Рефлексия для детей

Самое важное по теме: "рефлексия для детей" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Приемы формирования рефлексии

Основной задачей начальной школы является задача воспитания человека, способного в будущем совершенствовать самого себя, принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека самостоятельного в широком смысле этого слова. Формированию способности самостоятельно мыслить, обоснованно принимать решения способствует рефлексия.

Умение рефлексировать пригодится ребёнку в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное — успешным.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

А что же такое рефлексия?

Рефлексия

, в упрощённом определении, — это “разговор с самим собой”.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

а) индивидуальная– формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)

б) групповая акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. (“Смогли бы сделать, если бы с нами не работал . (имя)” “Какую помощь в работе оказал. (имя)”)

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Коммуникативная

— ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная

— объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная

— проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности. Что можно применять?

Вербальные техники:

“из уст в уста, глаза в глаза”

Положительный момент использования такого рода техник заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоции, мнений, рассуждений. Это техники свободного высказывания.

Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов класса.

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре “Съедобное- несъедобное”), предоставляя таким образом возможность высказаться каждому участнику. Мяч нужно ловить, потом бросать другому ребенку. Педагог должен следить за тем, чтобы мяч попал к абсолютно всем детям.

Ребятам задается такой вопрос: “Если бы я был волшебником, то сегодня я бы. ”:

  • Исправил.
  • Сделал.
  • Добавил.
  • Похвалил.

Ребятам предлагается подумать и высказаться, на что похож сегодняшний день, проведенное мероприятие, урок и т.д. Сделать это можно в круге, передавая право голоса друг другу с помощью какого-либо предмета.

Преимущества использования невербальных техник заключается в том, что каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение.

Недостаток техники – это отсутствие живого общения.

“Карта настроения”(Приложение1),“Лента настроения”, “Роза настроения”, “Сердечное настроение”, “Мишень настроения”, “Облако настроения”, “Ваза настроения”, “Паровозик настроения” (Приложение1), “Гусеница настроения”, “Гора настроения”, “Лестница настроения”, “Кинотека настроения”, “Поляна настроения”, “Звездопад настроения”, “Домик настроения”, “Строительство настроения”, “Мелодия настроения”, “Корзина настроения”, “Клубничное настроение”, “Ромашка настроения”, “Пазлы настроения”, “Аквариумное настроение”

Роза настроения.

“Роза” делится на секторы – по количеству дней. Заполняется “роза” в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение;зелёный цвет – спокойное, уравновешенное;синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

“ Лесенка успеха”.Самооценка активности на каждом этапе урока

Нижняя ступенька, у “человечка” руки опущены — у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у “человечка” руки разведены в стороны — у меня были проблемы; верхняя ступенька, у “человечка” руки подняты вверх — мне всё удалось;

Читайте так же:  Вспышка агрессии у женщин причины

“Дерево успеха” — зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

“Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика

“Поляна”. На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

“Гусеница”. Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

Насколько сегодня учитель смог “вытянуть” гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

“Закрой глаза”. Обычно предлагается делать в конце урока.

Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:

— Что нового я узнал сегодня на уроке?

— Что было особенно интересным и познавательным?

— В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
  • Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
  • Красной – дело не понравилось, скучно.

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы:

Прием незаконченного предложения.

  • Сегодня на уроке я.
  • Научился.
  • Было интересно..
  • Было трудно.
  • Мои ощущения.
  • Этот урок дал мне для жизни.
  • Больше всего понравились задания.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало.

“Мудрые совы”: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:

  • “ + ” — знаю,
  • “ — ” — не знаю,
  • “ ! ”- узнал новое,
  • “ ? ” — удивило

После работы с текстом задаю вопросы:

— Выберите ту информацию, которая вам знакома.

— А какая информация ранее была неизвестна?

— Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас неожиданными?

— У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?

— Что бы вы еще хотели узнать?

Пометки на полях ( маркировка

) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

  • “+” — знал,
  • “!” — новый материал (узнал),
  • “?” — хочу узнать

Приём: “Конкурс шпаргалок”

Описание: Участники за определенное время (5 минут, например)должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, «запротоколировать» наибольшее количество текста, и кто воспроизведет свой текст бегло, без ошибок.

