Работа психолога с детьми с умственной отсталостью

Самое важное по теме: "работа психолога с детьми с умственной отсталостью" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

2.1 Особенности коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми

Психологическая коррекция — направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий ребенка.

Психологическая коррекция как форма работы впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. Она представляет совокупность воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии ребенка.

При определении основных целей и задач психологической коррекции важно помнить положение Л.С. Выготского о создании зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка в качестве основного содержания коррекционной работы. В этой связи психолого-педагогическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнения и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делают коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае следует за развитием, совершенствуя способности только в количественном направлении.

В ходе психологической коррекции проводятся различные виды работ:

1. Игротерапия, которая применяется не только в коррекционных целях, но и в профилактических и психогигиенических. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. Если у ребенка проблемы с общением, тогда групповая терапия более полезна, чем индивидуальная.

В игротерапии применяют различный игровой материал: игры в «семью», игры с марионетками, строительные, игры-упражнения.

2. Арттерапия — специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве — изобразительной и творческой деятельности. Цель ее — развитие самовыражения, самопознания ребенка через искусство.

Арттерапия используется как средство общения психолога с детьми на символическом уровне. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения. Методика арттерапии базируется на внутреннем убеждении — «Я», которое отражается в зрительных образах, когда человек рисует, лепит (спонтанно).

Место занятий при арттерапии должно быть таким, где дети могут шуметь, свободно передвигаться, а психолог не вмешивается в их процесс деятельности.

3. Групповая психотерапия предложена С. Славсеном, который считает, что здесь основное значение имеет то, в каких условиях будет проявляться активность детей.

Помещение должно быть оборудовано разными инструментами, материалами, предметами, стимулирующими индивидуальную деятельность. Каждому ребенку предоставляется возможность делать то, что он хочет, но при этом он не должен ограничивать деятельность других детей.

Все дети — члены группы не связаны между собой ни правилами, ни условиями выполнения деятельности и контроля. С. Славсен убежден, что возникновение в детской группе групповой динамики — негативное явление, которое препятствует самораскрытию каждого. Каждый ребенок должен добиться результатов ценой собственных усилий, собственных средств и возможностей.

Коррекция интеллектуального развития ребенка в дошкольном возрасте включает в себя задачи развития восприятия сенсорных способностей, наглядно-образного мышления и знаково-символической функции, начальных форм произвольного внимания и памяти.

Детям с умственной отсталостью необходимы полная коррекция и компенсация дефектов их развития, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет более раннее начало коррекционной работы, что позволит предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанного усвоения общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к окружающему. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.

Умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.

Основная коррекционная задача состоит в том, чтобы сформировать у умственно отсталых детей раннего и дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.

Игры и упражнения, в которых дети действуют методом проб, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, формируют целостное восприятие. Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо на первых порах ознакомления с предметом, с его качеством, свойством научить ребенка выделять эти свойства из других предметов, узнавать и воспринимать их, а уж затем давать слово как образец.

Для коррекции важно развитие тактильно-двигательного восприятия, которое также начинается с узнавания, а заканчивается формированием представлений. Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает умственно отсталому ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.д.

Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет себе предмет с его частями, он может осознать причину нарушения целого. Путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на развитие наглядно-образного и логического мышления. Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления приобретает особое значение, так как нарушение интеллекта и является основным дефектом развития подобных детей. Основные направления и задачи коррекции умственно отсталых детей:

1. Формирование эмоционального контакта со взрослым и сверстником, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта, формирование эмоционального общения со взрослым и выполнений элементарной инструкции, развитие внимания, развитие подражания, усвоение действий по образцу.

Читайте так же:  Поменять жизнь силой мысли

2. Развитие зрительно-двигательной координации рук для подготовки к письму, выполнению трудовых заданий, развитие хватания, развитие соотносящих действий, подражание движениям рук, развитие движений пальцев, развитие движений кистей рук.

3. Сенсорное развитие. Формирование зрительного соотнесения, восприятие формы, величины, цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировки в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие неречевого слуха, речевого слуха.

4. Развитие мышления, переход от восприятия к мышлению, к обобщению, переход от восприятия к наглядно-образному и элементам логического мышления, развитие элементов причинного мышления, наглядно-образного мышления.

5. Речевое развитие. Развитие речевого общения (делового элементарного общения), развитие познавательной функции речи (расширение, уточнение и обобщение значения слов).

