Содействие социальная адаптация

Самое важное по теме: "содействие социальная адаптация" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Социальная адаптация личности в аспекте социальной работы, ее структура и механизмы

Социальная работа как вид профессиональной деятельности непосредственно связана с оказанием содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в адаптации к изменившимся условиям окружающей среды. Зачастую изменившаяся среда (природная, политическая, социальная и т.п.) приводит к возникновению трудной жизненной ситуации конкретного индивида, группы людей.

Адаптация (от лат. adaptatio, adaptare – приспособлять) понимается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Одним из самых значимых видов адаптации является социальная адаптация, которая рассматривается как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Для успешной социальной адаптации не всегда наличие желания индивида и готовности работника социальной службы оказать содействие являются решающими факторами. В период реформирования неотъемлемым компонентом должна стать система мер государственной поддержки отдельных категорий граждан в процессе социальной адаптации. В нашей стране такая система стала формироваться с середины девяностых годов.

В первую очередь необходимость оказания содействия в социальной адаптации на государственном уровне была признана в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В 1994 году было заявлено о создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации вышеуказанной категории граждан. С 1996 года с утверждением примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий начинается формирование сети специализированных учреждений, одной из задач которых стало оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации вышеуказанных граждан.

Обострившиеся проблемы детства обусловили принятие в 1998 году закона, в котором закреплялись основные гарантии прав ребенка в РФ . Закон дал определение социальной адаптации ребенка, обозначил приоритетной задачей государства поддержку детства, стал точкой отсчета в процессе создания сети социальных служб, которые специализировались на решении проблем детей. Таким образом, создавалась система социальных служб, функционирование которой включило в процесс социальной адаптации разных категорий населения социальных работников, а в арсенал профессиональных средств последних – технологию социальной адаптации.

Процесс социальной адаптации можно считать более успешным, когда успешно проходят такие виды социальной адаптации как управленческая (организационная), экономическая, педагогическая, профессиональная, физиологическая, бытовая, психологическая. Характеристика и содержание видов социальной адаптации сводятся к следующему : управленческая адаптация представляет собой управление процессом социальной адаптации как со стороны социальных институтов, так и со стороны личности в форме самоуправления. Экономическая адаптация – это процесс усвоения новых социально-экономических норм и прин­ципов экономических отношений индивидов и других субъектов. Этот вид предполагает адаптированность системы социального обеспечения к социально-экономической реальности (размеры пенсий и пособий), и содействие в адаптации граждан, ранее исключенных из системы экономических отношений, с целью интеграции в нее (например, лиц, освободившихся из мест заключения).

Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания. Её объектом преимущественно являются дети, подростки, учащаяся молодежь. В процессе переподготовки объектом становятся взрослые, они проходят процесс вторичной адаптации к процессу обучения. Профессиональная адаптация рассматривается как приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Во многом успех профессиональной адаптации зависит от совпадения личных интересов и интересов коллектива, особенностей межличностных и профессиональных отношений в нём. Более сложно может проходить процесс вторичной профессиональной адаптации (при смене профессии, рода деятельности, места работы и должности, а также после большого перерыва в профессиональной и/или трудовой деятельности).

О процессе физиологической адаптации можно говорить, с одной стороны, в рамках приспособления индивида к новым условиям труда, режиму работы и отдыха. С другой стороны, в процесс физиологической адаптации индивид включен тогда, когда он имеет стойкие нарушения здоровья, что ограничивает возможности его организма в осуществлении привычных действий. Бытовая адаптация, т.е. адаптация к условиям быта и приобретение навыков ведения домашнего хозяйства, присуща в первую очередь лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также индивидам, начинающим самостоятельную жизнь. Бытовая адаптация может быть рассмотрена также как адаптация сферы быта и услуг общества к потребностям и возможностям граждан.

Психологическая адаптация – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации с той или иной степенью интенсивности происходит в нашей жизни постоянно – смена обстановки, социального окружения, социально-экономической и политической ситуации, стрессы. Осознание того, что изменения происходят в нашей жизни постоянно, зачастую независимо от нашего желания, позволит с меньшими психологическими издержками переживать их. Вместе с тем, в экстренных случаях без вмешательства специалистов в этот процесс невозможно обойтись.

