Структура психологического климата

Самое важное по теме: "структура психологического климата" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

21 Теоретическая часть

1.1 Понятие психологического климата в колективе.

Структура психологического климата.

Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива организации. В психологии часто употребляются схожие категории: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологическая атмосфера коллектива».

Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

Психологический климат (ПК) коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д. [4, с.106]

Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей ПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей. [6, с.76]

Таким образом, ПК коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Существенным элементом в общей концепции психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре ПК становится очевидным наличие двух основных подразделений ‒ отношения людей к труду и их отношения друг к другу. [10, с.136]

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя ‒ эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным ‒ его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.

Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию ‒ общественную форму самоотношения и самосознания личности. В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата. [10, с.140]

То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой ‒ сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.

Социально-психологический климат коллектива

В литературе по социальной психологии и психологии управления понятие «социально-психологический климат», используется наря-ду с такими понятиями, как «морально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «нравственный климат» и т.д. Все эти понятия характеризуют межличностные отношения членов малой группы (коллектива), их отношение к труду, настроение.

Социально-психологический климат – это преобладающий и от-носительно устойчивый психологический настрой членов коллектива, проявляющийся во всех многообразных формах их жизнедеятельности.

Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мне-ние коллектива, характер межличностных отношений, самочувствие

и оценка условий жизни работы в коллективе.

Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Единство этих отношений предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудниче-ства, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы и др.)

Социально-психологический климат является одним из наибо-лее подвижных и значимых компонентов в структуре социально-психологических условий, а также важнейшим фактором всей жиз-недеятельности студенческого или педагогического коллектива. Его особая значимость в общей системе условий существования каждого члена коллектива определяется тем, что он характеризует непосред-ственно стороны жизнедеятельности человека.

Нормальный социально-психологический климат является не-обходимым условием общения и образовательной деятельности кол-лектива. По отнощению к отдельному индивиду он реализует функ-цию обратной связи с окружающими через общение, общественное мнение, отношения, сотрудничество, сопереживание и т.д. От него зависят не только настроение и самочувствие человека, но и про-

16.3. Социально-психологический климат коллектива

изводительность труда, а также качество работы. Исследованиями психологов установлено, что при благоприятном социально-психологическом климате производительность труда возрастает на 15–20%, а при его ухудшении снижается на 20–25%. Здоровый климат усиливает интерес к работе, повышает жизненный тонус, вызывает у людей удовлетворенность трудом, радость от общения с коллегами и от достигнутых результатов.

Читайте так же:  Что значит жизненная позиция

Социально-психологический климат является не только фактором роста производительности учебного труда, мобилизации внутренних резервов студенческого коллектива, но и средством воспитания по-ложительного отношения к учебе, укрепления учебной дисциплины и повышения творческой активности студентов. Благоприятный социально-психологический климат способствует раскрытию твор-ческого потенциала каждого члена коллектива, воспитанию и разви-тию положительных черт личности – уважения к человеку, чувства товарищества, дисциплинированности, ответственности, требова-тельности к себе и другим, принципиальности и т.д.

Таким образом, социально-психологический климат играет огром-ную роль в жизнедеятельности студенческого коллектива. Следова-тельно, формирование нормального климата в коллективе – одна из важнейшей задач преподавателей и руководства деканата (вуза).

Основная цель формирования нормального социально-психоло-гического климата – создание социально-психологических усло-вий жизнедеятельности студенческого коллектива. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется такими при-знаками, как сплоченность коллектива, активное его участие в управ-лении учебным процессом и общественными делами, сотрудниче-ство и взаимопомощь членов коллекттва, высокая продуктивность коллективной работы, высокий уровень развития межличностных контактов, взаимная доброжелательность, чуткость во взаимоотно-шениях, удовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями, их терпимость по отношению друг к другу, защищен-ность личности в коллективе.

Какие факторы влияют на состояние социально-психологичес-кого климата коллектива?

Принято различать внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние социально-психологического климата коллектива.

К внешним факторам относятся воздействия со стороны макро-среды, в которой функционирует данное учебное заведение. Сюда относятся: политическая обстановка в стране и в регионе, экономи-ческая ситуация, деятельность вышестоящих организаций, государ-ственных органов управления, городская инфраструктура (транс-порт, торговля, энергетика и пр.).

