Развитие интеллектуальной одаренности

Самое важное по теме: "развитие интеллектуальной одаренности" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Развитие интеллектуальных способностей одаренных детей в кружке «Клуб интеллектуалов»

Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. При этом особая роль в развитии одаренности у дошкольников принадлежит педагогу-психологу. Во-первых, это выявление таких детей, во-вторых, организация развивающей работы с ними.

В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной деятельности содержание моей работы обеспечивает развитие детей по следующим направлениям: социально-личностному и познавательно-речевому.

Я работаю в дошкольном учреждении общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников. Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования на основе содержания примерной комплексной программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста “Радуга”. Одной из основных целей программы является – своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание детей, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Программа утверждает самоценность периода дошкольного детства, необходимость обеспечения индивидуального подхода к личностно-ориентированной модели воспитания; обеспечивает условия для разностороннего развития каждого ребенка и рекомендует изыскивать возможности заниматься дополнительно с детьми, проявляющими способности в интеллектуальной сфере, чтобы они не теряли темп развития.

В соответствии с приоритетным направлением ДОУ осуществляю психологическую поддержку одаренных детей. В целях обеспечения развития интеллектуально-творческого потенциала дошкольников мною была разработана программа работы кружка “Клуб интеллектуалов” для детей 6-7 лет. На протяжении 10 лет являюсь руководителем кружка. Интересная форма интегрированных занятий очень увлекает детей. А использование современных развивающих пособий стимулирует творческую активность.

Основные задачи работы с детьми:

  • Активизация творческого мышления и его качеств (любознательности, гибкости, скорости);
  • Формирование познавательных умений (умение добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, сравнивать давать оценки, формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения, планировать свою деятельность;
  • Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия, воображения);
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Выбрана интересная форма проведения интегрированных занятий: в форме заседаний “Клуба интеллектуалов”. Облачение детей в мантии и конфедератки как на настоящих ученых советах, конференциях, симпозиумах формирует у них мотивацию к получению знаний, повышает репутацию среди сверстников и взрослых, развивает стиль, повышает имидж детского сада.

    Одним из средств интеллектуального развития детей является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.

    Практика показывает, что развивающие игры способствуют развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, являются своеобразным тренингом познавательных способностей, стимулируют активность детского мышления, фантазии и творчества. Игру называют поистине универсальной формой детского развития.

    Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.

    В процессе работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала дошкольников я убедилась в эффективности использования следующих методических материалов:

  • Логические блоки Дьенеша;
  • Развивающие кубики “сложи узор”;
  • Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).
  • Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.

    Логические блоки Дьенеша.

    Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

    • формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
    • цветом – красные, желтые, синие;
    • размером – большие и маленькие;
    • толщиной – толстые и тонкие.

    Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого «блоки Дьенеша»): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

    Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

    Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. На занятиях я использую следующие варианты игр: “логические цепочки” с одним и более условием, “карточки-схемы” для выкладывания по образцу, классификация по заданному признаку и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

    Развивающие кубики “сложи узор”.

    Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному в четыре цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в огромном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. В игре с кубиками выполняют три вида заданий. Сначала учатся по узорам-образцам складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. Третье задание – придумать новые узоры, т.е. выполнить творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность задания в широком диапазоне.

    В этой игре развивается сообразительность, пространственное воображение, способность детей к анализу, синтезу – важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, способность к комбинированию, а также усидчивость, аккуратность, целеустремленность. Детям очень нравится играть в разноцветные кубики, а в процессе игры можно быстро добиться результатов.

    Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).

    Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное, они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.

    Этапы освоения игры:

    [3]

    • Ознакомление с набором фигур, преобразование их в изображение из двух-трех.
    • Составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам.
    • Воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).
    Читайте так же:  Конфликт интересов государственных и гражданских служащих

    Эти головоломки развивают у детей воображение, геометрическое мышление, помогают овладеть навыками пространственного воображения, кроме того, стимулируют работоспособность, целенаправленность и усидчивость.

