Развитие эмпатии у дошкольников

Самое важное по теме: "развитие эмпатии у дошкольников" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Развитие эмпатии у дошкольников 5-6 лет

Дата 27.01.2018
Размер 24 Kb.
Развитие эмпатии у дошкольников 5–6 лет

Ссылки на источники

Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. – М. Издательство «Перо», 2014. – 185 с.

Савва Л.И., Трубайчук Л.В., Долгова В.И., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Сиваков В.И., Волчегорская Е.Ю., Худякова Н.Л., Коломийченко Л.В., Пономарёва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – 234 с.

Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. – № 6. – С. 40-48.

Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2007. – 253 c. Карл Роджерс «Эмпатия».

Отрывок из статьи: Rogers С. R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. – 1975. – V. 5, N 2. – P. 2—10. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. — Челябинск: АТОКСО, 2010. – 123 с.

Долгова В.И. Некоторые биосоциальные характеристики телесно-психического здоровья дошкольников//В сборнике: BIOSOCIAL CHARACTERISTICS OF THE MODERN HUMAN PSYCHOLOGY / SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF THE POST-INDUSTRIAL LIFE ACTIVITY OF STATES Materials digest of the LIX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in psychological sciences (London, August 08-August 14, 2013) / Materials digest of the LX International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in military, sociological and political sciences (London, August 08-August 14, 2013). Chief editor — Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 33-34.

[3]

Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11 (117). – C. 191-196.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Развитие эмпатии у дошкольников

В современном мире одной из главных задач является развитие гуманизации, которое определяется как создание условий для формирования лучших качеств и способностей личности, как внимание к личности. В этой связи особое значение приобретает проблема ценности человека, формирование нравственной культуры личности, неотъемлемой частью которой является осознание человека самого себя и своих взаимоотношений с другими, стремление к добру, сопереживание, отзывчивость.

Таким образом, важность процесса развития эмпатии в среднем дошкольном возрасте не вызывает сомнений в логике социально-нравственного развития ребенка и в ходе его социализации. Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям дошкольного возраста, так как именно в этом периоде ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Изучением данной проблемы занимались многие отечественные психологи: В.В. Абраменкова, В.В. Бойко, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Т.П. Гаврилова, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Стрелкова, Д.Б. Эльконин, И.М. Юсупов и др.

Цель работы: исследовать возможности развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста.

Понятие эмпатия от греч «empatheia» – «сопереживание». Впервые понятие «эмпатия» было введено Э. Титченером. Т.П. Гаврилова. под эмпатией определяет «способ и метод познания эстетического наслаждения, через призму чувств идентификацию с ним» [3]. А.В. Петровский дает следующее определение данному понятию: «Под эмпатией принято понимать достижение эмоционального состояния другого человека, то есть проникновение в его ощущения и переживания» [5]. По мнению Л.С. Выготского, «Эмпатия – сочувствие, переживание, понимание психологического состояния окружающих» [1]. Проанализировав существующие определения понятия «эмпатия», его свойства, мы рассматриваем ее как социально-психологическое свойство личности, представляющее способность эмоционально реагировать на переживания другого.

Теоретический анализ психологических особенностей дошкольников позволяет нам утверждать, что дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом для нравственного и эмоционального развития, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для формирования навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте особое значение имеют нравственные мотивы поведения, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с пониманием эмоциональной сферы окружающих и усвоением нравственных норм, правил поведения.

Анализ научной и психолого-педагогической литературы показал, что эмпатия является важнейшим фактором нравственного и духовного развития детей дошкольного возраста. Эмпатия способствует развитию межличностных познаний и отношений, позволяет оказывать поддержку друг другу, учит детей сопереживать, сочувствовать. Она предполагает эмоциональное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

По мнению многих видных психологов и педагогов, средний дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. В этом возрастном периоде – дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующих на механизмах эмоциональной отзывчивости, сопереживания и содействия.

На основе анализа научной литературы и в соответствии с вышеперечисленными качественными характеристиками понятия эмпатии нами была составлена психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмпатии детей среднего дошкольного возраста, которая состоит из следующих методик:

1) методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»;

2) методика «Неоконченные рассказы» Т.П. Гавриловой;

3) тест «Маски» Г.Н. Лавровой.

