Самореализация творческих способностей

Самое важное по теме: "самореализация творческих способностей" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Самореализация ребенка

Реализация человеческой личности и ее потенциала начинается уже в раннем возрасте. Самореализация ребенка – это возможность полноценного раскрытия детского таланта, потенциала в творческой и социальной сфере жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем.
У ребенка уже сформирован ряд потребностей, удовлетворение которых позволяет ему ощутить себя счастливым.

Успешность реализации напрямую зависит от того, сможет ли индивид обнаружить подходящую для себя область деятельности и как скоро он сможет это сделать. Разумеется, ребенку непросто самостоятельно решить данную проблему, поэтому он часто нуждается в помощи взрослых и воспитателей.

Условия для самореализации детей

В наше время специалисты в области психологии твердо убеждены, что каждый индивид обладает достаточно большим набором способностей и внутреннего потенциала, который необходим для его реализации в жизни. Они хранятся в виде своеобразных задатков, талантов, которые открываются при наличии определенных внешних факторов.
Условия самореализации детей затрагивают многие социальные факторы. Среди них экономический, культурный, воспитательный, и даже генетический. Частым заблуждением для младшего возраста, которое в дальнейшем может тормозить развитие личности, является существенная недооценка своих собственных возможностей.

Для детей очень важна ситуативная обстановка. Взрослые должны создать соответствующую атмосферу, которая будет способствовать успеху и подчеркивать возможности их воспитанника. Очень важна положительная оценка успехов ребенка в том или ином направлении, похвала, поддержка в виде слов: «Давай поработаем еще, чтобы получилось лучше», являются требуемыми условиями.

Чем больше ребенок уделяет внимания творческой сфере и развивается в ней, не обязательно только лишь в одном направлении, тем активнее происходит его развитие в целом. Главным стимулом для подобных занятий, а также расширения кругозора, осмысления себя и своей деятельности, в случае ребенка, является время досуга.

Социально-экономический фактор имеет особое значение, но не столько в самореализации ребенка, сколько в реализации личности вообще. Многие обеспеченные люд, несмотря на свалившийся им в руки финансовый успех, чувствуют себя несчастными, словно несостоявшимися. При этом им тяжело самостоятельно понять, чего же именно так не хватает в их жизни. Проблема в том, что они не нашли своего места в социуме, не реализовались как полноценная личность, ведь только тот, кто полностью раскрывает свой потенциал в деятельности, направленной на благо окружающих, чувствует удовлетворение жизнью.

Мы приходим к факту того, что самореализация очень интенсивно граничит с оценкой окружающих людей. Их принятием раскрывающейся личности и ее возможностей. Чаще всего люди испытывают психологические страдания по причине того, что окружающие не ценят их как личность, способную на что-то. Реализация своих талантов, возможностей и потенциала – это то, что позволит любому индивиду предстать перед окружающими в своем лучшем виде, устремленном к идеалу. Тех, кто стремится к самореализации, больше всего и уважает общественность.

Неудовлетворение собственной реализацией нередко приводит к тому, что индивид идет на отчаянные способы выделиться среди других. Таким явлением является любая молодежная субкультура. В частности, именно массовой неудовлетворенностью реальностью обусловлен всплеск движения хиппи или панков. Подобные. Не совсем адекватные нормы поведения подростков, встречаются на фоне недостатка внимания и грамотного подхода в воспитании со стороны родителей. Их задача позаботится об этом заранее, обеспечив ребенку те условия, в которых у него будет возможность реализоваться как уникальная личность.

Творческая самореализация ребенка

Творчество занимает особое значение в жизни ребенка. Для малыша это не просто развлечение или занятие любимым делом, которое лично он считает важным для себя. Это также способ его общения с окружающим миром и выражения собственных переживаний, чего он пока не способен сделать на словах. Это инструмент его социализации, познания мира, воспитания дисциплины и культуры в целом, эстетическое развитие. Вот почему так важно поддерживать атмосферу одобрения и успеха – любой маленький шаг вперед, участие или даже победа в конкурсе – все это положительно влияет личность ребенка в творческом и общем плане.

В подростковом возрасте возможности возрастают, появляется доступ к различным клубам, кружкам, секциям. И этот фактор обязательно необходимо использовать в воспитании, особенно если сам ребенок проявляет интерес.

Психологами творческая самореализация ребенка, особенно в подростковом возрасте, считается ключевым моментом развития личности и ее роста. Установлено, что наиболее важным стимулом к развитию является внутренний поиск этого самого развития, то есть потребность в нем. Некоторые подростки, которые подрастают без условий творческой самореализации, находят способ самоутверждения в более агрессивном поведении. Чаще всего такая ситуация спровоцирована ошибками в воспитательном процессе со стороны родителей, которые представляют собой подавление какой-либо формы инициативы ребенка взрослыми. В результате такие дети становятся очень зажатыми, они скованны не только в общении с взрослыми, но даже в играх со своими сверстниками. Их потенциальная агрессия накапливается и может привести к всплеску деструктивного поведения, которое оказывает травмирующий характер и на самого ребенка.

