Рефлексия 5 классе

Самое важное по теме: "рефлексия 5 классе" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Рефлексия
презентация к уроку (5 класс) на тему

Подведение итога урока. Рефлексия.

Вложение Размер
refleksiya.ppt 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подведение итогов урока. Рефлексия

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов

Виды рефлексии: рефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке; 3. рефлексия содержания учебного материала.

Приемы рефлексии эмоционального состояния и настроения: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций; карточки с изображением лиц; цветовое изображение настроения.

Урок химии по теме «Кристаллические решетки», 8 класс. Учитель Кайгородцева Н.Н. Прием рефлексии “Светофор”

«Цветовая миниатюра» Прием рефлексии » кольоровий настрій » на уроке украинской литературы, 7 класс. Учитель Хлопцева Т.И.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Прием рефлексии «Солнышко»

Прием рефлексии «Яблоня» Урок химии по теме «Степень окисления», 8 класс. Учитель Кайгородцева Н.Н.

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий» Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

Состояние +1 0 -1 состояние Интерес Скука Азарт Апатия Защищенность Беззащитность Самостоятельность Подчиненность Удовлетворенность Неудовлетворенность Чувство успеха Чувство неудачи Радость общения Чувство одиночества Уверенность Неуверенность Подъем настроения Спад настроения Чувство новизны Ощущение стандартности от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий; от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме; от 0,6 и выше – высокий. Индекс удовлетворенности уроком

Прием рефлексии «Одним словом» Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке: Раздражение Злость Радость Равнодушие. Удовлетворение Вдохновение Скука. Тревога. Покой. Уверенность Неуверенность. Наслаждение.

Рефлексия деятельности на уроке «Лестница успеха» Знаю….. Понимаю….. Умею…..

Урок химии по теме «Степень окисления», 8 класс. Учитель Кайгородцева Н.Н.

Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке: 1. Я считаю, что занятие было интересным ___________________ скучным. 2.Я научился многому_ ______________________ малому. 3. Я думаю, что слушал других внимательно __________________ невнимательно. 4. Я принимал участие в дискуссии часто_ ________________________ редко. 5. Результатами своей работы на уроке я доволен ______________________ не доволен. Прием рефлексии «Выбор»

Рефлексия содержания учебного материала Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма; Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…); Прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Прием рефлексии «Незаконченное предложение»

— Я узнал(а) много нового. Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла). Прием рефлексии «Утверждение»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям. Урок Я на уроке Итог 1. интересно 1. работал 1. понял материал 2. скучно 2. отдыхал 2. узнал больше, чем знал 3.безразлично 3.помогал другим 3. не понял Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»

Прием рефлексии «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5.Мое настроение…….. 6.Материал урока мне был………

Рефлексия в форме анкетирования На уроке русского языка я узнал(а)_________________________ понял(а)_________________________ научился (-лась)__________________ 2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________ 3. Основные трудности у меня были______________________________ 4. Во мне произошли изменения………….. а) в знаниях по предмету б) в умении чувствовать в) в моих творческих способностях г) в умении осознавать собственную деятельность

На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока для меня был активно, пассивно доволен, недоволен коротким, длинным не устал, устал стало лучше, стало хуже понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен Прием рефлексии «Выбор»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. Прием рефлексии «Плюс – минус – интересно»

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Синквейн

Презентацию подготовила учитель химии Кайгородцева Наталья Николаевна, учитель высшей категории, старший учитель.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио, на мой взгляд, позволяет учителю перевести дух и оглянуться назад, проанализировать собственную деятельность. Портфолио больше нужно самому педагогу, чем проверяющим. А ещё это возможность .

Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Правильный выбор профессии – это выбор с учетом сво.

Выступление на педагогическом совете.

Тема урока:«Теорема о трех перпендикулярах» Цель урока.Расширить знания учащихся по теореме о трех перпендикулярах, выработать умения применять теорему к решению задач. Зад.

Образование на современном уровне переживает период перехода от обучения, ориентированного на усвоение определенной суммы знаний, к формированию личности, способной к саморазвитию. .

В статье представлены материалы, которые помогут качественно проводить рефлексию на урока не только русского языка, но и на остальных предметах.

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

Работа повысит мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры»

Учащихся на уроках

« Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше». Б. Дизраэли

Читайте так же:  Развитие логических форм мышления

Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

  • От лат. reflexio – обращение назад ;
  • Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов) ;
  • Самоанализ ( толковый словарь русского языка);
  • Самоанализ деятельности и её результатов (с точки зрения педагогики).

