Самоопределение и саморазвитие

Самое важное по теме: "самоопределение и саморазвитие" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

НИКОЛАЙ СЫСОЕВ

блог о саморазвитии

Разберите жизнь по полочкам

Откуда ваши «проблемы»?

без надрыва и на год быстрее

Пошагово разберите жизнь на молекулы

Самоопределение человека или как найти свое место в жизни?

Каждый человек должен найти свое место в этом мире. Но не у каждого это получается даже в течение всей своей жизни. Я считаю себя счастливым человеком, потому что понял свое предназначение и определился с основными жизненными целями до 28 лет. У меня это получилось интуитивно в процессе самопознания. Только теперь я понимаю, что этот процесс называется самоопределением и насколько он важен на пути личного саморазвития!

Что такое самоопределение личности?

Самоопределение – это активный процесс понимания себя, своего предназначения в жизни и занимаемого места в обществе. Для самоопределения человек должен проявить сознательность, активность и ответственность за свою жизнь.

В результате самоопределения формируется жизненный путь человека.

Самоопределение является очень сложным и многоступенчатым процессом.

Его структурными элементами являются различные виды самоопределения: жизненное, личностное, профессиональное, социальное, семейное, религиозное и др.

Каждый вид самоопределения связан с каким-либо этапом в жизни человека.

Все виды постоянно взаимодействуют друг с другом и могут предшествовать один другому, одновременно меняясь местами как причина и следствие.

Я хотел бы рассмотреть 3 самых важных вида самоопределения по-моему мнению:

Личностное самоопределение (я как личность)– это определение человеком своей индивидуальности.

Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я — Я», «Я-другие», «Я-общество», «Я-мир», «Я-сверхличностная реальность») и выбора основных направлений духовного и личностного роста.

Жизненное самоопределение (я как человек) – определение человеком себя относительно смысла и цели жизни.

Смысл жизни – это главное содержание жизни, то ради чего живет человек. Цель жизни – это осознание человеком конечных результатов своей жизни, того, чего он должен добиться. Поиск смысла жизни очень сложен и является большим трудом души и мысли. Но каждому необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без четкого осознания своей миссии и главное жизненной цели очень сложно профессионально самоопределиться.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

Профессиональное самоопределение (я как профессионал) – определение человека относительно трудовой деятельности.

Ядром профессиональной деятельности является осознанный выбор профессии с учетом своих качеств и особенностей, возможностей и требований к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение в целом осуществляется в течение всей жизни человека и не исключает смену или выбор нескольких профессий.

Актуальность профессионального самоопределения возникает в разные периоды жизни: окончание учебных заведений, повышение квалификации, смена жительства, увольнение с работы и другие. Этот вид самоопределения является важным критерием социально- психологической зрелости личности.

Главное в жизни — определиться:
Где твоё место и, что ты за птица.
Ты рвёшь зубами цепляясь за нами.
Для меня счастье — свобода, для тебя — Диснейленд.

Проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи

В настоящее время мы можем видеть, что система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения отсутствует. В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе. Как правило, подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога. Но этого бывает недостаточно для изучения личностных качеств, индивидуальных способностей и склонностей подростков.

Лично в мои школьные годы в старших классах ( 2004-2008 гг.) никто не проводил мероприятия по профориентации! Думаю, что и сейчас данная ситуация в образовательной сфере совсем не изменилась!

Дальше происходит ситуация, что перед молодым человеком или девушкой встает вопрос выбора профессии и поступления в определенное среднее или высшее профессиональное учреждение. И этот выбор делается, как правило, не исходя из осознанного понимания кем я хочу быть в будущем, а в результате других факторов.

Первый фактор – это родительское давление.

Когда встает вопрос выбора профессии, родители должны помогать, а не давить. Кому лучше знать способности и интересы ребенка, чем не родителям. Но часто этому придается малое значение, а выбор профессии совершают сами родители, думая, что она будет подходящей. Хорошо, если это будет так, но в большинстве случаев с развитием личности происходят разногласия между младшим и старшим поколениями.

