Социально психологический аспект адаптации

Самое важное по теме: "социально психологический аспект адаптации" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Социально-психологическая адаптация

Читайте также:

  1. Адаптация.
  2. Реклама как социально-психологическая установка
  3. Самовосприятие и психологическая адаптация.

Тестовые задания для контроля знаний

Практические задания

Вопросы для самопроверки

Рекомендуемая литература

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: учебник для слушателей по программам «Мастер делового администрирования» / Майкл Армстронг; пер. с англ. 8-е изд. – СПб, 2008. – 832 с.

2. Параткова О. Н. Успешная адаптация: критерии и подводные камни / О. Н. Параткова / / Управление человеческим потенциалом. – 2007. — №3. – С. 198 – 203.

3. Как помочь новичку войти в коллектив и приспособиться к работе / О. И. Лукьянов, Н. Ю. Гордеев, Е. Г. Варнахина / / Управление человеческим потенциалом . – 2007. -№3. – С. 166 — 182.

4. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под ред. О. В. Смирнова. – 5-е изд. перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2007. – 928 с.

5. Куроленкина Н. Е. Адаптация персонала: её роль в компании / Н. Е. Куроленкина / / Управление человеческим потенциалом. – 2007. — №3. – С. 204 – 207.

6. Лазарева С. С. Эффективная система адаптации персонала: компоненты и этапы построения / С. С. Лазарева / / Управление человеческим потенциалом. – 2007. — №3. – С. 212 – 217.

7. Трудовой кодекс : офиц. текст : с изменениями и дополнениями на 15 янв. 2008 г. – М. : ЭКСМО, 2008. – 270 с.

8. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. :ИНФРА-М, 2006. – 638с.

9. Фёдорова Н.В. Управление персоналом организации : учебное пособие / Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.

1. Что такое адаптация?

2. Раскройте содержание видов адаптации.

3. Дайте характеристику направлений деятельности подразделения по управлению адаптацией персонала организации.

4. Раскройте содержание программы адаптации персонала.

5. Перечислите проблемы социально-психологической адаптации различных категорий работников.

Задание 1

В организации остро стоят проблемы адаптации новых работников в связи с расширением производственной деятельности и переходом на производство новой продукции.

Какие виды адаптации выходят на первый план в данной ситуации?

Какие факторы оказывают наибольшее влияние на адаптацию в данной ситуации? Проранжируйте их.

Укажите букву правильного ответа:

1. Адаптация:

а) приспособление работника к новым профессиональным, социальным и организационно-экономическим условиям труда;

б) взаимное приспособление работника и организации путем постепенной врабатываемости в новые условия;

в) приспособление организации к изменяющимся внешним условиям.

2. Социально-психологический аспект адаптации предусматривает:

а) приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам;

б) приспособление к относительно новому социуму;

в) усвоение роли и организационного статуса рабочего места в структуре организации.

3. Для ускорения процесса адаптации работника необходимо:

а) позволить ему самостоятельно во всем разобраться;

б) познакомить его со спецификой организации;

[3]

в) постоянно контролировать его работу и давать оценки и советы.

4.В науке управления персоналом принято выделять следующие виды адаптации персонала:

а) первичная, вторичная, функциональная;

[2]

б) профессиональная, психофизическая, социально-психологическая;

в) скрытая, явная, фрикционная.

5.В науке управления персоналом принято выделять следующиенаправления адаптации:

а) первичная, вторичная;

б) функциональная, структурная;

в) основная, вспомогательная.

6. Вторичная адаптации — это:

а) санитарно-гигиеническая адаптация;

[1]

б) экономическая адаптация;

7. Необходимым условием организации коллектива и существенным фактором организационно-административной адаптации является:

а) настроение коллектива;

б) традиции коллектива;

в) морально-психологический климат.

8. Механизм управления профессиональной ориентацией и адаптацией осуществляется через:

а) формирование органов образования;

б) формирование и развитие системы органов управления различного уровня;

в) формирование и развитие системы органов контроля различного уровня.

9. Стадией адаптации является:

б) выплата заработной платы;

в) акклиматизация.

