Сенсорно моторная алалия

Самое важное по теме: "сенсорно моторная алалия" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Сенсорно моторная алалия

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
АЛАЛИЯ:
  • Сенсорная алалия
  • Моторная алалия
  • Сенсомоторная алалия

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • Перепады настроения
  • Повышенная утомляемость
  • Нарушение памяти
  • Снижение работоспособности
  • Скудность словарного запаса
  • Заторможенность
  • Гиперактивность
  • Нарушение мелкой моторики
  • Малоподвижность
  • Рассеянность
  • Усиленная жестикуляция
  • Трудности в распознавании речи
  • Отсутствие речи
  • Воспроизведение бессмысленных наборов звуков и слов
  • Повышенная восприимчивость к звукам
  • Неправильное окончание слов
  • Неясное воспроизведение звуков
  • Ярко выраженная мимика
  • Неправильное соединение двух слов в одно
  • Пропуск букв в словах

Сенсомоторная алалия – расстройство речи у детей, представленное в грубой форме. При этом речь может отсутствовать полностью или частично в зависимости от формы поражения, а также степени. Дефект становится следствием поражения корковых центров головного мозга. Именно они отвечают за речевое развитие ребенка, его нормальный функционал. Появиться болезнь может еще на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни.

Симптоматика и проявление

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую жизнь. Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами, нарушение касается сразу всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяют несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной алалии. Среди них выделяют следующие:

1. Минимальный словарный запас.
2. Позднее формирование речевого функционала.
3. Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
4. Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Чаще всего выделяют резкое или внезапное отсутствие речи экспрессивного или импрессивного типа. После этого обычно родители и решаются на посещение специалиста для постановки диагноза.

Симптоматика проблемы

Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить следующие:

1. Проблемы с координацией.
2. Дефекты мелкой моторики.
3. Неловкость.
4. Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание шнурков.
5. Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
6. Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера повреждения.
7. Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
8. Запаздывание формирования речевых навыков.
9. Невозможность повторять за другими людьми.
10. Заикание.
11. Проблемы с артикуляцией.
12. Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи, высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения фонематического слуха.

Само заболевание может быть, как сенсомоторной, так и моторносенсорной. Конкретные отличия заключаются представлены симптоматикой в большей степени сенсорной или моторной форме.

Коррекция и прогноз

Малыш с расстройством нуждается в обязательной помощи логопеда, невролога и психолога. Лечение обязательно должно быть комплексным, основанным на медикаментозной терапии, логопедической и психологической коррекции. Обязательным становится индивидуальный подбор, как медикаментов, так и самой процедуры лечения. Выделяют достаточно много различных методик, среди которых следует выделить терапию с животными, водолечение.

Адекватное лечение обязательно представлено комплексным характером. При необходимости дети могут быть направлены в специализированные стационары, учебные заведения или санатории. Коррекция и ее тип напрямую зависит от формы, а также выраженности конкретной симптоматики. Может понадобиться физиотерапия, которая представлена лазеротерапией, игнорефлексотерапией, электрофонофорезом, электростимуляцией, ДМВ, магнитотерапией.

Ведется активная работа над исправлением ручной и общей моторики. Может понадобиться логопедический массаж и обучение грамоте, однако проблемы проявляются и после лечения, поэтому к ним следует быть готовыми.

Алалия — органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера. При алалии у детей запаздывает созревание нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Нервные клетки прекращают свое развитие, оставаясь на молодой незрелой стадии — нейробластов. Это нарушение может быть врожденным или рано приобретенным в доречевом периоде. Доречевым периодом принято считать первые три года жизни ребенка, когда происходит интенсивное формирование клеток коры головного мозга и ребенок пользуется речью еще очень малый промежуток времени. Мозговые системы, наиболее значимые для речевой функции, не прекращают своего развития после окончания внутриутробного периода, а продолжает развиваться после рождения ребенка.

Черепно-мозговые травмы во время родов и асфиксии новорожденных. Родовые травмы и асфиксии в некоторых случаях бывают последствием внутриутробной патологии. Это вызывает хроническое кислородное голодание. Клетки мозга, являются наиболее чувствительными к кислородному голоданию. Поражается тот слой коры головного мозга, который обеспечивает формирование высших корковых функций человека, в первую очередь — речи и психики.