Пример: отец (бывший военнослужащий) отправляет сына учиться в военное училище.

Второй фактор – это финансовое давление.

Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, очень большое значение уделяет условиям жизни. И это вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. Многие девушки и юноши предполагают иметь столько же, если не больше. В результате к выбору профессии подходят со стороны финансовых выгод, а не от личных предпочтений и желаний.

Пример: подросток поступает в институт менеджмента, маркетинга и финансов, потому что эти профессии предполагают высокий доход.

Третий фактор – это социальное давление.

Любой человек хочет быть уверенным в своем будущем, поэтому на выбор профессии еще может влиять ее востребованность на рынке труда на данный момент. Можно услышать, что «это модно» или «это престижная профессия». Возможно это так, но погоня за социальным статусом еще никого не сделала счастливым.

Пример: я пойду учиться на юриста, потому что это модно и востребовано.

В моем случае были все 3 фактора! Я пошел учиться в Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники, потому что сказала мама и был «блат», it-специалисты становились с каждым годом все более востребованы и в списке самых высокооплачиваемых профессий и по сей день они занимают первые строчки рейтингов.

Читайте так же:  Характеристика жизненных позиций

Я не могу сказать, что я жалею об этом. Ни сколько! Но это был явно было неосознанное профессиональное самоопределение!

Подводя итог, нужно сказать, что необдуманный выбор профессии в подростковом возрасте приводит к профессиональной неудовлетворенности в будущем и может стать причиной серьезных внутренних противоречий. Так случается у 90% молодых людей! В возрасте 24-34 года парни и девушки начинают искать снова свое место в жизни!

В каждом из нас есть то, чего нет в других. Вы можете делать то, что не может другой. Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте! Вы никогда не потерпите фиаско, занимаясь тем, к чему предназначены.

Как связаны между собой самоопределение и самореализация?

Мы уже поняли, что самоопределение, как самостоятельный процесс, является очень важным шагом в процессе формирования и становления человека, как личности. Но мы должны понимать еще один момент: без самоопределения не может быть и самореализации личности! Одно вытекает из другого.

Сначала человек самоопределяется, а только потом самореализуется.

Поэтому к процессу профессионального, жизненного и личностного самоопределения необходимо отнестись с высокой значимостью!

Люди, которые определились и нашли свое место в жизни, становятся счастливыми, успешными и богатыми. А к этому стремится каждый из нас!

В рамках данной темы я могу тебе подсказать одно очень эффективное упражнение!

В свое время оно очень сильно помогло мне. Уверен поможет и тебе!

Называется оно «3to…»

Возьми листок бумаги и ручку. Сделай 3 столбца и напиши 3 заголовка.

В первом напиши to be(быть), в третьем — to made(делать), во втором- to have(иметь).

НЕ ПЕРЕПУТАЙ!

Под каждым заголовком напиши по вопросу:

— Кто я и кем хочу быть? (профессиональное самоопределение);

— Какова цель моей жизни и что я хочу сделать ценного для общества? (жизненное самоопределение);

— Какие личностные качества и ресурсы я должен иметь, чтобы достичь этой цели? (личностное самоопределение).

Тебе нужно постараться ответить на эти 3 вопроса! Сделать это с одной стороны просто, а с другой — требует большой душевной и умственной работы! Многие тратят на это целую жизнь! Твоя задача – ответить на них как можно раньше! Это позволит тебе самоопределиться и начать самореализовывать свой внутренний потенциал!

В результате твоя жизнь изменится на все 360 градусов. Это я тебе гарантирую!

Желаю тебе успехов в процессе самоопределения!

«Самоопределение, саморазвитие и самореализация личности как цель и результат гуманистического воспитания
презентация на тему

Презентация к педсовету

Вложение Размер
moya_prezentaciya.ppt 2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С од­ной стороны, раз учится в школе, значит, и деятель­ность у него учебная. И с этим трудно.

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для активизации деятельности учащихся.

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа .

Районный семинар для учителей истории«Создание условий самореализации ребёнка как цель и результат деятельности школьного методического объединения учителей в.

Представление методической темы Арсентьевой Е.Б., 18 ноября 2009 г. на районном обучающем семинаре для учителей истории и обществознания «Расширение гуманитарной образовательной среды школ.

Как создать условия для саморазвития и самореализации личности.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Психология самоопределения.

«Работа не волк» О тенденциях современного рынка труда: методах поиска работы и портрете кандидата будущего.

Вопрос поиска работы волнует если не всех, то многих.

Условно, соискателей можно поделить на:

— новичков — кто только начинает искать работу.

— «ищущих себя» — кто уже немного поработал, но еще не нашел свою нишу. К данной категории также можно отнести соискателей, имеющих значительный перерыв в работе, как правило.

Где прячется счастье.

Чтобы отыскать счастье, сначала надо понять, а что же делает нас несчастными?
Обида, вина, одиночество, страхи, неприятие, зависимость и далее каждый сам может продолжить этот список.

Может быть, если разрешить найденные причины, то счастье само соб.

Игра на новом поле: пять шагов к смене профессии.

«. смена профессии означает перемену в себе самом. .

Перемена — не замена одного набора личностных характеристик на другой,

а, скорее, процесс перехода, в ходе которого мы заново формируем весь спектр возможностей»

Э.Ибарра «Обретая Я. Неординарные стратегии, меняющие вашу карьеру».

Процесс выбора профессии представляется мне увлекательным путешествием.

Как построить карьеру.

Выбор профессии и планирование карьеры: на что нужно обратить внимание.

Мы посвящаем работе большую часть нашего времени. Очень важно, чтобы то, чем мы занимаемся, приносило нам удовлетворение. Но далеко не все довольны тем, как складывается их жизнь в профессиональной сфере.

Современный мир предлагает множество профессиональных возможностей, но выбрать то, что на.

Как правильно вести себя на работе? Как быстро адаптироваться на новом месте?

Как чувствовать себя комфортно на новом или старом месте работы? Есть несколько правил, как правильно вести себя на работе, соблюдение которых значительно облегчит адаптацию и пребывание на новой работе, общение с коллегами и даже обеспечит продвижение по карьерной лестнице.

Выделяют три этапа вхождения человека в новый коллектив и одновременно становления его как личности. Это адаптация, индивидуализация и интеграция. На первом этапе человек знакомится с правилами, принятыми в этой группе. На втором этапе, дабы не стать излишне конформным, иначе неприметным, “как все”, человек начинает проявлять свои сильные стороны. То, что отличает его от других, но также то, что ценится коллективом и поэтому воспринимается положительно, повышает статус данного человека в глазах его коллег. На третьем этапе, на стадии интеграции человек становится полноправным членом коллектива, при этом оставаясь самим собой.

Читайте так же:  Сострадание нн нижний

Вкратце, эти три этапа можно описать тремя словами: привыкание, самовыражение и объединение на новых, комфортных для обеих сторон (сама личность и коллектив) началах.

Исследователи рынка труда выделяют восемь основных качеств, которые нужно в себе мобилизовать, оказавшись на новом месте работы:

Навигатор абитуриента. Факторы успешного обучения. В какой вуз поступать.


— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

— Счастливым.
— Ты не понял вопроса.
Вы не поняли ответа.

Познавательная мотивация, интерес к профессии и ее овладения — один из главных факторов успешного обучения студентов. Результаты, полученные в некоторых исследованиях, позволяют утверждать, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора при условии недостаточно высокого уровня развития специальных способностей или пробелов в необходимых знаниях, умениях и навыках студента. В обратном же направлении такой компенсаторной зависимости не наблюдается. Это означает, что никакой высокий уровень интеллектуальных способностей студента не может компенсировать низкую его учебную мотивацию и непосредственно способствовать успешной учебно-профессиональной деятельности.

Какой я человек? Причины поступков. И что делать дальше?

