Развитие критического мышления школьников

Самое важное по теме: "развитие критического мышления школьников" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Технология развития критического мышления в начальной школе

Совершенствование познавательной деятельности и психических функций у детей в начальной школе происходит очень активно. С 1990-х годов особое место в системе обучения стала занимать теория критического мышления (ТКМ). Не все технологии подходят для применения в работе с младшим школьным звеном. Поэтому к их выбору стоит подходить внимательно.

Сущность ТКМ ↑

Под критическим мышлением понимают способ интеллектуальной деятельности человека, при котором наблюдается высокий уровень восприятия, объективности в оценках окружающей среды и предметов.

Качества учеников, которые можно развить с помощью критического мышления:

  • гибкость;
  • способность и умение исправлять свои и чужие ошибки;
  • целеполагание, в т. ч. настойчивость в достижении целей;
  • навыки планирования;
  • умение искать компромиссы.

В педагогической практике и обывательских представлениях критическое мышление часто воспринимается негативно. Связано это с ассоциациями со словом «критика». На самом деле этот вид мыслительной деятельности подразумевает развитие навыков построения логических суждений на основе детского любопытства и имеющегося у них опыта. Поэтому в основе занятий по принципам этой теории лежит создание интереса к исследовательской деятельности. В начальной школе это может заложить фундамент будущей профессии.

Принципы развития критического мышления ↑

Перед внедрением любой технологии нужно проверить, насколько она соответствует ключевым принципам теории развития критического мышления.

Чтобы успешного применения теории необходимо:

  • организовать групповую работу в классе;
  • стимулировать активное участие младших школьников в процессе обучения;
  • развивать общение;
  • воспринимать каждого ученика как особо ценного, даже если его уровень оценок невысокий;
  • способствовать повышению интереса к самообучению;
  • задействовать большое количество графического материала и приемы визуального представления предметов;
  • показывать, как соотносятся реальные факты и явления из жизни и изучаемый материал.

Для младших школьников полезно осваивать модели, схемы, а также создавать их самостоятельно. В этом случае происходит развитие абстракции, анализа, синтеза, обобщения и других составляющих мышления.

Этапы технологии критического мышления ↑

Технология применения теории в учебном процессе имеет следующие этапы:

  • подготовительный. Второе название этого этапа – стадия вызова, в которой требуется заинтересовать учеников начальной школы и привлечь внимание к теме урока;
  • восприятия или реализации смысла. В результате ее реализации ученики должны быть способны отвечать на вопросы по теме, задавать собственные и аргументировать свою позицию;
  • рефлексии. Задачей учителя является подобрать приемы, которые показали бы, какую информацию во время урока усвоили школьники.

Внимание! В отличие от классических принципов обучения в теории развития критического мышления важно, чтобы школьники усвоили то, что актуально для них. Одинакового результата в обучении быть не может.

Инструменты на стадии вызова ↑

От того, насколько успешно учитель реализует приемы данного этапа, зависит качество усвоения темы в целом. Заинтересовать детей, отличающихся по своим характеристикам и уровню развития, непросто. Могут помочь такие инструменты:

  • технология мозгового штурма. Совместно с учителем школьники ищут варианты решения поставленной проблемы;
  • «Верите ли вы?». Задача этого приема побудить учеников аргументировать свои мнения по заданному вопросу;
  • использование кластеров. Для этого создается центральное понятие, ассоциации с которым зарисовываются или записываются вокруг. В дальнейшем возвращение к первоначальным понятиям позволит ученикам самостоятельно установить, что нового они узнали.

По итогам стадии вызова у школьников должно прийти осознание того, как много он не знает по теме урока. На основании этой проблематики строится дальше технология обучения.

Управление осмыслением ↑

Развитие критического процесса достигает своего апогея на данном этапе технологии. В зависимости от темы урока и личных предпочтений учителя можно выбирать работу в паре или в группах. В школе использовать инструменты, где задействован одновременно весь класс сложно и не очень эффективно.

Помочь могут следующие обучающие технологии:

  • поиск совместного решения ­– в данной ситуации учитель формулирует вопрос, ученики после обдумывания дают ответ. Дискуссия продолжается, чтобы понять, что позволило сформулировать ответ. Данные учеников и их идеи фиксируются на доске или в отдельном журнале, чтобы оценить потом их работу;
  • перекрестный диалог. После формулировки вопроса выдвигаются противоположные оценки, в пользу которых ученики должны приводить аргументы. Тот вариант, который наберет больше доводов, считается ответом на поставленный вопрос. В дополнение можно предложить написать сочинение-размышление по пройденному материалу.

