Рубинштейн методики патопсихологии

Самое важное по теме: "рубинштейн методики патопсихологии" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. 1999 г.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ (практическое руководство)

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, признанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн. «Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально — волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности. В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

В первой части книги рассматриваются общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка. В этой связи, в частности, дается психологическая характеристика учащихся вспомогательной школы и освещаются особенности их высшей нервной деятельности. Во второй части автор останавливается на особенностях познавательных процессов (ощущения, восприятия, речь, мышление, память) умственно отсталых учащихся. В третьей части раскрываются особенности формирования личности учащихся вспомогательных школ. Рассматриваются вопросы формирования характера, самооценки. Существенное внимание автор уделяет описанию методов исследования психики (психических процессов и личности).

  • Введение
  • ЧАСТЬ I — ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА
    • 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ»
    • 2. ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
    • 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
      • Первая группа
      • Вторая группа
      • Степени умственной отсталости
    • 4. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
    • 6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ
      • «Доски Сегена»
      • «Сюжетные вкладки»
      • «Обучающий эксперимент»
      • Методика Кооса
      • Проба на совмещение признаков
      • «Клипец»
  • ЧАСТЬ II — ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ
    • 8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
      • МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ
    • 9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
      • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
    • 10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
      • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
    • 11. ВНИМАНИЕ
    • 12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ НАВЫКАМИ
  • ЧАСТЬ III — ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 14. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
    • 15. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
    • 16. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ
    • 17. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
  • ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ

Рубинштейн с. Я.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

Книга представляет собой методическое руководство по применению эксперимен­тальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, па­мяти, мышления, эмоционально-волевой сферы) с целью выявления и квалификации нарушений. Описание 34 экспериментальных методик дается по следующей схеме: на­значение методики, способ подготовки к экспериментам и порядок их проведения, ис­толкование экспериментальных данных. В конце книги дается раздел о выборе и интер­претации экспериментальных методик. В виде иллюстраций и примеров приводятся результаты исследования, характерные для различных психических заболеваний.

Книга предназначена для студентов психологических факультетов, психологов, психотерапевтов, психиатров.

Содержание

Использование экспериментального метода для изучения психопатологических явлений

Области психоневрологической клиники, в которых используется патопсихологический эксперимент

Основные принципы построения патопсихологического эксперимента

О направленности отдельных методик

Вводные методические замечания

А. Исследование сенсомоторной сферы и внимания

Счет по Крепелину

Б. Исследование мышления

Методика Выготского — Сахарова

Соотношение пословиц, метафор и фраз

Заполнение пропущенных в тексте слов

Объяснение сюжетных картин

Установление последовательности событий

Название 60 слов

В. Исследование памяти

Заучивание десяти слов

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву)

Г. Исследование эмоционально-волевой сферы

О выборе методик для исследования

Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования

Организационные вопросы использования методик эксперимен­тальной патопсихологии.

Предисловие

Скачать «Экспериментальные методики в патопсихологии»

На этой странице вы можете скачать книгу
«Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Экспериментальные методики в патопсихологии».

Формат doc.zip

Формат doc

Скачивание архива «Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Экспериментальные методики в патопсихологии» займет несколько минут и завист от скорости вашего соединения с интернетом.

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, признанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн.

«Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально — волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности.

В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

Читайте еще:

Часть 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯОтсюда получается, что идея «близкого человека», «хорошего супруга», «настоящего друга» ошибочна и является источником проблем. Вообще-то понятие «роль» в психологии используется не как обозначение некоего объекта, а как вид деятельности. Получается, что муж — это человек, с которым у жены.

Глава 10. Обучение и тренингНа протяжении ряда лет мы экспериментировали с тренинговыми программами разной продолжительности и на церемониях закрытия часто обсуждали с нашими слушателями вопрос о том, какова адекватная продолжительность учебной программы. Интересно, что независимо от длительности тренинга, который они.

Социальные аспекты имени Поскольку этнография загадочного племени детей еще далека от совершенства, приходится в отсутствие адекватных научных данных обратиться к литературным описаниям, из которых я хочу выделить два весьма определенных класса толстых мальчиков. Билли Бантер (Жиртрест) действительно крупный мальчишка.

