Социальная адаптация сирот

Самое важное по теме: "социальная адаптация сирот" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Пути решения социальной адаптации детей-сирот

ВахрамееваОльга Алексеевна,ассистент кафедры социальнойпедагогики и социальной работыФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Пути решения социальной адаптации детейсирот

Аннотация.В статье рассматривается актуальная проблема социальнокультурной деятельности интернатных учреждений направленная на процесс социальной адаптации детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Автором предлагаетсяиспользованиеиндивидуального подхода при работе с детьмисиротами. Данный подход включает проведение комплекса взаимосвязанных программ социальнопедагогической работы с использованием технологий социальнокультурной деятельности, основная цель которых –позитивная направленность личности детейсирот, повышение возможностей социальной адаптации. Ключевые слова:социальнокультурная деятельность, социальная адаптация, детисироты.

Сиротство как социальное явление существуетстолько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Тем не менее, наиболее актуальной данная проблема становится для стран, переживающих различные социальные трансформации. Известно, что сиротство –почти неизбежный спутник военных конфликтов, радикальных реформ и революций. В последние годы все большее употребление, получает термин «социальное сиротство». Необходимость вывода этого термина была продиктована негативными социальными явлениями, охватившими современное российское общество, и все обостряющейся ситуацией в сфере защиты и охраны детства.

Программы и формы, направлены на активное участие детейсирот в социальнокультурной деятельности и базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, способов организации деятельности. Их применение способствует включению детейсирот в социально приемлемую систему связей и отношений к окружающему миру, умению брать ответственность на себя, находить правильные выходы из трудных жизненных ситуаций.

Социальнокультурная деятельность призвана стать условием реализации демократических, конституционных прав человека, пространством поиска смысла жизни, творческого развития и самореализации личности. Потенциал социальнокультурной деятельности способен оказать существенное влияние на социальную адаптацию детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей с помощью педагогизации окружающей среды, индивидуального подхода, ориентации на культурноценностные отношения и организацию культуротворчества. Основываясь на ведущих функциях, основополагающих социальнокультурных и педагогических принципах, средствах и формах социальнокультурной деятельности, возможно, добиться положительных результатов. Следовательно, особенное значение в работе направленной на социальную адаптацию детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет социальнокультурная деятельность,направленная на регулирование процессов социализации и индивидуализации личности несовершеннолетних, то есть на социальное воспитание и развитие, осуществляемые посредством специально организованных форм и методов социальнопедагогической работы.

Ссылки на источники1.Нечаева А. М. Охрана детейсирот в России: история и современность. –М.: Дом, 1994.–176 с.2.Ариарский М.А. Прикладная культурология.–М.:Издво «Эго», 2001. –253 с.3.ОвчароваР. В. Практическая психология образования. –М.: Академия, 2003. –448 с.4.Киселева Т. Г.,КрасильниковЮ.Д. Социокультурная деятельность. –М.: МГУКИ, 2001. –40 с.5.Киселева Т.Г.,КрасильниковЮ.Д. Социокультурная деятельность. –М.: МГУКИ, 2004. –539с.

Vahrameeva Оlga,Assistant of chair of social pedagogics and social workof»Shadrinsk State Teachers’ Training Institute», Shadrinsk

[email protected] approaches of social adaptation of orphan childrenAbstract.The actual problem of socialcultural activity of boarding schools directed on process of social adaptation of orphan children and children who have remained without guardianship of parents is considered in the article. Author offers use of an individual approach during the work with orphan children. This approach includes carrying out a complex of the interconnected programs of social and pedagogical work with the use of technologies of the socialcultural activity, which main objective is a positive orientation of the identity of orphan children, increase of opportunities of social adaptation. Keywords:socialcultural activity, social adaptation, orphan children.

[3]

Рекомендовано к публикации:Казаевой Е. А., доктором педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

«Шаг за шагом» (Программа социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.

Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот. Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребёнок – сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается чёткими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждения устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей – сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации.

Читайте так же:  Проекция скоростей двух точек

Иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.

Накопленный специалистом опыт работы с детьми – сиротами, активный поиск решения проблемы привели к мысли о необходимости создания программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.

