Развитие логического мышления у школьников

Самое важное по теме: "развитие логического мышления у школьников" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Развиваем логическое мышление. Полезные задания и упражнения

Приветствую всех родителей на блоге «ШколаЛа»! Рубрика «Развивашки» продолжает помогать готовиться к школе и учиться легко, преодолевая трудности вместе.

Ни для кого не секрет, что сегодняшние учебные программы – просто кладезь логических умозаключений. Освоение перлов ведущих педагогов страны требует от школьников не просто читать и запоминать материал, но ещё и при этом мыслить логически, самостоятельно приходя к результату. Потому-то развитие логического мышления становится актуальным вопросом при подготовке ребёнка к школе. Чем мы сегодня с вами и займёмся.

Что такое логическое мышление и зачем оно нам?

Чтобы понимать, чему мы с вами должны научить дошкольников, прежде чем их отправить в далёкий путь получения знаний, давайте разберёмся, что есть логическое мышление. Делим его на две основные составляющие:

  • логика – в переводе с греческого значит «мысль» или «рассуждение», из практики следует, что нужна она для поиска истины посредством выстроенной схемы, ведущей к конечному результату; в основе этого пути к конечной точке – знания, именно они позволяют нашим умозаключениям из множества найти нужные цепочки и их соединить,
  • мышление – деятельность мозговая, работающая на подсознательном уровне, отвечающая за обработку информации, помогает нам устанавливать связь между чем-либо.

Теперь объединяем вышесказанное и получаем процесс логического мышления:

  • мыслим с использованием полученных ранее знаний,
  • обрабатываем мысли в умозаключения,
  • выводим цепочку по порядку,
  • делаем вывод только на чётких доказательствах и фактах, без фантазий и предположений,
  • приходим к финишу, получая истину.

То есть, нам с вами нужно дошколят научить работать головой и привить им умение нестандартно думать.

Зачем нам логика, если можно как в советские времена «по шаблону»? Для школьников это в первую очередь подмога при решении школьных заданий. Особенно много логики понапёхано в математику, и на уроках приходится задачки решать более изощренными приёмами, чем мы с вами делали это в свои далёкие школьные годы.

Но это как раз тот пласт для будущей самостоятельной жизни, который научит ребёнка отделять «зёрна от плевел», находить общее и видеть разницу, доказывать и обоснованно опровергать, ставить цели, делать выводы и искать решения.

Готовимся учиться, играя

Увы, но способность мыслить логически – вещь не врождённая. Её придётся оттачивать. И как обычно, делать это лучше, тренируясь в играх. Начинать упражнения можно уже с двух лет, не дожидаясь, когда до школы остался один летний месяц, а логика так и не подружилась с мозгом ребёнка.

Для самых маленьких наипростейшие причинно-следственные связи сводятся к узнаванию издаваемых животными звуков, игр-угадаек по свойствам предметов, задания на сбор по цвету, форме и размеру.

Но мы-то с вами уже без пяти минут ученики, потому для детей от пяти и старше упражнения уже посложнее, пологичнее.

Логическое мышление дошкольников до 7 лет основано на наглядных образах, в его основе лежит визуализация. Что им подойдёт?

Вот уже действительно: миллионы раз доказано – лучшие друзья.

Читать с детьми нужно как минимум в день по 10 листочков, разукрашенных яркими иллюстрациями, позволяющими ребёнку сопоставить услышанное и на картинке увиденное. И не просто читать, а анализировать и рассуждать. Очень популярны стали книжки с головоломками

«Что здесь лишнее?»

Всем знакомая игра. Достаточно обзавестись набором ярких картинок и изобретать свои домашние задания, в которых появятся лишние по цвету, лишние по форме, лишние по назначению.

«По порядку»

Такой игровой приём научит вашего дошкольника выстраивать логическую цепочку. Можно попробовать вырастить свой цветок от семечка до раскрывшегося бутона. Подготовьте карточки похожие на:

«посадили в землю семечко»,

[1]

«поливают посаженное семечко»,

«из земли вырос росточек»,

«росточек вытянулся и появись листочки»,

«у цветочка наметился бутон»,

Теперь всё перемешиваем и включаем логику. Ну, кому интереснее суп варить по этапам, можно и обед приготовить. А мальчишки могут и машину в путь отправить. В общем, бытовых ситуаций – пруд пруди.

