Стыд то какой

Самое важное по теме: "стыд то какой" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Мир в котором мы живём

Популярные публикации

Последние комментарии

Стыд-то какой: Пушков прокомментировал слова американского сенатора о России

Член Совфеда РФ Алексей Пушков на своей странице в Twitter прокомментировал высказывание американского коллеги.

Сенатор-демократ от Монтаны Джон Тестер заявил, что цель России – это уничтожение демократии и продвижение коммунизма в США.

«Не проснулся товарищ со времён “холодной войны”, все с Коминтерном сражается.

Уровень суждений американской политэлиты все чаще удручает. Стыд-то какой!» – написал Пушков.

Ранее американский журналист Тед Гален Карпентер писал о том, что Соединенные Штаты Америки заблуждаются насчет России. По мнению журналиста, американская общественность и американские политики имеют неудачную тенденцию конфликтовать с Россией так же, как конфликтовали с Советским Союзом. Они говорят, что Россия якобы представляет собой серьезную угрозу для Соединенных Штатов и является «империей Зла». Однако, как считает американец, такое поведение США провоцирует Россию.

Еще одни журналист из-за океана, Дэниэль Махони, высказывал такую точку зрения: на Западе преувеличена преемственность между двумя странами, и некоторые из политиков ненавидят современную Россию больше, чем когда-либо выступали против СССР.

Источник фото: pixabay.com, Prt Scr twitter.com/alexey_pushkov

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Каким бывает стыд:
(определения приводятся в именительном падеже)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: ухмыляться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «стыд»:

Синонимы к слову «стыд»:

Предложения со словом «стыд»:

  • Такое чувство телесного стыда нам совершенно неизвестно.
  • Пусть каждый живёт и думает так, чтобы он мог без краски стыда, без страха и опасения смотреть в зеркало своей руки.
  • Или какой-нибудь заяц испытывал стыд от того, что на нём нет одежды.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Дополнительно:

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Стыд-то какой Ваши Мысли!

Вы смеетесь надо мной, потому что отличаюсь от вас,
а я смеюсь над вами, потому что вы не отличаетесь друг от друга.
(Михаил Булгаков)

Я вижу поэтов, чьи головы
Набиты одними химерами:
Не нравится всё им, по их же словам;
Но верой, и правдой служить не готовы —
Отдались вовсю бесполезным мечтам.

Не может себя считать выше.
Людей остальных ни поэт и никто:
Кричать потому, что весь свет для него
Видится сплошь в отвратительном в виде
И молчаливо кругом большинство.

Поэт, что людей ненавидит и жизнь,
Смотрит на них. не с того расстояния.
Расширьте ваш взгляд и тотчАс убедитесь —
Что лживы, безжизненны все миражи,
И вымысел чистый все ваши страдания!

Стыд-то какой — ваши мысли, поэты!
И достоверность отчасти.
Не можете думать о главном несчастье.
Не раскрасневшись при этом!!

Значение слова «стыд»

1. Чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения. Я понял все неприличие, всю низость своего поведения и, задыхаясь от стыда и раскаяния, стоял, как опозоренный. Тургенев, Яков Пасынков. Митя сгорел со стыда, вспомнив, как он, бесчувственно пьяный, валялся на тахте. Крон, Дом и корабль. || Чувство моральной ответственности за свое поведение, поступки и т. п. — Все это хорошо, что ты и ошибки свои признаешь, и стыд, как видно, еще не совсем потерял. Шолохов, Поднятая целина. — Ну и балаболка, ну и жулик! Ни стыда, ни совести… Гладков, Вольница.

2. Разг. Позор, бесчестье. [Полина:] По твоей милости все смеются надо мной. Что я стыда натерпелась! А. Островский, Доходное место. — А вдруг отвергнут меня как недостойного, — думалось мне. — Какой будет стыд и огорчение! Морозов, Повести моей жизни.

3. Прост. Стыдливость. [Анисья:] Уж и точно девичий стыд до порога, а переступила — и забыла. Л. Толстой, Власть тьмы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Запрос Срам перенаправляется сюда. На эту тему нужна отдельная статья.

Стыд — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта.

Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно.

Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины.

По мнению ряда антропологов, изучающих стыд и его проявления, стыд имеет большее значение в коллективистских культурах (Япония, Китай, Бразилия, Греция, Иран, Россия, Южная Корея). Тогда как в культурах Запада, базирующихся на индивидуализме, произошло замещение стыда виной.

Значимость стыда в коллективистских культурах, среди прочего, является следствием того, что в этих культурах социальные нормы разделяются практически всеми и следовать им обязательно.

СТЫД, а́, мн. нет, м. 1. Чувство смущения, раскаяния от сознания предосудительности поступка. Он проснется с содроганьем, полон страха и стыда. Пушкин. Слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда. Л. Толстой. Я просто сгорел со стыда, когда он стал расписывать Бегушеву наше дурацкое дело. Писемский. Ни стыда, ни совести. Ложный с. 2. Позор, бесчестье. Стыд пал на седую голову мою. Даль. С. и срам. 3. То же, что срам во 2 знач. (простореч.). С. прикрыть.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм либо обнаружением такого нарушения

Стыд-то какой!

