Социальная адаптация учащихся

Самое важное по теме: "социальная адаптация учащихся" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Содержание

  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    Засядько К.И. 1 , Данковцев О.А. 2 , Тафинцева Л.М. 3 , Головин Г.В. 4

    1 Доктор медицинских наук, профессор, 2 кандидат биологических наук, 3,4 кандидат педагогических наук, доцент,

    ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского»

    СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    Аннотация

    Рассматриваются вопросы изучения и формирования аксиосферы неслышащих учащихся в период их социально-психологической адаптации к условиям учреждения начального профессионального образования. Представлены результаты сравнительного анализа показателей ценностно-смысловой сферы глухих и слышащих учащихся учреждений начального профессионального образования соответственно. Обозначена аксиологическая составляющая медико-психологического сопровождения процесса социально-психологической адаптации лиц с дефектами слуха в условиях интегрированного обучения.

    Ключевые слова: неслышащие учащиеся, начальное профессиональное образование, социально-психологическая адаптация, ценностные ориентации, социально-психологическое сопровождение.

    Zasyadko K.I. 1 , Dankovtsev O.A. 2 , Tafintseva L.M. 3 , Golovin G.B. 4

    1 MD, Professor, 2 PhD in Biology, 3,4 PhD in Pedagogy, Associate professor,

    FSBEI of HE, Lipetsk State Pedagogical P.Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk

    SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF ELEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION WITH HEARING DISORDERS: AXIOLOGICAL APPROACH

    Abstract

    The problems of studying and forming the axiosphere of students with heariung disordres during the period of their social and psychological adaptation to the conditions of the establishment of primary vocational education are considered. The results of a comparative analysis of the indices of the axiological sphere of healthy students and students with hearing disorders in the institutions of elementary professional education, respectively, are presented. The axiological component of medical and psychological support of the process of social and psychological adaptation of persons with hearing disorders under conditions of integrated learning is indicated.

    Keywords: students with hearing disorders, elementary professional education, social and psychological adaptation, value orientations, social and psychological support.

    Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации особой гуманистической функции системы начального профессионального образования (НПО) в деле реабилитации и социализации учащихся с нарушениями слуховой функции. Предоставляя неслышащим обучающимся уникальную возможность в условиях интегрированного обучения приобщиться к ценностным ориентациям активного, компетентного, востребованного субъекта современных рыночных отношений и успешно адаптироваться в слышащем социуме, компенсируя социально адекватными способами имеющийся физический недостаток, система НПО выступает как уникальное абилитационное пространство профессионально-личностного становления обучающихся данной категории с ограниченными возможностями здоровья (Т.Г. Богданова, P.M. Боскис, Л.С. Выготский А.П. Гозова, Б.В. Зейгарник, Ф.Ф. Рау и др.). Поскольку успешность адаптации и последующей самореализации глухого человека в условиях интегрированного обучения в учреждении НПО обусловлена системой сложившихся у него к данному моменту ценностей, трактуемых как детерминанта деятельности и поведения личности (Л.И. Божович, А. Маслоу и др.), особую практическую значимость обретает проблема изучения особенностей ценностно-смысловой сферы данной категории учащихся[1,].

    Как свидетельствует научный анализ специальной литературы, проблема ценностей и ценностных ориентаций, их интериоризации субъектом неоднократно становилась предметом научных исследований отечественных и зарубежных учёных. (И.В. Абакумова, К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Алексеев, С.Ф. Анисимов, М. Вебер, О.Г. Дробницкий, И.А. Зимняя, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, М. Рокич, В.А. Ядов и др.)[1], [2], [3], [9], [10].

    Вместе с тем, до настоящего времени практически открытыми остаются вопросы изучения и формирования аксиосферы неслышащих учащихся учреждений НПО как деятельных субъектов компенсации имеющегося физического недостатка и самореализации в условиях интегративного обучения.