Причинами так же могут быть внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и т. д.

Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению вещества мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения.

Алалия один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной вся речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические (смысловые) дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Алалия наблюдается у детей с сохранными периферическим (физиологическим) слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети — алалики существенно отличаются от умственно отсталых, по мере становления речи и под воздействием специального обучения интеллектуальное отставание постепенно исчезает.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредованные соотношения. В симптоматике расстройств, при алалии преобладающими являются языковые нарушения. Среди неречевых расстройств выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Читайте так же:  Самый легкий суицид

У алаликов серьёзно снижена работоспособность, внимание, они быстро утомляются, устают даже после непродолжительной умственной работы, они раздражительны. Часто при выходе из алалии у детей возникает заикание.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две основные формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного анализатора, а сенсорная — с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчерпывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Причины возникновения моторной алалии:

Родовые травмы и асфиксии.

Внутриутробные энцефалиты и менингиты.

Неблагоприятные условия развития.

Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.

Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии.

[3]

Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

Дети, страдающие этой формой алалии имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков).

Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи.

Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет.

[1]

Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги. Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

Наблюдаются выраженные неврологические нарушения:

· Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка).

· Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия.

· Нарушение мелкой моторики.

· Признаки минимальной мозговой дисфункции.

· выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

· Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить).

· Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы.

· Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.).

· Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близ лежащие речевые зоны.

· Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий.

· Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны.

· Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают.

· Присутствует выраженная несформированость игровых действий.

· Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.

В последнее время логопеды и неврологи диагноз моторная алалия ставят гораздо чаще, чем он имеет место быть. Моторная алалия нечто вроде расхожего диагноза ОРВИ и ОРЗ, все не говорящие дети автоматически записываются в моторные алалики, хотя таковыми являются далеко не всегда.

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Таким детям, как правило, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д., и разумеется проводимая коррекция будет неадекватной.

У детей с сенсорной алалией, отмечается невнимательность к звукам, они могут слышать тихие звуки, а могут совсем не реагировать на звуковые раздражители, с большим трудом заучивают отдельные слова и с трудом удерживают их в памяти, их пассивный словарь обогащается медленно, возникает разрыв между называемым предметом и пониманием слова, его обозначающего.

Иногда дети лучше воспринимают речь окружающих утром — после сна рабочая функция коры мозга выше, а к вечеру по мере нарастания утомления понимание речи такими детьми значительно ухудшается. Реже происходит наоборот, дети лучше воспринимают речь вечером, когда после ночного сна действует тормозной фон, а к вечеру, восприятие несколько улучшается, клетки мозга в включаются в рабочий ритм.

Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у детей с сенсорной алалией, это позволяет отличить их от слабослышащих детей. Сильные раздражители вызывают запредельно охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки выключаются из деятельности. Тихая спокойная речь воспринимается ребёнком значительно лучше, чем громкая речь, крик. Использование слуховых аппаратов, у сенсорных алаликов не улучшает восприятие речи, в то время как у слабослышащих функция восприятия значительно улудшается.

У детей с сенсорной алалией часто присутствует гиперакузия (повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, звук капающей воды, тихий скрип и т. д). Здоровые люди слышат такие звуки, но не реагируют на них, за исключением моментов утомления, раздражения. Дети с сенсорной алалией воспринимают эти звуки обостренно, и очень болезненно на них реагируют: проявляют беспокойство, плачут, жалуются на боль в ушах и голове, на другие неприятные ощущения.

Дети, страдающие сенсорной недостаточностью, обладают высокой речевой активностью.

У них наблюдается логоррея — ребенок бессвязно воспроизводит все известные ему слова. Не улавливая смысла, ребенок проговаривает, отражая как эхо, слова и словосочетания, услышанные им ранние или в данный момент. Произнесенные таким образом слова и словосочетания не осмысливаются и не закрепляются.

Читайте так же:  Ребенок вялый капризный

Ребенок с сенсорной алалией с упоением слушает собственную речь, интонацию своего голоса. Речь сенсорного алалика сопровождается живой мимикой и жестами, имеет выразительную интонацию.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дети сенсорной алалией не способны контролировать собственную речь. Высказывания ошибочны по форме и не точны по содержанию, часто бывает трудно понять, о чем так горячо он говорит. Обильно присутствуют парафразии (замены), элизии (пропуски звуков, частей слова) персеверации, контаминации (части разных слов соединяются друг с другом). В целом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Грубо нарушенная речь при сенсорной алалии не может использоваться как средство общения.