Психолого-педагогическая работа осуществлялась на базе МДОУ ЦРР № 45 «Жаворонок» г. Нерюнгри РС (Я) и проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговый. На констатирующем этапе эксперимента была проведена первичная диагностика по перечисленным выше методикам, которая позволила определить первоначальный уровень сформированности эмпатии детей среднего дошкольного возраста. Результаты первичной диагностики показали, что у детей среднего дошкольного возраста недостаточно сформировано чувство эмпатии, выражающееся в понимании другого человека, его переживаний, мыслей и чувств.

Читайте так же:  Развитие обучение общение ребенка

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, дал возможность выявить наличие проблемы формирования эмпатии у детей среднего дошкольного возраста и составить программу психолого-педагогической работы посредством кружка «Лучик», деятельность которой осуществлялась на формирующем этапе.

Целью данной программы является развитие эмпатии детей среднего дошкольного возраста.

Задачи: развитие способности детей к эмоциональному сопереживанию; развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается; формирование ценностного отношения к нравственной стороне поступков; воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам; развитие активного взаимодействия друг с другом.

Основные принципы: принцип природносообразности, принцип целостности педагогического процесса; принцип субъектности; принцип деятельностного подхода; принцип индивидуально-дифференцированного подхода.

Ожидаемые результаты: программа кружка «Лучик» позволяет сформировать у детей навыки взаимодействия, сотрудничества, способность понимать другого, сочувствие их переживаниям, развить умение воспринимать, понимать и принимать эмоции и чувства другого.

Методы программы: сказкотерапия, сюжетно-ролевая игра, беседа проблемного характера, театрализованная игра.

Приемы: упражнение, пиктограмма, игра-этюд, психогимнастика. Форма работы – групповая, индивидуальная.

Рассмотрим более подробно методы и приемы, которые использовались при внедрении программы кружка на формирующем этапе эксперимента.

Психологические упражнения, этюды. С целью развития умения сопереживать, свободно проявлять свои эмоции, чувства на занятиях и расслабления использовали психологические упражнения, игры-этюды, которые помогали самовыражению детей и снятию напряжения в общении. Так применение упражнений по психогимнастике и этюдов способствовали развитию внимательного отношения к сверстникам, открытому проявлению сочувствия и сопереживания. Например, игры-этюды «Изобрази эмоцию», «Угадай настроение», пантомима «Покажи героя сказки» и др. помогали знакомить детей с элементами выразительных движений – мимикой, жестом, позой, походкой. Это коммуникативные упражнения, при которых происходила тренировка общих способностей невербального воздействия детей друг на друга, нацеленных на достижение эмоционального единства в процессе взаимодействия. Упражнения по психогимнастике «Снежинка», «Доброе животное», «Отдых на море», «Водопад» способствовали снятию психологического напряжения, сохранению эмоционального и позитивного настроения в общении.

Итак, все используемые на занятиях с дошкольниками творческие и театрализованные игры, этюды, элементы психогимнастики, методы сказкотерапии, сюжетно-ролевые игры способствовали пониманию детьми эмоциональных переживаний, помогали ребенку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию.

Результатом опытно-экспериментальной деятельности при работе с детьми среднего дошкольного возраста явилось итоговая диагностика, которая позволила определить, насколько эффективен результат от проведенной нами работы. Результаты улучшились по всем методикам. Итак, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы положительные изменения: высокий уровень эмпатии повысился на 12 % , средний уровень – на 18 %, низкий уровень снизился на 12 %.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что проведенная нами работа положительно повлияла на развитие эмпатии детей среднего дошкольного возраста. В ходе эксперимента у детей сформировалась способность понимать другого, прислушиваться к себе и окружающим. На занятиях кружка «Лучик» дети научились оказывать взаимопомощь, внимательно относиться друг другу, эмоционально откликаться на состояние другого человека, утешать при огорчении, помогать выполнять трудные задания, делиться игрушками.

Исходя из вышеуказанного, мы можем сделать вывод, что целенаправленная работа по развитию эмпатии детей среднего дошкольного возраста, посредством выбранных нами методов и приемов, является эффективным средством решения данной проблемы. Результаты психолого-педагогической работы показали эффективность составленной и апробированной программы.

