Социальные процессы адаптации личности

Самое важное по теме: "социальные процессы адаптации личности" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

  • общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
  • социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);
  • сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
  1. когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;
  2. эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;
  3. практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Социальная адаптация

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера применения понятия не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии и экологии и т.п.

Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

Начало этим исследованиям было положено биологическими науками, где адаптация рассматривается как процесс приспособления строения и функций организма к условиям существования и привыкание к ним.

В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека. В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта и социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Социальная адаптация – процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения. Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека

Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

— адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

— адекватная система отношений и общения с окружающими;

— гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во- вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта.

Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации — это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

В процессе социальной адаптации формируются:

приемлемые окружением навыки общения;

поведения и деятельности, дающие возможность личности самоутверждаться, реализовывать свои потребности.

Социальная адаптация связана с другим процессом, связанным с освоением субъектом социальной среды, — процессом социализации.

Таким образом, понятия и процессы социальной адаптации и социализации взаимоопределяют и взаимодополняют друг друга. С одной стороны, социализация предполагает наличие у субъекта способности понять и усвоить изменяющиеся условия жизнедеятельности, с другой — социальная адаптация –представляет механизм и одну из форм социализации личности.

Вместе с тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга.

Процесс социализации — это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это,

скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы.

В ходе социальной адаптации осваиваются и усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем.

Человек, группа или организация должны, в первую очередь, адаптироваться именно к таким условиям и использовать результаты этого процесса как основу или базу для углубления и конкретизации последующего процесса социальной адаптации.

Стадии социальной адаптации

Социальная адаптация — процесс, который представляет собой единство следующих стадий:

Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой. Это одна из наиболее болезненных стадий социальной адаптации, и период парализующего страха и бездействия и, одновременно, первичной, эмоциональной оценки и попытки самого первого осмысления сути происходящих изменений. Именно на этой стадии социальной адаптации субъект впервые сталкивается с необходимостью освоения новых элементов социальной среды и узнаёт их позитивные и негативные стороны.

На этой стадии происходит осознание личностью (социальной группой) того обстоятельства, что ее прежнее поведение не содействует достижению успеха и необходимо менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды. Для смены поведенческих образцов необходима активная позиция личности.

Рассматриваемая стадия социальной адаптации представляет собой достаточно серьёзную опасность для социальных субъектов, социальный, психологический и физический потенциал которых недостаточен для преодоления возникающих трудностей. В ряде случаев, адаптационный шок может стать основой для разрушения человеческой личности или даже её физической гибели.

Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё.

Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и

освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности. В этом случае субъект, опираясь на результаты первичного освоения новой социальной среды на предыдущей стадии социальной адаптации, получает возможность

выбрать и реализовать на практике наиболее подходящий для него способ поведения и деятельности, активизируя собственные способности и возможности.

Читайте так же:  Причины эпилепсии у детей 3 лет

Настоящая стадия социальной адаптации предполагает активизацию адаптационного потенциала субъекта, под которым понимается совокупность свойств и ресурсов, которая имеется у человека или группы в

скрытом виде и актуализируется в процессе социальной адаптации.

Ответ на «вызов среды». Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

При этом, необходимо помнить о том, что сделанный субъектом выбор не обязательном должен соответствовать требованиям среды. Субъект может

ошибиться в своём выборе, избрав модель поведения и деятельности, которая

соответствует его собственным целям, стремлениям и возможностям, но противоречит объективным закономерностям и тенденциям развития ситуации, в которой протекает процесс социальной адаптации. Это обстоятельство может впоследствии привести человека к серьёзным проблемам и трудностям.

Существуют и иные подходы к выделению стадий социальной адаптации. Ряд исследователей выделяют четыре качественные стадии социальной адаптации:

— первая (начальная) стадия, когда адаптирующийся индивид улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается;

— вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и индивид признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга;

— третья стадия — приспособления, «аккомодации« — связана с взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей среды, но и представители этой среды признают некоторые его ценности;

— четвертая стадия полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые. В процессе социальной адаптации деятельность субъекта может быть:

1. Адаптивной, когда он сам стремится приспособиться к среде (кон-

формизм, ритуализм и ретритизм):

2. Адаптирующей, при которой субъект стремится к самостоятельному изменению среды в соответствии со своими целями, задачами и потребностями. Наиболее эффективный результат социальной адаптации может быть достигнут в случае сочетания в поведении субъекта, адаптивного и адаптирующего аспектов.