    Базируясь на позициях аксиологического подхода (Н.А. Асташова, Л.В. Блинов, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, Г.И. Чижакова, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), выбор которого «в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит своё отражение в основных его идеях» [11, C. 16], и трактуя ценностно-смысловое отношение личности глухих учащихся как субъективный фактор их социально-психологической адаптации к условиям интегрированного обучения, нами был проведен мониторинг ценностно-смысловой сферы неслышащих учащихся учреждений НПО, предоставляющего эмпирический базис для формирования аксиологической системы этой категории лиц, как в методологической, так и непосредственно в методической плоскости.

    [1]

    Мониторингом были охвачены две группы учащихся МУП НПО №№ 4, 5, 11, 18 г. Липецка в возрасте 17-23 лет: экспериментальная (ЭГ) – 57 глухих, и контрольная (КГ) – 58 слышащих учащихся соответственно. Применялись адаптированные применительно к жестовой речи: методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева. В процедурах обследования принимал участие психолог-сурдопедагог, в совершенстве владеющий жестовой речью, что позволяло эффективно применять изначально разработанные для слышащих людей методики и тесты и качественно интерпретировать информацию, существенно снижая степень психоэмоционального напряжения глухих обследуемых [4], [7].

    Мы рассматривали ценностные ориентации обследуемых одновременно в плоскости убеждений (в форме более константных, обобщенных идеалов, наличие которых трактуется как «самый высокий уровень ценностного выражения личности» [2, C. 28]) и поведения (выражающихся в поступках субъективных предпочтений учащегося в выборе способа действий).

    В ходе мониторинга выявлены существенные групповые различия диагностируемых показателей у глухих обследуемых и их слышащих ровесников соответственно. Так, результаты диагностики ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов при общих достаточно высоких величинах показателей ценностей безопасности и конформности у обследуемых с дефектами слуха свидетельствует о несколько меньшей значимости для представителей ЭГ по сравнению с учащимися КГ этих типов ценностей, а также ценностей достижения и доброты (табл. 1). Обратная тенденция наблюдается в отношении ценностей гедонизма, стимуляции и власти, что, с учётом величин показателей ценности достижения, указывает на более высокую степень эмоциональной незрелости, эгоцентризма, инфантилизма неслышащих обследуемых на фоне стремления любым путём заслужить одобрение со стороны представителей ближайшего социального окружения, в том числе без проявления каких-либо собственных усилий в деле компенсации социально адекватными способами имеющегося физического недостатка.

    Читайте так же:  Адаптация на новой работе

    Таблица 1 – Средние показатели значимости типов ценностей учащихся учреждений НПО на уровне нормативных идеалов

    Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста

    Презентация к уроку

    Загрузить презентацию (314,1 кБ)

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Ключевые слова: школьная адаптация, учебная деятельность, социальная позиция, нормативность, дезадаптация.

    Принципы государственной политики в области образования – гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, ориентация на становление, развитие, реализацию личностного потенциала субъектов образования – всё больше привлекают внимание учёных и практиков к проблеме адаптации ребёнка к школе и шире – к жизни.

    Как известно, адаптация (от лат. adapto – приспособление) – одно из центральных понятий биологии, физиологии, психологии и многих других наук, изучающих живые организмы, особенно человека. Проблема адаптации учащихся младшего школьного возраста значима иактуальна, поскольку условия социальной среды никогда не остаются неизменными, процесс адаптации непрерывен.

    Рассматривая адаптацию ребёнка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Предлагаем рассмотреть школьную адаптацию в трёх сферах:

    1. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.;

    2. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.;

    3. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я – школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др.

    Цели школы в адаптации учащихся состоят: в создании благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям; создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «школьная адаптация» (Н.П. Капустин).

    Несмотря на непрерывность адаптации, это явление связывают, прежде всего, с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения. В детстве такими периодами являются начало школьного обучения, переход в среднее звено (5-е классы), переход к профильному обучению (9–10 классы), период завершения обучения и выбора будущей профессии. Среди этих моментов самый важный и ответственный – поступление в школу. Ведь от того, как начнётся школьная биография ребёнка, зависит адаптация на последующих этапах, да и весь процесс социализации и развития личности школьника.

    Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что «готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов» [1, c.23]. Для успешной адаптации очень важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для развития учебной мотивации важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя. Советы по развитию интереса и желания к учению:

    • Вера в успех ребенка;
    • Положительные установки;
    • Любовь и доброжелательность;
    • Приучение к режиму дня;
    • Выполнение установленных правил и норм поведения.

    В своем выступлении мы изучаем процесс адаптации младших школьников, поэтому считаем необходимым рассмотреть особенности обучения и развития в этом возрасте. Развитие детей младшего школьного возраста (7–11 лет) предопределяется ведущей ролью учебной деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний, рождением социального Я ребёнка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Возможности возраста связаны преимущественно с учебной деятельностью и общением со сверстниками. Основная линия развития – нормативность, усвоение норм учения, познания, общения, социально приемлемого поведения. В эти годы происходит активное развитие мышления, прежде всего понятийного теоретического.

    В процессе усвоения полной структуры учебной деятельности складываются базовые мыслительные способности: анализ, планирование, рефлексия. Осуществляется развитие произвольности – способности руководствоваться в поведении целями, поставленными взрослыми, умение самому поставить цель и в соответствии с ней самостоятельно контролировать своё поведение и деятельность. Восприятие приобретает характер организованного наблюдения (синтезирующее восприятие), память и внимание становятся произвольными, осмысленными, целенаправленными. Формируются высшие чувства, усиливается сдержанность и осознанность в проявлении эмоций. Полноценное психическое и социальное развитие характеризуется также развитием широких социальных и познавательных мотивов учения, преобладанием мотивации достижения и престижной мотивации при успешном обучении, формированием чувства компетентности, адекватного уровня притязаний, развитием способности дружить, испытывать длительные эмоциональные привязанности.

    Все выше сказанное можно представить в виде системы психолого-педагогических требований к статусу младшего школьника (1-х и 3–5-х классов), раскрывающейся в 3 сферах школьной адаптации (см. Приложение 1).

    Читайте так же:  Тильда политика конфиденциальности

    Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов, – одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.

    К основным психолого-педагогическим условиям эффективности адаптации младших школьников в процессе обучения можно отнести:

    1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.
    2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.
    3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха.
    4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе обучения.
    5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.
    6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.
    7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.

    В основу технологии адаптации младших школьников в процессе обучения как результата этого процесса – продуктивного развития личности учащегося в начальной школе – легла психолого-педагогическая концепция гармонизации взаимоотношений личности, среды, учеников и педагогического коллектива начальной школы, позволяющая обосновать концепцию личностно-ориентированного образования младшего школьника. Адаптация при таком подходе предполагает, что младший школьник имеет возможность развиваться в соответствующем темпе в зависимости от своих способностей и потребностей, становясь при этом субъектом образовательного процесса в школе. Существенно расширяется в рамках этой концепции и представление о развивающемся пространстве школьной среды.

    Основная идея адаптации младших школьников в процессе обучения в начальной школе – создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по различным предметам. Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и нацелена прежде всего на решение общей задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.

    Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников в системе обучения предусматривает дифференцированность программного материала: характера и объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса.

    В организации процесса адаптации младших школьников могут быть использованы следующие подходы: деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды деятельности; системный, реализуемый через связь внеурочной деятельности с учебной; личностно-ориентированный, направленный на поддержку детской индивидуальности, развитие индивидуально-личностных способностей учащихся; интегрированный, основанный на взаимосвязи и взаимодействии различных видов искусства; региональный, позволяющий совершенствовать содержание учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона.

    Таким образом, в ходе исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе. Зная, их родители могут проверить, как проходит этот период привыкания к новой школьной жизни.

    Высокий уровень адаптации.

    Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к самостоятельной учебной деятельности без посторонней помощи, собранность, самодисциплинированность, способность достигать поставленной цели, преодолевать препятствия, добровольное принятие на себя решения каких-либо задач.

    Средний уровень адаптации.

    Положительное эмоциональное отношение к школе, способность к учебной деятельности, способность к достижению поставленной цели и преодолению возникающих препятствий.