    Такого рода деятельность способствует накоплению опыта ребенка, который содержит, эталоны и символы, условные заместители, модели, средства и способы взаимодействия, а значит активно влияет на интеллектуальное развитие детей, что составляет важнейшую базу для успешного обучения в школе.

    ТРИЗ – одно из эффективных средств развития творческого мышления у дошкольников. Я использую следующие игры из системы ТРИЗ: “загадочные животные”, “черное и белое”, “проблемные ситуации”. Такие занятия помогают развитию творческого воображения, умения устанавливать закономерности, креативности и чувство юмора.

    На занятиях в кружке я использую следующие, на мой взгляд, эффективные приемы:

  • “умные вопросы”
  • – такой прием помогает учить детей использовать уже имеющиеся знания об окружающей действительности; совершенствовать речевую активность; углублять знания детей; содействовать формированию интеллектуальной компетентности в определенной области знаний позволяют “мини-сообщения” детей по разным темам;

  • “карточки-модели”
  • с символическим изображением “методов исследования” ( по А.Савенкову) стимулируют проявление познавательной активности; учат использовать приемы подбора, анализа и преподнесения доступной информации об окружающем;

  • ребусы
  • позволяют учить детей использовать уже имеющиеся навыки знания букв и умения читать в нестандартных заданиях; развивать логическое мышление;

  • “путаница”,
  • “что перепутал художник” – развивает концентрацию внимания, способность устанавливать причинно-следственные связи.

    У детей с признаками одаренности отмечаются проблемы в коммуникативной сфере: трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Именно поэтому на занятиях я считаю необходимым использование следующих приемов: тренинг “деревья”, коммуникативные игры: “ива”, “тихий голос”, психогимнастические этюды, что помогает создавать эмоционально-комфортную обстановку на занятии; формировать навыки невербального взаимодействия со сверстниками, развивать эмпатию.

    В прилагаемом сценарии занятия (Приложение 1) использованы все вышеуказанные методы и приемы, а также презентация. Современным детям, а особенно детям одаренным, очень нравится заниматься с материалом, оформленным с использованием мультимедийных технологий. Такого рода занятия с детьми помогают педагогу учитывать интересы современного ребенка и стимулируют формирование познавательной мотивации

    В нашем детском саду подобраны и другие разнообразные игры и пособия промышленного производства интеллектуально-познавательной направленности: серия игр “Учись играя” (“ассоциации”, “логика”, “закономерности”, “наблюдательность” и др.), магнитные конструкторы и геометрические мозаики, разнообразные развивающие лото (“биологическое”, “зоологическое”, “математическое” и др.), развивающие игры “Уникуб”, “Волшебный круг”, развивающий планшет с карточками-схемами “Логико-малыш”, игры со счетными палочками, подборка игр для развития мелкой моторики и ориентировки на листе и многие другие. Такие игры позволяют разнообразить и варьировать приемы и формы работы с детьми на занятиях в кружке, стимулировать познавательную самостоятельность, предоставлять детям возможность выбора игрового материала, развивать интерес к интеллектуальным играм, формировать настойчивость в поиске решения задач, чувство юмора и любознательность.

    Систематическая работа с детьми в кружке способствует формированию интеллектуально-творческого потенциала и, соответственно, высокого уровня интеллектуальной подготовки к школе. А в качестве результата интеллектуального развития выступает интеллектуальная компетенция.

    Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию к концу школьного возраста:

    • проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей;
    • знает об основных природных явлениях и закономерностях;
    • знаком с универсальными знаковыми системами – алфавит и цифры;
    • умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта;
    • способен к практическому и умственному экспериментированию и знаковому опосредованию;
    • владеет логическими операциями (анализ, синтез, обобщение, классификация и т.д.).

    Регулярно проводится мониторинг работы кружка с помощью диагностических срезов по рекомендациям А.И.Савенкова, адаптированных к условиям нашего детского сада. Анализ результатов диагностики уровня усвоения программы кружка свидетельствует о стабильно высоких результатах: 2007-2008 уч. год – высокий уровень 84%, средний – 16%; 2008-2009 уч. год – высокий – 70,4%, средний – 29,6%; 2009-2010 уч. год – высокий – 77,8%, средний – 22,2%; показатели низкого уровня отсутствуют.

