Развитие творческой индивидуальности детей

Самое важное по теме: "развитие творческой индивидуальности детей" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Сайт ЦТДиМ Слоним. Учреждение дополнительного образования ЦТДиМ Слоним.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков в системе дополнительного образования через театральное и изобразительное искусство.

Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении учащихся. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения детей, особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности. Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию Белорусского народа и народов всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.

Учреждения дополнительного образования, являясь многопрофильными учреждениями внешкольного воспитания и обучения, предлагают детям и подросткам различные виды художественно-эстетической деятельности: сольное и хоровое пение, вокально-инструментальные ансамбли, игра на музыкальных инструментах, театрально-игровая деятельность (драматическая, музыкальная), хореография (народная, бальная, классическая, современного танца), фольклорные ансамбли, оркестры (струнные, духовые, народных инструментов), изобразительное искусство, народно-прикладное творчество и т.д.

Участие детей и подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными детьми, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо, чтобы все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования были направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей учащихся, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.

Особое место в системе дополнительного образования отводится театрально-игровой деятельности детей и подростков. С античных времен человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и общества. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра, как обособленного института, не существовало вовсе. Театральное искусство- универсальная воспитательно-образовательная модель. Ребята учатся плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевают навыками коллективного творчества. Основной язык театрального искусства — действие, диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле, что делает театральное искусство очень близким детям и подросткам, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Театр — синтетический вид искусства. Его участники погружаются в мир литературы, музыки, изобразительного и других искусств. Основной целью театрально — игровой деятельности детей и подростков являются: подарочный сертификат запорожье

• помощь ребятам в процессе самопознания и саморазвития максимально раскрыть их творческие возможности;

• активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания;

• помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

Основными задачами, которые ставят перед собой руководители и педагоги театрально-игровой деятельности детей и подростков являются:

• гармонически развивать природные способности учащихся средствами всех видов искусств;

• приобщать к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы;

• обучать навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики;

• формировать представление об элементах выразительности профессионального театрального искусства, основываясь на игре;

• выявлять наиболее способных ребят к дальнейшему профессиональному обучению театральному искусству.

Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре эффективных жизненных ситуаций способствует интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков. Детям очень нравится перевоплощение, исполнение многообразных ролей. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, и создаются условия ближайшего эстетического и духовного развития личности. Педагоги практикуют периодические просмотры, проходящие в раскованной атмосфере коллективной игры, направленные на выявление специфических для театрального искусства особенностей ребят и общего уровня их развития. С помощью коллективных игр, упражнений проверяется эмоциональность, интеллектуальность и эстетическое развитие ребят.

Не менее важным в системе дополнительного образования является развитие детского изобразительного творчества. В них дети и подростки, кроме рисования, лепки и т.д., учатся эстетическому отношению к жизни, развивают образное мышление. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдения окружающей среды, путешествий, экскурсий детей в природу пополняет их знание о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за свой родной край, за людей, труд которых создает прекрасное. Большое внимание уделяется рисованию с натуры, по памяти и представлению предметов декоративно-прикладного искусства. Отдельные предметы можно лепить из цветного пластилина, выполнять аппликации. Занятия лепкой развивают у детей чувство формы: ее пропорциональности, выразительности, чувственности, ритма.

Для активизации творческой деятельности детей, увлечения их искусством, развития интереса к предмету и оживления занятий незаменимы различные художественно-педагогические игры. Характер этих игр может быть различным. Для детей, на первом месте стоит эмоционально-художественное содержание в процессе игры. Поэтому подбираются ролевые и имитационные игры, направленные на переживание образного содержания – игра активизирует воображение, интерес к предстоящей деятельности. Часто такой игрой на занятиях становится “ сказка”. Игры для детей – еще и возможность прикоснуться к сокровищнице мировой литературы. Особенно полезно разыгрывать с детьми на таких занятиях сказки народов мира, сопровождая или предваряя игру знакомством с обычаями и традициями живущих там людей.