Рефлексия помогает ученикам:

  • Сформулировать полученные результаты,
  • Переопределить цели дальней деятельности,
  • Скорректировать свой образовательный путь.

Разработка рефлексивной методики

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать:

  • возрастные особенности учащихся и состав класса;
  • особенности предмета, тему и тип урока;
  • необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • Рефлексия деятельности;
  • Рефлексия содержания учебного материала.

ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,

Красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;

Синий – грустное настроение, пассивность, усталость;

Зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);

Жёлтый – приятное, спокойное настроение;

Фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;

Серый – замкнутость, огорчение;

Чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;

Коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

  • На уроке я работал —
  • Своей работой я —
  • Урок показался мне —
  • За урок я —
  • Материал на уроке мне был —
  • Активно/пассивно
  • Доволен/не доволен
  • Коротким/ длинным
  • Не устал/ устал
  • Понятен/ не понятен

интересным/ не интересным

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:

Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного .

работа с текстом

сегодня я узнал…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

урок дал мне для жизни…

Оцените фразеологическим оборотом

свои ощущения и работу:

— каша в голове; — ни в зуб ногой; — светлая голова;

— поставлен в тупик;

— работал засучив рукава;

— носил воду в решете;

— слушал во все уши;

— моё сердце поёт

В первой строке одним словом

обозначается тема (именем

Вторая строка — описание темы

двумя словами ( прилагательные).

Третья строка — описание действия

в рамках этой темы тремя словами

Четвертая строка — фраза из четырёх

слов, выражающая отношение к теме

(разные части речи).

Пятая строка — одно слово,

Русская народная сказка «Морозко»

  • Падчерица.
  • Добрая, вежливая.
  • Помогает, трудится, заботится.
  • Добро всегда побеждает зло!

Первая строка — одним словом

обозначается тема (именем

Вторая строка — описание темы

двумя словами ( прилагательные).

Третья строка — описание действия

в рамках этой темы тремя словами

Четвертая строка — фраза из четырёх

слов, выражающая отношение к теме

(разные части речи).

Пятая строка — одно слово,

Вопросы и задания

Отрицательное влияние рефлексии на учебно-воспитательный процесс?

Положительное влияние рефлексии на учебно-воспитательный процесс ?

Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия
  • дать представление о классификации рефлексии
  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
  • создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

— Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Актуализация мастер-класса.

За окном осень, а так хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Приложение 1. Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

— Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Слайд 1 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Раскрытие темы мастер-класса.

Слайд 2 Тема нашего мастер-класса “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”. ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

Рефлексия содержания мастер класса.

Слайд 3 Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите. Приложение 2.

Таблица для слушателей.

Понятие Знаю Хочу узнать Узнал
Рефлексия

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу. (Ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Слайд 4 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

    Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
  • Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

    Слайд 5 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

    Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента.

    Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

    Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

    Читайте так же:  Бред при температуре

    Слайд 6 При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

    • физическую (успел – не успел);
    • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
    • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
    • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

    Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

    Слайд 7 Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

    • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    • рефлексия деятельности;
    • рефлексия содержания учебного материала.

    Слайд 8 Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

    Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

    Что можно применять?

    • Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. Приложение 3.
    • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. Приложение 4.
    • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно. Приложение 5. Светофор.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    “Мои ожидания”:

    — Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько — посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

    Слайд 9 Рефлексия содержания учебного материала.

    используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

    Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

    “Плюс-минус-интересно”

    . (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Приложение 6.

    Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

    • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
    • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
    • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
    + (плюс) — (минус) (интересно)

    Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Приложение 7. Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

    • первая строка – название темы (одно существительное);
    • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
    • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
    • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
    • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

    В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

    Табличка – фиксация знания и незнания

    о каком-либо понятии. Приложение 2.

    Понятие Знаю Хочу узнать Узнал

    Знаю. Хочу знать. Узнал.

    В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую — формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

    Слайд 10 Рефлексия деятельности.

    Следующий вид – рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

    Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

    Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

    “Лесенка успеха” – нижняя ступенька –

    у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

    Слайд 11 “Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. Приложение 8.

    Слайд 12 “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

    Слайд 13 Итог мастер-класса.

    Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    Не зря мы сказали — все в наших руках (беру бабочку).

    Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.

    Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).

    Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

    Рефлексия мастер-класса.

    У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).

    Вот и получилась у нас с вами летняя полянка. Оказывается — мы можем многое. Все в наших руках.

    А в ваших руках анкета “Моя оценка мероприятия”, которую я предлагаю заполнить.

    Формирование рефлексии на уроках математики в 5 классе.
    статья по алгебре (5 класс) по теме

    В статье дается описание современного термина «рефлексия» и применение данного понятия в математике.