Самореализация дошкольников

Трехлетний ребенок начинает проявлять некоторую индивидуальность и осознавать свои желания, возможность выбора. Ему хочется самостоятельно решать во что ему одеться сегодня, с кем встретиться, в какие игры играть, а в какие – нет. Это очень сложный период, когда происходит основная закладка и развитие различных жизненных аспектов вроде понятия привязанности, предпочтений, дружбы, ответственности. Самореализация дошкольников лучше всего развивается в условиях постоянного посещения детского коллектива и работы с педагогами, взрослыми. В обычных домашних условиях такой атмосферы добиться очень тяжело, поскольку родители, как правило, часто заняты своими делами и не способны уделить малышу достаточно внимания.

Однако, это не означает, что детский сад или подобное учреждение решает все проблемы и полностью снимает ответственность с родителей. Даже в том случае, если ребенок вес день был занят, ему необходимо уделять внимание. Он должен знать о вашем отношении к нему. чувствовать интерес и поддержку со стороны своей семьи, иметь представление о их переживаниях, и лишь тогда вы ощутите «отдачу».

Также старайтесь вовлекать ребенка во взрослую жизнь и заботы. То, что для вас кажется обыденным занятием, если правильно его преподнести, окажется чем-то необыкновенным и увлекательным для ребенка. Это может быть даже банальная уборка по дому с помощью пылесоса или мытье посуды. Стоит научиться доверять своему ребенку подобные дела, и тогда он в дальнейшем сформирует самодисциплину, будет стараться помогать вам по дому. Ограничивая сына или дочь от определенных дел, вы прививаете им подсознательный страх того, что они могут не справиться с подобной задачей вообще, подавляете инициативу, что отрицательно сказывается не только на саморазвитии малыша, но также и на его самооценке.

Читайте так же:  Лабковский вина стыд

Самореализация

Определение «самореализация» включает в себя целую последовательность процессов, среди которых, прежде всего, осознание личностью своего потенциала, возможностей в той или иной сфере жизни, свои будущие цели и планы, а также дальнейшее их воплощение в жизнь посредством активной деятельности. Вкратце, реализацией индивидом самого себя называют его воплощение в жизнь своих внутренних потенциалов в любой жизненной сфере или нескольких из них.

Стремление к реализации себя и своего индивидуального потенциала – это естественная психологическая потребность каждого человека, которая заложена в нем с самого рождения. В иерархической пирамиде потребностей Маслоу реализация занимает самую высшую ступень. Найти себе в обществе, использовать по максимум заложенные природой возможности и таланты – все эти вещи буквально жизненно необходимы для каждого из нас. Реализация себя является залогом ощущения удовлетворенности жизнью и окружением.

Самореализация личности

Способность к воплощению в жизнь своих внутренних резервов заложена природой в любом человеке изначально. В сущности, самореализация личности играет вообще основополагающую роль в определении ее жизни, поскольку именно она способствуют выявлению и полноценному раскрытию даже самых не очевидных возможностей и талантов человека, что, как правило, приводит к наиболее стабильной и успешной жизни в социуме.

Вместе с тем, одновременно в раннем детском возрасте проявляются и множественные проблемы самореализации, сопровождающие человека оставшуюся жизнь. Их также необходимо выявлять и решать, а для этого требуется постоянная целенаправленная работа. В социальной среде скрывается самый большой враг реализации индивидуальности человека – это стереотипы. Стереотипное мышление широко распространено в обществе и часто может быть навязано любому человеку еще в раннем детском возрасте.

Личность человека всегда является одновременно как субъект, так и объект для социальной структуры. Так что в ходе адаптации индивида в социуме и его определенных группах, весьма важную роль играет его целеустремленность, внутренние направления деятельности, убеждения и мотивы. Как правило, именно целеустремленная личность, которая направляет свою деятельность на благо реализации своих возможностей и потенциала, достигает наибольшего успеха. В то же время индивид, который всегда идет по течению происходящих с ним обстоятельств, редко когда добивается личной цели.

Технически процесс реализации личности представляет собой такую направленность деятельности индивида, которая позволит максимально задействовать объективные условия окружающей среды и социума, а также его субъективные возможности, потенциал и таланты, с целью воплощения в реальность каких-либо личностных стратегических планов. Когда речь идет о самореализации, подразумевается только долгосрочная перспектива, а не однократное достижение на текущий период времени.