344 Глава 16. Социально-психологическая характеристика студенческого коллектива

Следует отметить, что экономический кризис, поразивший все отрасли народного хозяйства России, крайне негативно повлиял на социально-психологический климат в организациях и в масштабе всей страны. Инфляция, рост безработицы, низкий уровень оплаты труда, ее задержки, социальная несправедливость, рост преступно-сти, злоупотребления властных структур, руководителей и чинов-ников на всех уровнях управления порождают у большинства людей апатию, озлобленность, нервозность и другие отрицательные чув-ства.

К внутренним факторам, т.е. к воздействиям со стороны микро-среды, относятся: комплекс психолого-педагогических, технико-технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов образовательного процесса; содержание, организация

и условия учебного труда; жилищно-бытовые условия студентов

и преподавателей; стиль педагогического руководства; индивиду-ально-психологические особенности преподавателей и студентов; работа общественных организаций и т.д.

Каковы пути регуляции и улучшения социально-психологичес-кого климата?

Наиболее эффективными методами и средствами улучшения его состояния, по нашему мнению, являются:

• систематическое улучшение организации и условий учебы путем решения комплекса педагогических, технических, технологических, экономических, организационных и санитарно-гигиенических задач;

• представление студентам большей самостоятельности при выбо-ре заданий, средств и режима учебы;

• улучшение жилищно-бытовых условий студентов и преподава-телей, медицинского и бытового обслуживания;

• совершенствование системы материального и морального стимулирования;

• совершенствование методов и стиля педагогического руковод-ства, принципиальность, требовательность, чуткость и вниматель-ность к людям.

Для улучшения взаимоотношений людей рекомендуется также использовать специальные психолого-педагогические методы: соци-ально-психологический тренинг, ролевые игры, собрания, дискус-сии, аутогенную тренировку, создание комнаты психологической разгрузки, изменение обстановки и интерьера в учебных и бытовых помещениях, использование средств массовой информации и т.д. Нормализации социально-психологического климата в коллекти-ве способствуют также организация совместного отдыха студентов,

16.4. Конфликты в коллективе и способы их разрешения

спортивных состязаний, клубов по интересам, развитие художе-ственной самодеятельности, технического творчества и других форм самовыражения и общения людей.

Учитывая большое социально-экономическое значение социально-психологического климата для жизнедеятельности студенческого

и педагогического коллектива, можно предположить, что создание благоприятного климата является важнейшей задачей не только руко-водителя вуза, но и всего коллектива. Со стороны руководителя важно показать личный пример в установлении нормальных взаимоотноше-ний с подчиненными, в уважении достоинства личности сотрудников

и студентов, его профессионального мастерства и личностных ка-честв, в соблюдении нравственных норм и требований законов.

Большое значение в этом плане имеют справедливость в матери-альном и моральном стимулировании труда, участие руководителя в общественных делах коллектива, целенаправленная воспитатель-ная работа среди сотрудников, неформальное общение с ними на ра-боте и вне организации, проведение собраний, совещаний и дискус-сий, участие в организации и проведении разных мероприятий, не связанных с образовательным процессом (спортивные состязания, праздники, игры, посещение театральных и концертных залов, кол-лективный выезд на природу и т.д.)

Что касается самих студентов, преподавателей и сотрудников, то они также должны проявлять заинтересованность и активность в этих мероприятиях, расширять межличностные контакты, налажи-вать отношения друг с другом, развивать в себе лучшие качества для общения, сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи.

Таким образом, деятельность руководителей вуза, деканатов, ка-федр, преподавателей, студентов и сотрудников (всего коллекти-ва) по формированию нормального социально-психологического климата сложна и многоаспектна. Она охватывает психолого-педагогическую, управленческую, организационно-техническую, нравственную и другие сферы жизнедеятельности студентов, препо-давателей и сотрудников.

Сущность социально — психологического климата. Структура психологического климата

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Главную роль в формировании психологического климата в коллективе играет руководитель группы. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.[8, с. 10]

В отечественной социальной психологии впервые феномен психологического климата целостно описал Н.С. Мансуров. Анализируя личностные факторы повышения производительности труда, он обратил внимание на то, что «возникает социально-психологическая проблема организации хорошего «психологического климата в коллективе» и предложил пути создания благоприятного социально-психологического климата в производственных коллективах [10, с.57].Именно Н.С. Мансуров первым из отечественных социальных психологов разработал подходы к изучению морально-психологического климата в производственных коллективах.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель. Психологический климат, по его мнению, это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей [17, с. 20]. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данной группе осознаны цели и задачи, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данной группе являются принятыми. Третья климатическая зона — это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

Читайте так же:  Функция социально психологического климата

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень — статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество и количество продуктов их труда.