Важную роль в процессе социальной адаптации граждан играет институт консультирования и психологической поддержки. Его функционирование организовано как на базе учреждений социального обслуживания, так и в форме самостоятельных учреждений, специализирующихся на предоставлении такого рода услуг населении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Правовые основы деятельности Центра социальной адаптации

Центр социальной адаптации действует на основании Семейного Кодекса РФ; Федерального Закона “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ, в котором определяются следующие понятия:

Читайте так же:  Экстраверт стал интровертом

– индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

– профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Основными направлениями деятельности таких учреждений являются:

– осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования;

– проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществления контроля за их реализацией, обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних необходимо:

– поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

– оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

– оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи;

– содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

– включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей..

Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стационарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отделения учреждения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8287 —

| 7245 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

24 Социальная адаптация личности в аспекте социальной работы, ее структура и механизмы

Социальная работа как вид профессиональной деятельности непосредственно связана с оказанием содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в адаптации к изменившимся условиям окружающей среды. Зачастую изменившаяся среда (природная, политическая, социальная и т.п.) приводит к возникновению трудной жизненной ситуации конкретного индивида, группы людей.

Адаптация (от лат. adaptatio, adaptare – приспособлять) понимается как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Одним из самых значимых видов адаптации является социальная адаптация, которая рассматривается как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Для успешной социальной адаптации не всегда наличие желания индивида и готовности работника социальной службы оказать содействие являются решающими факторами. В период реформирования неотъемлемым компонентом должна стать система мер государственной поддержки отдельных категорий граждан в процессе социальной адаптации. В нашей стране такая система стала формироваться с середины девяностых годов.

В первую очередь необходимость оказания содействия в социальной адаптации на государственном уровне была признана в отношении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. В 1994 году было заявлено о создании системы профессиональной ориентации, переподготовки, трудоустройства и социальной адаптации вышеуказанной категории граждан. С 1996 года с утверждением примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий начинается формирование сети специализированных учреждений, одной из задач которых стало оказание содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации вышеуказанных граждан.

Обострившиеся проблемы детства обусловили принятие в 1998 году закона, в котором закреплялись основные гарантии прав ребенка в РФ . Закон дал определение социальной адаптации ребенка, обозначил приоритетной задачей государства поддержку детства, стал точкой отсчета в процессе создания сети социальных служб, которые специализировались на решении проблем детей. Таким образом, создавалась система социальных служб, функционирование которой включило в процесс социальной адаптации разных категорий населения социальных работников, а в арсенал профессиональных средств последних – технологию социальной адаптации.

Процесс социальной адаптации можно считать более успешным, когда успешно проходят такие виды социальной адаптации как управленческая (организационная), экономическая, педагогическая, профессиональная, физиологическая, бытовая, психологическая. Характеристика и содержание видов социальной адаптации сводятся к следующему : управленческая адаптация представляет собой управление процессом социальной адаптации как со стороны социальных институтов, так и со стороны личности в форме самоуправления. Экономическая адаптация – это процесс усвоения новых социально-экономических норм и прин­ципов экономических отношений индивидов и других субъектов. Этот вид предполагает адаптированность системы социального обеспечения к социально-экономической реальности (размеры пенсий и пособий), и содействие в адаптации граждан, ранее исключенных из системы экономических отношений, с целью интеграции в нее (например, лиц, освободившихся из мест заключения).

Педагогическая адаптация – это приспособление к системе образования, обучения и воспитания. Её объектом преимущественно являются дети, подростки, учащаяся молодежь. В процессе переподготовки объектом становятся взрослые, они проходят процесс вторичной адаптации к процессу обучения. Профессиональная адаптация рассматривается как приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Во многом успех профессиональной адаптации зависит от совпадения личных интересов и интересов коллектива, особенностей межличностных и профессиональных отношений в нём. Более сложно может проходить процесс вторичной профессиональной адаптации (при смене профессии, рода деятельности, места работы и должности, а также после большого перерыва в профессиональной и/или трудовой деятельности).

Читайте так же:  Причины повышенной возбудимости

О процессе физиологической адаптации можно говорить, с одной стороны, в рамках приспособления индивида к новым условиям труда, режиму работы и отдыха. С другой стороны, в процесс физиологической адаптации индивид включен тогда, когда он имеет стойкие нарушения здоровья, что ограничивает возможности его организма в осуществлении привычных действий. Бытовая адаптация, т.е. адаптация к условиям быта и приобретение навыков ведения домашнего хозяйства, присуща в первую очередь лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также индивидам, начинающим самостоятельную жизнь. Бытовая адаптация может быть рассмотрена также как адаптация сферы быта и услуг общества к потребностям и возможностям граждан.

