Самооценка и общение

Самое важное по теме: "самооценка и общение" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

06 — Роль самооценки в общении и саморазвитии

Здравствуйте, дорогие друзья!
С вами Евгений Седов, руководитель проекта ПсиЧудо – Твой Шанс Совершить Чудо.

Замечали ли вы, что ваша самооценка завышена или занижена, может, кто-то говорил вам об этом?

Самооценка — это чувство собственного достоинства, которое проистекает из уверенности в своих силах и способностях.
Самооценка — это ваша субъективная оценка своих качеств, возможностей и места среди людей.

Самооценка напрямую влияет на общение, самовосприятие и саморазвитие.

Рассмотрим теперь, что такое общение, самовосприятие и саморазвитие поподробнее.

1) Мы живем в обществе, и общение с другими людьми является основой для успешного развития и социализации. Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия личностей, групп и классов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

2) Самовосприятие — совокупность мнений о самом себе. Оно зависит от многих факторов.
Вера человека в свои способности, в природу своего дарования рождает решимость и тем самым развивает таланты. Противоречие между тем, что индивид думает о себе, и тем, каким ему хотелось бы себя видеть или следовало бы быть, может вызвать беспокойство и даже депрессию.
В результате же самооценка человека может быть 3 видов: адекватной, завышенной или заниженной.

3) Саморазвитие — это процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности.
В итоге саморазвития каждый человек стремиться к самореализации.
Самореализация — стремление личности к наиболее полному выявлению и проявлению своих личностных и профессиональных качеств.

Итак. Как же влияет самооценка на общение с другими людьми, самовосприятие и на саморазвитие человека.

Если у человека самооценка завышена, то он может себя ставить выше окружающих, пытаться влиять и манипулировать ими, подавлять их. У самого же может замедлиться саморазвитие просто из-за ненадобности быть лучше.
Ну, это как у современных фашистов, т.е. страны, где больше всего зарегистрировано неофашистских структур и организаций, само собой, у США. Они уже давно не хотят развиваться, желают лишь опустить другие страны, буквально вбомбив, гуманитарно вбомбив, их в каменный век.

У человека с заниженной самооценкой может сформироваться подавленное, безынициативное поведение, общее недовольство жизнью, и в итоге замедлиться саморазвитие из-за неуверенности в своих силах и в том, что это возможно. В отношениях же с окружающими человек с заниженной самооценкой как правило робок и легко управляем.
Из этого вывод. Всегда помните, если кто-то хочет занизить вашу самооценку, говорит, что всё плохо, что все твои друзья и кумиры дураки, да и ты не лучше, то это лишь подавление твоего развития, превращение тебя в безынициативную и неуверенную в своих силах легкоуправляемую макаку.

Поэтому формирование адекватной самооценки есть основа для развития и изменения к лучшему своей жизни.
Таким образом, в первую очередь нужно понять, где ты есть, какие твои плюсы и минусы, адекватно осмыслить это и принять. Но это бессмысленно без дальнейшего роста и развития. Понимание, где ты есть, необходимо для того, чтобы найти ресурсы и возможности для быстрого и успешного саморазвития и великолепных изменений в жизни.

3 Самооценка и уровень притязаний

Самооценка как компонент самосознания представляет собой то, как человек оценивает себя, свои возможности и свое место среди других людей. С готовой самооценкой человек не рождается, она формируется в процессе социализации благодаря механизмам интериоризации (включение чужих оценок собственной личности во внутренний план, использование их в качестве самооценок) и идентификации (постановка себя на место другого человека, оценивание своей личности с позиций этого человека).

Самооценка может быть высокой адекватной; средней; завышенной; заниженной; низкой. Уровень самооценки ребенка зависит от условий семейного воспитания. Условия формирования низкой самооценки у ребенка в семье: недоброжелательные отношения между отцом и сыном; требование от ребенка безусловного послушания и постоянной аккуратности, бесконфликтного отношения со сверстниками; несамостоятельность ребенка. Высокая адекватная самооценка формируется у ребенка, если отец выполняет функцию главы семьи; в семье демократический стиль общения; родители являются успешными людьми, и дети знают об их достижениях; у родителей высокие ожидания в отношении детей (Р. Бернс, 1986).