    Низкий уровень адаптации.

    Отрицательное или индифферентное отношение к школе, слабая способность к самостоятельной учебной деятельности, несобранность, слабая способность к достижению поставленной цели, преодолению препятствий, неспособность добровольно принимать на себя решения каких-либо задач.

    При низком уровне адаптации наблюдается ее дезадаптация. Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

    Анализ литературных источников позволяет классифицировать всё многообразие факторов, способствующих возникновению школьной дезадаптации (см. Приложение 2).

    К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:

    • соматическую ослабленность ребёнка;
    • нарушение формирования отдельных анализаторов и органов чувств (неотягощённые формы тифло-, сурдо- и прочих патологий);
    • нейродинамические расстройства, связанные с психомоторной заторможенностью, эмоциональной неустойчивостью (гипердинамический синдром, двигательная расторможенность);
    • функциональные дефекты периферийных органов речи, ведущие к нарушению развития школьных навыков, необходимых для овладения устной и письменной речью;
    • лёгкие когнитивные расстройства (минимальные мозговые дисфункции, астенические и цереброастенические синдромы).

    К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести:

    • социально-семейную педагогическую запущенность ребёнка, неполноценное развитие на предыдущих этапах развития, сопровождаемые нарушениями формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, недостатками подготовки ребёнка к школе;
    • психическую депривацию (сенсорную, социальную, материнскую и др.);
    • личностные качества ребёнка, сформированные до школы: эгоцентризм, аутичноподобное развитие, агрессивные тенденции и др.;
    • неадекватные стратегии педагогического взаимодействия и обучения.

    Неадаптированность ребёнка к обучению ведёт к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности (см. Приложение 3).

    Процесс становления личности проходит всю жизнь. Человек на протяжении жизни усваивает нормы поведения в обществе, пересматривает свои позиции и, тем самым, проходит социализацию. Успешность процесса социализации личности в целом зависит от ее успешности школьной адаптации Предлагаем модель выпускника начальной школы (см. Приложение 4).

    Таким образом, для того чтобы период адаптации к школе у ребенка проходил относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников. Итак, как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка, семьи и работы учителя.

    Список литературы:

    1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1956. – 520 с.
    2. Заваденко Н.Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихолгические исследования // Вопросы психологии. – 1999. – № 4. – С. 21-28.
    3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2012. – 72 с.
    Читайте так же:  Люшера интерпретация результатов

    Социально-психологическая адаптация младших подростков (стр. 1 из 15)

    1 Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

    1.1 Изучение социально-психологической адаптации младших подростков

    1.2 Особенности обучения при переходе из начальной школы в среднюю

    1.3 Психологические основы адаптации младших подростков к условиям обучения

    2 Исследование социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

    2.1 Диагностика адаптации пятиклассников в начале учебного года

    2.1.1. Описание групп испытуемых и методов исследования

    2.1.2. Анализ результатов экспериментального исследования

    2.2 Работа психолога по формированию адаптации

    2.3 Контрольная диагностика адаптации пятиклассников в конце учебного года

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодняшняя школа не в состоянии успешно решать стоящие перед ней задачи без учета интенсивности, конструктивности, длительности, «болезненности» адаптационных процессов, происходящих у школьников, их родителей, учителей.

    Учебная адаптация сопровождается психофизиологической, социальной, которые зачастую проходят в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Наблюдается усложнение адаптационных процессов, что оказывает огромное влияние на степень напряжения функциональных систем адаптации школьников. Неадаптированность ребенка к обучению ведет к ухудшению его здоровья, снижению успеваемости, отчуждению от школы, неблагоприятному социальному статусу, что является причиной деструктивности личности.

    Актуальность проблемы. Чрезвычайно сложным является период перехода школьников из начальной школы в основную: предметное обучение, усложнение учебного материала, меняется учительский состав, выдвигаются более высокие требования к учебной деятельности школьников, рост числа педагогов — все это снижает работоспособность, повышает тревожность, вызывает состояние фрустрации.