Второй уровень — динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат.[6, с. 14]

Общий социально-психологический климат в коллективе зависит от следующих показателей:

-социально-психологическое определение группы;

-особенности взаимоотношений в коллективе;

-преобладающее психологическое настроение в коллективе.

В коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом у сотрудников преобладает оптимизм. Такая группа характеризуется доверием, чувством защищенности, открытостью, возможностью карьерного роста и духовного развития, взаимопомощью и теплыми межличностными отношениями в коллективе. В такой атмосфере, как правило, сотрудники чувствуют свою значимость и стремятся к совершенствованию.

В коллективе с неблагоприятным психологическим климатом сотрудники настроены пессимистично. Неуверенность в себе, подозрительность, закрытость, скованность, страх совершить ошибку и недоверие — основные характеристики членов этой группы. В таком коллективе довольно часто случаются конфликты и споры [1, с. 9].

Важную роль в формировании психологического климата в коллективе играет руководитель группы. Любой руководитель заинтересован в высоких рабочих показателях своих подчиненных. Если в коллективе неблагоприятный социальный или моральный климат, высокая текучесть кадров, прогулы, жалобы и срывы сроков сдачи работы, то вопрос взаимоотношений нужно выдвигать на первый план. Хороший руководитель должен обращать внимание на следующие факторы [16, с. 75]:

1.Подбор сотрудников. Для каждого начальства важны профессиональные качества и навыки потенциального работника. При приеме сотрудника на работу необходимо обращать внимание и на его психологический портрет. Если в ходе интервью соискатель проявляет такие качества как жадность, агрессивность, завышенная самооценка, то ему стоит отказать в работе. Такой сотрудник может стать источником конфликтов в трудовом коллективе.

2.Заинтересованность в результатах работы у сотрудников. Очень важно, чтобы сотрудник был увлечен своей работой и стремился достичь наилучших показателей. Спланированный отпуск, материальная стимуляция, перспективы карьерного роста, возможность обучения и совершенствования своих профессиональных навыков O это те факторы, которые влияют на интерес сотрудника к работе.

3.Условия труда. Неблагоприятные условия труда могут повлиять на психологический климат в трудовом коллективе. Посторонний шум, плохо оборудованное рабочее место, плохие санитарно-гигиенические условия могут стать источником раздражительности сотрудников.

4.Роль руководителя в коллективе. Те руководители, которые с пренебрежением относятся к своим подчиненным или вызывают у них враждебность, как правило, не получают хороших результатов деятельности всего коллектива. Наиболее оптимальным является демократический стиль поведения — сотрудник не боится ошибиться, спросить, не чувствует завышенных требований и навязанных решений.

Всегда существует возможность изменить морально-психологический климат в коллективе. Проведение корпоративных вечеринок, праздников, поздравления сотрудников, поощрение — это те мероприятия, которые помогут сплотить работников. Работая над улучшением климата в коллективе, каждый руководитель обеспечивает себя довольными сотрудниками, которые работают сплоченно и на результат [4, с. 35].

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

· уровень текучести кадров;

· количество прогулов и опозданий;

· количество претензий, поступающих от сотрудников и клиентов;

· аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием.[6]

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-психологичес- кий климат коллектива – это условия, в которых происходят взаимодействия работников, влияющие на удовлетворенность процессом работы и результаты труда. К этим условия относятся, как и санитарно-гигиенические условия, так и межличностные отношения, общее настроение в группе.

В структуре социально-психологического климата обычно выделяются два основных среза – отношение людей к труду и отношения друг с другом. Отношения друг с другом дифференцируются по уровням:

· по горизонтали (между коллегами);

· по вертикали (между руководителем и подчиненными).

Всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя — эмоциональный и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под вторым настроем — его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.

Исходя из этого, выделяется структура проявления социально-психологического климата, которая включает:

· отношение к миру (система ценностных ориентаций личности);

· отношение к самому себе (самосознание и самочувствие).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Разумеется, что проявления социально-психологического климата весьма многообразны. По существу, это ситуативная характеристика трудовой деятельности. Иными словами, социально-психологического климата меняется в зависимости от производственной обстановки, времени действия, эмоционального состояния участников, психической напряженности и многого другого.[3, с. 49]

Итак, структура социально-психологического климата определяет отношение людей к труду и отношения друг с другом. Отношения друг с другом делятся по горизонтали и по вертикали. Оба типа отношений рассматриваются через эмоциональный и предметный психический настрой.