    Таким образом, анализируя свою деятельность в этом направлении, я пришла к выводу, что развивающая работа с детьми помогает достичь положительных результатов.

    Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста (стр. 2 из 14)

    Одаренность – это своего рода меры генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

    Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни нетрудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

    Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для высокого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий процесс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.

    В советской психологии, прежде всего трудами С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренности» по единому основанию – успешности деятельности. Способность – одно из наиболее общих психологических понятий.

    По толковому словарю Д.Н. Ушакова способность – это:

    возможность, умение что-нибудь делать;

    Прилагательное «способный» обычно понимается в первом словарном значении как способная ученица, способный молодой ученый. В таком случае этот термин и «одаренность» так тесно связаны, что не всегда их можно различить. Но существует и другое указанное выше значение слова способность, когда оно может обозначать результат накопленного опыта и полностью сводиться к нему. [43]

    В отечественной психологии многие авторы давали термину «способность» развернутые определения. В частности С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «… сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются».[30]

    Б. М. Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

    Способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

    Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей.

    Способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека. Хотя и обуславливают легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

    Читайте так же:  Особенности общения детей старшего дошкольного возраста

    Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.[42]

    Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Можно отметить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять таки от характера требований деятельности, которой занимается человек, а так же от условий жизни и особенно воспитания.

    Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания и степени развития.

    Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью. [35]

    Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

    Познание : одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу – способности в трехлетнем возрасте следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно – следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков (перескакивание через этапы) и присуща исключительно одаренным детям. Они обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, — коллекционированием.

    Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результатов в сфере, которая ему интересна.

    В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости появляющееся очень рано. Личные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость гармонию и природу.

    Развитие интеллектуальной одаренности

    Современная образовательная политика в качестве приоритетной цели рассматривает формирование личности с высоким интеллектуальным потенциалом, способного гибко реагировать на постоянные изменения социума, быстро интегрироваться в современный мир высоких информационных технологий, эффективно использовать полученные знания и умения на производстве, быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.

    В «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года», «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» обозначены приоритетные направления государственной политики, ориентированной на создание благоприятных условий для успешной самореализации одаренных обучающихся. В ряде документов государственного значения (Президентская подпрограмма «Одаренные дети на 2011-2016 гг.», «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.») подчеркивается значимость воспитания одаренных школьников, необходимость поддержки талантливых детей и молодежи с целью обеспечения конкурентоспособности России и укрепления её национальной безопасности.

    Число концепций одаренности в современной науке весьма велико.

    Широко распространенным является представление об одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития.

    Одной из самых популярных и апробированных в образовательной практике (зарубежной и отечественной) является модель Дж. Рензулли, согласно которой одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности (способности создавать новое, нестандартность мышления) и воображения), настойчивости (познавательной мотивации, ориентации на задачу) [8].

    В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. По определению авторов концепции: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов (необычных, незаурядных) в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Авторы отмечают, что «в предлагаемом определении удалось отойти от житейского определения одаренности как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества».

    Концептуальные подходы, разрабатываемые и практически внедряемые российскими учеными, можно представить следующим образом:

    Стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего их творческий потенциал.

    Учитывая это, в исследовании была обоснована авторская дефиниция «интеллектуальная одаренность подростка» как интегративная личностная характеристика, проявляющаяся в совокупности интеллектуально-творческих способностей (логического мышления, творческого воображения, критичности и самостоятельности, открытости к новому, ориентации на ценности творческой деятельности, избирательной увлеченности познавательным процессом, стремлением к самореализации), аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и опыта творческой деятельности, обеспечивающая успешность и достижение продуктивного, индивидуально-варьируемого, интеллектуально-творческого результата; определяется на основе комплекса критериев и соответствующих показателей: когнитивного (знание о сущности интеллектуально-творческой деятельности; знание о себе как интеллектуально одаренном субъекте; интеллектуально-творческие способности), мотивационного (потребность в познании; стремление к интеллектуальному саморазвитию; мотивация достижений), деятельностного (аналитические, исследовательские, рефлексивные умения; продуктивность интеллектуально-творческой деятельности).

