Соотношение нормы и морали

Самое важное по теме: "соотношение нормы и морали" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

22. Соотношение правовых норм и норм нравственности

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Норма права – обязательное для всех и формально определенное правило поведения.

Норма морали — правила поведения, которые регулируют общественные отношения на основании исторически складывающихся представлений о добре и зле, честном и бесчестном, не(справедливом).

Единство между правом и моралью:

— единая основа — общечеловеческая система социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, честности, равноправии;

— нормативно-регулятивный характер — право и мораль выступают в качестве определителей границ поведения людей в типичных жизненных ситуациях;

— единый объект регулирования (общественные отношения), достижение одинаковых целей (социально полезного развития общества), фундаментирование общеисторической ценности и показатели уровня развития социальной и культурной жизни общественно-политической системы.

Различия между правом и моралью:

— по происхождению (мораль возникает вместе с обществом, право — вместе с государством);

— по форме выражения (мораль содержится в общественном сознании, право — в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);

— по сфере действия (мораль может регулировать практически все общественные отношения, право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);

— по времени введения в действие (моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, правовые — в конкретно установленный срок);

— по способу обеспечения (нормы морали обеспечиваются мерами общественного воздействия, нормы права — мерами государственного воздействия);

— по критериям оценки (нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Взаимодействие проявляется в схожем регулировании общественных отношений, формировании у населения должной юридической и нравственной культуры, ответственности, правосознания. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных (не убий, не укради и т.п.).

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали из-за несовпадении интересов общества и государства; различие методов регулирования; разные критериев оценки поведения; расхождения из-за развития общественной жизни и государства; неравномерное развитие норм морали и норм права.

23. Соотношение общей и профессиональной этики

Соотношение общей и профессиональной этики.

Мораль — форма общественного сознания, представляющая совокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу. Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий. С этой точки зрения профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных сферах. Определяющая роль общей морали по отношению к профессиональной выражается в следующем:

• общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности;

• общая структура морали определяет и структуру профессиональной морали (сознание, отношения и нравственная деятельность наполняются лишь специфическим содержанием);

• общие функции морали (регулятивная, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали. Вместе с тем специфика профессиональной морали юриста является результатом преломления общих принципов и норм морали в служебной деятельности и внеслужебном поведении и выражается:

• в специфике труда юриста и обусловливает детальную регламентацию всех сторон его жизни и быта (здесь нормы поведения являются строго обязательными и определенными).

Профессиональная этика юриста.

Юрист должен обладать в максимальной степени объективностью, при применении права он должен смотреть на то или иное событие с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий, близости и родства, рассматривая дело с позиций нравственности и справедливости.

Соотношение норм права и морали (стр. 1 из 8)

1. Понятие права и морали: 7

1.1 Понятие права. 7

1.2 Понятие морали. 15

2. Общие и специфические черты права и морали. 21

3. Взаимосвязь и взаимодействие права и морали. 31

Каждое исторически конкретное общество требует строго определенной меры социального регулирования общественных отношений.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы – это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции, принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно взаимодействующими на преобразование сознания личности.

Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственности охватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок как нравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, которое его совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, в себе, в глубине своей “души”, дает оценку своим действием. С данной точки зрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, может руководствоваться нравственными правилами.

Существует и компромиссная позиция в оценке нравственного регулирования. Согласно ей нормы морали имеют двоякую природу: одни имеют в виду самого индивида, другие – отношение индивида к обществу. Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную.

Наиболее распространенным и аргументированным является представление об абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либо индивидуального фактора. Шершеневич, например, считал, что нравственность представляет не требования человека к самому себе, а требования общества к человеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другому человеку. Не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее или плохое, а общество. Оно может признать поступок нравственно хорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно может считать поступок недостойным с нравственной стороны, хотя он вполне одобряем с индивидуальной точки зрения.

Существует точка зрения, что нравственные законы заложены в самой природе человека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Другие же категорически утверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные к человеку извне.

