Ребенок с сдвг в школе

Самое важное по теме: "ребенок с сдвг в школе" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Ребенок с сдвг в школе

Как школа может помочь ученику с СДВГ

По материалам статьи
«How Schools Can Help»
Автор — Caroline Hensby:

http://www.adders.org/info16.htm

Перевод — СДВГ мама

Когда ребенок с СДВГ достигает школьного возраста, появляется множество проблем, которые нужно учесть, чтобы позволить ребенку полностью реализовать свой потенциал. Эти дети нуждаются в четко заведенном порядке. Не очень-то хорошо помещать их в класс, в котором постоянно меняются учителя: дети будут не в состоянии справиться с постоянным изменением привычного им порядка. При их обучении следует использовать наиболее понятные им методы. Им легче учиться руками, осязая предмет. Поэтому лучше как можно больше использовать при обучении их руки, чем сажать их за первую парту, заставляя переписывать с доски или выслушивать массу фактов и подробностей, ожидая, что они все запишут и запомнят.

Ниже приведены 10 основных пунктов, которые школа может легко осуществить, чтобы помочь детям с СДВГ:

10 немедикаментозных способов помочь ребенку с СДВГ

Миша влетел в дом, словно тайфун, схватил бутылку воды со стола, бросил на пол школьный рюкзак и пиджак и убежал обратно – во двор. «Стой!» — крикнула ему вслед мама и почти обречённо продолжила усталыми требованиями: «Надень пиджак. Возвращайся через полчаса – делать домашнее задание!».
«И как его учителя выдерживают этот натиск активности, если у трети одноклассников Миши доказанный СДВГ?!» – снова подумала Мишина мама – с большим недоумением.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: что скрывается за этими словами, если говорить просто?

Внимание: что же это на самом деле? Многие из нас автоматически знают это ощущение, когда мы уделяем чему-то всё своё внимание. Мы сосредотачиваемся на предмете, слушаем, смотрим и впитываем все характеристики и изменения. И надо признать, что даже для взрослых это не всегда лёгкий процесс.

Нам очень легко сосредоточиться на приятных или интересных вещах: волнующее кино, захватывающая книга, прогулка у моря с ласковым тёплым ветерком.

Однако уровень способности к сосредоточенности (т.е. к умению фокусировать и удерживать внимание) определяется в других ситуациях — КОГДА МЫ УМЕЕМ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА ВЕЩАХ НЕИНТЕРЕСНЫХ ДЛЯ НАС. Тест на способность к концентрации внимания – скучная лекция, унылый лектор, нелюбимый предмет в школе.

Давайте разберёмся, какие немедикаментозные способы помогают концентрировать внимание.

1.Удалите отвлекающие факторы

Шумные коридоры в школе, отсутствие тишины в классе и звуки с улицы могут отвлекать внимание ребёнка. Поэтому так важна правильная спокойная обстановка во время занятий — в классе и в школе в целом

Вы можете предложить ребёнку с СДВГ мобильные перегородки на стол парты, беруши, световой фильтр в виде очков. Это снизит восприимчивость к внешним раздражителям. Также эффективным средством остаются надувные балансировочные диски для сидения, которые снижают и скрип стульев при движениях сидящего на них ученика.

2.Постоянно тренируйте чувство равновесия

Главное слово при тренировках равновесия – ПОСТОЯННО. Сферы концентрации внимания и равновесия настолько тесно связаны, что неуклонно появляются всё новые и новые приспособления, чтобы ребёнок мог заниматься и одновременно удерживать баланс тела в изменчивой среде.

Используйте всевозможные способы для развития навыков равновесия. Это необязательно должны быть сложные тарзанки или полосы препятствий в игровых центрах или на площадках. Тем более что наилучший период для занятий на равновесие – это время непосредственно перед уроком.

Есть немало средств для тренировки равновесия в домашних условиях, среди которых и те, которые используются во время занятий за столом. Большой фитнес мяч, батут, балансировочная доска, надувная балансировочная полусфера, растяжка на ножки стола для балансировки ног во время сидения.

3.Постоянно тренируйте совместную координацию рук и глаз

Подбрасывать и ловить, но не мяч, а лёгкий шарф (!) Это намного легче для ребёнка, однако терапевтический эффект остаётся выраженным. Всего лишь 5 минут перед любыми занятиями, требующими концентрации внимания, и вы удивитесь положительному результату!

4.Правильное расположение стола и осанка

То, как расположено сидение стула, и какова осанка ребёнка во время занятий, играет не последнюю роль в готовности его организма к усилиям по фокусировки внимания. Используйте наклонное сидение стула, или специальную подставку на сидение – с воздухом внутри. Это приводит ребёнка в состояние повышенного внимания из-за активного наклона к столу и над ним.

Также эффективным способом для длительного чтения может стать кресло-мешок, которое мягко работает с проприоцептивной чувствительностью, предоставляя ребёнку полную информацию о положении его тела, тем самым убирая внешние раздражители (от непонимания «где я», которое часто испытывают дети с СДВГ или РАС).

5.Утяжелители и давление

Воздействие тяжестью на сенсорную систему приводит к уменьшению реакции на внешние раздражители и высвобождает силы для фокусировки внимания. К вашим услугам жилеты и пояса с утяжелителями, а также утяжелённая подушка на колени.

6.Перерывы в занятиях на сенсорную активность

Не просто перемены, непонятно, чем заполненные, когда ребёнок либо бесцельно бегал, либо оставался сидеть за столом или партой. Заполните перерывы в занятиях активностью с разным сенсорным воздействием.

Это могут быть игры с сенсорными коробками, в песке, с водой, с сумочкой, где собраны любимые сенсорные игрушки ребёнка (чётки, солдатики, коробочки). Или отвлечение с максимальной пользой для крупной моторики – детский спортивный уголок, гамак или кресло-мешок в качестве мата для валяния. Такие перерывы освежают способности ребёнка к фокусировке внимания.

Любой вибрационный массаж, или упражнения с самостоятельной вибрацией для детей постарше. Это будит внимание, тонизирует тело и улучшает концентрацию в ближайший последующий период.

