Социально педагогическое сопровождение адаптации

Самое важное по теме: "социально педагогическое сопровождение адаптации" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Социально-педагогическое сопровождение

Понятие «социально-педагогическое сопровождение» часто используется в современной науке и является актуальным. Понятие сопровождение интерпретируется неоднозначно. Этимология понятия связана с определенным действием; согласно словарю В. Даля, «сопровождать значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать».

В работах М.Р. Битяновой сопровождение рассматривается как система проф. деятельности педагога, психолога, направленная на «создание условий для позитивного развития отношений детей и взрослых в образовательной ситуации».

Социально-педагогическое сопровождение трактуется как процесс оказания своевременной социальной и педагогической помощи нуждающимся в ней детям и подросткам и системы корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка (Л.В. Байбородова).

В.А. Лазарев (монография «Пед. сопровождение одаренных») сущность сопровождения определяет как усиление позитивных факторов развития и имеющихся способностей и нейтрализацию действия негативных факторов.

Задачи социально-педагогического сопровождения детей(В.А. Лазарев)

— разработка индивидуальных образовательных маршрутов;

— формирование адекватной самооценки;

— охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

— предупреждение изоляции детей в группе сверстников;

— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей детей.

Структура социально-педагогического сопровождения, элементы (А.Л. Уманский. Автореф. дис.):

сопровождение отношений детей через групповые формы работы;

индивидуальное сопровождение развития отношений детей;

сопровождение классных руководителей в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку;

сопровождение родительских отношений (к детям, к образовательному учреждению, к обучению, воспитанию);

сопровождение принятия управленческих решений;

сопровождение образовательного процесса;

сопровождение отношений в педагогическом коллективе;

сопровождение взаимоотношений в диадах «педагог-ребенок», «педагог — родитель»

P.S. Как следует из данной структуры, приоритетное место принадлежит групповым, т.е. коллективным формам работы, что актуализирует значение социально-пед. сопровождения при формировании детского коллектива.

Компонентами соц-пед. сопровождения являются (Л.В. Байбородова): диагностический, консультационный, прогностический и практический

Содержание сопровождения

В автореф. дис Н.Г. Чаниловой: содержание сопровождения представляет собой систему действий педагога, связанную с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оперативной помощи во время выполнения проекта и упреждающим внесением корректив в последующие этапы учебной работы подростков.

Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником планируемого результата. Несмотря на то, что имеющийся субъектный опыт педагога и ученика качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в ситуацию совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений.

Важный аспект в содержании социально-пед. сопровождения – это включенность обучающегося в события и ситуации, стимулирующие его личностное развитие. В псих-пед. аспекте сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Сопровождение — это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, поэтому социально-педагогическое сопровождение является особым видом взаимодействия, целевым назначением которого выступает научение субъекта развития предупреждению и решению проблем.  Социально-педагогическое сопровождение предполагает взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность его социализации и обучения (М.И. Рожков «Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса»).

В пед. сопровождении в соответствии с доминирующими задачами, которые реализуют педагоги, можно выделить дидактическое сопровождение, цель которого — поддержка самостоятельной учебной деятельности; коррекционное сопровождение детей, имеющих особые нужды и др.

Содержание социально-педагогического сопровождения также включает адаптацию личности к новым жизненным ситуациям, что подразумевает коррекцию ее ценностей, влияющих на поступки и поведение.

Специфика социально-педагогического сопровождения (М.И. Рожков) заключается в направленности на поддержку личности, в построении ее социальных отношений, на обучение новым моделям взаимодействия с окружающим миром, на преодоление трудностей в процессе социализации.  Социально-педагогическое сопровождение не может носить нейтральный, пассивный характер, следующий за развитием человека.

Соц-пед. сопровождение — это целенаправленный активный процесс, имеющий свои цели, предмет, функции, критерии, средства, результаты.

[2]

Целью соц-пед. сопровождения является адекватная и максимально успешная социализация и индивидуальное развитие личности, процесс достижения которой может быть обеспечен установлением гармонических отношений между членами той или иной социальной группы.