Такой прием можно использовать на уроке любого предмета.

На этапе рефлексии вызывает интерес приём “паучка”, когда всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибалльной системе с трёх позиций:

  • Я (личный вклад собственного труда)
  • Мы (работа всего класса)
  • Дело (степень новизны темы)

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения“Комплимент” (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Сайт для воспитателей детских садов

«Развитие рефлексивности у детей»

(Из опыта работы)

В исследованиях последнего десятилетия рефлексия определяется, как новообразование дошкольного возраста (Н.И. Люрья, Н.Г. Салмина и др.).

Современные дети обнаруживают новые закономерности развития и созревания психики, демонстрируя большую способность к самосознанию и саморазвитию.

Рефлексия есть обращение человеком своего сознания на самого себя (самоанализ): на мышление, поведение, знания, действия. Это понимание и анализ своих мыслей, чувств, мотивов.

Работая, с детьми третьего года жизни я старалась обращать их внимание на собственные действия:

— что делают (делали, будут делать);

— что получилось (на продукт собственной активности).

Дети ежедневно имели возможность выбирать (самоопределяться) деятельность, материалы, партнеров

и делиться своими результатами, успехами.

Работа детей 2 лет в центре «Песок-вода»

Работа детей в центре «Искусство»

Работа детей в центре «Манипуляции»

Групповой сбор – подведение итогов

На фото можно увидеть: работу детей в центрах (их выбор) и как дети делятся своими достижениями на групповом сборе (круге).

[2]

Итоги работы в центрах (детские высказывания):

Воспитатель: «Расскажите, что понравилось сегодня делать?»

Диана (2 г. 11 мес.): «Я рис сыпала зеленый».

Воспитатель: «Сразу начала сыпать?»

Диана: «Сначала намазала клеем. Получилось дерево»

Слава (2 года 9 мес.)

Лида (2 года 7 мес.)

Воспитатель: «Что ты делала?»

Лида: «Отрывала бумажки. Мяла и приклеивала».

Фотографии на данном этапе (в 2-3 года) играют важную роль, желательно их делать чаще.

1) Являются наглядным способом фиксации действий (достижений) детей. Дети имеют возможность посмотреть на себя со стороны, чем занимались, что научились делать….

2) Являются наглядной информацией для родителей о жизни ребенка в детском саду.

3) Активизируют речь ребенка (глядя на своё изображение, ребенок стремится назвать, что делал…).

Уже в младшей группе (с 3 лет) я старалась мотивировать детей к анализу выбора — свободных действий и к подведению итогов деятельности.

Мы придумали наглядную форму фиксации ребенком своих действий — «Ладошку» (фото № 5, 6).

Читайте так же:  Грусть всего лишь

«Ладошка»

«Ладошка»

У каждого ребенка ладошка своя. Пять пальцев – это 5 дней, проведенных ребенком в детском саду.

К ладошке прилагаются резинки разного цвета.

Каждый центр активности у нас с детьми обозначен своим цветом. (Например: центр «Математики» — красный, «Искусство» — зелёный, «Книги» — синий, «Строительства» -желтый, «Семьи» — оранжевый, «Песок — вода» — коричневый, «Наука» — фиолетовый…). И каждый день на один пальчик ребенок надевает одну или 2… резинки, в зависимости от того в каком центре активности работал.

Когда происходит фиксация ребенком своих действий?

После окончания работы в центрах происходит постепенный приход детей со своими результатами на

групповой сбор, который проходит на ковре. Дети фиксируют на ладошке, то чем занимались (фото №7, 8, 9).

Такая форма фиксации очень наглядна и для детей и для взрослых. Она позволяет отрефлексировать, что и как выбирает ребенок и что он не выбирает (в течение недели). Развивается ребенок в разных направлениях или в одном.

После фиксации детьми своих действий идет групповое обсуждение (самоанализ: что выбирали, что делали, что получилось).

— Что сегодня удалось (получилось)?

— Чему научились сегодня?

— Что нового узнали?

— Что понравилось больше всего?

— Что получилось особенно хорошо?

— Как смог это сделать?

— Сможешь этому кого-то научить из друзей?