Кладезь логики. Здесь придётся обобщить услышанное, выделить нужное, сопоставить с подходящим и докопаться до истины. Чем не тренировка? Вот, например, по какому животному могут ходить люди и ездить машины? А вот ещё интересная в стихах:

«Заяц, сидя под сосной,

Огласил, что он портной.

И портняжке спустя час

Медвежонок дал заказ.

— Будет твой заказ готов

До январских холодов.

Заяц порет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

Вот беда: пришёл медведь,

А штаны нельзя надеть!

(Медвежонок-то вырос в целого медведя!)

Игры в слова

К дошкольному возрасту пора пополнять словарный запас. Хорошая тренировка для логики – поиск антонимов и синонимов.

Для тех, кому за…

Состоявшийся школьник уже способен мыслить словесно-логически и абстрактно. Для таких деток вдобавок к предыдущим заданиям можно включить и упражнения посложнее.

«Ищем лишнее?»

Для начальной школы – это вам уже не то, что для детсада! Вот здесь к примеру придётся обмозговать, ведь всё это транспортные средства, но!

Самокат бензином не заправляют, чтобы ехать!

Игры в слова

Они тоже взрослеют. Если такое задание для дошкольников сложновато, то для младших начальных классов должно быть «по зубам». Впишите вместо точек:

Уже можно отложить красочные книжки и взять вещи посерьёзнее, из школьной литературы. Тут не придётся вместе с ребёнком перелистывать страницы, так как чтением он уже владеет, но необходимо взять за правило обсуждать прочитанное, особенно поступки героев и их последствия.

Игра из нашего детства, когда нужно было, кто больше, составить от букв предложенного слова другие слова по схеме кроссворда. Она, кстати, есть в он-лайне, можно «порезаться» друг с дружкой либо с компьютером.

Математические бусы

Это часто встречающаяся в учебниках математики задачка, когда пример нарисован в виде бус из цифр и математических знаков, некоторые из них пропущены, нужно вставить необходимые. Такие задания хорошо тренируют у школьников и математический счёт, и логику. Вот вам, где знаки пропущены:

Для всех сразу

Применимо ко всем возрастам станет привычка на каждом шагу как бы между прочим спрашивать: «Что нужно сделать, чтобы…». Будьте любопытными, родители, почаще интересуйтесь, у детей в голове столько вариантов решений сложных ситуаций, вам и не снилось!

Читайте так же:  За девушкой ухаживает другой

И уже доставайте скорее шашки, шахматы, домино и заброшенные в угол головоломки кубик Рубика и «Пятнашки», возьмите в помощники пазлы и запаситесь ребусами.

Эти логические тренажёры научат вашего ребёнка просчитывать на несколько ходов вперёд, анализировать и одерживать победу благодаря умению мыслить логически.

Когда всё на месте

Глубоко вздохнуть и поставить себе пятёрку за отличную работу можно, когда:

  • ваш ученик самостоятельно выстраивает выводы на основе анализа внутренних свойств предметов, а не только по их внешним качествам,
  • он легко щёлкает задачки по возрасту в уме, когда наглядного материала перед глазами нет, либо почти нет,
  • будущий школьник без труда рассуждает на заданные темы, при этом выстраивает логические цепочки через обобщение, распределение и умозаключение,
  • всё вышеперечисленное он делает с должной быстротой (ищет решение за отведённый промежуток), глубиной (ползёт в самую суть и видит связь между частями) и гибкостью (может переключаться на варианты решений при изменении условий).

Ну как, у вас получилось? Садитесь, пять!

Хотя, нет, не садитесь пока) Сначала присоединитесь к нашей группе «ВКонтакте» , там в ленте частенько мелькают разные интересные задания на логическое мышление.

Развитие логического мышления у школьников

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер [20, с.12].

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словеснологическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Известно, что новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление. От того, насколько сформированы его элементы у ребёнка, поступающего в школу, будет во многом зависеть успешность обучения вообще, и математики в частности. Учёными указывается, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций.

Особое место занимают мыслительные операции, такие как выделение и абстрагирование свойств предметов, их сравнение и классификация.