[2]

Условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста

Молчанова Татьяна Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 127 «Березка», г. Иркутск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Молчанова Т.А. Условия развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста // Совушка. 2017. N2(8). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/8/ (дата обращения: 22.08.2019).

Аннотация: в статье раскрывается значение эмпатии в развитии ребенка дошкольного возраста, возрастные особенности эмпатии старших дошкольников и условия ее развития.

Ключевые слова: старший дошкольник, эмпатия, эмоции, эмоциональная децентрация

На современном этапе развития системы дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, одним из ведущих приоритетов является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей.

Значимость эмоционально-нравственного воспитания обусловлена тем, что развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, пониманию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает более успешную адаптацию ребенка в социокультурном пространстве. Кроме того, проблема развития эмпатии, становится более значимой, на фоне повышения количества детей с проблемами эмоционального развития.

На данный момент в научной литературе проблема эмпатии в дошкольном возрасте рассматривалась в работах ряда исследователей, прежде всего, в контексте нравственного развития и формирования нравственных качеств детей, таких, как милосердие (И.А. Княжева), отзывчивость (М.В. Воробьева), сочувствие, сопереживание, содействие (А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова), положительные гуманные взаимоотношения (С.А. Козлова) и т.д.

Старший дошкольный возраст исследователи рассматривают, как благоприятный период для развития эмпатии. Первые проявления эмпатии формируются гораздо раньше, но в старшем дошкольном возрасте, как отмечает А.В. Запорожец, у детей под влиянием опыта, общения и совместной деятельности формируется способность сочувствовать другим людям, переживать печали и радости других людей, как свои собственные, что находит отражение в явлении аффективной децентрации [2].

Аффективная или эмоциональная децентрация обеспечивает возможность эмоционального переключения ребенка со своих собственных переживаний на переживания другого, помогает ребенку встать на позицию другого человека и понять его переживания, отличные от собственных. Именно этот механизм, как отмечают исследователи, лежит в основе возникновения и развития эмпатии в дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте проявление эмпатии характеризуются тем, что у ребенка происходит преобразование непосредственного эмоционального реагирования в форму эмпатийного переживания, которое строится на фоне нравственных взаимоотношений с окружающими людьми. Развитие эмпатии дошкольника происходит от сопереживания к сочувствию, а затем к реальному действию.

В работах Е.И. Изотовой, акцентируется внимание на том, что эмпатия в дошкольном возрасте является результатом социализации и определяется совокупностью таких социальных переживаний, как: сопереживание, сочувствие и содействие.

Сопереживание представляет собой переживание ребенком тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой человек через отождествление с ним.

Сочувствие выступает, как процесс переживания собственных эмоциональных состояний по поводу другого человека.

Читайте так же:  Дети страдающие эпилепсией

Содействие представляет собой комплекс альтруистических актов, которые основаны на сострадании, сопереживании и сочувствии [3].

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмпатии в связи с тем, что в эмоциональной сфере детей происходит целый ряд серьезных изменений. Установление иерархии мотивов в старшем дошкольном возрасте приводит к появлению устойчивых сопереживаний, которые относятся не к сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам, что позволяет наполнять деятельность смыслом.

Д.В. Жарова указывает, что в старшем дошкольном возрасте чувства ребенка теряют ситуативность, становятся более глубокими по своему смысловому содержанию и возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Изменяется роль эмоций в деятельности [1].

Большое влияние на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников оказывают и изменения, связанные с развитием самосознания. У детей в этом возрасте формируется эмоциональная вовлеченность в действия другого. Это дает основание говорить о том, что у старших дошкольников усиливается личностное начало. Также у детей возрастает произвольность поведения, основанная на усвоении моральных норм.

Проявления эмпатии старшего дошкольника зависят от следующих факторов: индивидуальных особенностей темперамента и психодинамических качеств, характера мотивации, степени близости с объектом эмпатии и частота общения с ним, интенсивность стимулов эмпатии, богатство эмпатийного опыта, представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний, социально-нравственные установки.

[1]

Развитие эмпатии представляет собой сложный процесс, организация которого требует глубокого анализа сущности эмпатии, механизмов ее возникновения и условий, влияющих на ее развитие.