— Были какие-то трудности? Кто помогал?

— С кем вместе работал?

В результате групповых обсуждений дети:

— учатся активно обсуждать процесс своего развития;

— учатся друг друга слушать и слышать;

— учат друг друга;

— мотивируют друг друга на деятельность, а также мотивируют делиться своими открытиями, достижениями…

Работа по развитию рефлексивности осуществляется и в ходе индивидуальных обсуждений.

Индивидуальные (персональные) обсуждения

  • С детьми, которые в силу своих индивидуальных особенностей (неуверенные в себе, с повышенной тревожностью) не могут делиться своими успехами на публике (фото).

  • С сильными детьми, которые любят и могут выступать на публике — являются примером и мотиватором для других. С ними заранее обсуждаешь, проговариваешь выступление, чтобы они могли это сделать более ярко и грамотно (фото).

  • С детьми в конце недели (подведение итогов).

1) «ЛАДОШКА» с зафиксированным выбором своих действий за неделю.

2) Выполненные работы или материал, с которым работал (палочки, геометрические фигуры, камешки, фигурки насекомых…).

Вопросы к ребёнку:

— Чему научился на этой неделе?

— Что понравилось больше всего?

— Что получилось особенно хорошо?

Видео (кликните для воспроизведения).

— Что хотел бы повторить ещё раз?

— Какую работу поместим в портфолио?

— Что хочется узнать ещё?

В ходе обсуждения с детьми взрослому

— помогать видеть ребенку положительные изменения (достижения);

участие взрослого в анализе зависит от возраста и от уровня развития ребенка;

— делать акцент на успех (сильные стороны ребёнка).

Тогда обсуждение приносит радость и удовольствие, а это мотивирует детей к дальнейшему развитию.

— Помнить, что отрицание успеха, разочарование подрывает веру в себя. Тогда ребенку трудно рассказывать о своих достижениях. Необходимо и с родителями говорить об этом.

— Уважительно, заинтересованно, серьёзно относиться к тому, что демонстрирует ребенок.

Все высказывания детей во время обсуждений записываются.

Воспитатель: «Что сегодня вам удалось сделать?»

Лида (4 г.): «Я рисовала цветы, много. Солнышко ещё нарисовала.

Воспитатель: «Чему ты научилась?»

Лида: «Научилась лепестки овальные рисовать и листики такие. Я сделала очень красиво. Маме понравиться. Долго рисовала».

Соня (4 г.) «Я делала из темного пластилина сосисочку. Нашла ракушки.

Из ракушек я сделала крылья. Потом сделала усики. Бабочка нарядная. На крылышках сделала красоту. Посадила на цветочек».

Белла (3г.9м.): «Я улиток раскрасила и считала. Потом цифры нашла».

Воспитатель: «Чему научилась на этой недели?

Что получилось особенно хорошо?»

Соня (4года): «Я рисовала коровку, обводила по точкам дорожки, делала из камней бабочку, из палочек солнце. Получилось хорошо».

Воспитатель: А в каком центре не была на этой неделе?»

Соня: «Ещё не была в центре красной резинки».

Воспитатель: «Хочешь в центре математики чему-то научиться?»

Соня: «Надо поучиться считать».

Детские высказывания являются:

  • материалом для портфолио;
  • наглядной информацией для родителей;

— прочитав высказывания, родители получают информацию о жизни своего ребенка в группе (фото №13, 14, 15).

Возможны и другие формы фиксации своих действий детьми.

Такие формы фиксации детьми своих действий могут использоваться в младшей и в средней группе.

А вот в старшем возрасте уже другие формы фиксации — ЛИСТЫ УЧЁТА.

Ребенок отмечает (любым способом), в каком центре сегодня был.

Может подводить итоги дня, недели, месяца, темы.

Миша (7 лет): «Я был в центре «Математики» и научился решать примеры и раскрашивать по цифрам. Каждая цифра обозначает какой-то цвет. А ещё я научился находить лишнею картинку».

Вероника Я. (6 лет 10 мес.): «Я была в центре «Искусство» и научилась делать детеныша тюленя белька из бумаги и газеты. Сначала я мяла газету и обклеивала её белой бумагой. Потом приклеивала голову к телу, приклеивала лапки. А потом я сделала мордочку, используя пластилин».

