Развитие логического мышления старшая группа

Самое важное по теме: "развитие логического мышления старшая группа" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Занятие по развитию элементов логического мышления у дошкольников (старшая группа)

  1. Учить детей подбирать родовое понятие к видовым и наоборот.
  2. Учить ориентироваться по плану групповой комнаты.
  3. Закреплять представление о системе графического отображения классификации понятий.
  4. Повышать активность детей, используя игровое моделирование.
  5. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, воображение, память.
  6. Воспитывать коммуникативные качества: умение общаться со сверстниками, работать в микрогруппах.

Материал: письмо, план группы, мяч, карточки с изображением тарелки, кружки, чайника, ванны, 4 кружка разных размеров, фланелеграф, схема классификации, карточки с изображением овцы, свиньи, медведя, лисы, индюка, курицы, снегиря, совы, 4 карточки для игры “Найди недостающую фигуру”, карандаши.

Предшествующая работа: беседа о животных, птицах; игры на развитие внимания, логического внимания.

Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин, здоровается с детьми.

Печкин. Скажите, пожалуйста, а в какой город я попал? А какой детский сад? В какую группу? Тогда это письмо вам. До свидания.

Почтальон Печкин отдаёт письмо и уходит. Дети совместно с воспитателем читают его:

“Спасите меня, пожалуйста. Карабас Барабас заколдовал и спрятал меня в сказочном лесу, а поможет вам план. Жду вас. Буратино”.

Рассмотрев план, дети отправляются в путь до первой остановки.

Остановка 1: если выполните правильно Задание, сможете продолжить путь.

Задание: найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее:
апельсин, капуста, яблоко, лимон;
гусь, курица, овца, индюк;
берёза, тополь, ёлка, осина.

Воспитатель. Задание выполнили правильно. Можно продолжить путь. (Звучит музыка – пение птиц).

Воспитатель. Смотрите поляна. Давайте поиграем в игру “Птицы, рыбы, звери”. (Проводится игра. См. Приложение 1). А где же Буратино? Мы же с вами в сказочном лесу. (Слышится плач). Кажется кто-то идёт и плачет. (Выходит Буратино и плачет). Что с тобой случилось?

Буратино. Меня заколдовал Карабас Барабас. Радость и смех вернутся ко мне только после того, как я выполню эти задания. А я их не могу сделать.

Дети. Мы тебе поможем! Давай свои задания.

Буратино читает Задание 2: необходимо помочь Мальвине. Она приготовила 4 кастрюли с водой (выкладывает на фланелеграфе 4 кружка).

В этой кастрюле (самый большой кружок) – кипяток, а в этой (самый маленький кружок) – очень холодная вода. Только она забыла, какой водой что можно делать. Ей нужно помыть посуду, остудить в кружке компот, выкупать малыша, вскипятить чай. Помогите ей. (Дети выполняют Задание, раскладывая карточки по кружкам. См. Приложение 2).

Дети. Буратино, ты всё понял? А где твоё следующее Задание?

Буратино предлагает Задание 3: У меня есть рисунок, помогите мне разобраться, что здесь изображено (показывает схему классификационных отношений животных и птиц).

А ещё у меня есть карточки, возьмите по одной (раздаёт детям карточки с изображением животных и птиц). Ребята, расскажите, что обозначает большой круг? (Дети рассказывают и показывают на карточках). А что обозначают средние круги? (Дети объясняют и делятся на “животных” и “птиц”). А что же обозначают маленькие кружки? (Дети делятся на “домашних” и “диких” птиц и животных). А скажите, кого больше диких животных или всех животных? А почему? Ребята, какие вы молодцы, я всё понял! Но у меня ещё осталось

Задание 4: “Найти недостающую фигуру” (дети делятся на пары и рассаживаются за столы и выполняют Задание, затем проверяют друг у друга) (см.Приложение 3).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, Буратино стал весёлым, к нему вернулся смех. А давайте скажем ему добрые, ласковые слова.

