте.

В отечественной психологии понятие «возрастной кризис» введено Л.С. Выготским, который определил его как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов [Л.С. Выготский, 1991].

Я полностью согласна с мнением автора, что возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику человека. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.

Ряд других исследователей также считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия.

Из возрастных кризисов наиболее разработаны кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис. Эти периоды считаются кризисными, потому что в них происходит очень быстрое развитие напрямую связанное с ростом и физиологическими изменениями.

Рассматривая подростковый кризис необходимо рассмотреть само понятие подросткового возраста.

[3]

Подростковый возраст – период онтогенеза (от 10—11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. Подростковый возраст относится к числу критических периодов жизни детей, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений.

В этот период в самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними.

Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Подростковый кризис — переходные периоды от одного этапа детского развития к другому, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания.

Л.С. Выготский выделял возраст 13 лет как переломную точку кризиса, но отмечал, что посткризисные годы (14-15 лет), когда складываются и предъявляются окружающим новые психологические образования, субъективно воспринимаются и родителями, и учителями как наиболее трудные. [Л.С. Выготский, 1991].

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми. [Л.С. Выготский, 1991].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Л.И. Божович (1908-1981) также рассматривала подростковый период как кризисный, как период «нормальной патологии». [Л.И. Божович, 2001]

Читайте так же:  Моветон что это значит

Д.Б. Эльконин (1904-1984), напротив, рассматривал подростничество как стабильный возраст, которому предшествует предподростковый кризис (9-11 лет). [Д.Б. Эльконин, 1989].

А.Н. Леонтьев (1903-1979) считал конфликтность поведения при кризисе свидетельством его неблагоприятного течения, отрицая неизбежный характер негативизма, рассматривая его как показатель неправильной системы отношений ребенка и взрослого. [А.Н. Леонтьев, 1981].

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что взрослые чаще всего создают подросткам условия дабы избежать проявления кризиса, но как правило, эти методы бесполезны. Это обусловливается тем, что в этот период подросток противопоставляет себя взрослым и активно старается завоевать новые позиции — это есть закономерное явление, продуктивное для формирования личности подростка. Подросток не то что не воспринимает условия родителей, а скорее провоцирует запреты, чтобы затем проверить собственные силы в преодолении этих запретов, раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. Когда же этого не происходит, в дальнейшем могут проявиться либо запоздалый и бурно протекающий кризис 17-18 лет, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

Зачастую подростки попадают по определению психологов в так называемую девиантную группу. Переход в такую группу даёт подростку новые способы самоутверждения, недостатки «оборачиваются» достоинствами, уровень самоутверждения повышается. Асоциальное поведение в данном случае является следствием низкой самооценки, неудовлетворённости положения в социуме и других потребностей подростка, протест против восприятия подростка ребёнком, желание не походить на родителей (такое происходит во внешне благополучных семьях с «холодными» родителями). Психологи часто называют такое явление девиантной виктимностью подростка.

С точки зрения психологии девиантного поведения виктимность – это психологическое свойство личности, возникающее вследствие дефекта интерактивного культурогенеза и характеризующееся предр асположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий, ведущей к деформации развития личности. В результате такого дефицита условий нормального развития личности формируется деформированная личность, подросток компенсирует свою кажущуюся или явную ущербность при помощи различных форм отклоняющегося поведения, но так как подросток является личностью социально некомпетентной, то он фактически становится жертвой своего отклоняющегося поведения – наступает девиантная виктимизация. Таким подросткам свойственны: снижение уровня мотивации, заниженная самооценка, дефицит ценностных ориентаций, высокий конформизм, повышенная тревожность, внутренняя напряжённость, эмоциональная ригидность, эмоциональная вязкость и монотонность, эмоциональное огрубление, сниженная способность или затруднённость в вербализации эмоциональных состояний. Такие подростки плохо приспосабливаются к внешним условиям, противостоят группе без наличия объективных причин, их возрастной подростковый кризис проходит тяжело.

Помимо девиации поведения подростков существует ещё одна опасность данного возрастного кризиса: это частые в этом возрасте суицидальные попытки.

Личко А.Е выделяет 3 типа суицидального поведения:

• Демонстративное – без намерения покончить с собой.

• Аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта.

• Истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой. (Личко Е.Е., 1986)

Суицид является тоже своего рода девиацией, этот период преходящ, как и его кризис, и задача взрослых отнестись к нему со всей серьёзностью и помочь подростку сформировать важнейшее новообразование его личности – чувство взрослости. Внутренний мир подростка, как и любого человека, можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом. Спешка, неумение и нежелание выслушать подростка, неспособность вникнуть в то, что происходит в его внутреннем мире, который ничуть не проще взрослого, уверенность в «непогрешимости» взрослого мира – всё это ведёт к обострению и так сложнейшего подросткового кризиса.

Подростковая сексуальность. Изменение гормонального обмена вызывает у подростков повышенную возбудимость и раздражительность. Отсутствие гармонии в физическом и психическом облике проецируется подростком на весь окружающий мир. Половое созревание пробуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, обостряя проблему роста, комплекции и прочего. Гормональные сдвиги вызывают изменения в строении тела и новые сексуальные переживания, а неравномерность физического и психосоциального развития заставляют подростка заново осмысливать свою половую и сексуальную идентичность. В подростковом возрасте закрепляется не только половая, но и сексуальная идентичности, а также и сексуальные ориентации.

Кризис подросткового возраста проходит три фазы:

— негативную (предкритическую) — фазу ломки старых привычек, стереотипов;

— кульминационную (как правило, это 13 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты);

— посткритическую — фазу формирования новых структур, построения новых отношений.

Два пути протекания кризисов(Л.С. Выготский, 1991):

— кризис независимости (наиболее распространенный), симптомами которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, протест-бунт, ревность к собственности (требование не входить в комнату, не трогать ничего на столе, «не лезть в душу»); вариант самоопределения «Я уже не ребенок»;

— кризис зависимости, симптомы которого противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, регресс к старым интересам, формам поведения (если развитие осуществляется по этому пути, то в дальнейшем может проявиться запоздалый кризис 17-18 лет); вариант самоопределения «Я ребенок и хочу оставаться им».

С точки зрения развития наиболее благоприятным является первый вариант, однако, как правило, в симптомах кризиса присутствуют обе тенденции, одна из которых доминирует. Даже для здоровых подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания.

Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся:

— реакция группирования со сверстниками;

— реакция увлечения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

[2]

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Читайте так же:  Права больного шизофренией

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет)

Связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Психологически, существует два возможных пути протекания кризиса подросткового возраста [1]:

«Кризис независимости». Основные проявления: негативизм; упрямство; грубость; бунтарство; стремление во всем поступать по-своему; противостояние авторитетам и иконоборчество; ревностное отношение к личному пространству

«Кризис зависимости». Основные проявления: чрезмерное послушание; возврат к детским интересам и формам поведения; зависимость от взрослых; несамостоятельность; инфантильность в суждениях и поступках; подчинение мнению большинства; стремление быть «как все».

Одной из первостепенных психологических задач кризиса подросткового возраста является обретение самостоятельности в принятии решений, суждениях, поступках, т.е. формирование более зрелой, взрослой позиции по отношению к себе и своей жизни. Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

Появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Такими новообразованиями, помимо обретения самостоятельности, являются: появление интереса к своему внутреннему миру; бурное развитие критического мышления; потребность в близких отношениях и признании окружающих.

Подростковый кризис

В возрастных периодизациях Л. С. Выготского [2003] и Д. Б. Эльконина [1989] подростковый кризис – это переход от младшего школьного к подростковому возрасту, который, с точки зрения К. Н. Поливановой [2000], точнее назвать предподростковым. Возрастные кризисы отрочества, в отличие от кризисов детства, труднее представить в единой логике: здесь нет единства взглядов даже внутри одной научной парадигмы – культурно-исторической концепции [Поливанова, 2000].

Л. С. Выготский отмечает, что самой существенной чертой негативной фазы подростничества является то, что «эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности. Наряду с пробуждением новых влечений, создающих биологическую почву для перестройки всей системы интересов, происходит перестройка и формирование интересов сверху, со стороны созревающей личности и мировоззрения подростка» [Выготский, 1984, с. 33]. Другой особенностью этой фазы является ее неоднородность: процесс развития в этот период отличается «неизмеримо более сложным строением, неизмеримо более тонкой структурой». Л. С. Выготский подчеркивает, что «именно учет неоднородности критической фазы наряду с учетом превращения влечений в интересы, т. е. культурного оформления влечений, представляет в действительно верном свете проблему негативной фазы» [Там же, с. 34]. В более поздней работе «Проблема возраста» Л. С. Выготский относит в целом подростковый (пубертатный) возраст к стабильным возрастам, выделяя предшествующий ему кризис 13 лет, но не давая ему характеристики [Выготский, 2003]. По-видимому, описанная им негативная фаза подросткового возраста и составляет содержание кризиса 13 лет.