Процесс приспособления индивида к новой среде жизнедеятельности

предполагает выделение тех её сторон, свойств и характеристик, к которым необходимо адаптироваться, прежде всего, т.е. объекта социальной адаптации.

В зависимости от объекта социальной адаптации, можно выделить некоторые ее виды.

1. Функциональная, представляющая собой приспособление субъекта к новой социальной среде через освоение и выполнение новых социальных функций. Например, адаптация ребёнка к школе возможна, в том числе, и через освоение им функциональных обязанностей учащегося.

2. Организационная, связанная с освоением и приспособлением субъекта к новым организационным структурам, к новой системе социальной или внутригрупповой стратификации. Примером подобной адаптации может служить освоение человеком иерархических отношений в новом для него коллективе. Например, на работе, воинской службе.

[1]

3. Ситуативная, представляющая собой внешнее приспособление субъекта к новым условиям существования и жизнедеятельности. Данный вид социальной адаптации можно наблюдать, когда субъект начинает приспосабливаться к среде через выполнение некоторых её требований, правил и норм.

Процесс адаптации человека к условиям деятельности

Процесс социальной адаптации личности

Изучая становление личности в процессе взаимодействия человека и его окружения, его социализацию, психологи обращают все больше внимания на те аспекты активности личности, которые направлены на ее адаптацию к той социальной среде (группа, организация, общество в целом), в которой протекает эта активность.

В едином процессе социальной адаптации выделяются пять взаимосвязанных этапов:

  • 1) первичная реакция на изменения;
  • 2)ориентировка;
  • 3) внутренняя переработка и осмысление;
  • 4) действия, направленные на изменение;
  • 5) продуктивное взаимодействие.

Остановимся на кратком описании названных этапов.

1. Первичная реакция на изменения

Необходимость в адаптации возникает в том случае, когда в жизненной ситуации личности происходят достаточно существенные изменения. Новая ситуация часто предъявляет к личности такие требования, к которым она ещё не готова:

требования к профессиональным качествам, умениям и навыкам, необходимость применения новых моделей поведения, требования изменить ранее сформировавшееся отношение к известным явлениям или объектам. Если человек не имеет ресурсов справиться с вновь возникшими проблемными ситуациями, он переживает более или менее выраженное состояние фрустрации.

Обычно первый этап процесса адаптации к новым требованиям среды эмоционально насыщен. Как правило, преобладают отрицательные эмоции, хотя в отдельных случаях изменения могут сопровождаться и положительными, даже эйфорическими переживаниями. Но в любом случае поведение характеризуется спонтанностью и, скорее, реактивностью, чем целенаправленной произвольной активностью. Действия направлены, прежде всего, на восстановление былого равновесия, на возвращение системы взаимодействия в прежнее состояние.

На этапе ориентировки ещё остаётся общее состояние дискомфорта, часто отмечаются проявления тревоги. Отношение к происходящему обычно неоднозначное, амбивалентное, подвержено колебаниям. Такое состояние побуждает индивида к активному целенаправленному поиску, сканированию и анализу ситуации. Значение поисковой активности для адаптации общепризнано и отражено в ряде работ [12, 13]. Наличие этапа ориентировки даёт преимущество живым системам, способным к активным поведенческим проявлениям и обладающим неким запасом поведенческих реакций, которые могут целенаправленно отбираться в зависимости от особенностей ситуации.

Основной задачей второго этапа процесса адаптации является адекватная ориентация в ситуации. Человек начинает активно собирать информацию, позволяющую прояснить ситуацию. Резко повышается чувствительность к релевантной информации. Человек пытается выяснить требования, предъявляемые к нему со стороны среды, способы поведения и реагирования, адекватные ситуации, анализирует свои возможности сквозь призму этих требований. На этом этапе информированность, осведомлённость личности прогрессивно возрастает. Если этап пройден удачно, человек становится обладателем знаний, которые дают возможность подойти к решению возникших проблемных ситуаций.

При нормальном течении процесса, общая преобразующая активность на втором этапе существенно снижается. Спонтанное реактивное поведение, не приведшее к положительным результатам на первом этапе, приостановлено, для планомерной активности ещё не хватает готовности и знаний: человек как бы «затаился».