Психологическая адаптация – это процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации с той или иной степенью интенсивности происходит в нашей жизни постоянно – смена обстановки, социального окружения, социально-экономической и политической ситуации, стрессы. Осознание того, что изменения происходят в нашей жизни постоянно, зачастую независимо от нашего желания, позволит с меньшими психологическими издержками переживать их. Вместе с тем, в экстренных случаях без вмешательства специалистов в этот процесс невозможно обойтись.

Важную роль в процессе социальной адаптации граждан играет институт консультирования и психологической поддержки. Его функционирование организовано как на базе учреждений социального обслуживания, так и в форме самостоятельных учреждений, специализирующихся на предоставлении такого рода услуг населении.

Методики социальной адаптации

Понятие о методиках социальной адаптации

Социальная работа с проблемными категориями населения заключена, прежде всего, в создании условий для их необходимой адаптации в социуме. Люди и социальные группы, ведущие социально активную жизнь, полностью приспособлены к жизни в данном обществе, т.е. адаптированы. У них есть и возможности, и место для созидательной деятельности.

Для людей, ведущих асоциальный образ жизни, обладающих разной степенью маргинализации, свойственна дезадаптация, они не приспособлены к созидательной деятельности.

Методы и формы социальной адаптации соответствуют общей технологической схеме социальной работы и подразделяются в зависимости от причин дезадаптации.

Социальная диагностика занимается выявлением причин дезадаптации, что является первым этапом общей технологической схемы социальной работы.

Социальная адаптация – технология, объединяющая все формы и виды социальной работы, это своеобразный процесс приспособления к системе норм, ценностей, правил данного общества.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Формы социальной адаптации

Социальная адаптация обладает множеством разнообразных средств и возможностей, зависящих от того, где именно, в какой области деятельности индивиды проявляют признаки дезадаптации. Исходя из этого выделяют следующие формы адаптации:

  • социально-психологическая – процесс коррекции отношений к окружающим людям и событиям, поведения;
  • профессиональная — процесс профессиональной ориентации, стажировки и трудоустройства;
  • экономическая – процесс формирования способности собственным трудом обеспечивать себя, приобретение экономической самостоятельности;
  • социально-бытовая – процесс приспособления к деятельности в повседневной социальной среде и бытовых условиях;
  • культурная – процесс освоения правил, норм, ценностей социальной среды.

Методы социальной адаптации

Методы исследования эффективности социальной адаптации предоставляют количественные показатели критериев, их изменений, которые происходят в процессе адаптации, а также статистический анализ полученных результатов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В картине динамики адаптационного процесса наибольшее значение представляют собой психологические силы развития личности, а именно, особенности самоприятия и самооценивания, локус контроля, эмоциональный контроль, стремление к доминированию и т.д. Поэтому особенно актуальна надежная диагностика этих состтавляющих.

К социологическим методам адаптации индивида к социальной среде относятся:

Методика диагностики социальной адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

В 1954 году К. Роджерсом и Р. Даймондом была разработана методика диагностики социально-психологической адаптации.

Методика показала значительные дифференцирующие возможности в диагностике состояний адаптации и дезадаптации, в определении особенностей личностного восприятия, перестройки этих представлений в различные возрастные критические периоды, в критических ситуациях, когда происходит переоценка своих возможностей и себя.

Методика включает опросник, содержащий высказывания об индивиде, его образе жизни: мыслях, переживаниях, стиле поведения, привычках и др. Испытуемому предлагается «примерить на себя» высказывания опросника и в соответствии с этим, оценить. Выбранные варианты ответов заносятся в специальный бланк, после чего соответствующим образом интерпретируются. Интерпретация результатов проводится по специальным таблицам, в которых отображены установленные границы выявления адаптации или дезадаптации.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Содействие социальная адаптация

Цель исследования. В своем исследовании мы предприняли попытку выявления ресурсов социальной адаптации для подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде учреждения дополнительного образования на основе изучения и обогащения их жизненных сценариев.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе учреждения дополнительного образования – центра развития творчества детей и юношества им. А. Матросова г. Ульяновска. В нем приняли участие 98 подростков возрасте от 12 до 17 лет. Для изучения адаптации использовалась методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Для выявления жизненных сценариев использовалась проективная методика «Сочинение».