Жевание жвачки, если ребёнок умеет не проглатывать её. Или использование подручных средств, которые можно сосать, жевать, кусать. Или специальные девайсы сродни прорезывателю зубов для малышей.

Любая возможность жевать для ребёнка с СДВГ может быть опробована как способ сконцентрировать внимание. И порой просто удивительно, как меняется способность ребёнка к концентрации на задаче только потому, что ему разрешили жевать во время занятия.

9.Займите руки, в том числе чаще рисуйте

Как бы вам не претила мысль об отмывании всего и вся от красок и фломастеров, лишать ребёнка возможности рисовать нельзя. Тем самым вы перекрываете ему путь и к улучшению способности сосредотачивать внимания.

Также к вашим услугам мелкие девайсы для занятых рук – чётки, резинки, губки, пластилин – в общем, всё что перебирается, мнётся, закручивается, растягивается и легко трансформируется прочими способами.

10.Глубокое дыхание

К вашим услугам мыльные пузыри всех форматов и любые духовые инструменты – от свистка и дудочки до губной гармошки.

Для уверенности в прогрессе в развитии вашего ребёнка, хотим напомнить, что УМЕНИЕ СОСРЕДОТАЧИВАТЬСЯ – это способность, КОТОРОЙ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ. Достаточно вроде бы небольших, но ежедневных шагов для тренировки по концентрации внимания, и ваш ребёнок будет демонстрировать явные успехи в течение длительного времени.

Kids Unity

Сайт о особых детях

Подростки с СДВГ

Что характерно для нормального развития подростка?

  1. Желание быть самостоятельным человеком и освободиться от родительской зависимости.
  2. Ощущение себя как личности.
  3. Умственное взросление.
  4. Формирование системы глубоких взаимоотношений со сверстниками.
  5. Открытие себя как сексуальной личности.
  6. Планирование будущего, размышления о дальнейшей учебе, профессиональной карьере и т.п.

Чтобы достичь этих целей, подросток зачастую восстает против родителей или других внешних авторитетов. Иногда он противопоставляет ценностям семьи ценности группы своих сверстников и пробует в той или иной мере различные виды непривычного и даже безответственного поведения.
Подростковый период со множеством характерных для него перемен труден для всех детей этого возраста и их родителей. Подростки, которые вдобавок к этому имеют с детства диагноз СДВГ или же были диагностированы только сейчас, сталкиваются с дополнительными проблемами, которые мы обсудим дальше.

1. Что происходит с детьми с СДВГ, когда они достигают подросткового возраста?

Многочисленные исследования показывают, что у большинства детей с СДВГ (78%) симптомы, характерные для СДВГ, наблюдаются и в подростковом возрасте. Проблема внимания и импульсивность (не думают о последствиях) выражены ярче повышенной двигательной активности, которая была присуща им в более раннем возрасте.

Читайте так же:  Педагогические формы общения

Симптомы СДВГ в соответствии с возрастом

Симптомы гиперактивности и импульсивности:

Раннее детство

Младший и средний школьный возраст

Подростковый возраст

* Бегает по дому и всюду лазит

* Много говорит, мешает

* Беспокоен , подвижен во время спокойных видов деятельности

* Прыгает по мебели

* Часто встает со стула

* Раздражает, докучает другим

* Встает со стула во время еды или когда ему читают книгу

* Мешает в разговоре

* Натыкается на предметы

* Попадает в неприятные ситуации

[1]

* Душевно неспокоен, менее гиперактивен

Расстройство внимания:

Младший возраст

Подростковый возраст

[3]

* Поведение не соответствует возрасту

* Ярко выражены учебные и социальные проблемы

* Легко отвлекается на раздражители

* Легко отвлекается на раздражители

* Ему трудно играть в соответствии с нормами

* Быстро бросает разные занятия

* Трудно удерживаться на чем-то одном долгое время

* Быстро меняет разные виды деятельности

* Трудно доводить до конца начатые задания

* Трудно доводить до конца начатые задания

* Концентрация внимания низка по сравнению со сверстниками

* Несобран, беспорядок в тетрадях

* Не обращает внимания на детали: правила игры, последовательность и т.д.

* Не слушает инструкции

* Незрел в плане самостоятельности: не может самостоятельно одеваться, убирать и т.п.

* Не слушает, кажется, что находится где-то далеко

* Есть проблемы в разных сферах жизни

* Заметны проблемы организации

* Не любит задания, которые требуют внимания

В подростковом возрасте основной особенностью СДВГ является отвлекаемость. Проблема подростка не в том, что он не слушает, а в том, что он обращает внимание на слишком многое одновременно или на то, чему вообще не должен бы уделять внимание (вместо того, чтобы слушать учителя, прислушивается к автомобильным гудкам на улице). Кроме того, остается проблема начать и закончить задание, обратить внимание на детали. Дополнительные проблемы — медленный темп работы или иногда слишком быстрый, например, в выполнении домашних заданий, что приводит в конечном результате к многочисленным ошибкам; со временем — душевная усталость и снижение качества работы.

У подростков с СДВГ наблюдается усугубление поведения, характерного для подросткового периода

  1. Стремятся к свободе и независимости.
  2. Непослушны, становятся причиной семейных конфликтов.
  3. Инфантильны.
  4. Импульсивны: говорят и делают не подумав, не хранят секреты, живут настоящим моментом, не умеют отложить удовольствие, не всегда говорят правду, расточительны.
  5. Не слушают, что им говорят.
  6. Забывчивы, не выполняют свои обязанности.
  7. Теряют важные вещи, неорганизованны, не ощущают время.
  8. Не умеют планировать заранее и соответствовать временному графику.
  9. Возникают проблемы домашней дисциплины: не учатся на своих ошибках; наказание не всегда эффективно.
  10. Легко разочаровываются, легко меняется настроение.
  11. Спорят, не берут на себя ответственность за свои поступки и т.д.

2. Есть ли дети, которым диагноз СДВГ ставится впервые в подростковом возрасте?