10. Период адаптации к новым обязанностям:

а) более продолжителен в случае привлечения с помощью внутренних источников найма;

б) более продолжителен в случае привлечения с помощью внешних источников найма;

в) примерно одинаков по продолжительности для всех и не зависит от источников привлечения персонала

11. По результатам исследований, полная адаптация работника в коллективе завершается, как правило, по окончании:

а) первого года работы;

б) двух лет работы;

в) трех лет работы.

12. Под профессиональной адаптацией обычно понимают:

а) приобретение навыков, освоение новых приемов в выполнении работы;

б) освоение правил и норм взаимоотношений в коллективе;

в) привыкание к новым людям.

13. Приспособление молодых работников, не имеющих опыта профессиональной деятельности:

а) первичная адаптация;

б) вторичная адаптация;

14. Психофизиологическая адаптация характеризует:

а) приспособление работника к относительно новому социуму, нормам поведения; налаживание контактов;

б) приобретение или доработку трудовых способностей (профессиональных знаний, навыков), изучение технологического процесса;

в) приспособление к новым физическим и психологически нагрузкам, условиям труда.

15 Адаптация работника в коллективе начинается с:

б) ориентации;

Дата добавления: 2014-12-17 ; Просмотров: 524 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

8. Психологические аспекты адаптации.

Психическая адаптация – это процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Психическая адаптация – сложный процесс, который наряду с собственно психической адаптацией включает в себя еще два аспекта: оптимизацию постоянного взаимодействия индивидуума с окружением и установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками, выражающегося в формировании определенных и относительно стабильных психофизиологических (психовегетативных, психогуморальных и психомоторных) соотношений.

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие равновесие организма как целого во внешней среде, протекают слаженно, экономично, то есть в зоне «оптимума». Адаптированное регулирование обусловливается длительным приспособлением человека к условиям окружающей среды, тем, что в процессе жизненного опыта он выработал набор алгоритмов реагирования на закономерно и вероятностно, во относительно часто повторяющиеся воздействия («на все случаи жизни»). Иными словами, адаптированное поведение не требует от человека выраженного напряжения регуляторных механизмов для поддержания в определенных границах как жизненно важных констант организма, так и психических процессов, обеспечивающих адекватное отражение реальной действительности.

Читайте так же:  Прости моя любовь лазарев

При разработке теории психической адаптации исследователями были предложены и обоснованы такие понятия, как «устойчивая адаптация», «переадаптация», «дезадаптация» и «реадаптация».

как процесс перехода из состояния устойчивой психической адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчивой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях существования;

как результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности и ее психической деятельности.

Говоря о проблеме переадаптация людей, необходимо иметь в виду, что данный процесс направлен на достижение адаптированностя в экстремальных условиях. Однако, экстремальность в данном случае есть не отдельные эпизоды в деятельности человека, связанные с риском для жизни и здоровья (боевые действия, ликвидация последствий аварии, стихийных бедствий и т.п), а измененные, непривычные условия существования.

В нашей стране проблемы экстремальной психологии связаны с именем В.И.Лебедева, кандидата медицинских и доктора психологических наук. На основе большого личного опыта работы и анализа литературных источников, научных данных, В.И.Лебедев (1989) выделяет и описывает ряд специфических психогенных факторов экстремальных условий существования и предлагает этапность психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования. Взяв за основу данную концепцию, целесообразно проанализировать содержание адаптационного процесса применительно к личности в условиях различной деятельности.

Адаптация, ее цели, функции, аспекты

Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.

Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.

Процесс адаптации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает и усваивает свои социальные роли в коллективе.

Выделяются два направления адаптации:

первичная — приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь идет в данном случае о выпускниках учебных заведений различного уровня);

вторичная — приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих вид деятельности или свою профессиональную роль, например, переходящих в ранг руководителя).

Выделяют следующие виды адаптации:

профессиональная (основные профессии, переквалификация, профмобильность);

психофизическая (санитарно-гигиенические условия, режим работы, комфорт, удобство рабочего места, содержание и характер труда);

социально-психологическая (вхождение в класс, социальную группу, слой, структуру)

Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, отечественным службам по работе с персоналом необходимо обратиться к опыту зарубежных фирм, которые уделяют традиционно повышенное внимание первичной адаптации молодых сотрудников. Эта категория работников нуждается в особой заботе о них со стороны администрации компании.

Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:

уменьшение стартовых издержек, так как пока работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

снижение психологической напряженности и чувства неопределенности у новых работников;

сокращение текучести рабочей силы, так как если новые работники чувствуют себя некомфортно на новом месте, может последовать увольнение;

экономия времени руководителя и других сотрудников;

развитие позитивного отношения к работе, повышение удовлетворенности от работы.

В теоретическом и практическом плане выделяется несколько аспектов адаптации:

психофизиологический — приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда;

социально-психологический — приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношений в новом коллективе;

профессиональный — постепенное приспособление трудовых способностей (профессиональных навыков, дополнительных знаний и т.п.);

организационный — усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре, а также понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Несмотря на различия между аспектами адаптации, все они находятся в постоянном взаимодействии, поэтому процесс управления требует единой системы инструментов воздействия, обеспечивающих быстроту и успешность адаптации.

Адаптация, безусловно, зависит от настроения коллектива, мнения коллектива, традиций коллектива, морально-психологического климата коллектива.

Мнение коллектива — это своеобразный барометр настроения людей, по нему можно судить о глубинных социальных процессах, которые происходят в его жизни, в обществе.

В переводе с латинского традиция — это передача, предание. Они — необходимое условие организации коллектива, формирования его социально-психологической общности, а также существенный фактор адаптации личности в коллективе. Наличие традиций положительно или отрицательно воздействует на процесс адаптации в коллективе. Они оказывают большое влияние на формирование устойчивых межличностных отношений в коллективе.

Функции социальной адаптации личности в коллективе можно представить следующим образом:

адаптация личности в коллективе обуславливает его устойчивость и стабильность, повышает его сплоченность, что способствует улучшению морально-психологического климата, нормальному функционированию и развитию коллектива. Адаптированная личность приобретает новые черты: целеустремленность, осознание единства своих и коллективных интересов, активность в поддержании целей коллектива и, как следствие, значительно большую продуктивность деятельности (благодаря ориентации продолжать работу именно в данном коллективе);

оптимально протекающий процесс адаптации есть вместе с тем процесс развития творческих возможностей, способностей и активности личности, ее самовыражения и самоопределения. Это связано, прежде всего, с тем, что более или менее длительное пребывание работника в составе одного коллектива и труд по избранной специальности являются непременными условиями достижения профессионального мастерства, социального продвижения;

cоциальная адаптация — один из важнейших аспектов социализации индивида, при этом индивид не только усваивает социальные нормы, обусловленные требованиями и содержанием деятельности коллектива, но также осваивает его социальный опыт и систему ценностей.

Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:

качественный уровень работы по профориентации потенциальных сотрудников;

объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации);

отработанность организационных механизмов управления процессом адаптации;

престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

наличие отработанной системы внедрения новшеств;

Читайте так же:  Путеводитель по психопатам

гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;

личностные свойства адаптируемого работника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

Управление трудовой адаптацией требует изучения, в первую очередь, трех организационных элементов:

структурное закрепление функции управления адаптацией;

технология процесса управления адаптацией;

информационное обеспечение этого процесса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8779 —

| 7161 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Социально-психологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Лопакова Юлия Борисовна,

Студентка3 курса педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск, Курганская область, Россия[email protected]

Рюмина Юлия Николаевна,

кандидат педагогических наук,доценткафедрысоциальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственныйпедагогический институт», г. Шадринск, Курганская область, Россия

Социальнопсихологические аспекты адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Аннотация. Статья раскрывает теоретические и эмпирические аспекты проблемысоциальнопсихологической адаптации детей сирот. Представлен анализ вопросов социальнопсихологической адаптации воспитанников интернатных учреждений, изучения ее социальных, психологических, педагогических особенностей. Ключевые слова:адаптация,социально –психологическая адаптация, социальная адаптация,уровни, этапы, критериисоциально –психологической адаптации, диагностика социально –психологической адаптации.

Однако Г.А. Балл, справедливо замечает, что «понятие адаптации способно сыграть важную роль в психологическом познании, если трактуется не узко (как приспособление к среде), а широко, как единство взаимообусловленных противоположно направленных процессов уравновешивания субъекта со средой.

