Развитие игрового мышления

Самое важное по теме: "развитие игрового мышления" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Развитие игрового мышления

Спортивной деятельности в условиях современных соревнований по футболу свойственны большие физические и психические нагрузки. Поэтому не удивительно, что анализ напряженных матчей показывает всё возрастающую роль психологического фактора, который определяется правильной и быстрой оценкой возникающей ситуации, своевременным принятием оптимальных решений и предвидением развертывающихся событий, контролем совершаемых действий [8, 11].

Еще А. М. Гальперин [7] отмечал, что тактической подготовке в целом уделяется недостаточно внимания. Мал удельный вес тактических занятий в теоретическом цикле учебного плана детско-юношеских спортивных школ.

На сегодняшний день можно говорить о том, что данная картина во многом не изменилась. В современных действующих программах футбольных спортивных школ на теоретический цикл отводится всего лишь 4-5 % от общего количества часов. А. Г. Исаев [9] говорит о том, что обучение юных футболистов тактике происходит, главным образом, в процессе двухсторонних игр. В то же время А. Вайтерс [5] говорит о том, что игра 11 на 11, если её практиковать как одно из средств тренировки, не даёт возможности тренеру уделить нужное внимание каждому спортсмену. В таких условиях игрок может владеть мячом 5-10 раз за время всей тренировки, что недостаточно для целенаправленного формирования необходимых интеллектуальных качеств.

Цель исследования. Одной из причин сложившейся ситуации выступает недостаточная разработанность теоретических и методических основ совершенствования тактической подготовки футболистов. Поэтому цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей игрового мышления в футболе и сравнительном анализе существующих методических подходов к его развитию в процессе спортивной тренировки.

Результаты исследования и их обсуждение. На наш взгляд, структура игрового мышления во многом схожа со структурой мышления человека вообще. Это также психический процесс, который разрешает противоречия между познаваемыми феноменами посредством выбора оптимального пути решения той или иной задачи. В качестве познаваемых феноменов в структуре игрового мышления представляются всевозможные варианты решения в конкретной игровой ситуации, которые противоречат друг другу. Таким образом, игровое мышление — это вышеупомянутый психический процесс, который отражает специфику игровых, т.е. ситуационных видов спорта.

Оперативное мышление как специфический процесс построения новых схем (программ) действий в условиях дефицита времени, быстро и непрерывно меняющихся ситуаций и их неопределенности, наличия конфликтных факторов и сознания высокой ответственности за совершаемое действие, представляет собой важнейший компонент деятельности игрока.

Авторами, занимающимися вопросами игрового мышления [1, 6, 13 и др.], выделяются следующие черты игрового мышления:

1) наглядный и образный характер, т. е. функционирование интеллектуальных операций в составе и на основе восприятия и представлений;

2) включенность в практическое действие, т. е. в процесс решения задач по преобразованию внешней среды;

3) ситуативность, т. е. обусловленность отражения объективных зависимостей непосредственно данной конкретной ситуацией;

4) быстроту и интенсивность протекания интеллектуальных операций, обусловленную лимитом времени на выполнение игрового действия;

5) тесную взаимосвязь интеллектуальных операций и эмоционально-волевой сферы.

Игровое мышление проявляется именно в различных, постоянно меняющихся, игровых ситуациях и выливается оно в технико-тактическое действие. Поэтому структура игрового мышления созвучна со структурой технико-тактического действия, предложенной В. Г. Бауэром [3], где для визуального наблюдения доступна лишь одна из шести фаз (анализа ситуации, антиципации, планирования, принятия решения, действия, контроля) — фаза действия, тем самым, усложняя процесс, как формирования игрового мышления, так и его контроля.

Очевидно, на первый план стратегии и тактики игры в футбол выдвигаются мышечные усилия (скоростные качества, физическая выносливость и др.), а также управление психическими процессами и состояниями, определяющее психологическую основу готовности спортсмена к соревнованиям. Но ничуть не меньше внимания надо уделять изучению и соответственно — формированию игрового мышления.