Задачи программы:

  • Повышение уровня социальной адаптации (развитие навыков коммуникационной культуры, формирование потребности в общении, интимно – личностных отношений).
  • Информационное обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих свою трудовую деятельность по вопросам профессионального самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного рынка труда с учётом наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение в адаптационный процесс интерактивных технологий (имитационных игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам детских домов и детям, оставшимся без попечения родителей, в игровой форме «проживать» различные ситуации, проектировать способы действия предложенных моделей до встречи с ними в реальной жизни.

Целевая группа:

Основная целевая группа – дети, оставшиеся без попечения родителей.

Формы работы:

Методы работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение для занятий;
  • Техническое оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские товары.

Кадровое обеспечение программы:

  • Ведущий специалист программы – педагог-психолог ГООУ ЦПМСС.
  • Специалисты образовательного учреждения – социальный педагог, психолог.
  • Наличие у ведущего специалиста программы психологического образования.
  • Для эффективного решения задач программы, необходимо взаимодействие всех специалистов, задействованных в реализации программы.

Реализация программы:

Программа рассчитана на 9 занятий с интервалом 1 раз в месяц.

Продолжительность занятия: 1,5 часа.

Количество участников: 15–20 человек.

Основные мероприятия, проводимые в рамках программы:

  1. Разработка основных направлений деятельности (апробирование индивидуальных и групповых форм работы).
  2. Формирование группы подростков, желающих участвовать в программе из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Работа в группах, направленная на поиск внутренних ресурсов – психологическая группа.
  4. Социально-психологическое сопровождение выпускников детских домов (консультирование специалистами центра, поддержка, работа по запросу).

Этапы программы

  1. Изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение особенностей социальной среды и социальной ситуации, в которой находятся участники программы.
  3. Диагностика наиболее типичных трудностей, возникающих в процессе адаптации подростков к самостоятельной жизни.
  • Корректировка программы с учётом полученных диагностических данных.
  • Реализация системы занятий по программе.
  1. Совместный анализ занятий со специалистами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации программы.
  2. Диагностика изменений, произошедших с подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический анализ результативности программы в целом.
  4. Определение перспектив реализации данной программы в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё «Я» как внутренний мир.

В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция.

Правовая ориентация

Перечень документов, которые необходимы выпускнику.

Валеологическая ориентация

Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи.

Социально-бытовая ориентация

Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Профессиональная и трудовая ориентация

Льготы для выпускников детских домов и детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство на работу. Безработица.

Семейная ориентация

Роль семьи в жизни человека. Любовь.

Финансово-экономическая ориентация

Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия.

Наличие у выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей таких знаний позволит говорить о некотором уровне социальной стабильности, которые можно рассматривать в качестве социально-психологического результата процесса постинтернатной адаптации.

Для определения уровня успешности постинтернатной адаптации будут использоваться следующие показатели:

  1. Уровень развития социальных навыков.
  2. Уровень развития социального поведения выпускника – фактор, определяющий успешность его адаптации в социальной среде и позволяющий успешно реализовывать внутренний потенциал личности или не позволяющий сделать это.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы позволит сформировать навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни детей-сирот и лиц из их числа:

  • Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
  • Овладение подростками навыков самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков коммуникативной культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая диагностика, комплексная методика оценки социальной компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая для обследования состоит из 2 основных методик:

  • «Изучение уровня развития социальных навыков».
  • «Изучение социальных сетей».

Методика была разработана в Центре социологии образования РАО Д.Н. Хломовым, С.А. Баклушинским и О.Ю. Казьминой. В настоящее время она является базовой для построения тренинговых технологий в работах по социальной адаптации лиц с нарушениями социального поведения.

Модификация методики применительно к выпускникам образовательных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, проведена Г.В.Семья и Ю.С.Смирновой.

Социальная адаптация обучающихся – сирот

Начало обучения в техникуме сложный и ответственный период в жизни подростка. Студенты переживают кризис, связанный с необходимостью адаптации к техникуму.

В течение первых трёх месяцев мной выделяется обучающихся «группы риска» по следующим объективным признакам:

[2]

  • Стойкая не успешность в обучении,
  • Отклонения в поведении, конфликтность, агрессивное поведение,
  • Хронически сниженное настроение, наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.

Особое внимание при определении группы риска обращено на обучающихся – сирот и обучающихся оставшихся без попечения родителей.