Ребёнок познаёт окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учиться мыслить.

Педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста является, прежде всего, использование различных средств и методов. Учитывая, что всё-таки большинство учителей работают по традиционным программам, возникает потребность педагогов практиков в методическом материале, направленном на развитие логического мышления, мыслительных операций, которые можно было бы использовать на уроках.

Теоретические и экспериментальные работы А.С. Выготского, Ф.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств — логического мышления, творческое воображение, осмысленная память — не может развиваться у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания, которое играет, как писал Н.В. Квач “ведущую роль в психическом развитии ребенка”[5, с.72].

А.С. Урунтаев отмечает, что необходимым условием развития логического мышления ребенка является обучение его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, научить ребенка писать. Так как механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей[24, с.226].

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”[6, с.156].

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.

С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает.

Развитие логического мышления также возможно заданиями:

— логические ряды (найти предмет, который по каким-то параметрам отличается от остальных в ряду или составлять логические ряды из набора картинок и т.п.);

— лабиринты (прохождение разнообразных лабиринтов);

— найти логические связи (например, сходные предметы: тень и того кто ее отбрасывает, хвост или часть тела и того чьи они, маму и малыша, Животное и его пищу);

— исправление ошибок (исправить неправильные форму или цвет предмета);

— разделить предметы по признакам (например: фрукты и овощи, буквы и цифры и т.д.);

— найти предмет (животное, человека) по признакам (например: у Сережи темные волосы и очки);

— логический поезд и др.

Уроки рисования являются еще одним эффективным средством развития логического мышления у детей младшего школьного возраста. Уроки изобразительного искусства не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это — основная задача личностно-ориентированного обучения.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д. В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета.

Читайте так же:  Мораль басни листы

При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

Нужно отметить, что при обучении рисования с натуры у ребенка развиваются умственные способности. Исходя из этого, на занятиях необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. При анализе детских работ с психолого-педагогической точки зрения можно отметить, что ученики первого класса существенно отличаются от учеников пятого или седьмого класса по уровню как физического, ток и умственного развития. А в изобразительной деятельности разницы возрасте совершенно не видно.

В общеобразовательных школах принято обучать детей рисованию натуры не только средствами рисунка, но, и учат их элементам живописи. Знакомство с живописью включает в себя обучение приемам работы с цветными карандашами, акварелью, гуашью. В первом классе ученики рисуют акварельными красками предметы природы, но еще пока не пользуются приемами смешивание красок. С третьего класса они учатся подбирать цвета путем смешивания красок. В четвертом классе дети рисуют предметы объемной формы. В пятом и шестом классах рисуют с натуры акварелью, используя приемы работы по-сырому. При обучении живописи детей необходимо познакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры, нужно рассказать, как можно передавать игру света и цвета на предметах, при этом не отходить от зрительной достоверности изображаемого.

Каждый преподаватель имеет право на свой собственный стиль и почерк преподавания. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверх эффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и принципы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой. Уроки не должны быть однообразными. На уроках изобразительного искусства это условие легко выполнимо, так как виды занятий очень разнообразны и по форме, и по содержанию. На уроках рисования с натуры дети занимаются и рисунком и живописью [34, с.234].

На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках.

Таким образом, педагогическими условиями развития логического мышления у детей младшего школьного возраста являются: включение детей в деятельность, в ходе которой могла бы ярко проявиться их активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, использование различных средств и методов, обучение школьников сравнивать, обобщать, анализировать, обучение и развитие логического мышления младших школьников должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства, использование разнообразных развивающих материалов. Так как уроки рисования способствуют развитию логического мышления, в следующем параграфе мы рассмотрим систему работы в начальной школе по развитию логического мышления в процессе рисования с натуры.

Развитие логического мышления младших школьников

Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому, школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов.

Мышление детей и взрослых значительно отличается, это знает и может заметить каждый. Взрослый мыслит исходя со своего жизненного опыта, теоретических знаний, а мышление детей основано на наглядных примерах, впечатлениях, эмоциях, воображении.