С.И. Розуми др.). Большинство отечественных исследователей трактуют понятие «социально психологическая адаптация»: какпроцесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, и как результат этого процесса. Социальнопсихологическая адаптация представляет собой сложное явление, связанное как с индивидуальными особенностями человека, так и с позицией личности в обществе. Понятия «социальная адаптация»«социальнопсихологическаяадаптация» дифференцируют О.И. Зотова и И.К. Кряжева, авторы рассматривают социально психологическую адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы». Авторы указывают, что в процессе социальнопсихологической адаптации достигается соответствие социально одобряемого поведения и деятельности личности ее внутренней структуре, ее интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента, социально психологическим установкам и качествам.В то же время оптимально реализующийся процесс социальнопсихологической адаптации является условием эффективности адаптации на социальном уровне. Таким образом, социальная адаптация представляет собой одновременно и условие, и показатель успешности социальнопсихологической адаптации.

Ф.Б. Березин под социально –психологической адаптацией понимал адекватное взаимодействие с другими участниками деятельности, особенности микросоциального взаимодействия, достижение значимых целей. С социальнопсихологической адаптацией автор связывает особенности социальных установок, представлений о социальных ролях и собственной личности, адекватное межличностное взаимодействие [9]. Рассматривая вышеприведенные точки зрения, можно сделать вывод о том, что в научной литературенетчетких разграничений в определениях понятий «социальнопсихологическая адаптация», «социальная адаптация». Однако, несмотря на отсутствие четкости в терминологии, можно утверждать, что в структуре общего адаптационного процесса личности социальнопсихологический аспект занимает ведущую роль, опосредующую характер протекания других аспектов адаптации. Итак, адаптация социальнопсихологическая понимается как оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидуальных норм и традиций группы, включение в ее ролевую структуру.При рассмотрении проблем адаптации человека выделяют два уровня социальнопсихологической адаптации[3]:

Психологическая адаптация (внутриличностный уровень), включающая в себя индивидуальноличностные (в том числе конституциональные) и интеллектуальные особенности. Предполагает наличие определенного уровня развития личностных качеств и свойств интеллекта, лежащих в основе интегрированного социально одобряемого поведения.

Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра

Вложение Размер
osobennosti_sotsialno-psikhologicheskoy_adaptatsii_v_usloviyakh_sotsialno-reabilitatsionnogo_tsentra.docx 22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социально-психологической адаптации в условиях социально-реабилитационного центра

Жизнь ребенка без родителей делится на две половины: жизнь сиротском учреждении и жизнь после его окончания. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей-сирот. Замедленное интеллектуальное развитие, его дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта, несформированность чувства долга, причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей.

Поэтому современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. при исследовании этой проблемы решаются задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии, ослабление негативных последствий депривации и задачи социальной адаптации детей для успешной интеграции их в общество.

Только в семье ребенок может адаптироваться к нормальной жизни. Многие воспитанники детских домов не владеют даже элементарными навыками проживания в обществе – не знают, как пользоваться деньгами, не умеют мыть посуду. Выходя из интерната, они оказываются наедине с совершенно другим миром, в котором просто не готовы жить. Необходимо ввести обязательный постинтернатный патронаж, чтобы за подростком в течение несколько лет был закреплен отдельный человек. Тогда выпускник не будет чувствовать себя одиноким. Патронаж фактически обеспечит его взрослым другом». Если же ребенку повезло, и он попал в семью, то он начинает быстрее развиваться, и из него получается полноценный член общества.

В связи с тем, что фактически это осуществить пока не представляется возможным, социально-реабилитационные центры частично берут на себя данную задачу.

Основными задачами социально-реабилитационных центров при работе с выпускниками детских домов являются:

— обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;

— охрана интересов и прав воспитанников;

— освоение детьми образовательных программ; получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;

— формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни; формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;

— создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

Следует отметить, что подготовку подростка-сироты к самостоятельной жизни необходимо начинать задолго до того, как он покинет детский дом. Все программы, за исключением одной, должны быть реализованы в период нахождения подростка в стенах детского дома.

Все так же актуальны следующие направления работы с детьми-сиротами:
— профилактика девиантного и делинквентного поведения;

— полоролевое воспитание (обучение «женским» и «мужским» моделям поведения);
— сексуальное просвещение;

Читайте так же:  Как понять что мужчина настроен серьезно

-профилактика алкогольной зависимости и наркозависимости;

— формирование навыков решения жизненно важных задач;

— валеология, здоровьесберегающие технологии;

— обучение бытовым навыкам (приготовление пищи, содержание дома, планирование бюджета и пр.).