Творческая самореализация

Творческий процесс – это занятие, которое считается неотъемлемым для любого индивида, поскольку оно является эволюционно образовавшимся механизмом проявления субъективных возможностей человека. При этом овладение личностью сутью творчества в полной мере – это базовый критерий, определяющий также и ее духовное развитие.

Почему так важна именно творческая реализация? Дело в том, что творчество любого индивида напрямую сопряжено с его умением реализовать свой потенциал и талант в целом, что отражается на его успешности во всех других жизненных сферах.

Специалисты отмечают, что в наибольшей степени раскрытие возможностей субъекта происходит тогда, когда он совершает социально полезную и нужную деятельность. При этом, тем не менее, происходит сравнение не только со внешними мотивами, но также и внутренними представлениями о этой деятельности самого индивида. То есть такой тип деятельности должен соответствовать интересам этого человека, именно тогда она превратится в «самодеятельность», то есть реализация индивида в определенной сфере превращается в самореализацию. Личная мотивация является неотъемлемым фактором. Именно исходя из этого, мы можем утверждать факт того, что творческий процесс сам по себе изначально является процессом самореализации, каков он есть в своем «чистом» виде.

Профессиональная самореализация

Еще один актуальный тип реализации любого человека в прогрессивном обществе – это профессиональная самореализация. В данном случае ключевыми механизмами являются также процессы самоактуализации, которые являются чем-то вроде пускового механизма, определяющего дальнейшую направленность деятельности индивида. Как уже говорилось, именно в общественно полезной и актуальной деятельности возможно полное раскрытие потенциала и способностей каждого индивида. Так что профессиональная деятельность, особенно в сочетании с личными мотивами и целями, дает самую плодородную почву для развития самореализации.

Сама по себе деятельность в сфере выбранной профессии занимает в жизни едва ли не главенствующее положение. Многие из нас отдают своей работе практически все свободное время. Именно в условиях работы формируется определенный опыт, навыки, умения и знания, происходит рост, карьерный подъем. Она также оказывает значимое влияние на социальный статус индивида. Умение выбрать профессию, возможность реализовать в ней свои приобретенные навыки и таланты, достичь определенного успеха – вот одна из главных жизненных целей для многих людей.

По мере того, как происходит реализация индивида в данной сфере, у него формируются определенные качества и навыки, а также меняется взгляд на ситуацию вокруг него. В частности, можно определить аспекты, которые отмечаются по ходу профессиональной самореализации.

Исходя из их уровня актуальности для индивида, можно также говорить о его уровне реализации:

• Индивид осознает принадлежность своей персоне к социальной группе определенной профессиональной занятости.
• Также происходят понимание и оценка собственного соответствия критериям выбранной профессиональной деятельности. Индивид осознает свое место в работе, ее иерархическую структуру, возможности развития.
• Понимание и оценка признания в сфере профессии со стороны окружающих. Их личная оценка его уровня профессионализма.
• Развивается самооценка в данной сфере. Человек учиться принимать и адекватно оценивать свою позицию, возможности в работе, желания в рамках продвижения и реальный потенциал в этом направлении, свои плюсы и минусы.
• Видение места работы в своей дальнейшей жизни.

Социальная самореализация

В отличие от других областей жизнедеятельности, социальная самореализация основывается на сугубо личных целях индивида. Она заключается в достижении им того уровня социального статуса и удовлетворенностью жизни в социуме, который для него кажется идеальным.
Реализация индивида в этой сфере жизни во многом связана с социальными ролями, которые заключают в себе любую из возможных социальных деятельностей, например, педагогическую, политическую, гуманитарную.

Реализация самого себя в жизни в целом, во многом опирается также на способность индивида к эмпатии, то есть чувственности. Речь идет не только об отношении к окружающим, хотя и оно нередко играет свою роль. Наибольших результатов в жизненной самореализации достигают люди, которым, например, присуща ответственность за принятые ими решения и поступки.
Направление деятельности любого человека в рамках реализации себя в социуме обусловлено позицией его внутреннего «Я для других». То есть мотивация поступков и жизненная позиция индивида связаны с тем, как бы он хотел выглядеть в глазах окружающих его людей.

Читайте так же:  Гражданский брак установление отцовства

Условия самореализации личности

Существует ряд факторов, при отсутствии которых данный процесс в принципе невозможен, то есть имеются в виду условия самореализации личности. К ним относится воспитание и культура индивида. К тому же, каждый социум и каждая отдельная социальная группа, к которым относится и система семьи, вырабатывает свои стандарты и уровни развития личности. Это отражается и на воспитательных процессах, поскольку каждая отдельная общностью будет оказывать на ребенка, то есть будущего полноценного индивида, определенное влияние, прививать ему свою культуру, линии поведения, обособлять черты характера, принципы, и даже мотивацию поведения. Также отдельным влиянием, которое нередко оказывается наиболее сильным, обладают принятые в социальной среде традиции, устои, даже стереотипы.