Ах, «праблема» у Тамары —
Восемь вилок для омаров.
В панике её супруг —
Ведь гостёф-та девять штук.

Читайте так же:  Отношение к суициду

Всех толщее,(и умнее),
С бриллиантиком на шее,
Кот Маркиз — не паникёр.
(Парочку себе уж спёр).

Он сейчас спокойно ляжет,
Всем достоинство покажет.
А потом он на подстилке
Их и стрескает. Без вилки.

Не сочувствует он Томе.
Ведь лафа ж, коль гости в доме.
Под диваном он от скуки
Спрятал вилочки. Две штуки.

Стыд-то какой

Родственница постоянно повторяла, что нижнее белье у девушки всегда должно быть в идеальном порядке. Платье и обувь не так важны, а вот чулки, комбинация, трусики — это обязательно. Вот к примеру вышла ты на улицу, а тебя сбивает машина. Насмерть. И везут тебя в морг. Раздевают. Санитар молоденький, а у тебя трусы рваные. Стыд-то какой.
Для убедительности она прикладывала ладони к щекам и укоризненно качала головой из стороны в сторону.

Летом 1970 года группу студенток ЛГУ в обязательном порядке отправили в степной Крым в стройотряд.
Ничего мы не строили, а работали на одном из консервных заводиков в каком-то колхозе под Джанкоем.
Завод специализировался на компотах из черешни, томатном соке и консервированных помидорах.
Неплохо, все вкусное, все люблю.
Работали посменно, днем и ночью, практически без выходных, то на конвейере, то на мойке банок. Банки приносили со склада-сарая, очищали от грязи и паутины, изредка попадались дохлые скорпионы.
Потом банки мыли в чанах с горячей водой и вешали на крюки для стерилизации паром.

Иногда нас отправляли в поле, собирать помидоры.
Это я любила больше всего. Сидя под одним кустом, можно было набрать ведро теплых и очень вкусных южных помидор. И даже съесть, сколько влезет, предварительно обтерев о рукав. Я всегда придерживалась правила » с грязи не треснешь, с чистоты не воскреснешь». А от навоза растут. Но, несмотря на старания, я так и не выросла, остановилась на 1.49 (цена чекушки, кто помнит, но в сантиметрах).
Ведра из под кустов уносили прикреплённые к нам «трудновоспитуемые» подростки. Не знаю, кто их трудновоспитывал, у нас с этими пацанами проблем не было. Ну, разве помидором запустят.
Все было неплохо, несмотря на антисанитарию в быту, ужасную еду в столовой и тесноту в «спальне». Сорок раскладушек впритык в школьном коридоре. Мыться ходили на канал, а на помидорах, черешне и хлебе можно прожить.
Уставали мы на работе очень, но, по молодости, таким пустякам значения не предавали.
Даже сдружились с ребятами из соседнего стройотряда. Если ночью не работали, костры вместе жгли, песни пели, смеялись.
Как-то пригласили нас ребята пойти ночью в степь на южные звёзды любоваться. А чтобы ближе видно было, предложили на стог залезть.
А что, здорово!

Встретились вечером, отвели они нас к стогу. «Сами,- спрашивают,- залезете, или лестницу принести? » Какая лестница? Мы шустрые, не раздумывая взлетели на стог, упали на душистое сено. Или это все же солома? Вверху обалденное звездное небо, в стогу мыши шуршат. Рай на земле.
Дальше привожу рассказ одного из парней. «Пока мы о дальнейших действиях договаривались, девчонки наши уже наверх забрались. Лезли и хихикали, повизгивали, как и положено, а потом вдруг затихли. Ну, думаем, каверзу готовят. С предосторожностями забрались наверх. Девчонки лежат вповалку, притворяются, что спят. Мы подошли поближе…и правда спят. Дрыхнут все четверо, бессовестные, и просыпаться не желают».
Так и просидели ребята с нами рядом всю ночь, охраняли. Только покурить по очереди вниз спускались. Сено, все-таки.
После этого случая мы еще больше подружились, но на звезды любоваться никто нас больше не приглашал.
Но это все так, дивертисмент, вставной номер. Я о другом.

[1]

В какой-то момент случилась у меня некоторая проблема медицинского направления. Фельдшерица в медпункте сказала, что без кожвендиспансера никак не обойтись и даже бумажку выписала, чтобы меня без очереди приняли. Потому, как я боец сельхозстройотряда, и должна поскорее вернуться в строй.

Для поездки в Симферополь организовали машину и разрешили подруге меня сопровождать. Для бодрости духа. Ну и ура!