VII. Управление умомСправедливости ради нужно сказать, он теряет очень мало времени перед тем, как выйти из дому в 9:10 утра. Зачастую он встаёт в девять, завтракает между 9:07 и 9:09 1/2, после чего уносится. Но едва захлопнется входная дверь, его неутомимые умственные силы выключаются. Он приходит на станцию в.

Читайте так же:  Гипноз и самогипноз

Часть первая: человек на веревочкахИстория ребенка по имени Альберт вошла в учебники психологии. Над маленьким мальчиком, которому не было ещё и года, провели следующий эксперимент. Ему показывали прирученную белую крысу, и одновременно за его спиной раздавался громкий удар в гонг. После нескольких повторений, ребенок начинал.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ЗВЕРИНАЯ ПОХОТЬНо эта же Природа, таким буйным цветом распустившаяся в галантном веке на западе Европы и среди высшей знати России, весьма жестко сдерживалась обычаями и традициями, которым пока еще неуклонно следовали и российские помещики, и их крестьяне, и остальные сословия.

Литературный круг

Книги для всех

Сусанна Рубинштейн: Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (+стимульный материал) №MH5VW

Книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы).
Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности. Написанная классиком отечественной психологии, эта книга является единственным на сегодняшний день профессиональным руководством по использованию психологических методик на практике.
Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов.
Практическое руководство + Стимульный материал.

Чтобы скачать, выберите формат:

Последний комментарий на сайте:

Отличная книга! Для меня лучший автор в данном направлении! Рекомендую к прочтению.

Отзывы о других книгах:

Был удивлен, что книга довольно-таки толстая и недорогая для такого формата. Написана доступным языком, читается как художественное произведение, а не как учебник. Редкая удача для такого типа проектов, когда коллектив авторов тонко чувствует друг друга и пишет «как для себя».

Бесплатная библиотека

Скачать новые книги в форматах .FB2, .PDF, .EPUB.

Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (+стимульный материал). Рубинштейн Сусанна Яковлевна

Описание книги «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (+стимульный материал)»:

Книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы).Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности. Написанная классиком отечественной психологии, эта книга является единственным на сегодняшний день профессиональным руководством по использованию психологических методик на практике.Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов.Практическое руководство + Стимульный материал.

Мнение читателей:

С.Я.Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (2 книги) – отличное издание. Методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека. В книге приведено подробное и исчерпывающее описание практических методик, издание снабжено необходимым рабочим материалом (бланками, протоколами, стимульным материалом). Пособие адресовано патопсихологам, дефектологам и врачам- психиатрам, предназначено помочь в овладении…

Методики экспериментальной патопсихологии

Методики экспериментальной патопсихологии

На вооружении патопсихологов находится множество экспериментальных методик, с помощью которых исследуются особенности психических процессов и состояний.

Используемые в патопсихологических исследованиях методики характеризуются направленностью на звенья психических процессов. В патопсихологических методиках воссоздаются конкретные ситуации. Разрешение их требует от обследуемого определенного вида деятельности, изучение которого и является целью проводимого исследования. В психологическом эксперименте моделируется некая проблемная ситуация, требующая раскрытия, так как отдельные входящие в эту ситуацию элементы находятся в неадекватных соотношениях (С. Л. Рубинштейн, 1958). Решение экспериментального задания сводится к раскрытию взаимоотношений между элементами проблемной ситуации в результате ее анализа и к поискам адекватного способа приведения составных частей ситуации в соответствие.

Разделение патопсихологических методик на качественные и психометрические, т. е. служащие для измерения тех или иных психических функций, необоснованно. Дело в том, что методики, направленные на выявление качественных закономерностей психической деятельности больных, доступны в большинстве случаев статистической обработке. Использование же психометрических тестов без качественного анализа получаемого с их помощью материала неправомерно и приводит к ошибочным выводам.