Для подростков, которых направляют на обследование только в этом возрасте, обычно характерно следущее:

  1. В основном проблемы внимания без гиперактивности
  2. Больше душевное неспокойствие, чем физическое
  3. Они обладают высокими интеллектуальными способностями, поэтому проблемы не были заметны, пока не возросли требования
  4. Большая поддержка со стороны семьи, что помогло ребенку справляться с трудностями в более раннем возрасте
  5. В этой группе выше процент девочек

3. Как помочь подростку с СДВГ?

Если проблема проявилась впервые только в подростковом возрасте, один из необходимых этапов – это всестороннее обследование у детского врача, специализирующегося и имеющего опыт в области невропатологии, возрастного развития или психиатрии. Обследование должно включать обстоятельную беседу с родителями и ребенком, использование вопросников по поведению, по необходимости — психологические и дидактические тесты, неврологическую проверку или оценку развития. Важно исключить такие факторы, как предшествующее повреждение мозга, проблема сна, эндокринные проблемы, воздействие токсичных веществ, аллергия, спазмы, астма, проблемы щитовидной железы и т.д.

Каким бы ни было лечение, важно уважать подростка и его потребности. Это означает, что при планировании лечения необходимо приспособить его к потребностям подростка, а не вынуждать его приспособиться к программе лечащего специалиста.
Надо вовлечь подростка во все этапы лечения и во все решения, принимаемые вместе с родителями. Больше разговаривать и меньше поучать, не читать нотации и позволить принятие демократических решений, а также относиться к подростку на равных и менее властно. Этот подход должен соблюдаться врачом во время объяснения ребенку, что такое СДВГ, планирования лекарственного лечения и инструктажа родителей и учителей относительно ситуаций в школе и дома.

О чем важно, чтобы врач поговорил с ребенком?
— Объяснить, что диагноз СДВГ не означает, что подросток «ненормальный» или «больной».
— СДВГ – это хроническая проблема, которая длится всю жизнь, однако ее признаки с возрастом меняются.
— Физическое неспокойствие превращается в душевное неспокойствие, но проблемы внимания и склонность к импульсивности остаются без изменений.
— СДВГ влияет на все сферы жизни, не только на школьную деятельность, но и на отношения с друзьями, с родителями, на самооценку, настроение и даже на физическое здоровье.
— Человек не виноват в том, что у него есть СДВГ. Это неврологическая проблема, которая связана с химической деятельностью мозга. По всей видимости, это генетическая проблема, которая передается по наследству.
— СДВГ создает проблемы подростку, но нельзя использовать его как оправдание. Подросток по-прежнему несет ответственность за свои действия, несмотря на то, что у него есть объективные трудности. Особые условия, предоставляемые ученику в школе (т.н. соответствия в Израиле), не должны привести к изолированности ребенка и отношению к нему, как к особенному или ненормальному ребенку, напротив — они дают подростку возможность справляться с учебными заданиями на равных с его соучениками.

Лекарственние лечение:
Одного лекарственного лечения недостаточно для подростка с СДВГ. Разумеется, без биологической коррекции, которая становится возможной благодаря лекарству, подростку трудно преодолевать проблемы как в учебе, так и в социальной сфере, в семье, в плане самооценки — и вообще достичь успехов, связанных с развитием в подростковом возрасте, о чем говорилось в начале статьи.

Многие подростки отказываются принимать лекарства из-за естественного возрастного стремления в этом возрасте препятствовать любому внешнему контролю над их поведением, а также из-за их потребности чувствовать, что с ними все в порядке. Этот протест достигает пика в возрасте 12-15 лет, а затем стихает к 16-18 годам.

Долг врача – побеседовать с подростком и серьезно отнестись к его взглядам и опасениям. Иногда имеет смысл дать подростку почувствовать, что у него есть право наложить вето на прием лекарства, потому что парадоксальным образом подросток будет лучше взаимодействовать, если ощутит, что он контролирует ситуацию. Очень важно объяснить подростку, что такое СДВГ и каковы цели лечения, в отсутствие родителей, обратить внимание на те изменения, которые вызывает лекарство в неврологическом состоянии, а также на то, что оно не влияет на изменение личности. Можно объяснить ребенку, что стимулирующие лекарства обеспечивают мозг недостающими химическими веществами, что помогает лучше концентрировать внимание и добиваться больших успехов во всех областях.

Многие подростки стесняются, что над ними будут смеяться одноклассники, если узнают о лечении. Или же им неловко принимать лекарство от учителя в присутствии друзей. Или они опасаются, что лекарство изменит их личность, что они почувствуют себя странно или пристрастятся к нему. Некоторые видят в лекарстве часть контроля их жизни взрослыми.
В подростковом возрасте рекомендуется применять лекарства, действующие продолжительный период (8-12 часов).

Поддержка и консультация:
Родители нередко испытывают необходимость в консультации и инструктаже по поводу нормального взросления, СДВГ, родительского статуса и семейной динамики. Важно обсудить следующие вопросы:
— что значит быть родителями подростка с СДВГ, какие методы надо знать и применять;
— ожидания от ребенка должны соответствовать ситуации;
— как эффективно добиваться дисциплины и правильно решать школьные проблемы.

Поскольку основной интерес подростка – независимость от родителей, стоит избегать как слишком авторитарного, так и слишком либерального родительского отношения, и ввести более демократический подход в семье. Смысл состоит в том, что подросток постепенно получает больше свободы в обмен на проявление ответственного поведения.

Рекомендации родителям:
— Поддерживайте и поощряйте ответственное поведение, в качестве награды за успехи предоставляйте ребенку больше свободы.
— Разделите правила домашней дисциплины на то, что можно обсуждать, и на то, что обсуждению не подлежит (жестокость, наркотики, алкоголь).
— Будьте последовательны в применении наказания и санкций, когда нарушается одно из этих правил.
— Привлекайте подростка к участию в принятии решений по тем вопросам, которые можно обсуждать.
— Поддерживайте постоянную связь с подростком и выслушивайте его, когда у него есть потребность выговориться.
— Соблюдайте контроль и границы, когда это необходимо, например, по отношению к домашним заданиям и домашним обязанностям.
— Как можно чаще хвалите ребенка.
— Поощряйте ребенка строить свое «я» на своих плюсах и меньше акцентировать внимание на минусах.