Приехали. Бумажку в регистратуре показали. Я в кабинет вошла, а там тетенька врачиха толстая и еще трое молодых людей, практиканты наверное. И все в белых халатах.
Врачиха строго на меня посмотрела и говорит: «Ну, показывай». Вот тут то самая засада. Чтобы показать, надо юбку высоко поднять, а я девочка провинциальная, скромная, таких вольностей себе не позволяла. А то, что мы в поле в шортах работали, это не считается. Это спецодежда, и за кустом не видно.

Словом, стою, стесняюсь, юбку тереблю. А врачиха весело так говорит: «Ну, сумела заработать, сумей показать». И парни молодые на меня с любопытством смотрят.
Делать нечего, задрала я юбку на должную высоту.
Как они смеялись. Просто ржали. На них глядя и я засмеялась. Ситуацию оценила. Действительно, смешно.
» Кошку на колени брала»- спрашивают. Ясно дело. Из всех сорока раскладушек эта кошка приблудная ко мне повадилась приходить. И днём и ночью. Меня выбрала и со мной спала.
Я то сразу поняла, что у меня от кошки лишай на ноге. А они что думали, медики эти?

Дали мне два пузырька, объяснили, как мазать и отпустили с миром.
А мазь не только мне пригодилась. Кошкин лишай заразный очень.

А на следующий год наступила эра мини.
Было рекомендовано носить юбки длиной на пятнадцать сантиметров выше колен. При моем росте это примерно на уровне шеи.
Оказалось, что короткая юбка очень удобна, не сковывает шаг и дает ощущение внутренней свободы.
Нам, провинциалкам, именно это доктор прописал. Только не кож-вен, а доктор психологических наук.

Стыд и депрессия

Томкинс (Tomkins,1963) отмечает, что взрослые стремятся модифицировать проявления переживаемого стыда. Это связано с тем, что слишком откровенные, слишком интенсивные и слишком частые проявления стыда свидетельствуют о социальном неблагополучии индивида. Иногда человек прячет взгляд, чтобы скрыть переживание стыда [там же с.344].

Хелен Льюис считает, что: `Стыд может спровоцировать печаль или гнев, вызвать слезы или румянец, которые в свою очередь усугубляют переживание стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение` (с.345).

Стыд порождает особого рода отчужденность.
Человек ощущает себя брошенным, сконфуженным.

Е.П.Ильин в своей книге «Психофизиология состояний человека» пишет: «Мне представляется, что стыд также играет роль «внутреннего» наказания и именно поэтому столь велико его значение в мотивационном процессе. Избегание стыда может быть мощным мотиватором поведения. Угроза стыда, позора заставляла в прежние времена идти на дуэль, а в настоящее время дает людям силы во время войны пренебрегать болью и идти на смерть. Во избежание стыда от своей никчемности человек начинает развивать собственные физические и нравственные качества, приобретать знания, овладевать умениями и профессией. Наконец, во избежание стыда человек культурно развивается, соблюдает правила приличия и гигиены и т. д.

Читайте так же:  Эмоциональная лабильность у детей

В то же время не следует злоупотреблять стыдом в процессе воспитания ребенка. Если ребенка часто стыдят или наказывают за проявление стыда, у него развивается недоверие и боязнь людей. Чрезмерные усилия ребенка, направленные на избегание стыда, могут привести к отгораживанию его от всех эмоций, что сделает его жестким и ограниченным. Последующие переживания стыда будут у него исключительно интенсивными и психотравмирующими».

Культура стыда и культура вины
В основе европейской культуры лежит понятие долга — перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных поступках.
Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей «культурой стыда» в отличии от европейской «культуры вины».
В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора.

Стыдливость
Стыдливость — страх или боязнь стыда, препятствующая человеку допустить что-либо постыдное. Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство.

Стыд — понимание греха, этимология

Тогда вспомните о злых путях ваших
и недобрых делах ваших и почувствуйте
отвращение к самим себе за беззакония
ваши и за мерзости ваши
Изекииль 36:31

Если судить по фактам материальной культуры, например, скульптура у греков или архитектура у римлян, то отчетливо видно, что с понятием «стыда» греко-римское общество познакомилось поздновато.

Классическая скульптура Греции лишена одежды; греческие понятия — ntropi (позор), aischros (постыдный) или anaidis (дерзкий) явно не послужили основой древнерусского термина СТЫД.

* Эзоп. Басня «Зевс и стыд» (Эзоп. Сайт баснописца)
«Зевс, сотворив людей, тотчас вложил в них все чувства и забыл только одно — СТЫД. Поэтому, не зная, каким путем его ввести, он велел ему войти через ЗАД.
Сначала стыд противился и возмущался таким унижением, но так как Зевс был непреклонен, то он сказал: «Хорошо, я войду, но на таком условии: если еще что войдет туда после меня, я тотчас удалюсь». Оттого-то все развратные мальчики и не знают стыда. Эту басню можно применить к развратнику».

Видео (кликните для воспроизведения).