Также у сенсорных алаликов наблюдаются нарушения личности; разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития. Речь не является регулятором и саморегулятором поведения и деятельности такого ребенка.

Итог таков, что у детей с сенсорной алалией нарушена не сама возможность развития речи, а преимущественно возможность обучаться речи на основе слуха, что является ведущим фактором в определении специфики коррекционной работы с этой категорией детей.

Сенсорно моторная алалия

Моторная алалия – одна из разновидностей алалии, которая имеет обширную симптоматику и встречается достаточно часто. Характерным проявлением становится неспособность ребенка говорить – частично или полностью. Причиной такой болезни становится травмы и серьезные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка во время беременности или сам малыш в первые три года жизни.

Чаще всего малыш имеет нормальный слух и развитый на свой возраст интеллект, однако отсутствие способности говорить все же мешает ему полноценно развиваться. Малыш имеет минимальный словарный запас и как-бы живет в своем мире, где говорит на собственном языке, не понятном для окружающих.

Почему появляется моторная алалия?

Причины моторной алалии достаточно разнообразны. Среди наиболее основных выделяют следующие:

1. Интоксикация плода.
2. Внутриутробные менингиты и энцефалиты.
3. Асфиксии.
4. Родовые травмы различного характера.
5. Болезни раннего детства, которые имеют отягощающие последствия для головного мозга.
6. Врожденные отягощения различного типа.
7. Неблагоприятные условия развития.
8. Отсутствие нормального педагогического воспитания.

Следует понимать, что моторная алалия носит не временный характер. Она представляет собой нарушенный процесс формирования речи, который происходит на фоне патологического развития центральной нервной системы. При этом отдельные проявления алалии похожи на нормальное развитие ребенка, поэтому нередко заболевание диагностируется на поздних стадиях и возможность его полного излечения отсутствует.

Симптоматика заболевания

Моторная форма алалии часто именуется сложным синдромом, который имеет проявления, как речевого, так и неречевого типа. Все это делает симптоматику весьма неоднозначной, позволяя выделить языковые нарушения. Речевая симптоматика обычно представлена наличием языковых возможностей, но неумением их использовать. При этом все нарушения больше фонематические, то есть дети не умеют подбирать звук, который необходимо сказать в конкретной ситуации. В особенности часто в речи встречаются элизии, персеверации, парафазии.

[2]

Можно наблюдать нарушения смысла и содержания речи. В пассивном словаре у детей может иметься значительный запас слов, но они не используются. Чаще всего преобладает предметный словарь – существительные в именительной форме, так как понимание глаголов отсутствуют. нередко дети заменяют одни слова другими, которые близки по составу. К примеру, вместо слова стул они могут говорить стол. Может встречаться и контаминация, когда части двух разных слов объединяются в одно.

Неречевая симптоматика также ярко выражена. К ней относят следующее:


1. Оральная апраксия.
2. Проблемы с мелкой моторикой.
3. Минимальная мозговая дисфункция.
4. Вегетативно-сосудистые изменения, которые ярко проявляются.
5. Неловкость в общем.
6. Проблемы с равновесием и координацией.

Отдельно можно выделить симптоматику психопатологического типа. К ней относят проблемы с программированием собственных действий, неловкость самопроизвольных действий, речевой негативизм, отставание психического развития, проблемы с формированием психических функций, заторможенность, низкая адаптация к окружающим условиях, агрессивность, замкнутость и обидчивость.

При наличии всех этих симптомов требуется диагностика и консультации специалистов. Они смогут поставить диагноз и разработать индивидуальную программу лечения. Она будет включать в себя медикаментозное лечение, работу с логопедом, психологом и коррекцию различными методиками, включая общение с животными, водолечение и многое другое.

Сенсорно моторная алалия

Сенсорная алалия – один из востребованных типов алалии, представленная проблемами с функционалом речи. Его недоразвитость может стать следствием родовых травм, перенесенными инфекционными заболеваниями, как матерью, так и самим малышом, а также внутриутробными патологами. При этом слух у ребенка обычно не нарушен, а полностью сформирован, однако способности к полноценной речи у него нет.