Читайте так же:  Социальный статус человека определяется

Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным и социальным характером нравственных требований, поскольку в них органически переплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальная норма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретному индивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормы регулируют не “внутренний” мир человека, а отношения между людьми. Однако не следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований. В конечном счете, их реализация зависит от нравственной зрелости человека, прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности его индивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такие индивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которые направляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннее убеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка в значительной мере определяет и его социальную значимость.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества.

Соотношение права и морали издавна занимали умы многих мыслителей, данная тема была объектом многочисленных философских, правовых, социологических исследований.

Вопрос о взаимосвязи морали и права получил определенное освещение уже во многих грудах философов древности (Сократ, Платон, Аристотель), которые, разрабатывая правовую идеологию, пытались связать этику с законодательством. Например, римскими юристами был сформулирован постулат, гласящий. «Право рекомендует то, что одобрено обычаем»[1] , т. е. продиктовано нравственностью. Применительно к уголовному закону это как раз и означает, что запрет того или иного поступка должен естественным образом вытекать из его моральной оценки.

Кроме того, непосредственное влияние этического начала на уголовное право, римские юристы выразили четкой формулой. «Обычай есть лучший толкователь закона».

В средние века феодальное право провозглашалось свободным от морали, поскольку последняя рассматривалась как врожденная, независимая от условий человеческого бытия

В Новое время мораль неразрывно связывалась с правом, при этом крайне абсолютизировали и идеологизировали законодательство, полностью растворяли мораль в праве «Этику и законоведение, — утверждал Гельвеции, — я рассматриваю как одну и ту же науку»[2] .

На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jusestarsbonietaegui» — «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.

Различие между нравственностью и правом он, подобно Канту, видел в том, что нравственность не допускает какого-либо внешнего принуждения. Гегель считал, что правовое и нравственное не могут существовать сами по себе.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона, применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально – философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общество индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.

Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности.

Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения. Так, получившее в последнее время широкую огласку дело «доктора Смерти» является показательным примером «столкновения» между нормами морали и права. Умертвляя безнадежно больных смертельной болезнью по их просьбе, он, с одной стороны прямо нарушает закон, но с другой стороны избавляет больных, как от физических, так и психических мучений, что, несомненно, соответствует морали и нравственности.

С термином «право» и без специального изучения юридических дисциплин неоднократно сталкивается каждый человек. Наиболее часто данный термин употребляется в двух значениях, как возможность совершать определенные, юридически значимые действия (например, право личной собственности на автомашину, право на получение высшего образования и т, д.), это так называемое субъективное право, т. е. право, принадлежащее конкретному лицу, и как законодательство какой-либо страны (например «гражданское право Украины», «уголовное право Республики Беларусь» и т. д ) — что так называемое объективное право, изучением которого в основном и занимаются все юридические дисциплины.

Соотношение права и морали

Мораль занимает особое место в системе социальных норм, существующих в любом обществе. Слово «мораль» происходит от латинского «moralis»- нравственность. Мораль представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности.

Данные взгляды, представления и правила возникают как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Проблема соотношения права и морали имеет особое значение в связи с растущим признанием основных прав человека, ценностей и достоинства человеческой личности. Повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка. В странах с исторически низким уровнем правосознания и правовой культуры мораль нередко выполняет функции права, конкурируя с ним и препятствуя утверждению правопорядка.

Читайте так же:  Мораль басни листы

Нормы морали и нормы права тесно взаимодействуют друг с другом, на основе этого поддерживается их единство.

Взаимодействие право и морали может состоять в таких основных формах:

— влияние морали на формирование права;

— влияние права на формирование нравственных норм;

— охрана правом моральных норм использование нравственных норм при применении права.

Влияние права и морали друг на друга может быть выражено следующим образом:

— мораль не должна требовать нарушения закона;

— право не должно закреплять в своих нормах аморальных поступков.

Отступление от этих требований ведет к тому, что нормы права вступают в противоречие с моралью. В качестве общей причины противоречий права и морали часто называют отставание законодательства от общественного развития. Влияние морали на право особенно ощутимо в тех случаях, когда моральные нормы и принципы приобретают юридическое значение, то есть, закрепляются в праве.