Следи за своими мыслями — они становятся словами.
Следи за своими словами — они становятся поступками.
Следи за своими поступками — они становятся привычками.
Следи за своими привычками — они становятся характером.
Следи за своим характером — он определяет твою судьбу.

“Что со мной, не понимаю. Я не понимаю, что я делаю. Я не понимаю зачем. Как понять, чего я хочу. Какой я настоящий? Какой я человек? Каковы реальные причины моих поступков, желаний, интересов, чего я хочу от жизни и что с этим делать дальше?”

Давайте постараемся понять, что же происходит, какие причины влияют на выбор наших поступков, которые мы делаем каждый день, даже не осознавая того. Потому что из суммы этих выборов, а иногда всего одного, зависит судьба человека. Что делать дальше? Что же в наших силах изменить и как?

Очевидно, что люди мало похожи друг на друга, сходства есть, но различий еще больше.

Выбор жизненного пути. Профессиональное самоопределение.

Профессия изначально должна быть актом любви. И никак не браком по расчету. Харуки Мураками

Если тебе 16, 17, 18, 19 и более лет, то ты уже, без сомнения, хотя бы раз задавался вопросами: «Какой выбрать жизненный путь?», » чем заняться в жизни?», «кем стать?», «куда пойти?», «какую профессию выбрать?», «что “твое” ?» и т.д., и возможно эти вопросы беспокоят тебя, даже если ответ на них в первом приближении найден.

Результаты исследований показали, что среди выпускников школ:

1) уже определившихся (21 процент юношей и 33 процента девушек),

2) колеблющихся (33 процента юношей и 30 процентов девушек),

3) неустойчивых, «мятущихся» (15 процентов юношей и 11 процентов девушек)

4) пассивных, инертных (23 процента юношей и 14 процентов девушек).

Профессионально-личностное совершенствование (самоопределение и саморазвитие) педагога

В гуманистических педагогических воззрениях всех эпох особое значение придавалось роли самоопределения, самосовершенствования и саморазвития в профессионально-личностном становлении будущего педагога.

Самоопределение рассматривается как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы» [7, с. 81].

Профессиональное самоопределение несводимо к выбору профессии, оно выступает не как определенный акт или стадия профессионального становления, а как его сущностная основа и представляет собой не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути процесс поиска и обретения человеком смыслов своей профессиональной деятельности, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осуществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональная деятельность. Характер и направленность данного процесса во многом определяются тем, как он соотносится с процессом личностного самоопределения.

Непрерывный характер профессионально-личностного самоопределения диктуется не только потребностями постоянно развивающейся личности, но и современными социальными условиями, когда человек чаще меняет сферы своей деятельности, а также связан с изменением характера и содержания самой профессиональной деятельности учителя, побуждающей его к самоопределению в новой социальной и профессиональной ситуациях. Эти изменения особенно ощутимы в деятельности педагога в условиях смены образовательных концепций, кардинальных изменений в содержании многих учебных дисциплин, появления новых учебных предметов, образовательных технологий и т.д. Все это подтверждает необходимость постоянного и непрерывного профессионально-личностного самоопределения и саморазвития педагога. Но наиболее интенсивно оно осуществляется в юности, на этапе освоения профессии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основными составляющими профессионально-личностного самоопределения являются самопознание и самопонимание. Самопознание представляет собой процесс сбора данных, накопления и первичной информации о самом себе; самопонимание – особую форму самосознания, процесс осмысления этой информации, ее интерпретации. Результатом самопознания оказываются новые знания о себе, а самопонимания – новый смысл того, что человек уже знал о себе.

Профессионально-личностное самоопределение выступает как процесс, включающий в себя:

• соотнесение учителем результатов самопознания, самопонимания с результатами познания и понимания: своих возможностей, сложившейся системы ценностей и смыслов, взглядов и представлений с ценностями, смыслами, нормами, задаваемыми педагогической культурой;

• осуществление выбора, построения на этой основе своей профессиональной Я-концепции как совокупности представлений о себе как педагоге: о своих профессиональных смыслах, ценностях, возможностях, перспективах, направлениях профессионально-личностного роста и совершенствования.