Весьма условно и деление экспериментально-психологических методик на словесные (вербальные) и предметные (невербальные). Даже пользуясь невербальной методикой, исследующий, как правило, не ограничивается регистрацией полученных результатов, но путем расспроса старается выяснить у больного мотивы, которыми он руководствовался, выполняя задание, интересуется рассуждениями больного по поводу проделываемой им в процессе обследования работы. Кроме того, следует учитывать, что в выполнении заданий по невербальным методикам неизменно участвует система процессов внутренней речи обследуемого.

Разделение методик в соответствии с их направленностью на исследование той или иной психической функции также является условным. Как правило, большинство методик свидетельствуют своими результатами о состоянии нескольких функций. Большинство патопсихологических методик обладают широким диапазоном. Нельзя ограниченно исследовать только память, только внимание, только мышление.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

С другой стороны, существуют группы патопсихологических методик, имеющих общую направленность. Один и тот же психический дефект обнаруживается при исследовании различных проявлений психической деятельности обследуемого — так, эмоциональное уплощение может выступить при исследовании столь различными методиками, как проба на запоминание, пиктограммы, с помощью картинок с эмоциональным подтекстом, при определении уровня притязаний. Повышенная истощаемость определяется при исследовании таблицами Шульте, Крепелина, в корректурной пробе, при образовании аналогий и т. д.

Из сказанного вытекают два принципа подбора экспериментально-психологических методик. Это, во-первых, сочетание методик, позволяющих более полно и всесторонне исследовать какие-либо проявления психической деятельности. Например, при исследовании памяти употребляются пробы на заучивание искусственных звукосочетаний, слов и ассоциативных пар слов, применяются методики, позволяющие судить о кратковременной и долговременной памяти, о непосредственном и опосредованном запоминании и т. д.

Во-вторых, сочетание близких по направленности методик позволяет судить о достоверности, надежности полученных результатов. Данные, получаемые в клинико-психологическом эксперименте с помощью одной методики, всегда желательно подтвердить результатами, полученными с помощью других методик. Из значительного количества патопсихологических экспериментальных методик в каждом случае исследующий пользуется ограниченным их числом. Обычно для обследования одного больного достаточно 8—9 методик, выбираемых в соответствии с задачами исследования.

Читайте так же:  Люшера интерпретация результатов

В выборе методик патопсихологического исследования могут играть существенную роль следующие обстоятельства. 1. Цель исследования:

— дифференциальная диагностика (в зависимости от предполагаемых заболеваний);

— определение глубины психического дефекта;

— изучение эффективности терапии.

Там, где предполагается шизофренический процесс, применяются одни методики исследования, при обследовании больного эпилепсией с целью установления выраженности интеллектуально-мнестических расстройств — другие. Для многократных исследований в ходе лечения избираются методики, располагающие значительным количеством равных по трудности вариантов заданий.

2. Образование больного и его жизненный опыт. Например, недостаточно грамотному испытуемому не следует давать задания по методике образования сложных аналогий.

3. Иногда существенную роль играют особенности контакта с больным. Так, нередко приходится обследовать больного с нарушением деятельности слухового или зрительного анализатора. При глухоте максимально используются задания, рассчитанные на зрительное восприятие. Даже в пробе на запоминание слова испытуемому не зачитываются, а предъявляются в письменном виде. При плохом зрении, наоборот, все методики варьируются для слухового восприятия.

В процессе исследования методики обычно применяют по возрастающей сложности — от более простых к сложным. Исключение составляет обследование испытуемых, от которых ожидают агравации или симуляции. В этих случаях иногда более трудные задания выполняются нарочито неверно. Эта же особенность характерна и для состояний псевдодеменции, когда успешно выполняются более сложные задания и нелепо — элементарно-простые (А. М. Шуберт, 1957).

Большинство патопсихологических методик отличается простотой, для проведения исследования с их помощью необходимо лишь заготовить таблицы, рисунки. Патопсихолог должен располагать известным “ассортиментом” методик, подбор которых должен быть продуманным.

Эффективность того или иного метода психологического исследования определяется с помощью понятий надежности и валидности (обоснованности), введенных в экспериментальную психологию в процессе создания психологических тестов.