Таким образом, основная нагрузка на втором этапе ложится на когнитивный компонент, который призван обеспечить личности запас знаний, необходимых для налаживания взаимодействия. Когда достаточное количество информации собрано, изучены требования среды и собственные возможности, индивид вступает на третий этап процесса адаптации.

3. Внутренняя переработка и осмысление.

Третий этап приобретает особое значение именно для процесса социальной адаптации человека. Это определяется спецификой самой социальной среды, а так же особенностями социального взаимодействия. Социальная среда более подвижна и неустойчива, чем биологическая. Чтобы взаимодействовать с такой средой, индивид должен быть способен так же быстро изменять своё поведение.

Читайте так же:  Развитие мышления детей 6 лет

В целом, характеризуя особенности третьего этапа, можно отметить, что наличие полезной информации снижает эмоциональную напряжённость, обычно общее состояние характеризуется умеренной комфортностью. Отношение достаточно устойчиво, хорошо дифференцированы положительные и отрицательные стороны ситуации. Имеющаяся информация также характеризуется детальностью и дифференцированностью. На третьем этапе когнитивная обработка заключается в интерпретации собранной информации, в результате которой она укладывается в систему внутреннего опыта.

Когда позиция определена, стратегия сформирована, происходит переход на четвёртый этап.

4. Действия, направленные на изменение.

На четвертом этапе индивид приступает к реальным действиям, направленным на преобразование ситуации. Ещё З. Фрейд выделил два типа адаптивного поведения личности: поведение, направленное на преобразование среды (партнёра) или на изменение себя самого. Эти противоположные стратегии были названы аллопластической и аутопластической адаптацией. Позже к двум названным была добавлена стратегия избегания травмирующей среды, особо изучалось адаптивное значение конформного типа поведения.

Выбор адаптивной стратегии зависит как от индивидуальных особенностей личности, и от характеристик среды.

Таким образом, наибольший вес на четвёртом этапе приобретает поведенческий компонент, и основное значение здесь отводится активным преобразовательным действиям. В связи с этим, успешность прохождения этапа во многом зависит как от адекватности избранной стратегии поведения, так и от самой способности личности к произвольной, целенаправленной активности.

Для данного этапа характерно уже избирательное восприятие информации: информация не соответствующая сложившемуся ранее представлению о ситуации преимущественно игнорируется.

Если стратегия выбрана правильно и её удалось реализовать, то ситуация взаимодействия уравновешивается, приобретая новые качества, и процесс адаптации переходит на свой завершающий пятый этап.

5. Продуктивное взаимодействие.

Пятый этап характеризуется собственно состоянием адаптированности индивида. Для него характерно состояние комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности. Общий тон эмоциональных переживаний положительный и не отличается экстремальным характером. Отношение к ситуации так же устойчиво и позитивно.

Эмоциональное благополучие является не единственным критерием адаптированности. Называя данный этап этапом продуктивного взаимодействия, мы должны отметить, что на самом деле, процесс адаптации может иметь два отличных друг от друга исхода. Мы выходим на одну из самых острых проблем теории адаптации — проблему противоречия между гомеостатическим идеалом адаптированной системы, стремлением к покою и равновесию и идеалом вечного движения, как условия жизни, стремлением живой системы к новой информации, изменению и развитию.

На пятом, заключительном этапе социальной адаптации могут реализоваться обе модели взаимодействия. Что мы получим в итоге, во многом зависит от первоначальной установки индивида на приспособление (равноценно, индивида к среде или среды к индивиду) или установки на оптимизацию самого взаимодействия, достижение более высокого уровня функционирования в контакте со средой.

В целом особенности протекания и длительность каждого этапа могут быть различными и зависят:

  • 1) от характеристик среды, с которой необходимо взаимодействовать;
  • 2) от интенсивности изменений,
  • 3) от общей адаптивности личности;
  • 4) от особенностей личности, позволяющих наиболее успешно функционировать на определённых этапах процесса.

А так протекание процесса социальной адаптации зависит от того, какой тип адаптационного процесса будет использовать человек.