Рефлексия – закрепление пройденного ↑

В конце усвоения материала необходимо понять, что каждый из детей запомнил. Распространенные педагогические приемы включают в себя:

    фиксация основных понятий в виде сводной таблицы;Использование технологии развития критического мышления как фактора успешности школьников в обучении географии

    Разделы: География

    Исходя из концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, первоочередной задачей образования становится развитие ключевых компетенций учащихся: коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); социально-правовой (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы). Соответственно, это требует от учителя переосмысления приоритетов в своей образовательной деятельности и побуждает искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно, а затем и автономно получать образование.

    Технология развития критического мышления способствует формированию изложенных выше социально значимых качеств личности и, прежде всего, критического мышления.

    Критическое мышление — это способность анализировать информацию с позиции логики, различных научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

    Главная цель данной технологии — научить ученика самостоятельно под руководством учителя добывать знания, научить такой работе с текстом, в процессе которой информация понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом — и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.

    Данная технология предполагает условия для свободного развития каждой личности. Способствует актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, стимулирования мыслительной деятельности, развитию творческого типа мышления. Она позволяет эффективно развивать географическое мышление.

    Данная технология обеспечивает развитие успешности школьника. Ещё великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: » style=»float: left; margin: 0 10px 5px 0;» есть=»» желание=»» и=»» успех=»» учиться».

    Уроки, построенные в рамках технологии развития критического мышления, обеспечивают каждому ученику «:гарантию успеха — без малейшего «провала» — педагогики, за создание которой ратовал Ян Амос Коменский.

    Кроме того, у школьников формируются и другие регуляторные механизмы мыслительной деятельности, такие как, мотивация, саморегуляция, самооценка.

    Приемы «лекция со стопами», «написание эссе», «учебный мозговой штурм», «написание синквейна», прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ», «пометки на полях», «составление кластера», «корзина идей, понятий, имен:», используемые в технологии развития критического мышления стимулируют инициативность учащихся, развитие критического и рефлексивного мышления.

    Таким образом, технология развития критического мышления направлена на формирование способностей — использовать освоенное содержание образования для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных и коммуникативных задач в различных сферах учебной деятельности.

    Как организовать урок в рамках технологии критического мышления? Ответ на этот вопрос пытается найти учитель при проведении урока географии в 8 классе на тему «Проблемы использования недр Земли» по учебнику «География России. Природа и население» под редакцией А.П. Алексеева.

    Тема:

Читайте так же:  Человек в аффекте

Проблемы использования недр Земли.

Место урока:

последний (обобщающий) в теме «Рельеф и недра».

образовательные:

  • формирование представлений о природных ресурсах, их запасах и проблемах использования;
  • изучение путей рационального использования природных ресурсов;

развивающие:

  • развитие критического мышления, коммуникативных умений при работе в группах и с учебным текстом;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы;

воспитательные:

  • формирование экологической культуры обучающихся.

Оборудование:

  • карта «Полезные ископаемые России»,
  • раздаточный материал «Письмо из будущего»,
  • памятка к приёму «Пометки на полях»,
  • демонстрационный материал: составные части кластера.

Структура урока:

  • 1 этап — Организационный
  • 2 этап — Вызов
  • 3 этап — Осмысление
  • 4 этап — Рефлексия

I этап — организационный.

Методические приемы:

создание комфортной обстановки и положительной мотивации.

Методические рекомендации:

данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
«Я рада встрече с вами. У меня хорошее настроение. Я надеюсь, что у вас оно тоже хорошее, мы успешно и плодотворно поработаем на уроке».

Проверяет готовность к уроку.

Знакомит с темой урока.

Слушают.

Записывают в тетрадь тему урока.

I I этап — вызов

Методические приемы:

«Пометки на полях» (см. приложение 2).

Методические рекомендации:

активизация ранее полученных знаний и представлений об изучаемой теме, создание ассоциативных рядов, вызов любопытства, импульса к изучению темы.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Сообщает учащимся о получении письма из будущего (см. приложение 1).

Даёт задание прочитать и сделать пометки на полях в соответствии с инструкцией.

Следит за регламентом работы.

