Развитие мышления подростков

Самое важное по теме: "развитие мышления подростков" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Мышление подростка
Подросток — Умственное развитие

Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире — в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе и специальных заведениях материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человеческого бытия происходит постепенно, наращиваясь к концу подросткового — началу юношеского возраста.

Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно по этому поводу Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые возможности мышления.

В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения.

Подросток может совершить гигантский по своему качеству скачок — он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, — и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.

Стремление открыть реальное в возможном предполагает, что подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств.

Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, методу, гарантирующему составление исчерпывающего перечня всех возможностей.

Подросток становится способным не только представлять различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолковывать результаты эмпирических проб. Помимо того что подросток способен «парить» над действительностью посредством планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он научается прекрасно рефлексировать на свои умственные действия и операции и получать от этого интеллектуальные эмоции.

То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала. Во всяком случае, в отрочестве престижно быть преуспевающим в интеллектуальной деятельности.

В действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления. Это может быть обусловлено индивидуальным развитием: через некоторое время подросток преодолеет этот уровень. Но для кого-то это может казаться пределом развития. Причин, объясняющих задержку или остановку в развитии, гораздо больше, чем предполагаемых Ж. Пиаже комбинаций: это и различные социальные условия, и генетические особенности, и внутренняя позиция самого отрока. Комплекс причин обусловит стремление к развитию, поиск радости от рефлексии на свои (и чужие) умственные действия или безразличие (внешнее и внутреннее) к мышлению как форме умственной активности. В последнем случае угасает и значимость для подростка образовательной учебной деятельности. Он может занять пассивную позицию и по возможности просто ничего не делать. Но, мучимый совестью, будет искать приложения своих сил в другой деятельности.

Источник: Мухина В.С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»

Развитие мышления, познания и учеба подростка

В подростковом возрасте начинается процесс активного удаления малоиспользуемых нейронных связей. Остаются лишь наиболее используемые пути прохождения нервных импульсов. В результате, мозг ребенка становится более специализированным и эффективным для определенных задач, а неиспользуемые способности постепенно угасают. Визуально изменение структуры мозга выглядит следующим образом:

Структура мозга Новорожденного, Ребенка 6 лет и Ребенка 14 лет

К 13 годам быстро развиваются теменные доли, которые обозначены на рисунке синим цветом, поэтому интеллект и аналитические способности ребенка сильно возрастают. Также активно развивается префронтальная кора (выделена белым овалом). Но пока она не развилась, у ребенка не хватает способности адекватно оценивать риск и возможности, строить долговременные планы, контролировать себя и свои эмоции.

Зрелость отделов мозга в 13 лет

К 17 годам префронтальная кора мозга уже хорошо сформирована, что дает ребенку возможность иметь дело с гораздо более сложными вещами и науками чем раньше. Она отвечает за: принятие, контроль, регуляцию решений и действий, произвольность внимания, планирование, прогнозирование и критическое мышление. Улучшает способность формулировать цели и вырабаты­вать планы их достижения, эффективно их реализовывать. Позволяет контролировать импульсивность, повышает эмоциональную саморегуляцию и эмоциональную зрелость. Это именно та область мозга, которая отличает нас от других видов животных и сильно влияет на успешность учебы и работы в будущем. Ее развитие продолжается (с убывающим темпом) вплоть до 25 лет. Важно постоянно задействовать эту область мозга, задачами, которые она выполняет, т.к. ее развитие оказывает критическое влияние на успешность в современном мире.

Когнитивное развитие

Обучение оказывает развивающий эффект на все когнитивные функции ребенка, они становятся более организованными и управляемыми. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности и на развитие личности в целом.

Начинает развиваться мышление на уровне формальных операций. Конкретные предметы и события больше не являются обязательными для мышления. Теперь подростки способны:

  • Решать абстрактные задачи;
  • Рассуждать в чисто словесном плане;
  • Делать умозаключения по поводу гипотетической ситуации без связи с реальностью или собственным убеждением;
  • Делать логические выводы из своих рассуждений;
  • Строить прогнозы и планы.