Соц-пед. сопровождение имеет высокий воспитывающий потенциал. Если соц-пед. сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией соц-пед. сопровождения. Это обусловлено тем, что соц-пед. сопровождение предполагает «не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы» (М.И. Рожков).

Предметом социально-пед поддержки (О.С. Газман) является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [От авторитарного образования к педагогике свободы].

Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.

Кафедра педагогики и педагогических технологий

Тарукова Ольга Валерьевна

СОЦИАЛЬНО_ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Выпускная квалификационная работа

По специальности 050711 – социальная педагогика

Кандидат педагогических наук,

Тема: «Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада»

Глава I. Теоретические основы проблемы социально-педагогического сопровождения детей………………………………………………………6 – 25

    1. Сущность социально-педагогичес кого сопровождения детей ранне го возраста………………………………………………… …………….7 – 15
    2. Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации к детскому саду…………………………………………15 – 23
    3. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями при поступлении ребенка в детский сад………………………………..23 – 25

Вывод по I главе …………………………………………………………. 26 – 27

Глава II. Программа деятельности по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей к условиям детского сада……………28 – 49

2.1. Диагностика адаптированности к условиям детского сада…………29 – 36

2.2. Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада…………………………………………………………………… ……..36 – 47

2.3. Результаты реализации программы по социально-педагогическому сопровождению детей раннего возраста к условиям детского сада…….47 – 49

Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 Закона РФ «Об образовании». Поэтому работа детского сада составляет предмет обсуждения на сегодняшний день.

Читайте так же:  Как привлечь любовь в свою жизнь проверено

Лев Толстой в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние».

С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают специально обученные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда малыш подрастет, окрепнет, наберется сил. Пугают частые разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют.

В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Возникают противоречия, с одной стороны, нормативные документы, педагогическая теория ставят вопрос об адаптации детей к условиям жизни в число актуальных, а с другой – это процесс протекает с большими сложностями. Отсюда вытекает проблема, как обеспечить эффективность (результативность) работы детского сада по адаптации детей к условиям детского сада. Это определило выбор темы исследования: «Социально-педагогическая адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Цель нашего исследования состоит в выявлении условий эффективности социально-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада.

Объектом дипломной работы является процесс социально-педагогического сопровождения адаптации к детскому саду.

Предметом дипломной работы являются условия эффективности социально-педагогического сопровождения адаптации к детскому саду.

Гипотеза: социально-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям детского сада будет эффективнее если:

  1. Проводить необходимую работу с родителями;
  2. Проводить образовательно-воспитательные мероприятия с детьми по проблеме адаптации;
  3. Проводить диагностики вновь поступивших детей;
  4. Проводить мониторинг адаптации детей к детскому саду.

Цель исследования определила следующие задачи:

    1. На основе анализа литературы раскрыть сущность социально-педагогического сопровождения и его роль в адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
    2. Раскрыть возрастные особенности дошкольника, определить содержание, формы и методы, раскрыть особенности адаптации дошкольника к условиям детского сада
    3. Провести диагностику адаптированности детей к условиям детского сада
    4. Разработать программу по адаптации детей раннего возраста и апробировать ее

    Теоретическую основу исследования составили работы таких ученых, как Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольвер, В. Манова- Томова, П.Я. Трошина, Л.С. Выготский.

    База проведения исследования: Ленинградская область, Подпорожский район, с. Винницы, МБДОУ «Винницкий детский сад № 2» Структура: введение, 2 главы, заключение, список литературы и приложения.

    Глава I Проблема социально-педагогического сопровождения в современных условиях

    • комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
    • равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;
    • гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
    • специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся «на стороне ребенка», защищая его интересы и права. Данные принципы обуславливают необходимость сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован личностный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка — это не значит решать проблемы за детей, это означает вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Сопровождение — это педагогический метод, направленный на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром.