Самоопределение выступает основой самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития учителя.

Самообразование — это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [3].

Читайте так же:  Саморегуляция в общении

Профессия педагога предполагает непрерывное самообразование. Самообразование педагогов осуществляется не только через курсы повышения квалификации, но и самостоятельное штудирование научно-популярной литературы, работа с периодической печатью, методическая работа, участие в научно-практических конференциях, в профессиональных конкурсах.

Саморазвитие — процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий.

Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) — это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков.

Самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и самообразование — процессы, основная цель которых — обеспечить личностный и профессиональный рост педагога. Психологи выделяют два процесса, лежащие в основе личностного становления человека и определяющего основное направление его профессионального становления —персонализацию и персонификацию.

[1]

В основе персонализации лежит самоотождествление человека со значимой для него ролью. Процесс персонификации, наоборот, проявляется в стремлении быть самим собой, ведет к увеличению зон актуализации человека и к отказу от личностных «фасадов».

Личностный и профессиональный рост педагога, прежде всего, связан с качественным изменением его личностного и профессионального потенциала: расширением сознания и самосознания, открытием истинного, сущностного в себе, обретением профессионально и личностно ценных смыслов и целей своего бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

[2]

Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование и саморазвитие в становлении личности педагога

Читайте также:

  1. Акмеологические основы самосовершенствования личности
  2. Види роботи соціального педагога з дітьми-інвалідами
  3. Виды преступлений против личности
  4. Вопрос третий. Мотивация и личность. Защитные механизмы мнимой личности
  5. Второй вопрос. Познавательная сфера личности и принятие решений
  6. Второй вопрос. Представление о личности в психоанализе.
  7. Гарантии прав и свобод личности.
  8. Гражданская культура личности, ее основные компоненты, пути и средства формирования гражданских качеств учащихся.
  9. Деякі аспекти діяльності соціального педагога у профільних таборах
  10. Деятельность социального педагога в детском доме
  11. Диагностика свойств личности
  12. Доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества педагога.

Осознание сущности и значения профессионально-личностного самоопределения, самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития и других «само», овладение способами их осуществления является важнейшей задачей самого будущего педагога. Попробуем для начала разобраться в смыслах и содержании, вкладываемых в данные понятия.

Самоопределение рассматривается как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы»

Самоопределение выступает как динамичное явление, как процесс,

как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок»; и одновременно — как статичное, стабильное состояние субъекта (результат выбора), связанное с установлением границ своего «Я», своего места в мире и в жизни, обретения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиции, установок, характеризующих отношение человека к окружающему миру и самому себе. Необходимо отметить относительность самоопределения как стабильного состояния субъекта, связанное с тем, что на протяжении не только жизни, но и достаточно небольшого ее периода происходит расширение в сознании личности границ своего «Я», изменение системы отношений, взаимодействия с миром, позиции, ценностных ориентаций, установок.

Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я — Я», «Я-другие», «Я-общество», «Я-мир», «Я-сверхличностная реальность») и выбора основных стратегий и направлений личностного роста.

Профессиональное самоопределение несводимо к выбору профессии, оно выступает не как определенный акт или стадия профессионального становления, а как его сущностная основа, своеобразный механизм, и представляет собой не прекращающийся на всем протяжении профессионального пути процесс поиска и обретения человеком смыслов своей профессиональной деятельности, открытия и реализации своего «Я» как профессионала, осуществления выбора в проблемных ситуациях, которые ставит перед ним постоянно изменяющаяся и усложняющаяся профессиональная деятельность. Характер и направленность данного процесса во многом определяется тем, как он соотносится с процессом личностного самоопределения.