Почему появляется сенсорная алалия?

Осложнения во время беременности, внутриутробные травмы, патологии при родах – все это приводит к появлению сенсорной алалии. В частности, могут быть нарушены участки головного мозга, которые и отвечают за формирование, развитие речи. Среди основных выделяют сердечную или легочную недостаточность женщины в период беременности, гипоксия плода, падения беременной женщины с травмированием плода.

Помимо этого, перенесение внутриутробного инфицирования может существенно повысить риск поражения головного мозга, в частности, участка, который отвечает за формирование речи. Сказаться на развитии сенсорной алалии могут быть сложные, затяжные, скоротечные или преждевременные роды. Отдельно стоит выделить врачебные ошибки. В большинстве случаев имеется сразу несколько факторов, которые и приводят к проявлению заболевания. Однако в большинстве случаев здоровье ребенка зависит именно от самой женщины, от того, как именно она вела себя во время беременности, как следила за собственным здоровьем.

Также ребенок может заболеть алалией в первые три года жизни. К этому могут привести травмы головы, серьезные инфекционные заболевания, включая энцефалит и менингит. Частые простуды существенно ослабляют организм, а их осложнения и приводят к расстройству речи. Многие специалисты утверждают о наличии наследственной предрасположенности к появлению алалии, но научного подтверждения пока еще нет.

Симптоматика сенсорной алалии

Сенсорная алалия имеет яркую симптоматику, которую достаточно сложно с чем-либо спутать. Состояние при этом может быть достаточно тяжелым, так как ребенок не может полноценно воспринимать обращенную к нему речь. В результате этого он не может говорить. В отдельных случаях ребенок понимает слова, но, когда их комбинируют во фразы, понимание полностью теряется.

Иногда ребенок произносить отдельные звуки или слова, но зачастую не понимает, что именно он говорит. Также малыш может часто повторять слова или звуки за другими людьми, однако абсолютно бессмысленно. Тяжелые формы сенсорной алалии приводят к тому, что ребенок вовсе не говорит, а общается с окружающими посредством жестов и мимики. Результатом становится торможение интеллектуального развития, проблемы с восприятием и пониманием.

Читайте так же:  Выготский л с кризис семи лет

Характер ребенка может существенно отличаться. Некоторые дети становятся гиперактивными с хаотичными движениями или наоборот инертными и спокойными. Сенсорная алалия в качестве самостоятельного заболевания встречается нечасто. Зачастую выделяют смешанную форму, которая имеет ограниченное число признаков моторной алалии. В это случае удается добиться более эффективного и благоприятного лечения, что немаловажно.

Диагностировать сенсорную алалию входит в обязанности психолога, невролога, отоларинголога и психотерапевта. Они оценивают анамнез, а также назначают диагностики с помощью оборудования. Только после этого назначается подходящее лечение, которое обычно носит абсолютно индивидуальный характер. Чаще всего назначают терапевтическое и медицинское лечение, а также требуется работа с логопедом и психологом.

62 Содержание категории алалия. Моторная и сенсорная алалия.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны поздние появления речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря. Речевое развитие идет по патологическому пути. В зависимости от преимущественной симптоматики различают 2 формы алалии: моторная и сенсорная.

При моторной не формируется звукой образ слова, для устной речи характерны упрощение слоговой структуры слова, пропуски, перестановки и замены звуков, слогов, слов во фразе. Страдает усвоение грамматических структур языка. Речевое развитие таких детей бывает разным: от полного отсутствия устной речи, до возможностей реализовать достаточно связное высказывание в которых могут наблюдаться разнообразные ошибки. В соответствии с этим степень компенсации речевого дефекта в результате логопедического воздействия может быть различной. Дети достаточно хорошо понимают обиходную речь, адекватно реагируют на оращение к ним взрослым, однако только в рамках конкретной ситуации.

Сенсорная алалия – характеризуется нарушением и восприятием понимания речи при полноценном физическом слухе. Ведущим симптомам этого нарушения является расстройство фонематич восприятия, которое может быть выражено в различной степени: от полного неразличения речевых звуков до затрудненного восприятия устной речи на слух. Соответственно дети либо совсем не понимают обращенную к ним речь, либо понимание речи ограничено привычной бытовой ситуацией. Дети очень чувствительны к звуковым раздражителям. Речь произнесенная тихим голосом воспринимается ими лучше. Характерно явление эхолалии(повторение услышенных слов или коротких фраз без осмысления). Призводят впечатление глухих или умственно-неполноценных. У детей с алалией без спец коррекционного воздейсвия речь не формирутся, поэтому необходими длительная логопедическая помощ.