Подходя к школьному возрасту, ребенок имеет достаточно высокий уровень развития всех психических процессов. Благодаря любознательности, желанию познать внешний мир и его построение, у него полноценно развиваются процессы восприятия, памяти, речи, мышления, воображения. В процессе игры малыш экспериментирует, желает узнать причины тех или иных явлений, тем самым устанавливает примитивные причинно – следственные связи.

Все познавательные процессы взаимосвязаны друг с другом. Именно они обеспечивают разные виды деятельности ребенка. Взаимосвязь психических процессов на протяжении детства остается неизменной, но при этом в разные периоды развития преимущество приобретает какой-то один из процессов, чередуясь с остальными в закономерном порядке.

Со временем, когда малыш подрастает, постепенно меняется и форма его мышления. В 1-2 классе школьники все еще продолжают мыслить как дети дошкольного возраста, то есть восприятие и анализ информации, происходит следующими путями:

— наглядно действенным (мышление, которое связано с непосредственными практическими действиями с предметом) ;

— наглядно-образным (мышление, опирающееся на восприятие и представление) .

Младшие школьники 1-2 классов основную характеристику каждому предмету дают исходя из внешних признаков, глядя на них только с одной наиболее понятной стороны. Новый этап восприятия и анализа наступает в возрасте 8-9 лет. Мышление младших школьников в 3 классе уже позволяет малышам улавливать логические связи между разными элементами предлагаемой информации. В психологии данную особенность сопоставления понятий школьниками называют родо-видовым соотношением. В этом возрасте школьники приобретают навыки абстрактного (словесно-логического) мышления. Данный переход позволяет ученикам мыслить понятиями, отходя от непосредственной наглядности, которая всецело присуща в процессе восприятия и представления.

Умение абстрактно мыслить появляется в связи с изменением содержания мышления. Если ранее это были конкретные представления, несущие в себе наглядную основу, отражая лишь внешность предметов, то теперь все понятия отображают более существенные свойства и соотношения между предметами и явлениями. Огромное значение в процессе преобразования видов мышления играет учебная деятельность. Школьный материал преподается на уроках в определенной последовательности. Программа 1-2 классов предусматривает максимальный объем работы с наглядными образцами, начиная с 3 класса, данный вид занятий умеренно сокращается и предпочтение отдается системе научных понятий. Умственные операции, с которыми ежедневно сталкивается школьник, становятся все более отдаленными от конкретной практической деятельности и наглядной опоры.

Умение мыслить абстрактно дает возможность решать логические задачи и делать выводы, основываясь на существенные внутренние свойства, а не на явные признаки объектов. Постепенно осваивая приемы мыслительной деятельности, ученик приобретает способность решать поставленные задачи «в уме», а также анализировать процесс своих рассуждений. Рассуждения же постепенно приобретают логически-верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, распределения и обобщения.

Читайте так же:  Шкала самооценки дембо рубинштейн

Новая стадия развития мышления становится основой формально-логического мышления, и ребенок постепенно осваивает действия моделирования, учится сопоставлять предметы между собою, находя родственные связи.

Задание начальной школы – формировать научные понятия и помочь освоить понятия отношений. Так, младший школьник должен знать общее понятие о предметах, уметь называть их признаки и свойства, а также отображать связи и отношения явных объективных предметов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы освоить понятия, необходим принцип постепенности. Для этого сначала нужно научить школьников выделять функциональные признаки предметов, которые связанны с их назначением, примером курица – яйцо. Следующий шаг, определение известных свойств предмета без указания более или менее значимых, примером кактус – цветок, зеленый, колючий, растет в горшке и т. д. И последний этап – умение выделить общие значимые признаки для классов единичных предметов, примером (животные, грибы, цветы) .

В свою очередь, чтобы освоить понятия отношений (величину, эволюцию и т. д. ) также необходимо соблюдать определенную систему действий. Сначала нужно рассмотреть конкретные случаи выражения понятий, примером, что было сначала, что появилось позже. Далее необходимо обобщить понятия и распространить их на новые случаи. Последний этап – широкое обобщение, которое можно применить к любым случаям.

Уровень развития мыслительных процессов очень важен для самого развития мышления школьников. Так, изначально действенный способ анализа постепенно становится чувственным, а в дальнейшем умственным. Такие изменения в способе мышления происходят уже от 1 к 3 классу. Больше того, изначально частичный анализ со временем обретает комплексный и системный характер. В свою очередь простой синтез, развиваясь, становится более широким и сложным.