Основными составляющими профессионально-личностного самоопределения являются самопознание и самопонимание. В большинстве психологических исследований понятия «самопознание» и «самопонимание» отождествляются и рассматриваются как синонимы. Вместе с тем, более точным является разграничение самопознания как процесса сбора данных, накопления и первичной информации о самом себе, с самопониманием как особой формой самосознания, процессом осмысления этой информации, ее интерпретации. Результатом самопознания оказываются новые знания о себе, а самопонимания – новый смысл того, что человек уже знал о себе. Таким образом, самопознание без самопонимания позволяет получить человеку новые знания, но не наделяет их новым смыслом, не позволяет открыть что-то новое в себе.

Профессионально-личностное самоопределение выступает как процесс, включающий в себя:

соотнесение учителем результатов самопознания, самопонимания с результатами познания и понимания: своих возможностей, сложившейся системы ценностей и смыслов, взглядов и представлений — с ценностями, смыслами, нормами, задаваемыми педагогической культурой;

осуществление выбора, построения на этой основе своей профессиональной «Я-концепции» как совокупности представлений о себе как педагоге: о своих профессиональных смыслах, ценностях, возможностях, перспективах, направлениях профессионально-личностного роста и совершенствования.

Чаще других используется для обозначения работы человека над самим собой термин «самовоспитание», который обозначает сознательную и целенаправленную деятельность человека по развитию своих способностей, формированию и совершенствованию положительных и исправлению негативных качеств и свойств

Читайте так же:  Адаптация детей 2 лет

Саморазвитие – процесс активного, последовательного позитивного качественного изменения личности, которое является результатом не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и как деятельность личности, направленную на изменение тех своих психических и личностных свойств, которые уже есть, заложены в природе человека или предшествующим этапом его развития, например: памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы, общих и профессиональных способностей и задатков, и т.д.

Самосовершенствование (в какой-то мере аналог самовоспитания) – это деятельность человека, направленная на формирование у себя новых и усиление имеющихся позитивных качеств и свойств, умений и навыков, а также на коррекцию своих недостатков.

Самоопределение, саморазвитие, самосовершенствование и самообразование – процессы, основная цель которых – обеспечить личностный и профессиональный рост педагога.

Психологи выделяют два процесса, лежащие в основе личностного становления человека и определяющего основное направление его профессионального становления — персонализацию и персонификацию. Таким образом, в основе персонализации лежит самоотождествление человека со значимой для него ролью. Процесс персонификации наоборот проявляется в стремлении быть самим собой, ведет к увеличению зон актуализации человека и к отказу от личностных «фасадов». Успешно протекающий процесс персонификации повышает степень позитивности, эмпатичности человека и представляет собой более целостный, интегративный процесс, нежели персонализация личности. Он позволяет человеку избежать полного самоотождествления себя с определенной профессиональной ролью, а его отношение к миру определяют внутренние мотивы и бытийные ценности, в которых проявляется истинная сущность индивида, его внутреннее «Я» .

Очевидно, что преобладание процесса персонализации над процессом персонификации и проявляется чаще всего в стремлении человека к достижению высокого статуса, положения в обществе как к главной цели своей жизни. А поскольку достижение определенного статуса чаще всего связано с профессиональной ролью, именно она начинает определять отношение человека к окружающим и к самому себе, к основному направлению своей жизни и профессиональной деятельности, приводя к профессиональным деформациям, искажениям в профессионально-личностном развитии.

Личностный и профессиональный рост педагога прежде всего связан с качественным изменением его личностного и профессионального потенциала: расширением сознания и самосознания, открытием истинного, сущностного в себе, обретением профессионально и личностно ценных смыслов и целей своего бытия, индивидуального способа осуществления себя в профессии.

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 8000 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Саморазвитие и самореализация учащихся
статья по теме

выступление на заседании МО классных руководителей и воспитателей.

Вложение Размер
federalnyy_gosudarstvennyy_obrazovatelnyy_standart_obshchego_obrazovaniya.docx 47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ПО ТЕМЕ: «САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ»

Подготовил: классный руководитель 7а класса Логвинова А.С.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования приоритетной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий. Это означает, что современный выпускник должен овладеть умением учиться, стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачей педагога является активизация у обучающихся механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания. Актуальными и востребованными для выпускников являются навыки самоорганизации, саморегуляции, способностью к саморазвитию, что является одним из важнейших личностных результатов.