В дошкольном возрасте начинает активно формироваться личностная сфера. Основными направлениями коррекции личностной сферы в дошкольном возрасте являются:

1. Коррекция и профилактика негативных черт поведения, возникновение которых обусловлено критическими периодами онтогенеза. Скачкообразность психического развития детей часто приводит к тому, что в моменты возрастного кризиса (3 года) в поведении дошкольников могут закрепиться на долгое время негативные проявления, такие, как капризы, упрямство, агрессия, протестные реакции и т.д. Своевременная коррекция этих и других «возрастных» черт поведения позволяет быстро и эффективно освободить ребенка от возможности закрепления их в психики и формирования вторичных поведенческих нарушений.

Профилактика негативного поведения в периоды возрастных кризисов:

— кризисы возрастного развития — возникновение негативных черт поведения;

-коррекция эмоционального развития, коррекция имеющихся нарушений эмоционально-психического развития;

— профилактика невротического развития, эмоционального неблагополучия;

-коррекция мотивационно-потребностной сферы — путем развития требуемых мотивов и потребностей;

-коррекция и развитие индивидуально-типологических свойств и качеств личности.

Наряду с коррекционными задачами необходимым является и выделение для родителей профилактических задач. Опыт показывает, что в консультативной практике в ряде случаев постановка собственно коррекционных задач оказывается нецелесообразной в силу отсутствия значимых отклонений от типичных вариантов нормативного развития. Однако уже сам факт обращения родителей в консультацию за помощью является показателем определенной степени риска социальной ситуации развития ребенка, некоторого неблагополучия в области детско-родительских отношений. Поэтому в любом случае обращения в консультацию перед психологом встает задача определения профилактических мероприятий по предупреждению возможных отклонений в развитии ребенка.

Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе диктуется двумя обстоятельствами:

1. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, во многом определяют зону его ближайшего развития. Полная реализация целей коррекции достигается лишь в случае изменения жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых как активных «строителей» этих отношений целенаправленных и осознанных усилий.

2. Широкое привлечение родителей, воспитателей и педагогов к осуществлению направленного коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребенка обусловлено пока еще явно недостаточным уровнем развития системы психологической службы в нашей стране.

Важным компонентом работы с родителями в практике психологического консультирования является информирование их об особенностях развития ребенка, о вероятностном прогнозе развития и выработке конкретных рекомендаций. Сообщение родителям полной и объективной информации об особенностях развития ребенка с учетом родительских установок и особенностей социальной ситуации является обязательным этапом оказания психологической помощи в процессе консультирования.

Главным критерием отбора и структурирования информации должна быть охрана интересов ребенка. Поэтому при неадекватности родительских установок беседа консультанта должна быть построена таким образом, чтобы предотвратить искаженное восприятие родителями картины психического развития ребенка и попытаться изменить ошибочные установки и стереотипы, усвоенные родителями ранее. В случаях ошибочных установок обязательным компонентом профилактической работы должна стать специальная работа с родителями по формированию у них «воспитательной компетентности».

Формулирование условно-вариативного прогноза развития ребенка в виде возможных прогнозов на ближайшие перспективы выполняет ряд функций:

Работа педагога-психолога по снижению уровня агрессивности детей с умственной отсталостью

Дата 11.05.2016
Размер 28.5 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • Агрессивность умственно-отсталых детей
  • Коррекционная работа с агрессивными детьми
  • Цели и задачи коррекционной работы
  • Описание блоков коррекционного комплекса 1. Диагностический блок
  • 4. Блок оценки эффективности
  • Программа занятий Разделы программы
  • Махова Ольга Борисовна

    МБОУ ВМР «Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

    г.Вологда
    РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано целым рядом факторов: ухудшение социальных условий жизни детей, кризисом семейного воспитания, невниманием к нервно — психическому состоянию детей, увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде поражений головного мозга ребенка.

    Проанализировав данные факторы, следует сделать вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья особенно склонны к проявлению агрессии.

    Также свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видео-индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

    Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни).

    Данные психологические особенности характерны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Отсюда можно сделать вывод о том, что тема является актуальной и ее практическое решение имеет огромное значение.

    Агрессивность умственно-отсталых детей

    В объяснении причин агрессии умственно-отсталых детей существуют некоторые особенности.