Главные общие черты права и морали состоят в следующем:

1. Право и мораль представляют собой разновидность социальных норм;

2. Служат для упорядочения общественной жизни;

3. Основываются на свободе индивида;

4. Право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

5. Право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Отличие моральных норм от правовых норм можно классифицировать по нескольким критериям:

1) по происхождению :

а) нормы морали складываются в обществе на основании представления людей о добре и зле и приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества;

б) нормы права устанавливаются государством, и после вступления в законную силу, сразу же становятся обязательными для всех кому адресованы;

2) по форме выражения :

а) нормы морали не закреплены в специальных актах и содержатся в сознании людей;

б) правовые нормы получают выражение в официальных актах;

3) по способу обеспечения :

а) реализация норм морали обеспечивается внутренним убеждением и средствами общественного мнения;

б) реализация правовых норм обеспечивается не только внутренним убеждением и средствами общественного мнения, а также мерами государственного принуждения;

4) по степени детализации :

а) нормы морали наиболее обобщенные правила поведения;

б) правовые нормы существенно детализированы, в них закреплены четкие права участников общественных отношений.

5) по сфере действия :

а) нормы права регулируют те отношения, которые поддаются правовому регулированию;

б) нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку.

6) по структурной организации :

а) нормы права представляют систему норм;

б) нормы морали не являются системой.

Кроме этого, различие между правом и моралью заключается в том, что:

1. Для оценки поведения людей, право использует различные критерии: правомерно или неправомерно, имеет или не имеет юридического значения, порождает определенные права, возлагает определенные обязанности. Иные критерии для оценки поведения людей содержатся в моральных нормах: моральное, аморальное, похвальное, постыдное и т.д.

2. Реализация правовых норм обеспечивается в необходимых случаях специальным государственным аппаратом; соблюдение же моральных норм контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания.

3. Индивидуальное представление о ряде моральных норм разнообразно и противоречиво. Если право отличается от правосознания, то в морали не существует четкой границы взглядов и норм. Тем не менее, существует общественная мораль, которая включает нормы и принципы, признанные обязательными в обществе на данном этапе его развития. Среди них наиболее важны нормы и принципы, выражающие социальные качества человека в его отношении к другим людям. Общечеловеческие нормы и принципы морали — это нравственные ценности.

4. Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Исторически сложилось так, что в любом обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства, с применением государственного принуждения, с охраной и регулированием собственности. Мораль тоже регулирует многие из этих отношений, но оценивает их с помощью иных категорий. Кроме того, мораль регулирует множество личных, бытовых и других отношений, мораль ближе всего связана с правом через правосознание.

Взаимодействие права и морали выражается в том, что:

— они поддерживают друг друга в деле упорядочения общественных отношений;

— их требования во многом совпадают;

— мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступлений;

— один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку;

Противоречия между правом и моралью заключается в том, что:

— право нечто разрешает, а мораль «запрещает»;

— право нечто запрещает, а мораль разрешает, одобряет;

— право порой содержит нормы «аморального» плана;

— мораль в своем прогрессивном развитии опережает право, которое более консервативно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8288 —

| 7245 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Соотношение норм права и морали

Мы ведём речь о 4 критериях такого соотноешния:

1. единство норм права и норм морали

2. различие в соотношении права и морали

3. взаимодействие норм права и норм морали

4. противоречия норм права и норм морали

Единство норм права и норм морали:

1. представляют собой разновидности социальных норм

2. преследуют одни и те же цели:

— это упорядочение и совершенствование общественной жизни

— утверждение приципов гуманизма и справедливости

3. имеют один и тот же объект регулирования (воздействуют на государственно — правовые отношения)

4. обусловлены едиными экономическими, политическими, культурными и иными факторами

5. право и мораль выступают, как общеисторические ценности, показатели социального и культурного прогресса общества

Различие права и морали:

1) по времени возникновения:

Мораль возникает раньше, она появляется с появлением общества, а право появляется с появлением государства

2) Способ образования:

Нормы права создаются и санкционируются государством, а нормы морали формируются обществом в процессе исторического развития

3) По форме выражения:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нормы права выражены в пиьсменных документах (нормативно-правовых актах, исходящих именно от государства), а нормы морали не имеют письменной формы и содержаться в сознании людей

4) По способам обеспечения:

право регулируется силой гос принуждения, моральные нормы — общественное воздействие, а если в обществе кризис морали, значит в обществе нет мер воздействия

5) Критерии оценки:

Читайте так же:  Гипотезы о существовании

у норм права — законно незаконно, правомерно неправомерно, критериями оценки — добро зло, хорошо плохо, справедливо несправедливо, честно бесчестно

6) По уровню требований: более высокий уровень требования у морали

7) По степени детализации: право более детально регламентирует поведени субъекта, а мораль существует в виде абстрактных общих положений

Взаимодействие права и морали:

— Требование права и морали в большинстве случаев совпадают. Моральные воззрения субъектов правотворческой деятельности во многом обуславливают содержание принятых норм права.

— Нормы права реализуются (применяются) с учётом требований морали, эффективность реализации права во многом зависит от того, насколько они будут отвечать моральным устоям общества

Противоречия между правом и моралью:

— Право разрешает определённые деяния, а мораль — осуждает, запрещает

— Право запрещает определённые деяния, а мораль — одобряет, поощряет

) Право

— 1. система общеобязательных правил поведения, санкционированных государством, выражающих общие и индивидуальные интересы населения страны, и выступающих государственным регулятором общественных отношений.

Концепции права: нормативистская концепция права, естественно-правовая (нравственно — философский), социологический. Из чего право состоит, что выражает и что регулирует — основные вопросы.

2. — это обусловленная природой человека и общества и выражащющая свободу личности система регуляции общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость и обеспеченность возможностью гос принуждения.

Признаки права:

1. общие признаки:

— право состоит из нормативных установок —

А) правовые нормы устанавливаются государством и официальных актах;

Б) нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой гос аппарата

В) нормы права обязательны для всех

— право выражает идеи справедливости и свободы

— право имеет свой предмет отражения (воздейсвтие: на государство, на власть и порядок в обществе)

— праву присуща специфическая форма выражения (законодательство)

— право есть типовой регулятор общественных отношений (большая часть общественных отношений регулируется нормами права)

2. специфические:

— право носит волевой характер — право всегда выражает волю определённых социальных групп; право обращено к воле и сознанию адресата

— системность права — это система норм, обладающих своим внутренним делением на составные элементы:

А) отрасли права

Б) подотрасли права

В) институты права

Наше право внутри имеет множественное деление. Система законодательных актов (отрасль законодательства). Отраслей много (порядка 50). Каждая отрасль имеет деление, отрасли имею деление на правовые институты.

[2]

— формальная определённость права — право должно быть чётким, ясным и понятным для всех

А) право выражается с помощью чётких языковых форм, нормы права обладают своей логической структурой;

Б) право существует в особых признаваемых государством формах (правовая доктрина, прецедент и т.д.) — надо писать нормативные акты с соблюдением правил юридической техники

— динамизм права — интенсивно изменяются общественные отношения, значит так же оперативно должны изменяться правовые нормы

3) Сущность права

:

Сущность права — это главная внутренняя относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Филосовы говорят, что сущность права — это его душа. Вопрос о сущности права рассматривается в юридической науке либо с классовых, либо с общесоциальных позиций. Классовый подход характерен для марксистко — ленинской теории права. Право — это возведённая в закон воля экономически господствующего класса, обусловленная материальными условиями его жизни. С позиции общесоциального подхода придерживаются немарксистские теории (теория естественного права, нормативизм, социологическая юриспруденция, психологическая и т.д.).