Было выделено три уровня социальной адаптированности обучающихся в техникуме:

Высокий уровень

  • Обучающиеся положительно относящиеся к техникуму
  • Предъявляемые требования воспринимают адекватно
  • Учебный материал усваивают легко
  • Внимательно слушают педагогов
  • Выполняют поручения без внешнего контроля
  • Проявляют интерес к самостоятельной работе
  • Проявляют интерес ко всем предметам
  • Имеют дружеские отношения в группе
  • Аккуратен в одежде
  • Подготовлен к занятиям

Средний уровень

  • Положительное отношение к техникуму
  • Понимает учебный материал
  • Усваивает основное в программе
  • Самостоятельно решает типовые задачи
  • Внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля
  • Сосредоточен при наличии интереса к предмету
  • Дружит с ребятами в группе
  • Аккуратен в одежде
  • Подготовлен к занятиям
Читайте так же:  Коды подсознания коды счастья и удачи

Низкий уровень

  • Относится к техникуму отрицательно или безразлично
  • Жалуется на здоровье
  • Преобладает плохое настроение, нарушает дисциплину
  • Учебный материал усваивает фрагментарно
  • К самостоятельным занятиям не проявляет интереса
  • К урокам не готовится
  • Близких друзей в группе не имеет
  • Требует контроля и помощи, пассивен
  • Не опрятный внешний вид

В работе социального педагога КузТАГиС с детьми – сиротами и детьми группы риска были выделены следующие направления деятельности:

  1. Формирование банка данных обучающихся группы риска.
  2. Диагностика проблем обучающихся группы риска.
  3. Разработка индивидуальных планов оказания помощи.
  4. Реализация планов оказания помощи.
  5. Анализ, рефлексия.

С целью оптимизации документации, обучающихся – сирот и обучающихся группы риска, а также структуризации документооборота социальным педагогом был разработан «Рабочий журнал социального педагога», который охватил основные виды и направления деятельности.

  1. Формирование банка данных обучающихся – сирот и обучающихся группы риска.

(имеющих трудности в социальной адаптации)

Именно на этом этапе выявляется группа обучающихся – сирот и обучающихся группы риска с которой необходимо строить дальнейшую работу по оказанию помощи в социальной адаптации к новым социальным условиям (техникуму, общежитию)

Данное направление включает в себя несколько этапов.

  • Сбор информации, диагностика.

Способы получения необходимой информации:

  • анализ журналов;
  • опрос мнения преподавателей об обучающихся;
  • анализ учёта посещаемости занятий;
  • анализ зафиксированных нарушений дисциплины;
  • беседы с родителями обучающихся ;
  • социометрические исследования;
  • наблюдения; (прил. № 1)
  • беседы с обучающимися; (прил. № 2)
  • запрос информации в инспекцию ПДН;
  • запрос информации с предыдущего места учёбы;
  • анкетирование обучающихся; (прил. № 3)
  • Систематизация собранной информации, выделение остро нуждающихся в помощи, тех кому необходимо оказать её в первую очередь.

Итогом сбора информации являются социальные паспорта групп и сводные статистические таблицы.

  1. Диагностика проблем обучающихся– сирот и обучающихся группы риска.

Для диагностики, сбора информации используются следующие методы: анализ журналов, посещаемости, успеваемости, зафиксированных нарушений, беседы с родителями, обучающимися, преподавателями и другими специалистами (педагог-психолог, врач-нарколог, инспектор ПДН и др.).

В ходе изучения обучающегося и его семьи заполняется «Карта социально-педагогического изучения семьи» (прил. № 5).

Если необходимо социальный педагог посещает семью обучающегося на дому и заполняет «Акт обследования жилищно-бытовых условий»

Видео (кликните для воспроизведения).

Основательно изучив, проблему, причины социальной дезадаптации обучающегося социальный педагог, (2) составляет индивидуальный план оказания ему помощи.

  1. Реализация планов оказания помощи детям группы риска.

Направление подразделяется на следующие деятельностные блоки.

  1. Организационные мероприятия:
  • составление социального паспорта группы;
  • организация встреч педагогов и специалистов с родителями;
  • составление характеристик на детей группы риска;
  • составление административных писем, ходатайств и др. документов;
  • осуществление связи с различными административными, правовыми, социальными, образовательными, медицинскими учреждениями (прил. № 7);
  • осуществление связи с различными специалистами внутри образовательного учреждения (прил. № 8);
  • организация досуга и кружковой деятельности.