Анализ и синтез в мышлении младших школьников тесно взаимосвязаны, но процесс анализа дети осваивают более легко, нежели процесс синтеза, который в полной мере образуется при умении глубокого анализа. В начальных классах постепенно происходят явные изменения в мышлении школьников. В 1-2 классе оно несистематическое и ориентированное лишь на внешние признаки, а в 3-4 становится плановым, систематическим.

Изменения в мыслительном процессе не остаются не замеченными и самими школьниками, которые весьма стараются управлять своими мыслями, концентрироваться. Зачастую такие побуждения заканчиваются успехом.

К окончанию младшей школы ученики приобретают некоторые навыки теоретического мышления, которому свойственны внутренний план действий, предусматривающий логический порядок действий на пути к решению, анализ содержания задачи и выделение способа решения, которое обобщается на целый класс задач.

Развитие мышления младших школьников происходит во время учебного процесса. Важно, чтобы учителя и родители обращали должное внимание на формирование мыслительных процессов и всячески ему способствовали. Для успешного развития мышления предусмотрены разнообразные логические задания для младших школьников, которые успешно можно применять как в урочной практике, так и в домашних условиях.

Для развития наглядно-действенного мышления ученикам 1-2 классов можно предложить игру «Почтальон», которую уместнее всего предложить на уроке математики. Для участия можно пригласить троих учеников. Каждый «почтальон» должен отнести письма в три дома, на каждом их которых изображена геометрическая фигура. Школьникам предоставляются сумочки с письмами — десятью геометрическими фигурами с картона. После сигнала о начале игры каждый «почтальон» старается как можно быстрее отыскать письмо для каждого дома и поочередно разнести их в соответствующие дома. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием, то есть разложит все геометрические фигуры.

Прекрасно развивают мышления разнообразные задания с использованием счетных палочек. Примером, ученикам можно предложить составить 2 квадрата из 7 палочек или 2 треугольника с 5 и продолжить узор.

1-классникам подойдет задание выбрать из предоставленных деталей те, из которых можно сложить круг, а также другие подобные задания.

Для развития мышления детей младших школьных лет, можно предложить им сыграть в игру «Куда поместится кошка». Игру можно применить как в учебном процессе, так и дома. Нужно попросить малыша изобразить кошку или другое знакомое животное, примером собаку, попугая, хомяка и т. д. Далее стоит предложить ему придумать места, где могло бы поместиться указанное животное. Например: Собака поместится в будке, а вот в этом ящике она поместится? А в сумке? и т. д.

Логическое мышление у младших школьников можно продуктивно развивать с помощью интересных задачек, загадок, шарад, головоломок.

Сколько у палки концов? (2) А сколько концов у трех с половиной палок? (8) .

Сколько необходимо разрезов, чтобы разделить бублик на 4 части? (2)

Четыре девочки купили 6 заколок на волосы, каждой из них досталось не менее чем по одной заколке. Скажите, могла ли одна из девочек купить себе три заколки? (Да) .

Сколько недель будут показывать фильм, если общее количество серий 24, а показывают его каждую субботу и воскресение (12 недель) .

В каких месяцах есть число 28 (во всех) .

Когда человек сможет мчаться со скоростью скоростного авто? (когда он будет сидеть в этом автомобиле) .

В каком случае, мяч, пролетев некоторое время, сможет на долю секунды остановиться и полететь назад? (Если его подбросить вверх) .

В младшем школьном возрасте детям можно предложить упражнение «Дерево, лист, плод», которое весьма способствует развитию мыслительных процессов. Для задания необходимы коробка с двумя отделениями и карточки с рисунками деревьев, листьев этих деревьев и их плодов (все карточки отдельные) . Задание ребенка подобрать к каждому дереву соответствующий листик и плод. Кроме развития мышления упражнение развивает также представление о живой природе.

Как уже говорилось, очень важно, чтобы развитию мышления школьника способствовали и его родители. Так, весьма интересно поиграть с малышом в игру наподобие острова сокровищ. Клад необходимо найти по карте, то есть малыш должен научиться ориентироваться в пространстве и мыслить должным образом. Для начала нужно нарисовать план комнаты, как бы сверху, четко обозначив схемами все окружающие предметы.