Одним из важнейших условий развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста является развитие их эмоциональной сферы в целом, которая подразумевает формирование у детей представлений об эмоциях и чувствах, развитие умения дифференцировать эмоции и чувства, развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека и свое собственное, развитие умения выражать свои чувства.

Данное условие может быть реализовано посредством использования комплекса методов и приемов, направленных на развитие эмоциональной сферы. Эффективными в развитии эмоциональной сферы являются: сюжетно-ролевые игры, сказкотерапия, психогимнастические этюды, занятия, направленные на развитие эмоциональной сферы, игры-театрализации и т.д.

Наряду с развитием эмоциональной сферы, важное значение для развития эмпатии играет обогащение нравственных представлений детей и формирование нравственных норм и ценностей.

Для того, чтобы сформировать у детей глубокие переживания, необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, а также возрастные особенности. Одним из видов деятельности, который способствует преодолению эгоцентризма мышления и развитию опыта эмоциональных переживаний, является игра. В игре ребенок включается в разные ролевые отношения с партнерами по игре.

В процессе общения у ребенка развивается эмоциональная децентрация, он учит ставить себя на место другого, понимать переживания. Это способствует развитию идентификации, то есть способности принимать точку зрения другого.

Обогащение эмпатийного опыта детей может осуществляться также посредством использования произведений художественной литературы, анализа жизненных ситуаций разного содержания. Побуждение педагогом детей к проявлению своего эмоционального отношения к разным ситуациям также является одним из средств обогащения эмпатийного опыта детей.

В работе Е.Р. Овчаренко в качестве условия развития эмпатии у детей дошкольного возраста рассматривается такой построение педагогического процесса, который направлен на формирование всех компонентов эмпатии (эмоционального, когнитивного, поведенческого), развитие умения распознавать эмоциональные состояния и чувства человека, понимать и принимать позицию другого, выстраивать разные формы межличностной коммуникации, проявлять стремление к помощи. Данным автором предложена модель развития эмпатии для детей старшего дошкольного возраста, которая базируется на использовании системы педагогических средств [4].

Поэтапное развитие эмпатии сопровождается использованием следующих средств. На первом этапе автор предлагает использовать в работе с детьми ситуации, которые ориентированы на констатацию и распознавание эмоциональных состояний и переживаний. На втором этапе автор предлагает использовать ситуации, которые способствуют самопознанию ребенка, изучению мира собственных переживаний. Третий этап связан с использованием ситуаций, которые направлены на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого.

Еще одним важным условием развития эмпатии является совместная коллективная деятельность детей, которая приводит к развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества, развитию высших чувств — нравственных, эстетических, познавательных. Сфера взаимоотношений с окружающими людьми является основным источником для развития эмпатии детей дошкольного возраста.

Д.В. Жарова указывает, что развитие эмпатии в старшем дошкольном возрасте тесно связано с главной формой – внеситуативно-личностным общением ребенка со взрослым, которое помогает обогащать опыт ребенка и формировать у него способность понимать и различать свои и чужие эмоциональные состояния, сопереживать и сочувствовать, воспринимать другого человека [1].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте показывает, что данный период является благоприятным для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность к пониманию переживаний другого человека и проявлению сопереживания. В качестве условий развития эмпатии старших дошкольников выступают: комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии; развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей; развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний, осознавать собственные переживания, развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (сюжетных игр, игр-театрализаций, сказкотерапии и т.д.).

«Особенности развития эмпатии и сопереживания у детей дошкольного возраста»

Дата 06.02.2018
Размер 36,39 Kb.
«Особенности развития эмпатии и сопереживания у детей дошкольного возраста».

Современный человек для сознательного существования в мире, для того, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру.

Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), дает возможность развитию чувственно-эмоционального переживания, развитие эмпатии, эмпатийного поведения.

1.Характеристика эмпатии в современных исследованиях.

2. Особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста.

3. Условия развития эмпатии.

4. Роль сверстника в формировании дружеских отношений отношения у дошкольников.

Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования, как мы уже говорили выше, личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений, развитие способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями.

6. Сопереживание, как сопутствующее звено эмпатии.