Знакомятся с текстом письма.

Читают, осмысливают, делают пометки на полях.

Методические приемы:

«Корзина».

Деятельность учителя Деятельность учащихся
«Что вам известно о природных ресурсах?

Запишите в тетради всё, что вы знаете о них».

Вспоминают и записывают в тетради все, что знают по теме вопроса (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Методические рекомендации:

следующее обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
«Теперь предлагаю вам обсудить в группах (или в парах) то, что вы записали по данной теме.

Выделите, по каким моментам ваше мнение совпало, по каким — возникли разногласия».

Следит за работой учащихся. Прислушивается, как идет обсуждение в группах.

Обсуждение закончилось.

Происходит обмен информацией. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Составляет список идей на доске. Каждая группа по кругу называет один факт или проблему, при этом, не повторяя ранее сказанного.

Методические рекомендации:

учитель на доске записывает все предложения, в том числе и не правильные. Затем в ходе обсуждения при составлении кластера неверные ответы исключаются.

III этап — осмысление

Методические приемы:

«Составление кластера».

Методические рекомендации:

структурируют учебный материал корзины по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
«Итак, пришло время связать наши разрозненные знания в одно целое».

Помогает в составлении кластера «Паутина» (см. Рисунок 1).

«О чём мы сегодня говорим на уроке?»

«Верно, ключевое понятие у нас «Природные ресурсы».

(понятие вывешивается на доске)

«С какой диллемой (противоречием) мы столкнулись?»

«Какие первоочередные проблемы вы бы сформулировали?»

«К чему это ведет?»

«Какой вопрос у вас напрашивается?»

«Действительно, сегодня мы в 10 раз превысили предел устойчивости биосферы. Для того, чтобы восстановить утраченное устойчивое состояние, предлагают два пути: в 10 раз сократить численность населения планеты или в 10 раз сократить потребление ресурсов. Ясно, что и то, и другое невозможно. А возможен ли третий путь?»

(Обсуждают идеи, проблемы, дают ответы, обосновывают свои выводы)

Ответ: «о природных ресурсах».

Ответ: «С одной стороны — богатство и разнообразие природных ресурсов, с другой — проблемы использования».

Ответ: «Истощение и загрязнение окружающей среды».

Ответ: «К нарушению устойчивости биосферы».

Ответ: «Что мы оставим будущим поколениям?»

Ответ: «Да. Это ресурсосберегающие технологии, рециклинг, комплексное использование и др.».

Составляют логическую цепочку «Паутина» (см. приложение).

Обсуждают причинно-следственные связи.

IV этап — рефлексия

Методические приемы:

«Написание эссе»

Методические рекомендации:

творческая, индивидуальная работа. Время 5 минут.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Предлагает написать эссе на тему: «Обращение к человечеству или к правительству о проблеме природных ресурсов и путях её решения».

«Ваша задача — выразить своё личное отношение к затронутой проблеме».

Обсуждение и анализ 2-3 творческих работ из тех, кто написал.

Подведение итогов урока.

Написание эссе.

Зачитывают, обсуждают. Выражают своё мнение.

[2]

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Параграф 9, ответить устно на вопросы после параграфа, задание 5 по желанию. Закончить написание эссе. Записывают задание, задают вопросы.

Методические рекомендации:

Рефлексия эмоционального состояния, настроения и отношения к изучаемой проблеме. Постараться дать возможность кратко высказаться всем желающим.

Читайте так же:  Признаки панической атаки у взрослого
Деятельность учителя Деятельность учащихся
«Наш урок завершен. Мне хотелось бы узнать, какое настроение у вас в конце урока?»

«Считаете ли Вы, важным и необходимым продолжение обсуждения поднятых на уроке проблем на последующих наших занятиях?»

Высказывают свои мысли, чувства по теме урока.

Приложение 1

Письмо из будущего

Оказавшись в аномальной зоне, мы попали в будущее, в 2308 год.

Перед нами открылся унылый вид планеты. Зияющие чернотой котлованы, карьеры, заброшенные шахты. Серыми тенями возвышались терриконы пустой породы. Кое-где виднелись участки засохших лесов.

В школе, в компьютерной энциклопедии мы прочли о том, что людям уже 300-400 лет назад (т.е. нашим современникам) было известно, что полезные ископаемые относятся к исчерпаемым и невозобновимым ресурсам.