    Ю.В. Шост на основе анализа литературных источников констатирует, что в качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности исследователи выделяют:

    1) интеллектуальную сферу (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, которые позволяют эффективно разрешать разнообразные задачи);

    2) сферу академических достижений (быстрый темпоритм в многообразии знаниевых областей);

    [2]

    3) креативность (стремление к творческим, уникальным решениям, автономия в суждениях, гибкость в решении проблем);

    4) общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение выстраивать паритетные отношения с другими);

    5) сферу художественной деятельности (результативность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);

    Видео (кликните для воспроизведения).

    6) двигательную сферу (хорошая зрительно-двигательная координация, владение своим телом, интерес к здоровьесберегающим занятиям) [9].

    Читайте так же:  Царство ночных кошмаров

    Проведенные исследования позволили обосновать следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих развитие интеллектуальной одаренности подростка, которые мы условно разделили на три группы.

    1.Организационно-педагогические условия, включающие:

    — Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала. Данное условие продиктовано тем, что одаренный подросток имеет более высокий уровень развития продуктивного мышления, поэтому учебный материал должен отличаться высокой степенью абстрактности и глубиной.

    — Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью. Типичной ошибкой в работе с одаренными учащимися является наращивание объема информации. Содержание образование должно быть нацелено на дальнейшее совершенствование способностей самостоятельно добывать знания, тем более что в современном мире знания очень быстро меняются, обновляются.

    — Доминирование собственной исследовательской практики подростков над репродуктивным усвоением знаний. Традиционное репродуктивное усвоение знаний построено на значительно устаревших в настоящее время данных ассоциативной психологии. Однако последние открытия гештальт-психологии доказывают, что продуктивное мышление имеет более сложную механику, чем относительно простой «метод проб и ошибок», построенный на извлечении из памяти и комбинировании элементов прошлого опыта.

    — Максимально глубокая проработка исследуемой проблемы. Реализация этого требования опирается на такие особенности одаренного подростка, как высокая концентрация внимания, целеустремленность к максимально высокому уровню совершенствования результатов. Поэтому учет и поощрение этих свойств должны быть заложены в учебные программы.

    2. Личностно-ориентированные условия предполагали:

    — Формирование способности подростка к критичности и лояльности в оценке идей. Способность к тонкой высокодифференцированной оценке является чертой творчески и интеллектуально развитого человека. Исследование показало, что с возрастным развитием рефлексии и критичности подростка в оценке собственных идей и продуктов деятельности снижаются показатели по уровню развития оригинальности мышления из-за деятельности так называемого «внутреннего критика». Поэтому необходимо диалектическое единство критичности в оценке идей с лояльностью в отношении к ним.

    — Ориентацию на соревновательность, актуализацию лидерских возможностей подростков. Стремление к лидерству тесно связано с соревновательностью, свойственной возрасту подростка. Следует заботиться о создании условий для «бескорыстного лидерства», основанного на позитивной мотивации (познавательные, общественно значимые ценности).

    — Максимальное расширение круга интересов. Учебная деятельность подростка должна строиться таким образом, чтобы он мог проявить свои способности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта и может служить для трансформации этих знаний и опыта в других сферах деятельности.

    3. Социально-ориентированные условия включали:

    — Неприятие конформизма. Конформизм и интеллектуальное творчество несовместимы, поэтому при разработке содержания учебной деятельности, её организации и методов необходимо исключить все моменты, требующие конформных решений.

    — Опора на социально значимые, духовно-нравственные ценности. Интеллектуальное творчество есть одно их проявлений духовной сферы личности одаренного подростка.

    — Концептуальная и методологическая реализация традиций отечественной психологии раскрывается через представление о том, что «суть одаренности можно «схватить» в неуловимом качестве, которое дает сплав способностей и личности» (Д.Б. Богоявленская) [2]. Личностный подход к определению механизмов её развития приводит к необходимости целостного изучения личности подростка, выявления её мотивационно-познавательных структур, её ценностных ориентиров, в доминировании познавательной мотивации, заинтересованности в деле, а не в успехе, в преодолении личностных деформаций, которые могут возникать на фоне излишней увлеченности подростка своими достижениями.