Проблема саморазвития личности в учебной деятельности исследована многими учеными, определяющее значение имеют труды педагогов (Ю.К.Бабанский, Л.Г.Вяткин, В.В.Давыдов, Г.И.Железовская, В.П.Жуковский, В.А.Сластенин, Д.Б.Эльконин) и психологов (Л.С.Выготский, Н.Ф.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, С.Л.Рубинштейн).

Процесс саморазвития определяется как сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Таким образом, выпускник должен ясно осознавать цели, идеалы, личностных смыслов.

Движущими силами саморазвития считается внутренние противоречия личности как субъекта деятельности, возникающие между целями, задачами и имеющимися для их достижения средствами; между стремлениями и возможностями для их удовлетворения; между тенденциями к изменчивости и к сложившимся стереотипам; между старым и новым в жизни человека.

Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются ее высшие потребности: в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоопределении, в самоактуализации.

В традиционной дидактике считается, что для того, чтобы изменить (обучить, развить) человека, необходимо правильно выбирать цели, содержание, методы, организационные формы обучения и т.д. Но опускается главное: а будет ли востребовано это человеком, тем конкретным учеником, которого мы обучаем и развиваем.

В связи с этим весь арсенал так тщательно выстраиваемых учителем дидактических средств часто работает как бы вхолостую, поскольку ни высокой мотивации учения, ни глубинного понимания того, что и как необходимо изменить в самом себе, ученик должным образом не осознает, а потому КПД наших дидактических усилий часто оказывается очень низким.

Если же в стимулировании мотивационно-потребностной сферы отталкиваться от идей А. Маслоу [4], то потребности в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации являются базовыми потребностями для саморазвития личности.

Использование потребностей саморазвития для мотивации учебно-воспитательного процесса – важнейшая задача технологии саморазвития школьника.

Ведущей мотивацией в среднем и старшем звене школьного образования должна стать не познавательная и не внешняя социальная, а внутренняя, нравственно-волевая, основанная на всем спектре потребностей саморазвития. Для того, чтобы процессы саморазвития стали доминантными в психическом развитии, необходима организация трех групп условий:

1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.

2.Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, определенный опыт успеха и тренинг достижений.

3.Адекватные стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

В контексте требований к личностным и метапредметным результатам освоения образовательных программ, важной задачей необходимо считать создание условий для полноценного развития следующих функций личности: избирательности (способности к

выбору); рефлексии (умение оценивать свою жизнь); бытийности (поиск смысла жизни и

творчество); формирующей функции (формирование образа «Я»); функции ответственности (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за все»); автономности личности (освобождение от влияния многих факторов).

Необходимо заложить в ученике механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и самообразования.

Читайте так же:  Как помириться с девушкой после расставания

Посредством системного психолого-педагогического сопровождения процесса освоения учащимися образовательных программ следует достичь их осознанной включенности в реализацию основных человекообразующих функций:

  • гуманитарная (признание самоценности человека, обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности реализации собственного потенциала);
  • культуросозидательная (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования);
  • функция социализации (обеспечение и воспроизводство социального опыта).[2]

Самообразование – это источник получения знаний. Знания же по своему содержанию разнообразны, они выполняют различные функции. Овладевая ими, личность в то же время формирует себя, собственную жизненную позицию.

Главной целью технологии саморазвития личности учащегося является создание условий для перехода развития в саморазвитие, введение личности ребенка в режим саморазвития, поддержание и стимуляция этого режима на каждом возрастном этапе, формирование веры в себя и снабжение инструментарием саморазвития.

Существует динамическая трехступенчатая модель активизации саморазвития личности учащегося. Сущность модели состоит в том, что она способна обеспечить активное саморазвитие личности учащегося как субъекта и творца своего жизненного опыта. Моделирование процесса активизации саморазвития личности учащегося определило выявление основных целей:

1)формирование потребности учащегося в саморазвитии;

2)стимулирование саморазвития личности учащегося;

3) активизация процесса саморазвития.