Отличительной особенностью мышления подростков, является их способность размышлять о теоретических возможностях; способность отрешиться от конкретной реальности и непосредственных впечатлений. Это помогает проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного и думать о том, что могло бы произойти. Все это приводит к тому, что подростки начинают больше мечтать.

Сближение воображения с мышлением дает импульс к творчеству, подростки начинают писать стихи, рассказы, увлекаться музыкой, конструированием, программированием и т. п. Далеко не все подростки стремятся к достижению творческого результата, но все используют возможности своего творческого воображения, реализуя неудовлетворенные в реальной жизни желания в мире фантазий. Например, замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, видит себя героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в красавицу, в нее все влюбляются и т.д. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Качественно улучшается внимание: увеличивается объем, устойчивость, возможность распределения и переключения, повышается произвольность и контролируемость.

Память. Запоминание и воспроизведение приобретает все больше смысловой характер. Увеличивается объем памяти, избирательность и точность запоминания. Значительно улучшаются стратегии запоминания — намеренные умственные действия, которые человек предпринимает, чтобы повысить эффективность сохранения информации в памяти. Основные стратегии: повторение, организация и обработка — установление связи или общего смысла между несколькими частями информации. Обработка материала становится более эффективной и целенаправленной.

Представленная выше модель когнитивного развития, которую при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подросток, реализуется далеко не всегда. Часто преобладают способы механического запоминания — зубрежки. Такой способ не позволяет овладеть в достаточной мере интеллектуальными приемами и умениями: вербального анализа, обобщения, образного анализа и синтеза. Овладение же формальными операциями мышления может затянуться до возраста 20 лет, а при особо неблагоприятных условиях, мышление данного типа может никогда не сформироваться. При этом у некоторой части школьников индивидуальные результаты могут быть весьма впечатляющими. Решающее значение для развития мышления и памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности, содержание учебных программ, система подачи учебного материала.

Познавательная потребность в подростковый период резко возрастает и отличается широким разбросом. Интересы часто находятся вне школы, имея поверхностный и неустойчивый характер. Преобладают занимательные (развлекательные) и пассивные формы ее удовлетворения. Подросток зачастую интересуется тем, чем увлекаются его друзья и одноклассники.

Учебная деятельность и мотивация

Подростковый период начинается со средний школы, а затем переходит в старшую. В это время начинается предметное обучение, появляются учителя с разными стилями преподавания, контроля и оценивания (кто-то дает детям больше свободы и возможность проявлять себя на уроках, а кто-то требует дисциплины и механического воспроизведения). Увеличивается объем учебного материала, появляются более высокие требования к его осмысливанию и усвоению. Многие подростки демонстрируют снижение мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к общению со сверстниками и к окружающему миру, лежащему за пределами школы и который становится все более доступным.

Для подростка очень важно осознать и осмыслить жизненное значение знаний, прежде всего для самого себя и своего будущего. Если же подросток не видит ценности в знаниях, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к некоторым предметам или учебе в целом.

Не желая и/или не умея учиться, не понимая необходимости этого, подросток испытывает отрицательные чувства к учебе, не получает от нее удовольствия, домашние задания вызывают стресс и апатию. Все это связано с отсутствием адекватной мотивации учения. Подросток переходит от мотива обрести и усвоить знание, к мотиву формально завершить учебу и получить аттестат, переключая свои интересы на мир, лежащий вне учебы.

Однако именно этот период является наиболее благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, когда учение приобретает личностный смысл, может стать деятельностью по саморазвитию. Подросток должен видеть потребность в учебе, она должна давать путь к будущему и сулить успех. Также важно включать учебу в ведущие мотивы этого возраста — общение и построение себя.