    1.1. Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста

    Социально-педагогическое сопровождение всегда персонально и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.

    Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.

    Субъектами социально- педагогического сопровождения детей являются:

    •родители и родственники;

    •профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, психологи, воспитатели, музыкальные работники, работники социально-педагогических центров и др.)

    Функция социально-педагогического сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание педагогических действий.

    Необходимо выделить две группы функций социально- педагогического сопровождения.

    Первая группа — целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.

    Вторая группа — инструментальные функции, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.

    Несомненно, что в совокупности все целевые функции социально- педагогического сопровождения реализуют цель развития личности и индивидуальности человека. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на социальное развитие человека. Субъекты социально-педагогического сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться, прежде всего, о развитии личности и индивидуальности. В этом смысле развивающая функция является основной, так как соответствует смыслу любой гуманистически направленной педагогической деятельности.

    Реализацией развивающей функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в его личностных качествах и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность.

    Тесно связана с развивающей функцией функция педагогической поддержки.

    Педагогическая поддержка — это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) (О.С. Газман).

    Необходимо поддержать человека в поиске решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать ее за него. Реализация функции педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка и веру педагога в эти возможности.

    В процессе реализации данной функции субъекты социально-педагогического сопровождения выявляют личностную проблему молодого человека, осуществляют совместно с ним поиск вариантов ее решения и анализ последствий этого решения на основе имеющегося у человека социального опыта. [18]

    Реализация функции педагогической поддержки пересекается с функцией социально-педагогической помощи.

    По определению М.И.Рожкова под социально-педагогической помощью подразумевается реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут трудности в разрешении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми, затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него обязанностей, трудности достижения цели и т.п.

    Читайте так же:  Я не нуждаюсь в этой гипотезе

    Реализация данной функции предполагает выявление потребности ребенка в социально- педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи, как через действия ребенка, так и через действия взрослых.

    Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи детям, совместной деятельности с ребенком.[9]

    Проблема социально-педагогического сопровождения в современных условиях

    комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;

    равнозначность программ сопровождения ребенка в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций;

    гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

    специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находятся «на стороне ребенка», защищая его интересы и права.Данные принципы обуславливают необходимость сопровождать, а не направлять развитие ребенка. Из всех возможных методов решения проблемы эффективнее тот, в котором актуализирован личностный потенциал развития ребенка, его желание изменить ситуацию к лучшему, обеспечена поддержка значимого для него окружения. Сопровождать развитие ребенка — это не значит решать проблемы за детей, это означает вместе с самим ребенком, его родителями, педагогами, ближайшим дружеским окружением учиться находить выход из самых сложных ситуаций. Сопровождение — это педагогический метод, направленный на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром.

    Сущность социально-педагогического сопровождения детей раннего возраста

    Социально-педагогическое сопровождение всегда персонально и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.

    Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.

    Субъектами социально-педагогического сопровождения детей являются:

    *родители и родственники;

    *профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, психологи, воспитатели, музыкальные работники, работники социально-педагогических центров и др.)

    Функция социально-педагогического сопровождения, отражая цель данного процесса и его специфику, определяет содержание педагогических действий.

    Необходимо выделить две группы функций социально-педагогического сопровождения.

    Первая группа — целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.

    Вторая группа — инструментальные функции, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.

    Несомненно, что в совокупности все целевые функции социально-педагогического сопровождения реализуют цель развития личности и индивидуальности человека. Поэтому первой и важнейшей является развивающая функция, реализация которой предполагает оказание целенаправленного влияния на социальное развитие человека. Субъекты социально-педагогического сопровождения, реализуя цели данного процесса, призваны заботиться, прежде всего, о развитии личности и индивидуальности. В этом смысле развивающая функция является основной, так как соответствует смыслу любой гуманистически направленной педагогической деятельности.

    Реализацией развивающей функции является создание педагогами ситуаций развития, которые способствуют появлению новообразований в его личностных качествах и раскрытию его потенциалов, отражающих его индивидуальность.