Цели самореализации

Поскольку данная деятельность направлена на достижение определенных внешних позиций, цели самореализации заключаются, по большей части, не в познавании себя и внутренней аналитике, а на проявлении своей индивидуальности, имеющихся возможностей и потенциала среди людей. Когда мы говорим о том, что человек состоялся в жизни, мы подразумеваем полное задействование всех его внутренних ресурсов, направленное на реализацию задуманных им планов. Первичная проблема самореализации заключается в том, что между внутренними энергетическими запасами, желаемыми достижениями и реальными успехами может наблюдаться полное несоответствие. Таким образом, истинный потенциал человека, то есть его таланты и внутренние резервы, могут быть не раскрыты полностью в связи с определенными внешними обстоятельствами, что приводит к неудовлетворенности.

Проблемы самореализации

Несмотря на большое внимание к данному вопросу со стороны специалистов, проблемы самореализации все еще плохо изучены. По большому счету это связано с тем, что сами процессы реализации субъекта достаточно емкие и сложные, так что даже не существует какой-либо единой теории ее определения в психологии.

В подростковом возрасте многие из нас мечтают видеть себя в будущем в определенной роли, например, успешного бизнесмена, актера. Но жизнь, в частности сам социум и даже близкие нам люди, вносит свои коррективы, ведь общество не нуждается в сотнях и тысячах однотипных по своему профессиональному и социальному призванию людях. Наблюдается несоответствие между желанием и реальными возможностями, что уже может привести к неудовлетворенности, а сам подросток встает перед нелегким выбором.

Чтобы решить подобную проблему самореализации, стоит разучиться жить подростковыми мечтами, не замахиваться в столь юном возрасте на далекое будущее. К тому же, столкнувшись с трудностями следует не отказываться от своих целей, а искать пути их достижения.

Самореализация личности средствами художественного творчества

Доклад предназначен для педагогов образовательных учреждений, педагогов и методистов дополнительного образования. В МБОУ ДО Доме детского творчества педагогами отдела ИЗО и ДПИ создаётся такая атмосфера проведения занятий, когда каждый обучающийся осознает, что получаемые им знания, практические приемы будут ему нужны для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества. Существуют различные пути для развития творчества. Это может быть коллективное создание творческой работы, когда обучающиеся высказывают свои идеи и каждый старается предложить свой вариант. Но не менее актуальной является и индивидуальная деятельность воспитанника — реализация собственной идеи, в которой заметно самовыражение определенной личности. Для развития художественно-творческих способностей занятия проводятся в атмосфере эмоциональной раскрепощённости. Обучающиеся находился в стабильно спокойном эмоциональном состоянии, не боятся быть непонятыми или осмеянными. Никакая идея, даже самая плохая, не подвергается критике. Если обучающийся чувствует дружеское, позитивное отношение к нему, его эмоции позитивны, направлены только на совершаемую деятельность. Работы, выполненные в позитивном настрое оказываются более творческими и оригинальными.

Просмотр содержимого документа
«Самореализация личности средствами художественного творчества »

Самореализация личности средствами

Одной из важнейших потребностей личности, определяющих смысл жизни, является стремление реализовать свой творческий потенциал и потребность в самореализации. Формируясь в процессе воспитания и приобщения к мировой культуре, потребности человека активно и целенаправленно определяют овладение какой-либо деятельностью. К основным психолого-педагогическим проблемам, решить которые призвана современная система воспитания и образования, относятся развитие способности личности к творческой самореализации . Многие исследования убедительно доказывают эффективность использования механизмов воздействия художественно-творческой деятельности как средства творческой самореализации личности на разных уровнях образования. При этом в исследованиях подтверждается, что искусство в силу своей природы активизирует творческие способности, помогает формировать художественно-образное мышление и воображение.

Необходимо уточнить смысл термина «художественно-творческая самореализация», которая рассматривается как динамический, педагогически стимулируемый процесс предъявления своих переживаний. При этом происходят, с одной стороны, активное проявление внутреннего мира ребенка и взаимодействие со специально построенным образовательным пространством — с другой. Это актуализирует внутренний потенциал ребенка, раскрывает его творческие способности и позволяет определить художественно-творческую самореализацию как организованный процесс целенаправленного педагогического воздействия на ребенка с целью реализации возможностей и врожденных способностей в условиях личностно значимой творческой деятельности, чувств, своего внутреннего Я окружающему миру в полихудожественной деятельности. Вместе с тем педагогическое сопровождение процесса художественно-творческой самореализации предполагает создание специальной творческой среды, сочетающейся с непрерывным художественным воспитанием, ориентированным на поэтапное обогащение творческого потенциала ребенка, развитие его способностей, а в итоге на самореализацию в конкретной деятельности.