Место нахождения «клада» нужно отметить на карте крестиком. Малыш должен найти по этой схеме спрятанный предмет. Задание можно усложнить или продлить, примером, играя в нескольких комнатах. Первая карта может указывать на место нахождения второй, и т. д. Детям очень нравятся подобные игры. Проявив инициативу «Остров сокровищ» можно дополнить логическими загадками, разгадав которые ребенок получит следующую подсказку и т. д.

Читайте так же:  Безответная любовь боль

Практически в любой обстановке можно поиграть с ребенком в игру «Говори наоборот». Возможно, малыши еще не знают, что такое антонимы, но они знают, какие понятия являются противоположными, примером свет – тьма, холодно – тепло. Взрослый и ребенок могут поочередно называть друг другу слова и подбирать к ним противоположные.

Младшим школьникам также подойдет интересное и полезное задание «Исключи лишнее». Такое упражнение можно предложить малышам как в устной, как и в письменной форме. Смысл в том, что взрослый называет ряд с 3-4 понятий, которые связаны между собою родовой или видовой связью. Среди названного ряда нужно упомянуть одно лишнее слово, которое с остальными не связано. Малыш в свою очередь должен вычислить это слово и объяснить, почему оно не подходит к остальным. Примером, корова, коза, кот, яблоко (яблоко лишнее, потому что оно принадлежит к фруктам, а остальные слова называют животных) .

Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициатива.

Чтобы развитие логического мышления младших школьников характеризировалось высоким уровнем, учителя и родители должны объединить усилия и постоянно развивать у детей психические процессы, и логическое мышление в особенности.

Как развить логическое мышление у детей?

«Наука о правильном мышлении» — вот как переводится слово логика с древнегреческого языка. А кто бы из нас не хотел мыслить правильно? Ценность сформированного логического мышления неоспорима.

Логика позволяет нам:

  • Анализировать окружающую действительность;
  • Находить главное и второстепенное в потоке информации, что помогает быстро и надолго запоминать информацию, не перегружая при этом память;
  • Понимать причинно-следственные связи явлений и событий.

Как раз в это время у ребёнка начинает формироваться логическое и абстрактное мышление. И если не помочь этому «росточку» окрепнуть, то многие учебные начинания ребёнка не приведут к успеху. Особенно, если речь о математике и других точных науках. Также о пользе логического мышления читайте в этой статье.

Представляем вам 5 упражнений, помогающих улучшить логическое мышление вашего ребёнка.

Упражнение 1. Поиск наиболее значимых слов

Назовите ребёнку шесть слов. Одно из них – наиболее общего порядка, например, слово «город» . А другие пять слов будут так или иначе связаны с ним. Нужно, чтобы два слова были наиболее значимыми для слова «город» , чем остальные. К примеру, «улицы, машины, дома, деревья, кафе» .

Задача ребёнка – отыскать два наиболее значимых слова из пяти, а затем объяснить свой выбор. А ваша задача – рассуждать вместе с ребёнком и приходить к логически верному решению. Есть два варианта усложнения упражнения. Можно ограничить поиск слов до определенного времени (например, 20 секунд). Или использовать для упражнения более сложные слова.

Упражнение 2. Найди общее

Выберите два предмета и попросите ребёнка найти как можно больше общего между ними. Начинайте с простых пар, таких как «яблоко и груша» , но постепенно усложняйте задание. Например, можно спросить у ребёнка, что общего у книги и компьютера, у папы и мамы, у него и его лучшего друга.

Если вдруг ответы ребёнка начали выходить за рамки логики, не ругайте его. Обилие нестандартных вариантов будет явным признаком сформированного творческого мышления ребёнка!

Упражнение 3. Назови причину

Назовите ребёнку любое событие и попросите назвать его вероятные причины. Начинайте с простых вариантов, таких как «насморк», «загар», «двойка» . А потом постепенно переходите к более сложным, например, «ошибка», «дружба», «гололёд» .

Упражнение 4. Назови следствие

В этом упражнении нужно назвать ребёнку событие и спросить у него, какие следствия оно может за собой повлечь. Например, можно назвать следующие простые и сложные события: «переедание», «потепление», «удар» и «опасность», «забота», «опоздание» .