Остановимся более подробно на педагогической деятельности социального педагога с обучающимися сиротами и обучающимися группы риска. С 2004 г. на базе общежития КузТАГиС функционирует «Клуб выходного дня».Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, обучающихся.

Цель работы клуба: организовать досуговую деятельность обучающихся, способствующую успешной социальной адаптации личности.

Работа клуба в большей степени направлена на организацию культурно-досуговой деятельности обучающихся. Используются следующие формы занятий: экскурсии (посещение музеев, ботанический сад, планетарий); беседы и лекции («Наши права», «Способы выхода из стрессовой ситуации», «Отказ от…», «Зависимость — что это?»), тематические игры, групповые прогулки.

Одной из эффективных форм работы с обучающимися группы риска является вовлечение ребят в волонтёрское движение КузТАГиС. Участие в волонтёрском движении способствует развитию у обучающихся социально значимых качеств личности (патриотизм, толерантность, эмпатия и др.)

Весной 2006г. была создан редакционный отдел, который работает над газетой «Студенческая волна». В редакционный отдел были приглашены все желающие обучающиеся. Газета – это платформа для развития, становления, формирования психологической и социальной готовности к созидательной жизни в обществе. Следует отметить, что в работе участвуют не только одарённые ребята, но и те, кто по каким либо причинам оказались в группе риса.

В этом смысле основной задачей для руководителей является создание одинаковых условий для всех ребят. В нашей газете организован редакционный совет. Все могут выносить свои предложения по тематике номера, рубрикам которые будут напечатаны, все предложения обсуждаются и утверждаются самые интересные. В первом номере газеты были рубрики рассказывающие о жизни техникума, о достижениях наших обучающихся, профессиях и специальностях, о самом волнующем и актуальном для ребят – о любви, авторские стихотворения студентов первого курса. Первый номер газеты оказался крайне важным. Ребята испытывали чувство гордости, огромную ответственность за свою работу. Газета выходит один раз в месяц, пока не большим тиражом, но имеет успех и спрос у обучающихся.

2) Профилактическая деятельность.

Работа с обучающимися:

  • контроль посещаемости занятий;
  • контроль текущей успеваемости;
  • проведение профилактических бесед;
  • посещение уроков с целью наблюдения за обучающимися;
  • направление на консультацию к педагогу – психологу, инспектору ПДН, мед. сестре и другим специалистам;
  • содействие в трудоустройстве;
  • помощь в выборе дальнейшего жизненного пути;
  • разбор конфликтных ситуаций
  • совет профилактики;
  • посещение общежития.

3) Работа с родителями обучающихся:

  • посещение семей группы риска;
  • проведение консультаций для родителей;
  • приглашение родителей на совет профилактики;
  • выступление на родительских собраниях;
  • разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.

4) Работа с педагогическим коллективом.

  • организация обмена необходимой информацией;
  • консультации по результатам диагностики;
  • выработка рекомендаций по работе с обучающимися группы риска;
  • выступление с сообщениями на заседаниях педсовета и совещаниях.

5) Анализ, рефлексия.

Деятельность социального педагога в учреждениях НПО и СПО часто перекликается с деятельностью социального работника. Часть результатов работы социального педагога с социально дезадаптированными обучающимися носит практический, прикладной характер, так как некоторым категориям обучающихся сирот и обучающихся группы риска необходимо оказывать помощь по социальной защите прав и интересов.

Читайте так же:  Заболевание панические атаки

Так им необходимо оказывать следующую помощь: оформление пенсий по потери кормильца, защита интересов в правоохранительных органах, помощь в оформлении субсидии на оплату коммунальных услуг и жилплощадь, решении проблемы по приобретению медикаментов, выдача продуктовых наборов, оформление социальной стипендии.

Мониторинг постановки и снятия с учёта (инспекция ПДН, совет профилактики), обучающихся сирот и обучающихся группы риска.

На ноябрь 2006-2007 учебного года:

  • на учёте внутри техникума состояло-29 обучающихся;
  • на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних состояло — 11 обучающихся.