В МБОУ ДО Доме детского творчества педагогами отдела ИЗО и ДПИ создаётся такая атмосфера проведения занятий, когда каждый обучающийся осознает, что получаемые им знания, практические приемы будут ему нужны для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества. Существуют различные пути для развития творчества. Это может быть коллективное создание творческой работы, когда обучающиеся высказывают свои идеи и каждый старается предложить свой вариант. Но не менее актуальной является и индивидуальная деятельность воспитанника — реализация собственной идеи, в которой заметно самовыражение определенной личности. Для развития художественно-творческих способностей занятия проводятся в атмосфере эмоциональной раскрепощённости. Обучающиеся находился в стабильно спокойном эмоциональном состоянии, не боятся быть непонятыми или осмеянными. Никакая идея, даже самая плохая, не подвергается критике. Если обучающийся чувствует дружеское, позитивное отношение к нему, его эмоции позитивны, направлены только на совершаемую деятельность. Работы, выполненные в позитивном настрое оказываются более творческими и оригинальными.

Читайте так же:  Парень полюбил парня что делать

Педагоги создают условия для формирования на занятиях среды, способствующей самореализации личности обучающегося, вводят детей в удивительный мир творчества, дают возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривают получение обучающимися творческого опыта в процессе собственной художественно–творческой деятельности. Кроме решения задач художественного воспитания, педагоги развивают интеллектуально-творческий потенциал детей, предоставляя каждому широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Педагоги МБОУ ДО Дома детского творчества многому обучают детей на занятиях, объясняя наиболее рациональные приемы работы, но не лишают детей самостоятельности, а лишь направляют их на более целесообразные и экономичные решения. Ведь труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим новый мир, неизвестные ранее чувства и ощущения.

Ещё раз подчеркнем значимость создания специальных условий на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства:

• атмосфера заинтересованности, психологического комфорта и эмоциональной раскрепощенности на занятии;

• полихудожественная среда, способствующая комплексному художественному воздействию на эмоционально-чувственную сферу обучающегося;

• учет возрастных и психофизиологических особенностей развития;

• предоставление свободы выбора деятельности и продолжительности занятия;

• ненавязчивая, доброжелательная помощь педагога.

Итогом методически грамотно разработанной системы педагогической поддержки художественно-творческой самореализации детей является:

• осознание ребенком своей уникальности;

• развитие уверенности и самоуважения у каждого участника образовательного процесса;

• развитие индивидуальных художественных способностей, способности к художественному освоению мира;

• развитие коммуникативных умений (умений взаимодействовать в группе для решения единой творческой задачи).

Для развития творческих способностей детей в МБОУ ДО Доме детского творчества педагоги отдела ИЗО и ДПИ используют следующие методы обучения:

1. Метод «открытий».

Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей.

В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

[2]

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4.Метод свободы в системе ограничений.

Постоянно тренирует творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучает четко выполнять ограничения.

Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

Путь активизации творческого мышления. Многовариантные возможности решения той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ.

Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие работы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие творческих способностей — одна из главных задач системы воспитания и образования. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми и нераскрытыми, а значит и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Помните, если в ребёнке появились задатки творчества, вы должны дать ему шанс проявить себя в том, к чему лежит его душа. Так вы поможете ему найти себя и ступить на путь, окрашенный яркими красками творчества.

1.Пономарёв Я.А. Психология творчества. — М.: Наука, 1990

2.Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. — №4. — стр.24-32

Самореализация творческих способностей

Самореализация личности в какой-либо отдельной сфере не может сделать ее счастливой и гармоничной. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним. Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения, прежде всего своих физиологических потребностей (потребностей низшего уровня), и только после этого у него возникает желание удовлетворения высших потребностей в виде расширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутверждения и самовыражения. Творчество всегда предполагает порождение чего-то нового, выходящего за рамки принятых в обществе представлений, парадигм, концептуальных схем и т.п. И увидеть это новое можно только в тех случаях, если изменяется позиция по отношению к миру. Такая новая позиция, иной «угол зрения» нормируется в тех случаях, когда имеет место синтез рациональных и иррациональных компонент. Причем на поверхности явлений такой синтез обычно не обнаруживается непосредственно. Он фиксируется только в результатах творческой деятельности, когда появляются некоторые отклонения, нарушения тех рациональных схем, которые сами по себе должны оставаться неизменными.