Огромное влияние на подростков могут оказать учителя. Если отношения между учителем и учеником основаны на личном взаимопонимании, если их общение глубокое и разностороннее, то учитель становится для ученика одним из уважаемых людей, он служит образцом для подражания и способен существенно воздействовать на формирование самосознания, целей и устремлений ребенка.

Развитие мышления в переходном возрасте

Наконец, третья причина — разнообразие внешкольной и после школьного образования, чтение и т.п. Ключом ко всему проблем развития мышления в переходном возрасте является тот установленный рядом исследований факт, что подросток впервые овладевает процессом образования понятий, что он переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности — к мышлению в понятиях.

Это центральное явление всего переходного возраста, и недооценка оттеснить на задний план изменения интеллектуального характера по сравнению с эмоциональными и другими сторонами кризиса, присущие большинству современных теорий переходного возраста, объясняются в первую очередь тем, что образование понятий представляет собой в вышей степени сложный процесс, отнюдь не аналогичный простому вызреванию элементарных интеллектуальных функций, а потому не поддающийся внешнему констатированию, грубому определению на глаз. Перемены, совершающиеся в мышлении подростка, овладевающего понятиями, — это в огромной степени перемены внутреннего, интимного структурного характера, часто не выявляющиеся вовне, не бросающиеся в глаза наблюдателю. В центре развития мышления в эпоху полового созревания стоит образование понятий. Этот процесс знаменует собой действительно революционные изменения, как в области содержания, так и в области форм мышления. Именно высшие формы мышления, в частности логическое мышление, раскрываются в своём значении перед подростком.

Ум подростка, скорее, тяготится конкретным, и конкретные естествознание, ботаника, зоология и минералогия, отходят у подростка на задний план, уступая место философским вопросам естествознания, происхождения мира, человека и т.п.. Точно так же отходит на второй план интерес к обильным историческим конкретным рассказам. Место их теперь уже всё более и более занимает политика, которой подросток очень интересуется.

Наконец, со всем этим хорошо вяжется и то, что подросток в массе охладевает к столь любимому ребёнком в предпубертатном возрасте искусству, как рисование. Самое абстрактное искусство – музыка – самое любимое подростком.

В проникновении во внутреннюю действительность, в мир собственных переживаний опять решающую роль играет возникающая в переходном возрасте функция образования понятий. Слово есть настолько средство понимать других, насколько оно есть средство понимать самого себя. Слово с самого рождения есть для говорящего средство понимать себя, апперципировать свои восприятия. Благодаря этому только с образованием понятий наступает интенсивное развитие само восприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний. Понятие, являясь важнейшим средством познания и понимания, приводит к основным изменениям в содержании мышления подростка. Во-первых, мышление в понятиях приводит к вскрытию глубоких связей, лежащих в основе действительности, к упорядочению воспринимаемого мира с помощью, набрасываемой на него сетки логических отношений. Речь есть могущественное средство анализа и классификации явлений, средство упорядочения и обобщения действительности.

Слово, ставшее носителем понятия, является настоящей теорией предмета, к которому оно относится. Познавая с помощью слов, являющихся знаками понятий, конкретную действительность, человек раскрывает в видимом им мире заключенные в нём связи и закономерности. Но понятие не только приводит в систему и служит основным средством познания внешней действительности. Оно является также основным средством понимания другого, адекватного усвоения исторически сложившегося социального опыта человечества. Только в понятиях подросток впервые систематизирует и постигает мир общественного сознания.

Наконец, третья сфера, возникающая вновь в мышлении подростка в связи с переходом к образованию понятий это мир собственных переживаний, систематизация, познание и упорядочение.

Развитие мышления в подростковом возрасте

‘Особеннозаметные изменения происходят В развитии мышления.

Мышление является высшим психическим познаватель­ным процессом. Суть данного процесса заключается в порож­дении нового знания, на основе творческого отражения и пре­образования человеком действительности.