В связи с тем, что социально-психологической адаптации выпускников в учреждениях интернатного типа не уделяется должного внимания, в социально-реабилитационных центрах разрабатываются программы для адаптации выпускников, которые реализуются в период их самостоятельной жизни, — это программы постинтернатного сопровождения. В процессе их реализации необходимы занятия для формирования навыков управления своим свободным временем, психокоррекционные занятия по самооценке; психотерапевтическая работа по восстановлению уважения к труду. Ценность труда потеряна сегодня у большинства молодых людей, но у выпускников детских домов она деформирована еще и в силу того, что они находятся на государственном обеспечении.

Социальная адаптация означает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация проводится через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

В ходе реализации программ решаются следующие проблемы:

  • профессионального самоопределения выпускников;
  • освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;
  • ознакомления со структурой и функциями семьи;
  • формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.

Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах – важная функция, которую выполняют сотрудники центра. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

— выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

— формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

— приобретения опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

Таким образом, наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

Наиболее оправданным является подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника детского дома своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Воспитанник должен научиться приобретать и формировать свою жизненную позицию, быть способный делать разумный выбор, вырабатывать собственные идеи. Речь идет о личности, способной на самостоятельное управление своим поведением с учетом существующих стандартов, норм и законов общества.

На основе анализа воспитательных систем, в том числе работ В,А, Краковского, С.Т. Шацкого, Ш.А. Амонашвили, А.Н. Тубельского, коммунарской методики И.Иванова и др., а также с учетом современных технологий организации воспитательного процесса, разрабатываемых Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, А.К. Савченко, определяют следующий ряд принципов, которые могут быть положены в основу работы с воспитанниками детского дома.

  1. Принцип творческого начала в проведении и организации воспитательного мероприятия. Проведение воспитательных мероприятий с элементами непредсказуемости способствует формированию у детей различных вариантов реагирования, приучает их к неожиданностям взрослой жизни и тем самым работает на развитие механизмов социальной адаптации.
  2. Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе. Принцип реализуется в формировании основы для адекватного общения воспитанника с разными социальными группами (взрослыми, сверстниками и т.д.) через развитие его собственных устремлений. Личностно ориентированный подход способствует устранению таких иждивенческих отношений, так как он направлен на организацию воспитательного процесса таким образом, чтобы воспитанника сами для себя открывали свои возможности в решении поставленных воспитателем задач.
  3. Принцип коррекционно-развивающей направленности мероприятий.
  4. Принцип единства обучения и воспитания.
  5. Принцип социально-практической направленности мероприятий.

Итак, ни один педагог и воспитатель не могут повлиять на социальную ситуацию, которая сегодня постоянно меняется. Однако научить воспитанников владеть собой, ориентироваться в этой ситуации, приспосабливаться к условиям, которые может быть и не очень хорошие – вот задача социальной адаптации. Социальная адаптация – это не столько борьба с внешними условиями, сколько развитие внутри себя механизмов самоутверждения.

Таким образом, критериями преодоления трудностей могут быть сведущие:

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым поведением и мобилизировать не только свой потенциал для решения социальной проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения ребенка;

Читайте так же:  Календарь бросившего курить по часам

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовленности ребенка к преодолению трудностей социализации. Они могут рассматриваться только в комплексе.

Итак, понятие социально-психологической адаптации подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями общества, а также с собственными потребностями, мотивами, интересами. Адаптивный потенциал личности рассматривается как одно из важнейших социальных качеств личности, обеспечивающих ей субъектное функционирование в разнообразных критических ситуациях (стресс, кризисы, конфликты) социальной жизни. Несоответствующий социальным нормам эффективного функционирования личности адаптивный потенциал наиболее четко проявляет дефект социализации развивающейся личности в критические периоды жизнедеятельности подростка, индуцируя возникновение стресса психологической аккультурации, блокирующего конструктивные формы социальной активности личности. Несоответствие актуального уровня адаптивного потенциала личности социально-нормативному (т.е. необходимому для полноценного социального функционирования) является дефектом социализации развивающейся личности.