    В школе проблема адаптации чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже — в связи с переходом в среднее звено и еще реже — с переходом в старшие классы. Недостаточно хорошо изучены и психологические особенности детей 10-11 лет. Г. А. Цукерман называет этот период «ничьей землей» в возрастной психологии [46].

    На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Г.М. Андрееева [2], Е.Ю. Балашова [4], Л.И. Божович [6], И.В. Дубровина [28], Т.Л. Ульянова [39]).

    В научных исследованиях названных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее сущность, рассмотрены виды. Но проблема адаптации школьников при переходе в основную школу не исчерпана, тем более, что упомянутые авторы не опирались на личностно-ориентированную парадигму образования. Господствовавшая многие века когнитивно-ориентированная практика сегодня демонстрирует свою несостоятельность в решении целей, стоящих перед современной школой.

    Неисследованность факторов, условий, механизмов взаимосодействия пятиклассника и школы обнажает остроту следующего противоречия. С одной стороны, личности, обществу и государству настоятельно необходим высокий уровень адаптированности школьников к обучению, с другой стороны, отсутствует научно осмысленный, отрефлексированный опыт адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу в принципиально новых социально-экономических условиях. Отсюда вытекает проблема разработки и апробации личностно-ориентированных технологий адаптации школьников при переходе в основную школу.

    Актуальность противоречия и проблемы определила тему исследования: «Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы».

    Объект исследования — учащиеся пятого класса средней общеобразовательной школы.

    Предмет исследования – процесс успешной адаптации пятиклассников в основной школе.

    Цель исследования – изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу.

    Определение объекта, предмета и цели исследования, предварительное изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать рабочую гипотезу: Адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу будет эффективна при условии внедрения системы научно-методических рекомендаций предназначенных учителям и психологам по адаптации младшего подростка к учебно-воспитательному процессу в среднем звене общеобразовательной школы.

    Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи нашего исследования:

    1. Изучить состояние проблемы адаптации школьников в процессе перехода из начальной в основную школу в теории и практике.

    2. Определить критерии успешной адаптации учащихся 5-х классов, разработать научно-методические рекомендации и тренинг адаптации.

    3. Проверить эффективность структуры успешной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе и влияние научно-методических рекомендаций на адаптацию пятиклассников.

    Методологическую основу исследования составили:

    Теория адаптации и концепция этической педагогики, в соответствии с работами ряда авторов (И.В. Дубровина [28], Т.Л. Ульянова [39], А.Н.Леонтьев [17], Т.Д. Марцинковская [18], Г.И. Цукерман [46]).

    Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования:

    1. Теоретические методы — моделирование, анализ, синтез, которые позволили выявить специфические стороны исследуемого процесса, определить и обосновать деятельность по адаптации пятиклассников.

    2. Эмпирические методы — анкетирование, тестирование, изучение документации, опытно-экспериментальная работа.

    Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке психологического тренинга по обеспечению успешной учебной адаптации учащихся 5-х классов в основной школе.

    1 Обзор литературы по проблеме изучения социально-психологической адаптации младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

    1.1 Изучение социально-психологической адаптации младших подростков

    Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличаются по степени приспособляемости.

    «Адаптация» — это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды [41, c.67].

    Читайте так же:  Обучение под гипнозом

    Возьмем за основу дефиницию рассматриваемого термина, данную Ю. А. Урманцевым, как наиболее общее определение адаптации [44, c.173].

    Итак, адаптация представляет собой сообразную или сообразуемую с особенностями объекта и среды его обитания систему признаков, способную реализовать его (объекта) цели в этой среде, созданную и создаваемую в ответ на действительные и возможные действия факторов. Второй вариант определения — это приноравление системы признаков объектом-системой к особенностям среды его обитания для реализации им его целей в этой среде» [39, c.21].

    В наиболее общей форме адаптация проявляется в эволюционном развитии органического мира с точки зрения филогенеза: сам факт существования биологического вида — результат филогенетической адаптации. Не менее распространены и адаптивные процессы в отдельном организме, проявляющиеся на протяжении одной жизни, в онтогенезе.