Дети по одному называют добрые, ласковые слова. Буратино благодарит их. Звучит песня Буратино. Дети танцуют с Буратино.

Развитие логического мышления старшая группа

Автор: Леванчук Вера Викторовна

Организация: МБДОУ ДСОВ № 108

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Всем известно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способно-стей, от него зависит успешность обучения в школе.

Есть дети, которым с трудом дается математика в школе – это следствие, а причина в том, что они затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его об-щего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Ум-ственные способности – это те психические качества, которые определяют лёг-кость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использо-вания для решения всевозможных задач.

Мышление — одна из высших форм деятельности человека. Это социаль-но обусловленный процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мысли-тельной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения, конкретизация).

Логическое мышление — это вид мышления, сущность которого в опери-ровании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умствен-ных логически достоверных действий или операций мышления, связанных при-чинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать налич-ные знания с целью описания и преобразования объективной действительности и получением новых знаний.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мысли-тельные операции у малыша происходят через действие. Затем идёт развитие элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при

помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает форми-роваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоя-тельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успе-ваемость в принципе.

В целевых ориентирах, представленных в ФГОС на этапе завершения дошкольного образования, указано что, ребенок овладевает основными куль-турными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и само-стоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и другие; обладает элемен-тарными представлениями из области живой природы, естествознании, матема-тики, истории; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Читайте так же:  Когнитивная теория личности

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими до-школьного образования.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математиче-ских представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения срав-нивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Для развития логического мышления необходимо:

1. Развивать у старших дошкольников логических приемов (анализа, син-теза, сравнения, обобщения, классификации).

2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

Ребёнка необходимо научить мыслить, а не только знакомить с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать, как часто считают роди-тели. Запас заученных знаний ненадолго выручают ребёнка, а через месяц – два несформированного умения мыслить приводит к появлению проблем в школе.

Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как Лурия, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров, Ж.Пиаже, Н.Н.Поддъяков, С.Л.Рубинштейн.

Овладение мыслительными операциями является основой развития ум-ственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр матема-тического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована зани-мательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива про-являются в активной умственной деятельности, основанной на непосредствен-ном интересе.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, прояв-ляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслитель-ную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подго-товки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, разви-вать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию ум-ственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2005.

2. Кузнецова В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков. – СПБ.: Оникс, Оникс-СПб, 2006.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей — это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:

Тема: «Овощи»

Цель:

— развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций — анализ и синтез предметов.

— упражнять детей в составлении целого из частей.

— учить узнавать предмет по деталям.

— учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.

— воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.

— учить рассуждать и обосновывать свой выбор.

— развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.

— развивать внимание, восприятие.

— стимулировать познавательную активность детей.

Материал:

Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию «Сколько зайцев спряталось за кустом?»

Раздаточный: лабиринт, карточки к игре «Собери урожай», карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).

Занятие № 1 «На огороде»

1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.

Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку ). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?

Читайте так же:  Кризис возраста у мужчин после 50 лет

2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.

Игра: «Найди дорожку».

3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.

Игра: «Собери урожай».

В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.

Фрукты Овощи

4. Зайка наш устал. Давайте вместе с ним с ним отдохнём.

Скок — поскок, скок — поскок
Зайка прыгнул на пенёк,
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок — поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

(движения по тексту стихотворения)

5. А сейчас последнее задание, которое вам приготовил зайка.

Послушайте задачку, подумайте и решите.

«В саду было 4 грядки с морковкой и капустой. Грядок с морковкой было больше, чем с капустой. Сколько грядок с морковкой и сколько с капустой было в саду?»

6. Интересные задания приготовил зайка для вас ребята? Давайте поблагодарим зайчика за это, а в подарок нарисуем морковку для него и его друзей.

Занятие №2 «В гостях у зайчика».

Ребята сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашему зайчику. Вы согласны. Тогда мы сядем в поезд и поедим по лесной железной дороги (все дети образуют поезд, встав друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящему, а воспитатель встаёт первым).