Читайте так же:  Как правильно манипулировать мужчиной

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Структура психологического климата

Фрагменты первой главы из книги: Социально-психологический климат коллектива. — М.: Наука, 1981. — С. 12-15, 27-28.


Рис. 6.2. Структура СПК

Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуативно-общественную форму самоотношения и самосознания личности.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата (рис. 6.3).


Рис. 6.3. Структура проявлений СПК


Рис. 6.4. Структура общих показателей СПК
А — отношение к делу; Б — самочувствие личности (отношение к самому себе); В — отношение к другим людям.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае, конечно, подразумевается не физическое самочувствие человека, зависящее от его здоровья, а психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.
С этой точки зрения само самочувствие личности (самооценка, степень удовлетворенности положением в группе, преобладающий настрой) может рассматриваться и как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата (рис. 6.4).
Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности. Естественно поэтому, что вопрос о роли СПК как фактора жизнедеятельности коллектива и личности требует специального рассмотрения.

В рамках социальной организации правомерно говорить о Двух важнейших факторах СПК коллектива — культуре человеческих отношений, человеческого общения, с одной стороны, и культуре организации труда — с другой. Таким образом, с учетом как глобальных, так и локальных компонентов макросреды можно вычленить следующие основные факторы СПК первичного коллектива, выходящие по своему масштабу за его рамки.
1. Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.
2. Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.
3. Культура труда и управления в данной социальной организации.
4. Культура межличностных человеческих отношений и общения.
Названными факторами, разумеется, далеко не исчерпывается все многообразие детерминант, могущих влиять на СПК коллектива. Кроме того, необходимо учитывать и взаимовлияние всех названных факторов, и их многократно опосредованное друг через друга воздействие на СПК первичного коллектива (рис. 6.5).


Рис. 6.5. Факторы СПК

1.2 Структура социально-психологического климата

В рамках социальной организации правомерно говорить о двух важнейших факторах социально-психологического климата коллектива — культуре человеческих отношений, человеческого общения с одной стороны, и культуре организации труда — с другой. Таким образом, с учетом как глобальных, так и локальных компонентов макросреды можно определить следующие основныефакторы социально-психологического климата первичного коллектива, выходящие по своему масштабу за его рамки.

1. Система социальных отношений общественно-экономической формации в целом.

2. Социальные и социально-психологические тенденции современной научно-технической революции.

3. Культура труда и управления в данной социальной организации.

4. Культура межличностных человеческих отношений и общения.

Кроме того, необходимо учитывать и взаимовлияние всех названных факторов, и их воздействие на социально-психологический климат первичного коллектива.

[3]

В целом, можно отметить, что социально контактная часть любой организации представляет собой сложную систему компонентов, выражающихся в первую очередь в формировании социально-психологический климат коллектива. Эффективное выполнение трудовых функций зависит не только от организационно-производственных условий, но и от межличностных отношений, которые оказывают значительное влияние на самочувствие и результаты труда человека. Говоря о психологическом климате, необходимо учитывать, что речь идет об относительно устойчивой системе отношений, сложившейся в течение определенного времени и имеющей возможность изменения и развития.

Любая организованная группа, в том числе и трудовой коллектив, имеет формальную и неформальную структуры, где существуют свои статусно-ролевые позиции. Разные члены группы более или менее сходны или различаются тем, что они считают важным и допустимым, а что второстепенным и неприемлемым и т.п. Все это создает психологический микроклимат, настроение группы, и члены группы либо им дорожат, либо пренебрегают и могут даже уволиться с работы, интересной для них по существу.

В общем виде социально-психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.

Теоретические исследования позволяют сделать вывод о том, что социально-психологический климат является наиболее целостной характеристикой группы, связанной с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений, процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения по горизонтали и по вертикали, содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. [9]

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЕКТИВЕ. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива организации. Этот термин схож по смыслу с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения.

Психологический климат (ПК) коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т.д.

Не только в социологии, но и в психологии утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурой образующей ПК является настроение. Сошлемся, в частности, на высказывание известного советского психолога К.К. Платонова, по мнению которого психологический климат (как свойство группы) является одним (хотя и важнейшим) из компонентов внутренней структуры группы, определяется межличностными отношениями в ней, создающими стойкие настроения группы, от которых зависит степень активности в достижении целей.

Таким образом, ПК коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Существенным элементом в общей концепции психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре ПК становится очевидным наличие двух основных подразделений — отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Читайте так же:  Стадии социального конфликта

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя — эмоционального и предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным — его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию — общественную форму самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата.