Коррекционная работа осуществляется в спец дошк учреждениях, а затем в спец школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

64.Методика коррекционной работы при сенсорной алалии.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вслед¬ствие органич-го поражения реч. зон коры ГМ во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.Осн-м симптомом сенсорной алалии явл-ся нару¬ш-е понимания речи вследствие наруш-я работы речеслух-го анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Это при¬водит к недостат-му анализу и синтезу зв-вых раздражителей, поступающих в кору ГМ, не формируется связь между звуковым образом и обо¬знач-м им предметом. Ребенок слышат, но не понимает обращ-ую речь, так как у него не развив-ся слух. дифференцировки в восприним-ем мех-ме речи. Отмеч-ся нарушение произвольного слух. внимания: дети не слушают, не вслушив-ся в звуки, быстро утомляют¬ся, отвлек-ся, теряют интерес к звуч-ям. Иногда реб-к понимает только 1 чел-ка и не понимает, когда то же самое говорит дру-гой. Дети польз-ся для общ-я жестами, мимикой. Иногда наблюд-ся бессвязное воспроизв-е всех из¬вестных ребенку зв-в. Эхолалически произнесен. не осмысляется и не закрепл-ся.

66. ПОЛОЖЕНИ о пункте коррекционно-педагогической помощи ГЛАВА 1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯГЛАВА 2 ЗАЧИСЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ИХ ОТЧИСЛЕНИЕ. ГЛАВА 3ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПУНКТЕ.

Коррекционная работа. 1. После завершения обследования больного, логопед опре¬деляет, какая область второго или третьего «функционально¬го блока» мозга больного пострадала, какие области мозга больного сохранены. 2. Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функ¬ций. В первые дни после инсульта работа ведется при относи¬тельно пассивном участии больного в процессе восстановле¬ния речи. 3.Коррекционно-педагогическая система занятий предпо¬лагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее не¬полной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья ре¬чевой функции. 4. Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой фор¬ме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над эк-спрессивной речью, пониманием, письмом и чтением. 6. При всех формах афазии ведется работа над восстанов¬лением словесных понятий, включением их в различные сло¬восочетания .

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Моторная и сенсорная алалия у детей

При алалии речь у детей либо не сформирована совсем, либо в ней имеются значительные нарушения при здоровом интеллекте и слухе. Такое состояние сопровождается недоразвитием всех речевых функций — фонетической, грамматической, лексической.

Коварство этого состояния заключается в том, что зачастую оно диагностируется довольно поздно. А ведь чем позже выявлено нарушение, тем сложнее оно поддается коррекции.

Причина появления алалии связана с поражением зон головного мозга, отвечающих за речь. В зависимости от того, какой центр мозга нарушен, алалия может быть моторной или сенсорной. Иногда возможна смешанная форма, при которой обнаруживаются симптомы обоих нарушений.

Моторная алалия

В данном случае у ребенка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

  • Полное отсутствие речи. Ребенок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур.
  • В том случае, если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом.
  • Ребенок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже. Объем пассивного словаря при этом значительно больше.
  • В неврологическом плане отмечается слабое развитие мелкой и крупной моторики, плохой координацией, неловкостью.
  • Высшая психическая деятельностью также страдает — снижены память, внимание, эмоционально-волевая сфера.
  • Снижение интеллекта является лишь следствием отставания в развитии речи и при правильной коррекции восстанавливается.

Сенсорная алалия

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребенок не способен понимать обращенную к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Читайте так же:  Темпераменты человека характеристика

Признаки сенсорной алалии:

  • При тяжелой форме обращенная речь остается для ребенка абсолютно непонятной. Сам он может воспроизводить различные звуки и бессмысленный набор слов.
  • Если же нарушение выражено не сильно, алалики могут понимать смысл сказанного в определенном контексте. Однако вне его смысл сказанного вновь от него ускользает.
  • К собственной речи дети в таком состоянии некритичны, для общения чаще используют жесты или мимику.
  • В психологическом плане алалия характеризуется импульсивностью, повышенной утомляемостью детей, расстройством внимания.