[3]

Ну, вот мы приехали. А нас с вами встречает наш зайчик и его друзья, но они испугались и спрятались за кустом.

Задание №1: Сколько зайчиков спряталось за кустом.

3. А это задание для вас приготовили друзья нашего зайчика.

Задание №2: Обведи зелёной линией только белых зайчиков, а красной линией, только зайчиков с морковкой. Какие зайчики оказались обведены и той и другой линией?

4. А теперь приготовьте ваши пальчики:

Пальчиковая гимнастика: «Зайцы»

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев
Дремали под кустом
И двое вдруг сказали:
«Вон человек с ружьём»
Двое закричали:
«Давайте убежим!»,
Двое прошептали:
«Давайте помолчим!»,
Двое предложили:
«Мы спрячемся в кустах!»,
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать » БАХ»?»

«БАХ» — выстрелил охотник, (хлопаем в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев (бежим пальчиками по столу или коленям)

Пустились на утёк.

5. Наши пальчики отдохнули и теперь готовы к следующему заданию.

Задание №3: Закрасьте справа только те геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик.

Конспект занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старшей группе » В поисках сокровищ»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Формировать у детей логическое мышление, через логико- математические игры. Учить решать математические загадки, головоломки. Развивать внимание.

Вложение Размер
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_logicheskogo_myshleniya_cherez_razvivayushchie_igry_v_starshey_gruppe.docx 53.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию логического мышления через развивающие игры в старшей группе.

«В поисках сокровищ».

Цель: формирование у детей логического мышления, через логико-математические игры.

  • формировать элементарные математические навыки в счёте до 10, отсчитывать счётные палочки по заданному числу в игре «Головоломка»;
  • развивать у детей геометрическую зоркость закрепить представление о четырёхугольнике, дать представление о многоугольнике через игру «Разложи фигуры»;
  • совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги (справа-слева, вверху-внизу, в углу), через игру «Карандашик заблудился»;
  • развивать глазомер, через игру «Сколько животных за забором».
  • учить употреблять при объяснении решения игровых упражнений пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой треугольник»;
  • совершенствовать диалогическую речь.

[2]

  • вырабатывать навыки рисования простым карандашом с лёгким нажимом, обогащать сенсорный опыт;
  • закреплять знания об основных формах предметов.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
  • формировать потребности в двигательной активности, через физкультминутки.

Предварительная работа: решение математических загадок, головоломок, упражнения в преобразовании фигур (игры со счётными палочками), задания на развитие логического мышления, внимания, игры на развитие смекалки.

Инвентарь: раздаточный набор геометрических фигур на каждого ребёнка, набор счётных палочек на каждого ребёнка, листы с головоломками на каждого ребёнка, листы с лабиринтами, простые и цветные карандаши на каждого ребёнка.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла и нашла под дверью письмо. На нем написано: «Для ребят. Срочно.» И стоит подпись «Мишки».

Давайте почитаем ( Да)

«Дорогие, ребята! В нашем городе Мишек приключилась беда. Злые разбойники похитили наше сокровище и где-то его закапали. А нам оставили вот эту карту и какой- то конверт. Но мы ни как не можем в ней разобраться и просим вас помочь нам.

— Ребята, поможем мишкам! — спрашивает воспитатель.

— Да! — отвечают дети.

— Тогда не будем зря терять время, приступаем к разгадыванию карты. Чтобы добраться до сокровищ нам надо выполнить много заданий. А что у нас в конверте? А вот и задания Приступим.

Игра № 1 «Разложи фигуры»

Цель: развитие внимания и мышления.

Воспитатель: Ребята посмотрите на карточки и расскажите какие геометрические фигуры вы видите. (треугольники, четырёхугольники, круги)

Найдите фигуру, у которой 6 углов- это шестиугольник)

Перед вами геометрические фигуры, разложите их так как показано на образце.

Материал: раздаточный комплект геометрических фигур на каждого ребёнка. И образец выполнения на магнитной доске.

Воспитатель: Молодцы. Теперь второе задание.