    Вложение Размер
    formirovanie_refleksii_na_urokah_matematiki_v_5_klasse.docx 29.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование рефлексии на уроках математики в 5 классе.

    Р ефлексия в пятом классе подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации полученных результатов и повышения эффективности деятельности в дальнейшем.
    Методика организации рефлексии учащегося на уроке включает следующие обязательные этапы:
    • Остановка предметной деятельности;
    • Восстановление последовательности выполненных действий;
    • Изучение составленной последовательности действий;
    • Формулировка полученных результатов;
    • Проверка гипотез в дальнейшей деятельности.

    [2]

    Формы рефлексии многообразны и зависят от возраста обучающихся и прочих особенностей.

    Читайте так же:  Признание психического расстройства

    Рефлексии следует обучать учащихся с начальной школы. При этом им необходимо задавать следующие вопросы: «Каковы мои главные результаты?», «Что я понял, чему научился?», «Какие задания и почему вызвали наибольший интерес?», «Каким способом я выполнял задания и что я при этом чувствовал?», «Какие трудности я встретил в ходе решения и как я их преодолел?». В ходе проведения урока, предлагаемые учащимся вопросы для рефлексии, могут быть приближены к изучаемому материалу, например: «Какой способ решения данной задачи применил Петя?», «Чем этот способ отличается от способа решения предложенного Машей?», «Как ты получил такой результат?», «Как ты догадался применить такой способ решения?», «Объясни свое решение».

    Этап рефлексии на уроке в пятом классе, при правильной его организации, способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов).

    Примерные вопросы для организации учебной рефлексии:

    • “Что ты делал?” (вопрос аналитического жанра, призывающий ученика воспроизвести как можно подробнее свои действия до затруднения);
    • “Что у тебя не получается?” (вопрос нацелен на поиск учащимся “места” затруднения, ошибки);
    • “Какова причина твоего затруднения или ошибки?» (критический вопрос);
    • “Как надо выйти из затруднения?” (вопрос, ориентированный на построение учеником нормы действия).

    Если ученики не могут построить своей версии из сложившегося положения, то появляется место для Вашего “солирования”. Вы либо еще раз повторяете демонстрацию, но с новыми акцентами на тех местах, которые вызвали у обучаемых затруднение, либо читаете лекцию (цикл лекций), в которой дается информация, необходимая для решения задачи такого типа, которая решалась учениками. Важно подчеркнуть, что в подобной ситуации исчезает проблема “отсутствия интереса у обучаемых к учебе”. Лекция читается не тогда, когда учащиеся еще не знают, куда ее “поместить в своей голове” (потому часто теряют интерес), а “под потребность” — намаявшись с затруднениями, построив свои предположения, они готовы и хотят слушать педагога. Место теоретической лекции оправдано.

    Обучать учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети.

    Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

    Задание по математике следующего типа: «Рассмотри рисунок. Подбери числа. Придумай задачу. Предложи решить её товарищу. Проверьте правильность решения. Какую ещё задачу можно составить? Начертите схему. Подберите числа и решите задачу» предполагает организацию работы в парах.

    Работа в парах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта.

    Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. Например, на уроке математики в 5 классе можно провести ролевую игру — смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 0,7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика модели монет достоинством 0,1р., 0,2р., 0,5 р., 1 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов. Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.

    Очень важным является в регулятивных умениях – самоконтроль . Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо продолжать и в пятом классе.

    В настоящее время в учебном процессе основное внимание должно быть уделено не только процессу получения обучения новых математических знаний, но и процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Ведь без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить себе добытые ими знания. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет осознать учащемуся свою индивидуальность, уникальность и предназначение. В личностно — ориентированном обучении, в обогащающей модели обучения рефлексивная деятельность выступает на первый план.

    При использовании любой из предложенных форм рефлексии на уроках проводить «обращение назад» регулярно, чтобы у учащихся была потребность в осмыслении своих учебных действий, желание анализировать, размышлять, исследовать. Рефлексия должна работать на главную учебную цель-повышение эффективности самой учебной деятельности, развитие учебных компетенций обучающихся.

    Список литературы:
    1. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю, Хуртова Т.В.Школа молодого учителя- Волгоград: «Учитель», 2007
    2. Гин А.А. Приемы педагогической техники -Луганск: СПД Резников В.С., 2006
    3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
    4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
    5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М: Центр «Педагогический поиск», 2004

    Статья «Приемы рефлексии на уроках математики в 5 классе»

    Приемы рефлексии на уроках математики в 5 классе.