Ну как Вам мораль Эзопа? Одной этой басней он «убивает» все греческое «прекраснозадое», чему у них учиться — рабы за них сочиняли, строили и мыслили, а мы мусолим – «ах греческое!», «ах прекрасное!»! Предоставим читателям далее самим провести аналогии и связи с современной политикой в области сексуальных отношений (и не только) западных «либералов».

* Амфитеатры Рима предназначены для гладиаторских боёв (Колизей построен руками евреев-военнопленных), т.е. для убийства себе подобных; лат. термин «pudere» — стыдиться, сделать стыдно, также не связан графически и фонетически с русским словом СТЫД.
Так откуда появилось понятие стыд в древнерусском языке, неужели из языка славян, не имевших своей письменности и развитой идеологии, как нас убеждают запутавшиеся в «национальностях» этимологи?

1) Существующая этимология

Корень – стыд. Значение — смущение, вызванное прилюдным нарушением принятых в обществе норм, либо обнаружением такого нарушения; позор, бесчестие.

[2]

Этимология по Максу Фасмеру (праслав. – вставка неизвестного автора)

(Происходит от праслав. формы *stydъ, от которой в числе прочего произошли: — вставка) ст.-слав. стыдъкъ (aischros, anaidis; Супр.), русск. стыд, укр. стид, белор. стыд, сербохорв. стид «стыд», стидак «последний кусок на тарелке, который каждый стесняется брать», чешск. stydet se «стыдиться», stydky «постыдный», словацк. stуdiеtsа, польск. wstyd «стыд». Связано чередованием гласных со студа. Знач. «стесняться, стыдиться» и «стынуть» являются родственными.

б) В других толковых словарях аналогично или понятие не комментируется; никто из этимологов не связывает термин СТЫД с библейскими образами и терминологией иврита, с главенствующей идеологией русского общества.

в) В «Словаре русского языка XI-XVII вв. М., 2008» представлены разнообразные примеры применения терминов СТЫД и СТЫДЕНЬЕ, наиболее ранние из них относятся к XI веку.

2) Летописание и история

а) Дела лингвистические

Любое слово – артефакт (образ, обозначенный знаком, словом), его создал производитель в определенной политико-религиозной обстановке и через письменный язык (авторитетную книгу) запустил в лексический оборот.

Появление слова-артефакта на отдаленной периферийной территории говорит о том, что на ней присутствовала группа НОСИТЕЛЕЙ материнской идеологии, которая передала образ и термин ПОТРЕБИТЕЛЮ. В свою очередь он подстраивает термин под свою систему мировоззрения, социально-политические ситуации времени и язык. Термин, обозначающий конкретный ОБРАЗ (общепонятный сигнал) искажается и появляется в измененной графической форме в формирующемся языке. Тем не менее, КОРЕНЬ (2-3 согласные буквы) в новом термине фиксируется и выступает как содержание понятия языка Бога; кто посмеет нарушить его мысль?

Наша задача – найти СМЫСЛОВОЕ ПОЛЕ общей КУЛЬТУРЫ на данной территории, выявить корень исследуемого термина (или 2-3 корня) и связать его с системой ИДЕОЛОГИИ (религии) – материнским ОБРАЗОМ. Как показало время, истолкование имен и терминов на базе лексики национальных языков – бесперспективно, сотни миллионов имен и терминов так и не дешифрованы до сего дня.

б) Дела исторические

Археология нас убеждает, что в VIII веке на берегах Днепра активной социальной жизни не было, или она была эпизодической — археологические пласты пусты, находки артефактов – единичны. Большинство из них относятся к более раннему периоду; незначительное и постоянно мигрирующее население не создало оседлой материальной и духовной культуры.
В конце VIII века эти территории стали осваивать хазары, в междуречье Дон-Днепр, появились крупные для своего времени опорные пункты, связанные с транзитной торговлей на пути Европа-Азия. Около 840 г. возник как пограничный и торгово-таможенный пост город Киев, чуть позже в нем сформировались два обособленных квартала – «Козары» и «Жидовский». Как мы уже показали в работах по топонимике этого региона, многие гидронимы являются очевидными еврейскими терминами, что находится в связи с историческим процессом; за введением (освящением) территории в культ Бога Яхве, необходимо должен бы наступить период роста духовной культуры в племенном днепровском мире.

Читайте так же:  Выездная служба паллиативной помощи

Примерно со времени правления княгини Ольги (ок. 950 г.) территория Среднего Поднепровья приобретает стабильность – земли распределили между племенами, сформировали налоговую систему, а предгосударственное формирование Русь ввели в общий черноморский религиозно-торговый оборот. Дальнейшее культурное развитие произошло после принятия в 988 году христианства, которое пришло из Крыма, из Херсонеса. При князе Владимире возникает государственность, со всей своей атрибутикой: границы, письменный деловой язык, административный и церковный аппарат, единый князь, монета (серебряники, златники), дипломатические и династические связи, удельные города и т.д.