Надежность психологического метода (методики) – один из критериев качества метода, позволяет характеризовать его с точки зрения стабильности результатов, получаемых при повторном использовании этого метода при аналогичных условиях (ретестовая надежность) или же при использовании взаимозаменяемых, эквивалентных форм метода. В связи с этим очень важно использовать в практической деятельности методики, надежность которых подтверждена уже накопленным в патопсихологии опытом, или при разработке и внедрении новых методик специально проводить их изучение на предмет надежности.

Долгое время в психологических исследованиях господствовал метод количественных измерений психических процессов. Метод количественного измерения отдельных психических функций достиг своей крайней выраженности в тестовых исследованиях Бине-Симона, которые были направлены на выявление умственных способностей. Эти исследования базировались на концепции, что умственные способности ребенка фатально предопределены наследственными факторами и в малой степени зависят от обучения и воспитания. То есть каждому ребенку свойствен определенный более или менее постоянный возрастной интеллектуальный коэффициент (IQ).

Подобные исследования позволяют судить о количестве приобретенных знаний и не позволяют прогнозировать дальнейшее развитие ребенка (зона ближайшего развития по Л. С. Выготскому). Метод количественного измерения остается до сих пор ведущим в работе многих психологов. Но этим методом выявляются лишь конечные результаты работы, сам же процесс, отношение испытуемого к заданию, мотивы, побудившие избрать тот или иной способ действий, личностные установки — не выявляются.

Системный качественный анализ — это основной принцип патопсихологического исследования. Он направлен не на измерение отдельных процессов, а на исследование человека, совершающего реальную деятельность.

Этот метод направлен на качественный анализ различных форм распада психики, раскрытие механизмов нарушения деятельности и на возможности ее восстановления. То есть важно не только то, какой трудности. или какого объема задание больной осмыслил или выполнил, но и то, как он осмыслил и чем были обусловлены его ошибки и затруднения. Необходимо актуализировать и личностное отношение больного к деятельности.

Патопсихологический эксперимент является, по существу, взаимной деятельностью, взаимным общением экспериментатора и испытуемого. Поэтому построение его не может быть жестким.

Особенность патопсихологического эксперимента заключается и в том, что его построение должно дать возможность обнаружить не только структуру измененных, но и оставшихся, сохраненных форм психической деятельности больного.

Основное отличие патопсихологического эксперимента от общепсихологических исследований в том, что мы не всегда можем учесть своеобразие отношения больного к эксперименту, зависящее от его болезненного состояния. Из этого можно заключить следующее:

1. Психические больные нередко не только не стараются выполнить задание, но и превратно толкуют опыт или активно противостоят инструкции.

2. Особенность патопсихологического эксперимента заключается также в многообразии, большом количестве применяемых методик. Это объясняется тем, что процесс распада психики не происходит однослойно.

3. Выполнение экспериментальных заданий имеет для разных больных различный смысл. Еще Курт Левин указывал на то, что у одних испытуемых экспериментальные задания вызывают познавательный мотив, другие — выполняют задание из любезности к экспериментатору («деловые испытуемые»), третьи — увлекаются процессом решения («наивные испытуемые»).

4. Патопсихологу приходится в своем заключении оперировать системой понятий, характеризующих личность больного в целом (его мотивы, целенаправленность, самооценка и др.), наравне с характеристикой отдельных процессов.

5. Патопсихологическое исследование обнажает реальный пласт жизни больного потому, что предъявленная деятельность, реплики экспериментатора вызывают столь же реальное переживание и определенное эмоциональное состояние испытуемого.

Из значительного количества патопсихологических экспериментальных методик в каждом случае исследователь пользуется ограниченным их числом. Обычно для обследования одного больного достаточно 8-9 методик, выбираемых в соответствии с задачами исследования. Качество патопсихологического исследования в значительной мере зависит от того, какое количество методик имеется в арсенале исследователя. Владение возможно большим числом методик экспериментального исследования позволяет точнее направить опыт, подобрать наиболее адекватные методики, а также получить при исследовании более достоверные результаты, так как данные, получаемые на основании различных методик, будут всесторонне характеризовать особенности психической деятельности обследуемого и в ряде случаев подтверждают друг друга.