Имеются данные о том, что самооценка выше, как правило, у первого ребенка в семье. Средняя самооценка формируется при либеральном воспитании в семье. Строгие требования, предъявляемые к ребенку в семье при уважении к его личности, способствуют раннему формированию у него умений саморегуляции и высокой адекватной самооценки (Р. Бернс, 1986).

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальной относят высокую адекватную самооценку. Обладая такой самооценкой, человек уважает себя, доволен собой, стремится к самосовершенствованию. Такой человек старается не переоценивать себя, но и не относится сильно критично. Если самооценка неадекватно завышена, то у человека возникает идеализированный образ собственной личности. При переживании неуспеха он эмоционально отталкивает объективные оценки результатов и справедливые замечания, что нарушает его представление о себе ради сохранения высокой самооценки. Самооценка может быть неадекватно занижена. В этом случае человек проявляет неуверенность, не ставит перед собой трудных целей, слишком критичен по отношению к себе. Слишком высокая или низкая самооценка могут приводить к конфликтам. При завышенной самооценке они возникают из-за того, что человек пренебрежительно относится к другим людям, при заниженной человек, требовательный к себе, проявляет еще большую требовательность к окружающим.

Самооценка связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. Уровень притязаний формируется под влиянием удач и неудач на жизненном пути человека. При адекватном уровне притязаний человек ставит перед собой такие цели, который может реально достигнуть. Высокий адекватный уровень притязаний характеризуется тем, что человек ставит высокие цели, которые при усиленной работе вполне достижимы. Умеренный уровень притязаний характеризуется тем, что человек решает успешно круг задач средней сложности и не стремится улучшить свои достижения. При завышенном уровне притязаний он берется за непосильные задачи, терпит неудачи. Заниженный и низкий уровень притязаний характеризуются тем, что человек выбирает простые цели, что объясняется низкой самооценкой или «социальной хитростью». В последнем случае имея высокую самооценку, человек избегает ответственности.

Самооценка собеседника

Поведение человека, его отношение к себе, к окружающим и к миру вообще в первую очередь определяется его самооценкой. Самооценка может быть нормальной либо завышенной или заниженной. Поняв, как человек относится к самому себе, мы можем достаточно точно определить, чего ждать от общения с ним.

Читайте так же:  Мужчина козерог как понять что он влюблен

Человек с нормальной самооценкой обычно успешен в жизни. Он чувствует себя удачливым и счастливым. Он позитивно относится и к себе, и окружающим. Общаться с таким человеком очень приятно, потому что он уважает и себя самого, и своего собеседника. Он умеет построить общение так, чтобы другие чувствовали себя с ним на равных и чтобы не страдало ничье чувство собственного достоинства.

Завышенная самооценка. Человек с завышенной самооценкой в глубине души неудовлетворен собой. Ему хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле, поэтому он ведет себя подчас вызывающе, агрессивно или высокомерно, надменно. Он постоянно подчеркивает свои заслуги, любит хвалить себя, а о других при этом высказывается неодобрительно, позволяет уничижительные реплики. Ему хочется доказать всему миру, что он хороший, он всегда прав, тогда как другие плохие, не правы. Он очень болезненно воспринимает критику – воспринимает ее достаточно агрессивно. И постоянно требует, чтобы окружающие признавали его превосходство.

Не стесняйтесь ставить таких людей на место. Сначала делайте это мягко и деликатно, например, намекните им, что «Я – последняя буква в алфавите». Если это не подействует, выскажитесь более откровенно: «Почему ты считаешь, что ты лучше всех?» Но только не опускайтесь до оскорблений. Ваша задача – не унизить собеседника, а обратить его внимание на то, как он себя ведет. Не повышайте голос, говорите максимально спокойно и даже с некоторой долей сочувствия. Помните, что люди с завышенной самооценкой – обычно плохие друзья, потому что ни в грош ни ставят других и стремятся дружить только с теми, кто может быть им полезен. Если такой человек унижает вас – не принимайте это близко к сердцу. Помните, что по сути дела он сам несчастен, потому что не может быть самим собой и все время вынужден играть какую–то чужую роль.