О человечестве 20 — начала 21 века написано, что ежегодно оно использовало до

100 млрд. т разнообразного сырья (горные породы, ископаемое горючее) и с применением 3 500 км 3 воды в год перерабатывало эту массу в конечные продукты. Причем технологии были настолько примитивны, что полезный продукт составлял лишь 1-2% первоначальной массы. Остальное — 98-99% шло в отходы.

Добыча полезных ископаемых всегда сопровождалась извлечением и ненужного материала, так называемой пустой породы. Это фактически, отходы, которые накапливались, например, вокруг шахт в виде искусственных конусообразных холмов — терриконов. В мире на каждую добытую тонну угля приходилось в среднем 6 тонн пустой породы. Немецкие экологи в 20 веке такие отходы стали называть «экологическим рюкзаком». Человечество платило за удовлетворение своих потребностей тем, что «тащило» груз отходов. При добыче нефти и газа экологический рюкзак меньше, чем при добыче угля, — всего 10 кг на 1 т. А вот, чтобы получить 1 г золота, надо было переработать 3,5 т (!) породы, при получении 1 т железа в отходы шло 14 т породы.

Общий объем добываемых из недр планеты ресурсов составлял около 300 млрд. т в год.

Люди 20 века уже знали, что угля хватит на 300 лет, нефти — на 90 лет, газа — на 50 лет, урана — на 27 — 80 лет. Тем не менее, например, на каждого жителя России они продолжали в год извлекать около 53 т горной породы, из которых 40 т сразу же шло в отвалы, а 13 т — на переработку.

При добыче полезных ископаемых, люди вынуждены были откачивать подземные воды из шахт. В среднем в мире на 1 т угля откачивалось 3 т воды. Эти засоленные и мутные воды люди сбрасывали в реки и озера.

На месте разработок полезных ископаемых уничтожались растения, животные, почва.

В итоге цинк, алюминий, медь, олово, вольфрам закончились на нашей планете 100 лет назад. Небольшие запасы нефти сохранились на территории некогда существовавшей Канады. В России не осталось нефти, газа.

Мы не узнали нашу планету. Из зелено-голубой она превратилась в серо-коричневую.

Приложение 2

Прием «Пометки на полях»

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

«ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Данный работа позволяет разобраться в проблеме развития критического мышления школьников.Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д.).

Просмотр содержимого документа
««ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ» »

«приёмы развития критического мышления
учащихся»

Критическое творческое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств.

К. Уейд, К. Таврис

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд — выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд — выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд — выращивает молодое поколение.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Работая с детьми младшего школьного возраста, я в поиске методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

Критически мыслящий человек задает вопросы:

Что я узнал нового?

Как изменились мои знания?

Что я буду с этим делать?

Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применять полученные результаты как к типовым, так и к нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.

Читайте так же:  Депрессия после развода с женой

ТРКМ была разработана американскими учеными и преподавателями. А в России известна с 1997 года.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. д.).

ТРКМ может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели. Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Технология дает ученику:

— повышение эффективности восприятия информации;
— повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
— умение критически мыслить;
— умение ответственно относиться к собственному образованию;
— умение работать в сотрудничестве с другими;
— повышение качества образования учеников;
— желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

А также позволяет все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысления.

Технология дает учителю:

— умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
— возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
— стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
— стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Основа технологии: базовая модель трех стадий: вызов – реализация смысла – рефлексия.

К каждой из стадий усвоения учебного материала можно подобрать соответствующий прием.

Стадия вызова: пробуждение интереса к изучаемому вопросу, вызов уже имеющихся знаний, предположений, ассоциаций по вопросу.

актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

пробуждение интереса к изучаемой теме;

обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

побуждение ученика к активной деятельности. (слайд)

Значение стадии вызова:

Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

На стадии вызова можно использовать следующие приемы (слайд).

Очень часто в своей практике я использую прием «Мозговая атака»,

с целью активизации имеющихся знаний, при работе с факторами.

Текст, с которым я предлагаю вам поработать, называется «Письмо заики»

-Кого называют заиками?

-Что является причиной заикания?

-Лечится ли это заболевание?

Прием, который очень нравится детям, «Верные или неверные утверждения»

На стадии вызова для того, чтобы проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме, очень часто использую верные или неверные утверждения.

1. Дети, говорящие на 2х и более языках более склонны к заиканию, чем дети, которые второго языка не знают?

2. Доля заик среди населения Земли 10%?