В своей работе «Тактика футбольной игры» Б. А. Аркадьев [2] высказывает мнение, что тактическая тренировка это не только разучивание тактических комбинаций, хотя игрок должен знать много самых различных тактических ходов и комбинаций. Он должен их много раз проделывать на поле и изобретать на макете. Но построение игры только на заученных и безотносительных к противнику длинных тактических комбинациях противоречит самому существу тактики как искусству борьбы. Также говорит о том, что футболистов нужно обучать искусству комбинировать, а не уметь воспроизводить комбинации, необходимо воспитывать в игроках изобретательность и фантазию. При этом автор заключает, что если в каждом игровом положении футболист будет находить наиболее острое продолжение игры из всех возможных, то последовательный ряд таких «разрешений» и создаст хорошую комбинацию, как продукт коллективного творчества игроков на поле.

Ю. А. Калининский [10] полностью разделяет этот взгляд Б.А. Аркадьева и считает его плодотворным для дальнейшего развития теории и методики тактической подготовки спортсменов.

И. Н. Преображенский [12] указывает на существование 2-х противоположных взглядов относительно содержания тактической подготовки в игровых видах спорта. Первый взгляд сводится к признанию решающей роли разученных комбинаций, второй выражается в стремлении развивать у игроков способность инициативно действовать в игре, самостоятельно находить наиболее целесообразные и эффективные тактические действия. Практика показывает, что эффективность тактической подготовки может быть достигнута органическим синтезом лучших сторон обоих направлений.

Однако в действительности существует резкое преобладание «комбинационного» подхода. Особенность формирования необходимых умений, знаний и навыков состоит в том, что обучение тактике исходит преимущественно из комбинаций как возможных способов действия, оставляя на втором плане проблему регулирования действий в зависимости от ситуации. Игровая ситуация как самостоятельная тактическая категория не рассматривается. Принимая за основу обучение комбинациям, учат, как вообще можно действовать, но не учат, как нужно действовать в зависимости от конкретной игровой ситуации (брать игру «на себя» или передать мяч партнёру, и если последнее, то какому и т.д.). Таким образом, обучают, в сущности, только умению выбирать технические приёмы в уже заданной, т.е. фактически решенной задаче [10]. Такой подход разрывает игровое единство в комбинации и ситуации и в силу своей односторонности является не достаточным.

В ряде работ по тактике полностью обходится вопрос о необходимости оценки игровых ситуаций, в других этот вопрос затрагивается, но не находит какого-либо решения. Например, А. Я. Долгов [4] в своем исследовании о развитии тактического мышления у юных футболистов в учебно-тренировочных группах (1-3 год обучения) говорит о необходимости оптимального соотношения объемов стандартных и ситуационных упражнений и приводит процентное соотношение как 24,7 % и 75,3 % соответственно. Другими авторами [11, 13] подчеркивается необходимость формирования у спортсменов способности оценивать изменяющуюся ситуацию, ориентироваться в ней и быстро применять любой технический прием или игровое действие и рассматривают развитие этой способности как одну из важнейших частей тактической подготовки. Однако при фактическом изложении материала по тактической подготовке они не дают рекомендаций по обучению оценке ситуаций в связи с тем, что остаются всецело на позициях «комбинационного» подхода. Поэтому отдельные попытки сформулировать некоторые правила оценки ситуации оказываются неэффективными.

Читайте так же:  Как справиться с депрессией после смерти

Рассматривая логический состав действий в комбинациях, можно убедиться в том, что они носят преимущественно однозначный характер, т.е. в них отсутствует операция выбора.

Комбинации — это всего лишь тактические «кирпичи», которые приобретают значение только в том случае, если у каждого игрока существует план построения из них единого «здания», т.е. системы целенаправленных действий по преобразованию наличной ситуации. Выработка плана действий и принятия решения в условиях множественного выбора — это и есть та сложная игровая задача, которая требует для своего решения участия процессов тактического мышления.

Ю. А. Калининский [10] говорит о том, что, признав игровую ситуацию как объективное исходное начало, определяющее регулятивную деятельность игрока, мы становимся на новый путь формирования тактических умений: не от комбинаций к неизвестной ситуации, а от конкретной ситуации — к рациональным тактическим действиям в виде наигранных комбинаций.

Но реализация этого направления наталкивается на ряд трудностей психологического, теоретического и методического плана, а именно, на необходимость формирования у юных игроков умения классифицировать игровые ситуации, что связанно с психологическим анализом игровой деятельности и структурой игрового мышления. Однако такие умения могут быть сформированы, если их сделать объектом специального обучения.

