Социальная адаптация пример

Самое важное по теме: "социальная адаптация пример" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Социальная адаптация

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера применения понятия не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п.

Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека. В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения. Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

— адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

— адекватная система отношений и общения с окружающими;

— гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта.

Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации — это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

В процессе социальной адаптации формируются:

приемлемые окружением навыки общения;

поведения и деятельности, дающие возможность личности самоутверждаться, реализовывать свои потребности.

Социальная адаптация связана с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, — процессом социализации.

Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой — социальная адаптация –представляет механизм и одну из форм социализации личности.

Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга.

Процесс социализации — это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы.

В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.

Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.

Стадии социальной адаптации

Социальная адаптация — процесс, который представляет собой единство следующих стадий:

Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

На этой стадии происходит осознание личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Для смены поведенческих образцов необходима активная позиция личности.

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.

Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё.

Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и

освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность

выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта, под которым понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в

скрытом виде и актуализируется в процессе социальной адаптации.

Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

При этом, необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может

ошибиться в своём выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая

Читайте так же:  Лечение панических атак народными

соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям.

Существуют и иные подходы к выделению стадий социальной адаптации. Ряд исследователей выделяют четыре качественные стадии социальной адаптации:

— первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

— вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

— третья стадия — приспособления, «аккомодации« — связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

— четвертая стадия полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. В процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть:

1. Адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-

формизм, ритуализм и ретритизм):

2. Адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта, адаптивного и адаптирующего аспектов.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности

предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации.

В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.

1. Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

3. Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

Лекция № 6 Социальная адаптация и технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio»- приспособление, прилаживания. Он был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году, для описания явления приспособления органов зрения и слуха к воздействию раздражителей.

Можно выделить четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Они тесно взаимосвязаны, но иногда на различных условиях реализации адаптационной потенции личности могут иметь относительную независимость или приобретать временный приоритет.

Термин биологическая адаптация используется для обозначения степени приспособленности строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды.

Под физиологической адаптацией следует понимать совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.

[3]

Психологическая адаптация определяется активностью личности, и в общем виде представляет собой процесс взаимодействия личности и среды. Его можно представить как единство аккомодации (усвоение правил среды, «уподобления ей») и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление ее себе»).

Социальная адаптация – это процесс активного приспособления индивида или группы к определенным нормам, ценностям, условиям, изменениям социальной среды.

В социальной работе адаптация рассматривается как процесс приспособления личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию к среде жизнедеятельности. Причиной этого в основном служит изменение социального статуса личности в результате потери работы, выхода на пенсию, инвалидности, вынужденной миграции, резким ухудшением социально-экономической обстановки и т.д.

( При подготовке к семинарскому занятию знать следующие виды социальной адаптации: управленческая, экономическая, педагогическая, психологическую, профессиональную. Источник – Технология социальной адаптации / под ред. И.Г. Зайнышева. Ст. 50-53 )

Процесс социальной адаптации это всегда взаимодействие личности со средой. Поэтому на ход этого процесса оказывают влияние, как различные условия среды, так и особенности самой личности. Поэтому следует выделять две характерные стороны процесса социальной адаптации: объективную и субъективную.

Объективная сторона процесса социальной адаптации заключается в том, что человек на протяжении всей жизни приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. То есть происходит непрерывное усвоение и развитие механизмов адаптации, в формировании которых активное участие принимает окружающая среда.

Субъективный процесс социальной адаптации связан со всеми аспектами социально-психологического развития личности, с ее характерными свойствами и особенностями.

Процесс социальной адаптации может быть представлен двумя историческими типами. Первый представляет собой способ развития личности в социальной среде. В таком контексте человеческая жизнь рассматривается как поэтапная адаптация к новым жизненным условиям, к новой социальной среде. Второй тип социальной адаптации связан с состоянием переходности общества. Речь идет о макросоциальных изменениях в обществе, происходящих при переходе от одной стадии развития цивилизации к другой.

Исходя из того, что на процесс социальной адаптации личности влияют различные по масштабности факторы социальной среды, его необходимо рассматривать в трех структурных условиях:

1. Общество (макросреда). Этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества;

2. Социальная группа (микросреда). На этом уровне происходит интеграция индивида с его социальной группой;

3. Сам индивид (внутриличностная среда). Индивидуальная адаптация это стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции личности и встречного влияния общества.

Эффективному развитию механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих – это и объективные социальные условия, и условия непосредственной среды обитания и сама личность. В основе понимания механизмов социальной адаптации лежит активная деятельность человека, ключевым моментом которой является потребность в преобразовании существующей социальной действительности.

Социальная адаптация связана со всеми видами преобразований индивида и происходит в социальной деятельности, общении и самосознании.

Социальная деятельность –ведущий механизм социальной адаптации, позволяющий индивиду активно и полноценно включаться в социальную среду.

Читайте так же:  Гипноз внушение телепатия

Общение —механизм социальной адаптации , который направляет и расширяет круг усвоения социальных ценностей при контакте с другими индивидами.

