Рене жиль методика интерпретация

Самое важное по теме: "рене жиль методика интерпретация" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Рене жиль методика интерпретация

Цель теста — исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка. Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития — и более старшего возраста.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Инструкция

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных.

    Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
  • отношение к матери;
  • отношение к отцу;
  • отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
  • отношение к братьям и сестрам;
  • отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
  • отношение к другу (подруге);
  • отношение к учителю (воспитателю).
    Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
  • любознательность;
  • стремление к общению в больших группах детей;
  • стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
  • конфликтность, агрессивность;
  • реакция на фрустрацию;
  • стремление к уединению.
    И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
  • Тестовый материал

    2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

    5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

    6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

    7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

    8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

    9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

    10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

    11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

    12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

    13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши.

    14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

    16. Где ты на этот раз?

    17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

    18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

    19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

    20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

    22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

    23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

    24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

    25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

    26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

    27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

    28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

    29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

    30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

    31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

    32 Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

    33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    Читайте так же:  Расстались с парнем я жила

    34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

    36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.

    37. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

    37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

    40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

    41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

    Ключ к тесту

    Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 — «отношение к матери» — их 20) и номера этих заданий.

    Название шкалы Номера заданий Количество заданий
    Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
    Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
    Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители») 1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42 12
    Отношение к братьям и сестрам 2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42 18
    Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам 2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41 16
    Отношение к другу, подруге 4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40 14
    Отношение к учителю, воспитателю 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40 12
    Любознательность 5, 26, 28, 29, 31, 32 6
    Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей») 4, 8, 17, 20, 22-24, 40 8
    Стремление к доминированию или лидерству в группе детей 20-24, 39 6
    Конфликтность, агрессивность 22-25, 33-35, 37, 38 9
    Реакция на фрустрацию 25, 33-38 7
    Стремление к уединению, отгороженность 7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42 18

    Методика предполагает преимущественно качественный анализ ответов испытуемого. Поэтому можно интерпретировать исходя из ответов респондента на вопросы соответствующих шкал.
    Интерпретацию вы найдете в статье «Применение теста Рене Жиля», или в публикации «Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью “Фильм-теста” Рене Жиля» (Вопросы психологии. М., 1997. №1. С.55-62.)

    Проекционные методики

    «Времена года» . Методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления. Предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет.

    «Дом — Дерево — Человек» Оценка агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

    «Кактус» . Графическая методика для детей с 4-х лет. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

    Кинетический рисунок семьи (КРС) . Цель — выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи.

    «Маски» (Т.Д. Марцинковская) . Методика является модификацией метода «Социометрия». Предназначена для определения статусного места ребенка 5 лет и старше в группе.

    Методика Дембо — Рубинштейн . Простая в использовании, методика — в соединении с беседой и другими методиками — помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого.

    Методика Мира-и-Лопеца . Методика миокинетической психодиагностики предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве для изучения характеристик личности.

    Методика Рене Жиля . Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

    «Мои праздники» . Методика предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.

    «Незаконченные предложения» (тест Сакса-Леви) . Включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

    «Несуществующее животное» . Проективный метод исследования личности. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

    Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой) . Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

    «Рисунки животных» . С помощью теста анализируются культурный и интеллектуальный уровень испытуемого, оригинальность/стандартность мышления, потребности, мотивы, установки и отношения, наличие и характер внутренних и внешних психологических конфликтов, механизмы психологической защиты. Некоторые детерминанты, выявленные в тексте испытуемого, позволяют сделать вывод о наличии и степени выраженности в личности таких факторов, как «невротизм» и «психотизм».

    «Рисунок человека» . Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

    [3]

    «Рисунок школы» . Проективная методика, предназначена для определения отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

    «Руки» (Hand test) . Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

    Сказки Дюсса (Десперт) . Для исследования межличностных отношений между детьми в семье. Данная методика помогает установить наличие/отсутствие соперничества между братьями и сестрами. Методика не может использоваться для утверждения окончательного диагноза, она должна составлять часть «диагностической батареи».

    Читайте так же:  Релаксация для сна

    Социометрическая проба «День рождения» (методика Панфиловой М.А.) . Тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении.

    Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) . Цель методики — Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

    «Три дерева» (Э. Клессманн) . Данный проективный тест позволяет выявить особенности внутрисемейных отношений. Важно, что в тесте изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах. Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка. Тем самым отчасти удается обойти «цензуру», препятствующую проникновению бессознательного материала в сознание.

    Физиономический тест Кунина . Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения «уровня настроения» в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.

    «Цветовой тест отношений» (ЦТО) . Методика представляет детский вариант и предназначена для диагностики отношения ребенка к нравственным нормам.

    «Человек, который срывает яблоко» . C помощью методики можно судить о доминирующих способах достижения целей или особых сочетаниях стратегий, образующих определенный стилевой тип принятия решений.

    «Человек под дождем» . Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

    «Школа зверей» . Методика позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Неопределенность стимульного материала, атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочных суждений позволяют ребенку раскрыться наиболее глубоко. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у детей в процессе учебной деятельности. Эта методика может применяться не только на этапе адаптации к школе, но и в более старшем возрасте — при работе с выявлением трудностей учащихся на различных уроках, в учебной деятельности и в общении с одноклассниками и учителями.