Основным принципом изобразительного творчества должно являться развитие в воспитанниках творческой индивидуальности. Рисунки детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести ребят к правдивому изображению жизни, умению сравнивать изображение и предметы. Занятия целесообразно сочетать с различными экскурсиями: в музеи, к памятникам архитектуры, просто в природу. Изучение памятных мест родного города, истории своей страны, встречи с ветеранами труда, ветеранами Великой отечественной войны способствует отражению в художественном творчестве ребят всех возрастов многообразных интересных тем. Посещение художественных музеев, выставок работ художников помогает лучше узнать прошлое своего народа. Этот путь нравственного и эстетического развития позволяет воспитывать детей и подростков подлинными патриотами своей Родины.

Читайте так же:  Счастье деньги любовь

Связь с жизнью – важнейшая сторона содержания обучения искусству. Явления искусства должны постепенно помогать ребенку глубже чувствовать и понимать собственную жизнь, свои связи с окружающим миром, семьей, друзьями, с обществом, с человечеством в целом. Эмоционально – образное развитие ребенка невозможно без погружения в деятельность всех искусств. Ребенка нужно постепенно привести к мысли, что искусство не просто изображает или украшает мир, а выражает “а значит и строит отношения к этому миру. Осознается как отношение к природе, так и к человеческому обществу. В душе ребенка этот процесс должен постепенно вырастать в строительство личного отношения – через связь проживания образов искусства с собственной жизнью. И вживание это должно незаметно строить шаг за шагом его отношение к миру”. [1]

Немалыми возможностями этот вид художественно-творческой деятельности дополнительного образования располагает для профориентационной работы. Участие в тематических конкурсах, выставках, ознакомление с творчеством великих художников, с творческим процессом в мастерских известных художников могут стать началом большого творческого пути становления будущего художника, архитектора, скульптора, дизайнера, учителя рисования.

Стимулом к дальнейшему развитию детского и подросткового творчества всегда служат выставки. Уже стало традицией в системе дополнительного образования к знаменательным датам нашей страны открывать выставки рисунков ребят, которые подводят итог их творческих поисков. Участников — юных художников — объединяет поэтическое видение мира, умение найти зримую, реалистическую деталь даже в самом фантастическом сюжете. Коллекции их работ отмечаются дипломами, грамотами. Стали уже традиционными районные, областные и республиканские конкурсы на лучшую композицию, лучший плакат, рисунок на асфальте. Конкурсы рисунка на асфальте становятся праздником творческого общения детей и подростков разного возраста, знакомства с работой ребят других творческих объединений.

Художественное начало есть в каждом ребенке. И педагогу необходимо видеть в художественно-творческом начале две стороны — социальную и нравственную — и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, он открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает его, подводит к пониманию лучших образцов большого искусства и, следовательно, к более глубокому пониманию мира. А познание радости творческого процесса в коллективе детей и подростков становится основой нравственного воспитания — воспитания личности.

Неменский Б. М. Педагогика искусства. М. “Просвещение”, 2007.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.
методическая разработка на тему

Вложение Размер
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. 56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ.

Козлова Татьяна Владимировна

Человечество действительно нуждается в

чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах.
Если это так, то откуда они возьмутся?
Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации

В.П.Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист

Уважаемые взрослые, взгляните, пожалуйста, внимательнее на своих детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед вами уникальный, одаренный ребенок? Педагогам было бы гораздо легче, если бы одаренные дети имели от рождения особую метку, но в реальной жизни этого нет. И совершенно очевидно, что само понятие «одаренность» расплывчато. Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды.

Детство — пора жизни, имеющая высочайшую самостоятельную ценность. Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уже теперь уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил. Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у растущего человека.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. В этом смысле дворцы творчества, центры развития творчества детей и юношества имеют уникальные возможности, здесь дети могут попробовать свои силы в различных областях деятельности, активно вовлекаясь в групповые занятия музыкой, хореографией, сценическим искусством и, безусловно, изобразительным искусством.