Выпускники учреждений интернатного типа неизбежно испытывают трудности в адаптации к условиям жизни вне детского дома. Это связано с рядом объективных причин: дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, испытывают сенсорный голод, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники детских домов и школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имею комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Условия общественного воспитания, имитация семейной жизни, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения, слабость эмоционально-личностных связей порождают социальный инфантилизм, коммуникативные проблемы у детей.

В настоящее время социально-реабилитационные центры должны ставять перед собой задачу помочь выпускникам детских домов адаптироваться к новым условиям жизни путем разработки и реализации программ постинтернатного сопровождения.

Понятие социально психологической адаптации

Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.
1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степени включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

2 стадия — псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8628 —

| 7421 — или читать все.

Глава 5 Психологическое обеспечение функционирования системы человеческих ресурсов

◆ раскрыть психологические особенности процесса адаптации персонала и поддержания его высокой эффективности; дать характеристику психологического обеспечения мероприятий по адаптации персонала и поддержанию требуемого уровня его эффективности;

◆ обсудить проблемы стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности, и психологическое обеспечение мероприятий по предупреждению и компенсации проявлений стресса;

◆ рассмотреть проблемы организационных конфликтов и психологическое обеспечение оптимизации конфликтного поведения.

Адаптация персонала и поддержание должного уровня эффективности труда персонала

Отбор персонала при его найме в организацию еще не гарантирует высокую эффективность деятельности человека в новых для него условиях, в новом коллективе, на новом трудовом посту. Обычно для достижения стабильного уровня функционирования в новой для работника роли требуется достаточно длительный срок, подчас доходящий до трех лет. Но даже по прошествии этого времени не всем удается в полной мере освоиться и достичь ожидаемого уровня производительности и качества работы.

Понятие адаптации. Виды адаптации

Время и степень успешности вхождения в новую роль определяется уровнем адаптивности человека, а сам процесс освоения новых обстоятельств — процессом адаптации. В.Г. Подмарков, давая определение последней, указывал, что адаптация представляет собой единство активных и пассивных форм связи человека со средой, приспособления среды к человеку и человека к среде [127, с. 126-127].

Адаптация привлекала самое пристальное внимание исследователей и практиков, поскольку управление этим процессом позволяет снизить потери организации, возникающие из-за текучести кадров, неудовлетворительной выработки и низкого качества труда. Остановимся более подробно на основных положениях отражающих психологические особенности адаптации человека в организации, в частности, на подходах к выделению ее разновидностей.

В научной литературе отмечаются экологический, биологический, физиологический, операциональный, информационный, коммуникативный, личностный и социально-психологический аспекты профессиональной адаптации.

Для интерпретации данных исследования важно различать первичную (адаптация лиц, не имеющих трудового опыта) и вторичную адаптацию, связанную с последующим изменением работы или профессии, возникновением новых условий труда.

По направленности адаптация подразделяется на профессиональную, психофизиологическую и социально-психологическую.

Читайте так же:  Хочу вернуть любимого мужа

Профессиональная адаптация — это приспособление человека к требованиям профессии, она осуществляется на основе приобретенных в ходе профессиональной подготовки знаний и умений. Процесс профессиональной адаптации зависит как от объективных факторов (сложности самой профессии), так и от особенностей самого работника (его интересов, индивидуально-психологических свойств). В организации это приспособляемость к требованиям технологи ческой подсистемы.

Психофизиологическая адаптация — это адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и т. п. Она зависит от здоровья человека и особенностей условий, в которых осуществляется его деятельность. Если условия необычны (работ; на глубине, на высоте, в условиях перепада температур, длительных смен, связанных с депривацией сна, в условиях Заполярья), то и требования к физиологическим предпосылкам адаптации повышаются.

Социально-психологическая адаптация — это приспособляемость к социальной и организационной среде предприятия.

Психологи имеют дело с исследованием и оптимизацией всех перечисленных видов адаптации. Например, может встать вопрос о первичной адаптации при обосновании решения о том, кого лучше нанимать — молодого специалиста и воспитывать его в условиях определенной культуры, вкладывая средства в его первичную адаптацию, или находить опытного специалиста, рискуя при этом столкнуться со сложностями его вписывания в организационную культуру. Не менее часто ставится вопрос об особенностях вторичной адаптации опытных профессионалов в связи с изменением техники. Но особое внимание, как правило, уделяется социально-психологической адаптации.