    Тесно связана с развивающей функцией функция педагогической поддержки.

    Педагогическая поддержка — это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем) (О.С. Газман).

    Необходимо поддержать человека в поиске решения возникшей у него личностной проблемы, а не решать ее за него. Реализация функции педагогической поддержки предполагает опору на наличные силы и потенциальные возможности ребенка и веру педагога в эти возможности.

    В процессе реализации данной функции субъекты социально-педагогического сопровождения выявляют личностную проблему молодого человека, осуществляют совместно с ним поиск вариантов ее решения и анализ последствий этого решения на основе имеющегося у человека социального опыта. [18]

    Реализация функции педагогической поддержки пересекается с функцией социально-педагогической помощи.

    По определению М.И.Рожкова под социально-педагогической помощью подразумевается реальное содействие человеку в преодолении возникающих у него трудностей. Это могут трудности в разрешении конфликтной ситуации со сверстниками и взрослыми, затруднения при выполнении ребенком возлагаемых на него обязанностей, трудности достижения цели и т.п.

    Реализация данной функции предполагает выявление потребности ребенка в социально-педагогической помощи, определение меры этой помощи (степени вмешательства), оказания помощи, как через действия ребенка, так и через действия взрослых.

    Помощь может быть предложена (именно предложена, а не навязана) в различных формах: консультации, привлечения определенных лиц для оказания помощи детям, совместной деятельности с ребенком.[9]

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Следующей функцией социально-педагогического сопровождения является фасилитация (облегчение) адаптации ребенка к новым для него жизненным ситуациям. У ребенка чаще всего возникают трудности в тех ситуациях, которые являются для него новыми, например, переезд в другой город, приход в семью нового человека, участие в неизвестном ранее событии и т.п. Эта функция социально-педагогического сопровождения способствует адекватному социальному выбору ребенка своей позиции в новых, ранее неизвестных ему условиях.

    Реализация данной функции предполагает совместный с ребенком анализ новой ситуации, определение его отношения к ней, поиск вместе с ним способов поведения.

    Также необходимо говорить о реализации коррекционной функции социально-педагогического сопровождения. Её реализация предполагает направленность педагогических действий на определенные изменения в ценностях ребенка, существенно влияющих на его поступки и поведение.

    Все перечисленные функции социально-педагогического сопровождения взаимосвязаны между собой, их реализация комплексно и целостно воздействует на ребенка, способствует его адекватному развитию.

    Вторая группа функций, как уже было сказано выше, инструментальные. Определяя их, необходимо еще раз подчеркнуть, что их реализация не предполагает руководства педагогом детьми. К инструментальным функциям следует отнести: диагностическую, коммуникативную, прогностическую и организаторскую.

    Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает выявление причин возникающих у детей проблем и затруднений, выбор наиболее подходящих педагогических средств и создание благоприятных условий для решения детьми имеющихся у них проблем.

    Задачами диагностики являются: во-первых, контроль динамики социального развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей. Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:

    1) изучение практического запроса;

    Читайте так же:  Любовь делает человека счастливее

    2) формулировка проблемы;

    3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;

    4) выбор метода исследования;

    5) использование метода;

    6) формулировка социально-педагогического диагноза;

    7) поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми.

    Рассматривая реализацию коммуникативной функции социально-педагогического сопровождения, педагоги должны четко представлять, что протяженность, форма, глубина общения с ребенком определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого.

    Необходима соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения. Необходимо постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности, как мы уже отмечали, предполагает, что ребенок активен, он осуществляет и самостоятельно разрешает собственное затруднение с помощью педагога.

    Для достижения целей социально-педагогического сопровождения большое значение имеет реализация прогностической функции.

    Ее суть — это обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными детьми в социуме, базирующегося на достоверных данных, и на основе этого прогноза создание проекта взаимодействия с ребенком.