Трудно переоценить значение изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества в выявлении одаренности у ребенка. Занятия изобразительным искусством помогают вовлечь ребенка в собственное творчество, активизировать детское мышление, развивать и формировать зрительное восприятие, воображение, фантазию.

Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний об окружающем мире, что, в свою очередь, влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению мировоззрения ребенка.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Чаще всего одаренные дети перегружены дополнительными занятиями, и сохранение их здоровья является первостепенной задачей педагога. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник у педагога есть возможность применения здоровьесберегающих технологий. Так, с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника кляксография) дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, при этом имеют возможность осуществить своеобразную дыхательную гимнастику.

Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными техниками рисования. Сначала у детей возникает интерес к движению красок на листе бумаги, к следам, оставляемым на бумаге с помощью штампов или рук, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение, иногда даже непохожее на то, что мы, взрослые, привыкли видеть в обычной жизни. Так проявляется детская одаренность. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.

Читайте так же:  Признаки булимии у девушек

Современные художественные техники, многообразие нетрадиционных художественных материалов способствуют развитию неординарного мышления. Воображение и фантазия — важнейшая сторона жизни одаренного ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у таких детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных мыслей, обид, снимает нервное напряжение, страхи, которым зачастую подвержены одаренные дети.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки. Вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику кляксография. Использование в работе с одаренными детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.

К сожалению, школьное образование предлагает детям минимальный стандартный набор художественных материалов и ограниченный круг художественных техник для уроков изобразительного искусства, что сдерживает активацию творческих возможностей одаренных детей и отрицательно сказывается на выразительности детских работ в целом. На настоящем этапе задача активации творческих способностей детей приводит педагогов дополнительного образования к необходимости поиска новых способов художественного выражения.

Исследователи Т.Г. Казакова, В.Б. Косминская, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова и другие специалисты рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, — а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем использования мягких материалов: сангины, соуса, пастели, угля.

Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать пальчиком, использовать вместо кисточки колосок или лист рябины, поролон, ватные палочки и т.д.). Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности, которая так важна для одаренного ребенка. У него сразу возникают вопросы: «Чем еще я могу рисовать? «Что я могу этим материалом нарисовать?».

Именно в раннем возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, выявление его уникальности.

В дополнительном образовании на первый план выходит личность ребенка. Такой подход ставит во главу работы индивидуализацию как совместную деятельность педагога и обучающегося по развитию того особенного, единичного и неповторимого, что заложено в данном ребенке от природы и приобретено им в жизненном опыте.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает разработку и реализацию специальных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных

[1]

технологий. Одной из наиболее удачных технологий, позволяющих осуществлять реализацию инновационной деятельности в работе с одаренными детьми в области изобразительного искусства, является артпедагогика (арттерапия).

Арттерапевтические методы и приемы занимают в комплексе средств, направленных на развитие творческих способностей, сохранение и восстановление здоровья одаренного ребенка место, достойное их значимости. В некоторых случаях арттерапия может быть использована в дополнительном образовании как инструмент развития определенных психологических и личностных (неординарных) качеств обучающихся. Элементы арт-терапии с успехом используются на занятиях с одаренными детьми и способствуют их творческому самовыражению, вызывают у детей положительные эмоции. В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Это особенно важно для детей, которые не могут «выговориться», потому что выразить свои фантазии в творчестве легче, чем о них рассказать.

Для методов арттерапии характерно то, что в центре внимания находится не столько продукт творчества ребенка, сколько конкретная и уникальная личность автора с ее потребностями, мотивами, ценностями и стереотипами.

Через работу с нетрадиционными художественными материалами развиваются блокированные или слаборазвитые системы восприятия ребенка. Чем лучше ребенок научится выражать себя, тем полноценнее будет его ощущение себя неповторимой личностью.

Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами — песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать «нужную» краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение. Дети играют с красками, восковыми карандашами, крупами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Они могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Детские творческие работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.

Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.