    В понятие адаптации включено диалектическое единство среды обитания и самого объекта-системы, единство и борьба противоположностей. Как отмечает В. Н. Грибов [45, c.125], адаптация как процесс взаимного замирения среды и организма направлена на достижение равновесия, что является итогом адаптации. Процесс удержания равновесия через адаптацию называется гомеостазисом. В. Н. Грибов выявил соотношение категорий «равновесие», «гомеостазис», «организм», «среда» через категорию «адаптация»: понятие «адаптация» является опосредованным звеном между объектами «организм» и «среда» и между процессами «равновесие» и «гомеостазис».

    Целесообразно уточнить мнение В. Н. Грибова: «Равновесие между организмом и средой есть итог процесса адаптации. Сам же этот процесс есть механизм обеспечения гомеостазиса, то есть процесса, обеспечивающего равновесие между организмом и средой». Поскольку существует, на наш взгляд, еще одна важная точка зрения на адаптацию как на процесс взаимодействия субъекта и объекта, субъекта и субъекта [28, c.43], в результате которого неизбежно происходят изменения в обеих взаимодействующих частях.

    Изменения касаются появления новых признаков, новой комбинации признаков, частичному исчезновению или полной утрате части признаков. Взаимодействие всегда ведет к какой-либо доминанте, доминированию чего-либо: одного субъекта над другим, субъекта над объектом или наоборот, и соответственно, к приспособлению к этой доминанте. В тоже время появление доминанты как неизбежный момент эволюции всего живого являет, по сути, вторую и ведущую, активную сторону адаптационного процесса — приспосабливание.

    Мы акцентируем внимание на том, что механизм адаптации, выработанный в эволюционном развитии, позволяет организму существовать в постоянно меняющихся условиях среды. Но и организм тоже не находится в статическом состоянии, то есть система «организм — среда» находится в состоянии динамического неравновесия, следовательно, процесс адаптации должен осуществляться всегда. Благодаря адаптации достигается сохранение гомеостаза в данной системе.

    Социальная адаптация младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения (стр. 1 из 15)

    Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

    Омский государственный педагогический университет

    Факультет психологии и педагогики

    Социальная адаптация младших подростков

    при переходе в среднее звено школьного обучения

    Содержание

    ГЛАВА 1. Особенности процесса социальной адаптации в младшем подростковом возрасте

    1.1 Понятие социальной адаптации

    [3]

    1.2 Возрастные особенности младшего подросткового возраста

    1.3 Трудности социальной адаптации младших подростков

    1.4 Причины и последствия дезадаптации младших подростков

    ГЛАВА 2. Изучение и анализ деятельности социального педагога по социальной адаптации детей младшего подросткового возраста

    2.1 Диагностика процесса адаптации учащихся 5-х классов

    2.2 Программа деятельности социального педагога по социальной адаптации учащихся 5-х классов

    2.3 Анализ результатов реализации программы

    2.4 Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия с младшими подростками

    Актуальность проблемы. В последние годы в зарубежной психолого-педагогической литературе активно разрабатывается проблема социальной адаптации ребенка. Актуальным это стало сейчас и для нашей страны, где за последние 8 – 10 лет произошли глобальные изменения социально-политической ситуации, и личности необходимо адекватно реагировать на эти изменения.

    Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования.

    Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основании которых формируются социально значимые качества личности.

    Проблемами социализации и социальной адаптации занимались Т.В. Азарова, Н. Алешина, М.В. Антропова, М.В. Битянова, Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, М.М. Кольцова Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

    Процесс социальной адаптации имеет особое значение не только в начале обучения в школе, но и при переходе в основное звено. Актуальность данной проблемы подтверждается наблюдениями за учащимися младшего подросткового возраста.

    Подростковый возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление Я, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это возраст потерь детского мироощущения, появления чувства тревожности и психологического дискомфорта.

    Успех социальной адаптации во многом определяется взаимоотношениями между подростками образовательного учреждения. Несмотря на большое количество работ по философии, медицине, психологии, педагогике по данному вопросу, исследование проблемы социальной адаптации подростков при переходе из начального в основное звено в условиях общеобразовательной школы остается недостаточно изученным. Формирование социально адаптированной личности требует учета возрастных, психолого-педагогических особенностей подростков.