    Методика Рене Жиля

    Цель теста — исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

    Вложение Размер
    metodika_rene_zhilya.docx 434.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика Рене Жиля

    Цель теста — исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

    Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

    Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
    Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
    Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

    Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития — и более старшего возраста.
    Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных.

    Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

    отношение к матери;

    отношение к отцу;

    отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

    отношение к братьям и сестрам;

    отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

    отношение к другу (подруге);

    отношение к учителю (воспитателю).
    Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

    стремление к общению в больших группах детей;

    стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

    реакция на фрустрацию;

    стремление к уединению.
    И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

    Как тебя зовут? Назови свою фамилию, имя и отчество _______________________________________________

    Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес _________________________________________________________

    Сколько тебе лет? ___________________Когда ты родился? ___________________

    Как зовут твою маму? _______________________ кем и где она работает? ______________________________

    Как зовут папу? _______________________ кем и где он работает? _____________________________________

    Кем ты хочешь стать когда вырастешь? ____________________________________

    1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

    5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

    6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

    7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

    8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

    9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже. _________________________________________

    10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

    Читайте так же:  Часы с проекцией

    11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
    ___________________________________________________

    12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

    13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

    14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

    16. Где ты на этот раз?

    17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

    18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

    19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

    21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

    22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

    23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

    24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

    25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

    26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

    27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

    28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

    29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

    30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

    31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

    32 Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

    33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

    35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

    36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.

    37. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

    37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

    39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

    40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

    41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

    Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 — «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

    Методика Рене Жиля

    Шкалы: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению

    Исследование социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

    Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

    Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

    Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

    Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

    Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития – и более старшего возраста.

    Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных:

    Читайте так же:  Стоит ли бросать пить

    Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

    отношение к матери;

    отношение к отцу;

    отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

    отношение к братьям и сестрам;

    отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

    отношение к другу (подруге);

    отношение к учителю (воспитателю).

    Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

    стремление к общению в больших группах детей;

    стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

    реакция на фрустрацию;

    стремление к уединению

    И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

    Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

    Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    Обозначь крестиком, где ты сядешь.

    А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

    Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

    Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

    Методика Рене Жиля

    Методика Рене Жиля

    Методика Рене Жиля предназначена для изучения отношений ребенка в семье, в его окружении. Методика поможет при выяснении причин агрессивности и тревожности. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

    Методика является визуально-словесной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

    Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

    Простота и схематичность, отличающие методику Рене Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

    Методику Рене Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

    Диагностика принятия других, В. Фей. Методики и тесты для школьников.

    Методика Диагностика принятия других, В. Фейя предназначена для диагностики уровня принятия других людей, чаще всего используется для тестирования школьников 5-11 классов или в целях лучшей адаптации первокурсников.

    Встречаются два типа реагирования во время общения: реактивное и проактивное. Реактивное – отсутствие управления собой, даже если есть умение подавить вспышку эмоций. Проактивное (проэктивное) — когда между стимулом и реакцией, существует пауза для осмысления и выбора наилучшей реакции. Проактивные люди обладают свободой выбора, как реагировать на то, либо иное событие.

    Для проактивной реакции необходимо принятие, признание и уважение самого себя. Как уже говорилось ранее, к другим мы относимся также, как и к самим себе, и принятие себя становится решающим в принятии других.

    Тест В. Фейя состоит из 18 вопросов, примерное время тестирования 10-15 минут.

    Диагностика принятия других В. Фейя». Методики и тесты для школьников:

    Инструкция.

    Внимательно прочитайте (прослушайте) утверждения опросника. Если вы считаете, что согласны с данным утверждением и оно соответствует вашему представлению о себе и других людях, то отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

    5 — практически всегда;

    Опросник.

    1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

    2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).

    3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

    4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отри­цательным качеством.

    5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.

    6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.

    7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.

    8. Люди думают только о себе.

    9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

    10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

    11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

    12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

    13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

    14. Мне нравится быть с другими людьми*.

    15. Большинство людей глупы и непоследовательны.

    16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*,

    17. Каждый хочет быть приятным для другого*.

    18. Чаще всего люди недовольны собой.

    Ключ к методике диагностике принятия других В. Фейя (Фея) и обработка результатов.

    Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. По суждениям отмеченным звездочкой (*) баллы подсчитываются в обратном порядке, т.е. 5 соответствует 1; 4 – 2; 3 – 3; 2 – 2 и 1 – 5.

    Интерпретация результатов теста Фейя (Фея).

    60 баллов и больше — высокий показатель принятия других;

    45-60 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к высокому

    30-45 баллов — средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

    30 баллов и меньше — низкий показатель принятия других.

    Диагностика принятия других, В. Фей. Методики и тесты для школьников.

    Интерпретация Фильм — теста межличностные отношения ребенка. (Методика Рене Жиля. / Проективная психодиагностика) Le Test-Film, Rene’ Gille:

    Данную методику нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:

    Читайте так же:  Название основных характеристик кризиса 3х лет

    принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или кос- венно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;

    принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации.

    Положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях

    [1]

    Примечание. Во-первых, смысл параметра «любознательность». В обыденном сознании понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициативность». В тесте Жиля «любознательность» операционализируется только как «близость к рассказывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрослого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».

    Во-вторых, понятие «отгороженность», «стремление к уединению». Оказалось, что этот фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким образом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые — дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально развитыми и в этом смысле более независимыми, направленными не столько на отношения «человек—человек», сколько на отношения «человек—предметный мир».

    Обработка результатов (пример).

    Примеры заданий из «Фильм-теста» Р. Жиля, (крестиком обозначены ответы ребенка)

    Примеры схематичной маркировки ответов в тестовой тетради

    3. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.

    Шкала №1 – (+) Шкала №2 – (0) Шкала №3 – (0)

    6. Ты со своей семьей будешь проводить каникулы у знакомых, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

    Шкала №3 – (0) Шкала №4 – (+)

    23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Покажи или обозначь крестиком, где будешь ты. Расскажи, что произошло?

    Шкала №9 – (+) Шкала №10 – (+) Шкала №11 – (+)

    Результаты, анализ, заключение (пример).

    По словам родителей, Саша поступил в школу в 6,5 лет и поначалу держался очень уверенно, активно отвечал на уроках, взаимодействовал со сверстниками. Через месяц у ребенка стала падать успеваемость, участились случаи упрямства и даже явных истерик, связанных с нежеланием посещать школу. Родители перевели Сашу в частную школу, надеясь что индивидуальный подход изменит его отношение. Ситуация несколько сгладилась, но нормальной не стала. В настоящее время Саша ходит в школу нехотя, постоянно просит, чтобы родители забирали его раньше школа коммерческая, полупансионного типа: дети пребывают там с 9 до 17 часов. К тому же маму мальчика беспокоят его обострившиеся ночные страхи: ребенок часто жалуется на ночные кошмары, «постоянно просит купить ему страшных роботов и фильмы ужасов». Отношение к страхам ребенка у членов семьи разное: мама стремится успокоить, папа не замечает, а старшая сестра обзывает Сашу трусом.

    Состав семьи: отец, 40 лет (занимается бизнесом), мать, 35 лет (преподаватель в музыкальном училище), сестра Катя, 11 лет, Саша, 7,9 лет.

    При психологическом исследовании мальчик обнаружил высокий уровень интеллектуального развития, а также выраженную эмоциональную напряженность (см. шкалы № 11, 12 методики Р. Жиля). Агрессивные сюжеты и сюжеты страхов проявились также в дополнительных проективных методиках (например, в рисунке на свободную тему Саша изобразил кладбище).

    В результатах обследования по методике Рене Жиля показатель по шкале конфликтности, агрессивности выше нормы, а среди поведенческих реакций (шкала № 12 «Реакция на фрустрацию») доминирующими оказались реакции активно-агрессивного типа. Соответственно, показатель социальной адаптированности ниже нормы. При этом наблюдается яркая тенденция к изоляции от сверстников (шкала № 13 «Отгороженность»). Слабая включенность во взаимодействие со сверстниками (заниженный показатель по шкале № 9 «Общительность») при наличии тенденции к доминированию и лидерству (завышенный показатель по шкалам № 10 «Лидерство», № 11 «Конфликтность, агрессивность») может говорить о том, что сфера взаимодействия «ребенок – ребенок» для Саши является конфликтной. В основе этого конфликта, вероятно, лежит противоречие между «я» и «мы», когда ребенок хочет, но не может войти в референтную группу сверстников, хотя в фантазиях видит себя лидером. Таким образом, у испытуемого наблюдается стремление к взаимодействию с другими детьми, желание утвердиться в их глазах, но в реальности наблюдается неумение выстраивать свое поведение соответственно нормам.

    Несмотря на то что Саша социально ориентирован, любознателен (шкалы № 7, 8), стремится доминировать (шкала № 10), наличие страхов снижает его уверенность в себе, делает поведение самозащитным и агрессивным, создаёт проблемы в общении со взрослыми, лишает полноценного общения со сверстниками (по словам мамы у Саши всего два друга – один в школе, другой во дворе).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В сфере семейных отношений следует отметить полный отказ мальчика от контактов с отцом на фоне предпочтения матери (показатель по шкале № 1 завышен по сравнению с нормативным). Возможно, сильная привязанность Саши к матери вызывает нежелание идти в школу, так как это вызывает разлуку с ней, а значит потерю уверенности в собственных силах.

    Источники


    1. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. — М.: Прайм-Еврознак, 2011. — 705 c.

    2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2013. — 192 c.

    3. Джуди, Даттон Любовь и секс. Как мы ими занимаемся / Даттон Джуди. — М.: Добрая книга, 2012. — 652 c.
    4. Альбисетти, Валерио Любовь. Как оставаться вместе всю жизнь / Валерио Альбисетти. — М.: Паолине, 2014. — 160 c.
    5. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
    Рене жиль методика интерпретация
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here