Самосознание личности –механизм социальной адаптации , при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

(рассказать об активном характере адаптационного процесса, векторе активности)

Результат процесса социальной адаптации можно охарактеризовать с помощью понятия «адаптированность личности».

Под адаптированностью понимать такие взаимоотношения личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляют к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Выделяют следующие виды адаптированнности:

а) адаптированность в сфере «неличностной» социально – экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;

б) адаптированность в среде личностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоцианально насыщенные связи с другими людьми.

Именно суммарное проявление этих видов адаптированности можно признаком эффективной социальной адаптации.

Выделение понятия адаптированности личности приводит нас к необходимости проведения анализа механизма взаимодействия личности и среды, приводящего к достижению этого состояния.

Социальная адаптация на личностном уровне включает в себя:

1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного окружения, путем их рационального осознания;

3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды.

Для выявления возможностей управления процессом адаптации необходимо уточнить – как обеспечить именно ту форму протекания данного процесса, которая приведет к эффективному осуществлению деятельности индивида без значительных психологических затрат с его стороны.

Для этого необходимо детально рассмотреть психологический механизм взаимодействия среды и личности.

При столкновении с изменившимися условиями среды появляется ряд факторов, вносящих дезорганизацию в психическую деятельность, регулирующую поведение человека. Возникает необходимость в ответной реакции на раздражители, вызванные изменившимися условиями. Относительная дезорганизация психических функций является сигналом для активизации адаптационного механизма, конечным результатом действия которого является организация нового уровня психической деятельности в соответствии с изменившимися условиями среды. Схематично этот процесс можно представить так: факторы среды – первичная дезадаптации – активизация адаптивных механизмов – адаптивное поведение.

В таком виде процесс адаптации можно трактовать как систему действий, направленных на ликвидацию временной дезадаптированности и приводящих к созданию состояния адаптированности личности.

Состоянием противоположным адаптированности является состояние дезадаптации. Можно выделить несколько видов дезадаптации личности:

1) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных, адаптивных, предметных, социальных и внутрипсихических действий;

2) устойчивую дезадаптированность (ситуативную и общую), которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в изменяющихся социальных условиях.

В свете приведенной выше классификации можно выделить два вида адаптационного процесса: адаптация с достижением личностью состояния адаптированности и дезадаптация.

Дезадаптивным называется такой ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.

Существует модель социальной адаптации личности с выделением критериев адаптации личности внутреннего и внешнего плана (рис.1).

Внешний критерий Im – адаптация по внешнему критерию _ + Системная Re – адаптация +
Область полной дезадаптации Внутренний критерий Im – адаптация по внутреннему _ критерию

Рис. 1 Модель социальной адаптации А.А. Реана

Внутренний критерий ученый связывает с психоэмоциональной стабильностью, личной комфортностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса и т. д. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды.

Im- (Im- Imaginary (англ.) – мнимый) адаптация по внутреннему критерию характеризуется дезадаптацией по внешнему критерию, проявляющейся как конфликтное, ассоциальное, контрнормативное и деликвентное поведение. Одновременно при этом может иметь место «внутренняя гармония» – адаптированность по внутреннему критерию. Im – адаптация по внутреннему или по внешнему критерию, это не полная, односторонняя , но вполне вероятная форма адаптации личности.

Системную социальную адаптацию Re (Re – Real (англ.) — действительный) А.А. Реан определяет как появление нового системного образования – способности личности к самоактуализации в гармонии с реальным социумом.

Благоприятное течение процесса социально-психологической адаптации обеспечивается функционированием внутренних и внешних механизмов адаптации, которые приводят личность к состоянию комплексной адаптированности, выражающейся как в адекватном новым условиям среды поведении, так и достижением личности внутренней гармонии.

Вопросы по теме:

1. Сущность, содержание и виды социальной адаптации.

2. Характеристика механизмов социальной адаптации.

3. Характеристика основных технологий социальной работы по регулированию адаптивных процессов.

4. Сущность и специфика профессиональной адаптации.

Литература.

1. Технология социальной адаптации / под ред. И.Г. Зайнышева. Ст. 49-58.

2. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова. Стр. 296-307.

3. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова. Стр. 498-509.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Понятие социальной адаптации

Роль социальных институтов и организаций в процессе социальной адаптации и реабилитации

Понятие социальной реабилитации

Типы социальной адаптации

Способы социальной адаптации к кризисам, трудным и экстремальным условиям

Понятие социальной адаптации

Тема 12. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ (лат. adaptare — приспособлять) — процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации. Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды. В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

Читайте так же:  Ваш социальный статус

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека. В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

[1]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8230 —

| 7893 — или читать все.