Пониженная самооценка. Человеку с заниженной самооценкой кажется, что другие люди во всем превосходят его, что они лучше, умнее, талантливее, красивее, благополучнее и счастливее. При этом он считает самого себя слабым и беспомощным и не видит способа как–то изменить себя и свою жизнь. Такие люди часто бывают тихими, робкими, они ранимы, ведут себя нерешительно, стараясь держаться в тени. На критику реагируют очень болезненно –иногда слезами, часто замыкаются в себе и переживают глубоко внутри, считая во всем виноватыми только себя. Им больше других нужны поддержка и похвала. Почаще замечайте их достоинства, положительные качества. Хвалите их за любую мелочь, даже если они будут смущаться от похвал и комплиментов. Демонстрируйте им, что они хорошие, достойные люди, что вы прекрасно к ним относитесь. И они будут самыми преданными вашими друзьями. Только не позволяйте им рабски привязываться к вам – лучше всячески помогайте обрести чувство собственного достоинства.

Бывает, что заниженная самооценка превращается в настоящую болезнь, доводит человека до депрессии или до саморазрушительного поведения (употребление наркотиков, алкоголя и т. д.). Спасти могут только добро, любовь и искреннее желание помочь. Если дело зашло уже слишком далеко – обратитесь за помощью к психологам и психотерапевтам.

Учитесь позитивно относиться и к себе, и к другим, вырабатывайте у себя манеру общаться, свойственную человеку с нормальной самооценкой. Для этого нужно в первую очередь обрести чувство собственного достоинства. В таком случае, даже если у вашего собеседника завышенная самооценка, ему очень трудно будет поставить себя выше вас – ведь он обязательно почувствует, что вы уважаете себя и вас трудно унизить. А собеседнику с заниженной самооценкой ваша спокойная доброжелательность поможет чувствовать себя более уверенно.

Наблюдайте за людьми, учитесь по выражению лица, походке, манере говорить определять уровень их самооценки. Это поможет вам избежать ошибок – вы будете знать, с каким человеком вести себя более жестко, с каким – мягко, кого нужно поставить на место, а кого похвалить и поддержать.

5 действенных способов, как поднять самооценку женщине

Как известно, самооценка — это то, как человек оценивает себя, свои личные качества и возможности по сравнению с другими людьми, какое место он отводит себе в обществе. Самооценка не передается по наследству — она формируется в дошкольном возрасте под влиянием самых близких ребенку людей — родителей. Именно от них в первую очередь зависит, будет ли у малыша адекватная самооценка, завышенная или заниженная. А как сложится его дальнейшая жизнь, насколько она будет успешна, сможет ли он ставить цели и достигать их или же будет постоянно сомневаться в своих силах и смирится с клеймом неудачника, — все это зависит от уровня его самооценки.

Нелегко живется рядом с людьми, у которых завышенная самооценка, ведь они убеждены в том, что всегда правы, не видят собственных недостатков и не признают своих ошибок. Они считают, что вправе управлять другими, стремятся быть в центре внимания и проявляют агрессию, если кто-то с ними не согласен. «Ты — лучший», — говорили им в детстве. «Ты — королева!», — повторял папа знакомой девочке. Он считал, что, чувствуя себя королевой, она заставит поверить в это всех, кто ее окружает. Но окружающие почему-то не хотели играть роль ее подданных, и желающих дружить с ней становилось все меньше.

Непросто живется и тем, чья самооценка занижена. По каким-то одним им понятным соображениями родители унижают ребенка, показывая свою власть над ним, ломают его, делая послушным, и в итоге превращают в инфантильное безвольное существо, об которое вытирают ноги все кому ни лень.

«Ужас, что ты наделала, тебе ничего нельзя поручить!», «Ты все только портишь — лучше уйди», «Посмотри на Аню, она девочка как девочка, а ты растрепа и неряха», «Сейчас ты у меня получишь, зараза такая!» — критика, угрозы, сравнивание с другими детьми, нежелание считаться с мнением ребенка и видеть в нем личность, разговоры с ним в приказном тоне снижают его самоуважение и самооценку. Его собственные жизненные установки пока еще не сформированы, и родительские убеждения он считает непреложной истиной. Психологи называют это прямым внушением, а дети в раннем возрасте очень внушаемы.

Если мама с папой называют ребенка дураком и ничтожеством, то именно таким он и станет себя воспринимать. Как говорится в пословице: «Скажи человеку сто раз, что он свинья, а на сто первый он захрюкает». Точно так же его будут воспринимать и другие.