Подходы

:

1) право — это есть нормативная форма выражения свободы посредством формального равенства людей в общественных отношениях — в этом подходе сущностные свойства права выражаются словами свобода, равенства, справедливость

2) право — это нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая гос принуждением — право выражается в понятиях стабильность, авторитетность, нормативность и динамичность

3) право — это общая воля как результат согласования, сочетания частных и общих интересов, выраженная в законодательстве и выступающая в следствие этого общим масштабом и регулятором поведения и деятелньости людей

4) Принципы права: —

это исходные руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений, фундаментальные идеи права, выражающие его сущность и назначение.

Признаки приципов права

:

1) элемент содержания права

2) представляет собой общеобязательное требование

3) характеризуется стабильностью. устойчивостью, носит фундаментальный характер

4) выступают исходной базой формирования отраслей, подотраслей и институтов права

5) обладают более высоким уровнем обощения и абстрагирования

[3]

6) характеризуют сущность права, в них проявляется социальная ценность права

Классификация принципов

:

1) общеправовые принципы

2) межотраслевые принципы — действуют в нескольких отраслях

3) отраслевые принципы — действуют в конкретной отрасли (принцип равенства субъектов федерации, принцип единобрачия)

Общеправовые принципы права:

— принцип демократизма — используется и в правотворчестве, и в расширении сети юридических услуг

— принцип законности — общирное понятие, но если мы говорим о законности как о принципе, то это точное и неукоснительное соблюдение всех правовых предписаний гражданами и обществом

— гумманизма — начало гумманизма свойственны всем цивилизованным правовым системам, закпрепление между гражданами, обществом, госуджарством и человеком отношений, основанных на человеколюбии (уголовное, карательная); первое упоминание смертной казни — двинская грамота (кража, совершённая в 3 раз)

— принцип справедливости — соразмерность наказания

— принцип единства юридических прав и обязанностей

— принцип взаимной ответственности государства и личности — принцип ответственности гражданина перед государством (институты юридической ответственности)

5)Функции права: —

это основные направления воздействия права на общественные отношения, обусловленные его социальным назначением.

Признаки функций права:

1. вытекают из сущности права и определяются его назначением

2. выражают наиболее существенные черты права и направлены на решение основных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества

3. представляют направления необходимого воздействия (без них обойтись нельзя)

4. характеризуют направление активного воздействия на общественные отношения (действия необходимо осуществлять, чтобы реализовывалась функция)

5. отличаются стабильностью, непрерывностью, длительностью действия

Виды функций права:

1. социальные функции права:

— экономическая функция права

— политическая функция права (существует политическая система общества)

— социальная (в узком смысле) — это направление правового воздействия по регулированию пенсионных отношений, медицинской помощи и т.д.

— информационная функция — деятельность СМИ (гос и не гос)

[1]

— воспитательная функция — повышение правового сознания и культуры общества

2. собственно юридические функции права:

— регулятивная функция — устанавливает позитивные правила поведения, организует общественные отношения, координирует социальные взаимосвязи:

1. регулятивно — статическая — она выражается в закреплении НПА (нормативно правовые акты) прав и обязанностей субъектов права

2. регулятивно — динамическая — установление правового механизма, призваного обеспечить эффективную реализацию правовых норм

— охранительная функция права — выражается в ограничении прав и свобод субъектов права и обусловлена охраной общезначимых общественных отношений:

Читайте так же:  Как бросить пить совсем

1. установление запрещающих норм права

2. установление санкций запрещающих норм права

3. компетентный орган

6) Соотношение права и государства:

Существует 3 модели соотношения права и государства:

1. государство стоит над правом и им не связано — тоталитарная модель — (тоталитаризм употребил Муссолини) — полное огосударствление всех сторон общества

2. право верховенствует над государством — либерально-демократическая модель (модель правового государства)

3. государство создаёт право, но в своей деятельности связано им — реалистическая модель

1. в основе их возникновения лежат одни и те же причины

2. и то и другое являются объективно необходимыми социальными явлениями — единожды возникнув, они буду существовать всегда

3. у них общая цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества

влияние государства на право:

1. государство право осздаёт

2. право должно быть гармоничным, поддерживает гармоничность правовой системы государства