В чистом виде сенсорная форма алалии встречается нечасто, в большинстве случаев сочетаясь с некоторыми проявлениями моторной.

Причины алалии у детей

Возникновение данных нарушений речевых центров мозга связано с проблемами внутриутробного развития или первых лет жизни ребенка:

  • Тяжелое течение беременности, приводящее к гипоксии плода, внутриутробному инфицированию.
  • Сложные роды — наложение щипцов, длительный безводный период, асфиксия и пр.
  • Инфекционные заболевания ребенка в первые годы — травмы головы, болезни, затрагивающие мозг (энцефалит, менингит).

К причинам развития алалии специалисты относят и наследственный фактор. Если в семье были случаи нарушений речи, следует с внимательностью отнестись к этому.

Диагностика

Крайне важно как можно раньше определить состояние ребенка. Для того, чтобы диагностировать алалию, потребуется консультация

  • невролога (с сопутствующими исследованиями, необходимыми для оценки состояния мозга);
  • оториноларинголога (для исключения проблем со слухом);
  • логопеда-дефектолога;
  • психолога.

Как помочь ребенку с алалией

Несмотря на тот факт, что нарушение речи в данном случае связано с поражением определенных зон мозга, коррекционные меры вполне могут улучшить положение. Самое главное — не ждать «у моря погоды», надеясь, что ситуация образуется сама.

Дело в том, что при алалии происходит довольно обширное нарушение, при котором мозг не в состоянии сам его компенсировать.
Коррекция алалии должна быть комплексной при сочетании медикаментозных и психолого-педагогических мероприятий.
При необходимости невролог назначает лекарственные препараты, способствующие стимулировать созревание мозговых функций. Кроме того, детям-алаликам показаны физиотерапевтические процедуры.

Основную роль в работе над коррекцией данного состояния, несомненно, принимают на себя логопеды-дефектологи. Именно им достается самый сложная задача — научить ребенка говорить.

Занятия у дефектолога строятся с обязательным учетом индивидуального состояния ребенка и уровня недоразвития речи. В ходе коррекции проводится работа по:

  • Формированию понятийного аппарата.
  • Расширению активного и пассивного словарного запаса.
  • Улучшению звукопроизношения.
  • Развитию общей и мелкой моторики.
  • Правильному словообразованию и формированию связной речи.
  • Развитию слухового внимания и фонематической речи. Подробнее о фонематическом недоразвитии речи.
  • Воспитанию устойчивого внимания, развитию памяти и мышления.

Особенности логопедической работы при коррекции алалии

В связи с тем, что алалия является системным нарушением формирования речи, логопедические коррекционные меры затрагивают практически все области. Нельзя сказать, что результат достижим за короткие сроки. Однако при правильных и систематических занятиях вполне можно помочь алалику научиться общаться.

  • Все уроки проводятся в игровой форме. Дети на занятиях должны чувствовать себя комфортно, не переутомляться и не перегружаться. Логопед внимательно оценивает состояние ребенка и следит за тем, чтобы задания шли от простого к сложному.
  • В занятиях используется логоритмика, дидактические игры, логопедический массаж, подвижные игры.
  • Крайне важен позитивный настрой ребенка. Следя за правильным выполнением заданий, обязательно хвалить учащегося, демонстрируя его успехи.
  • Залогом положительного результата является раннее начало коррекционных действий, а также последовательность. Логопеды не советуют родителям детей с алалией бросать занятия при первых улучшениях, так как со временем могут проявиться осложнения — возможно заикание, возникновение дисграфии и дислексии.

Большое значение имеет и создание дома правильной речевой среды. Родители могут получить у логопеда консультацию, как правильно общаться с ребенком, как помогать ему заниматься. Алалия требует значительных усилий для коррекции, однако вовремя принятые меры позволят ребенку адаптироваться в обществе.