Упражнение 5. Данетки

Логическая игра, получившая своё название благодаря условию: загадывая какое-то слово, вы можете отвечать на вопросы второго игрока только «да» или «нет». А задача второго игрока — подбирать вопросы, которые приблизят его к разгадке слова.

[3]

Игра также тренирует воображение, внимание и способность запоминать, поскольку держать все условия в памяти – непростая задача. А что ещё способствует развитию логического мышления ребёнка?

Однако зачастую их изучение не даётся ребёнку из-за несформированного логического мышления, получается замкнутый круг. Тогда на помощь приходит интерес. И программирование. Играючи, ребёнок сможет освоить его на курсе «Кодвардс» (уже с 7 лет!).

Более подробно о компьютерных курсах в Юниум прочитайте в этой статье. Программирование – это крепкая основа, которая с ранних лет поможет сделать мышление ребёнка более выстроенным, системным и логичным.

Автор статьи: Репецкая Алина — преподаватель Юниум по мнемотехнике.

Развитие мышления у маленьких школьников: первый шаг к большому успеху!

Здравствуйте, друзья! Хотите вопрос на засыпку? Вот скажите, что такое мышление? Ответы типа, «ну это такое… как его там… когда мысли разные…» не принимаются)

Я тут специально протестировала друзей (я с тех пор как блог завела постоянно их тестирую, пока терпят) и получила следующие результаты. Только один человек из десяти более менее внятно ответил на этот вопрос. И то, потому, что учился в педагогическом ВУЗе и писал диплом по смежной тематике.

Поэтому есть предложение, прежде чем говорить про развитие мышления в младшем школьном возрасте, разобраться с тем, что же это такое. Чтобы знать, что развивать.

Что это такое?

Начнем с определения, их много, я выбрала самое простое.

Мышление — это познавательная деятельность человека. А мысль – это результат данной деятельности.

Мышление это то, что отличает человека от животных. Это такая же психическая функция, как и память, внимание, воображение.

Мышление настолько сложное понятие, что даже имеет свою структуру. У него есть несколько форм и видов. Человек мыслит разными способами и с помощью выполнения мозгом различных мыслительных операций. Понятно? Не знаю как вам, а мне не очень. Нужно разбираться. Для наглядности привожу схему.

Откуда оно берется?

Когда малышок рождается, мышлением он не обладает. Но он обладает врожденной способностью к нему. И эта способность постепенно развивается.

Когда малышу годик, он уже мыслит. По-своему, примитивно, но все-таки мыслит. Так что называть маленьких детишек «несмышленышами» большая ошибка.

Волшебные превращения

Мышление в своем развитии проходит определенные стадии. У меня это вызывает определенные ассоциации. Например, с компьютерной игрой. До тех пор пока не пройдешь первый уровень, не поднимешься на второй, пока не одолеешь второй, то третий тебе не светит.

Читайте так же:  Панические атаки у мужчин

Есть более красивая ассоциация, с бабочкой. Она ведь тоже была когда-то гусеницей, потом превратилась в куколку, и только потом расправила свои крылышки.

Так и мышление у детей постепенно переходит из одного своего вида в другой.

Виды мышления у детей

Итак, если сказать кратко, не углубляясь в дебри психологии, то различают следующие его виды:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Рассмотрим на примерах, чтобы было понятнее.

Наглядно-действенное

Когда малышу около года, он уже проявляет мышление. Даже если он еще не говорит. Он мыслит действуя. Например, достает игрушку из коробки, нанизывает колечки на пирамидку, забирается на стул, стучит молоточком по металлофону. Он думает, когда выполняет эти действия.

Наглядно-образное

Когда кроха подрастает, овладевает речью, то происходит сдвиг мышления в сторону наглядно-образного. При занятиях с детьми (рисование, конструирование, игры) перед ними ставятся новые задачи, и для их решения детишкам приходится что-то представлять. То есть вызвать нужные образы.

Малыш уже способен думать не только о том, что он делает в данный конкретный момент, а опережать мыслями свои действия. То есть он сначала скажет: «Пойду, положу куклу спать», и только потом пойдет и положит.

Наглядно-образное мышление – это фундамент, необходимый для построения логического, словесного мышления.