Содержание педагогической работы Ю. А. Калининский [10] видит в обучении спортсменов способам, приемам распознавания и оценки игровых ситуаций, в вооружении их знаниями адекватных опознавательных признаков, наличие которых позволяет правильно классифицировать ситуацию (определять их класс, тип, вид). Существующие «комбинационные» приемы формирования у спортсменов тактического мышления не удовлетворяют требованиям, которые предъявляет реальная деятельность, осуществляемая в процессе решения игровых задач, не содержат необходимых и достаточных условий для выработки у всех спортсменов правильной ориентировочной основы тактических действий в игровых ситуациях. Поэтому необходимые умения формируются во многом стихийно.

Таким образом, одна группа средств тактической подготовки представлена комплексом различных игровых упражнений, частично (игра в квадрате и др.) или полностью (двусторонние игры), создающих условия реальных игровых ситуаций. В этом их несомненное достоинство. Но вместе с тем игровой метод имеет существенный недостаток — процесс оценки ситуаций и принятия решения игроком протекает стихийно и не может выступать как объект управляемого усвоения.

Другая группа средств тактической подготовки — упражнения на макете (включая установку на игру и разбор игры) — представляется нам перспективной, т.к. содержит в себе потенциальную идею моделирования игровых ситуаций. Однако эффективность упражнений на макете и содержание теоретического цикла тактической подготовки в целом может быть достаточной только в том случае, если моделирование ситуаций будет опираться на их классификацию.

Заключение. В содержании подготовки спортивного резерва не выделяется такой немаловажный объект, как мышление футболиста. В научно-методической литературе достаточно представлены средства и методы тактической подготовки, которые характеризуется в основном разучиванием различных комбинаций возможных способов действия в игровой ситуации. То есть, занимающимся в рамках тактической подготовки предлагается изучение уже фактически готовых алгоритмов решений, им остается их запомнить, распознать в ходе игры подобную ситуацию и воспроизвести комбинацию.

Таким образом, процесс мышления при этом подходе представлен минимально, и поэтому развития игрового мышления не происходит.

В практических упражнениях проследить весь диапазон мыслительной деятельности также не представляется возможным, т.к. наблюдателю, тренеру виден только один конечный продукт мыслительных операций (действие) и всего лишь одно решение (возможно, правильное, возможно, нет).

Процесс мышления требует наличия мыслительных операций, таких как: анализ, обобщение, сравнение, принятие решения. В связи с этим при формировании игрового мышления следует иметь в виду развитие способности выполнять, прежде всего, данные операции. Для этого необходимо научить юных спортсменов выделять значимые признаки игровых ситуаций, которые представляют собой материал для обработки с помощью мыслительных операций.

Рецензенты:

Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Развитие мышления

Автор: pikacho · Опубликовано 25.04.2016 · Обновлено 05.10.2018

Высшей ступенью познания у человека считается мышление. Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека

Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.

Наглядно-образное мышление

Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Читайте так же:  Спецификации результата в нлп

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

[2]

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).

Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.

Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Видео (кликните для воспроизведения).

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки. Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Развивающие игры для детей на логику, мышление, внимание и память

На ЛогикЛайк более 3500 заданий на логику и сообразительность в игровом формате. Интерактивные ребусы и головоломки, соты, судоку, занимательные вопросы и многое другое.

В игре дети познают мир и постоянно развиваются

Игра для ребёнка — естественная непринужденная активность, основная форма развития мышления и личности. Что дети всегда делают с особым удовольствием? Играют! Самостоятельно, с родителями или сверстниками, игрушками или любыми приглянувшимися предметами.

Через игровую деятельность ребёнок познает мир: узнает свойства и характеристики окружающих его предметов, осваивает социальные роли и учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, приобретает навыки и подтверждает свою состоятельность.

Пытливый детский ум постоянно ищет новую пищу для исследований. И этот факт нельзя игнорировать, а наоборот, надо максимально использовать для развития и обучения малышей, дошкольников и школьников.

Развивающие игры и задания онлайн на платформе ЛогикЛайк

Популярные игры и упражнения по теме

Развивающие игры и задания по возрасту

Какими должны быть игры для развития логики у детей?