Читайте так же:  Память погибших воинов

В процессе исследования методики обычно применяют по возрастающей сложности — от более простых к более сложным. Исключение составляет обследование испытуемых, от которых ожидают аггравации или симуляции. В этих случаях иногда более трудные задания выполняются нарочито неверно. Эта же особенность характерна и для состояний псевдодеменции, когда успешно выполняются более сложные задания и нелепо — элементарно простые (А. М. Шуберт, 1957). Большинство патопсихологических методик отличается простотой, для проведения исследования с их помощью необходимо лишь заготовить таблицы, рисунки. Работу патопсихолога облегчает наличие в лаборатории отпечатанных типографским способом таблиц, бланков. Эффективность того или иного метода психологического исследования определяется с помощью понятий надежности и валидности (обоснованности), введенных в экспериментальную психологию в процессе создания психологических тестов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ

Рубинштейн С. Я.

82 Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).

ISBN 5-04-003883-6

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, при­знанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990).

«Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по приме­нению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено подробное и исчер­пывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения эксперимен­тальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здо­ровой и отклоняющейся личности.

В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие пси­хического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки, протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы), данным в приложениях.

Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов.

© Рубинштейн С. Я. © ООО «Апрель Пресс» © Оформление. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1999

BN 5-04-003883-6

СОДЕРЖАНИЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. 15

2. ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. 22

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. 26

4. О НАПРАВЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК. 31

5. ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. 35

6. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ. 37

Зрительно-моторная координация. 37

Слуховые восприятия. 43

Корректурная проба. 50

Отыскивание чисел . 53

Счет по Крепелину. 56

Исследование навыков. 59

Доски Сегена. 63

Методика Кооса. 64

7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ. 71

Классификация предметов. 71

Исключение предметов. 92

Методика Выготского—Сахарова. 95

[3]

Существенные признаки. 99

Простые аналогии. ». 101

Сложные аналогии . ;. 103

Сравнение понятий. 106

Соотношение пословиц, метафор и фраз. 108

Заполнение пропущенных в тексте слов. Ш

Объяснение сюжетных картин. 112

Установление последовательности событий. 114

Исследование ассоциаций. 117

Название 60 слов. 117

[1]

Ответные ассоциации. 120

Обучающий эксперимент. 124

Классификация фигур. 124

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ. 133

Заучивание десяти слов. 133

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву). 136

Воспроизведение рассказов. ‘. 151

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ. 153

Вариант ТАТ. 153

Выбор ценностей. 155

Уровень притязаний. 157

Исследование самооценки. 163

). О ВЫБОРЕ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 167

L СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ. 171

>. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ . 183

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ». 195

ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. 205

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА

УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ. 214

Первая группа. 215

Вторая группа. 221

Степени умственной отсталости. 230

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 234

5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ. 241

6. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ. 258

«Доски Сегена». 274

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Сюжетные вкладки». 276

«Обучающий эксперимент». 279

Методика Кооса. 290

Проба на совмещение признаков. 291

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ. 299

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ. 308

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 310

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ. 317

9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. 318

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ. 332

10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ. 338

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ. 346

11. ВНИМАНИЕ. 356

12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ
НАВЫКАМИ. 361

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

13. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. 365

14. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. 376

15. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. 383

16. ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ. 388

17. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА. 395

ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ. 415

Предисловие

Предлагаемая вниманию широкого круга специалистов книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики больных.

Автор данного руководства включил в него только давно апробированные в отечественных лабораториях методики.

Данное методическое пособие имеет практическое назначение. Оно может быть полезным для обучения начинающих специа­листов-патопсихологов и психиатров использованию эксперимен­тальных методик патопсихологии.

Конкретному описанию методик предшествуют главы теоре­тического и общеметодического характера: о принципах построения патопсихологического эксперимента, о правомерности применения различных экспериментальных приемов для анализа психопато­логических явлений, о практическом использовании этих экспе­риментов в психиатрии, а также методические указания по органи­зации и технике проведения экспериментальных исследований психически больных.

Дается описание 34 экспериментальных методик, направлен­ных на исследование сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, самооценки.