То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой — сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него.

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

[2]

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.

С этой точки зрения самочувствие личности может рассматриваться как один из наиболее общих показателей ПК. Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того, чтобы конкретно судить о всех аспектах ПК в коллективе, о мере эффективности его деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8287 —

| 7245 — или читать все.

Структура социально-психологического климата в коллектива

структура.doc

1.2. Структура социально-психологического климата в коллектива.

Существенным элементом в общей концепции социально- психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения

друг к другу. В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в

отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму самоотношения и самосознания

личности. В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата. То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных. Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа

жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе. Самосознание человека складывается в течение всей его жизни,

а самочувствие находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и

самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от него. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным

показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.

С этой точки зрения самó самочувствие личности может рассматриваться как

[1]

один из наиболее общих показателей СПК. Исследователи выделили ряд факторов, влияющих на социально-психологический климат в коллективе:

Читайте так же:  Изложение идея индивидуализма

1. Факторы макросреды: общественно-экономическая формация, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества и функционирование производственных коллективов, а также определенные управленческие воздействия со стороны организаций.

2. Факторы микросреды предприятия – это материальное и духовное окружение личности как члена коллектива; предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие «производственная (рабочая) ситуация»; групповые явления, происходящие в коллективе.

Кроме основных факторов, формирующих СПК в коллективе, существуют еще несколько дополнительных:

1. Неофициальная организационная структура коллектива. Говоря о важном формирующем влиянии неофициальных контактов на климат коллектива, необходимо учитывать как количество этих контактов, так их распределение. Конечно, при изучении факторов, влияющих на климат коллектива, следует учитывать не только специфику формальной и неформальной организационных структур, взятых обособленно, но и их конкретное соотношение. Чем выше степень единства его формальной и неформальной структур, тем позитивнее воздействия, формирующие климат коллектива.

2. Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, играет важную роль в создании социально- психологического климата коллектива.

3. Индивидуальные психологические особенности каждого из членов коллектива. Однако для формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов производственного коллектива в большой степени обусловливает его климат.

В. М. Шепель выделяет еще один фактор, образующий психологический климат коллектива, критерием для которого служат особенности коллектива, которые можно подразделить на:

а) особенности индивидуального поведения (индивидуальные способности, склонности и одаренность, специфику мотивации, индивидуальные ценности);

б) демографические, национальные и культурные особенности;

в) особенности группового поведения (ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива, этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта);

г) особенности поведения руководителей, членов управленческой команды (управленческие).

Выделяют и другую структуру. Структура коллектива исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном. Формальная структура связана с должностным статусом членов группы. Неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими качествами членов коллектива.

Каждый коллектив проходит определенные этапы развития, на каждом из которых изменяется и характер психологического климата, преобладающего в нем.

I стадия – преобладает формальная структура: работники обращаются в соответствии с должностями поведенческими стерео типами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели, и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо.

II стадия – переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива,

возможна борьба за лидерство, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения внутри рабочей группы. В конце этого этапа четко просматривается не формальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов.

Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность.

В первом случае первая группа воспринимает лучшие деловые и нравственные качества своих членов, возникающие проблемы решаются по-деловому, инициативно и творчески. Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснения отношений с другими подразделениями. Производственные проблемы как бы отходят на второй план. Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью работников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится в нерабочей группы: общественно-политическая деятельность, семья, личные проблемы и т. д.

Выделение основных моделей социально-психологического климата базируется на трех факторах:

1) уровне развернутости психологического потенциала коллектива;

2) степени реализации его в данный момент;

3) тенденции дальнейших изменений психологического потенциала коллектива.

В соответствии с этим существуют следующие модели:

Вариант А. Высокий уровень развернутости социально- психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Существует перспектива дальнейшего развертывания социально- психологического потенциала коллектива.

Вариант Б. Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством организации труда и управления. Тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности, тенденция роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

Вариант В. Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.

Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей к труду и их отношения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

друг к другу. В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного.

Источники


  1. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.

  2. Камаровская, Елена Как сделать из обычного мужа образцового отца / Елена Камаровская. — М.: Питер, 2018. — 176 c.

  3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2014. — 336 c.
  4. Жукова, М. Н. 55 роковых ошибок, которые совершают женщины / М.Н. Жукова. — М.: Феникс, 2005. — 272 c.
  5. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений: моногр. / Р.Р. Калинина. — М.: Речь, 2011. — 352 c.
Структура психологического климата
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here