Итак, в период IX-X вв. ранее не обустроенное (дикое) пространство на Среднем Днепре превратилось в социально-политическую, культурную саморазвивающуюся территорию. Во время этого процесса единственным письменным языком, господствующим в регионе был государственный язык Хазарского каганата – иврит, а идеологией — иудаизм, следовательно, культурные СМЫСЛЫ русских понятий мы должны искать в терминологии иврита и образах иудаизма; всегда заимствуется более авторитетная идеология и терминология.

У всех народов начавших христианскую жизнь возникает чувство «стыда» (мораль) и потребность в одежде, «стыд» появляется с ОЦЕНКИ своего поведения и деятельности в связи с Законами заложенными в Святое Писание (делай так – не делай так). Этика (учение о морали) – форма идеологии, понимание неправильности своего поведения и желание измениться (раскаянье) составляет основу молитвы.

Процесс заимствования терминологии и образов Библии протекал и на других территориях Европы. Миссионерами выступали еврейские общины Англии, Франции и Германии, обосновавшиеся здесь с римских времен; их официально приглашали князья, архиепископы, короли и императоры, всё с той же целью – включить территорию в религиозно-торговые отношения Средиземноморской цивилизации.

Во французском языке понятие «стыд» выражается словом honte = ивр. (х-г)ГЕНУТ, ГЕНАИ стыд, позор; ГИНА, ГУНА порицать, стыдить; опозориться, оно характеризует духовного человека – того, кто понимает разницу между добром и злом.

3) Формирование чувство стыда, библейские образы

а) «И были оба наги, Адам и жена его, и не СТЫДИЛИСЬ» Быт. 2:25

Нарушение заповеди данной Адаму (о не вкушении плода с древа познания) стало причиной конфликта между Всевышним и человеком, этот конфликт тут же был распространен и на отношение Адама с окружающим миром. Неизвестный автор Бытия показывает, что знание, основанное на ЧУВСТВЕННОМ желании (а оно преобладает у молодых людей), может привести к изменению реального мира в не лучшую сторону; познать добро и зло – значить стать причастным и к тому, и к другому.
По мнению еврейских законоучителей, Адам должен был пройти путь духовного РАЗВИТИЯ, преждевременно «вкусив плод», не окрепший духовно Адам попал под влияние сил зла и в его внутреннем мире произошел разрыв между желанием и долгом.

Бог не сотворил Адама зрелым взрослым человеком, а создал его – РЕБЁНКОМ (иначе весь смысл сюжета пропадает), откуда и запрет на «вкушение плодов добра и зла» — все в своё время (кстати, все авантюристы от политики пользовались этим философским сюжетом, натравливая молодёжь на старшее поколение).

Автор Бытия создаёт временный разрыв между «сотворением человека» и «грехопадением» — Бог обустраивает рай, «насадил, произрастил деревья», есть время для взросления Адама; согрешив — Адам и Ева сознают свою «наготу» (несовершенство). В этом сюжете Бытия и появляется СТЫД, нарушив запрет, Адам «скрывается» от Бога, ему стыдно и страшно предстать перед лицом Господа, так как нужно будет дать ответ за нарушение запрета и понести наказание; таким образом, истоки СТЫДА в СТРАХЕ БОЖЬЕМ.

б) Ной и сыновья

После Потопа Господь дал Ною несколько моральных законов: запрет идолопоклонства; почитание Бога; запрет убийства; запрет прелюбодеяния; запрет воровства; запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого существа. Авторы Библии продолжают развивать тему формирования чувства СТЫДА у людей, в сюжете о Ное фиксируется нравственное и безнравственное поведение сыновей Ноя, связанное с наготой тела отца — «И выпил он (Ной) вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своём» (Быт. 9:21-27).
Хам увидел обнаженного отца и рассказал об этом своим братьям, СТЫДЯСЬ наготы отца Сим и Иафет задом входят в шатер и покрывают отца одеждой.

Собственно все тексты Библии описывают общие ситуации, где красной нитью проходит тема СТЫДА и СОВЕСТИ, библейские авторы связывают возникновение этого морального чувства с понятием – ГРЕХ или на иврите АВЕРА грех, проступок, преступление; переход за грань дозволенного, нарушение или невыполнение заповедей (применяются и другие термины).
Согласно Библии источником греха является ЛОЖНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ человеческой ВОЛИ, так как человек обладает свободой выбора между добром и злом, он обязан преодолеть влечение к греху, и несет полную ответственность за свои поступки. Совершив проступок (грех) еще окончательно не испорченный человек, осознаёт его, он должен покаяться и впредь не допускать подобное: «Кто имеет чувство СТЫДА, тот не грешит» (Талмуд, Недарим 20а).

Дальнейшую разработку темы СТЫДА продолжили Пророки.

* Иов 6:20: «но остаются пристыженными в своей надежде; приходят туда и от стыда краснеют».
* Исаия 45:16 «Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут все делающие идолов».
* У Иезекиила понятие СТЫД находится в тесной связи с понятием «преткновнием греха», кто раскается, тот освободится от греха: «И ты вспомнишь о путях твоих, и будет стыдно тебе» (16:61); «Для того, чтобы ты помнила и стыдилась, нельзя тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог» (16:63).
В книгах Библии терминология СТЫДА отмечена 123 раза.