Глава 1. Феномен эмпатии и особенности её развития в дошкольном возрасте

1.Понятие эмпатии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Слово эмпатия происходит от греческого empatheia, что означает сопереживание. В современной психологии, эмпатия обозначает способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику — значит посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние[11].

Термин «эмпатия» был введен в психологию Э.Титченером для обозначения внутренней активности, результатом которой становится интуитивное понимание ситуации другого человека[11]. Э. Титченер объединил философские идеи о симпатии с теориями чувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Среди современных определений эмпатии встречаются следующие:

— знание о внутреннем состоянии, мыслях и чувствах другого человека;

— переживание эмоционального состояния, в котором находится другой;

— активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения; размышления о том, как человек повел бы себя на месте другого;

— огорчение в ответ на страдания другого человека;

-ориентированная на другого человека эмоциональная реакция, соответствующая представлению субъекта о благополучии другого [23].

Выяснено, что важной стороной эмпатии является способность принимать роль другого человека, что позволяет понимать не только реальных людей, но и вымышленных персонажей художественных произведений . Показано также, что эмпатическая способность возрастает с увеличением жизненного опыта[17].

Наиболее яркий пример эмпатии — поведение драматического актера, который вживается в образ своего героя. В свою очередь, зритель тоже может вжиться в образ героя, поведение которого он наблюдает из зрительного зала[17].

Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе было необходимо для выживания первобытных сообществ[17].

Эмпатия как эмоциональный отклик на переживания другого осуществляется на разных уровнях организации психического, от элементарных рефлекторных до высших личностных форм. Вместе с тем эмпатию следует отличать от симпатии, сопереживания, сочувствия. Эмпатия — это не симпатия, хотя она так же включает соотнесение эмоциональных статусов, но при этом сопровождается чувством переживания или обеспокоенности за другого. Эмпатия — не сочувствие, которое начинается со слов «я» или «мне», это не согласие с точкой зрения собеседника, а умение ее понять и выразить со слов «вы должны думать и чувствовать то-то» [10].

В позитивной психологии эмпатия — одно из высших человеческих качеств, наряду с такими как оптимизм, вера, мужество. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный характер, способность понимать и предвидеть , аффективный — способность эмоционально реагировать и активно-деятельностный — способность к соучастию [10].

По мнению А. Валлона ребенок на ранних ступенях развития связан с миром через аффективную сферу, и его эмоциональные контакты устанавливаются по типу эмоционального заражения. Такого рода связь описывается как внеинтеллектуальное созвучие, потребность ориентировки в эмоциональном настрое других людей [22].

Маркус рассматривает эмпатию как способность индивида познавать внутренний мир другого человека, как взаимодействие познавательных, эмоциональных и моторных компонентов. Эмпатия осуществляется через акты идентификации, интроекции и проекции[22].

Женщины и мужчины по уровню эмоционального интеллекта не различаются, но у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин — эмпатии и социальной ответственности[22].

Различают несколько механизмов эмпатии:

эмпатия эмоциональная — основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

эмпатия когнитивная — базируемая на процессах интеллектуальных — сравнение, аналогия;

эмпатия предикативная — проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм можно выделить:

1) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания идентификации, принятия ролей, децентрализации является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта 10].

Не всем дано испытывать глубокое чувство эмпатии, однако проявлять его мы порой бываем обязаны. Правила хорошего тона диктуют нам проявлять эмпатию. Искренняя же эмпатия обычно возникает между двумя близкими людьми и позволяет чувствовать взаимопонимание.

В психологии выделяют два вида эмпатии – она может быть эмоциональная и когнитивная. Эмоциональная эмпатия – это способность на чувственном уровне сопереживать человеку, и это очень глубокая эмпатия. Когнитивная разновидность позволяет путем логического мышления понять, что в такой момент чувствует человек, и через это приблизиться к истинному сопереживанию.

Эмпатия – понятие многогранное, и внутри себя оно имеет три подразделения на уровни. Рассмотрим их по порядку.

1-й уровень эмпатии считается самым низким. Люди, которые относятся к этому уровню, сконцентрированы на себе, они абсолютно не интересуются мыслями и чувствами других людей. Иногда они пребывают в уверенности, что понимают окружающих, однако их мнение является неправильным. В силу концентрации на себе они не в состоянии это осознать.