Мышление, как и любой психический познавательный про­цесс, имеет свои специфические характеристики и признаки (рис.2.1).

Особенности развитии когнитивной сферы подростка

Теоретическое мышление——

— один иЭ видов мышления, который направлен на от­крытие законов, свойствобъектов. Данный иид мыш­ления обычно отличают от мышления практического.

Логическое мышление

— вид мыслительного про­цесса, в котором используют­ся логические конструкции и готовыепонятия.

.’В подростковом возрасте прежде всего продолжает разви­ваться теоретическое мышле­ние. Используемые в младшем школьном возрасте операции Становятся формально-логиче­скими операциями, родросток в состоянии достаточно легко аб­страгироваться от конкретного, наглядного материала и рассуж­дать словесно. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опро­вергать, что свидетельствует о приоритетном развитей Унего логического мышления.

использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности воз­никают не сами но себе, а формируются и развиваются в про­цессе школьного обучения, при овладении знаковыми система-. ми, принятыми во многих современных науках.

Таким образом!одной из наиболее существенных особен­ностей подросткового возраста является то, что в процессе обу­чения ребенок осваивает на логическомуровне все мыслитель­ные операции J Поэтому неслучайно, характеризуя данную ста­дию развития мышления, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью разви­тия мышления в этомвозрасте является то, что постепенно от­дельные умственные операции превращаются в единую целост­ную структуру.

Особенности мышления подростка по сравнению с младшим школьником
Систематическая классификация основны» видов ощущений

В отличие от младших ШКОЛЬНИКОВ,у ребенка, достигшего под­росткового возраста, проявляется способность оперировать ги­потезами при решении интеллектуальных задач. Причем, стал­киваясь с необходимостьюрешить задачу, которая длянего яв­ляется новой, в большинстве случаев подросток стремится

Дистантные

Ощущения движения Ощущения равновесия

Рис. 2.1.Характеристики мышления

ощущении Ощущения боли

В ходе’своих исследований Ж. Пиаже предпринял попытку про­анализировать процесс решения подростками сложных мысли­тельныхзадач. С этой целью он проаел следующий эксперимент: детямбыло предъявлено пять сосудовс бесцветнымижидкостя­ми и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, котораядаст желтую окраску. Если лети младшеги нозраста смешивали жидкости в случайном порядке, методом проб и ошибок, топодростки действовали по-другому. Они по­пытались рассчитать возможные комбинациисмешения жидко­стей. После чет выдвигалигипотезы о возможных результатах ипланомерно их проверяли. Проведя практическую проверку сво-их Предположений,они получали результат, который был зара­нее логически обоснован.

(Следующая особенность развития мышления подростков заключается в способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суж­дениях. Благодаря этому у детей подросткового возраста отме­чается возникновение интересовк разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, полити­ческим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обоб­щенный взгляд на мир,т. е. у них происходит становление ми­ровоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.

Особенности развития когнитивной сферы подростка

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

курсовая 3 курс!.doc

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОССКВА

Государственное образовательное учреждение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Высшего профессионального образования

Московский городской педагогический университет

Кафедра педагогической и прикладной психологии

по теме: Особенности развития мышления

в подростковом возрасте

Студентка 3 курса

Глава I. Теоретический анализ мышление как одного из основных познавательных процессов в подростковом возрасте….………..………………5

1.1 Общее представление о подростковом возрасте……. . …..5

1.2 Мышление как один из основных познавательных процессов личности подростка……….…..…………………………………… …………. ……8

Глава II. Практическое исследование мышления в подростковом возрасте…………………………..………………………. ………………………….27

2.1 Исследование мышления в подростковом возрасте …………….…27

2.2 Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте……………………………….……………………… …………………….……34

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития познавательной деятельности ребенка. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления. Так как мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный процесс познания мира, свойственный только человеку, то очень важно развивать и исследовать развития мышления у детей на всем этапе обучения их в школе. В процессе обучения в школе совершенствуется, и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями и более сложными грамматическими формами речи.