Выделяют четыре основных типа:

  • 1. направленности вектора активности «наружу» соответствует один тип адаптации. Он характеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение и приспособление к себе.
  • 2. Направленности вектора активности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса. Он связан с активным изменением личностью себя, коррекцией своих социальных установок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов. Это тип активного самоизменения и активного самоприспособления к среде.
  • 3. В случае неприемлемости для личности, по каким — либо причинам двух рассмотренных вариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска в социальном пространстве новой среды с высоким адаптационным потенциалом для данной личности. Последнее обстоятельство (для данной личности) является принципиально важным. Потому, что понятие «адаптационный потенциал среды» всегда должно рассматриваться в субъективном контексте.
  • 4. В действительности существует еще один тип адаптационного процесса. Причем, он как раз и является наиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Этот тип называется, вероятно-комбинированным. Он основан на использовании всех вариантов «чистых» типов.

При выборе стратегии личностью оцениваются:

  • 1. требования социальной среды — их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.
  • 2. потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе.
  • 3. цена физических и психологических усилий при выборе стратегии изменения среды или изменения себя.

Оценка этих параметров часто происходит в свернутом виде или даже на неосознанном, интуитивном уровне.

Типы адаптационного процесса формируются в зависимости от индивидуально — психологических особенностей личности.

Социальная адаптация личности

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Понятие адаптация возникло в XIX веке и использовалось в начале главным образом для биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека, даже к коллективному поведению. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей создаются возможности ускорения оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в основании предмета деятельности, вплоть до нарушения ее регуляции.

Социальная адаптация – сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

оциальная адаптация

– сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

Социальная адаптация выступает как средство:

достижение оптимального равновесия в динамично системе «среда – личность»;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

повышение социальной активности личности;

регулирование общения и взаимоотношений;

формирование эмоционально – комфортных позиций личности: приобретения людьми определенного социального-психологического статуса, овладение теми или иными социально – психологическими ролевыми позициями.

повышение сплоченности и стабильности социальной среды, сохранения психического здоровья.

Прогрессивная социальная адаптация приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой.

Читайте так же:  Полюбил не прикасаясь

Регрессивная социальная адаптация проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

уществуют несколько классификаций адаптации. Социальную адаптацую разделяют на прогрессивную и регрессивную.

Прогрессивная социальная адаптация приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом – с другой.

Регрессивная социальная адаптация проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи обозначают регрессивную социальную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии личностью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои творческие способности. Прогрессивная социальная адаптация способствует самореализации личности.

Также социальную адаптацию можно разделить на:

Внутреннюю, проявляющуюся не только в изменении форм поведения и деятельность личности в соответствие с требованиями среды, но и в форме перестройки функциональных структур и систем. Это полная, генерализированная адаптация личности.

Внешняя социальная адаптация — это поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации. Внешняя социальная адаптация может сопровождаться сознательным внутренним конфликтом или проходить без него.

Внутренняя социальная адаптация — полная, генерализированная адаптация личности.

нешнюю

— это поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации. Внешняя социальная адаптация проявляется в двух формах: во-первых в сознательном приспособлении к условиям среды, сопровождающимся острым внутренним конфликтом;

во-вторых, в сознательном приспособлении к среде без сколько-нибудь выраженного внутреннего конфликта.

По механизму осуществления социальная адаптация бывает добровольной и принудительной. Принудительная социальная адаптация, когда человек изменяет сове поведения и деятельность не по собственному желанию проходит в ущерб человеку и влечет за собой деформацию интеллектуальных моральных качеств личности, развитию у нее ментальных и эмоциональных нарушений.Человек может адаптироваться к нежелательным, отрицательным для себя социальным явлениям, например к рабству, фашизму, диктатуре. Последствия принудительной социальной адаптации будут приводит к тому, что человек попытается изменить окружающую среду, так как свою природу человек изменить не в состоянии.

По мнению М.Р.Битяновой результаты процесса социальной адаптации могут быть различны:

Собственно приспособление человека к окружающей среде жизнедеятельности, которое позволяет ему более или менее успешно функционировать как индивиду и участнику различных социальных ситуаций.

Активное утверждение человека в социальной среде, позволяющее ему не только активно функционировать, но и личностно развиваться в общении и деятельности.

Конфликтное взаимодействие человека и среды, приводящее к дезадаптации: нарушениями функционирования, потере внутренней личностной активности, высокой психической напряженности и т.д.

Социальная адаптация в социальной работе и методика ее регулирования

Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой — является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социального работника. Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующей технологией.