Еще одно испытание для самооценки ребенка — подростковый возраст. В это время он очень раним и болезненно воспринимает критику. Если ему повторять, что из него не выйдет ничего путного и ему одна дорога — в тюрьму или на панель, то не стоит удивляться, что так оно и случится.

Читайте так же:  Как понять мужчину близнеца

В конечном итоге люди с заниженной самооценкой оправдывают все те прозвища и эпитеты, которыми их награждали в детстве. Они действительно становятся неудачниками, лузерами, аутсайдерами. Они проигрывают, порой даже не вступив в игру, потому что нерешительны и не верят в себя. «Я не достоин» — объясняют они свой проигрыш.

Женщины с низкой самооценкой — какие мужчины их выбирают?

Женщины с низкой самооценкой, так же, как и мужчины с таким же характером, не добиваются в жизни значительных успехов, потому что «знают свое место». Однако психологи заметили, что они, кроме того, притягивают к себе мужчин определенного типа ― властных, авторитарных и эгоистичных. Им выгодно иметь у себя под боком такую женщину, ведь она не требовательна и ей просто управлять. Ее легко убедить, что ее главная задача ―создавать комфортные условия мужу, воспитывать детей и она не вправе требовать большего, чем он может ей дать.

Женщина с заниженной самооценкой удобна и тем, что ее не нужно ревновать — она благодарна мужу за то, что он на ней женился, и больше ни на кого не смотрит. А если даже и смотрит, то считает, что сама она не заслуживает внимания мужчин. Муж же может расслабиться, ведь будь он женат на женщине с адекватной или высокой самооценкой, ему пришлось бы напрягаться, чтобы соответствовать. А так ему многое прощается — и мелочность, и грубость, и неряшество, ведь женщина считает, что не достойна лучшего.

К женщине с низкой самооценкой потребительски относится не только муж, но и окружающие. Зная, что она не может отказать, они порой садятся ей на голову, навешивая на нее свои проблемы и перекладывая на нее свои обязанности. Тем более, что женщины с заниженной самооценкой — часто перфекционистки, стремящиеся все сделать наилучшим образом.

Особенно легко ими манипулировать, внушив им чувство вины. Стремясь загладить эту в действительности не существующую вину, они еще больше стараются угодить, чтобы заслужить похвалу.

Какие же они — женщины с заниженной самооценкой?

Многие женщины и не догадываются, что все их депрессии и неудачи связаны с низкой самооценкой. Они думают: так сложилась жизнь, виноваты неблагоприятные обстоятельства, помешавшие стать счастливой, успешной и любимой. «От судьбы не уйдешь!», — смиряются они вместо того, чтобы поработать над личными установками, с помощью которых можно изменить отношение к самой себе — полюбить себя. Разве мы не достойны этой любви? «Я у себя одна» — говорит психолог Екатерина Михайлова, написавшая книгу под таким же названием. Если мы хотим, чтобы нас понимали, ценили и любили другие, мы должны научиться понимать, ценить и любить себя.

Напоминают ли нам кого-то эти женщины? Они:

1. Безотказны

Но не потому, что сердобольны и испытывают удовлетворение от выполнения чужих просьб. Наоборот, они ругают себя за то, что не смогли отказать, злятся и раздражаются. Но сказать «нет» не в силах: вдруг просящий обидится или плохо о них подумает, а чужое мнение для них очень важно, и оно непременно должно быть позитивным;

2. Болезненно переносят критику

Женщины с адекватной самооценкой так же адекватно воспринимают и критику: они принимают ее или нет, не впадая в истерику. Если же сказать, что она не права, женщине с заниженной самооценкой, для нее это станет едва ли не трагедией. Последуют обида, слезы и возмущение, потому что она воспринимает критику как оскорбление и унижение, намеки на ее неполноценность. Ведь, как известно, люди с низкой самооценкой хотят всем нравится и быть для всех хорошими;

3. Излишне критичны к своей внешности

Они не терпят критики от других, но сами никогда не бывают довольны собой и своим внешним видом, поэтому стремятся не выделяться, быть в тени. Им не нравятся ни своя фигура, ни лицо, ни тело, ни волосы — ничего. При этом они часто занимаются публичным самоедством, очевидно, подсознательно ожидая, что окружающие начнут их разубеждать, уверять в обратном и делать комплименты;