Игра № 2 «Головоломка»

Цель: развитие логического мышления.

Учить детей составлять треугольники из определённого количества счётных палочек, пользуясь приёмом пристроения к одной фигуре, взятой за основу. Видеть и показывать при этом новую фигуру, полученную в результате составления, пользуясь выражением «присоединил к одной фигуре другую», обдумывать практические действия.

Материал: наборы счётных палочек на каждого ребёнка, доска, мел.

  1. Воспитатель: «Давайте отсчитаем по 5 палочек, проверим и положим их перед собой. Скажите, сколько палочек потребуется, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте»

После того как большинство детей выполнит задание, воспитатель просит детей рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

  1. Воспитатель; «Давайте теперь отсчитаем 7 палочек 7 палочек и подумаем, как можно из них составить 3 треугольника в ряд так, чтобы получилась новая фигура – четырёхугольник.
Читайте так же:  Муж из ревности отрубил

Вопросы после выполнения задания «Как составил 3 равных треугольника? Какой из треугольников составил первым? Какие фигуры получились в результате?»

(Ответы детей на заданные вопросы)

  1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
  2. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы еще на один шаг стали ближе к сокровищам.

Воспитатель зачитывает задания для игры № 3

Игра № 3 «Карандашик заблудился»

Цель: развитие логики через решение прохождения лабиринта.

Воспитатель: Помоги карандашику найти путь к рисунку, который он нарисовал

Материал: картинки с лабиринтом на каждого ребёнка

Видео (кликните для воспроизведения).

Воспитатель: «Молодцы! Давайте мы свами немного отдохнем, а то путь еще очень далёк».

Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Воспитатель: Немножко мы размялись и продолжим наш путь в поисках сокровища.

Игра № 4 «Сколько животных спряталось»

Цель: развитие логического мышления.

Материал: картинки на каждого ребёнка

Воспитатель: « Посмотрите на картинку и найдите сколько животных спряталось. Давайте их назовем». (Ответы детей).

Воспитатель: Умнички! Мы отгадали почти все задания и всё ближе продвигаем к сокровищу. Давайте разгадаем еще одно задание.

Игра № 5 «Кого не хватает»

Цель: умение находить закономерности.

Воспитатель: «Ребята, перед вами картинки со смайликами (веселый, грустный, плачущий и т.д.) Посмотрите на каждый ряд и подумайте какой смайлик спрятался. Нарисуйте его. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Ох и устали мы. Путь такой длинный. Давайте отдохнем.

Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Воспитатель: осталось у нас последнее задание.

Игра № 6 «Загадки»

Воспитатель : «Нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно!

  1. Под кустами у реки
    Жили майские жуки.
    Дочка, сын, отец и мать,
    Кто их сможет посчитать? (4)
  2. Восемь храбрых малышей
    Переходят вброд ручей.
    Один отстал: «И я хочу!»
    Сколько их пришло к ручью? (девять)
  3. У куклы пять нарядных платьев.
    Какое нынче надевать ей?
    Есть у меня для куклы шерсть.
    Свяжу – и платьев будет… (шесть)
  4. Пять щенят в футбол играли,
    Одного домой позвали —
    Он в окно глядит, считает,
    Сколько их теперь играет? (четыре)

Воспитатель обращается к детям

— Ребята, вы такие молодцы! Вы отлично справились со всеми трудными заданиями. Поаплодируйте себе! Но где сокровища? Давайте мы все ляжем на коврик, закроем глазки и представим, что всего дороже Мишкам! (Дети мечтают). (После воспитатель спрашивает у детей варианты сокровищ).

Воспитатель: Пока вы мечтали я нашла вот этот мешочек. Давайте посмотрим, что там? (Достает «мишек-барни). Вот, что любят оказывается наши Мишки! (Угощает детей).

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада

Игры на развитие логики у дошкольников подготовительной группы

Игра «Цветы на клумбах».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: разноцветный картон, ножницы.