    Читайте так же:  Кризис среднего возраста психология

    Объектом исследования является социальная адаптация.

    Предметом исследования – процесс протекания социальной адаптации детей младшего подросткового возраста.

    Цель исследования : изучение особенностей и обеспечение условий для успешного протекания процесса социальной адаптации у младших подростков.

    [2]

    Гипотеза исследования: процесс протекания социальной адаптации у младших подростков будет успешным, если в ходе совместной деятельности социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и родителей в период перехода в среднее звено ребенок усвоит механизм приспособления и взаимодействия с детским коллективом, взрослыми и социумом.

    Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:

    1. Изучить социально-педагогическую и психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.

    2. Провести диагностику по социальной адаптации младших подростков и выявить причины дезадаптации.

    3. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы по профилактике социальной дезадаптации детей младшего подросткового возраста.

    4. Составить рекомендации для социального педагога и родителей по организации взаимодействия с младшими подростками.

    Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования : изучение социально-педагогической и психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение педагогического опыта, обобщение.

    Практическая значимость исследования состоит в разработке комплексной программы по профилактике социальной дезадаптации для учащихся 5-х классов, которая может быть использована в условиях любой общеобразовательной школы.

    Исследование проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского административного округа г. Омска. В исследовании приняли участие 4 специалиста (2 педагога, социальный педагог и педагог-психолог). Исследованием были охвачены 52 учащихся 5-х классов.

    Глава 1. Теоретические основы социальной адаптации в младшем подростковом возрасте

    1.1 Понятие социальной адаптации

    Развитие человека – сложный процесс. Этот процесс происходит под влиянием как внешних воздействий, к которым, прежде всего, относятся окружающая человека естественная и социальная среда, а также, специальная, целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности, так и внутренних сил – биологических и наследственных факторов, свойственных человеку. Развитие ребенка – это превращение его из биологического индивида в социальное существо – личность, что означает прохождение процесса социализации.

    Понятие социализации, довольно широко используемое в педагогической науке, относится к разряду междисциплинарных и обозначает характер взаимодействия человека с обществом. Его рассмотрению уделяли внимание в своих работах Ю.В. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Б.С. Ерасов, С.А. Козлова, Л.В. Корель, А.И. Кравченко, Л.В. Мардахаев, В.С. Марков, А.В. Мудрик, Л.Я. Селюкова и др.

    Социализация представляет собой непрерывный и многогранный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Наиболее интенсивно процесс социализации протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

    Социализация – это процесс становления личности, в ходе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [24, с. 41].

    Л.В. Мардахаев под социализацией понимает процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат [52, с. 221].

    А.И. Кравченко придерживается другого подхода к определению данного понятия. Социализацией он называет «продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей». При этом подчеркивается, что значение социализации нельзя ограничивать только обучением детей, подготовкой к взрослой жизни, усвоением элементарных правил общественной жизни. Это одно из узких значений данного термина. Процесс социализации, по его мнению, начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. И периоды детства, юности, зрелого возраста и старости имеют свои специфические значения в этом процессе [42, с. 49].

    И.С. Кон определяет социализацию как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» [49, с. 15].

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    А.В. Мудрик рассматривает социализацию как результат социального становления человека, усвоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом [59, с. 57].

    Источники


    1. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.

    2. Альбисетти, Валерио Любовь. Как оставаться вместе всю жизнь / Валерио Альбисетти. — М.: Паолине, 2014. — 160 c.

    3. Грюйер, Фредерика О счастье физической любви. Как обогатить свою сексуальную жизнь / Фредерика Грюйер. — М.: Этерна, 2014. — 206 c.
    4. Харриет Лернер Всё сложно / Харриет Лернер. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 288 c.
    5. Маркова, Надежда За пределами одиночества / Надежда Маркова. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 208 c.
    Социальная адаптация учащихся
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here