3. Что на 34 это женщины?

4. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет?

5. 22 октября – всемирный день больных заиканием?

6. Мэрилин Монро, Льюис Кэрролл, Жерар Депардье, Дмитрий Певцов – заики?

7. Брюс Уиллис из-за заикания в детстве получил прозвище Бак-Бак?

8. Самый известный из заик — Моисей?

Очень эффективным является прием «Дерево предсказаний».

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева — тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям — «возможно» и «вероятно» ( количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» — обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

[1]

— Прочитайте 1 часть текста. Скажите, как по вашему мнению может закончиться эта история? Свои версии постарайтесь аргументировать.

Стадия осмысления – стадия реализации: непосредственная работа с информацией (текстом, видеофильмом, лекцией и т.д.). Сохранение интереса к теме, сопоставление известного и нового

активное получение новой информации;

осмысление новой информации;

соотнесение новой информации с собственными знаниями;

отслеживание процесса познания и собственного понимания. (слайд)

Значение стадии осмысления:

Главная задача — поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

На стадии осмысления можно использовать следующие приемы (слайд).

Чаще всего на этой стадии я использую, такой прием как «кластер».

Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Правила очень простые.

В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Дочитайте рассказ и составьте кластер «Учитель», охарактеризовав типы учителей, встретившиеся в жизни мальчика

Учитель

Еще одним интересным приемом стадии осмысления является прием

Денотатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Принципы построения:

1. Выделение ключевого слова или словосочетания.

2. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак. 3. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».

4. Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Читайте так же:  Пришла любовь как первая

Стадия рефлексии – это анализ, творческое переосмысление информации.

целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

выявление еще непознанного;

анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). (слайд)

Значение стадии рефлексии:

Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

Идет рефлексия своего процесса учения.

Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

На стадии рефлексии можно использовать следующие приемы (слайд).

Мой любимый прием «синквейн».

Он представляет собой особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания прочитанного. Это прием, позволяющий резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства, представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Он дает возможность сказать учащимся то, что они думают, а мне понять, насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим.

Составьте синквейн на тему «Учитель».

Кант говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»

И в заключение мне хочется сказать:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Развитие критического мышления школьников на уроках технологии

Описание: в данной статье рассматривается технология развития критического мышления при обучении технологии. Материал предназначен для ознакомления учителей.

Библиографический список
1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М., 2011.
2. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / И. В. Муштавинская. – СПб. : КАРО, 2009.
3. Григорий Остер. Вредные советы [Электронный ресурс].
4. Справочник по лечебному питанию [Электронный ресурс].

Развитие критического мышления младших школьников
статья на тему

Данная статья была представлена как опыт работы на методическом объединении учителей начальных классов.

Вложение Размер
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov.docx 19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления младших школьников.

Согласно современным требованиям к образованию, базовым звеном образования является общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Отличительной особенностью ФГОС второго поколения является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным. В ходе самообразования я овладела технологией РКМ

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

Акценты целей технологии РКМ

— Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

— Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

— Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

1. Выделять причинно-следственные связи;

2. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

3. Отвергать ненужную или неверную информацию;

4. Понимать, как различные части информации связаны между собой;

5. Выделять ошибки в рассуждениях;

6. Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

7. Избегать категоричности в утверждениях;

8. Быть честным в своих рассуждениях;

9. Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

10. Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

11. Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

12. Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

13. отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

— Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

— Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

— Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

— Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

— Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Читайте так же:  Возникновение межличностного конфликта

— Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

— Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

— Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Организация урока. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Технология «Развитие критического мышления » относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов» , во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняется роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление — значит развивать умение думать.

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св.

Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ .

Презентация к выступлению на МО.

«Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом.

Согласно «Концепции модернизации российского образования» главная задача российской образовательной политики — достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам лич.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения.

Источники


  1. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.

  2. Стивенс, Хозе От Дао – Земле. Учение Михаила, психология общения и духовный рост / Хозе Стивенс. — М.: Гелиос, София, 2016. — 320 c.

  3. Лемайте, Кристина Как сделать карьеру, или Психология общения на работе / Кристина Лемайте. — М.: Научная книга, 2018. — 356 c.
  4. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.
  5. Ван, Пелт Н. Найти и удержать / Ван Пелт Н.. — М.: Источник Жизни, 2002. — 971 c.
Развитие критического мышления школьников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here