Описание каждой методики содержит указание о ее назна­чении, о способе проведения и протоколирования эксперимента, а также о путях анализа экспериментальных данных. Приводятся типичные образцы и примеры экспериментальных данных, полу­ченных при исследовании больных разными заболеваниями. В по­следних главах книги содержатся указания относительно прин­ципов выбора конкретных методик при исследовании больных с различными целями и примеры, разъясняющие способы составле­ния заключений.

В виде иллюстраций даются образцы наглядных пособий, необходимых для проведения экспериментального исследования.

В заключение следует отметить, что описание эксперимен-льных методик, а также анализ получаемых с их помощью экспе-[ментальных данных даются автором на основании обобщения [ыта многолетних экспериментальных исследований больных в ихиатрической клинике. Это позволяет полагать, что книга будет >едставлять не только методический интерес.

Читайте так же:  Как выйти из депрессии в домашних

Проф. Д. Д. Федотов

Назначение этого методического руководства — помочь начинающим сотрудникам кабинетов экспериментальной пато­психологии и врачам-психиатрам овладеть приемами эксперимен­тально-психологических исследований психически больных.

В развертывающейся сейчас сети кабинетов эксперимен­тальной патопсихологии наряду с получающими специальное университетское образование патопсихологами начинают работать также врачи-психиатры, а в детских психоневрологических учреж­дениях — дефектологи. В опубликованных за последние десяти­летия книгах, статьях и методических письмах по эксперименталь­ной патопсихологии излагается содержание некоторых методик и указываются принципы их построения, но нет конкретного опи­сания того, как следует проводить эксперименты. В связи с этим возникает необходимость в издании такого методического пособия, в котором было бы не только указано, для какой цели может слу­жить та или иная экспериментальная методика, но и то, как под­готовиться к опыту и как его провести, а также как интерпретировать полученные данные.

Разумеется, что и в этой области, как и во всех остальных разделах лабораторной работы, одно лишь книжное обучение не­достаточно; навыками проведения экспериментально-психологи­ческих исследований больных следует овладевать под непосред­ственным руководством опытных специалистов на рабочих местах, в лабораториях экспериментальной патопсихологии.

Даже самый опытный психиатр едва ли решится приступить к экспериментально-психологическим исследованиям больных, не изучив предварительно основы общей психологии и не овладев практически навыками экспериментальной работы. Тем не менее систематическое описание наиболее употребительных и апроби­рованных методик нужно и для процесса обучения, и для справок в начале самостоятельной экспериментальной работы.

При описании методик и особенно способов анализа экс­периментальных данных использованы опыт работы и результаты научных исследований коллектива сотрудников лаборатории экс-

Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 437 | Нарушение авторских прав

Экспериментальные методики в патопсихологии

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, признанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн.

«Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально — волевой сферы). Приведено подробное и исчерпывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения экспериментальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здоровой и отклоняющейся личности.

В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие психического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

Читайте еще:

Манипуляция сознанием другого человека.Если вы в процессе переговоров говорите оппоненту: «. иногда люди принимают решения под влиянием чувств. «, «. люди часто чувствуют облегчение после того, как заключат договор. «, и так далее, то вы маскируете определенные инструкции под рассуждения. И это работает!

ПРЕДИСЛОВИЕСегодня мы являемся свидетелями атаки на психоанализ со стороны психиатров и других специалистов, не отрицающих его основные принципы. Критицизм проистекает скорее из разочарования результатами психоаналитической терапии. Даже если оставить в стороне серьезные проблемы, связанные со стоимостью.

Часть третья. Объединенная акция и самопожертвование.»Люди слова» бывают разных типов: священники, писцы, пророки, писатели, художники, профессора, студенты, вообще интеллигенция. Там, где чтение и письмо — трудное искусство, например в Китае, простая грамотность уже дает право на звание «человека слова». Так было и в Древнем Египте.

Отдел III. Смерть от задушения-асфиксии.Если сдавливают шею через мягкие предметы (платок, шарф, платье и т. д.), а также руками в перчатках, ссадины могут отсутствовать. В таких случаях доказательством удавления руками являются только подкожные кровоизлияния на шее.