Читайте так же:  Перейти в настройки конфиденциальности

Вмешательство в школе
Самые распространенные школьные проблемы в подростковом возрасте:
— Трудно закончить уроки
— Трудно готовиться к экзаменам; проваливаются на экзаменах
— Имеют проблемы организации
— Имеют проблемы в понимании изучаемого материала
— Не принимают участия в уроке, не просят помощи или объяснения от учителя
— Мешают в классе
— Пропускают уроки
— Иногда имеют трудности обучения

Эти проблемы приводят к низкой учебной успеваемости, конфликтам с учителями и родителями. Предоставление особых условий в классе (т.н. соответствия), адаптированная учебная программа и — по мере необходимости – коррекционное обучение могут улучшить эту сферу жизни подростка.

Какие проблемы сопутствуют СДВГ у подростков?
— В первую очередь – учебные проблемы
— Поведенческие расстройства
— Депрессия
— Страхи
— Наркомания
— Осложнения, связанные с хаотичными половыми отношеняими и/или без противозачаточных средств (нежелательная беременность, венерические болезни)
— Тики (реже)
— Пищеварительные расстройства (реже)

Неоходимо выяснить все эти вопросы и в случае необходимости направить ребенка на обследование (психо-дидактическое или эмоционально-душевное обследование, семейная терапия, лечение антидепрессантами, психиатрическое обследование и т.д.).

В заключение:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Симптомы, характерные для СДВГ, продолжают проявляться в подростком возрасте. СДВГ может повлиять на школьную успеваемость и самооценку, семейные взаимоотношения, втянуть подростка в рискованные действия и поступки.
Часть подростков диагностируется в более раннем возрасте, другим в силу разных причин диагноз ставится впервые только в подростковом возрасте.

Окружение (родители, педагоги, врачи и тераписты) должны быть чуткими к возрастным изменениям в физической и эмоциональной сферах и в мировоззрении. Необходимо привлечь подростка к активному участию в лечебной программе, чтобы повысить степень взаимодействия.

Детям, принимающим лекарства, в подростковом возрасте рекомендуются лекарства продолжительного действия. Поддержка и инструктаж родителей и школы относительно дисциплины и учебных проблем могут очень помочь в этих областях.

Подростковый возраст считается трудным периодом для детей и их родителей вообще и намного труднее для подростков с СДВГ. Правильное понимание, знание, лечение и помощь могут облегчить и улучшить жизнь подростка и его семьи.

Ребенок с сдвг в школе

Детский сад:

– Воспитательница (как сказал сын, не строгая, а грубая) терпеть его не могла. Он постоянно сидел наказанный (и на улице тоже), она его хватала за шкирку, обзывала придурком, трясла и т.д.

– Воспитательница просто игнорировала меня, даже не здоровалась. Поворачивалась спиной и уходила, а если я влезала с вопросом, она заявляла мне: «Ваш ребенок не вполне нормален, у вас ничего хорошего быть не может». Или: «Рекомендую вам посещать специализированное учреждение для неполноценных детей».

– У нас в саду вся группа такая (14 человек), а воспитатели «вешаются». А почему? А потому что не знают, не понимают проблемы, уверены в том, что такой хаос – не болезнь, а дефект воспитания! Считают родителей виноватыми, а себя – жертвами.

Поступление в школу:

– Диагноз в карте у ребенка был, поэтому завуч с врачом во французской школе меня обрабатывали минут сорок (индивидуально в кабинете), доказывая, что ребенок в этой школе не потянет, что они его выведут через медико-социальную комиссию. И это не видя ребенка и не беседуя с ним.

– Слишком заметно наше невнимание и активность уже на собеседовании. Принимать не хотят – и поэтому запугивают большими классами и молодыми неопытными учителями. Требуют справку от кого-то, что ребенок может посещать школу. Справку такую ребенку никто из официальных лиц не дает. Пробовали попасть на индивидуалку, но проблема та же. Никто не решается поставить свою подпись и печать. Хотя все готовы дать рекомендации.

– Я рассказала о диагнозе перед первым классом. В результате мой сын не попал в класс повышенного уровня, несмотря на то, что его результат тестирования – один из лучших. Учительница сказала, что если возьмет сына в этот класс, то другие дети из него уйдут. А ведь к тому времени сын еще не учился и ничем особенным себя в школе не проявил.

Начальная школа:

– У нас в первом классе оценки не ставили. Но когда у моего сына в тетради сплошные «очень плохо», «грязно», «хуже некуда», причем независимо от его старания (идеально он не напишет, но иногда получалось вполне прилично) – то это ничуть не лучше обычных двоек и колов.

– Каждая беседа с учителем начинается со слов «все плохо». Все успехи сына (он один из лучших в классе по чтению, по математике) учитель принимает как должное: мол, так и надо, и хвалить и говорить об этом не обязательно… Мне действительно не обязательно, но ребенку-то НЕОБХОДИМО! Сейчас ребенок специально «забывает» тетради по письму, не пишет на листочке, – это уже молчаливый протест: зачем ему писать, если все равно плохо?!

– Начальную школу вспоминаю с ужасом. Добывать домашние задания было не у кого, наша заслуженная учительница запретила детям говорить их моему сыну по телефону — чтобы он на ребят не рассчитывал. Общение с Заслуженной закончилось тем, что на собрании она задушевно и при всех родителях поделилась со мной «своей болью»: что мой ребенок не такой как все, он роняет и теряет вещи, у него некоординированная походка, что он вечно неопрятный и т.д. Задушевная речь учительницы закончилась сердечным пожеланием провести психиатрическую экспертизу и начать как можно скорее принимать таблетки. После этого я долго не могла придти в себя – и забрала мальчика в класс попроще, без Заслуженной.

– … она по совместительству психолог. Ее психологическая помощь заключалась в том, что она нараспев стыдила сына, делала большие глаза и все время нажимала на то, что родители ТАК для него стараются, а он не хочет их порадовать учебой! Результатом считалось, когда она доводила его до слез: раскаялся.