Качества, необходимые для личностной самореализации, на наш взгляд, необходимо развивать в комплексе. Под этими качествами мы понимаем: 1) творческое мышление; 2) инициативность; 3) способность к обоснованному риску; 4) уверенность в себе; 5) адекватную самооценку; 6) умение сотрудничать с партнерами; 7) мотивацию достижения; 8) высокую работоспособность.

Свобода выбора объединений по интересам, неформальное общение, отсутствие жёсткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для учащихся любого возраста. Дополнительное образование является ведущим факторов развития творческой самореализации подростков. Оно имеет значительный педагогический потенциал и выступает зачастую главным фактором жизненного выбора. В процессе такого образования возможно создание ситуации успеха для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства.

Дополнительное образование даёт возможность сочетать досуг с различными формами образовательной деятельности, решая проблему занятости детей, профилактики их девиантного поведения.

Основное предназначение дополнительного образования — удовлетворение постоянно изменяющихся социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей. Это, в свою очередь, позволяет замкнуть весь учебный процесс на личностном развитии, комплексно охватить и развить каждого ребёнка в соответствии с его талантами и желаниями.

Творчество есть высший уровень самовыражения человека, в рамках которого формируются новые формы осознания себя и взаимосвязей с другими людьми. В процессе творческой деятельности происходит преобразование своей личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки. Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.

Если окружающий мир, как материальные объекты, так и их рационально оформленные образы, не вызывает у человека движения его субъективных переживаний, эмоций и т.п., то никакого творчества не существует и, соответственно, не появляется ничего нового. Если же такое движение возникает, то осуществляется их синтез, и это будет означать изменение позиции по отношению к миру или его отдельным сторонам. Синергетика улавливает это обстоятельство и выражает его в виде диссипативной структуры, которая существует за счет роста хаоса в процессе ее совершенствования. Однако такой хаос оказывается строго регулируемым.

Итак, творческая активность человека в ходе освоения им окружающего мира возбуждает рационально непостигаемые компоненты в виде эмоций, образов, переживаний и т.п., которые, будучи синтезированы с рационально выраженными представлениями о материальных объектах, образуют новое видение мира, новую позицию по отношению к нему. Такая позиция позволяет увидеть в этом мире нечто существенно новое, что и характеризует наличие творческого акта.

Читайте так же:  Самые шокирующие гипотезы мира

В подростковом возрасте ведущим фактором в творческой самореализации являются клубы по интересам, участие в ансамблях, посещение кружков, библиотек, досуговых центров и прочих учреждений дополнительного образования.

К числу важнейших факторов для творческой самореализации подростка относится наличие образца подражания в среде взрослых, особенно тогда, когда они выступают в «творческом взаимодействии».

Учитывая социальную динамику функционала дополнительного образования от досугового к образовательному и от образовательного к социализирующему, мы полагаем целесообразным различить социальные и психолого-дидактические факторы влияния дополнительного образования на творческий потенциал личности ребенка.

С социальной точки зрения такими целями могут быть обучение по дополнительным (к общему образованию) учебным предметам, допрофессиональная подготовка, культурный досуг, укрепление здоровья, участие в конкурсах и фестивалях и т.п., а также развитие детского творчества, воспитание и социализация подрастающего поколения. В настоящее время можно видеть эволюцию функционала дополнительного образования: на первом этапе — от досугового к образовательному, на втором — от образовательного к социализирующему.

С психолого-дидактической точки зрения мы полагаем, что дополнительное образование может преследовать следующие цели:

Развитие социальных, личностных и коммуникативных способностей учащегося. Это предполагает в первую очередь развитие мотивационной и ценностной сфер личности учащихся, их коммуникативных способностей, т.е. способности к межличностному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности, в первую очередь — учебной.

[3]

В совокупности перечисленные цели составляют содержание и социализирующей функции дополнительного образования.

Таким образом, не только учреждения дополнительного образования способствуют развития творческой самореализации личности подростка, но а также и ближайшее окружение подростка взрослыми, процесс обучения и включения в творческую деятельность, коллективное воспитание.

Самореализация творческой личности

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и.doc

В настоящее время вопросами творчества заняты многие профессионалы и любители: ученые, педагоги, работники творческих профессий и т.д.

Рассматривая проблемы организации обучения творчеству и решению творческих задач, необходимо знание особенностей творческой личности. Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить — что это, — данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда- нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Творчество представляет интерес для таких наук как: философия, психология, социология и др.

В настоящей работе (глава 1), рассматриваются вопросы, касающиеся самореализации творческой личности.

[1]

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определённой области. Реализация способностей в самодеятельности человека рассматривается как потребность в самореализации, которую личность никогда не может полностью удовлетворить.