Результаты исследования и их обсуждение

Понимая жизненный сценарий вслед за Э. Берном как бессознательный план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути [1], опираясь на исследования Й. Стюарт, В. Джойнс [5], мы выделили выигрышный, проигрышный и безвыигрышный сценарии у подростков, участвующих в исследовании. Человек с выигрышным сценарием достигает поставленной перед собой цели, он выигрывает благодаря тому, что всегда учитывает несколько возможностей. Если что-то одно себя не оправдывает, то он пробует что-то другое и добивается успеха. Проигрывающий делает ставку на какую-то одну возможность, вследствие чего проигрывает. Человек с безвыигрышным сценарием не рискует, иногда выигрывает, а иногда проигрывает [5]. Результаты представлены на рисунке.

Читайте так же:  Как понять что девушка флиртует

Было выявлено, что всего 30 % испытуемых составили подростки, реализующие выигрышный сценарий, то есть учащиеся c активной жизненной позицией, которые привыкли брать на себя ответственность, рисковать и достигать поставленной цели, которая приносит им чувство удовлетворения и успеха.

Проигрышный сценарий реализуют 21 % подростков. В жизненную стратегию таких учащихся заложен проигрыш, вследствие чего они не достигают поставленных целей, не прикладывают необходимые для успеха усилия, испытывают дискомфорт.

Третью группу, наиболее емкую, составили испытуемые, характеризующиеся безвыигрышным жизненным сценарием. Они с раннего детства привыкли жить по сценарию «среднестатистического» человека, так, как их приучили в семье. Они безынициативны, ни к чему не стремятся, довольствуются тем, что имеют.

Мы исходили из того, что выявленные жизненные сценарии, выступающие в качестве неосознанного плана жизни, взаимосвязаны с адаптацией личности, поэтому изучили особенности адаптивности подростков с выигрышным и проигрышным жизненными сценариями.

Результаты исследования жизненных сценариев подростков

В ходе исследования было выявлено, что для подростков с проигрышным сценарием характерны достаточно низкие показатели адаптивности, в частности у них значительно ниже выражены общий уровень адаптации, принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт и стремление к доминированию. Это свидетельствует о том, что подросток, реализующий именно проигрышный сценарий, постоянно проигрывающий и испытывающий вследствие этого психологическое напряжение, будет испытывать эмоциональный комфорт в обществе, предъявляющем определенные требования по отношению к личности, ее статусу и положению в обществе. Так, подросток с ограниченными возможностями здоровья, у которого в процессе воспитания в семье закрепился проигрышный сценарий, попадая в среду здоровых сверстников, испытает сильный эмоциональный дискомфорт и не сможет проявить адаптивные возможности в новых условиях. Испытывая дискомфорт, подросток с неустойчивой самооценкой испытывает трудности в установлении адекватных социальных взаимоотношений. Такой подросток склонен обвинять окружающих его людей в своих трудностях. Как следствие, для такого учащегося высок риск дизадаптации.

Для подростков с выигрышным сценарием характерны как средние, так и высокие показатели социально-психологической адаптации, что свидетельствует об их эмоциональном комфорте, способности и желании принимать себя и других со своими достоинствами и недостатками, умеренном стремлении к доминированию и интернальном локусе контроля. Они более склонны принимать ответственность за свои неудачи, нацелены на успех и достижение задуманного.

Достоверность полученных различий мы анализировали с помощью U-критерия Манна – Уитни. Был достоверно выявлен более высокий уровень выраженности у испытуемых с выигрышным сценарием таких показателей, как «самопринятие» (Uэмп = 58; при р

Социальная адаптация

На 3 этапе комплексной реабилитации воспитанники переходят к социальной адаптации в обществе, которая проходит на базе социальных квартир в Санкт-Петербурге.

Целью программы социальной адаптации наркозависимых является комплексная (психологическая, социальная, профессионально-трудовая, семейная, бытовая) адаптация в обществе человека с зависимостью.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальная квартира предлагает клиенту безопасную терапевтическую среду, где главным принципом работы является равноправное обращение с каждым клиентом.

Программа включает в себя социальную адаптацию, психологическую помощь, профилактику срыва, участие в культурно-массовых мероприятиях и духовно-нравственную поддержку, а также работу с семьей и ближайшим

окружением воспитанников. В процесс социальной адаптации вовлечены родственники пациентов (если таковые имеются), так как для успешной адаптации пациента очень важно, чтобы его родные понимали суть проблемы и могли оказать необходимую помощь.