– Последние выдержки из дневника:
«Плясал на парте. Плевался бумагой». «Был вынужден вынести Вашего сына из класса: лежал на полу и громко смеялся. Мешал вести урок». «Читал комиксы вслух на уроке. Урок сорван». «Отказался отвечать». «Не писал на уроке» (это самое распространенное). «Лежал на стуле, положив ноги на парту во время урока». И т.д.
В этом учебном году он сорвал процентов 40 уроков (если не больше). И дело совсем не в том, что он намеренно так себя ведет, чтобы кого-то вывести. Просто они все играют на перемене, звенит звонок, все дети садятся и готовы учиться, а мой – совсем не готов. Для него – самый разгар игры, он продолжает ее на уроке.

– Учителя не видят гиперактивных детей, как невозможно увидеть, например, ультразвук. Конечно, я много раз ставила в известность, просила, объясняла и т.п. Вердикт один: ленив, ничего не делает, смотрит на меня и издевается. Она может на уроке назвать его дрянью, говорит, что он вымотал ей все нервы, несколько раз хватала его за руку и пыталась вытащить из класса («Пойдешь сейчас в первый класс. »). Он плакал, умолял его простить, клялся, что больше не будет. Но внимания у него по-прежнему больше, чем на 5-7 минут не хватает, и то не всегда. Быстро устает, жалуется на головную боль. Учительница не верит ни единому слову и прямо заявляет, что все у него в порядке, только ленив сверх всякой меры, а мама его покрывает.

Читайте так же:  Советы бросающим курить женщинам

– Специально искали школу с психологической и логопедической поддержкой. Нашли. После первых двух недель пребывания сына в школе посыпалось: материал не усваивает и мешает другим, – драчлив и агрессивен, – на занятия идти не хочет и т.д. Вопрос о нашем уходе из школы пока не ставится категорически, но в воздухе витает: «надомное обучение», «другие родители недовольны», «очень тяжело, он ничего не воспринимает». Неужели педагоги в таких (школа платная и вроде бы продвинутая) ничего не знают об СДВГ? Что тогда говорить о других родителях? Естественно, они в ужасе думают, что рядом с их детьми псих. Надо ли в такой ситуации ставить педагога в известность о диагнозе? Не вызовет ли это еще больший страх, ведь заболевание действительно в наших медицинских классификаторах отнесено к разряду психических?

– Пусть для нас, родителей, коррекция – это не клеймо. Для детей это клеймо. Из класса, в котором мой мальчик учится в этом году, отправили в класс коррекции девочку. Она месяц стеснялась в школу ходить. А сейчас через день ходит. Даже учебники в школу не носит. Но с этого класса у учителей и спросу нет, и внимания к ним нет.

– С успеваемостью никаких проблем, схватывает всё на лету, но бесконечные жалобы родителей привели нас в кабинет директора. К сожалению, мои заверения в том, что я делаю всё возможное, были просто отвергнуты. Я выслушала много неприятных слов о сыне, о том, что я, по мнению родителей, учителей и директора, плохо его воспитываю и не занимаюсь ребенком. Его считают хулиганом, который умышленно обижает детей и не слушает учителя. Меня считают мамой, не уделяющей должного внимания воспитанию. Я на грани нервного срыва, не ем, не сплю. Ребенок уже жутко затюкан, учителем, родителями одноклассников и мной, отношения с учителем безвозвратно испорчены, и школу нам, наверное, снова придётся менять.

[2]

– Учительница заболела, таскаю сына с собой на работу. Ну и где его СДВГ? Он тихо играет, помогает всем, рисует, уроки делает за 10 минут, нарисовал и отксерил открытки и подарил всем женщинам. Здесь спокойная обстановка – и он спокоен, а в школе. Я там пробыла 15 минут – и мне тоже захотелось орать, драться и хулиганить. Это же ни одна психика не выдержит такого сумасшедшего дома!

– В первом классе сын весь год просидел на «камчатке», и когда я обратилась к учительнице с просьбой посадить ребёнка ближе к доске, чтобы не отвлекался, она отказала, мотивируя тем, что он высокий и будет всем загораживать доску. А школьный психолог закудахтала: «Ах, мы так долго выбивали для этого класса статус гимназического, там больные дети не нужны!»

– Я пыталась объяснить учителю, что ребенок просто другой и к нему надо подойти к другой стороны. Ту же проблему несданной тетради можно решить простым напоминанием, что надо сдать тетрадь… либо самой подойти и взять у него. На это мне ответили: «Не буду я ему ничего говорить! Он не слушает, вертится.. и т.д.» С ней и психолог говорила. Знаете, какой вывод сделала учительница после этого разговора? «С ним что-то не так».

– На диагноз ребенка учитель отреагировала: ну, тогда ему нужна коррекционная школа…

– Она на уроках рвёт ему тетрадки (мол, плохо пишет), он её тихо ненавидит…

– Она уже отказалась учить нынешний третий класс, который вела 2 года, потому что «сюда приходят какие попало дети, из них ничего никогда не получится». А вот первый класс – «все четверо замечательные, а ваш мальчик, извините, в моей практике такого не было, я не врач, не психолог, я не знаю, как с ним работать, да и другие родители только того и ждут, чтобы вы его забрали. Я по-женски вас понимаю, работать с ним не отказываюсь, но. »

– Моему сыну 8 лет, пошел во второй класс. Отучившись три дня, заявил, что в школу больше не пойдет. Причина? «Меня никто не любит. Со мной никто не играет, меня все прогоняют, меня все бьют».
В классе на уроке он играет роль клоуна-шута. Спрашиваю: зачем ты хочешь, чтобы над тобой смеялись? «Хочу, чтобы меня любили».

– Директор – педагог старой закалки в худшем смысле слова: какой такой СДВГ, воспитывать надо лучше! Все мои робкие блеяния – «Поймите, пожалуйста, мы очень стараемся, мы выполняем все школьные требования, насколько это возможно» – как в стенку! Классная однозначно намекает, что учиться в пятом классе мой ребенок не сможет.