Часть первая. Как мы знаем, что мы знаем, если мы знаем что-то?Каждая страна, создающая империю, объявляет завоеванные народы ленивыми, грязными, невежественными, неразумными и вообще «низшими». И что же? Большинство подчиненных народов очень скоро начинает демонстрировать поведение, вполне соответствующее этим ярлыкам. Этот процесс можно было наблюдать у.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Глава 6Под инсценировкой мы имеем в виду такие техники, которые вовлекают пациента в проигрывание действительного или вымышленного опыта драматического материала, драматургического материала. В инсценировке могут участвовать либо один пациент, либо группа.

Рубинштейн С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии

Название Рубинштейн С. Я. 82 Экспериментальные методики патопсихологии
Анкор Рубинштейн С.Я., Экспериментальные методики патопсихологии.doc
Дата 23.06.2019
Размер 1,62 Mb.
Формат файла
Имя файла _Рубинштейн С.Я., Экспериментальные методики патопсихологии.doc
Тип Книга
#71111
страница 1 из 14
Каталог

БК 84(2Рос-Рус)6-4 Р82

Разработка серийного оформления художника Е. Савченко

Серия основана в 1999 году

Охраняется законом об авторском праве.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена

в какой бы то ни было форме без письменного разрешения

владельцев авторских прав.

82 Экспериментальные методики патопсихологии. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с. (Серия «Мир психологии»).

Книга включает две самые известные работы выдающегося отечественного ученого, при­знанного авторитета в области патопсихологии Сусанны Яковлевны Рубинштейн (1911—1990).

«Экспериментальные методики патопсихологии» — методическое руководство по приме­нению экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы). Приведено подробное и исчер­пывающее описание 34 практических методик, изложены принципы построения эксперимен­тальных методик патопсихологии и роль экспериментального метода в изучении психики здо­ровой и отклоняющейся личности.

В работе «Психология умственно отсталого школьника» рассматриваются своеобразие пси­хического развития такого ребенка, особенности познавательных процессов в формировании личности.

Книга снабжена необходимым рабочим материалом (бланки, протоколы, цветной и черно-белый стимульный материалы), данным в приложениях.

Для психологов, психиатров, дефектологов, невропатологов.

© Рубинштейн С. Я. © ООО «Апрель Пресс» © Оформление. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1999

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ПАТОПСИХОЛОГИИ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В КЛИНИКЕ

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ 15

2. ОБЛАСТИ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ, В КОТОРЫХ

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 22

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 26

4. О НАПРАВЛЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ МЕТОДИК 31

ВВОДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ 35

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ И ВНИМАНИЯ 37

Зрительно-моторная координация 37

Слуховые восприятия 43

Корректурная проба 50

Отыскивание чисел 53

Счет по Крепелину 56

Исследование навыков 59

Доски Сегена 63

Методика Кооса 64

7. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ 71

Классификация предметов 71

Исключение предметов 92

Методика Выготского—Сахарова 95

Существенные признаки 99

Простые аналогии » 101

Сложные аналогии ; 103

Сравнение понятий 106

Соотношение пословиц, метафор и фраз 108

Заполнение пропущенных в тексте слов Ш

Объяснение сюжетных картин 112

Установление последовательности событий 114

Исследование ассоциаций 117

Название 60 слов 117

Ответные ассоциации 120

Обучающий эксперимент 124

Классификация фигур 124

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ 133

Заучивание десяти слов 133

Опосредованное запоминание (по Леонтьеву) 136

Воспроизведение рассказов ‘.151

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 153

Вариант ТАТ 153

Выбор ценностей 155

Уровень притязаний 157

Исследование самооценки 163

). О ВЫБОРЕ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 167

L СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ДАННЫМ
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 171

>. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МЕТОДИК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ 183

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ШКОЛЬНИКА

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ» 195

ОШИБКИ В ТОЛКОВАНИИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 205

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА

УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 214

Первая группа 215

[2]

Вторая группа 221

Степени умственной отсталости 230

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 234

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ 241

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХИКИ 258

«Доски Сегена» 274

«Сюжетные вкладки» 276

«Обучающий эксперимент» 279

Методика Кооса 290

Проба на совмещение признаков 291

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

7. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ 299

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЙ 308

8. РАЗВИТИЕ РЕЧИ 310

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ 317

9. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ 318

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 332

10. ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ 338

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ 346

11. ВНИМАНИЕ 356

12. ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ УЧЕБНЫМИ И ТРУДОВЫМИ
НАВЫКАМИ 361

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 365

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ 376

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 383

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ 388

ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА 395

ПРИЛОЖЕНИЕ. БЛАНКИ И ФОРМЫ ПРОТОКОЛОВ 415

Предлагаемая вниманию широкого круга специалистов книга представляет собой методическое руководство по применению экспериментальных методик исследования психики больных.