Воспитанники, проживающие на адаптационных квартирах, могут получить консультацию социального работника по вопросам трудоустройства и обучения, содействие в получении медико − социальной помощи и в постановке на учет в Центре СПИДа Санкт-Петербурга и Ленинградской области, если это необходимо. Консультанты по химической зависимости, работающие на квартирах, проводят индивидуальное консультирование с проживающими воспитанниками на

актуальные для них темы: профилактика срыва, отчаяние, агрессия, отношения с противоположным полом и т.д.

Отдельное внимание в социальной адаптации уделяется родственникам воспитанников, психологическая поддержка которых включает в себя еженедельные группы взаимопомощи для созависимых. Воспитанники, находящиеся на этапе социальной адаптации активно вовлечены в жизнь общества, в том числе в культурно-образовательную сферу – посещение музеев Санкт-Петербурга, экскурсии по городу, посещение выставок, театров, концертов, лекций и т.д.

Ежемесячные расходы на программу социальной адаптации составляют: 70 000 руб.

Проект «Страна детей» благотворительной программы «Содействие социальной адаптации детей-сирот»

Приложение №3 к Информационному письму

ПРОЕКТ «Страна детей»

«Содействие социальной адаптации детей-сирот»

МИССИЯ (СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ) ПРОЕКТА

Проживание в государственных интернатных учреждениях для детей — сирот с их регламентированным распорядком, отсутствием широких и разнообразных социальных связей, особыми ценностями и отношением к миру обычных людей формирует несколько проблемных зон, которые затрудняют социальную адаптацию.

Миссией (социальной целью) Проекта «Страна детей» благотворительной программы «Содействие социальной адаптации детей-сирот» является улучшение качества жизни и повышение уверенности в своем будущем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в государственных интернатных учреждениях, путем создания условий для личностного развития Детей, формирования навыков социального взаимодействия и расширения социальных связей.

Цели и задачи Проекта реализуются в 30 регионах Российской Федерации:

Читайте так же:  Почему ты полюбила почему так много

Сроки реализации проекта – с 23 февраля 2007 года по 31 декабря 2010 года.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

1. Формирование социальной компетентности и социальных навыков у детей-сирот – воспитанников государственных интернатных учреждений.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогических сотрудников детских интернатных учреждений.

3. Развитие добровольческих инициатив, направленных на организацию позитивного социального взаимодействия детей — сирот – воспитанников государственных интернатных учреждений с социальным окружением.

1.1. Исследование интересов и потребностей детей-сирот в государственных интернатных учреждениях, системы воспитательной работы по социальной адаптации детей и профессиональных потребностей педагогических сотрудников в государственных интернатных учреждениях.

1.2. Обучение детей планированию ближайшего результата своей деятельности и оценке успешности его достижения, осознанию критериев и основных показателей личностного роста и развития.

1.3. Подготовка программ сопровождения процесса социальной адаптации для воспитанников государственных интернатных учреждений, а также программ тематических лагерных смен. Их адаптация, внедрение, мониторинг, описание технологии.

1.4. Организация летних и зимних тематических лагерных смен творческой, спортивной, профориентационной, лидерской, туристической и др. направленностей.

1.5. Создание учебных и бытовых условий в детском оздоровительном лагере «Соколенок» на территории Республики Башкортостан, необходимых для организации летних тематических смен по программе социальной адаптации детей-сирот.

1.6. Формирование банка детских оздоровительных лагерей, реализующих интегративные программы лагерных смен.

2.1. Разработка и реализация программы повышения квалификации педагогических сотрудников государственных интернатных учреждений с целью эффективного внедрения программы социальной адаптации детей-сирот.

2.2. Включение инновационных технологий, методов и форм воспитательной работы в общую систему социально-педагогической и воспитательной деятельности учреждения.

2.3. Организация и проведение мероприятий по обмену опыту (семинары, конференции, круглые столы, мастер-классы и т. п.).

3.1. Включение воспитанников государственных интернатных учреждений в активную социо — культурную деятельность региона.

3.2. Организация работы групп добровольцев из числа студентов региональных ВУЗов, СУЗов на базе государственных интернатных учреждений.

3.3. Разработка схемы регионального межведомственного взаимодействия по реализации программы сопровождения процесса социальной адаптации детей-сирот.