Средняя школа:

– И когда она мне сказала «если ваш ребенок идиот, отдайте его в школу для идиотов» – я уже не выдержала и заревела. И она сказала: ну, если мать истеричка, то откуда ребенок нормальный будет?

– Когда я забирала документы сына из нашей супершколы, учительница надменно заметила: «Ну, я уж биографию вашему ребенку портить не буду».
Но пока я донесла документы до обычной районной школы, туда уже поступил звонок. И завуч, которая в июне была рада нам, теперь встретила меня как врага народа.

– …на что завуч ответила, что все это глупости (имеется в виду СДВГ). Надо заниматься ребенком, надо ребенку над собой больше работать и не сваливать все на болезнь. Дети не должны бегать на перемене, они уже отдыхают, сменив один вид деятельности на другой.

– Вот сегодня он получил 3 по русскому за письмо по памяти. Этот текст нужно было выучить дома, а он не записал, ничего не выучил. Но в классе он за несколько минут его успел прочитать и запомнить. Писал медленно и неаккуратно, не сделал ни одной ошибки, а за грязь учительница поставила ему 3.

– … последней каплей стала жуткая обида на математичку. Класс писал самостоятельную работу, он написал первый, решил все правильно, без единой ошибки, а она всем оценки сказала, ему нет. Он на перемене к ней подошел, а она, отмахнувшись от него, сказала: «А у тебя, как обычно, два – грязь в тетради». Та же самая проблема с русичкой. Ребенок говорит: «Она меня ненавидит, я не знаю, как с ней говорить». Мы много раз пробовали с ним проговаривать, как себя вести, как разговаривать с учителями, но, пока, к сожалению, воз и ныне там. И из школы тоже уходить не хочет, говорит, что не для того так сюда стремился, чтобы вылететь на первый же год… Последний разговор с русичкой: «Меня раздражает, что он во время урока ручку крутит и в окно смотрит». Объясняю, что он так лучше сосредотачивается. Отвечает: «Да, когда спрашиваю, он все отвечает, но если весь класс будет ручки крутить и в окно смотреть?»

– Нам сказали: «Поставим тройки, только если заберёте документы» (у нас две двойки выходило). К счастью, мы ушли.

Старшие классы:

– Она боится учителя панически, до безумия. Прячется за угол, когда та проходит мимо. Говорит, что идет к ней на дополнительные занятия, и болтается в коридоре. На днях прогуляла зачет: боялась, что не сдаст. Если честно, я сама боюсь этой учительницы с ее манерой, глядя сквозь меня, цедить: «как ваша будет сдавать экзамен, вообще не знаю, полный ноль, о чем вы вообще думаете?».

– Еще в детском саду я постоянно получала ворох ежедневных жалоб, он всегда был неудобным ребенком. В школе стало еще тяжелее. Мы сейчас уже в третьей школе и везде приходим к тому, что учителя просто уже не могут его видеть, одноклассники не хотят с ним дружить. Последний инцидент вылился в то, что класс написал на него жалобу директору.

– У нас абсолютно те же проблемы, что здесь уже много раз перечислялись: неуправляемость, отказ учиться, асоциальность, учителя доведены до белого каления, в десятый раз встает вопрос об исключении из школы.

Читайте так же:  Бертон кейт реди ромилла нлп для чайников

– Главная проблема – он перестал учиться совершенно. Нулевая мотивация и полное отсутствие воли – нежелание преодолевать что бы то ни было. С психологом отзанимались – но ведь он не господь бог. не полегчало.

– Сейчас мой сын заканчивает девятый класс, и нас всячески просят покинуть школу.

– … а моего мальчика классная руководительница называет «говно» при всем классе …

– Директор уже зимой сказал: на поступление в десятый класс не рассчитывайте, от таких, как ваша дочь, мы будем избавляться.

СДВГ в школе и дома: как сладить с гиперактивным ребенком

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) нередко называют болезнью современных детей. И хотя он диагностируется у 6% детского населения в популяции независимо от региона, любой учитель начальных классов по личным ощущениям может вам сказать, что таких детей у него куда больше.

Родители смущаются больше: как говорить с детьми о половом воспитании

Как понять, что у ребенка СДВГ, и как с этим жить, чем ему могут помочь родители и о какой помощи стоит попросить школьного учителя, в начале учебного года корреспондент Sputnik Светлана Лицкевич поговорила с врачом-психотерапевтом, кандидатом медицинских наук, доцентом Татьяной Емельянцевой.

Что такое СДВГ?

Такие дети знакомы всем — расторможенные, импульсивные, дезорганизованные, не способные подолгу сосредотачиваться на одном деле. Они могут прыгать на месте, махать руками как птицы, быстро забывают произошедшее и не могут рассказать, что происходило сегодня в школе. Их поведение несдержанное, порой вовсе неуместное, а тетрадки полны исправлений, иногда они и вовсе могут оставаться пустыми, предложения недописанными. Как правило, при достаточно высоком интеллекте, дети с СДВГ учатся значительно хуже своих возможностей, высидеть до конца урок — для них невыносимая пытка. Как помочь такому ребенку адаптироваться в школе, а школе — быть лояльной к ребенку?

Время работает на ребенка

Так получилось, что тему приложения сил в науке врачу-психотерапевту Татьяне Емельянцевой подсказала сама жизнь. Изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ей пришлось заняться, потому что у сына появились характерные признаки этого недуга. Она не скрывает этот факт, равно как и то, что все поправимо — просто такие дети требуют большого родительского труда. И чаще всего с возрастом перерастают большинство своих трудностей.

— Чаще всего СДВГ становится проблемой, когда ребенок идет в школу. Когда выявляется его неспособность прилежно учиться — такие дети расторможенные, рассеянные, катастрофически неорганизованные. В детском саду это может проходить практически незамеченным, если повезло с педагогом.

Психолог об опасных селфи: внимание сверстников не заменит родителей

— Если такой ребенок попадает в поле зрения врача-психотерапевта до школы, чаще всего врачи просят отдавать ребенка с СДВГ в школу попозже?