    — Интеграция усилий педагогов и родителей, общественности, их совместная деятельность по развитию одаренного подростка. В ходе опытной работы мы выяснили, что процесс достижения эффективных результатов интеллектуальной деятельности подростков невозможен без совместной деятельности её участников. С этой целью необходимо активно внедрять в учебный процесс различные формы совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей (конкурсы, спецкурсы, соревнования, часы интересного общения, игры и т.д.)

    Таким образом, проблема развития интеллектуальной одаренности подростков является одной из наиболее значимых в контексте современной образовательной ситуации, отражающей переход к постиндустриальному информационному обществу, в котором возрастает необходимость в высокоинтеллектуальной, конкурентоспособной, творческой личности, способной «стремительно модифицировать и видоизменять стратегию поведения, мышления в соответствии с новыми условиями жизнедеятельности, устремленного к творческой самореализации в различных видах социальной практики, открытого новому опыту».

    Исследование различных подходов к понятию «интеллектуальная одаренность подростка» доказывает, что данный феномен представляет собой сложную, дискуссионную, многофакторную картину. Содержательными характеристиками изучаемой дефиниции являются: диалектическая взаимообусловленность врожденного и приобретенного; взаимосвязь с возрастным периодом, условиями образовательной практики; авторская структура интеллектуальной одаренности в целостности когнитивного, мотивационного и деятельностных компонентов; системообразующая роль познавательной мотивации в структуре интеллектуальной одаренности; разноуровневый характер проявлений интеллектуальной одаренности как интегративной личностной характеристики в совокупности интеллектуально-творческих способностей, аналитических, исследовательских, рефлексивных умений и опыта творческой деятельности (продуктивный, стимульно-продуктивный, репродуктивный уровни). Этими сущностными характеристиками определяются требования к содержанию процесса развития интеллектуальной одаренности подростка.

    Проведенный теоретико-методологический анализ и экспериментальные исследования позволили обосновать, что интеллектуально одаренные подростки относятся к особой категории учащихся, с особыми потребностями индивидуального развития, обусловленными особенностями ценностно-смыслового, познавательно-когнитивного и деятельностного компонентов и, вследствие этого, нуждающиеся в создании особых педагогических условий (организационно-педагогических, личностно-ориентированных и социально-ориентированных), обеспечивающих развитие потенциала мышления, воображения, познавательной активности, социально значимых качеств личности.

    Развитие интеллектуальной одаренности

    Маслова Вера Алексеевна, учитель математики, руководитель методического объединения математиков МОУ СОШ № 65, г. Воронеж

    Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. Весьма немногочисленную группу учеников составляют математические вундеркинды, учащиеся-звезды, победители олимпиад высокого уровня. Представители этой группы овладевают школьной программой «играючи». Их математические аппетиты требуют все новой и новой пищи. Им интересно изучать то, «что в школе никто не изучает». В работе с этими учениками важно не навредить, не помешать.

    Возможно ли по поведению ребенка определить, что он талантлив?

    Не существует модели одаренного ребенка и не существует специальных критериев, определяющих способности детей.

    Проблема одаренности — это проблема личности. Если ребенок отличается от сверстников богатством своих эмоциональных состояний, неуправляемостью, повышенной любознательностью, неусидчивостью и бунтарством, независимостью поведения, честолюбием и усиленной потребностью в самовыражении, на него необходимо обратить внимание.

    Исследования психологов показывают, что одаренные дети в школе зачастую имеют репутацию «непослушных», «странных» и даже «слабоумных» среди учителей и сверстников. Они не умеют приспосабливаться к традиционной системе обучения, т.е. быть как все, ведь они по каждому вопросу имеют свое собственное мнение и не скрывают его.

    Что хочет одаренный ребенок — загадка для многих взрослых. Такой ребенок всегда индивидуальность, а индивидуальность всегда имеет свои пути в решении задач, уклоняясь от общих требований.