Майя С. (6 лет 5 мес.): «По теме «Путешествие на Северный и Южный полюс» я много раз была в центре «Искусство», потому что мне очень нравится там заниматься. Я научилась красиво рисовать белого медведя, пингвинов, северного оленя. А ещё я научилась делать пингвина из рулона туалетной бумаги. А ещё я была в центрах «книга», «наука», «строительство». Но я не была в центре «настольная игра», потому что мне не совсем там нравится».

Святослав С. (6 лет 8 мес.): «Пока была тема «Путешествие на Северный и Южный полюс» я больше всего раз был в центре «Математики» и «Искусство». Я люблю заниматься в центре «Математики», потому что там очень интересные карточки. Я там научился решать примеры, придумывать и решать задачи. А ещё мне нравится заниматься в центре «Грамоты», потому что там тоже очень интересные задания, например, расшифровывать слова».

Читайте так же:  Как определить болезнь паркинсона

Из детских высказываний видно, что ребенок старшего возраста анализирует свою деятельность уже более самостоятельно. Озвучивает свои интересы, оценивает достижения. Активно участвует в планировании и ставит новые цели.

Если перед ребенком ставить задачу рассказать о самом себе, о своих изменениях, тогда он осознает себя как участник процесса обучения. Осознает цели, которые перед ним были поставлены, шаги которые он совершал, достигая эти цели. Видит свои успехи. Знает свои сильные стороны и свои индивидуальные особенности. Может грамотно представить родителям свои успехи, обсудить с ними процесс своего развития.

Важна каждодневная практика. Системная, целенаправленная работа по развитию рефлексии у детей.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 2010.

—> Математическое ассорти
—>

Каталог статей

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Рефлексия

(от лат. reflexio — обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.

Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т.п.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Р ефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал),

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, оценки «приращения» знаний и достижения целей.

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая

1. свою деятельность

2. деятельность учителя

3. деятельность учащихся.

Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви — утверждения, которые ведутся по направлениям — «да» и «нет» (количество «ветвей» не ограничено), и «листья» — обоснование этих утверждений (аргументы в пользу того или иного мнения, фамилии, оценки, результаты и т.д.)

Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.

На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец — мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.

Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза — внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.

В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.

Читайте так же:  Как помочь человеку в депрессии на расстоянии

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.

« Плюс – минус – интересно»

Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на «+”, «–”, «?” или индивидуально письменно.

В графу «+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу «–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу «интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

На доске прикреплены «ключевые слова» урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. Например слова: оценка, задача, сосед, учитель и т.д.

В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Рефлексия на уроках в начальной школе: примеры, особенности в условиях ФГОС

Одним из ключевых действий, которым необходимо овладеть школьнику, является умение рефлексировать. Для этого он должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач. Как же нужно проводить рефлексию на уроках в начальной школе по ФГОС, какие есть примеры таких упражнений?

Что такое рефлексия

Принципами современного обучения в начальной школе должны быть активность, сознательность и творчество. Каждое действие ученика должно быть полностью осознанным. Именно на этом должен быть основан интеллектуальный процесс познания.

Ребенка необходимо постоянно возвращать к анализу своих действий, к осознанию пройденного пути. Он должен отметить все, что было им усвоено, обдумано, понято. Важно не просто зафиксировать в сознании обучающегося результаты урока, но и помочь ему выстроить смысловую цепочку проведенной познавательной деятельности. Подтолкнуть его к выделению методов и способов исследования материала, которые были применены на уроке, и сравнить их со своими.

Поэтому по ФГОС рефлексия в начальной школе должна являться обязательным элементом на уроках. Причем, важно не просто провести такой вид работы, а готовить школьника к внутреннему самопознанию, учить размышлять о своем внутреннем состоянии. Перед ним должны ставиться вопросы: «Что я знал?», «Что я узнал нового?», «Каким образом мне удалось получить новые знания?», «Какие личностные качества мне помогли на уроке или помешали добиться успеха?», «В какой момент урока я получал положительные эмоции?», «При выполнении какого упражнения я ощущал дискомфорт?».