Автор данного руководства включил в него только давно апробированные в отечественных лабораториях методики.

Данное методическое пособие имеет практическое назначение. Оно может быть полезным для обучения начинающих специа­листов-патопсихологов и психиатров использованию эксперимен­тальных методик патопсихологии.

Конкретному описанию методик предшествуют главы теоре­тического и общеметодического характера: о принципах построения патопсихологического эксперимента, о правомерности применения различных экспериментальных приемов для анализа психопато­логических явлений, о практическом использовании этих экспе­риментов в психиатрии, а также методические указания по органи­зации и технике проведения экспериментальных исследований психически больных.

Дается описание 34 экспериментальных методик, направлен­ных на исследование сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, самооценки.

Описание каждой методики содержит указание о ее назна­чении, о способе проведения и протоколирования эксперимента, а также о путях анализа экспериментальных данных. Приводятся типичные образцы и примеры экспериментальных данных, полу­ченных при исследовании больных разными заболеваниями. В по­следних главах книги содержатся указания относительно прин­ципов выбора конкретных методик при исследовании больных с различными целями и примеры, разъясняющие способы составле­ния заключений.

В виде иллюстраций даются образцы наглядных пособий, необходимых для проведения экспериментального исследования.

В заключение следует отметить, что описание эксперимен-льных методик, а также анализ получаемых с их помощью экспе-[ментальных данных даются автором на основании обобщения [ыта многолетних экспериментальных исследований больных в ихиатрической клинике. Это позволяет полагать, что книга будет >едставлять не только методический интерес.

Проф. Д. Д. Федотов

Назначение этого методического руководства — помочь начинающим сотрудникам кабинетов экспериментальной пато­психологии и врачам-психиатрам овладеть приемами эксперимен­тально-психологических исследований психически больных.

В развертывающейся сейчас сети кабинетов эксперимен­тальной патопсихологии наряду с получающими специальное университетское образование патопсихологами начинают работать также врачи-психиатры, а в детских психоневрологических учреж­дениях — дефектологи. В опубликованных за последние десяти­летия книгах, статьях и методических письмах по эксперименталь­ной патопсихологии излагается содержание некоторых методик и указываются принципы их построения, но нет конкретного опи­сания того, как следует проводить эксперименты. В связи с этим возникает необходимость в издании такого методического пособия, в котором было бы не только указано, для какой цели может слу­жить та или иная экспериментальная методика, но и то, как под­готовиться к опыту и как его провести, а также как интерпретировать полученные данные.

Разумеется, что и в этой области, как и во всех остальных разделах лабораторной работы, одно лишь книжное обучение не­достаточно; навыками проведения экспериментально-психологи­ческих исследований больных следует овладевать под непосред­ственным руководством опытных специалистов на рабочих местах, в лабораториях экспериментальной патопсихологии.

Даже самый опытный психиатр едва ли решится приступить к экспериментально-психологическим исследованиям больных, не изучив предварительно основы общей психологии и не овладев практически навыками экспериментальной работы. Тем не менее систематическое описание наиболее употребительных и апроби­рованных методик нужно и для процесса обучения, и для справок в начале самостоятельной экспериментальной работы.

При описании методик и особенно способов анализа экс­периментальных данных использованы опыт работы и результаты научных исследований коллектива сотрудников лаборатории экс-

перейти в каталог файлов

Источники


  1. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2008. — 400 c.

  2. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. — М.: Физическая культура, 2010. — 494 c.

  3. Толстая, Наталья Золотой ключик к счастливому дому / Наталья Толстая. — М.: АСТ, 2014. — 320 c.
  4. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2014. — 522 c.
  5. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.
Рубинштейн методики патопсихологии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here