По-иному смотрит на проблему подросткового кризиса Л. И. Божович, полагая, что фактически весь подростковый возраст может быть обозначен как критический: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно» [Божович, 1995, с. 229].

Если мы будем придерживаться логики анализа возрастов Л. С. Выготского и периодизации Д. Б. Эльконина, то мы должны признать, что подростковый кризис наступает при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. В настоящее время, как указывают многие авторы, пик кризиса подросткового возраста приходится на период от 10,5 до 11,5 года. Симптомами кризиса [Возрастная и педагогическая психология, 1979; Поливанова, 2000; Практическая психология, 2000; Шаповаленко, 2004] являются:

• потеря непосредственности поведения, особенно на виду у сверстников;

• стремление ребенка выглядеть как взрослый, нарочитая независимость, настаивание на новых правах;

• снижение мотивации учения в целом и учебно-познавательной доли в ней, так называемый «внутренний отход от школы»;

• отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания;

• ухудшаются формы поведения, так или иначе связанные с учебной деятельностью, – прилежание, добросовестность, ответственность;

• конфликты с учителями;

• протестное поведение в семье.

Приведенные симптомы кризиса – это внешняя картина внутренних, глубинных изменений, происходящих с ребенком при переходе к подростковому возрасту [Поливанова, 2000]. Какие позитивные характеристики появляются в данном кризисе? Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса, по мнению К. Н. Поливановой, является рефлексивный «оборот на себя»: рефлексивное отношение к своим возможностям и способностям в учебной деятельности переносится в сферу самосознания, обусловливая восприятие себя «уже не как ребенка». При этом образ взрослости ребенка проходит ряд последовательных этапов: от открытия образа взрослости (сначала взрослость конкретна и выражена в некотором «геройском» действии, акцент ставится на замысле действия) к осознанию границ собственной взрослости, заданных степенью самостоятельности и ответственности. Это приводит к возникновению отношения к мере своих собственных возможностей, способностей и т. д., т. е. возникает рефлексивное отношение к искомой взрослости [Там же].

Читайте так же:  Самооценки депрессии цунга

Пубертатный кризис и кризис 17 лет

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.

Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств.

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые.

На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Еще одной причиной подросткового кризиса выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны в семье и малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества.

Характеристика: наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: при переоценке всех предшествующих интроецированных смыслов рождается личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму. При благополучном разрешении рождается верность.

Новообразования к концу кризиса:

  • — умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка;
  • — чувство взрослости;
  • — рефлексия.

Появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни (так называемый период философской интоксикации)

Причина: стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни при отсутствии такой возможности.

Характеристика: амбивалентность и парадоксальность рождающегося характера.

Ряд основных противоречий, присущих этому возрасту: чрезмерная активность может привести к изнурению; безумная веселость сменяется унынием; уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость; эгоизм чередуется с альтруистичностью; высокие нравственные стремления сменяются цинизмом и скептицизмом; страсть к общению сменяется замкнутостью; тонкая чувствительность переходит в апатию; живая любознательность — в умственное равнодушие; страсть к чтению — в пренебрежение к нему; стремление к реформаторству — в любовь к рутине; увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения.

Противоречие, разрешаемое в кризисе: выбор между способностью заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять или закрытостью из-за собственной уязвимости приводит либо к развитию интимности и общительности, либо к поглощенности собой и избеганию межличностных отношений, что является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. При позитивном разрешении рождается способность к выстраиванию глубоких интимных взаимоотношений, к любви.

Новообразования к концу кризиса:

  • — профессиональное и личностное самоопределение;
  • — ценностно-смысловая саморегуляция поведения;
  • — складывается личная система ценностей;
  • — формирование логического интеллекта;
  • — гипотетико-дедуктивное мышление;
  • — задается личный стиль мышления;
  • — осознание своей индивидуальности.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие — на поиски работы. Ценность образования — большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время — уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей — перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Источники


  1. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — Москва: Мир, 2015. — 480 c.

  2. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 328 c.

  3. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.
  4. Культура семейных отношений. — М.: Знание, 2017. — 176 c.
  5. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 336 c.
Пубертатный подростковый кризис
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here