Хорошие логические игры развивают внимательность и сообразительность, способность находить нестандартные решения.

  • Один из ключевых моментов для гармоничного развития ребенка — свобода выбора, отсутствие принуждения со стороны взрослого.
  • Игра должна приносить радость и желание достичь успеха: найти правильный способ решения проблемы, дать верный ответ, стать первым среди участников.
  • Детские игры для развития внимания, мышления, наблюдательности должны иметь образное выражение, сопровождаться понятными и яркими иллюстрациями.
  • Задачи и загадки для дошкольников и младших школьников состоят из простых предложений, не имеют двойного толкования и должны касаться понятных ребенку предметов, явлений и процессов.

Попасть в рейтинг ЛогикЛайк может каждый. Достаточно набрать 200 звёзд — это 15-20 задач. Кто занимается регулярно и с удовольствием, становятся лучшими в своём городе или даже в стране.

Читайте так же:  Как сделать гражданский брак

У каждой игры свой образовательный потенциал: развивают логику, внимательность и быстроту мышления.

Лучшие виды логических игр для детей 5-10 лет

Использование игрового формата как основного метода развития логики и мышления очень эффективно, особенно для учащихся 1-5 классов. Среди множества игр, развивающих логику, память и мышление у младших школьников, рекомендуем следующие:

  • Гибкий ум и уверенность в себе Решая задачи и головоломки на LogicLike, вы тренируете «извилины» и развиваете смекалку.
  • Фундамент для IT Учим грамотно работать с информацией, развиваем логико-математический интеллект.
  • Глоток «свежего воздуха» для родителей Можно потратить 20-30 минут на себя, пока ребёнок развивается. Кстати, заниматься на ЛогикЛайк интересно и взрослым.

На платформе ЛогикЛайк более 10 занимательных разделов: логические игры, головоломки, ребусы, задачи и другие задания. Регулярные занятия помогают тренировать память, быструю реакцию и внимательность. Многоуровневая программа, комплексное и системное развитие мышления и логики у детей.

Игры для развития стратегического мышления

Что такое тактическое мышление и как его развивать? Если учесть, что итог познания – умозаключения, то в идеале вся информация, попадающая в мозг человека, трансформируется в мыслеформы, роль которых — помогать ему прожить в этом мире. Однако, осознание действительности у всех разное и жизненный путь тоже.

Стратегическое мышление помогает в достижении поставленных целей, решении сложных задач, преодолении трудностей. Оно стимулирует человека на борьбу с проблемами качественнее, быстрее, с меньшими затратами на оптимизацию, в то время, как человек с обыденным мышлением более консервативен и действует по шаблону, предпочитая рутинную работу экспериментам.

Для развития стратегического мышления специалисты рекомендуют играть в шахматы, шашки, покер, подвижные спортивные состязания, делать ставки и прочие, где важно применять стратегию. Стратегия – это правильно использованное логическое осознание по отношению к нашим желаниям и чувствам.

Игры для развития стратегического мышления постепенно и ненавязчиво помогут освоить непостижимые ранее вещи, взглянуть на любую ситуацию по-новому, глазами отстраненного человека и принимать смелые важные решения. Вы сможете приоткрыть завесу будущего и создать собственное, желаемое развитие жизни. Тактические мысли реально взаимодействуют с будущим, формируют его.

[1]

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок стратегического мышления по индивидуальной программе

Игры, развивающие стратегическое мышление, знакомы каждому ребенку с детства. Это пазлы, наборы конструкторов, задачи со схемами, планированием, речевые стратегии, направленные на развитие сюжета. В дошкольных и учебных учреждениях наставниками и педагогами обыгрываются нестандартные истории, которые дают возможность ребенку самостоятельно выбрать правильный путь разрешения затруднительной ситуации.

Практическое применение навыков стратегии

Игры – это не только шашки, шахматы, нарды, мафия, морской бой, аукционы, или спорт. Составление договоров, политические манипуляции, юриспруденция, менеджмент, деловые и межличностные связи, планирование, мотивация коллектива, обсуждение премий, коррекция веса, конкуренция, эволюция, цены, торговля и прочее – теория игр видна во многих сферах жизни и действует на различных уровнях.