На ноябрь 2007-2008 учебного года:

  • на учёте внутри техникума состоит –9 обучающихся;
  • на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних состояло -5 обучающихся.

Это говорит об успешной социальной адаптации обучающихся сирот и обучающихся группы риска.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально – педагогической работы с обучающимися сиротами и обучающимися группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Хотелось бы отметить, что наибольшей эффективности, по преодолению дезадаптации обучающихся можно достигнуть только совместными усилиями всех участников образовательно-воспитательного процесса.

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Социальная адаптация: понятие, сущность, виды

Основными направлениями социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются социальная профилактика, социальная реабилитация и социальная адаптация. Однако именно последняя в работе с данной категорией детей, в силу специфики их психоэмоционального развития и особенностей воспитания в учреждениях государственного попечения, является основополагающей технологией. Именно с ее помощью происходит решение целого комплекса проблем, с которыми сталкиваются воспитанники и выпускники интернатных учреждений.

В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, социологическом, психологическом, профессиональном. Философско-методологические аспекты адаптации групп представлены в работах В.Ю. Верещагина, И.Д. Калайкова, А.А. Бодалева и других авторов. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких ученых как Г.А. Балл, Л.П. Гримак, А.Н. Леонтьев. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н.А. Березовина, М.А. Хациевой, В.К. Криворученко и других исследователей.

В связи существованием различных направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления. Однако многие ученые сходятся во мнении, что из всех видов адаптации социальная занимает определяющее место.

Согласно словаря-справочника по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой, социальная адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. По мнению И.Г. Зайнышева, социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Он считает, что социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды жизнедеятельности человека.

Л.М. Загребельная и О.Ю. Итальянкина под социальной адаптацией понимают активное освоение личностью или группой лиц новой социальной среды, которая возникает либо в результате социального или территориального перемещения, либо при изменении социальных условий. С точки зрения А.В. Гоголевой, социальная адаптация личности направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с социальными субъектами, изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Спецификой социальной адаптации, по ее мнению, является то, что этот процесс связан с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения. Но если социализация представляет собой постепенный процесс усвоения норм, правил, ролей, ценностей личностью в определенных социальных условиях, то процесс адаптации подчеркивает, что личность или группа в короткие промежутки времени активно осваивает новые требования социальной среды.

Т.А. Жукова делает вывод о том, что сущность социальной адаптации

заключается в том, что она является состоянием динамического равновесия, которое характеризуется взаимодействием личности и системы социума, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет разные виды деятельности. При этом она удовлетворяет в полной мере свои потребности и идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней общественная система, переживает состояния самоутверждения и свободного самовыражения.

В.А. Петровский настаивает на том, что социальная адаптация к среде в виде выполнения человеком норм, требований и ожиданий общества, гарантирует «полноценность» субъекта как члена общества. Кроме того, рассматривая процесс социальной адаптации, он имеет в виду и процессы «самоприспособления» личности: саморегуляцию, подчинение высшим интересам и т.п. Таким образом, индивид отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть и постепенно обнаруживаются.

Специалисты отмечают основные типы социальной адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя (активность человека в этом случае направляется на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов) и самоустранение, уход из среды, если невозможно принять ценности окружения как свои и не удалось изменить и покорить окружающий мир (в этом случае у человека может пропасть ощущение собственной ценности либо ценности того, что окружает).

Процесс социальной адаптации традиционно рассматривается на трех уровнях:

1) общество (макросреда) — адаптация личности и различных слоев общества к разным изменениям в социально-экономических, политических, идеологических и культурных отношениях общества. К их числу можно отнести и адаптацию новых воспитанников интернатного учреждения к жизни вне дома, адаптацию выпускника учреждения государственного попечения к самостоятельной жизни;

2) социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (учреждения, организации, учебные группы, изменившиеся отношения между воспитателем интернатного учреждения и воспитанником и пр.);

3) сам индивид — это стремление личности достичь гармонии, сбалансированной внутренней позиции, соответствия самооценки уровню притязаний.