3.4. Формирование регионального банка добровольческих групп.

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Формирование социальной компетентности и социальных навыков у детей-сирот – воспитанников государственных интернатных учреждений.

1.1. Сформированы социальные навыки и компетенции, даны условия для формирования активной жизненной позиции у детей-сирот – воспитанников государственных интернатных учреждений.

1.2. Дети-сироты участвуют в тематических лагерных сменах в летний и зимний период (творческих, спортивных, туристических, лидерских, профориентационных и др.).

1.3. Дети-сироты являются участниками различных мероприятий социальной направленности (фестивали, конкурсы, конференции) районного, областного, всероссийского, международного уровней.

1.4. Разработаны, апробированы и одобрены государственными органами в сфере образования комплексная программа сопровождения процесса социальной адаптации детей-сирот, а также программы тематических лагерных смен.

1.5. Жилые и рекреационные помещения детского оздоровительного лагеря «Соколенок» на территории Республики Башкортостан подготовлены для проведения тематических лагерных смен.

1.6. Сформирован банк данных региональных площадок для проведения летних тематических интегрированных смен.

Повышение профессиональной компетентности педагогических сотрудников детских интернатных учреждений.

2.1. Разработана и одобрена государственными органами в сфере образования программа повышения квалификации педагогических сотрудников государственных интернатных учреждений по теме: «Инновационные технологии социально-педагогической деятельности с детьми и подростками из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатных учреждений».

2.2. Педагогические сотрудники повысили свою квалификацию в области социальной педагогики, психологии, инновационных методов воспитательной работы, основ духовно-нравственного воспитания, применяют на практике полученные знания и вовлекают воспитанников в социально-активную деятельность.

2.3. Педагогические сотрудники реализуют полученные знания на практике, происходят устойчивые позитивные изменения в системе воспитательной работы государственного интернатного учреждения.

2.4. Педагогические сотрудники участвуют в межрегиональных конференциях и семинарах по проблеме социальной адаптации и социализации детей-сирот, описывают свой опыт работы и публикуют в ежегодных методических сборниках, издаваемых Детским фондом «Виктория».

Развитие социальных инициатив, в том числе добровольческих, направленных на организацию позитивного социального взаимодействия детей — сирот – воспитанников государственных интернатных учреждений с социальным окружением.

3.1. В каждом регионе есть не менее 2-х организаций, реализующих программы добровольческой деятельности в детских учреждениях – участниках проекта «Страна детей».

3.2. Каждое государственное интернатное учреждение – участники Проекта взаимодействуют с организациями и учреждениями социума.

3.3. В каждом государственном интернатном учреждении сформирована группа добровольцев для реализации своих социальных проектов по оказанию помощи ветеранам, пожилым людям и иным социально-незащищенным и нуждающимся в помощи группам населения.

3.4. В каждом регионе присутствия проекта сформирован банк добровольцев численностью не менее 50 человек.

Содействие в социальной адаптации будущих выпускников центра содействия семейному воспитанию

Социализация – это сложный процесс, который затрагивает все сферы жизнедеятельности, в том числе: трудовую, духовную, профессиональную, семейно-бытовую, досуговую, социально-правовую и сферу общения.

Социальная адаптация включает в себя содействие в получении образования воспитанниками, содействие в благоустройстве их жилого помещения, помощь в адаптации к жизни будущих выпускников.

В нашем учреждении проводится работа:

  • по профилактике правонарушений и самовольных уходов среди воспитанников;
  • по профессиональной ориентации воспитанников;
  • по защите прав и законных интересов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • по созданию условий и содействия в социальной адаптации воспитанников;
  • по оказанию помощи и содействия выпускникам учреждения.

[2]

Деятельность учреждения по созданию условий и содействию в социальной адаптации будущих выпускников проводится на этапе индивидуального сопровождения воспитанников.

Это направление деятельности включает в себя:

  • подготовку документов для поступления в учебно заведение;
  • профессиональное информирование будущих выпускников;
  • профессиональные консультации;
  • содействие в профессиональном подборе;
  • подбор круга специальностей и учебных заведений профессионального образования;
  • решение жилищных вопросов;
  • решение вопросов, касающихся защиты имущественных прав и законных интересов будущих выпускников;
  • работу с воспитанниками, направленную на успешную социальную адаптацию, профориентацию и социально-трудовую реабилитацию;
  • организацию экскурсий в учебные заведения профессионального образования;
  • организацию экскурсий на предприятия и в учреждения.
  • проведение бесед педагога-психолога с воспитанником о выбранной специальности;
  • содействие в оформлении медицинского заключения о возможности трудоустройства ребенка по выбранной им специальности.
Читайте так же:  Что делать если не можешь забыть парня

В нашем Центре пребывают дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, у которых сложно формируются отношения друг с другом, с окружающими их людьми, основы культурного поведения, нравственные качества.