    [1]

    Не существует стандартной технологии, которая бы развивала ребенка, так как школьная система построена на общественной требовательности, обучение стандартизировано. В обучении есть общая цель, но у каждого ученика есть и частная цель обучения. Чаще всего появляется сталкивание этих целей, возникают противоречия. К сожалению, часто нестандартные дети «не вписываются» в систему государственной школы.

    Читайте так же:  Боюсь общаться с мужчинами

    Данные, приводимые социологами, просто кричащие: 30% сверходаренных детей отчисляются из школы за неуспеваемость, 2/3 одаренных детей скрываются под личиной интеллектуальных саботажников, а процент самоубийств среди них выше в 2 раза. Это крик ребенка, который не смог адаптироваться к общепринятым стандартам.

    Проблема взращивания одаренного ученика начинается с проблемы обучения одаренного учителя. Нередко педагог стремится сделать всех одноклассников одинаковыми, подстроить каждого под так называемого среднего ученика. И способные дети в таких условиях либо гаснут и становятся совсем неплохими дисциплинированными мальчиками и девочками, либо вопреки школе становятся Сахаровыми, Курчатовыми, Эйнштейнами. Вера учителя в ученика раскрывает в последнем множество возможностей. Равнодушие и невнимание — самое большое зло для всех детей. Помочь ребенку найти себя, а потом всячески поддерживать его — великая миссия настоящего учителя. Необходимо создать условия, в которых все дети могли бы реализоваться.

    И вот эта-то задача, пожалуй, самая трудная для взрослых. Я бы назвала ее даже не задачей, а мечтой — той самой мечтой, без воплощения которой жизнь не может стать счастливой.

    Как обучать одаренных детей?

    Россия одаренными детьми занималась в начале прошлого века (недолго до 1936 года), а затем не занималась вообще, следовательно, научной школы нет, она только зарождается. Американцы за последние 90 лет разработали много моделей работы с одаренными детьми, эти модели и легли в основу разработок российских ученых. Среди этих моделей доминирует интеллектуальная одаренность. Здесь существует две стратеги обучения:
    • Акселерация (или ускоренный курс);
    • Расширенное обучение.

    Интеллектуально одаренные дети обладают:
    A) с хорошей памятью;
    Б) с высокой способностью концентрации внимания;
    B) с высоким уровнем воображения и фантазии;
    Г) с высоким уровнем «достиженчества».

    В нашей школе применяется стратегия расширенного обучения, то есть формируем профильные классы, если дети имеют способности по определенным предметам, а не вообще. Это: математический, химико- биологический, гуманитарный и т.д., а также осуществляем расширенное обучение детей по отдельным областям знания, организуя факультативы, спецкурсы, элективные курсы, кружки, а также научные общества учащихся по различным предметам.

    Учение — это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей.

    Научное математическое общество (НМО) существует в школе № 65 семь лет. Оно объединяет учеников 7 — 10 классов, интересующихся математикой, склонных к исследовательской работе и имеющих нестандартное мышление. Руководителем общества является учитель, работающий в математическом классе.

    Члены научного математического общества под руководством учителя проводят исследовательскую работу, это позволяет не развивать личность вообще, а развивать ее на конкретном материале. Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность — мотив — цель — действие — рефлексия (самоанализ собственной деятельности).

    Руководитель учит на семинарах детей оформлять рефераты и доклады по теме, вместе с учащимися подбирает литературу, проводит консультации, учит детей владению методикой эксперимента.

    При организации деятельности учащихся в научном математическом обществе учитель переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, создает ситуацию успеха, разрабатывает с учеником «самостоятельное открытие» математической закономерности, вызывающее положительные эмоции.

    При организации работы в начале года ученики выбирают определенную тему для исследовательской работы в течение хода. Затем учащиеся появившуюся гипотезу воплощают в проект, занимается решением проблемы, поставленной перед ними, воплощают проведенные исследования в законченную работу. Вся работа проводится по следующей схеме:

    To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

    ВАС ПРИВЕТСТВУЕТ

    VIP Studio ИНФО

    Публикация Ваших Материалов

    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

    Верстка Полиграфии, WEB sites

    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

    Книжная лавка

    Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Phasellus rutrum, libero id imperdiet elementum, nunc quam gravida mi, vehicula euismod magna lacus ornare mauris. Proin euismod scelerisque risus. Vivamus imperdiet hendrerit ornare.