— Да, здесь время работает на ребенка. Его нервная система созревает, и чем позже он пойдет в школу, тем лучше будут результаты. Год для ребенка — это очень много. Пускай такой ребенок будет в своем классе переростком, но это пойдет на пользу и ему и учителю, который будет с ним работать.

— Многих волнует вопрос — надо ли говорить учителю про СДВГ?

— Безусловно, это надо сделать. Ведь учитель должен стать вашим союзником. И только вместе вы сможете выйти на хорошие результаты. Но, возможно, лучше это делать постепенно, по мере поступления симптомов, — многих учителей этот диагноз пугает. Большое счастье, если вам удастся найти педагога, знакомого с СДВГ, прежде успешно работавшего с такими детьми или столкнувшегося с подобным в собственной семье.

К психотерапевту чаще всего обращаются, когда ребенок идет в школу и всем становится очевидно его «неудобное поведение»

Не стоит сразу становится в позу — будто учитель вам что-то должен. Вам нужно учиться находить общий язык. Но в большинстве своем школа с этим знакома. Я, например, когда пыталась объяснить учительнице сына про то, что у нас «особенности», она мне невозмутимо сказала: «особенности есть у всех, это же дети».

Том Сойер — типичный гиперактивный ребенок

— Считается, что раньше такого диагноза не существовало, это особенность современных детей, которая проявляется у них все чаще. Это верно?

— Нет, конечно. СДВГ — не новый диагноз. Он детально описан еще у Марка Твена. Том Сойер — типичный гиперактивный ребенок. Когда-то СДВГ называли гипердинамическим синдромом. Потому что эта непоседливость, непослушность были очевидны для окружающих. Это клинический феномен расстройства развития нервной системы. К ним, кстати, сейчас относят не только СДВГ, но и аутизм. И все чаще эти диагнозы могут сочетаться, особенно с синдромом Аспергера (одно из расстройств аутистического спектра). Существует, конечно, такая точка зрения, что детям с СДВГ повезло больше — у них менее выраженная слабость развития нервной системы, чем у детей с симптомами аутизма.

Чаще всего СДВГ — диагноз мальчишек. У девочек он встречается в 3-4 раза реже.

Психотерапевт: лечить нужно не бессонницу, а депрессию и неврозы

— Когда родителям надо начинать беспокоится?

Где родителям брать силы

— Что делать, если такой диагноз выставили?

— Не воспринимать это как конец света и готовиться к длительной работе. В Америке эти вопросы решаются просто — условием обучения ребенка с тяжелой формой СДВГ в приличной школе является назначение психостимуляторов. Высокая эффективность их доказана. Они повышают уровень дофамина, которого у детей с СДВГ не хватает.

У нас такой практики нет, просто нет возможности назначать психостимуляторы. Важно понимать, что это не антибиотик, который пропил и забыл, они не вылечивают, они помогают на время. Психостимуляторы надо пить годами. Химические нейромедиаторы включают мозг, внимание — дают тот драйв, который помогает им довести начатое до конца. Уходит неудобное поведение. Дети начинают лучше учиться — потому что еще одна проблема таких детей — они учатся хуже свои возможностей. У них многое зависит от настроения, от работоспособности именно сегодня. Например, солнца сегодня больше — ребенок более адекватен, его мозги включаются лучше, он более собран. Но никто не думает о долгосрочной перспективе ребенка — что будет с ним дальше, сможет ли он без психостимуляторов, каким будет его поведение. По большому счету — это не решение проблемы, это ее откладывание.

Почему сбегают дети из «приличных» семей?

С ребенком надо постоянно работать, знать, как помочь ему справиться с его неусидчивостью, невнимательностью, сделать учителей и воспитателей своими союзниками. Здесь очень много значат группы родительской взаимопомощи.

Я занимаюсь СДВГ больше 10 лет, работаю и с детьми, и с родителями. За это время немало детей выросло — я удивлена тем, как со временем все меняется, как они выравниваются со сверстниками. Я, конечно, понимаю, что имею дело с мотивированными родителями. Дети с СДВГ при нормальном внимании и заботе могут вырасти достаточно успешными. Да — с маленькими нюансами. Зато из них получаются хорошие художники, архитекторы, врачи, режиссеры — они видят мир по-другому, видят образами, у них развито чувство сопереживания, они больше живут сердцем.

— Вы говорите, что родители должны быть готовы работать с ребенком. Все мы вроде как детей воспитываем, учим шаг за шагом и т.д. Для детей с СДВГ что-то должно быть по-другому?

— Нужно быть готовыми бесконечно проходить все заново. Если у родителей нет этого настроя марафонца, результатов может не быть. Недавно у меня была семья, они живут в Америке, сюда приехали к бабушке. У мамы там второй брак, есть маленький ребенок. Она неспокойная, неровная, — вижу, что у нее нет сил на старшего ребенка, у которого СДВГ. Маме нужен конкретный ответ: как сделать так, чтобы ребенок слушался, чтобы учился хорошо, чтобы понимал, что маме тяжело. По итогу беседы пришлось сказать бабушке, что нет вариантов, кроме психостимуляторов там у них, в Америке. Просто потому, что я вижу, что у мамы нет сил помогать. Мальчик очень непростой, ему 10 лет и он уже понимает, что с ним что-то не так. Знает, что предстоит прием лекарства. Спрашивает: «правда, что я не смогу так радоваться, как раньше, например, когда мой друг забивает гол?» Мне пришлось ему объяснять, что это только на время, чтобы изменилось отношение к нему. Это, на мой взгляд, высвечивает проблему отношения самих детей к назначению психостимуляторов, как несвободу.

Читайте так же:  Нлп разговорный гипноз

Татьяна Емеьянцева не скрывает, что вплотную заняться изучением СДВГ ей пришлось в том числе и по личным мотивам

Хотя бывает и другое — я провожу много лет групповые занятия для родителей. У меня был один папа, который ходил ко мне год от года. Слушал приблизительно одно и то же по несколько раз. Когда я спросила — зачем, он сказал: «я хожу сюда за тем, чтобы у меня появились силы и дальше помогать своему ребенку». На групповых занятиях не только знания — но и эмоциональная поддержка, когда есть чей-то более удачный опыт взаимодействия со школой, например.