Руководителям компаний, политикам, ученым, программистам, менеджерам, специалистам служб спасения, спортсменам крайне необходимо иметь понятие о том, как развить стратегическое мышление, для того, чтобы уметь плыть против течения жизни, просчитав множество вариантов, выбрать наиболее перспективный из них.

Вопрос «как развить тактическое мышление» и этическая сторона тесно связаны между собой. Если вы стремитесь достигнуть определенной цели или попали в ситуацию, когда соперник предпринимает против вас беспощадную игру, навыки стратегического поведения придут на помощь в нужный момент.

Все люди, предпочитающие принимать решения, – игроки, а выбранные варианты поступков – ходы. Психологи советуют смешивать стратегии для получения преимуществ во времени, количестве вариантов разрешения проблемы, качестве выбранного пути или идеи. Количество усилий и времени зависит от того, какими вы ресурсами располагаете в данный момент. Если чего-то не достает, то потребуется потратить время на восполнение пробелов.

Жизни присуща поступательность и закономерность, все происходит не сразу, а постепенно. Опыт, приобретенный в играх, хорош тем, что получен своевременно, в момент становления личности и определения человеком своих приоритетов. И еще: история каждого человека конечна. Чтобы успеть достигнуть желаемого, очень важно вовремя начать и не дать себя никому обойти.

Элементарным навыкам стратегического мастерства нас обучают логические и тактические игры, овладевая правилами которых, мы познаем окружающий мир и законы существования в нем. Уровень знаний людей определяется их умением оперировать, проводить исследования, находить частное и общее в возможных вариантах развития.

Что такое стратегическое поведение и как его совершенствовать при помощи игр – ищите информацию на нашем сайте, а также запишитесь на курс упражнений по развитию мозга, памяти и т.п.

Как развивать логическое мышление ребенка?

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Читайте так же:  Эфроимсон генетика гениальности

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Детям от 3 до 5 лет будет интересно почитать загадки и ребусы. Обучение нужно проводить в игровой форме. Некоторые к 5 годам уже могут самостоятельно читать, поэтому им вдвойне полезнее будет поработать над загадками.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

Развитие логического мышления дошкольников

Дошкольный возраст — период, когда создается база, фундамент для полноценного психического развития ребенка в старшем возрасте. Чтобы малыш испытывал интерес к познанию нового, не боялся трудностей, умел их преодолевать, необходимо позаботиться о всестороннем развитии дошкольника. Особенно следует внимательно отнестись к развитию логического мышления ребенка.

Развитие логического мышления

Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.

Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания. Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению.

Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.

Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число «4»).

Виды мышления

Развитие мышления у ребенка зависит от возрастных особенностей. Это значит, что с взрослением непоседы усложняются психические процессы, происходящие в его головном мозге. Мышление бывает:

  • Наглядно — действенное характерно для детей до 2 лет. Они стремятся к получению желаемого результата;
  • Наглядно — образное свойственно дошкольникам до 7 лет. Усложняется процесс восприятия, появляется предвосхищение результатом;
  • Словесно — логическое появляется в 6-6,5 лет в виде зачатков, которые требуют развития. Дошкольники способны найти ответ в решении сложной задачи в виде преобразования объекта (известные задания на перестановку одной палочки, чтобы в результате получилось нечто не похожее на исходный объект), определить последовательность взаимодействия предметов (например, при решении задачи на логику про козу, волка и капусту, которых необходимо на одной лодке переправить с одного берега на другой при определенных условиях).

Логические операции

В структуру мышления входят операции, наличие которых у ребенка дошкольного возраста подразумевает полноценное психическое развитие. Операции бывают:

  • Сравнение – операция, связанная с установлением сходных и отличительных признаков каких — либо предметов. В результате логической операции может появиться классификация;
  • Анализ — психический процесс, связанный с разделением сложного предмета на отдельные составляющие его характеристики или части. Следующим этапом анализа становится сравнение;
  • Синтез — логическая операция, которая объединяет разобщенные части в одно целое понятие, объект;

В психологии обычно анализ и синтез рассматриваются как взаимозаменяющие операции.