    Интеллектуальная одаренность

    В общем виде интеллектуальная одаренность — это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, то есть деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к клю­чевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым ин­новациям и т.д.

    На данный момент можно выделить как минимум шесть типов интеллектуального поведения, которые в рам­ках разных исследовательских подходов соотносятся с про­явлением интеллектуальной одаренности:

    1) лица с высоким уровнем развития «общего интеллек­та» в виде показателей IQ > 135-140 единиц; выяв­ляются с помощью психометрических тестов интел­лекта («сообразительные»);

    2) лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений; выявляются с использованием критериально-ориентированных тес­тов («блестящие ученики»);

    3) лица с высоким уровнем развития творческих интел­лектуальных способностей в виде показателей бегло­сти и оригинальности порождаемых идей; выявляют­ся на основе тестов креативности («креативы»);

    4) лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие боль­шой объем предметно-специфических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответ­ствующей области («компетентные»);

    5) лица с экстраординарными интеллектуальными до­стижениями, которые нашли свое воплощение в объ­ективно значимых, в той или иной мере обще­признанных формах («талантливые»);

    6) лица с экстраординарными интеллектуальными воз­можностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей («мудрые»).

    Читайте так же:  Мышление это процесс отражения

    Творческое мышление. Более подробно можно выделить следующие основные характеристики творческого мышления:

    1. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее «усвоенного» — это нечто большее, чем наблюдательность.

    2. Способность к свертыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою из-за этого не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения. Экономная запись уже известных фактов, лаконичная форма изложения разработанной теории — необходимая предпосылка дальнейшего продвижения вперед, один из существенных этапов прогресса науки. Ввести новый элегантный способ символизации, изящно изложить известный метод — такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартного мышления.

    3. Способность к переносу. Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, т.е. умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий — это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

    4. Боковое мышление (латеральное). Широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: «Чтобы творить — надо думать скоро». По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.

    5. Цельность восприятия. Этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими независимыми «порциями»). В процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более широкие картины.

    6. Готовность памяти. Когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти — это одно из важнейших условий продуктивного мышления.

    7. Гибкость мышления. Гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие гибкости называют инертностью, ригидностью.

    8. Гибкость интеллекта. Существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово «вовремя». Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.

    9. Способность к оценочным действиям. Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.

    10. Беглость речи.

    11. Способность к доведению дела до конца.

    12. Профессиональные способности. Существуют сочетания способностей и психофизиологических характеристик, которые позволяют их обладателю успешно заниматься каким-либо процессом, деятельностью. Термин «способность к данной профессии» относится не только к психогенетическим задаткам, но и к тому, как они реализованы.

    Термин «креативность»происходит от лат. сгеаtive- созидание и означает творческие возможности (способности) человека. которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Автор Торшина К.А. проанализировала определения креативности, и предлагает разделить их на 6 типов: гештальтисткие (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта), эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражении творца), психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и сверх-Я), проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж.Гилфорда: «Креативность — это процесс дивергентного мышления»), в шестой тип вошли определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше — разные, и в том числе весьма расплывчатые (например, «добавление к запасу общечеловеческих знаний»).

    Творческий процесс — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использо­вать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев). Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась «озарению», вдохновению, инсайтам и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.

    Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным и творческим моментом считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата.

    Дайте определения следующим понятиям:

    Дивергентное и ковергентное мышление-это….

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Правополушарное и левополушарное мышление- это…….

    Источники


    1. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

    2. Организация и методика налогового консультирования: Учебно-методическое пособие / ред. Т.А. Демишева. — М.: Учебный центр МФЦ, 2011. — 160 c.

    3. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.
    4. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Этерна, 1995. — 750 c.
    5. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2008. — 400 c.
    Развитие интеллектуальной одаренности
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here