Также, большой интерес вызывают взгляды и индивидуальные точки зрения на процесс творчества известных личностей (артистов, композиторов, художников), отраженные в настоящей работе. Знакомство с ними является полезным и обязательным, т.к. в соответствии с тематикой данной работы мы не можем обойти своим вниманием мнения по данному вопросу великих мастеров искусства и деятелей культуры, представителей золотого творческого фонда нашего общества.

Естественное желание и потребность человека к самореализации, а также потребность в самореализации, предоставляет личности возможность прожить прекрасную и полную гармонии жизнь, возможность жить в веках в своих творениях и наследии оставленном потомкам.

Проблема развития творческой личности и ее самореализации в деятельности рассматривается в работах К. С. Станиславского, Л. С. Выготского, Г. М. Цыпина, Г. Г. Нейгауза, Б. М. Теплова, В. С. Библера, Г. Н. Когана, Л. А. Баренбойма, Ф. И. Шаляпина, А. Л. Готсдинера, К. К. Платонова, В. В. Медушевского, М. С. Старчеус, Е. В. Назайкиского, А. В. Хуторского, А. А. Реана, Я. Л. Коломенского, В. П. Эфроимсона, О. И. Моткова, А. Г. Асмолова, А. Миллер.

Цель данной работы – изучение особенностей самореализации творческой личности. Объектом является самореализация личности. Предмет – это особенности самореализации творческой личности в различных видах и областях творческой деятельности. В соответствии с целью нами определены следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ литературы;
  2. подобрать методы исследования, адекватные цели;
  3. провести исследование;
  4. проанализировать и интерпретировать полученные данные;
  5. сформулировать выводы.
    • теоретический анализ литературы;
    • метод тестирования (Методика Шварца и методика САТ).

База исследования –люди в возрасте 19-20 лет.

Гипотеза: мы предполагаем, что самореализация творческой личности имеет ряд особенностей.

Структура работы: в первой главе работы «Особенности самореализации творческой личности» рассмотрены теоретические аспекты, касающиеся этого вопроса. Вторая глава — практическая часть, в которой дается описание эмпирического исследования, целью которого является выяснение: являются ли личностные качества человека, а также условия, в которых он находится, определяющими доминантами творческой самореализации.

Глава 1. Теоретическое обоснование развития творческой личности и ее самореализации в психолого-педагогических исследованиях.

    1. Аспекты самореализации творческой личности как объект научного исследования.

      1. Проблема формирования творческих способностей.

На всех исторических этапах общественного развития творческая деятельность человека имела и имеет большое значение. Исходя из социального заказа общества, главной задачей обучения на сегодняшний день становится задача формирования творческой личности, способной к самоопределению и самореализации в быстро меняющемся мире. Важными условиями такого самоопределения является способность к творческому, нетрадиционному решению различных проблемных ситуаций, способность прогнозировать свои действия, определять стратегию и тактику своего поведения с учетом определенных изменений.

Чтобы выяснить, что собой представляет творческая личность и выяснить условия и возможные пути ее самореализации, нам необходимо обратиться к вопросам формирования творческой способности.

К проблеме формирования способности к творчеству обращались многие отечественные и зарубежные исследователи с середины ХХ века. В данных исследованиях можно выделить несколько аспектов:

Обратимся к философскому аспекту данной проблемы.

Сущность формирования и развития способности к интеллектуальному творчеству рассматривался следующими философами: М. К. Мамардашвили, В. Франклом, Х.–Г. Гадамером, Э. Фроммом, Н. А. Бердяевым, К. Ясперсом, Э. Кассирером, В. фон Гумбольдтом. В их понимании творчество — это высшая человеческая ценность, позволяющая личности самореализоваться.

Творчество, считает Э. Фромм, позволяет преодолеть отчуждение между производственным трудом и развитием сущностных качеств человека, создавая основу для осуществления полного опыта индивидуальности.

Н. А. Бердяев отмечает, что к творчеству призван любой (всякий) человек, жизнь которого полна элементарными формами труда. Он писал, что личность должна претворить всякий труд в искупление и вместе с тем стремиться к творческому труду, хотя бы низшей иерархической ступени: «Личность вырабатывается длительным процессом, выбором, вытеснением того, что во мне не есть мое «я». Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека. И тогда лишь человек не теряется и не исчезает, а реализует себя», — писал Н. А. Бердяев.

Читайте так же:  Нужно ли прощать

Феномен самотрансценденции человеческого существования занимает важное место в экзистенциально- гуманистической философии ( Ж.-П. Сартр). Самотрансценденцию при этом связывают с выходом человека за пределы своего «Я». С его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность. В. Франкл пишет: «Быть человеком – значит быть направленным не на себя, а на что-то иное». И. Кант отмечает, что «поиск одного лишь личного счастья приводит к эгоцентризму, тогда как постоянное стремление к «совершенствованию других» не приносит ничего, кроме неудовлетворенности

Таким образом, рассматривая сущность процесса творчества, философы обращались к механизму творческого мышления личности, что рекомендует нам рассмотреть психологический аспект поставленной проблемы.