Ученые выделяют следующие виды адаптации:

1) физиологическая — предполагает построение новой системы условно-рефлексорных связей, ломку старого и формирование нового жизненного стереотипа, совокупность ответных адаптационных реакций мобилизационного и защитно-приспособительского характера к условиям внешней среды, а также к изменением физиологического состояния;

Читайте так же:  Я смогла вернуть любимого

2) педагогическая — это приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров;

3) экономическая — процесс усвоения новых социально-экономических норм и принципов экономических отношений индивидов, субъектов;

4) управленческая — процесс самоуправления личности, которые выражается в требовательном, самокритичном отношении человека к самому себе, к

своим мыслям и поступкам;

5) психологическая — такое взаимоотношение среды и личности, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы; этот вид адаптации предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально ролевого поведения. Непосредственной социальной средой личности могут быть различные социальные группы — семья, учебный или производственный коллектив, друзья и др. Для многих детей в нашей стране такой социальной средой становится учреждение интернатного типа.

6) трудовая (профессиональная) — это приспособление индивида к новому виду профессиональной деятельности, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям конкретной специальности, приобретение трудовых навыков.

Схематически процесс социальной адаптации можно представить следующим образом:

Все эти виды адаптации взаимосвязаны собой между и необходимы для полной социальной адаптации человека.

В содержании социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, социальная адаптация занимает существенное место. Перед коллективом воспитателей таких учреждений стоит задача не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него обстановке, но и так организовать жизнь воспитанников, чтобы выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни. В становлении личности, формировании жизненной позиции очень многое зависит, в какой мере и как конкретно готовится воспитанник интернатного учреждения к интеграции в обществе. Социально адаптировать воспитанника интернатного учреждения — это дать ему понятие его социальных ролей в обществе, т.е. помочь усвоить набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной ситуации.

Однако жизнь показывает, что выпускники интернатных учреждений зачастую покидают их неподготовленными к самостоятельной жизни и сталкиваются с целым комплексом проблем. Это происходит несмотря на то, что в целях их социальной адаптации создаются специализированные общежития, социальные гостиницы и центры для патронирования и социальной поддержки бывших воспитанников учреждений государственного попечения.

Ниже мы подробно рассмотрим трудности, с которыми сталкиваются в процессе социальной адаптации дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

Лидия Истианиди
Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома

КГУ «Пионерский детский дом»

Истианиди Лидия Викторовна

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение со взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации. Эти дети не видели счастливого детства, они имели лишь огромный опыт беды, неустроенности и безразличия к их судьбе со стороны самых близких людей. Главная трудность в том, что ребёнку нельзя помочь, просто накормив и согрев его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишении каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Любви можно научиться только видя любовь в постоянном общении с любимыми людьми. Каждому нужна пища для души, идеал, которому можно следовать, а ребёнку, лишённому естественного семейного тепла, такой идеал нужен как никому другому.

Для решения данной проблемы необходимо чтобы процесс адаптации детей-сирот проходил в развивающей социальной среде, которая должна способствовать включению ребенка в развивающийся социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детского лагеря и других детский учреждений. Но в нашем детском доме администрация и коллектив всего детского дома стараются максимально улучшить условия проживания и максимально приблизить жизнь в детском доме к жизни детей в семье.

В нашем детском доме для успешной адаптации воспитанников к современным требованиям общества созданы благоприятные условия. На базе детского дома функционирует множество кружков и секций, каждый воспитанник находит занятие по душе. Именно на этих занятиях в спортивных кружках, на уроках в кабинете домоводства, на занятиях в компьютерном классе, при занятости на экспериментальных участках и теплицах, на хореографических занятиях дети раскрываются, находят себя, утверждаются, в первую очередь в своих глазах.

Большое внимание уделяется в детском доме вопросу трудового воспитания. Воспитатели формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, стремление оказывать взрослым посильную помощь, привычку к трудовому усилию, ответственность, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Основными видами труда в детском доме являются самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд. В летний период на приусадебном участке выращиваем зелень, овощи, в том числе и картофель. Имеются насаждения ягодных кустарников, среди которых особенно хорошо растёт малина, вишня, яблони, слива, смородина. Так же дети принимают участие по выращиванию огурцов и помидор, зелени в теплицах детского дома.