Понятно, что составляющая термина «арт» акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, вхождение в образ, формообразующие движения, сочинение историй, элементы театрализации, что помогает развивать в одаренном ребенке ценные социальные навыки, способность принятия самостоятельных решений, формирует умение высказывать собственное мнение и выслушивать альтернативное, повышает самооценку и ведет к усилению личной идентичности одаренного ребенка.

Основные принципы занятий с элементами арттерапии:

  • поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ «Я»;
  • говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
  • отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
  • не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
  • не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
  • применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества.

Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Работа с одаренными детьми невозможна без хорошей подготовки педагогов и их желания творить. Дополнительное образование — составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребенка, а не учебные программы в своем формализованном виде.

«Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А зажечь может лишь тот, кто сам горит», — гласит древняя мудрость.

Читайте так же:  Как выйти из стресса и депрессии

Инновационный подход в развитии индивидуальности и творческих способностей детей через театрализованную деятельность

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Театрализованная игра – один из видов игры, в котором дети способны самовыражаться, развивать творческие способности и умение реализовываться. А также в театрализованной игре происходит личностное развитие и воспитание индивидуальности.

[3]

«Все начинается с детства»… Эмоциональные впечатления – это те впечатления, которые человек проносит через всю жизнь, это самые сильные впечатления. Они учат любить и ненавидеть, быть преданными и внимательными, сопереживать и творить добро. А ведь именно в дошкольном возрасте, в эмоциональном развитии «ничего не остается бесследным». Именно поэтому на протяжении четырех лет шаг за шагом, мы планомерно, целенаправленно выстраивали работу по эстетическому развитию, используя не только общепринятые приемы и методы, но и собственные инновационные разработки в этой области, которыми хотим поделиться в данной статье.

Цель нашего проекта максимально раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуникативным со сверстниками и взрослыми.

Задачи, которыми мы руководствовались, работая в данной области:

  • развивать у детей желание участвовать в творческих проектах;
  • развивать творческие способности ребенка;
  • развивать интерес к постановке и умение вносить идеи в соответствии с поставленными задачами;
  • пробовать себя на различных ролях, используя навыки театрального мастерства;
  • прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, русским народным и литературным сказкам;
  • развивать личность ребенка, формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры;
  • совершенствовать навыки воплощения в игре определенных переживаний;
  • развивать патриотические чувства, нравственное воспитание (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа);
  • развивать способность у детей воспринимать художественный образ, изображать его;
  • создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • улучшить психологическую атмосферу в группе, выйти на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Инновационная идея заключалась в том, что в решении этих задач нам помогали родители, а именно, когда дети не имели достаточно знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступали воспитатели, а артистами были родители, а в старшем дошкольном возрасте режиссерами, постановщиками, артистами и декораторами были сами дети.

В этой статье мы хотим поделиться опытом проделанной работы, ее организацией и проведением.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В младшем дошкольном возрасте чтобы заинтересовать родителей работой в области эстетического развития детей, перед родительским собранием мы решили попробовать инновационный метод – выступление их детей для них с инсценировкой русской народной сказки «Репка». Задействованы были все дети – использовалось не только художественное слово, но и элементы народного фольклора и танцевального искусства. При постановке пользовались материалами народного наследия – русские народные мелодии, песни, танцевальные движения, да и сами герои. В подготовке этого проекта «В гостях у сказки» мы старались развить желание у детей перевоплощаться в сказочных героев и передавать их характер, проявляя свои творческие задатки и развивая способности. После этого представления родители были под впечатлением и мы предложили им самим попробовать себя в роли участников.

На первом этапе нам удалось привлечь пять родителей их двадцати. Они попробовали себя в роли артистов на Новогоднем представлении после новогоднего утренника, которое было организованно в группе, когда зрителями были их дети. Инновационность идеи заключалась в том, что несколько сказок объединились в единый сюжет. Для себя мы назвали это «Новогодние попурри». Уже дети были в восторге от увиденного. Родители для них предстали в абсолютно новом образе – в образе тех эмоций и впечатлений, которые понятны только детям, при помощи которых они развиваются и набираются жизненного опыта. Праздник прошел, а след в душе ребёнка остался благодаря мамам и папам и проделанной работе. Родители сумели установить особый контакт со своими детьми – контакт душевности и теплоты, контакт доверительности и откровенности благодаря испытанной эмоциональности.