При рассмотрении проблемы формирования творческой способности нам необходимо указать, что в литературе отсутствует единое понимание детерминации и содержания творческой способности. Наиболее полную классификацию подходов к изучению данной проблемы дал В. Н. Дружинин.

Такие психологи, как А. Маслоу, Д. Б. Богоявленская и др. считают, что творческой способности как отдельного образования не существует. Рассматривая данную проблему творчества, они отмечают, что интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творчества. По их мнению, в детерминации творчества главную роль играют мотивы, ценности и личностные черты. Д. Б. Богоявленская, автор концепции креативной активности, считает, что «креативность обусловлена ситуативно нестимулированной личностной активностью, присущей творческим личностям».

Существует еще одна точка зрения на данную проблему: психологи Дж. Гилфорд, Я. А. Пономарев выделяют творческую способность как самостоятельный и независимый от интеллекта фактор.

С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Р. Стернберг предполагают, что творчество зависит от уровня развития интеллекта и проявляется на высоком уровне развития любых способностей. Как отдельная способность творческая способность в этом случае ими не выделяется.

Таким образом, мы видим, что действительно существуют разнообразные подходы при изучении данной проблемы, что, в свою очередь, позволяет нам сделать вывод о сложности психического процесса формирования творческой способности личности, неразрывно связанного с творческим мышлением человека.

Термин «творческое мышление» вошел в обиход науки в начале 50-х годов ХХ века. Его стали рассматривать как центральный психологический механизм творчества, ядро творческой способности. Дж. Гилфорд, автор оригинальной концепции интеллекта, способствовал появлению этого термина. В своей концепции ученый разделил мышление на творческое — дивергентное и логическое – конвергентное. По его исследованиям, лишь 0,2 % всех опубликованных к 1950 году в Psychological Abstract резюме были посвящены психологии творческих способностей.

Творческое мышление в качестве центрального механизма творчества рассматривается также в концепции творческих способностей английского психолога Эдварда де Боно. Он предложил термин «латеральное мышление». Оно означает такой способ мышления, который позволяет выйти за рамки стереотипов мышления и тем самым стать генератором идей. Программы развития творческого мышления, разработанные на основе теорий Гилфорда и де Боно, к концу 80-х гг. ХХ столетия стали очень популярными в мире и использовались как в системе общего среднего, так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Педагогический аспект изучаемой проблемы.

В отечественной педагогике и педагогической психологии существуют несколько научных направлений, разрабатывающих данную тематику.

Это следующие направления:

  • «развивающее обучение» (Л.В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);
  • «проблемное обучение» (А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь);
  • «творческая педагогика» на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и теории развития творческой личности (ТРТЛ) (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин);
  • теории воспитания интеллектуальной творческой личности ученика (В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов и др.);
  • теории воспитания творческих способностей учителя (Н. Ф. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, С. А. Архангельский и др.). Все названные теории направлены на развитие теоретического мышления обучающихся, на решение проблем формирования творческих способностей личности и требуют отдельного освещения, что не ставит своей целью автор данной работы.

Теперь обратимся к акмеологическому аспекту изучаемой нами проблемы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Акмеологическое направление исследования способности личности к творчеству представлено работами отечественных ученых, таких как: А. А. Бодалева, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Вишнякова, Ю. А. Гагина, М. И. Станкина и др. Как нам известно, «акме» (греч.) – это достижение высшей точки и раскрытие всех потенциальных возможностей личности. Креативная (творческая) акмеология рассматривает творческое самосовершенствование человека как основное условие достижения им профессиональной зрелости. По концепции Б. Г. Ананьева, впервые употребившего термин «акмеология», в творчестве человек проявляется и как индивид, и как личность, и как субъект деятельности. Идеи акмеологии проявляются и в педагогике творческого саморазвития (В.И, Андреев, Н. Ю Посталюк, В. А. Сластенин, Л. С. Подымова, Т. Б. Гребенюк). В этой концепции особое внимание уделяется формированию у студентов, будущих учителей, креативных качеств, позволяющих определять и использовать творческие методы в профессиональной деятельности.

Источники


  1. Дрентельн, Е. С. Этюды о природе женщины и мужчины. Основания полового и женского вопросов в их взаимной связи / Е.С. Дрентельн. — М.: Либроком, 2011. — 304 c.

  2. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.

  3. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.
  4. Маркова, Надежда Ошибки аиста. Только хорошие новости. Неделя за неделей. Пространство рождения. Безопасные роды (комплект из 4 книг) / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 816 c.
  5. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.
Самореализация творческих способностей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here