Социальными педагогами проводится профилактическая работа, направленная на развитие личности детей и подростков, формирование их нравственных понятий, норм поведения и приобретение навыков, знаний и умений, необходимых для адекватного поведения в обществе.

В Центре разработана программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних, которая необходима, прежде всего, для повышения уровня культуры поведения детей и подростков. В рамках программы проводятся: организационно-методическая, научная, аналитическая, практическая деятельность и работа по межведомственному взаимодействию с организациями и учреждениями города. С детьми регулярно проводятся индивидуальные и групповые консультации, направленные на содействие в решении их проблем.

Особую роль в решении социальных проблем ребенка играет организация дополнительного образования в учреждении.

Система дополнительного образования, организованная в Центре, предоставляет оптимальные условия для творческого развития личности, ее самореализации, построения жизненной перспективы, таким образом, оказывая помощь в развитии и воспитании детей и выявления их одаренности и таланта.

Дети, занимающиеся в творческих кружках, приобретают основы нравственности и культуры поведения через творчество и искусство.

Для всех воспитанников Центра организована программа дополнительного образования. В кружках занимаются практически все ребята. Есть дети, у которых проявляются талант и одаренность в том или ином увлечении.

В деятельности учреждения по социализации и адаптации большая роль отводится временной занятости. У детей сформировано понимание, что материальное положение зависит от их трудоустройства.

Существует мнение, что у большинства выпускников нет будущего, нет шансов реализовать себя так, как хотелось бы. Вместо того чтобы стремиться к своей, задуманной с детства мечте, стать кем-то, ребята неохотно идут учиться туда, куда не желали, куда смогли поступить. Потом они запускают учебу, начинаются неудачи в жизни, неудовлетворенность, зависимость от всех. Большинство ребят привыкли, что все за них сделали работники учреждения, и, выходя в самостоятельную жизнь, они теряются в ней.

На самом деле, есть много примеров, когда выпускники понимают, что жизнь полна возможностей, можно достичь больших высот, стоит только захотеть, и приложить к этому собственные усилия. Важно, чтобы дети знали не только свои права, но и обязанности. В первую очередь, перед самими собой: это необходимость получения профессионального образования, устройство на работу, надлежащее содержание и обустройство жилого помещения, создание семьи и крепкие семейные отношения – весь спектр общественной жизни.

Как выпускнику состояться в жизни? Это самый непростой и самый главный вопрос. Если педагоги смогли объяснить, а будущему выпускнику удалось понять, что успешное будущее зависит во многом от него самого, тогда все в его жизни получится. Надо иметь желание преодолеть трудности, стеснения, получить хорошее образование, вникнуть в общественные процессы, чтобы найти там свое место. Нужно развивать в себе наблюдательность, как инструмент, который поможет дать оценку своей личности в обществе и активной жизненной позиции. Жизнеустройство выпускников — это один из главных показателей результатов деятельности коллектива по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В нашем учреждении создан клуб выпускников. В клубе выпускников ребятам предлагают помощь в решении их проблем, а также содействие в поиске работы (Фонд «Работа ай»). У детей появляется возможность работать и параллельно учиться в колледже.

Если у ребенка есть мечта – поступить в колледж, значит необходимо подтянуть учебу. После окончания школы поступить в тот колледж, о котором мечтал. Успешно пройти преддипломную практику, написать дипломную работу, получить диплом. Это даст возможность в дальнейшем устроиться на хорошую работу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В заключении можно сказать, что такие примеры подтверждают необходимость деятельности по социализации и адаптации будущих выпускников в учреждении. Эта работа положительно влияет на подготовку детей к самостоятельной жизни и успешную их социальную адаптацию.

Источники


  1. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

  2. Леонов, Н. И. Психология делового общения / Н.И. Леонов. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 256 c.

  3. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  4. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
  5. Станкин, М. И. Психология общения / М.И. Станкин. — М.: Институт практической психологии, 2016. — 296 c.
Содействие социальная адаптация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here