Коррекция сенсорной и моторной алалии

У детей младшего дошкольного возраста нередко отмечаются проблемы и недоразвитием речи. Родители не всегда придают этому значение, так как считают, что со временем это расстройство и недостаток пройдут. И действительно, большинство детей вскоре начинает говорить нормально, но у некоторых проблемы остаются. Врачи по ошибке ставят им диагнозы аутизма или слабоумия, хотя причиной задержек речевого развития является алалия. Выясняется это чуть позже, когда ребенок, которого признали слабоумным, отлично воспринимает информацию, хорошо запоминает стихи и вообще действует понятно и рационально для своего возраста. Такие экспрессивные проблемы с речью при сохранении нормального интеллектуального развития отмечаются при диагнозе сенсорной а так же моторной алалии.

В то же время, моторная алалия означает наличие тяжелого нервно-психического заболевания. На первых порах болезнь проявляется незначительно, но при отсутствии коррекции она сильно влияет на социальную адаптацию ребенка и останавливает его интеллектуальное развитие. Помимо этого заболевания, существуют два «самостоятельных» вида этой болезни. Все они характеризуются различными проблемами при передаче нервных импульсов от речевых центров головного мозга к речевым органам и обратно. При этом сами речевые органы физически развиваются нормально, равно как и органы слуха. Однако при тяжелой форме алалии ребенок с трудом воспроизводит чужую речь и не может формировать зрительные образы для слов, которые обозначают различные предметы.

Причины развития

Причины развития заболевания у детей достоверно не установлены. Обнаруживается заболевание обычно в 1-1,5 года, то есть в тот возраст, когда у детей начинает формироваться речь. В последнее время наблюдается тенденция, согласно которой «возраст» дефекта увеличивается, однако среди школьников доля этого дефекта по-прежнему очень мала. Поскольку алалия является поражением отдельных участков головного мозга, существует теория, согласно которой алалия формируется еще во время внутриутробного развития плода (среди всех органов мозг появляется одним из первых). В свою очередь, головной мозг и нервная система в целом могут поражаться при инфицировании матери ребенка некоторыми вирусами во время беременности. Другими факторами риска, увеличивающими вероятность развитие алалии, считаются:

  • Преждевременные или стремительные роды;
  • Гипертонус матки в период беременности;
  • Угроза невынашивания беременности;
  • Случаи выкидышей в анамнезе матери;
  • Нарушения в работе эндокринной системы;
  • Применение лекарств без согласования с врачом в период беременности;
  • Стрессы и другие нервные ситуации в период беременности.

Когда появляются первые признаки и симптомы

Алалия может появиться и вскоре после рождения ребенка. Причины здесь те же самые, что и при беременности матери: вирусные заболевания (энцефалит и другие) и стрессовые ситуации. К ним относятся, к примеру, внезапное разлучение матери и ребенка или постоянные громкие крики в его адрес. Заболевание также нередко развивается на фоне тяжелых соматических заболеваний. Кроме того, отставание в речевом развитии иногда вызывается высокой настойчивостью со стороны взрослых, которые желают, чтобы их ребенок заговорил как можно быстрее. Маленькие дети не сразу учатся произносить звуки и слова правильно, но если насильно исправлять их речь, у них срабатывает защитный механизм, в результате которого они полностью замыкаются в себе.

Читайте так же:  Люди с пограничным расстройством личности

Алалия характеризуется тем, что ребенок плохо воспринимает речь окружающих, но при этом безостановочно говорит сам. Его речь бессмысленна, но, по крайне мере, он внятно произносит звуки.
При моторной и сенсорной алалии, наоборот, дети большей частью молчат или испытывают сильные проблемы с извлечением простых звуков. Чужую речь такие дети понимают хорошо и воспроизводят ее жестами, но повторить словами не могут. Заболевание, как следует из названия, сочетает в себе признаки двух описанных патологий. Такой ребенок не понимает речь окружающих, не может ее воспроизвести и не может выразить свои мысли сам. Доля таких детей, не превышает 4%.

Коррекция сенсорной и моторной алалии

При коррекции алалии родителям следует помнить, что это, в первую очередь, нервно-психическое заболевание. Очень важно обеспечить ребенку психологический комфорт, чтобы он не почувствовал себя неполноценным – в противном случае, это может привести к развитию еще более тяжелых патологий.

Курс коррекции включает в себя наблюдение у нескольких врачей. Если алалия вызвана инфекциями, то нужно избавиться от них. Восстановлением нервных связей между мозгом и речевыми органами занимается врач-невролог. А восстановлением речи занимается логопед с помощью специальных упражнений, причем большую роль в этом должны играть родители, которым нужно заниматься с ребенком дома.