Понятие социальной адаптации

Социальная адаптация – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальной адаптации в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации. [7]

Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:

1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. [10]

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более, социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно – важное значение, не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов социальной адаптации.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам социальной адаптации тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по социальной адаптации инвалидов, уволенных в запас военнослужащих – в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность процесса социальной адаптации может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

Читайте так же:  Развитие мышления 7 лет

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе. [4]

Эффективность социальной адаптации в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям социальной адаптации, крайним выражением которых служит аутизм.

Показателями успешной социальной адаптации являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик, как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс социальной адаптации. В большой степени значимыми для социальной адаптации являются социально-демографические характеристики индивида – образование и возраст. [5]

Виды адаптации

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но доминирующим здесь является социальная. Полная социальная адаптация человека включает физиологическую, управленческую, экономическую, педагогическую, психологическую и профессиональную адаптацию. Управленческая (организационная) адаптация. Без управления невозможно предоставить человеку благоприятные условия (на работе, в быту), создать предпосылки для развития его социальной роли, влиять на него, обеспечивать деятельность, отвечающую интересам общества и личности.

Социальная адаптация – процесс управляемый. Управление им может осуществляться не только в русле воздействия социальных институтов на личность в ходе ее производственной, внепроизводственной, допроизводственной, постпроизводственной жизнедеятельности, но и в русле самоуправления.

Экономическая адаптация. Это сложнейший процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов. Для технологии социальной работы здесь важен так называемый «социальный блок», включающий адаптирование к реальной социальной действительности размеров пособий по безработице, уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны отвечать не только физиологическим, но и социокультурным потребностям человека. Нельзя говорить о полноценной социальной адаптации человека, если он беден или влачит нищенское существование или является безработным.

Педагогическая адаптация. Это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров индивида. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов.

Адаптационные изменения представляют собой более или менее сознательные изменения, через которые проходит личность в результате трансформации, перемены ситуации. Изменения постоянно сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки готовности к полноценной, активной адаптации.

Психологическая адаптация. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются социально-экономические условия жизни, политические и морально-этические ориентации, экологическая обстановка и т.д. [4]

В системе психологической адаптации большую роль играют терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, такие как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактныи анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы.

Профессиональная адаптация – это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности. Успех профессиональной адаптации зависит от склонности адаптанта к конкретной профессиональной деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Адаптация включает широкий круг понятий: от элементарного опыта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социально-психологической адаптации личности в процессе ее социализации. Человека – субъекта деятельности необходимо рассматривать как сложную, многомерную социопсихологическую-биофизиологическую систему. В рамках системного подхода адаптация личности предстает и процессом, и результатом функционирования целостной саморегулирующейся системы, адаптивность которой обеспечивается за счет взаимодействия отдельных ее элементов.

Следовательно, полноценное исследование адаптации человека возможно лишь при реализации комплексного подхода к изучению всех уровней организации человека: от психосоциального до биологического с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 2002 | Нарушение авторских прав

Социальная адаптация пример

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. На примере постсоветского общества хорошо видно, что проблему адаптации к новым социальным условиям, определения и утверждения новой своей позиции в обществе приходится решать практически каждому человеку, и не всегда этот процесс протекает одинаково успешно.

Помимо этого следует отметить, что, по мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы С.А. даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека.

Читайте так же:  Уведомить о возникшем конфликте интересов

В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А.

Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих — в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.

[2]

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса С.А. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные — степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные — удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

В качестве непосредственной социальной среды могут выступать различные социальные группы, такие как семья, производственный коллектив, соседи по дому и т.д. Роль С.А. состоит в том, что она позволяет включить личность в процессы, протекающие в непосредственной социальной среде, и в то же время является одним из средств изменения личности и среды.

Вся сложность процесса С.А. может быть хорошо проиллюстрирована на примере адаптации новых работников на предприятиях, которая наиболее широко исследуется в современной прикладной социологии и социальной психологии, что обусловлено, в свою очередь, практической значимостью проблемы для экономической эффективности деятельности предприятий.

В процессе адаптации организация и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики предприятия, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои характеристики предъявляет потенциальному работнику свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка труда.

Со стороны индивида на успешность производственной адаптации влияние оказывают как психофизиологические особенности, так и социально-демографические характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной производственной адаптации профессиональная подготовка индивида, умение работать в группе.

С.А. на предприятии представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. В литературе чаще всего выделяют следующие из них: профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к условиям труда. Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

Социально-психологическая адаптация — процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли . Можно говорить о двух формах С.А.: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм .

Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды. Чем сложнее новая среда (например, шире спектр социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше уровень социальной неоднородности), чем интенсивнее в ней происходят изменения, тем более трудным для индивида оказывается процесс С.А. В большой степени значимыми для С.А. являются социально-демографические характеристики индивида — образование и возраст.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Я.В. Леверовская, В.А. Балцевич, С.Я. Балцевич

Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом . А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко . 2003 .

Источники


  1. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.

  2. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.

  3. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.
  4. Этничность и религия в современных конфликтах. — М.: Наука, 2012. — 656 c.
  5. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. — М.: Academia, 2011. — 464 c.
Социальная адаптация пример
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here