ЛИТЕРАТУРА
Витенберг Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. — СПб., 1994.
Гусев ГА. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних. — М., 1993.
Корель Л.В. Классификация адаптации. Словарь основных понятий. — Новосибирск, 1996.
Проблемы социальной работы. — Ростов н/Д, 1996.
Силласте Г.К. Социальная помощь и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. — М., 1995.
Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. Б.Я. Жукова. — М., 1997.
Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв. ред. AM. Панов, Е.И. Холостова. — М., 1997.
Теория и методика социальной работы. Ч. П. — М., 1994.

Социальной адаптации (стр. 1 из 9)

В настоящее время основной проблемой детей с задержкой психического развития является трудность их социальной адаптации, затруднение взаимодействия с социальной средой так как задержка психического развития обусловлена нарушением интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, низкая работоспособность, быстрая истощаемость. У таких детей снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают значительные трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, правил, что может вызвать неадекватную реакцию. Исследованием данной проблемы занимались многие известные отечественные психологи, такие как Л.С. Выготский, В.А. Ядов, Е.И. Холостовой

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧКСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Понятие социализации и социальной адаптации

Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Е.И. Холостова выделяет две формы социальной адаптации:

— Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

— Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее. [23]

И..А. Милославова рассматривает социальную адаптацию в качестве сложного структурного образования, состоящего из двух взаимосвязанных компонентов – адаптивной ситуациии адаптивной потребности. Под адаптивной потребностью понимается неизбежно возникающая потребность личности приблизить, в какой-то степени «уравнять» шаблоны поведения, привычки, представления, в связи с изменившимися условиями социальной среды. Адаптивная ситуация рассматривается как изменения в социальной среде.

Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степени включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.

2 стадия — псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

Читайте так же:  Перепады настроения у мужчин

4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Охарактеризованные здесь стадии адаптации могут быть интерпретированы как типы адаптации, которые более или менее соответствуют определенным типам личности. Каждая личность, имеющая свой тип нервной системы, неповторимый жизненный опыт, характеризуется индивидуальными «приспособленными» механизмами, своими собственными оценками ситуации, своим типом адаптации. Тип адаптации, т.е. типичный способ реагирования на новую ситуацию, важная характеристика человеческой личности. Большинство людей проявляют различный тип адаптации в различное время, в зависимости от конкретных обстоятельств, но у каждого человека какой-то тип адаптации преобладает.

Социально – психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного социально – психологического статуса, овладение теми или иными социально – психологическими равными функциями. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус ребенка в новой социальной среде, а также его психологическая удовлетворенность ею. Признаками низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (другое образовательное учреждение) и отклоняющееся поведение. По мнению Е.И. Холостовой успешность этого процесса зависит как от характеристик социальной среды, так и от характеристик самого индивида.Таким образом, социальная адаптация – это скорее не цель, а средство активного воздействия индивида на среду, на ее преобразование, где человек подвергается воздействию среды, но, в свою очередь, сам приспосабливает ее к себе, т.е. одновременно выступает субъектом и объектом адаптации.

Социальная адаптация личности

Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по разному влияет на личность или подталкивает ее к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени.

Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:

1) общество (макросреда) — адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;

2) социальная группа (микросреда) — адаптация человека или, наоборот, нестыковка интересов человека с социальной группой (производственный коллектив, семья, учебный коллектив и пр.);

3) сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.

Социальная адаптация на уровне отдельных личностей включает: 1) реализацию механизма взаимодействия личности с микросредой путем определенного приспособления к ней через общение, поведение, деятельность; 2) усвоение норм, моральных ценностей ближайшего позитивного социального окружения путем их рационального осознания или путем интериоризации; 3) достижение состояния адаптированности субъекта путем установления динамического равновесия между его личностными установками и ожиданиями социальной среды при наличии контроля с ее стороны.

Сложность механизма социальной адаптации проистекает оттого, что взаимодействуют две структурно сложные системы — личность и социальная среда. Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. А социальная среда на макроуровне — это общество в целом, на микроуровне — микросреда, которую составляет ближайшее окружение человека и его отношения в семье, трудовом коллективе, в различных малых социальных группах. Микросреда — это непосредственная среда, взаимодействующая с личностью в процессе ежедневной практической деятельности. Макро- и микросреда находятся в постоянном взаимодействии с личностью и в неразрывной связи между собой, т. е. формируют как типовые, так и индивидуальные признаки личности.