Надежды, связываемые с регуляцией процесса социально-психологической адаптации, основываются на значимости тех функций, которые приписываются этому процессу. Так, установлено, что социально-психологическая адаптация человека реализует несколько функций. Основные из них заключаются в формировании средств, нахождении условий и форм для свободного прогрессивного развития личности. Адаптация в коллективе выступает как условие продуктивной социальной активности, самоопределения, развития индивидуальности [60].

Чтобы упорядочить это многообразие, обратимся к работе Б. Г. Ананьева [1967], в которой человек — субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности. В таком случае профессиональная адаптация представляет собой единство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (первый аспект, назовем его эргономический), адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации и т.д. (второй аспект, собственно профессиональный) и адаптации личности к социальным компонентам профессиональной среды (третий, социально-психологический аспект).

Адаптация индивида к гипер- и гипотермическим воздействиям, физическим нагрузкам и гиподинамии, токсическим факторам среды, гипоксии, гипо- и гипербории, шуму, вибрациям, замкнутому пространству и к другим неблагоприятным факторам профессиональной среды, являясь областью специальных интересов эргономики, физиологии и медицины (Физиология…, 1982; Березин, 1988), подлежит в то же время и психологическому исследованию Неблагоприятные воздействия физической среды приводят не только к сдвигам физиологических систем организма, но и к изменению его психических состояний, преломляются через соответствующие субъективные отношения личности (Ломов, 1984), нейтрализуются в процессе адаптации разными путями,, в том числе психическими средствами (Алдашева, 1984). Изучение профессионального и социально-психологического аспектов адаптации не исключает анализа физиологических механизмов психических явлений, сопровождающих этот процесс. К любой профессиональной ситуации человек адаптируется как целостная структура: и как организм, и как личность (Галыгин, 1986; Робалде, 1986).

Адаптация человека к профессиональной деятельности подразделяется на ряд этапов первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей. Если началом первичной адаптации считать первый рабочий день, то своеобразным прологом к ней является процесс становления готовности к деятельности, включающий профессиональное самоопределение, формирование мотивации, накопление знаний, развитие профессионально значимых свойств и т. д.

Нельзя не согласиться с теми исследователями (Овдейг 1978; Казначеев, 1980; Березин, 1988), которые определяют процесс адаптации как непрерывный, но активизирующийся в тех случаях, когда в системе «субъект труда — профессиональная среда» возникает рассогласование. Причиной дезадаптации могут служить как изменения в субъекте труда, так и повышение требований деятельности к нему. Эти изменения могут быть устойчивыми, определяющими длительную и глубокую перестройку, и тогда их следует отнести к общей профессиональной адаптации, но могут иметь место кратковременные «возмущения», предполагающие ситуативную адаптацию По-видимому, в процессе и общей и ситуативной адаптации можно выделить три периода: адаптационное напряжение, стабилизация и адаптационное утомление. Эти представления о периодичности психической адаптации формулирует Ф. Б. Березин, соотнося периоды адаптации с основными стадиями стресса, описанными Г Селье. Сближение этих двух систем понятий особенно отчетливо проявляется при изучении профессиональной деятельности в экстремальных условиях, например в условиях Крайнего Севера (Березин, 1988; Селин, 1990).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Адаптированность, т.е. динамическое равновесие в системе «человек — профессиональная среда», проявляется прежде всего в эффективности деятельности. Эффективной можно назвать деятельность, характеризующуюся высокой производительностью и качеством продукта, оптимальными энергетическими и нервно-психическими затратами, удовлетворенностью профессионала. Ф Б. Березин [1988] формулирует три критерия, в соответствии с которыми целесообразна оценка психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: 1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами рабочей группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность); 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий); 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

Источники


  1. С.В. Петрушин Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2006. — 144 c.

  2. Рипинская, Мария Захомутать строптивого! / Мария Рипинская , Наталья Баратова. — М.: Питер, 2003. — 320 c.

  3. Анатолий, Некрасов Проектируем счастливую семью. Семьеведение / Некрасов Анатолий. — М.: АСТ, 2012. — 512 c.
  4. Р. Шарма Уроки семейной мудрости от монаха, который продал свой «феррари» / Р. Шарма. — М.: АСТ, 2017. — 731 c.
  5. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.
Социально психологический аспект адаптации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here