Мы поняли, что нельзя останавливаться и решили более углубленно заняться этой работой и ее исследованием.

Исследовательскую работу мы отразили в графиках.

Уровень развития детей по эстетическому воспитанию

Уровень развития детских способностей и активности в творческих проектах

Сравнительный анализ активного участия родителей в художественно-театрализованных постановках

Следующим этапом работы была постановка русской народной сказки «Заюшкина избушка», с которой дети 4 – 5 лет выступили перед детьми нашего детского сада. Мы стремились, чтобы ребенок отождествлял себя с полюбившимся образом, перевоплощался в него, жил его жизнью, так как это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотели подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контроля за своим поведением. Таким образом, для себя мы решили одну из поставленных задач.

Перед выбором следующей для себя постановки родители с большей заинтересованностью и активностью подошли к выбору материала. Если в первой постановке использовались костюмы сказочных героев из ателье детского сада, то для этой постановки родители разработали эскизы, осуществили их в костюмы, тщательно и продуманно подбирали атрибуты, делали декорации. Мы остались в роли режиссеров, музыкальных постановщиков и постановщиков световых эффектов. Если первая постановка – попурри двух сказок, то вторая – трех. Если первая постановка – актеры только родители, то во второй были задействованы и их старшие дети.

Старший дошкольный возраст – это когда дети уже приобретают определенный багаж знаний и умений. И наша работа вышла на новый уровень. По образцу телевизионного шоу «Минута славы» мы подготовили аналог. Этому предшествовала огромная индивидуальная работа. Было учтено все – желание детей, навыки, приобретенные на занятиях дополнительного образования и кружках, индивидуальные склонности и т.д.

В этом проекте использовались все направления театрализованного искусства, эстетического и спортивного мастерства. Дети придумали себе названия команд, мы записали видео про номер. Родители переживали за номера детей, которые они представляли на этом проекте, они шили костюмы, подбирали музыку, консультировались у педагогов-профессионалов. Это было зрелищное и увлекательное шоу, в котором «выиграли» дети. Они научились преодолевать себя, впервые попробовали себя в роли режиссера, стремились к победе, переживали за себя и радовались за победу друзей.

Читайте так же:  Дородовая депрессия беременных

Родителей было невозможно остановить: они стали самостоятельно ставить спектакли и показывать детям вместо приглашенных театральных трупп; выступали на садовских мероприятиях. Их количество с каждой постановкой увеличивалось: от 5 в младшей группе до 13 к старшему дошкольному возрасту. Увлечены постановками стали и папы, бабушки и дедушки.

Самой высокой оценкой нашей деятельности – стал экологический досуг «Пусть нарядней будет наша Земля». Помимо того, что он нес нравственную направленность, дети достигли высокого творческого мастерства и активности.

– Ребенок стал “режиссером” (идеи досуга высказывали дети, придумывали своих героев, высказывались о музыкальном сопровождении досуга);
– ребенок стал “профессиональным актером” (развились коммуникативные способности, эмоциональность, чувствительность, развивается способность самоконтроля, ребенок овладевает вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя);
– ребенок стал “активным зрителем” (развилась наблюдательность, устойчивое внимание, умение анализировать и умение высказывать свое мнение);
– ребенок стал “декоратором” (научился изображать впечатления на бумаге, у него развились художественно-изобразительными умения, чувство цвета, формы в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом).

А самое главное, дети и родители вышли из детского сада сплоченными, дружными, активными и благодарными нам за проделанную работу.

Таким образом, мы сделали для себя вывод – если проводить углубленную работу по эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей совместно с родителями, они начинают ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство искусства и жизни.