Рефлексия может проводиться на любом этапе урока. В зависимости от обстоятельств, необходимо использовать такие виды рефлексии:

  • физическую — успел или не успел выполнить все задания;
  • сенсорную — как чувствовал себя на уроке, были ли моменты дискомфорта;
  • интеллектуальную — все ли понял в изучаемом учебном материале, какими познавательными методами пользовался, какие были затруднения;
  • духовную — был ли элемент самосовершенствования, повысилась ли самооценка или расстроен неудачей.

Выбирая упражнения для проведения рефлексии, следует ориентироваться на цели, которые преследуется этим видом работы:

  • рефлексия эмоционального состояния и настроения помогает установить эмоциональный контакт с классом или отдельными учениками в начале или конце урока;
  • рефлексия содержания учебного материала служит выявлению уровня усвоения содержания изученного;
  • рефлексия деятельности используется для оценивания активности ребенка в ходе урока и на отдельных его этапах, осмысления способов и приемов работы, выбора наиболее рациональных.

Ученик, овладевший навыком рефлексирования, научится управлять собой. То, что он может давать оценку своей деятельности на уроке, доставляет радость ребенку и вызывает чувство собственной значимости.

[1]

Виды упражнений для рефлексии

Для проведения рефлексии на уроках в начальной школе по ФГОС предлагаются различные упражнения, приведем их примеры. Наиболее простыми являются задания с эмоциональной окраской. Они используются на начальном этапе формирования рефлексивных умений. Целью таких упражнений является дать символьную оценку своей деятельности и ее результатов.

Учитель должен подготовить изображения смайликов, которые раздаются каждому ребенку. Это упражнение может иметь несколько видов.

В первом случае используется изображение лиц, выражающих различные эмоции: радость, недовольство, грусть, удивление, восхищение. Дети должны выбрать тот смайлик, который будет отражать их ощущение от урока или выполненного задания, оценивать их участие в ходе изучения материала.

Второй вариант данного упражнения предполагает использование изображения лица, на котором присутствуют не все детали (отсутствует рот, брови). Каждому ребенку предлагается дорисовать эти элементы таким образом, чтобы отразить необходимую эмоцию.

«Солнышко и тучки»

Ученики получают карточки с изображением улыбающегося солнышка, хмурящего солнышка, выглядывающего из-за тучки и грустной тучки. Детям нужно дать предельно простой ответ:

  • Доволен своей работой на уроке.
  • Были отдельные моменты, когда я испытывал трудности.
  • Не доволен, много не сумел сделать.

Можно попросить школьников показать с помощью таких изображений степень усвоения учебного материала и т.д.

Часто во время проведения упражнений рефлексии используют цветовые ассоциации.

«Карточка настроения»

Для такого упражнения необходимо иметь набор однотипных карточек разного цвета. Школьники имеют возможность выбрать одну из них, цвет которой будет символизировать их ответ на поставленные вопросы. При этом можно предлагать детям уже готовую картотеку символического значения цветов, например:

  • красный — радость;
  • фиолетовый — интеллектуальную удовлетворенность;
  • оранжевый — много непонятного и т.д.
Читайте так же:  Бросил пить худею

Также учитель может попросить детей показать выбранную карточку и самостоятельно пояснить значение своего цвета.

«Букет настроения»

Упражнение носит характер творческой игры. Дети имеют возможность составить букет своего настроения. Это должна быть коллективная работа, при которой каждому ребенку нужно выбрать на полянке цветок соответствующего цвета (красный — есть проблема, желтый — нужна помощь, зеленый — все хорошо) и поставить его в вазочку. Преобладающий цвет букета, покажет степень положительных результатов деятельности.

Аналогично можно использовать другие ассоциативные символы:

  • дерево украсить разноцветными листочками или плодами;
  • купить билеты на поезд соответствующего цвета или сесть в определенный вагон;
  • повесить свой флажок на семафорную ленту кораблика и т.д.

Тему для рефлексивного упражнения можно подбирать в соответствии с содержанием урока.

«Маятник настроения»

Для упражнения понадобится коллективное фоновое панно, которое разделено на три полосы: черную, серую и белую. Детям можно раздать стикеры любого вида (фишки, бейджики, фигурки и т.д.). Им необходимо разместить свой стикер на той полосе, которая отвечает их настроению.