Исходя из анализа возможных типов механизма взаимодействия личности и социальной среды, будет целесообразным понимать под социальной адаптацией лишь такой социальный процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды целесообразно называть «псевдоадаптацией». В современных российских условиях позитивная социальная адаптация людей сочетается и с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Могут все чаще встречаться противоречия, когда личность усвоила и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для своей ближайшей микросреды и в то же время не достигает органического единства с макросредой, обществом в целом, не интегрируется с макросредой, т. е. не является социализированной личностью.

Адаптация — двуединый процесс, в ходе которого субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семья, система образования, СМИ и пр.), но и сам может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая сложной и многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способной как к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта, так и к внесению существенных корректив в инновационную среду. При этом ее содержание не сводится только к социальной реабилитации. Оно значительно шире, благодаря чему адаптация имеет отношение к эвристическим, эмоционально-чувственным, вербально-коммуникативным, ценностно-ориентационным, институционально-организационным и другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания в социальной деятельности человека, когда происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытых потенций, помогающих полноценно включиться в процессы социальной адаптации как активной личности. Социальное самосознание личности выступает как механизм социальной адаптации, при котором происходит формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

Существуют и такие механизмы социально-психологической адаптации личности, как:

• когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение и т. д.;

• эмоциональный, включающий различные моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и т. д.;

• практический, поведенческий, предлагающий определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В целом, все эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют полное единство. В основе социальной адаптации личности лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность изменять и качественно преобразовывать саму личность человека.

Типология личности

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

[3]

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

Читайте так же:  Ни есть ни спать ночами

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.

Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.

Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.

Заключение

Общество не идеально, по множеству критериев (наркомания, алкоголизм, агрессия и. т. д. ), в следствии чего маленький взрослеющий в этом обществе , подражающий этому обществу человек сталкивается с множеством проблем, вопросов, дилемм. Никто не может миновать определенных обязанностей, связанных с периодом взросления, так как окружение, семья, и. т. д. зачастую подают неоднонаправленные примеры. Ребенок, подросток сам бывает не в силах справиться с путаницей из за отсутствия жизненного опыта. Для того чтобы помочь определиться, понять ситуацию зачастую нужна социальная помощь.

Необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что предупреждение отклоненного поведения, алкоголизма, наркомании и. т. д. у детей и подростков не может быть заключено в рамки ведомственных, психиатрических возможностей и должно решаться путем создания системы, объединяющей меры медицинского, правового и педагогического характера, воспитанию института семьи. Таким образом, деятельность по профилактике и коррекции отклоненных поведений у детей и подростков будет наиболее эффективной, если меры, предпринимаемые для этого, будут: носить комплексный характер; включать профилактику Отклоненного поведения в целом; учитывать индивидуально-личностные особенности; ориентированы на устранение причины отклонений в поведении; включать работу с микросоциальным окружением подростков.

Причем технологии психокоррекции у детей должны быт представлены методами индивидуальной рациональной психотерапии, технологиями групповой работы, в комплексе с семейной терапией, а также психолого-социальной работы в детских учреждениях с детьми и подростками, находящимися в зоне риска. Все методы должны быть направлены на осознание маленьким взрослеющим человеком себя как полноценного здорового члена современного общества.

Список использованной литературы

1. Алешина Ю.Е. и др. Семейное консультирование. М., 1998.

2. Аметов И. Проблема доверия в контексте идей Сухомлинского В.А.//Воспитательная работа в школе.2006

3. Социальная работа : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Дашков и К, 2011.

4. Волков Ю. Г. Социология. Учебник. М. Альфа-М-ИНФРА-М, 2010

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Осадчая Г.И. Лекции по социологии. М., 2008

Источники


  1. Котова, А.К. Как стать правой рукой шефа: настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2013. — 260 c.

  2. Гребнева, В. В. Теория и технология решения психологических проблем. Учебное пособие / В.В. Гребнева. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 192 c.

  3. Жизель, Аррюс-Ревиди Незрелые родители и взрослые дети / Аррюс-Ревиди Жизель. — М.: Питер, 2015. — 864 c.
  4. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи. Учебное пособие-практикум / А.Г. Лидерс. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2015. — 552 c.
  5. Иванова, Ольга Сила баланса. Обретение себя и стабильного брака. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (+ CD). Путь Четырех. Часть 1. Создайте баланс стихий в своей жизни (комплект из 3 книг) / Ольга Иванова , Ошо, Дебора Липп. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
Социальные процессы адаптации личности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here