4. Не умеют принимать комплименты

Они их любят, но принимать не умеют. Можно быть уверенным, что в ответ на похвалу, что она сегодня замечательно выглядит, женщина с заниженной самооценкой засуетится и скажет что-то вроде: «Да это я сегодня голову помыла» или «Ой, это старое платье, поэтому в нем не видно, какая я стала корова»;

5. Ощущают себя жертвой

Их ранимая психика болезненно реагирует на каждый косой взгляд и кривое слово. Они преувеличивают свое значение в жизни других людей, им кажется, что другие только и думают о том, как их обидеть. Они часто жалеют себя, повторяя при неудачах: «Ну что ж, не с моим счастьем»;

6. Отказываются от собственных желаний

У них есть свои мечты и желания, но они загнаны куда-то так глубоко, что уже и не напоминают о себе. А все потому, что женщины с низкой самооценкой живут чужими желаниями. Ждала выходного, чтобы погулять с мужем в парке? Но он сказал: «Едем на дачу убирать сад, полоть огород». Устала и хочется передохнуть? «Какой отдых! Посмотри, моя старая мама работает, а ты разляжешься?!». «Завтра в гости придут мои друзья. Не хочешь? Не может быть. Бегом на кухню, к плите!».

Отказывать они не умеют, ведь это значит разочаровать окружающих, не оправдать их надежд, чего женщины с низкой самооценкой допустить не могут;

7. Не способны сделать выбор и взять на себя ответственность

Они слишком часто произносят слова: «Я не могу», «У меня не получится», «Я не вправе это решать». Неудивительно, что принять решение для них — неимоверная тяжесть, ведь можно же ошибиться и заслужить неодобрение, получить негативную оценку. Поэтому они долго колеблются и по возможности перекладывают эту задачу на других: «А что ты посоветуешь? Я сделаю, как ты скажешь»;

8. Недовольны своим окружением

Они часто жалуются коллегам и подругам, что муж их подавляет, свекровь придирается, родственники не ценят. Дома же плачутся, что начальник не считается с их точкой зрения, а сотрудники обижают. Психологи говорят, что подсознательно женщины с низкой самооценкой сами притягивают к себе людей, которые ни во что их не ставят, и таким образом дополнительно утверждаются во мнении, что они никчемные неудачники.

Повышаем свою самооценку

Женщины, которым надоело быть марионеткой и объектом манипуляций, которые хотят жить своей жизнью и не зависеть от чужого мнения, могут подкорректировать свой характер. Это несложно — нужно лишь захотеть измениться.

Читайте так же:  Салон комильфо химки

1. Свести к минимуму или перестать общаться с людьми, рядом с которыми самооценка снижается

Видео (кликните для воспроизведения).

Мы сомневаемся, беспрестанно обращаемся за советом, проявляем неуверенность, показываем, как нас ранит чье-то замечание, все время оправдываемся и легко берем вину на себя — и в итоге становимся таким себе мальчиком для битья, вечным козлом отпущения, которого никто не принимает всерьез и с которым не принято считаться. Люди легко вычисляют того, к кому можно относиться снисходительно, свысока, и начинают им манипулировать.

В большей степени в сложившейся ситуации мы виноваты сами: говорят, что к нам относятся так, как мы разрешаем с собой обращаться.

Но если нас больше не устраивает такое положение вещей, мы должны «показать зубы» — разумеется, не с помощью истерик. Контролируем свои реакции, не давая повода считать нас бесхребетной мямлей.

Изменить отношение к себе тех, кто уже привык к нашей «беззубости», сложнее, чем начать строить отношения с нуля, но возможно. Однако если окружающие упорно продолжают самоутверждаться за наш счет, то нам такое общение ни к чему. Будем проводить время с теми, с кем мы становимся лучше и обретаем уверенность в своих силах.

2. Полюбить себя

О том, что себя нужно любить, сейчас много говорят и пишут. Любить себя — не значит наплевать на остальных и носиться с собой, любимой, как с писаной торбой. Это значит понять себя, научиться жить в гармонии с собой и с миром, уважать себя и не заниматься самобичеванием и самоедством.