Актуальность нашей работы состоит в том, что лишь в подростковом возрасте под влиянием обучения ученик начинает отмечать вероятность или возможность наличия или отсутствие какого-либо признака, той или иной причины, явления, что связано с пониманием того, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин. К подросткам приходит умение правильно рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно. И особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов также в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.

Предметом нашей курсовой работы являются познавательные процессы в подростковом возрасте.

Объектом нашего исследования является мышление, как основной познавательный процесс в подростковом возрасте.

Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития мышления в подростковом возрасте.

При этом перед нами поставлены следующие задачи:

1. Обобщить материал о подростковом возрасте

3. Рассмотреть мышление как один из познавательных процессов личности подростков.

4. Провести исследования мышления у подростков.

5. Составить рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте.

Гипотеза заключается в рассмотрении мышления как одного из основных познавательных процессов в подростковом возрасте.

Работа состоит из двух глав: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя три параграфа, в которых рассматриваем подростковый возраст, виды мышления и мышление как познавательный процесс в подростковом возрасте. Практическая часть состоит из двух параграфов один из которых практическое исследование, а второй – рекомендации по развитию мышления.

Глава I. Теоретический анализ мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте.

1.1 Общее представление о подростковом возрасте

Прежде чем обсуждать то, что характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, попытаемся определить, чем психологически отличается этот возраст от младшего школьного возраста, от юношеского возраста и от взрослых людей. От младшего школьного возраста подростковый (12 – 14 лет) отличается тем, что он фактически представляет собой начальный шаг на пути перехода от детства к взрослости. По этой же логике возрастного развития юность является заключительным шагом на этом пути и сама делится, как минимум , на три периода: ранний юношеский возраст (охватывает X – XI классы школы), средний юношеский возраст (включает первые годы жизни человека по окончание школы, с 17 – 18 лет до 22 – 23 лет) и старший юношеский возраст (охватывает годы с 23 – 24 до 28 – 29 лет). За пределами 30-летнего возраста начинается длительный период взрослости. [4]

Подростковый возраст – характеризуется усилием независимости детей от взрослых людей, причем во всех сферах поведения. Подросток гораздо более независим и менее податлив внешнему психологическому влиянию, особенно со стороны взрослых людей, родителей и учителей. Эта независимость, однако, относительная и скорее напоминает негативистическую, вполне ещё детскую ассоциацию на слова и действия взрослого человека, чем взвешенный самостоятельный поступок.

Подростковый период характеризуется повышенным вниманием ребенка к самому себе, к своей внешности, к самопознанию и к самовоспитанию. Подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как вполне достойно, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую личными реальными недостатками, от которых необходимо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он по-детски преуменьшает свои недостатки.

Существенное отличие подростков от младших школьников можно усмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если младший школьник в своем поведении и внутренних регулятивных установках ориентирован на социальные нормы, задаваемые взрослыми, и практически ещё не реагирует на внутригрупповые возрастные нормы (те, которые устанавливают его сверстники), то подросток в этом плане ориентирован на сверстников, причем нормы поведения для него существуют не только в персонифицированном виде (как задаваемые авторитетными сверстниками или более старшими детьми, выступающие в роли лидеров), но в так называемой социализированной форме.

[1]

Персонифицированной называют социальную норму, ввязываемую в сознании данного человека с другим лицом, которое утверждает эту норму и требует её соблюдения. Так младшие школьники принимают и выполняют нормы, персонифицированные в личности учителя, родителя, директора школы. Каждая такая норма является императивом для младшего школьника именно потому, что она исходит от авторитетного для него человека. Социализированной называют норму, которая в сознании человека не связывается с требованиями отдельных лиц, а представляется как общее правило, принятое людьми, не зависимо от того, что по этому поводу думают отдельные личности. Социализированная норма существует в так называемой безличной форме. Такими являются , например, нормы права, морали, правила поведения, принятые в обществе.

Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах, нормы, которых нет не в младшем школьном возрасте и не в характерных для юношей, тем более – взрослых людей. Хотя такие нормы уже не являются персонифициронными, но в тоже время они еще не полностью оторваны от определенного разделяющего их круга людей, т.е. по существу выступают переходные от детства к взрослости.

Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию, характерное для подростков, порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Возникает то, что в социальной психологии называется полоролевой идентификацией. Это явление характерно не только для отрочества, но и для ранней юности. От младших школьников подростков отличает также переход от игровых к реальным социальным ролям. Если младшие школьники ведут себя в жизни непосредственно и естественно, то подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту.

Таким образом мы можем сказать о том что в период подросткового возраста у детей формируется полоролевая идентификация, они начинают усиленно проявлять свою независимость от родителей, у подростков начинают формироваться социальные нормы.

1.2 Мышление как один из основных познавательных процессов подростков

Поставив вопрос о специфике подросткового мышления и о мышлении как об основном познавательном процессе личности подростка, нельзя не упомянуть о возникновении новых отличающихся от свойственных ребенку способов познания окружающей действительности.

Психологические исследования подтверждают, что подобные изменения содержания школьных программ опираются на определенные качественные и количественные новообразования, характеризующие мышление подростка и его способ видения мира. Ж Пиаже определил абстрактное мышление подростков как мышление на уровне формальных операций. Он считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве. Большинство современных работ по изучению когнитивного развития исходят из идей Ж Пиаже. [16]

Развитие формального мышления в подростковом возрасте.

Мышление на уровне формальных операций включает в себя размышления о возможностях, а также сравнение реальности с теми событиями, которые могли бы произойти или не произойти. Подростки проявляют все большую склонность относиться ко всему, как просто к одному из вариантов возможного. Мышление на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Оно предполагает манипулирование не только известными элементами, которые можно проверить, но также вещами, противоречащими фактам («Давайте предположим, просто ради обсуждения, что…»). У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть.

9 загадок, которые помогут развить нестандартное мышление у подростков

Сегодня креативность – одно из важных качеств в разных профессиях. А в будущем способность мыслить нетривиально станет маст-хэвом всех и каждого. Реформы школьного образования не подразумевают смену системы обучения, а, значит, дети и дальше будут учиться по принципу «выучил-рассказал-забыл». Родители в силах дать ребенку недостающее обучение и развить нестандартное мышление.

Если рассмотреть, как развивается воображение у детей, мы увидим, что фантазия играет очень важную роль в жизни дошколят. Благодаря ей малыши выражают свои эмоции, страхи и впечатления – например. В рисунках или игре. С возрастом появляются другие возможности выражать свои эмоции. А стандартная система школьного образования, которая в основном требует заученного материала, а не креативного мышления, заключает фантазию в рамки шаблонов. Поэтому так важно знать, как развить нестандартное мышление у подростков.

Чтобы развить креативное мышление у ребенка старшего возраста, поиграйте с ним загадки. Ниже представлены нетривиальные формы вопросов, которые помогут детям подросткового возраста поупражняться в развитии нестандартного мышления, способствовать расширению их лексического диапазона и словарного запаса. Проводите их, когда подросток не занят другими делами, чтобы избежать интеллектуального перегрузки.

Как развить нестандартное мышление у подростков: порядок действий

  • Объясните подростку (подросткам, если у вас в гостях друзья вашего сына или дочери), что вы собираетесь прочитать вслух какую-то странную историю-загадку, а они должны, подумав, высказать предположение о том, что же в ней происходило на самом деле.
  • Подростки могут задавать вопросы об истории, но вы можете отвечать только «да/нет/возможно».
  • Прочитайте одно из таких описаний (загадок) и убедитесь, что молодые люди поняли его.
  • Первый ребенок, который угадает, что произошло, становится победителем.
  • Вы можете позволить подросткам работать в парах, тройках или в команде, чтобы обсуждать ситуацию и помогать друг другу.