4) Терминология иврита и библейский образ

Мы вышли на понимание библейского ОБРАЗА термина СТЫД, выстраивается цепочка понятий:
* ПОЗНАНИЕ — чувственное, начальная форма мыслительной деятельности;
* ГРЕХ — проступок из-за неполноты знания (недостатки системы обучения и воспитания);
* СТРАХ БОЖИЙ — понимание, знание ответственности за содеянное перед высшим авторитетом, Богом и обществом, живущим по установленным Богом правилам;
* СТЫД — раскаяние в содеянном.
Нам остаётся связать слово с терминологией иврита.

Выделим корни иврита, очевидно, что слово делится на две основы – СТЫД = СТ+ЫД.

а) СТ = ивр. С.Т. в написании без огласовок, СЕТ отступник, мятежник; САТА сходить с пути, отклоняться, уклонятся (с праведного пути), нарушать супружескую верность, изменять; СЕТЕ уклоняющийся от нормы; другое написание, через букву шин-син САТА уклоняться, иметь склонность к худому.

б) Ы = сведения о русской букве Ы (еры) – противоречивы и гадательны, никто не знает как она звучала в древнерусском языке, предполагают – И или Й, которые произносили протяжно.

Читайте так же:  Бред ущерба у пожилых

ЫД = ивр. ЙАДА знать, познавать, мнение.

Появление чувства стыда у человека — сигнал от Бога: ты грешник, твои поступки не соответствуют правилам общежития в обществе, ты сошел с пути, предначертанном Богом, вступаешь в конфликт с обществом. Естественно, что СТЫД не является врожденным качеством человека, а формируется в процессе воспитания и образования, в семье и обществе; образование и воспитание до 1917 года в России было религиозным, иудехристианским, и никак не славянским.

Русск. СТ+ЫД = ивр. С.Т., САТА сходить с пути, отклоняться от долга, нарушать супружескую верность + ЙАДА знать; т.е. знание ГРЕХОВНОСТИ своих действий, отклонение от долга (общественных норм) своих поступков; появление чувства СТЫДА сигнал человеку о неправильном поведении.

Укоряя кого-либо за совершенный проступок (например, неисполнительность в работе) мы говорим нарушителю – «Как тебе не стыдно?», тем самым предупреждая его о последствиях проступка и пытаясь пробудить в нём чувство раскаяния, предупредить дальнейшее нарушения общественных норм.

* См. стронг иврита 7847, САТА

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_463.htm

б) Библейский образ

* Притчи 4:15 (не вступай на стезю нечестивых): «Оставь его, не ходи по нему, уклонись (САТА) от него, и пройди мимо».

* Притчи 7:25: «Да не уклоняется (САТА) сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее».

“Стыд”-то какой!

Досмотрели вчера с супругой фильм Ингмара Бергмана “Стыд”, 1968 г. (Вот так бездарно в первом же предложении спалил интригу заголовка). Несколько файлов с кинокартинами знаменитого режиссера лежали на жестком диске еще с лета, когда отмечался его столетний юбилей, но времени посмотреть всё никак не находилось: ленты серьезные, в качестве развлечения на сон грядущий не годятся. Так мы думали, ожидая столкнуться в фильме с глубоким символизмом на грани абсурда и прочими обескураживающими эффектами, на которые так щедро “кино не для всех”. Каково же было наше удивление, когда на экране начался экшн с залихватским сюжетом и без малейших намеков на потаенный интеллектуальный подтекст. Вот только акценты расставлены в сюжете очень необычно.

Ахтунг! Дальше спойлер. Супружеская пара средних лет (Еве около 30, Яну, видимо, уже за 40) спасается от Второй мировой войны на ферме близ морского побережья. Война близится к концу. В какой стране всё происходит — с точностью понять невозможно, но, судя по всему, это Нидерланды, Бельгия или Дания. А может, Норвегия? В общем, какая-то из североевропейских стран, с легкостью завоеванных в начале войны, а теперь понемногу освобождающаяся от захватчиков. А может это и вовсе некая абстрактная война, но к послевоенной Европе отсылка явная. Так что будем для удобства называть выведенных в фильме захватчиков “немцами”.

Ева и Ян в прошлом играли в симфоническом оркестре, а теперь выращивают кур, помидоры в теплице, картошку. На ферме грязновато и бедновато, но в целом жить можно. В некоторых комнатах они успели создать некоторое подобие довоенного уюта. Супруги что-то продают из своей сельхозпродукции, что-то покупают, экономят на чем только можно, радуются бесхитростным мелочам (купить лишний раз бутылку хорошего вина), мечтают о временах, когда война кончится и они смогут завести ребенка.