Заболеванием называют дефект развития нервной системы и речевых центров мозга у детей. Ее диагностика затруднена тем, что в раннем возрасте алалия имеет почти те же симптомы, что и различные формы слабоумия. К счастью для родителей, алалия не связана с нарушениями интеллекта. Такие дети имеют все способности к обучению, хорошо запоминают информацию и обладают развитым умом. При отсутствии лечения интеллектуальное развитие и социальная адаптация ребенка начинают тормозиться.

Специалисты выделяют три формы алалии: сенсорную, моторную и сенсорно-моторную. Наиболее тяжело переносится алалия, так как она затрагивает сразу несколько участков головного мозга. Причинами всех видов является нарушения в передаче нервных импульсов от речевого центра мозга к органам речевого аппарата и обратно. При самых тяжелых формах алалии ребенок не в состоянии воспринимать речь окружающих. Слух, рефлексы и речевые органы при этом остаются в норме, а вот область функции зрительного восприятия образов нарушается.

Причины появления зболевания

Полностью причины по которой возникает сенсорная алалия не установлены до сих пор. Она является следствием целого ряда нарушений в работе нервной системы, а в ее диагностике принимает участие не только логопед (родители, видя проблемы с речью у ребенка, обращаются именно к нему), но других специалистов. Ранее было принято считать, что алалия появляется у ребенка в возрасте одного-полутора лет. Однако в последние десятилетия специалисты отмечают тенденцию к более позднему появлению симптомов болезни. Если раньше алалия диагностировалась и сразу же корректировалась до того момента, как ребенок пойдет в первый класс, то сейчас доля школьников с этим диагнозом составляет 1-1,5%.

С другой стороны, находит подтверждения теория об алалии как о последствиях негативных факторов, имевших место во время внутриутробного развития ребенка. Объясняется этот тем, что при алалии серьезно повреждаются структуры головного мозга и симптоматической нервной системы. В частности, есть предположения о том, что это заболевание вызывается поражением организма некоторыми видами вирусов. Факторами, увеличивающими риск развития этой патологии, являются:

  • Преждевременные и (или) стремительные роды;
  • Гипертонус матки в течение всего времени вынашивания плода;
  • Угроза невынашивания беременности;
  • Привычные выкидыши;
  • Нарушения в работе эндокринной системы;
  • Перенесенные вирусные и инфекционные заболевания во время беременности;
  • Стрессовые ситуации не нервное перенапряжение во время беременности;
  • Прием лекарственных препаратов без согласования с врачом.

Даже если беременность протекала без осложнений, и ребенок родился здоровым, это не гарантирует отсутствие проблем с речевым развитием в дальнейшем. У новорожденных заболевание алалии может развиться на фоне соматических заболеваний или нервных потрясений, связанных с постоянными криками матери на него. Помимо этого, свою роль играет и слишком настойчивое обучение ребенка речи. Многими родителями, и окружением ребенка в целом, небольшие задержки речевого развития воспринимаются неправильно. Вместо того, чтобы выждать время, взрослые начинают кричать на ребенка и насильно заставляют его учить новые слова. Это запускает механизм психологической защиты, и ребенок полностью замыкается в себе.

Коррекция алалии

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку навык речи формируется на основе повторения за взрослыми, такой ребенок учится говорить с трудом. При моторной алалии ребенок, наоборот, отлично понимает, что ему говорят родители и другие взрослые. Он даже знает, что им ответить, но не может этого сделать из-за плохих связей между центрами головного мозга и органами речевого аппарата. Алалия – наиболее тяжелая разновидность болезни, которая сочетает в себе обе описанные проблемы. Доля таких детей от общего количества больных алалией составляет менее 5%.

Источники


  1. Гэри, Чепмен Семья, о которой ты мечтаешь. Пять способов сделать ее реальностью / Чепмен Гэри. — М.: Библия для всех, 2015. — 968 c.

  2. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.

  3. Настоящая любовь. Влюбленность — начало любви. — М.: Издательство Белорусского Экзархата — Белорусской Православной Церкви, 2013. — 240 c.
  4. Нескуба, И. Б. Почему уходят мужья? Анатомия замужества и одиночества / И.Б. Нескуба. — М.: Феникс, 2005. — 256 c.
  5. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.
Сенсорно моторная алалия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here