Описание: воспитатель вырезает из картона по три цветка красного, оранжевого, синего цвета и три клумбы — круглой, квадратной и прямоугольной форм. Предложить ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые — не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?»

Логические задачи.

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Описание: воспитатель предлагает детям поиграть в логические задачи, за каждый правильный ответ выдаются фишки. У кого больше фишек, тот и выиграл.

1) Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать так, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места? (Можно лейку поставить перед лопатой или перед ведром.)

2) Винни-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух — не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый? (Винни-Пух вырезал зеленый флажок, Тигра — синий. Пятачок — красный.)

3) На столе лежат четыре яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе? (4 яблока.)

4) Расставьте в комнате два стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (Надо поставить стулья в двух противоположных углах.)

5) Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек. (Надо положить палочки на углу стола.)

Игра «Я загадала. ».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: воспитатель загадывает какой-либо предмет. Предложить ребенку с помощью уточняющих вопросов выяснить название объекта.

— Этот предмет летает? (Да.)

— У него есть крылья? (Да.)

— Он высоко летает? (Да.)

— Он одушевленный? (Нет.)

— Он сделан из пластмассы? (Нет.)

— У него есть пропеллер? (Да.)

— Это вертолет? (Да.)

Игра «Выбери нужное».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: детям предлагаются варианты, в которых есть лишние позиции, например:

• У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

• В теплых краях живут: медведь, олень, волк, пингвин, верблюд.

• Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

• В году: 24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца.

• Отец старше своего сына: часто, всегда, редко, никогда.

• Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

• У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

• Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

• Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз.

Эту игру можно продолжить.

Игра «Я беру с собой в дорогу».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с изображениями одиночных предметов.

Описание: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Читайте так же:  Девушка флиртует с другими мужчинами

Игра «Чем похожи и чем отличаются?».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: ведущий предлагает детям два предмета, дети должны провести их сравнение и указать сходство и различие. Например: слива и персик; маленькая девочка и кукла; птица и самолет; кошка и белка; апельсин и оранжевый мячик такого же размера; фломастер и мел.

Игра «Расселили птиц».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.

Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Игра «Ассоциации».

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета, как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки. Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Игра «Придумай предложение».

Цели: развивать логическое мышление, речевую активность; формировать чувство языка.

Игровой материал и наглядные пособия: мячик для пинг-понга.

Описание: воспитатель с детьми садится в круг и объясняет правила игры. Он говорит какие-либо слова, а дети придумывают с этим словом предложение. Например: воспитатель называет слово «близко» и передает ребенку мяч. Тот берет мяч и быстро отвечает: «Я живу близко от детского сада». Затем ребенок называет свое слово и передает мяч рядом сидящему. Так по очереди мяч переходит от одного играющего к другому.

Конспект занятия на развитие логического мышления в старшей группе детского сада

Путешествие во времени

Программное содержание:

развивать основы логического мышления;

— использовать метод «мозгового штурма» для активизации мышления у детей;

— отрабатывать технологию пользования метода фокальных объектов (МФО);

— воспитывать у детей уважение к мнению другого человека.

Материал: карточки, плакаты с изображением Ньютона и Архимеда, пластиковые бутылки, волчок.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в интересное путешествие, но путешествовать мы будем не по лесным тропинкам, а во времени. На чем можно отправиться в такое путешествие? (Ответы детей.)

Мы не волшебники, у нас нет волшебной палочки, и поэтому мы должны все делать сами: вспомнить, придумать, изобрести. Да! Мы будем все время изобретать и открывать. А что обозначает слово «изобрести»? (Ответы детей.)

Воспитатель обобщает ответы детей и говорит о том, что изобрести — это значит придумать что-то новое, неизвестное ранее.

Человек, который выдумывает, создает новое, называется изобретателем. Многие открытия были созданы случайно. Вот несколько примеров.

Говорят, что однажды, садясь в ванну, Архимед открыл закон, и от радости он воскликнул: «Эврика» (по-гречески — «нашел»).

А Ньютон впервые задумался о силе земного притяжения, когда увидел, как с дерева падает яблоко.