2-й уровень эмпатии является самым частым. Большинство людей могут игнорировать мысли и чувства других людей не постоянно, а от случая к случаю. Считается, что в различных проявлениях этот тип свойственен абсолютному большинству людей.

3-й уровень эмпатии считается самым высоким. Такие люди являются редкостью, и нередко их запоминает история. Люди, чувство эмпатии которых имеет третий уровень, постоянно глубоко ощущают окружающих, способны мысленно воссоздать любые переживания, понимают людей лучше, чем они сами. Такие люди не навязывают свое мнение и дают самые действенные советы – ведь они даются с точки зрения спрашивающего. Именно такие люди становятся самыми лучшими друзьями и психологами.

Несложно догадаться, что эмпатия и симпатия тесно связаны между собой. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек стремится видеть возле себя таких друзей, которые будут понимать его, как он сам [11].

М. А. Пономарева рассматривает эмпатию как системное образование, которое включает в себя когнитивный, эмоциональный, конативный компоненты. Таким образом, полный эмпатический процесс включает в себя сопереживание, сочувствие и содействие [16].

Л. П. Выговская предлагает рассматривать эмпатию как целостное явление, в котором можно выделить три взаимодействующих компонента: когнитивный — мыслительные операции, фактическое знание об объекте или другом лице; аффективный — эмоциональные реакции на некоторый объект или лицо, эмоции, чувства, переживания; конативный — моторные реакции, поведенческое намерение человека по отношению к лицу или объекту отношения, действия, поступки . Она отмечает, что эмпатия может развиваться как в сторону асоциального поведения, так и в сторону просоциального поведения.

Звеньями эмпатийного процесса являются восприятие другого, сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие, реальное содействие. В каждом звене процесса происходит автономное функционирование всех компонентов (когнитивного, аффективного, конативного) или их сочетание при доминировании одного из них. Каждое предыдущее звено обусловливает функционирование последующего [3].

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Подготовительный этап

Старшая группа
Сентябрь «Наше настроение»
— Выявление исходного уровня знаний;
— Знакомство детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей;
– Демонстрация в доступной форме изменчивости настроения;
— Сплочение коллектива группы

Основной этап

Октябрь «Добро» и «Зло»
– Раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло»;
– Формирование умения дифференцировать эмоциональный мир человека с помощью мимики, жестов, пантомимики;
– Воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру.

Ноябрь «Добрые дела»
– Формирование умения понимать чувства, переживаемые другими;
– Развитие стремления к совершению добрых поступков;
– Формирование положительного образа «Я»;
– Формирование навыка социального поведения.

Декабрь «Ссора»
– Формирование умения анализировать поступки (собственные, сверстников, окружающих людей, литературных героев) в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения; находить причину конфликта;
– Знакомство с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствование их закреплению в поведении;
– Дифференцирование противоположных эмоциональных переживаний: дружелюбия и враждебности.

Январь «Настоящий друг»
– Формирование умения дифференцировать ощущения дружбы и ссоры;
– Формирование способности видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека;
– Закрепление знаний о доброжелательном поведении;
– Развитие способности находить в реальной жизни ситуации, аналогичные литературным по своему нравственному содержанию.

Февраль «Обида»
– Формирование умение анализировать конфликтные ситуации;
– Развитие эмоциональной устойчивости в конфликтных ситуациях;
– Формирование умения сознательно управлять своими эмоциями (обида, гнев);
– Развитие понимания сути чувства обиды, формирование умения выражать его с помощью мимики;
– Снятие эмоционального напряжения.

Март «Забота»
– Формировать умение понимать чувства, переживаемые другими;
– Развитие желания оказать помощь тем, кто в ней нуждается; утешить, проявить заботу;
– Развивать чувство доброты.

Апрель «Ябеда»
– Формирование умения анализировать своё эмоциональное состояние;
– Закрепление правил доброжелательного поведения;
– Формирование внимательного отношения к другим людям.

Май «Давайте жить дружно»
– Закрепление знаний о нормах и правилах поведения в конфликтных ситуациях;
– Формирование адекватных форм поведения и коммуникативных навыков;
– Формирование дружелюбного отношения к окружающим;
– Способствование формированию адекватной самооценки.