Сценарии: (Приложение)

  • Сценарий показа русской народной сказки «Репка».
  • Сценарий показа русской народной сказки «Заюшкина избушка».
  • Экологический досуг «Пусть нарядней будет наша Земля».
  • Новогоднее попурри встречи Нового 2008 года.
  • Новогоднее попурри по встречи Нового 2009 года.
  • Новогоднее попурри по встрече Нового 2010 года.

Развитие творческой индивидуальности детей

Работа предназначена для учителей, слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников гуманитарного цикла, родителей.

Лучше учить, лучше воспитывать – настоятельное требование времени. Эффективность педагогического труда во многом зависит от того, насколько каждый учитель познаёт свои возможности в совершенствовании учебного процесса.

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.

Ребёнок, как и взрослый человек, стремится выразить своё «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребёнок рождается с творческими способностями, и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся. «Но, как показывает практика,- отмечает О.Н. Дьяченко,- такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности».

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я».

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приёмы, применяемые учителем в ходе обычных уроков, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: «Это способности находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Таким образом, следуя этой формулировке, критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.

Соответственно и творческая познавательная деятельность учащихся есть самостоятельный поиск, создание и конструирование чего-то нового.

Следовательно, основным критерием творчества в познавательной деятельности ученика являются: самостоятельность (полная или частичная); поиск и подбор возможных вариантов движения к цели.

Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученных знаний, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, к самостоятельному поиску, наконец, без воображения и эмоций.

Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образованность. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей учащихся предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Важным приёмом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. Вот почему специальные уроки творчества лучше начинать с чего-то необычного для учащихся.

В ходе работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Как правило, выделяют три уровня: начальный (учащиеся называют готовые, существующие в природе материалы и явления), средний (предлагают предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека) и высокий (он основан на образном восприятии и максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению).

Очень важно для мышления образное восприятие. Именно оно помогает нам при чтении и понимании поэзии, прозаических литературных произведений, описаний исторических событий и т.д. Не случайно мы говорим об образной памяти или образном восприятии. При этом «в образе» неразрывно слиты восприятия внешнего вида предмета, способ действия с ним, знание и отношение человека к этому предмету. «Образ – всегда обобщение… а не наглядная иллюстрация, не фотоснимок с реальности». Полезно познакомить учащихся с конкретными и абстрактными образами. Для этого школьникам предлагается, например, последовательно представить: кошку, которая умывается; лесную поляну в солнечный день; ощущение весны. Этот приём помогает почувствовать разницу между внешним, событийным описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением самого человека. От образа к образу возрастает потребность творящего в подборе определённых слов и понятий, которые могли бы наиболее полно передать субъективное восприятие данного образа.

Умение находить в образе неповторимые черты и в то же время «схватывать» главное- качества, которые сродни интуиции. Сегодня всё больше говорят об интуитивных процессах в творчестве, о необходимости доверять догадке, предчувствию.

Конечная цель определена так: общее развитие и формирование качеств творческой личности, расширение кругозора учащихся. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей.

Поддерживать способности ребёнка к творчеству и проявлять сочувствие к ранним неудачам, избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребёнка.

Помочь ребёнку учиться строить его систему ценностей не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями.

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остаётся один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.

Читайте так же:  Первая помощь при эпилепсии у детей

Помогайте ребёнку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного.

Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивая их творческую активность. Следовательно, необходимо избрать прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей.

Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Обычно учащиеся, показывая свои работы, смущаются, начинают со слов: «У меня плохо получилось»; «Я лучше не буду сдавать работу – у меня, наверное, всё неправильно». Иногда эти слова соответствуют истине. Но часто за ними скрывается иное содержание: ребёнку кажется, что он сделал работу хорошо, но он сознательно снижает впечатления от работы, надеясь, что учитель всё равно заметит и, возможно, приятно удивится тому, как удачно выполнено задание. Это- ложная посылка и ложное восприятие.

[2]

Уже на первых творческих уроках следует объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно. Школьники должны сами отказаться от заниженной самооценки на творческих уроках. Для этого можно ввести систему шутливых штрафов: за каждую фразу «Ой, у меня не так…» учитель назначает штрафное очко. На последующих уроках эти штрафы не только останавливают забывчивых, но и служат своего рода предупреждением для остальных: любите то, что вы делаете.