    Реализация организаторской функции предполагает использование организуемых педагогом ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуации имеют большое значение для социально-педагогического сопровождения, если они эмоционально значимы для ребенка и осознаются им как событие своей жизни. Реализация данной функции предполагает как организацию групп детей, организацию взрослых для создания той или иной ситуации, так и координацию деятельности социальных институтов, взаимодействующих с ребенком.[31]

    Если мы говорим о социально-педагогическом сопровождении как процессе, то должны, рассматривая его диалектически, выделить источник его развития, движущую силу и основные этапы.

    Как уже мы говорили, целью этого процесса является формирование социальности человека; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия человека с субъектом социально-педагогического сопровождения. Это взаимодействие и является движущей силой данного процесса.

    Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.

    Первый этап — этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность, обида ребенка. Выявляется суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

    На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.

    На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с детьми реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.

    На четвертом (аналитическом) этапе взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.

    Прежде всего, мы должны подчеркнуть важность социально-педагогического сопровождения в период осознаваемых ими происходящих событий.

    Событие — это то обстоятельство или совокупность обстоятельств, которое или которые вызывают эмоциональное отношение к происходящему. Событие становится фактом истории и по отношению к конкретному человеку фактом его биографии.

    При этом человек сразу чаще всего не может дать адекватную оценку происходящего. Его жизнь можно представить как сложную линию, у которой две крайние точки: рождение и смерть, а между ними происходит множество других событий различной эмоциональной окраски, которые оставляют или не оставляют след в его памяти.

    Ребенок, например, с радостью вспоминает день рождения и любимую игрушку, которую ему подарили. Именно в этот момент он почувствовал прилив радости, который вспоминается ему всю жизнь. Также запоминаются обиды, несправедливые наказания, болезни, смерть близких и другие события, вызвавшие негативные эмоции. Мы исходим из того, что только значимое событие может оказывать существенное влияние на его развитие.

    В нашем концептуальном поле социально-педагогическое сопровождение ребенка предполагает не только помощь и поддержку ему в период события, но и конструирование событий детской жизни.

    Социально-педагогическое сопровождение ребенка в период события предполагает реализацию комплекса целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в данное событие и стимулирующих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.[34]

    Особое значение имеет сопровождение ребенка в ситуациях социального выбора.

    Как отмечает М.И.Рожков — в основе определения принципов социально-педагогического сопровождения лежит реализуемый нами экзистенциальный подход к пониманию педагогических явлений.

    Основной идеей экзистенциального подхода к педагогическому процессу, выделение в качестве идеальной цели является формирование человека, умеющего прожить свою жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего её смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.

    Каковы же ценностные основания процесса педагогического сопровождения ребенка в различных ситуациях, которые могут выступить в качестве принципов социально-педагогического сопровождения?

    Принцип личностного центрирования сопровождения, который предполагает рассматривать личность каждого ребенка как уникального в своем социальном становлении, способного самостоятельно сделать свой социальный и экзистенциальный выбор, для которого социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве средства осмысления своей жизненной ситуации.

    Принцип персонификации сопровождения, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации каждого ребенка.

    [1]

    Принцип конвенциальности сопровождения предполагает, что реализация задач сопровождения ограничена соглашением на его осуществление, основой которого являются потребности самого человека.

    Принцип оптимистической стратегии сопровождения предполагает, что субъекты сопровождения рассматривают развитие ребенка с учетом того позитивного социального опыта, которым он владеет, при этом должны доминировать убеждение в позитивном его развитии.

    Принцип социального закаливания, который одновременно является и принципом воспитания, предполагает включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

    Таким образом, М.И.Рожков выводит определение, что социально-педагогическое сопровождение является важнейшим компонентом социально-педагогической деятельности, суть которого в усилении позитивных и в нейтрализации негативных тенденций в развитии человека.