Достучитесь до него — в буквальном смысле

— Если вернуться к школе — чего можно ждать от учителя, на какую помощь рассчитывать?

— Ребенку с СДВГ трудно адаптироваться в социуме, а его поведение часто бывает неуместным. Они неудобны, такие дети. Для родителей, для учителей. У них немало проблем с вербальной оперативной памятью. Так называемая внутренняя речь — умение проговаривать мысли «про себя» формируется у ребенка в норме к 7 годам, а у этих детей она может сильно запаздывать. Нередко бывает — задача решена, но объяснить последовательность действий он не может. Как компьютер без принтера. Но зато они отлично справляются с тестовыми заданиями, здесь они могут показывать хорошие результаты.

Одна из самых распространенных родительских и учительских жалоб: «он меня не слышит».

«Плохо – это не норма»: как принять, что вам пора к психотерапевту

Для того чтобы он вас услышал, подойдите к нему, дотроньтесь, посмотрите ему в глаза — для них важен тактильный контакт, пускай он вслух проговорит вашу просьбу. Это способ усилить эффективность его памяти. А учитель, зная, как тяжело такому ребенку высидеть целый урок, может отправить его сполоснуть тряпку для доски или попросить раздать тетради, полить цветы. Их внимание необходимо переключать на двигательную активность, тогда он будет справляться. Если на контрольной такого ребенка посадить возле учительницы — он будет стараться куда больше. Учитель должен это учитывать. Но для этого родителям стоит сначала поговорить с ним об особенностях подхода к такому ученику. Своим пациентам я даю памятки для учителей, чтобы они знали, как успокоить, как переключить внимание гиперактивного ребенка. Информация доступна и в интернете. Не все ее ищут, к сожалению.

Важно понимать, что дети с СДВГ действительно устают больше других. При незрелости нервной системы и их подвижности они бегут впереди паровоза. Зачастую, когда устают, становятся просто неадекватными.

У нас с сыном была очень понимающая учительница, которая его отсаживала на диванчик, когда видела, что он укладывался на парту от того, что устал. Или разрешала сосать леденец, который включал внимание при выполнении контрольной работы.

— Можно ли таким детям ходить в продленку?

— Категорически не советую. В продленке его завод закончится. И начнется расторможенность, клоунское поведение. А дома все будет по-другому — он сменит обстановку, переключится, отдохнет и вскоре будет способен заняться выполнением домашних заданий.

Одна из теорий, объясняющих СДВГ — так называемая энергетическая, теория «слабой батарейки мозга». С двигателем машины все в порядке. Но бензина иногда не хватает. Для них важна эмоциональная подзарядка. Очень помогают «обнимашки-целовашки». Но многие родители силу тактильного контакта недооценивают.

— Как их все-таки уговорить учиться?

— Такого ребенка бесполезно ругать за плохие оценки — но если он получил хорошую, лучше поощрить его так, чтобы он запомнил это и захотел сделать еще раз. Наказание действует на них гораздо слабее, чем поощрение. Им быстро становится скучно, все надоедает. При дополнительной стимуляции эффективность всех людей повышается. И у этих детей — особенно. Они нуждаются в постоянном вознаграждении. Немедленно. Обещание — будешь хорошо учиться, через 2 месяца поедешь с классом на экскурсию — не для них. Их награда должна быть немедленной.

Люди на своей волне

— Откуда берется такой диагноз и есть ли надежда, что со временем ребенок выровняется, перерастет его?

— В 60-х годах прошлого века было объявлено, что СДВГ — черта характера, которая наследуется. Сейчас снова считается, что это расстройство развития мозга, обусловленное как наследственными факторами, так и внешними. В том числе и тем, как проходила беременность, роды, в каких условиях воспитывается ребенок. И если генетически ребенок был предрасположен к дефициту дофамина, но в родах случилась асфиксия — это может стать очевидной проблемой.

СДВГ встречается и у взрослых. И цифры называются разные — от 30 до 70% случаев детского диагноза СДВГ может переходить во взрослый возраст. Ко мне за консультациями все чаще обращаются молодые люди, которым уже за 30 лет — они предприимчивые, занимаются IT, вроде как все нормально. Но они понимают, что с ними что-то не так.

— Какие жалобы бывают у взрослых?

— Многие жалуются на проблемы внимания, работоспособности, выраженной астенизации, «депрессивности», не складываются отношения с близкими, с начальством. Одна молодая девушка выразила свою проблему так: «Я забыла все, чему меня учили…»

— Так это специфика нашего образования — сдал и забыл… Это вам и без СДВГ сотни взрослых могут сказать.

— Я не совсем об этом. Люди с СДВГ — на своей волне. Они легко переходят социальные границы, не всегда соблюдают социальные условности — могут напрямую сказать другим нелицеприятные вещи. Их нередко не любят окружающие, а они не могут понять почему. У них часто бывают перепады настроения, характерна амбивалентность, двойственность — когда они не могут понять, что им надо. Впрочем, они нередко бывают очень успешны. Есть сайт «великие с СДВГ», но приводить примеры я не буду — для врача это некорректно.

Из своего опыта могу сказать — детей с СДВГ за последние годы стало больше, как и детей с аутизмом. И это проблема не только здоровья женщины в перинатальном периоде. Это проблема общества, его информатизации. Просто проявляет эту проблему, прежде всего, ребенок.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, с такими детьми непросто — постоянно организовывать его досуг, смотреть, чтобы у него было хорошее настроение, разруливать проблемы, держать руку на пульсе.

Но вы в любом случае должны верить в своего ребенка. При этом понимая, что вы можете сделать только то, что можете сделать. Но не сделать этого просто нельзя.

Источники


  1. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.

  2. Комиссаров, Валерий Семья по контракту / Валерий Комиссаров. — М.: АСТ, Алкигамма, 2009. — 320 c.

  3. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. — М.: СПб: Пирожкова, 2013. — 224 c.
  4. Общая психология. Курс лекций. Учебник. — М.: Владос, 2007. — 448 c.
  5. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.
Ребенок с сдвг в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here