В зависимости от уровня подготовленности школьников и времени на уроке представленные упражнения можно проводить только для фиксации эмоционального ощущения детей или же предлагать им объяснить свой выбор.

Более сложные виды заданий для рефлексии предполагают выражение не эмоций, а словесных оценок и результатов самоанализа.

«Пять пальцев»

Для этого упражнения достаточно раздать детям чистые белые листы бумаги. Им необходимо обвести свою ладошку и на каждом пальце написать короткие ответы на соответствующие вопросы:

  • мизинец (мыслительная деятельность) — Какие получил опыт и новые знания?
  • безымянный (близость цели) — Достиг ли поставленной цели?
  • средний (состояние духа) — Какое преобладало настроение?
  • указательный (услуга, помощь) — В какой помощи нуждаешься?
  • большой (бодрость, физическое состояние) — Каким было физическое состояние?

«Таблица результатов»

Такое упражнение лучше разделить на два этапа. Первую часть нужно провести в начале урока во время актуализации имеющихся знаний обучающихся. Детям раздаются карточки с пустой таблицей, имеющей столбцы: «Знал», «Узнал», «Не совсем понял». После озвучивания темы урока ребята должны перечислить, какие знания они уже имеют.

Вторая часть упражнения проводится на заключительном этапе урока. Дети анализируют усвоенную в ходе познавательного процесса информацию и заполняют два оставшиеся столбца.

Эти же карточки можно сохранить, дополнять записи на протяжении следующих уроков и подвести итоги полученных результатов на уроке обобщения по теме.

«Плюс – минус»

Карточки для этого упражнения могут иметь различную форму. Основной принцип — разделить ее на две части. Дети по окончании урока должны перечислить все положительные моменты, которые они хотят отметить на уроке, а с противоположной стороны — все отрицательные.

Это упражнение можно провести коллективно. На две части делится плакат и прикрепляется на доску. Школьники получают несколько пустых стикеров (можно сделать их двухцветными) на которых делают записи по теме урока. Затем эти стикеры прикрепляются на плакат. В завершение рекомендуется провести обсуждение негативных моментов на уроке. Можно предложить детям, которые показали, что хорошо поняли материал урока, помочь своим товарищам разобраться с возникшими затруднениями.

Есть ряд упражнений, которые способствуют созданию духа конкуренции, соревнования. При этом детям предлагается сравнить собственные достижения с результатами своих одноклассников.

Такое упражнение помогает развитию самооценки у ребенка. Для большей наглядности своего результата детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5-7 ступенек:

  • все отлично, работал самостоятельно, выполнял творческие задания;
  • справился со всеми заданиями урока;
  • работал по образцу учителя;
  • при выполнении некоторых заданий понадобилась помощь;
  • большую часть заданий не смог выполнить и т.д.

Необходимо нарисовать свою фигурку на той ступеньке, которая, по мнению ребенка, соответствует степени его участия в работе на уроке.

«Письмо благодарности»

Интересная форма проведения рефлексии, которая предполагает проведение не только самоанализа, но и оценивание деятельности своих товарищей. Детям предлагается написать на стикере имя и слова благодарности тому однокласснику, который каким-то образом помог ему на уроке понять изучаемый материал.

Овладение ребенком умением рефлексирования служит фундаментом для дальнейшего успешного обучения. На основе этого навыка происходит формирование критического мышления, развитие таких необходимых для современного взрослого человека качеств, как самостоятельность, конкурентоспособность, предприимчивость, самоменеджмент.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Видео (кликните для воспроизведения).

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Источники


  1. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.

  2. Пэйдж, Сьюзен Супружеская жизнь: путь к гармонии / Сьюзен Пэйдж. — М.: Мирт, 2015. — 416 c.

  3. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.
  4. Огнева, Татьяна Как жить вместе долго и счастливо / Татьяна Огнева. — М.: Эксмо, 2012. — 320 c.
  5. Шапарь, В. Б. Вооруженный нейтралитет, или Психология безопасного общения / В.Б. Шапарь. — М.: Смысл, Academia, 2016. — 320 c.
Рефлексия для детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here