    Самое простое объяснение – плохая наследственность, врожденность агрессивных реакций. Наиболее простое и распространенное психологическое объяснение возникновения агрессии и у детей-сирот состоит в том, что агрессия есть следствие неудовлетворенности (фрустрации) потребности в материнской, родительской любви. Это полностью относится и к детям, живущим в специнтернатах. Некоторые добавляют, что у этих детей не удовлетворены и все другие социальные потребности – в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.д. – и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет к их агрессивности. В качестве важной причины возникновения агрессивных реакций отмечаются также дефекты в становлении самоидентичности: неустойчивость, спутанность, противоречия и неопределенность Я-концепции. У подобных детей часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. При этих условиях такой глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию.

    Основными мотивами проявлений агрессивности умственно-отсталыми детьми являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным, желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство ; защита и месть.

    Коррекционная работа с агрессивными детьми

    Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов — в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии.

    Почему-то большинство воспитателей считает, что подавление агрессивных проявлений приведет к установлению в группе (классе) обстановки дружелюбия и уравновешенности. К сожалению, это не просто совершенно неверно, но даже опасно: подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. В один отнюдь не прекрасный день она вырывается наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным. При этом детская агрессивность вызывает встречную агрессию у взрослых и сверстников и образуется порочный круг, выбраться из которого без помощи специалиста участники часто не могут.

    Для снижения уровня агрессивности умственно-отсталых школьников необходимо вести работу работу в четырех направлениях:

    — работать с гневом — обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;

    — обучать самоконтролю — вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;

    — работать с чувствами — учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

    — прививать конструктивные навыки общения — обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

    При составлении коррекционной программы для умственно отсталых детей необходимо учесть особенности детей: низкий уровень развития мышления, неадекватная самооценка, неспособность к рефлексии, нежелание детей меняться. Эти особенности делают практически невозможным применение классических диагностических процедур и техник.

    Работу следует проводить в малой группе. В малой группе проявляются специфические механизмы естественного взаимодействия между подростками; в процессе такого взаимодействия подростки успешно «учат» друг друга. Учатся понимать себя, других, реализовывать себя, свои способности, узнают, как, каким образом реагировать в тех или иных ситуациях. Задача психолога — сопровождение, «умение на равных» войти в деятельность детей. Занятия проводились внеурочное время. Выбирался день, когда у учащихся мало уроков. Каждое занятие может длиться 30-40 минут.

    Цели и задачи коррекционной работы

    Цель коррекционной работы – снижение уровня агрессивности подростков с ограниченными возможностями здоровья.

    Задачи коррекционной работы:

    • познание себя и сверстников с целью развития способности осознания и принятия уникальности и неповторимости каждого человека;
    • раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло» и их соответствия эмоциональным состояниям человека;
    • учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека;
    • знакомство со способами выражения отрицательных эмоций;
    • знакомство со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях;
    • обучение детей альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций.

    Описание блоков коррекционного комплекса

    1. Диагностический блок

    Цель – диагностика уровня развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

    Методы – Фрейбургская анкета агрессивности, методика изучения личностного поведения ребенка по Т.В. Сенько, тест «Рука».

    2. Установочный блок

    Цель – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности в себе, формирование желания сотрудничать и изменить что-либо в своей жизни.

    Методы – беседы, собрания.

    3. Коррекционный блок

    Цель – гармонизация и оптимизация развития, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия и способами деятельности.

    Методы – беседа, анализ ситуаций, рисование, музыкотерапия, психогимнастика, игра, ассоциации, сказкотерапия, моделирование ситуаций, релаксация и т.д.

    4. Блок оценки эффективности

    Цель – измерение психологического содержания и динамики произошедших изменений.

    Методы – Фрейбургская анкета агрессивности, методика изучения личностного поведения ребенка по Т.В. Сенько, тест «Рука».

    Разделы программы Темы занятий
    1. Познание себя и окружающих Знакомство

    Наши увлечения или Как провести свободное время

    2. Эмоции Что такое эмоции. Какие мы знаем эмоции
    Читайте так же:  Грех гордыни эсканор
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Положительные эмоции и отрицательные эмоции

    Из опыта работы по психолого – педагогическому сопровождению детей с умеренной умственной отсталостью. Педагог – психолог Гавриленко Н. А

    Дата 20.05.2016
    Размер 25.5 Kb.

    [3]

      Навигация по данной странице:
  • Технологию психолого – педагогического сопровождения
  • Результаты работы
  • Из опыта работы по психолого – педагогическому сопровождению детей

    с умеренной умственной отсталостью.

    Педагог – психолог Гавриленко Н.А.