Подготовительная группа
Сентябрь «Эти разные эмоции»
— Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
— Диагностирование проявления эмпатии

Октябрь «Самый дорогой на свете человек»
— Формирование способности понимать и активно выражать переживание близких людей;
— Формирование способности давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений;
— Формирование умения различать понятия «добро» и «зло»;
— Побуждение к проявлению сочувствия и сопереживания к родным и близким людям;
— Формирование осознанного понимания моральной стороны поступков.

Ноябрь «Подарим птицам нашу доброту»
— Формирование умения радоваться птичьим голосам;
— Вызывание сочувствия к голодающим и замерзающим зимой птицам и проявление заботы о них.

Декабрь «Друг в беде не бросит»
— Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;
— Раскрытие значимости моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;
— Формирование представлений о душевной боли и переживании обиды, причиной которой может быть равнодушное отношение окружающих;

Январь «Собака – верный друг человека»
— Расширение представлений детей о роли собаки в жизни человека;
— Развитие чувства ответственности за жизнь домашних животных;
— Побуждение к проявлению сочувствия животным попавшим в беду;
— Развитие готовности оказывать помощь животным, которые в ней нуждаются;
— Воспитание внимательного отношения к животным.

Февраль «Я считаю тебя хорошим»
— Формирование представлений о том, что такое дружба

Март «Подружились-раздружились»
— Способствование осознанию причин, приводящих к конфликту;
— Формирование умения находить возможные пути разрешения конфликта;
— Развитие добрых, теплых отношений между детьми;
— Формирование понимание того, что такое одиночество и почему плохо быть одному.

Апрель «Как можно все объяснить взрослым»
— Способствование хорошим отношениям детей со взрослыми путем формирования умения объяснять

Итоговый этап

Май «Вместе с друзьями»
— Способствование формированию хороших отношений между детьми

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:
— осознает общепринятые нормы и правила поведения, стремиться к их соблюдению;
— проявляет в поведении нравственные качества (доброжелательность, чуткость, отзывчивость, самостоятельность, внимательность) и коммуникативные качества (дружно играть, справедлива разрешать споры, делиться, сотрудничать);
— способен совершать положительный нравственный выбор;
— понимает и передает эмоциональное состояние другого человека;
— осваивает правила речевого этикета;
— проявляет осознанность и произвольность поведения, руководствуется моральными мотивами;
— положительно относится к себе и к окружающей действительности.

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ ЭМПАТИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ?

В психолого-педагогических исследованиях эмпатия рассматривается с разных сторон. Многими исследователями эмпатия признается доминирующей побудительной силой личности к действию в обществе. Социально-техническое развитие общества, страдающего экономическими кризисами, социальными конфликтами, межнациональными войнами способно привести на современном этапе человека к разрушительным психическим процессам, доминирующими среди них являются дегуманизация человеческих отношений, деградация способности понимать другого человека, усиление процессов отчуждения и разобщения между людьми. Психологи доказывают, что на смену эмоционально-нравственному отношению к действительности пришло равнодушие, глухота и очевидная ассоциальность.

Как самоценная форма активности личности эмпатия начинает зарождаться в раннем возрасте, который является сензитивным периодом для развития эмоционально-чувственной направленности ребенка на внутренний мир другого человека. В период с года до трех лет закладывается базис личностной культуры, включающий способность сопереживать другим. В дошкольном детстве развитию эмпатии принадлежит особая роль, так как от умения сопереживать и сочувствовать зависит формирование доминирующих ценностей ребенка и его социометрический статус, место в группе сверстников и умение строить искренние и надежные отношения с окружающими. У старших дошкольников эмпатия как эмоционально-чувственный компонент становится определяющим в межличностных отношениях. И нам представляется важным не упустить этот этап онтогенеза, создать дошкольнику условия, которые бы, с одной стороны, способствовали развитию эмпатии у ребенка, а с другой формировали его эмоциональную устойчивость, что позволяет стать способным адекватно реагировать в этом сложном и нестабильном мире человеческих отношений.

Поэтому нас заинтересовала эта проблема, и мы задумались над вопросом: нужно ли развивать эмпатию или ребенок становится эмпатийным стихийно.