Но намного больше об этом и других открытиях вы узнаете в школе на уроках.

Теперь, ребята, представьте, что вы великие изобретатели, и сейчас мы сделаем свое первое открытие.

Используя схему, дети «изобретают» машину времени. Звучит космическая музыка, дети попадают в первобытный век.

В. Дети, а как современный человек может выжить в этих условиях? Чем ему питаться? Как сохранить температуру тела? Как обустроить жилище? Как обеспечить свою личную безопасность? (Ответы детей.)

Вы заметили, что вокруг нас много разных и непонятных предметов. Узнать, что это за предметы, нам поможет игра.

Проводится игра «Ромашка». В игре используется волчок, вокруг, которого раскладываются предметные картинки. Когда стрелка волчка укажет на один из объектов, кто-нибудь из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать, в какой современный предмет превратился объект из прошлого. (Пример: пещера — дом; заостренный камень — нож и т. д.)

Далее воспитатель просит детей объяснить, какими могут быть корова, цветок, банан.

Корова Цветок Банан
неуклюжая

пятнистая

нежный

полевой

гнилой

ароматный

В. Объясните, пожалуйста, как выглядит неуклюжий, весенний, африканский портфель? (Ответы детей.)

На машине времени дети возвращаются в настоящее время. В этот момент проводится физкультминутка. Под звуки «космической» музыки дети выполняют произвольные движения.

В. Вот, ребята, мы и вернулись домой, но чтобы попасть в свой детский сад, нам нужно пройти по волшебной дорожке:

черный серый желтый зеленый

Представьте, что вы попали в темный лес. Как можно назвать такой лес? (Страшный, грустный, хмурый.)

Далее аналогично дети работают с каждым цветом. (Ответы детей.)

В конце занятия предлагается нарисовать то, что больше всего запомнилось в путешествии.

Игровые комплексы для развития логического мышления дошкольников

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.

Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит играм математического содержания .

Читайте так же:  Как забыть человека которого очень любишь

В данной статье игры и игровые упражнения будут представлены по характеру мыслительных операций.

1. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти).

«Запомни картинки».

Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки».
На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты и т.д. ), транспорт (грузовой, пассажирский).
Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок. Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания:
1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт;
2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт.
А). Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук)
Вопросы: «Какой группы не стало?»
Б). Затем убирается 1 картинка. Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?»
В) Картинки переворачиваются.
Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.

«Запомни и повтори»

(для читающих детей).

Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.

Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют.
1. Х, К, Ж, У, М, Я
2. С, О, Э, Ю, З, Ы
3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х
4. А, Л, Д, Н, Ч, И.

«Выложи по памяти».

Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игры-головоломки.

Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления .
Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.

Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

«Рассыпанные буквы»

(игровое задание предназначено для читающих детей)

Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги.
Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).
Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.

2. Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей.

«Каких фигур не достаёт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.

3. Игры на воссоздание из геометрических фигур и специальных наборов образных и сюжетных изображений.

Игра «Колумбово яйцо»

Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон.
В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.
Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости.

«Путешествие бабочки»

Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность.
Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.
Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

[1]

Разминка на быстроту реакции.

  • Из чего видна улица?
  • Дед, который раздает подарки?
  • Съедобный персонаж?
  • Часть одежды, куда кладут деньги?
  • Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

  • Если песок мокрый, то…
  • Мальчик моет руки, потому что…
  • Если переходить улицу на красный свет, то…
  • Автобус остановился, потому что…

Закончи предложение.

  • Музыку пишет… (композитор).
  • Стихи пишет… (поэт).
  • Белье стирает… (прачка).
  • Горные вершины покоряют… (альпинист).
  • Обед варит… (повар).

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин.
  • Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?
Видео (кликните для воспроизведения).

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Источники


  1. Кей, Э. Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Наука, 2015. — 247 c.

  2. Петрушин, С. В. Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2014. — 144 c.

  3. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.
  4. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.
  5. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — Москва: Мир, 2015. — 480 c.
Развитие логического мышления старшая группа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here