    В своей деятельности основной целью считаю создание условий для успешной адаптации и социализации детей – инвалидов. Данную цель реализую через решение следующих задач:

    — содействие педагогическому и родительскому коллективам в горманизации социально – психологических отношений в семье и школе;

    — профилактику и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье детей в их развитии.

    Значительное внимание в своей профессиональной деятельности я уделяю коррекции психомоторных и сенсорных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью, но из большинства имеющейся коррекционной литературы и существующий учебно-методический комплект сложно использовать в работе с такими детьми. Программы 1 , имеющиеся для детей с умеренной умственной отсталостью, в полной мере не могут быть реализованы в работе с детьми, которые обучаются в системе специального образования, из-за многообразия индивидуальных различий детей, посещающих наше учреждение (даже у детей одной возрастной группы). А содержание психолого – педагогических программ должно опираться на имеющийся или сходный опыт достижений у большей части учащихся с постепенным расширением и накоплением нового опыта, новых умений.

    Учитывая психофизические особенности детей, мною разработана и апробирована программа курса коррекционных занятий психолога «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся с глубокой умственной отсталостью 1 – 4 классов. Главной задачей в реализации данной программы поставила: научить ребенка – инвалида планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Затем необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Тогда у него появиться точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Программу успешно адаптировала в процесс групповых занятий, что позволило на качественно новом уровне формировать у учащихся восприятие, внимание, память, мышление и мелкую моторику.

    Читайте так же:  Симптомы сенсорной алалии

    Технологию психолого – педагогического сопровождения выстраиваю с учетом индивидуального своеобразия ученика и его реальных проблем. Создаю необходимые условия для обеспечения эффективности психолого – педагогического сопровождения в процессе формирования социальной адаптивности ученика, через использование в работе специальных коррекционных упражнений на развитие различных психических процессов, которые способствуют развитию зрительных, слуховых, тактильных анализаторов и ВПФ по мере возможности. Для эффективности в работе использую игротерапию, игры – релаксации, элементы арт – терапии, здоровьесберегающие технологии: приёмам самомассажа, физ.минутки, упражнения на формирование чувства равновесия. Это приводит к улучшению психо-эмоционального состояния учащихся: дети становятся спокойнее, адекватнее, что способствует улучшению качества усвоения учебного материала.

    Совместно с родителями провожу интегрированные занятия: родители, дети, учитель, педагог – психолог на повышение родительской компетентности и осознанности эмоциональных воздействий со стороны взрослых, по развитию навыков общения в классе с детьми умеренной умственной отсталостью. Оказываю помощь семье в выработке единых требований и правил воспитания.

    Адаптивное поведение рассматриваю как равноправную составляющую характеристику умственной отсталости. Под этим понимается эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности.

    Моя система работы также учитывает возрастные группы по направлению формирования основных навыков функционального поведения, позволяющие ребенку-инвалиду социализироваться в современном обществе. В младшем школьном возрасте обращаю внимание на сенсомоторное развитие, навыки вербальной и невербальной коммуникации, на основы социализации (в процессе игры), на совершенствование межличностных отношений, выражающихся в способности участвовать в групповых мероприятиях. У учащихся среднего школьного возраста (12-13 лет) формирую навыки коммуникативного поведения, умение ориентироваться в окружающем мире. В старшем школьном возрасте (14-16 лет), когда важным становится: умение осознавать уровень требований, предъявляемых обществом к поведению инвалида («личностное развитие»), целенаправленно работаю над тем, чтобы учащиеся научились адекватно оценивать свое поведение в различных социальных ситуациях. А также чтобы овладели социальной осведомленностью, значимыми социальными навыками: умением вступить в беседу, провести и закончить ее, адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, чувствовать настроение собеседника и т.д.

    Разработала и апробировала мониторинг результативности развивающей и психокоррекционной работы с данной категорией детей. Анализ результатов мониторинга подтвердил положительную динамику реализации программы в сравнительно короткий срок, за 2009-2010учебный год. О чем свидетельствуют результаты диагностики, которые показали, что в сравнении с началом учебного года на конец учебного года 76% детей показали положительную динамику на классификацию предметов по форме, величине, цвету; 70% детей показали положительную динамику по формированию сенсорного эталона. У 68% детей наблюдается положительная динамика психомоторной функции (целенаправленное выполнение действия по инструкции психолога, самостоятельное согласование своих движений и действий). Результаты работы заметно расширяют сложившиеся представления о возможностях реабилитации детей с тяжелыми нарушениями психического развития, подтверждают, что при постоянной адекватной помощи состояние такого ребенка обязательно улучшается. Я надеюсь, что мне удалось убедительно показать возможность успешной профилактики инвалидности.

    Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта (стр. 1 из 6)

    Пермский государственный педагогический университет

    Реферат на тему:

    Психологическая помощь детям с нарушениями интеллекта

    Работу выполнили студентки

    [2]

    5-го курса факультета дошкольной педагогики и психологии

    Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта

    Психологическая диагностика развития детей с нарушениями интеллекта

    Психологическая коррекция развития детей с нарушениями интеллекта

    Психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с нарушениями интеллекта

    Список используемой литературы

    Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др.

    Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

    В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.

    Для того, чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики, но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

    Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

    Читайте так же:  Путеводитель по самореализации

    Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта

    Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.).

    Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов (Н.Г. Морозова), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей, на это указывают исследования психологов (К.А. Вересотская, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф).

    Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т.п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

    Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т.п.

    Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

    Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить.

    Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

    Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т.п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т.п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Так, по данным Ж.И. Шиф, в 14% случаев к образцу темно-синего цвета учениками вспомогательной школы подбирался объект темно-зеленого цвета и наоборот. У учащихся общеобразовательной школы это не наблюдалось.

    Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено.

    Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция ,конкретизация. Как показывают исследования (В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, И.М. Соловьев, Н.М. Стадненко, Ж.И. Шиф и др.), все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

    Так, анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.

    Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

    Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез.

    Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: «Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая».

    Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов.

    Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

    Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.

    Читайте так же:  Парнишка ей сквозь грусть

    У умственно отсталых позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л.В. Занков и В.Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.

    Воспроизведение — процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

    Работа психолога с детьми с умственной отсталостью

    Работа с детьми, имеющими умственную отсталость, подразумевают определенные требования к профессиональной и личностной подготовке учителей, работающих в коррекционных образовательных учреждениях.

    Педагогу необходимо знать:

    · психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей;

    · методы психологического и дидактического проектирования учебного процесса;

    · различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

    Для успешной работы педагогов предусмотрено ведение ими следующей документации:

    1. Список класса с описанием особенностей каждого ребенка.

    2. Рекомендации специалистов для работы с «особыми» детьми.

    3. Дневник наблюдений за «особым» ребенком.

    Педагог, работающий с «особыми» детьми обязан:

    · создать единую комфортную психологически образовательную среду для детей с разными стартовыми возможностями;

    · обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе младшего школьного обучения;

    · организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

    · компенсировать недостатки дошкольного развития;

    · преодолеть негативные особенности эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

    · постепенно повышать мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

    · охранять и укреплять физического и нервно-психического здоровье детей;

    · изменить общественное сознание по отношению к детям с особенностями в развитии.

    Для успешного усвоения учебного материала детьми с умственной отсталостью необходима коррекционная работа по нормализации их деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету. Особое место должны занять уроки ручного труда, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы. Необходимо учить детей с умственную отсталость проверять качество своей работы, как по ходу её выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.

    Исключительно важное значение, имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.

    Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

    — диагностическое изучение ребенка на момент поступления в школу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;

    — обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;

    — взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;

    — использование игровой мотивации на всех занятиях.

    Ребенок с умственную отсталость относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении. Под психолого-педагогическим сопровождением в данном случае понимается создание специальных технологий помощи решения возникающих проблем ребенка, путем объединения различных категорий специалистов: психолога, педагога, логопеда, дефектолога. Психологами и педагогами разрабатываются специальные коррекционные программы и занятия с детьми с умственную отсталость, среди них можно отметить следующие:

    · Оптимизация межличностных отношений детей с умственную отсталость в среде сверстников (Медведчикова Е.Н.);

    · Коррекционно-развивающая программа по развитию внимания младших школьников с умственную отсталость (Гусева А.А.);

    · Развитие речи детей с умственную отсталость (Яковлева Г.Д.);

    · Цикл развивающих занятий для детей с особенностями в развитии (Соколова Е.Ю.);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    · Программа комплексных коррекционно-развивающих занятий для развития коммуникативных навыков, произвольности психической деятельности (Лезина Ю.Ю.).

    Источники


    1. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

    2. Немов, Р. С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 1. Ощущения и восприятие / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

    3. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.
    4. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.
    5. Чернобров, Вадим Формула любви / Вадим Чернобров , Екатерина Головина. — М.: Поколение, 2017. — 416 c.
    Работа психолога с детьми с умственной отсталостью
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here