Эмпатию мы рассматривали как самоценную форму активности ребенка старшего дошкольного возраста. Анализ теоретических подходов к развитию эмпатии старших дошкольников в отечественных и зарубежных работах показал, чтонаиболее часто встречаются понятия эмпатии: 1) как познания и понимания чувств и потребностей других; 2) как вчувствование в события, объекты, природу; 3) как аффективные связи с окружающими, проникновение в состояния другого человека или группы; 4) профессиональное качество специалиста.

Давайте рассмотрим эмпатию как феномен, который включен в жизненные отношения людей, как своеобразный эмоциональный процесс, в генетическом плане представленный трехзвенной цепочкой: сопереживание — сочувствие — импульс к содействию. В каждом звене этого процесса есть свое место, функционирование зависит от ряда психологических механизмов. Эмпатия основана на человеческой потребности — потребности в другом человеке. Начало развития эмпатийного процесса зависит от осознания и принятия эмоционального состояния другого человека, эмоционального заражения и эмоциональной идентификации (отождествления) с другим человеком, переживания эмоций, который испытывает другой.

Можно ли обучить ребенка эмпатии? Как считает В.А.Петровский, обучение моральным нормам и правилам и следованию им, является необходимым, но недостаточным условием для развития эмпатии, так как затрагивается поверхностный слой структуры субъективного опыта, он изменчив, подвижен, зависит от требований наличной ситуации. Лишь проникая в эмоционально-мотивационную сферу, в частности в эмпатийную, регулируемую нравственными мотивами, возможно добраться до глубинного ядерного слоя личного опыта. В этих структурах содержится жизненный смысл и значения, из них транслируется основное побуждение. Ребенок дошкольного возраста во всем зависим от взрослого, на него направлено воспитательное воздействие взрослого, «следует или не следует нормам поведения». У него стихийно закладываются ядерные слои субъективного опыта ребенка, которые обнаружатся в более старшем возрасте.

Для психолого-педагогической практики проникновение в особенности ребенка в дошкольном детстве, когда закладывается мотивационно-потребностная сфера личности ребенка особенно важно. Эмоциогенная среда, окружающая малыша, по мнению В.А. Петровского, — предметная, социальная, природная и среда собственного Я — это та среда, которая обеспечивает развитие познавательного, собственно аффективного и произвольно-волевого направления личности. Эмоциогенная среда очень хрупкая, может быть разрушена очень легко: лишь грубым словом, злым взглядом, обидным поступком и т.п. Это может быть незаметным, неощутимым для воспитывающих взрослых, не понимающих значимости эмоций, пронизывающих «ядерные» структуры личности ребенка. Возможно и сама среда может выступать как разрушительная, опасная, заряженная деструктивными силами. Эти опасные для развития ребенка условия являются деструктивными в первую очередь для его эмоционального развития.

Основным чувством, которое наполняет сферу «ребенок — мать» является любовь. Дети, не испытавшие любви или недолюбленные матерью, теряют очень ценное для себя, что впоследствии трудно восполнить. Ребенок, который еще не способен глубоко проанализировать эмоционально поведение матери, может усомниться, что его любят, что подорвет доверие к миру. Нужно ли матери сиюминутно проявлять нежнейшие материнские чувства. Спорно или нет? Мы считаем, что малыш должен «купаться в волнах материнской любви, но не считать заботу о ребенке жертвой. Ребенок еще не в состоянии оценить глубину жертвенности материнского поведения, если мать считает, что забота о малыше в ущерб собственному благополучию. Материнская любовь должна приносить радость женщине. Агрессия, переживания зависти, физические наказания не должны присутствовать в общении с ребенком. Физические наказания опасны тем, что порождают в ребенке ответную агрессию, замкнутость, жестокость, желание подавлять других детей, но и тем, что они могут «нравиться» ребенку, сломать линию его личностного развития.

Источники


  1. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.

  2. Грэй, Джон Марс и Венера: как сохранить любовь / Джон Грэй. — М.: София, 2011. — 160 c.

  3. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
  4. Морозова Елена Диалоги о семье и браке / Морозова Елена. — М.: Сибирская Благозвонница, 2014. — 159 c.
  5. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.
Развитие эмпатии у дошкольников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here