    Повысить уровень мотивации учебной деятельности, уровень качественности обучения, побудить ученика осознанно добывать знания и совершенствовать общеучебные умения и навыки, превратить ребенка из объекта в субъект обучения – наиболее актуальные задачи современного учителя, с применением технологий формирования рефлексивных умений школьников[3, с.5].

    Цель педагогов – не просто научить ученика, а научить его учить самого себя.

    Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень неуверенности, страха, заинтересованности и т.д.),отношение к изучаемому материалу [1, с.2].

    Слово рефлексия происходит от латинского reflexio –обращение назад. Но мне ближе следующее толкование рефлексии – как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознании. Я считаю ,что во время рефлексии с ребенком происходят более «глубокие» процессы в сознании и духовном мире ребенка. С помощью рефлексии ребенок не просто может освоить тему, «вызубрить» правило, отработать универсальные учебные действия, но и более глубоко задуматься над темой, над своей работой на уроке, но и вообще над своими успехами в учебной деятельности (т.е.размышляя над своими математическими знаниями, размышляя над своей работой на уроке, над своими успехами и неудачами и начинает менять свое отношение к обучению в школе, меняет методы, которые использует для достижения своих целей).

    На своих уроках, я пока чаще всего использую два вида рефлексии: рефлексия эмоционального состояния настроения и рефлексия деятельности на уроке, и ввожу элементы рефлексии содержания учебного материала.

    С наибольшей радостью, и даже восторгом, ученики в 5-х классах реагируют эмоционального состояния и настроения, здесь не остаются равнодушными даже те учащиеся, которые не очень успешны в своей учебной деятельности по математике. Все потому что, во время использования рефлексии учитель и ученик как бы меняются ролями, и уже не только учитель оценивает учеников, но и есть возможность у учеников оценить работу учителя ,им это доставляет удовольствие. В то же время и учитель по результатам рефлексии может сделать вывод насколько успешно он выбрал методы обучения на своем уроке, на сколько комфортную обстановку создает на уроке.

    Читайте так же:  Можно ли выйти из депрессии

    Следующий вид рефлексии, который использую на уроке – рефлексия деятельности на уроке. Наиболее часто использую следующие приемы «Лестница успеха», прием рефлексии «Выбор» (учащимся предлагается поставить значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия на уроке. И очень прием – «Методика незаконченного предложения» (использую устно). Пока «незаконченные предложения», напечатанные на листе ,я прикрепляю на доске, чтобы служил как бы подсказкой для учеников, потому что нужно время, чтобы отработать любую методику, а как известно приемы рефлексии стали обязательной частью урока в среднем звене с недавнего времени, с введением ФГОС. Очень нравится прием рефлексии «Оцени себя на уроке», учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по 3-м направлениям: «Урок», «Я на уроке», «Итог».

    Опыт самоконтроля учащегося является интегративным системным качеством, которое складывается из накопленных знаний, сформированных умений, развитых навыков самоанализа и самооценки своей учебной деятельности. Он может рассматриваться в системе универсальных ценностных: характеристик духовного мира человека, которые в той или иной мере обеспечивают самоорганизацию и саморазвитие личности [2, с.10].

    Монахов, С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы / С.Монахов // Учитель. – 2003.-№5. – С. 4-6.

    Ситникова В.Н. и др. «Рефлексивное пространство на уроках математики как один из факторов, способствующий повышению качества образования» / сборник «Рефлексивное пространство на уроках математики как один из факторов, способствующий повышению качества образования» ТОИКПРО, Томск 2010 г.

    мастер-класс РЕФЛЕКСИЯ
    статья (5, 6 класс) на тему

    В данной статье собраны приемы рефлексии, которые я использовала на уроках биологии и географии в 5 классе. Данный мастер-класс я провела с учителями, когда участвовала в районном конкурсе «Учитель года — 2016г.»

    Вложение Размер
    master-klass_refleksiya.docx 329.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

    Материал на районный конкурс

    «Учитель года – 2016г»

    Кускова Галина Николаевна

    учитель географии и биологии

    [1]

    МБОУ «Троицкая средняя школа»

    «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
    тот и получает преимущества в движении вперед »
    Евгений Доманский

    Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

    Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия

    Дать представление о классификации рефлексии

    Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках

    Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

    — Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие

    Слайд Перед мастер-классом мы провели рефлексию настроения участников конкурса.

    Больше всего стикеров на ________ листочке, а это значит_________.

    РЕФЛЕКСИЯ «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

    Слайд Великий сиракузский гений

    Перевернул бы Землю, нет сомнений!

    Он разрешил бы наши споры,

    Когда б имел точку опоры.