В общем, жизнь трудная и почти безрадостная, но, по крайней мере, более-менее безопасная. И вот в один прекрасный день над фермой пролетают несколько реактивных(!) самолетов. Такая авиация не использовалась в реальных боевых действиях во время Второй мировой: тогда такие летательные аппараты еще только проектировались, максимум — испытывались и Союзниками, и Германией. Это подтверждает мысль о том, что речь идет о некой абстрактной войне.

С неба спускается вражеский десант. Один парашютист повисает на стропах в ветвях дерева близ фермы. Он мертв. На ферму приходят “немцы”,обвиняют Яна и Еву в гибели десантника. “Ага!“ — думает привыкший к советским стандартам фильмов про войну зритель. — “Сейчас начнется что-нибудь про издевательства фашистов над мирным населением!”

[3]

Не тут-то было. Напуганную Еву некий вежливый офицер просит сказать несколько слов на кинокамеру. Ни на чем не настаивает (хотя рядом вооруженные солдаты), мол, просто поделитесь впечатлениями о текущей ситуации. Она произносит довольно банальные слова о том, что не интересуется политикой и устала от войны. После этого внезапно появляются “наши” и прогоняют неприятеля. Но ощущение, что хрупкое благополучие безвозвратно нарушено, уже не оставляет зрителя.

Вскоре герои отправляются в лавку за покупками (ферма представляет собой хутор на отшибе, по делам Ян с Евой ездят на раздолбанном пикапе). Они входят в здание, но через минуту к нему подъезжает грузовик с солдатами. Всех покупателей выводят на улицу, строят, сажают в крытый брезентом кузов и привозят в переполненное помещение, где такие же как они пойманные на улице ждут своей участи. “Ага!” — думает отечественный зритель, закаленный творчеством Элема Климова. — “Сейчас всех сгонят в сарай и подожгут. А Ян и Ева, судя по филармоническому прошлому, небось, еще и евреями окажутся. Значит про холокост”.

Опять мимо! Солдаты, столь бесцеремонно упаковавшие мирных жителей в кутузку, не “немцы”, а местные силы госбезопасности. Они ищут бывших коллаборационистов, а Ева, засветившаяся во вражеской кинохронике, где ее изображение смонтировали с надиктованными другим голосом словами о том, что “немцы” — избавители, таковой считается и светит ей (а заодно и Яну) довольно серьезное наказание: на глазах у задержанных кого-то демонстративно собираются расстрелять, но в последний момент заменяют смертную казнь на 25 лет каторги. Подозрения небезосновательны: “немцы” Яна и еву, почему-то, не тронули, хотя вокруг разбомбленые дома, пожары, на дорогах — трупы людей, животных, разбитые машины. Всё это супруги-фермеры видели из окна своего пикапа по дороге в город. Постсоветский кинозритель, воспитанный на мысли о великих жертвах СССР и сдавшейся без боя Западной Европе испытывает, глядя на панораму разгрома, некоторое изумление.

В здании, где ведется следствие, происходят вещи довольно жестокие и унизительные, вполне сопоставимые с тем, что могло бы происходить в фашистском плену. Кто-то даже умирает от жестокого обращения. Там Ева произносит ключевую фразу фильма: “Мне кажется, что я нахожусь в чужом сне. Интересно, будет ли спящему стыдно, когда он проснется?”. Постсоветский кинозритель, считающий, что это у нас тут были мрачные подвалы Лубянки и лагеря, а в условиях цивилизованного мира они немыслимы, недоумевает.

В конечном итоге героев выпускают. Но тут новая неприятность, довольно неожиданная: пожилой респектабельный чиновник, который берет на себя ответственность за освобождение Яна и Евы, начинает к ним часто и навязчиво наведываться, приносить подарки, не слишком скрывая, что хочет переспать с молодой женщиной. Мол, если бы не его хлопоты — гнить бы сейчас им обоим в трудовом лагере. Причем старый греховодник доносит эту мысль до наших филармонических фермеров как-то очень не по-злодейски, а запросто, практично, почти не стесняясь Яна. Мол, — инфантильный слабак, что его спрашивать. Ева, кстати, в адрес мужа тоже высказывает время от времени по ходу фильма подобные суждения, хотя и жалеет его, тем паче, что супруг страдает каким-то нервным расстройством, проявляющимся приступами. Ян, со своей стороны, не может поверить в такую наглость чиновника, хотя и подозревает, что происходит то, что происходит.