    Социально-педагогическое сопровождение

    В основе психолого-педагогического сопровождения детей лежит психологические особенности детей, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления развивающего обучения можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

    Целью социально-психологического сопровождения детей является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

    Читайте так же:  Порядок оказания паллиативной помощи взрослым

    Задачи социально-психологического сопровождения:

    предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

    помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

    психологическое обеспечение образовательных программ;

    развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

    Позволю себе напомнить основные направления психолого-педагогической работы.

    Направления работы по социально-психологическому сопровождению

    Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей;

    Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг)). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во-первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше), т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Сопровождение кризиса 3-х лет. Мы о нем уже говорили подробно. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде, которые уже перечислялись. А так же сопровождать готовность к обучению в школе. Хочется отметить, что у вас есть помощники педагоги, которые так же отслеживают результативность педагогической деятельности.

    Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется как правило по заявленным проблемам как с педагогами, так и с родителями;

    Развивающая работа (индивидуальная, групповая);

    Коррекционная работа (индивидуальная, групповая);

    Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

    Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

    Рис. 1. Направления работы по социально-педагогическому сопровождению

    На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования — создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, психолог и социальный педагог — это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник — субъект, способный к саморазвитию.

    Взаимодействие психолога и воспитателей способствует повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета особенностей детей.

    Педагоги совместно с психологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать дальнейшие ситуации развития для каждого воспитанника.

    Необходимо определить непосредственные задачи взаимодействия педагога-психолога с воспитателями ДОУ:

    на основе диагностики разработать совместно с воспитателями, индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития, подобрать комплекс коррекционно-развивающих упражнений;

    сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

    обеспечить воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста;

    Организационный этап (диагностический).

    Педагог-психолог начинает работу с стартового психолого-педагогического обследования детей.

    На основе полученных результатов диагностики педагога – психолога и воспитателей составляется психолого-педагогическая характеристика на ребенка.

    Следующим этапом работы является планирование коррекционно-развивающей деятельности. В соответствии с полученными результатами диагностики педагог-психолог составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу развития ребенка, где прописывает методы и приемы работы с детьми, и результат каждого занятия с ребенком. Для решения проблем совместно с воспитателями ДОУ педагог-психолог отбирает определенные игры и упражнения, которые в дальнейшем используются как на занятиях, так и в свободной деятельности.

    Формы работы психолога с педагогическим коллективом ДОУ на организационном этапе могут быть следующие:

    [3]

    тематические педсоветы, консультации для специалистов ДОУ;

    мини педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу готовности детей к школе и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;

    индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;

    тематические консультации для педагогов;

    индивидуальные консультации для педагогов.

    Итог работы на организационном этапе — составление индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционно-развивающих программ, расписание (графика) индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий с детьми.

    Основной этап (коррекционно-развивающий).

    На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-развивающую работу с детьми. Она базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:

    систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

    Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из особенностей развития детей, их индивидуально-типологических особенностей.

    Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только психолога, но и всех участников коррекционного процесса — педагогического коллектива ДОУ, родителей. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционно-развивающего воздействия и возможность проведения соответствующей коррекционной работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.), режимных моментов в детском саду, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье.

    Необходимо соблюдение должной систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов.

    Перечисленные условия — дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность коррекционно-развивающей работы — являются принципиальными и должны быть приняты во внимание при работе с каждым ребенком.

    Взгляды исследователей о социально-педагогическом сопровождении

    Многие исследователи (В. А. Горянин, В. С. Мухина и другие) отмечают, что сопровождение предусматривает «поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Они доказывают, что успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна. В этом же контексте М. Р. Битянова определяет сопровождение ребенка как «движение вместе с ним, рядом, а иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути». Многие исследователи делают акцент на сопровождении как деятельности, которую осуществляет специалист, оказывая помощь ребенку. Т. М. Чурекова, например, определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности, направленной на создание социально — педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений».