Критерии эффективности саморазвития личности обучающего:

— на первом этапе (формирование потребности учащегося в саморазвитии): наличие

потребностей в саморазвитии; положительное отношение к самоизменению; наличие индивидуальной программы саморазвития; положительное отношение к взаимодействию со сверстниками, педагогами, психологами;

— на втором этапе (стимулирование саморазвития личности учащегося в процессе поисковой деятельности): активное участие в урочной и внеурочной деятельности; овладение навыками самоорганизации, саморегуляции, самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации; овладение поисковыми навыками и умениями;

— на третьем этапе (активизация саморазвития личности учащегося в процессе обобщения и трансляции опыта реализации поисковой функции в учебной деятельности): положительные изменения в результативности освоения учебного материала, рост удовлетворенности собственной деятельностью; способность учащегося к саморазвитию.

Активизировать саморазвитие личности учащегося позволяет психолого-

педагогическое сопровождение. Это особый вид гуманитарного сопровождения

образовательного процесса, где сущностной характеристикой является взаимодействие

учащихся, педагогов и психологов, создающих условия для саморазвития, самоактуализации.

Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий саморазвития:

— тренингов личностного развития и саморазвития;

— психологического консультирования по проблемам активизации саморазвития.

Совместная деятельность учащихся, педагогов, психологов позволяет создать условия для максимального раскрытия способностей каждого школьника и саморазвития личности, способной к полноценной реализации себя как части социума.

Подводя итоги, следует отметить, что самопознание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, педагогов. От того, как они смогут организовать эти процессы, насколько сами включены в них, будет зависеть культура самовоспитания, которая приводит к культуре саморазвития личности, создающей предпосылки для самоосуществления, самореализации.

1. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого- педагогические показатели деятельности

школы. М.: ТЦ Сфера, 2004..

2. Лукьянова М.И. Формирование учебной деятельности школьников: проектирование и

анализ современного урока: учебно-методическое пособие/ М.И. Лукьянова. — Ульяновск:

[3]

3. Маслоу А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты.- М.,1982.

4.Психология. Словарь// под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского — М.:Политиздат.1990.

5. Селевко Г.К. Технология внутришкольного управления/ Г.К.Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.

6. Соколова И.Ю. Психолого-педагогические основания развития личности и сохранения ее здоровья в системах общего и профессионального образования//Фунжаментальные

исследования.– 2013. – № 6 (Электронный журнал).

7.Тазиев С.Ф., Талыпова А.А.Организация образовательного пространства по саморазвитию детей и педагогов в учреждении дополнительного образования//Современные проблемы науки и образования.- 2013. — №1 (Электронный журнал).

8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. -. : Просвещение, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С од­ной стороны, раз учится в школе, значит, и деятель­ность у него учебная. И с этим трудно.

Презентация к педсовету.

В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для активизации деятельности учащихся.

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа .

Программа «Создание системы социально-педагогической поддержки как фактора социализации, саморазвития и самореализации школьников» призван обеспечить условия для организации целенаправленной деятельно.

Презентация о важнейших задачах воспитания и способах реализации данных задач.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части .

Источники


  1. Д. Еникеева Как воспитать хорошего мужа / Д. Еникеева. — М.: Рипол Классик, 1998. — 256 c.

  2. Дж. Кинг Необузданные гормоны: С юмором о женских проблемах (пер. с англ. Рубцова В.) Серия: Популярная психология / Дж. Кинг. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 288 c.

  3. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.
  4. Матвеева, Наталья Освобождение от иллюзий. Легкие шаги к жизни-мечте. Счастье быть женщиной (комплект из 3 книг) / Наталья Матвеева , Римма Хоум , Маруся Светлова. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 816 c.
  5. Шарма, Робин Уроки семейной мудрости от Монаха, который продал свой «феррари»: моногр. / Робин Шарма. — М.: София, 2014. — 256 c.
Самоопределение и саморазвитие
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here