Луиза Хей, известный американский психолог и автор нескольких книг по психологической самопомощи, предлагает с самого утра подойти к зеркалу и, глядя на свое отражение, сказать: «Я тебя люблю. Что я могу сегодня сделать для тебя, чтобы ты была радостной и счастливой?». Сначала эту фразу будет мешать произносить некоторый внутренний протест, но вскоре она будет звучать естественно и свободно.

Как пишет та же Луиза Хей, «Я не пытаюсь исправить проблему. Я исправляю свои мысли. И затем проблема исправляет сама себя».

3. Задаем себе позитивные установки

Делаем это с помощью аффирмаций и визуализаций. Вышеприведенная фраза Луизы Хей о любви к себе — одна из возможных аффирмаций. Некоторые жалуются, что у них аффирмации не работают. «Я по десять раз в день повторяю одно и то же, а ничего не меняется», — говорят они.

Луиза Хей сравнивает аффирмации с зернышком или семечком — его мало посадить, его нужно поливать, за ним нужно ухаживать. Посадив, например, помидор, мы же не ждем, что завтра получим плоды? То же самое можно сказать об аффирмациях и визуализациях — они стимулируют нас и не дают забыть о цели, но чтобы они заработали, мы должны предпринять реальные шаги.

4. Медитируем

Например: расслабляемся, закрываем глаза и мысленно переносимся в какое-то замечательное место, где были когда-то и где нам было хорошо. Очень четко почувствуем его — звуки, запахи. Потом представим волшебника-странника, который говорит нам: «Дорогая моя, ты красива и неповторима. Ты имеешь право на свое мнение, ты можешь чего-то не знать или ошибаться. Ты можешь сама судить, что хорошо и что плохо, и брать на себя ответственность, когда пожелаешь. Ты вправе сама решать, что и когда тебе делать. Ты вправе быть такой, какая ты есть! Ты пришла в этот мир, на эту планету ради себя самой!».

Волшебник улыбается нам и прощается с нами, а мы делаем вдох, открываем глаза и возвращаемся в реальность.

5. Не экономим на себе

Ремарк писал, что «Женщина, которая экономит на себе, вызывает у мужчины единственное желание — сэкономить на ней».

Ничто так не поднимает самооценку женщины, как уверенность в том, что она хороша и желанна. (Очевидно, поэтому некоторых мужчин устраивает непритязательная и нетребовательная жена, рядом с которой можно не напрягаться самому, не опасаясь, что она уйдет или ее уведут.)

Тренажерный зал, бассейн, салон красоты, SPA-салон и т. п. — это не только внешняя красота, но и здоровье, и прежде всего душевное.

Самоотношение, самооценка и взаимоотношения.

— глобальная самооценка как конгломерат частных самооценок, которые связаны с различными аспектами Я-концепции;

— как интегральная самооценка частных аспектов, взвешенных по их субъективной значимости;

— как иерархическая структура, включающая частные самооценки, интегрированные по сферам личностных проявлений и в комплексе составляющие обобщенное «Я», которое находится наверху иерархии. Функции самооценки:

— Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора

— Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка — это оценивание человеком самого себя.

Самосознание — не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Самооценка — это то, что не могут определить для тебя другие, ее нельзя понять умом, можно только почувствовать! В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная; нормальная; Завышенная

Взаимоотношение — контакт, характеризуемый силой связи между участниками, частотой взаимодействия и разнообразием взаимосвязей. Человек включён в бесконечную систему взаимосвязей и взаимозависимостей с людьми. И эти отношения индивидуально каждым переживаются. Взаимоотношения складываются во взаимодействии людей и оказывают влияние на бытиё человека. Проблемы взаимоотношений есть у всех. Вы не всегда можете продуктивно и «правильно» общаться со всеми: кто-то Вам нравится, к кому-то Вы равнодушны, кого-то не понимаете или не принимаете, так же общение с другим не всегда согласуется с Вашими внутренними моральными установками — это источник проблем взаимоотношений. Но должны взаимодействовать, так как это необходимое условие жизни. Вот от этих рассогласований возникают проблемы внутриличностные и проблемы самих взаимоотношений, которые решаются на приёме у психолога в психологической консультации. Проблемы взаимоотношений бывают разными и на разных уровнях: между мужчиной и женщиной; между родителями и детьми; между сотрудниками в коллективе, между друзьями, между знакомыми и не знакомыми и т.п. Везде, где Вы вступаете во взаимодействие с другим человеком, — будь то дома, на работе, в общественных местах, в компаниях — Вы вступаете в отношения.

Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте

Интерес ребенка к своему “я” — к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. “Я сам!” — говорит трехлетний малыш. И это значит , что он уже выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличение самоочевидно, иначе быть не может; но это отнюдь не задано человеку от рождения, а для малыша – это заметный шаг в развитии.

Читайте так же:  Условия саморазвития личности

“Кто я?”, “ Каков я?”, “Что я могу?” — спрашивает себя подросток; и это – уже совсем иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он – и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка.

Что такое самооценка? Ответ на этот вопрос вытекает из самой этимологии слова. Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть адекватной или неадекватной (а проще говоря – правильной или ложной), относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Отличительной чертой зрелой личности является диффериенцированная самооценка: человек не считает, что он вообще добрый и т. д.; он четко осознает и выделяет те сферы жизни, те области деятельности, в которых он силен, может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его заурядны.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Самосознание и самооценка проявляются и формируются в деятельности, под непосредственным воздействием факторов, в первую очередь – общения ребенка с окружающими. Широко известно высказывание Маркса: “…Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку”.


Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности — возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

[2]

Важно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Читайте так же:  Бросил курить упало давление

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала – это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников – с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

При определенных условиях уже у дошкольника можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребенка, когда его учат анализировать ее ход.

[3]

В одном из психологических исследований было рассмотрено. Как меняются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовых умений), если их учить анализировать свои действия и сравнивать их с действиями товарищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическое отношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольники уже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.

В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности – в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности – в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завершив какую – либо работу, учащийся оценивает ее – по заданию учителя или самостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе – это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: “Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)”, либо частными, касающимися отдельных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок – постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

[1]

Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей. В чем именно они состоят?

В одном из психологических исследований учащимся было предложено самостоятельно оценить выполненное ими учебное задание. Одна из девочек, слабая ученица, поставила себе двойку, в то время как учительница оценила ее работу тройкой. На вопрос экспериментатора, почему поставила себе такую низкую отметку, ученица ответила: “Я не знаю, где ошиблась, но знаю, что ошибки есть, поэтому я сама себе поставила двойку”. Это – не редкий случай: ученица не видит, не выделяет ошибок, поскольку не может достаточно детально проанализировать свою работу. Однако она заранее ориентируется на неуспех и поэтому ставит себе низкую оценку.

Довольно часто ребята оправдывают заниженные самооценки внешними причинами: “плохой почерк”, “неудобная ручка”, “кто-то (или что-то) мешает работать”. Иногда школьники используют спасительные штампы: “память плохая”, “нет способностей”, заимствованные из оценок взрослых.

Завышенная самооценка – наоборот – очень часто обосновывается учащимися причинами внутренними: тем, что они “много работали”, “очень старались”, “занимались дополнительно”. И в этом случае налицо неумение проанализировать свою работу, соотнести ее с требованиями, которым она должна отвечать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы яснее увидеть, что же стоит за тем или иным мнением ребенка о себе, надо учить детей обосновывать, доказывать свои оценки и самооценки. При этом важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено. Развитая, зрелая (конечно, по возможностям возраста) самооценка очень часто строится по исследовательскому типу: “Думаю, что смогу, надо попробовать, подумать, прикинуть, проверить все возможные ходы”. Именно такая самооценка способствует развитию интеллектуальной активности.

Источники


  1. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Детская литература. Москва, 2008. — 981 c.

  2. Рюриков, Юрий Яд и мед семьи. Семья и любовь на сломе времен / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2016. — 466 c.

  3. Чопра, Маллика Все, о чем ребенок хочет спросить… и спрашивает. Мысли многодетной мамы вслух, или полуночные записки на подгузниках. Самое главное, чему стоит научить ребенка / Маллика Чопра , Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 624 c.
  4. Конфликтология. Ежеквартальный научно-практический журнал, №1, 2009. — М.: Фонд развития конфликтологии, 2009. — 252 c.
  5. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.
Самооценка и общение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here