    Читайте так же:  Хосписы паллиативная помощь потери смерть горе

    Сущностной характеристикой сопровождения, по мнению О. И. Сдобниковой, является — особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи — патронажа, который, в отличие от коррекции, предполагает поиск скрытых ресурсов развития человека, опору на его собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

    Понятие «педагогическая поддержка» и характеристика его содержания разными авторами трактуется по-разному. А.Д. Андреева, рассматривая психологическую поддержку как процесс, поясняет, что взрослый в процессе поддержки сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, помогает ему избежать ошибок, поддерживает при неудачах. Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессионального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, обучением, самоопределением. Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, стремление к самостоятельности.

    О.С. Газман, отмечает, что суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшее препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку.

    М.И. Рожков, в статье «Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса» отмечает, что в социально-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

    Педагогическое сопровождение предполагает взаимодействие педагога и ребенка, обеспечивающее успешность его учения и самовоспитания.

    В свою очередь, социально-педагогическое сопровождение, по мнению М.И. Рожкова, имеет свою специфику и, прежде всего, направлено на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации. Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение должно иметь цель, критерии, результат.

    Целью такого сопровождения является адекватная социализация и индивидуальное развитие ребенка.

    При этом реализация этой идеальной цели невозможна без решения процессуальной — установление гармонических отношений между детьми, педагогами, родителями в школьной ситуации развития.

    Кроме того, социально-педагогическое сопровождение, реализуя имманентные для воспитания цели, выступает в качестве воспитывающего фактора. Воспитание и социально-педагогическое сопровождение диалектически связаны между собой. Если социально-педагогическое сопровождение выступает в качестве фактора воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения. Работа механизма воспитывающих влияний, невозможна без социально-педагогического сопровождения, сопровождение предполагает не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы (М.И. Рожков).

    Предметом поддержки, по мнению О.С. Газмана, является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни».

    Педагогическая поддержка пересекается с другим компонентом — социально-педагогической помощью ребенку, предполагающей реальное содействие им в преодолении возникающих трудностей. При этом процесс социально-педагогического сопровождения направлен на адаптацию ребенка к новым жизненным ситуациям. Немаловажной задачей социально-педагогического сопровождения является коррекция ценностей детей, существенно влияющих на их поступки и поведение. (М.И. Рожков).

    М.И. Рожков выделяет две группы функций социально-педагогического сопровождения.

    Первая группа — целевые функции, отражающие содержание педагогических задач, решаемых субъектами социально-педагогического сопровождения.

    Вторая группа — инструментальные функции, отражающие технологию социально-педагогического сопровождения.

    М.И. Рожков акцентирует внимание на том, что процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и выделяет в нем ряд этапов.

    Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность. Выявляется его суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.

    На втором, поисково-вариативном, этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.

    На третьем, практически-действенном, этапе совершаются совместно с детьми реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.

    На четвертом, аналитическом, этапе взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и намечают пути их преодоления.

    Автором определены ценностные основания процесса педагогического сопровождения ребенка в различных ситуациях, которые могут выступить в качестве принципов социально-педагогического сопровождения:

    А.Л. Уманский, сделал вывод о том, что сопровождение, его сущность рассматривается и понимается в следующих значениях:

    • — как система педагогических действий;
    • — как комплекс мер различного характера;
    • — как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи;
    • — как педагогическая технология.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Таким образом, социально-педагогическое сопровождение является достаточно самостоятельным педагогическим процессом, суть которого состоит в усилении позитивных и нейтрализации негативных тенденций в развитии ребенка.

    Источники


    1. Сергей Дольче Вита для двоих. Идем дальше / Сергей, Дина Волсини. — Москва: РГГУ, 2013. — 483 c.

    2. Панфилова, М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. — М.: Гном, 2016. — 160 c.

    3. Татьяна Розина Как выйти замуж за иностранца / Татьяна Розина. — М.: Алетейя, Историческая книга, 2015. — 232 c.
    4. Отсутствует Сложности любви. Кризис семьи / Отсутствует. — М.: АВТОР, 2016. — 794 c.
    5. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — М.: Питер, 2016. — 592 c.
    Социально педагогическое сопровождение адаптации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here