  • Абстрагирование — мысленное отделение существенных свойств, связей, характеристик объекта от несущественных. Наличие способности к такой операции говорит о появлении у малыша абстрактно — логического мышления;
  • Обобщение — операция появляется по мере накопления словарного запаса ребенка, связана с воображаемым объединением явлений, предметов, действий по значительным признакам;
  • Классификация — операция мышления, при которой происходит осмысление порядка вещей, явлений, деление их по какому-либо признаку;
  • Конкретизация — логическая операция, с помощью которой дошкольник использует замену слова на понятие с более конкретным значением.
Читайте так же:  Мораль регулирует общественные отношения

Диагностика логического мышления

Логическое мышление — это один из основных показателей качества мышления личности. Умение дошкольника самостоятельно логически мыслить, выделять существенные признаки предметов, действий и явлений, систематизировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения и выводы, обосновывать свои суждения, доказывать их истинность возникает и формируется в ходе его интеллектуального развития.

Развивая своего ребенка, обратите внимание на его способность логически мыслить. От этого важного показателя зависит, насколько он будет выгодно выделяться среди сверстников.

Упражнения для диагностики

Родителям для развития логического мышления ребенка

Дошкольник, который умеет пользоваться логическими операциями, обречен на успешное обучение, отсутствие проблем в познавательной сфере, так как интеллектуальный уровень поможет справиться с трудностями.

Если вы хотите помочь ребенку быть благополучным, советуем воспользоваться следующими развивающими заданиями. Они превратят ваше общение в веселую и полезную игру.

Чтобы начать занятия с ребенком, не обязательно иметь педагогическое образование.

Рекомендуем чередовать типы игр для развития разных видов мышления.

Устные игры

Игры со словами — простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.

  • Придумать новую концовку для известной сказки;
  • Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
  • Поиграть в «разгадалки»: родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
  • Поиграть в «верю — не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша — это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.

Игра «Ассоциации» (развиваем словесно — логическое мышление)

Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.

Например, птица — гнездо, человек — ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову «человек» подберем слово, обозначающее жилье, — «дом».

  • Глухой — песня, слепой — … (картина);
  • Самолет — летчик, автобус — … (водитель);
  • Лето — кепка, зима — … (шапка);
  • Половник — кастрюля, ложка — … (бокал, стакан);
  • Ложка — суп, вилка — … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.

Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)

Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.

  • Кисель, компот, чай, морс (напитки);
  • Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
  • Гнездо, дупло, нора, муравейник;
  • Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
  • Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.

Игры с использованием карточек, бумаги, ручки

Дошкольникам нравятся игры с использованием ярких картинок. Необходимо этим воспользоваться, применив не только карточки, но и ручку с бумагой. Предложенные идеи можно дополнить своими, усложнив или упростив по своему усмотрению.

  • Используйте игры на сравнение и группировку предметов;
  • Применяйте готовые головоломки со спичками;
  • Составляйте связные рассказы по сюжетным картинкам. Полезно будет в начале предложить их ребенку в неправильной последовательности;
  • Проходите лабиринты, спасая героев, разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге.

Настольные игры

Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы — классические игры, проверенные временем.

Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.

[3]

Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.

  • Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
  • Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
  • Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.

Заключение

Развивать и тренировать логическое мышление в дошкольном возрасте можно и нужно разными способами. Важно, чтобы развитие познавательных способностей осуществлялось не спонтанно, а целенаправленно. Основная задача родителей — отыскивать и предлагать ребёнку интересные дидактические игры, развивающие задания или другие интересные форматы занятий, которые будут стимулировать развитие ребёнка в правильном направлении.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Видео (кликните для воспроизведения).

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Источники


  1. Кругляк, Лев Второй шанс счастья. О чем надо помнить, прежде чем еще раз создать семью (комплект из 2 книг) / Лев Кругляк , Юрий Кукурекин. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 576 c.

  2. Тетерников, Лев Искусство любить. Тантра для современного человека / Лев Тетерников. — М.: Амрита, 2012. — 240 c.

  3. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.
  4. Макеев, В. А. Психология делового общения / В.А. Макеев. — М.: Либроком, 2016. — 272 c.
  5. Норна, Ирина Освобождение от иллюзий. 7 секретов счастливой женщины. Женская энциклопедия (комплект из 3 книг) / Ирина Норна , Наталья Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 597 c.
Развитие игрового мышления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here