3. даёт официальное толкование норм права

4. реализует нормы права в форме правоприменения (соблюдение, исполнение, использование, применение)

5. обеспечивает охрану права

влияние права на государство:

1. право констатирует (легализует, фиксирует) существование и деятельность государства

2. законодательно закрепляет форму государства, структуру государства, его механизм, компетенцию гос органов и должностных лиц, приципы и пределы их деятельности

3. является средством осуществления задач и функций государства

4. закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан

Право в системе социальных норм. Соотношение норм права и морали

Право — это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений , которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Право в системе социальных норм

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы (граница между которыми проходит главным образом по предмету регулирования):

    1. социальные (регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь);
    2. технические (регулируют отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой).

Социальные нормы — общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия; это объективно необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного. Разумеется, в число социальных норм входят и правовые .

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают; другие — возникают, видоизменяются; третьи — навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм — фактор субъективный . Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью.

Например, о происхождении правовых норм Ф. Энгельс писал: «На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом».

Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жестко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Равно как и вместо прежней общественной власти появилась публичная власть, уже не совпадающая с интересами всего общества и опирающаяся на особый аппарат, готовый за нарушение официально установленных и строго обязательных норм применить принуждение.

Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

Социальная норма — не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее».

Соотношение норм права и морали

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы, но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий они постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль .

Русские правоведы (В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др.) неизменно подчеркивали, что право есть лишь минимум нравственности или юридически оформленная мораль. Право — средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества . Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания, которая представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей к окружающей действительности (друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу).

Приведенное определение отражает лишь наиболее общие черты морали. Фактически же содержание и структура этого явления глубже, богаче и включают в себя также психологические моменты — эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Но главное в морали — это представления о добре и зле .

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного «Я», меру ответственности, духовности, общественного долга, обязанности. Здесь проявляется известный кантовский «категорический императив», ограничитель, в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее и безусловное нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать (поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Он ставит границы собственному произволу, себялюбию, эгоизму.

Второй аспект морали — конкретные формы внешнего проявления указанных выше качеств, ибо мораль не может быть сведена к голым принципам. «Человек есть ряд его поступков. Каков человек внешне, т.е. в своих действиях, таков он и внутренне» (Гегель). Поэтому нельзя о человеке судить по тому, что он сам о себе думает или декларирует. Только поступки могут раскрыть его действительную сущность.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента:

    1. единство,
    2. различие,
    3. взаимодействие,
    4. противоречия.

Единство права и морали:

    1. представляют собой разновидности социальных норм , образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
    2. преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
    3. имеют один и тот же объект регулирования — общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
    4. в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов , служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;
    5. в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;
    6. выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей , показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
Видео удалено.
Читайте так же:  Шизофрения с бредовыми идеями величия
Видео (кликните для воспроизведения).

Цель права — «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил» (И.А. Ильин). Таково же, в сущности, и назначение морали. Ведь право — возведенная в закон нравственность.

Отличительные особенности права и морали (на основе определения нормы права):

    • Право и мораль различаются по способам их установления, формирования . Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество — его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. Нормы морали создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения — классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер.
    • Право и мораль различаются по методам их обеспечения . Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
    • Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации . Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей — участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.
    • Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей . Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного — неправомерного, законного — незаконного, наказуемого — ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.
    • Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом — он носит процессуальный характер. Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это — ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
    • Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека . Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции (например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления).
    • Право и мораль различаются по сферам действия . Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.
    • У права и морали различные исторические судьбы . Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются статичными, раз навсегда данными. Они подвижны, изменчивы, смещаются в ту или иную сторону в ходе общественного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое — может стать объектом лишь морального воздействия, и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и моралью меняется.

Источники


  1. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.

  2. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.

  3. Носс, И. Н. Введение в практику психологического исследования / И.Н. Носс, Н.В. Васина. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 352 c.
  4. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.
  5. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.
Соотношение нормы и морали
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here