    Так ученик свернул бы горы,

    Если дать ему эту точку опоры.

    Такая есть у меня в запасе.

    Я расскажу о ней в своём мастер-классе!

    Посмотрите, пожалуйста, у Вас на столах есть карточки с буквами, составьте пожалуйста слово (задание: из отдельных букв собрать слово Р Е Ф Л Е К С И Я). Точка опоры — это и есть рефлексия.

    Слайд по теме мастер-класса

    Итак Тема нашего мастер-класса “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”. Федеральные стандарты нам всем известны. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

    Рефлексия содержания мастер класса.

    Слайд Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.

    Таблица для слушателей.

    А теперь возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Подумайте: Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните третью графу таблицы (т.е. мы ставим цели).

    Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

    Слайд В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В стандарте особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

    Слайд Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств : самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

    • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
    • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
    • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

    Слайд А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

    Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

    Слайд При взаимодействии с учащимися мы используем, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

    • физическую (успел – не успел);
    • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
    • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
    • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

    Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

    Слайд Если ребенок понимает:

    • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
    • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
    • какой вклад в общее дело он может внести;
    • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

    …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

    Слайд Исходя из функций рефлексии, предлагаю следующую классификацию:

    • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
    • рефлексия содержания учебного материала;
    • рефлексия деятельности.

    Слайд Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

    Вы все знаете, что рефлексию настроения целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

    Здесь учителя применяют:

    • Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
    • показ большого пальца вверх или вниз.
    • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
    • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
    • Светофор.
    Читайте так же:  Подростковая депрессия симптомы

    Приемы обязательно должны соответствовать возрасту. В 5 классе я использую смайлики, с вами я провела прием «букет настроения».

    Слайд Рефлексия содержания учебного материала.

    Рефлексию содержания учебного материала удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов.

    Так как обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность собственной работы и работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

    Приемы которые я использую:

    Слайд «Незаконченное предложение»

    Слайд “Плюс-минус-интересно” . Этот прием позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

    Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

    • В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
    • В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
    • В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

    Следующий прием я вам предложила в начале мастер-класса

    (Слайд «Таблица фиксация знаний по теме»)

    Это табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.

    В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую — формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

    Слайд Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

    • первая строка – название темы (одно существительное);
    • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
    • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
    • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
    • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

    В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

    Задание для аудитории Составить синквейн со словом рефлексия

    Я часто в своей работе использую следующий прием «Акрослово» (осмысленное слово) – это характеристика «зашифрованная» в буквах слова, связанных по смыслу. Прием применяю как заключительное задание по пройденному материалу.

    Задание для аудитории используя данный прием, дайте характеристику слову РЕФЛЕКСИЯ

    Поставьте восклицательный знак в конце предложения

    1. Урок полезен, все понятно
    2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно
    3. Еще придется потрудиться
    4. Да трудно все-таки учиться

    (Слайд Рефлексия деятельности.)

    Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

    Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

    Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

    Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

    [3]

    Слайд Лесенка успеха . Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

    “Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

    Слайд “Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

    Слайд “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

    Благодаря таким приемам всегда есть наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

    Иногда при рефлексия деятельности можно применять «фразеологизмы или пословицы»

    Слышать краем уха

    Биться как рыба об лед

    Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

    (Слайд 13 Итог мастер-класса.)

    Подводя итог мастер-класса я предлагаю вам выполнить задание по рефлексии используя прием или методику: «5 пальцев».

    Творческое задание: продумать основные моменты рефлексии по теме мастер-класса в соответствии со значениями каждого пальца, показать (загибая палец) и озвучить.

    М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

    Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

    С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?

    У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?

    Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

    Этот компактный и удобный метод дает возможность быстро и качественно проконтролировать, как прошел день. Анализируйте итоги дня, контролируйте приближение к целям и вы обязательно их достигнете! Всем желаю достичь своих целей.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    А теперь вспомните у вас есть таблица для слушателя (заполнить последнюю графу таблицы и озвучить — 2 чел.). Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса?

    Источники


    1. Я и моя семья. — М.: Феникс, 2014. — 320 c.

    2. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Ч. 1: Остров духовной жизни// Ч. 2: Семья в русской литературе: Хрестоматия для учителей (сост. Кислицина Т.Г.; под общ.ред. док.филол.наук Троицкого В.Ю.) Изд. 2-е, испр.. Серия: Библи. — Москва: Огни, 2016. — 256 c.

    3. Маргарита Заворотняя Русские семьи счастливы по-своему / Маргарита Заворотняя. — М.: АСТ, 2015. — 543 c.
    4. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.
    5. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.
    Рефлексия 5 классе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here