Как развить нестандартное мышление у подростков: истории-загадки

1. Среди пшеничного поля нашли мертвого мужчину, который крепко сжимал в руках спичку. Почему он умер?

2. Когда Гарри приходит домой, он обнаруживает мертвую Лизу, лежащий в луже воды, и Тома, который спокойно сидит в кресле. На полу разбросано битое стекло. Тома не обвинили в убийстве. Почему?

3. Женщина живет на 30-м этаже здания. Когда она возвращается домой с работы, то обычно доезжает на лифте до 21-го этажа, а затем поднимается по лестнице на 30-й. Однако, когда идет дождь, она всегда поднимается на лифте на 30-й этаж. Чем объясняется ее странное поведение?

4. Человек заходит в бар и просит у бармена стакан воды. Бармен выхватывает пистолет и направляет его на человека. Человек говорит «спасибо» и уходит.

5. На траве лежат пять кусочков угля, морковка и шарф. Никто не ставил их на траву, но есть вполне логичное объяснение, почему они там лежат. Почему?

6. У женщины было два сына, которые родились в одно и тот же время, в один и тот же день одного и того же года. Но они не были двойней. Как это могло произойти?

7. Однажды человек получил на почте посылку. Внутри была тщательно упакована человеческая рука. Он осмотрел ее, перепаковал, а затем отправил другому человеку. Второй человек также тщательно изучил руку, а потом отнес в лес и похоронил ее. Зачем они это сделали?

8. На рекламном плакате одной канадской медицинской компании изображены два дома ночью. В первом доме горели только два окна, остальные были темными. Во втором доме эти же два окна были темными, а остальные горели. Назовите две болезни (болезни), лекарства от которых рекламирует этот рекламный плакат.

9. Один получил свое имя за свои габариты, другой — за способность давать информацию, третий — за свою дислокацию, а четвертый и вовсе считает, что лучше оставаться инкогнито. А как зовут пятого?

Ответы

1. Мужчина летел в самолете с тремя спутниками. Мотор заглох, самолет начал падать. Пассажиры обнаружили, что на четырех всего три парашюта, и стали тянуть спички. Один из них вытащил короткую и вынужден был прыгать без парашюта.

2. Лиза — это рыба, а Том — кот. Лиза плавала в аквариуме. Том играл и опрокинул его.

3. Женщина была карликом и могла нажимать верхние кнопки лифта только с помощью зонта.

4. У человека была икота. Бармен понял это с его разговора, и направил на него пистолет, чтобы напугать. Это помогло, и икота прекратилась — человеку больше не нужна была вода.

5. Эти предметы использовали дети, когда лепили снеговика. Затем снег растаял.

6. Они были двумя из тройни (или четверни и т. д.).

7. Корабль потерпел крушение, и троих мужчин выбросило на мель на необитаемом острове. От отчаянного голода они решили ампутировать свои левые руки и съесть их. Они поклялись, что каждый из них потеряет левую руку. Один из них был врачом, и он ампутировал руки двум своим товарищам. Затем их спасли. Но врача связывала клятва, поэтому ему пришлось отрезать себе руку и послать ее по почте друзьям в качестве доказательства.

8. Бессонница и храп.

9. Речь идет о пальцах: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец.

Источники


  1. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.

  2. Мальцева, Т. В. Профессиональное психологическое консультирование / Т.В. Мальцева, И.Е. Реуцкая. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 144 c.

  3. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.
  4. Жизель, Аррюс-Ревиди Незрелые родители и взрослые дети / Аррюс-Ревиди Жизель. — М.: Питер, 2015. — 864 c.
  5. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
Развитие мышления подростков
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Мораль басни волк и ягненок

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here