Отношение учителя к результатам детского творчества — тема очень обширная. На начальном этапе должно преобладать бережное отношение к тому, что создаётся детьми. Возможно, на первых творческих уроках стоит полностью отказаться от критики, выбрать позицию ценностного отношения к творчеству учащихся. В дальнейшем, когда закрепятся доверительные и открытые взаимоотношения между учителем и школьниками, можно (и нужно) сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей. Следует лишь помнить о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как она может сформировать у учащегося неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку.

Обращенность социального развития к человеку побуждает считаться с его потребностями и искать методы обучения, естественные для каждого периода развития ребёнка. В восьмых, девятых классах наступает пора нравственного самоуглубления. В это время происходит стремительный рост творческого воображения. Получать знания не в готовом виде, а в процессе решения существенных и интересных для ученика задач стало краеугольным камнем обучения. Поэтому в моей работе используются перцептивные, логические, гностические методы обучения, методы контроля и самоконтроля.

К приёмам, активизирующим интеллектуально-волевую сторону в старших классах творческой деятельности, относится работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, человек использует производное ассоциирование, что составляет основу его мыслительного и творческого процесса.

Вспомним цитату из «Евгения Онегина»: «…Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились отличить…» К сожалению, большинство наших школьников тоже страдают этим «синдромом Онегина». Но запомнить чередование ударных и безударных слогов в данных стихотворных размерах не так уж сложно, если обратить внимание на то, что в слове хорей ударение падает на второй слог, а в стопе хорея на первый. В слове ямб ударение падает на первый и единственный слог, а в ямбической статье – на второй. Таким образом, учащиеся запоминают, что хорей – это двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на нечётные слоги (1, 3, 5…), а ямб – двусложный стихотворный размер, ударение в котором падает на чётные слоги (2, 4, 6…).

Какие же конкретно формы деятельности учителя должны прививать своим ученикам? Установлены ли вообще такие формы?

Различные формы работы, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таят в себе огромный потенциал для развития творческих способностей у детей (и фронтальные, и групповые, и индивидуальные).

Невозможно включать всех учащихся в одинаковую работу, необходимо давать задания, приспособленные к уровню их творческого развития и потенциальных возможностей.

— Работа с рисунками (изобразить то, что учащиеся представляют, например, в графике. Рассказать, что такое графика как вид изображения и т.д.).

Такие формы организации учебной работы расширяют кругозор учащихся, появляется возможность проявить себя в определенном направлении, открываются новые стороны личности ребёнка, повышается интерес к учению.

Все названные выше приёмы направлены не только на активизацию творческих процессов у одарённых детей, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся.

Таким образом, деятельность педагога заключается прежде всего в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды творчества.

Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. – 1998. — № 4. – С. 18-37.

Жуков Т.М. Развитие человека есть развитие его творческих способностей. // Одаренный ребенок. – 2006. — № 1. – С. 46-51.

Максимова С.И. Вопросы формирования творческой личности ребенка в теории и практике семейного воспитания конца XIX – начала XX века. // Одаренный ребенок. – 2006. — № 2. – С. 9-13.

Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как условие акмеологически задаваемого развития. // Мир психологии. – 2006. — №4. – С. 174-180.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. тр. / Свердл. инж. – пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 160 с.

Источники


  1. Ван, Пелт Н. Найти и удержать / Ван Пелт Н.. — М.: Источник Жизни, 2002. — 971 c.

  2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.

  3. Корнева, Людмила Нужны ли нам мужчины? Для умных женщин: замужних, еще незамужних и уже незамужних. Мужчинам читать не рекомендуется / Людмила Корнева. — М.: БХВ-Петербург, 2006. — 128 c.
  4. Хорсанд, Диана 20 самых глупых ошибок, которые совершают семейные пары / Диана Хорсанд. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 224 c.
  5. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.
Развитие творческой индивидуальности детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here