Словесно-логическое

Что же происходит дальше? А дальше действия и образы уступают свое место понятиям, выраженным в слове. Для решения какой-либо задачи уже не требуется какая-либо наглядная опора. Мышление выходит на новый уровень и становится словесно-логическим.

Например, для того, чтобы решить задачу про то, как садовод собирал яблоки, школьнику не нужно видеть или трогать фрукты и беседовать с садоводом. Действия не требуются. Наглядно-действенное мышление не задействовано. Зато вызвать образ яблок и даже самого садовода вполне возможно.

А вот как быть, например, с решениями задач на скорость? Попробуйте вызвать в голове образ скорости. Не получается. В лучшем случае, получится образ автомобиля, который быстро мчится по дороге. Но это не образ скорости, это образ автомобиля.

Тем не менее, когда мы слышим слово «скорость», то все мы понимаем, о чем идет речь. Получается, что скорость – это понятие, общее для всех нас и выраженное в слове. Понятия – они конкретны, а образы расплывчаты и для каждого человека индивидуальны.

Что происходит в начальной школе?

Когда детишки отправляются учиться в школу, их образное мышление достигает довольно высокого уровня развития. Но ему все еще есть, куда расти. Так что в школе о нем не забывают и широко используют в обучении принцип наглядности.

При решении задач школьники как бы представляют себе ситуацию и действуют в этой ситуации.

Вообще психологи выделают две стадии развития мышления:

  1. 1 – 2 классы. Дети пока мыслят как дошкольники. Усвоение материала на уроках происходит в наглядно-действенном и наглядно-образном плане.
  2. 3 – 4 классы. К третьему классу начинается формирование словесно-логического мышления.

И одна из основных задач начального обучения – развитие у детей именно логического мышления. Нужно научить ребенка мыслить логически и обходиться без наглядной, то есть видимой глазами, опоры.

Развитие логического мышления

Как же его развивают? С помощью выполнения специальных упражнений, заданий, а также с помощью игр, например, шахмат или шашек.

И начальная школа самое подходящее время для его развития. В отличие, например, от памяти, которая лучше поддается развитию в дошкольном периоде или от восприятия, которое имеет огромное значение в самом раннем детстве. Однако, благодаря развитию мышления, и память и восприятие, и все остальные психические функции становятся более зрелыми.

Детей учат находить связи между различными предметами или явлениями, сравнивать, анализировать, делать выводы. Школьники учатся отделять важное от незначительного, создавать свои умозаключения, искать подтверждения своим предположениям или опровергать их. А не этим ли мы, дорогие друзья, занимаемся каждый день своей взрослой жизни?

Так что логика необходима не только для успешной учебы в школе. Она необходима для успешной жизни в этом непростом мире.

Она влияет на развитие положительных черт характера, работоспособности, самоконтроля, умения самостоятельно устанавливать истину и планировать свои действия. Находить выход в непростых, нестандартных ситуациях.

И как же это здорово, если сын или дочка попадают в класс к учителю, который точно знает, как помочь своим ученикам развить мышление. Но даже в этом случае, наша с вами помощь, друзья, лишней не будет. К счастью, литературы по данной теме хоть отбавляй.

Есть еще и телепередачи. Вы помните «АБВГДейку»? Оказывается она до сих пор существует! Только теперь там вместо Ириски девочка Шпилька, неизменный клоун Клёпа и отличник Гоша Пятёркин. Уверена, вам будет интересно ее посмотреть вместе с детишками.

Давайте будем заниматься со своими маленькими школьниками дополнительно, будем развиваться. Не забывайте самое подходящее время для этого — прямо сейчас!

Ведь нам же очень нужно, просто необходимо, чтобы наши детки выросли и стали успешными и здравомыслящими людьми, способными справиться с любыми возможными проблемами.

На этом, пожалуй, все.

Видео (кликните для воспроизведения).

Благодарю вас за внимание и жду ваших комментариев!

Источники


  1. Бороздина, Г. В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 304 c.

  2. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.

  3. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2016. — 971 c.
  4. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
  5. Клауд, Г. Как спасти свою семейную лодку / Г. Клауд. — М.: Триада, 2010. — 596 c.
Развитие логического мышления у школьников
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here