(Фото фруктового сада и огородного участка, фото в теплицах)

Одно из важных направлений в работе педагогического коллектива детского дома для успешной адаптации воспитанников является физкультурно-оздоровительная работа. Эта работа предполагает формирование потребности в

здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности. Для достижения этих целей в учреждении функционирует гимнастический зал, спортивная площадка для мини-футбола. В практику работы детского дома введены спортивно-массовые мероприятия, в которых участвуют воспитанники: «Веселые старты», «Поезд здоровья», соревнования по различным видам спорта. Систематически гуляют на свежем воздухе, принимают участие в физкультурных досугах и спортивных праздниках. Исключительно для всех воспитанников детского дома новый день начинается с утренней гимнастики. Они посещают спортивные секции в школе. Ежегодно дети бывают в санаториях области. Воспитанники детского дома принимают активное участие в городских, районных, областных соревнованиях по настольному теннису, футболу, баскетболу, волейболу.

Читайте так же:  Коучинг на миллион

В детском доме оформлены кабинеты домоводства, компьютерный класс, столярная мастерская, библиотека. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Многие воспитанники детского дома в кабинете домоводства научились готовить различные блюда, почти все умеют вязать, шить, мастерить поделки из различного материала. Дети наши являются участниками и призёрами конкурсов, выставок и соревнований самого различного уровня. Все воспитанники с большим удовольствием посещают

занятия в компьютерном классе.

(Фото домоводства и компьютерного класса)

Особое место детского дома — библиотека. Она эстетично оформлена. Её фонд ежегодно пополняется. В библиотеке занимаются дети всех возрастов. Ежедневно сюда приходят дети и в одиночку и группами. Библиотека – не только источник информации и пункт выдачи книг. Библиотека стала центром неформального общения детей и взрослых, местом, где легче решать самые сложные педагогические задачи. Библиотечная работа в нашем доме направлена на развитие у детей интереса к книге, стремлению к общению с ней, к самостоятельному чтению, к воспитанию вдумчивого читателя. Формы работы для достижения этих задач разнообразны: проведение занятий внеклассного чтения, тематические выставки книг, различные игры-путешествия, конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, проведение различного рода викторин и конкурсов, беседы и праздники к юбилеям писателей, разнообразная наглядная агитация.

Досуговая деятельность в детском доме насыщена различными мероприятиями. Многие из них стали уже традиционными: конкурс «Алло, мы ищем таланты», смотр строя и песни, конкурс «Две звезды», «Новогоднее представление», «День защиты детей» и так далее.

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое «Я», создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе. Всегда приятно слышать положительные отзывы о наших выпускниках, о том, что воспитанники детского дома имеют хороший запас знаний, дисциплинированны, имеют навыки самообслуживания, достаточно хорошо адаптируются в обществе.

Консультация «Адаптация детей к условиям детского сада» Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада»При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста средствами ознакомления с трудом взрослых Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду, Детство,, под редакцией Т. И. Бабаевой и В. И. Логиновой. Одно из главных.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Михайлова Мария Николаевна МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Тюменская область, п. Пурпе Воспитатель Адаптация детей раннего возраста к.

Гостевая семья, как предисловие к семейному устройству детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…» п. 2 ст. 54 Семейного Кодекса Российской Федерации Так уж получается, что по.

Проект «Адаптация детей 2–3 лет к условиям детского сада» Длительность проекта: средней продолжительности. Срок реализации: адаптационный период. (На сроки проекта влияют следующие факты – индивидуальность.

Собрание для родителей детей раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Слайд 2. Постарайтесь ответить на вопрос: «Для чего моему ребёнку нужен детский сад?» Слайд 3. — В детском саду ребенок имеет возможность.

Социальная адаптация детей с аутизмом Социальная адаптация детей с аутизмом Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.

Источники


  1. Мантегацца, Паоло Физиология наслаждений / Паоло Мантегацца. — М.: Профит Стайл, 2012. — 480 c.

  2. Э. Кей Любовь и брак. Эволюция любви / Э. Кей. — Москва: Гостехиздат, 2015. — 715 c.

  3. Перри, Дэнаан Воины сердца. Руководство по разрешению конфликта / Дэнаан Перри. — М.: ПЕРО, 2014. — 190 c.
  4. Психология и психотерапия семейных конфликтов. — М.: Бахрах-М, 2014. — 736 c.
  5. Гэри, Чепмен Семья, о которой ты мечтаешь. Пять способов сделать ее реальностью / Чепмен Гэри. — М.: Библия для всех, 2015. — 968 c.
Социальная адаптация сирот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here