Читайте так же:  Мое безумие как сладкое вино

В один прекрасный день чиновник, совсем обезумевший от вожделения, является на ферму с крупной суммой денег, которую показывает Еве, пока Ян, напившись вина, сидит за столом в соседней комнате. Женщина решает уступить. Она уводит ухажера в теплицу, в надежде, что Ян еще долго пробудет в забытьи. Но Ян вскоре просыпается. Он находит в спальне деньги (их просто оставили на постели) и хочет напрямую спросить, что происходит. Блуждая по дому в поисках жены и гостя, он видит через окно , что те возятся в теплице и, несмотря на статус мямли и инфантила, приходит в бешенство. Деньги кладет в задний карман брюк…

Ну, и где здесь свойственная фильмам в жанре артхаус заумь? Пока это скорее похоже на приключенческий фильм с захватывающим сюжетом. Правда, довольно грустным. Но сейчас будет еще круче…

В то время, как Ева с чиновником (теперь уже любовником) выходят из теплицы, а навстречу им движется разъяренный Ян, на ферму врываются вооруженные до зубов… нет, не “немцы”. Бойцы сопротивления. Они ищут чиновника, так как тот у них обложен данью и должен был передать им крупную сумму на финансирование праведного дела освобождения страны. Чиновник же, судя по всему, именно эти средства и отдал Еве. Точнее говоря, оставил в спальне во время своих домогательств, поскольку формально Ева этих денег пока еще не приняла. Зато их прикарманил Ян, и, как потом выяснится, правильно сделал.

Чиновник в смущении бормочет, что, мол, извини Ева, но деньги, к сожалению,придется отдать этим людям. Ева тоже понимает, что с этими головорезами шутки плохи. Только вот денег найти нигде не могут, а Ян утверждает, что никакой толстой пачки купюр в глаза не видел (ну, и кто здесь мямля?). Взбешенные партизаны устраивают “обыск”. Всегда и везде обыск означает погром, поскольку все siloviki прекрасно понимают, что хорошо спрятанное не найдешь, и остается только запугивать и мстить за невозможность найти. “Освободители” крушат окна, двери, мебель и обстановку, а в конце закидывают дом ручными гранатами. У Евы, кстати, срывают с пальца перстень — единственный финансовый актив, которым удалось поживиться товарищам сопротивляющимся.Торжественное право застрелить скурвившегося чиновника из револьвера предоставляется Яну. Он выполняет это поручение без особых колебаний, хотя и очень неумело: злодей затих выстрела с 4-го. А ведь в начале фильма “инфантил” Ян даже не мог зарезать курицу.

Ну что-ж, делать нечего, ферму не восстановить, нужно переселяться куда-то. Хорошо хоть деньги есть. (Обыскать Яна партизаны, почему-то, не догадались. Похоже, желание крушить было в них сильнее, чем желание профинансироваться).

Супруги добираются до побережья. По дороге Ян отобрал у какого-то борзого дезертира ботинки, т.е. вошел во вкус насилия, мужает на глазах. На берегу такие же бедолаги ждут лодку, чтобы переправиться, условно говоря, в Великобританию. Лодочник требует платы (вот тебе и солидарность), но уж с чем-чем, а с финансами у Яна проблем нет. В пути у лодки ломается мотор, и все остаются без еды и пресной воды посреди моря. Лодочник, пока все спят, почему-то спрыгивает за борт (что поделаешь, артхаус). Лодку носит по морю, где плавает много трупов в спасательных жилетах (явная отсылка к последствиям операции “Оверлорд”). На этом повествование неожиданно заканчивается. Внезапная концовка без хэппи енда, пожалуй, один из немногих в этом фильме элементов артхауса. Закончу и я своё ненавязчивое эссе внезапным и парадоксальным выводом: “немцы” в этом фильме симпатичнее “своих”. Стыдно, товарищи.

Видео (кликните для воспроизведения).

PS. Поразмышляв еще над фильмом, пришел к выводу, что это действительно символическое описание послевоенной Европы и предчувствие ее нынешнего кризиса. Даже соскочивший втихаря лодочник уместен: в нем можно разглядеть капитализм, взявшийся за деньги решить жизненно важные проблемы, то, получив плату и столкнувшись с проблемами, “умывший руки”. На самоубийцу покидающий заблудившуюся в тумане лодку ее хозяин не похож. Видимо, у него есть свои соображения по поводу индивидуального спасения, но “Боливар двоих не выдержит”, так что ускользает он пока все спят. Еще одна ключевая схема — как люди, оставшиеся в заблудившейся лодке, делят съестное. Всем поровну, по маленькому кусочку. Никто не ест в одиночку свои припасы, делятся. Руководит процессом раздела продовольствия человек, похожий на раввина. Трупы в спасательных жилетах — вовсе не обязательно солдаты, павшие при штурме Нормандии. Символически под ними могут подразумеваться те, кто пытался спастись самостоятельно. Их Ян упорно отгоняет от лодки веслом. Так что концовка фильма — это рецепт. Поможет ли он — Бергман не знает, но другого нет. Так что есть в фильме и символизм, и “второе дно”, а может и третье, и четвертое.

Источники


  1. Светлана, Фрондзей Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодёжном браке / Фрондзей Светлана. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 224 c.

  2. Руденко, А. М. Психология в схемах и таблицах / А.М. Руденко. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  3. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум / В.С. Садовская, В.А. Ремизов. — М.: Юрайт, 2016. — 210 c.
  4. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
  5. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. — М.: Просвещение, 2016. — 208 c.
Стыд то какой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here